Перспективный план развития профессиональных компетенций учителя

Перспективный план развития профессиональных компетенций учителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Отчет по теме самообразования29.05 КБ

Предварительный просмотр:


Выступление на МО

Отчёт по теме самообразования

«Формирование речевой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературе»

Тема по самообразованию, над которой я работала, и продолжаю работать

«Формирование речевой компетенции на уроках русского языка и литературы» я считаю, актуальна в нашей школе.

«Все знания о мире, и школьные предметы в том числе, постигаются через язык, посредством языка. Язык – не только гимнастика ума и главное средство общения, но и основной инструмент формирования национального самосознания»

Что же такое речевая компетенция?

Речевая компетенция входит в состав коммуникативной компетенции. И означает

(Речевая компетенция)– свободное практическое владение речью, умение говорить правильно, бегло и динамично как в диалоге, так и в виде монолога, хорошо понимать слышимую и читаемую речь, включая умение производить и понимать речь в любом стиле, т.е. способность использовать накопленный языковой материал в речи с целью общения.

2. Цель моей работы заключается в следующем:

- определить и апробировать методы и технологии, позволяющие наиболее эффективно формировать речевую компетенцию в условиях образовательного пространства школы.

 3.Работая над данной проблемой, я ставлю перед собой конкретные задачи:

  1. Научить работать с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации, анализировать её, делать обобщения и выводы);

  2. Формировать умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, проявляя уважения и терпимость к чужому мнению, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами; грамотно разрешать конфликты в общении; поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения, в формах монолога и диалога;

 3- повысить  интерес к русскому языку и литературе и развивать  мотивацию учебной деятельности;

4-  повысить  результативность обучения;

5- активизировать творческую деятельность – желание участвовать в различных творческих конкурсах

У наших обучающихся беден словарный запас. Мало кто умеет аргументировать свои выступления, делать обобщенные выводы или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Зачастую они стараются заменить живую, культурную речь стандартной житейской мимикой и жестами, то есть примитивными невербальными способами общения, жаргонной речью, затрудняются в создании самостоятельных, связных, обобщенных устных и письменных высказываний.   Многие обучающие не умеют извлекать и перерабатывать учебную информацию, затрудняются выделить главную мысль текста, свёртывать информацию до ключевых слов. Основным направлением в формировании речевой компетенции учащихся  является ориентированность на текст. Мы живем в мире текстов, они нас окружают, мы их читаем, слушаем, изучаем, создаем сами, когда говорим, пишем… Тексты – это наша речь, это жизнь нашего языка. А родному языку мы учимся постоянно. Поэтому вся работа строится на постижении художественного текста. Работая с текстом, мы воспитываем такие качества как любовь, патриотизм, милосердие, сострадание, добро. На своих уроках стараюсь создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества. Каждый урок строю так, чтобы заинтересовать учащихся, чтобы привить любовь к литературе.

4. Реализация. В течение учебного года прошла курсы повышения квалификации:

1. «Профориентация в современной школе», школа «Фоксфорд»

«Конструирование урока с использованием электронной формы учебника», издательство «Леста», «Дрофа», «Просвещение».

2. Являлась слушателем онлайн-конференций, вебинаров издательства «Леста», «Дрофа», «Просвещение», «Мерсибо» (подтверждением служат сертификаты участника).

3. Являлась экспертом-консультантом международного исследования «Работа за идею» , проведённом СМИ «Педсовет».

4. Опубликовала 9 разработок уроков, учебных программ на образовательных порталах «ЗНАНИО», «Копилка уроков», «Компэду».

5. Разработала  индивидуальные образовательные маршруты для учащихся 9, 11 кл., относящихся к группе риска.

6. Принимала участие во Всероссийском Тотальном тестировании, январь 2018г., награждена Дипломом 2 ст., Россконкурс – Диплом 2 ст., Всероссийский конкурс  среди педагогов «Радуга талантов» – Диплом 3 ст., на региональном уровне приняла участие в научной  методической сессии «Профессиональный стандарт педагога: инновационные модели профессионального развития педагогических работников» (Сертификат участника).

Для достижения поставленной цели использую следующие технологии:

-технология проблемного обучения;

-технология уровней дифференциации на основе обязательных результатов позволяет отработать образовательные стандарты, предупредить неуспеваемость;

-технология личностной ориентации (обучение в сотрудничестве развивает взаимоответственность, способность обучаться в силу собственных возможностей при поддержке своих товарищей);

-информационно-коммуникационные технологии активизируют психические процессы учащихся: память, внимание, восприятие; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, формируют информационную культуру.

Наиболее результативными являются следующие формы и методы организации работы с текстом:

- комплексный анализ текста;

- работа с текстом при подготовке к написанию сочинения-рассуждения;

- анализ текста при работе над типами речи;

- сопоставительный анализ текстов;

- письмо по памяти;

- лингвистический эксперимент;

- работа с «деформированным» текстом;

- составление текста по опорным словам.

 Современные образовательные технологии.

Технология решения изобретательских задач.

«Удивляет!»

  Этот прием направлен на повышение интереса к учебному материалу. Учитель находит такой факт или такой угол зрения, при котором обычная информация ставится удивительной. Это может быть интересные факты биографии писателя, которые можно найти в мемуарах, воспоминаниях современников, письмах.

 «Лови ошибку!»

  Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Этот прием примечателен тем, что ошибка должна быть аргументирована, должны привлекаться новые доказательства правоты, чтобы рос «снежный ком» ошибок. При этом учитель должен быть уверен в том, что у учеников есть аргументированный способ доказать, что он не прав. Цель этого приема – добиться понимания «ошибкоопасного» места, а не механического запоминания правильного ответа.

Тема урока: «С. Есенин. Обзор жизни и творчества». (11 класс)

  На дом было задано подготовить материал о жизни и творчестве поэта. Класс делится на группы, которым предлагается биографический материал о С. Есенине с фактическими ошибками.

Задание: Найти, исправить ошибки, дополнить теми сведениями, которые нашли при подготовке домашнего задания и сделать сообщение по теме. Часть биографии С. Есенина с фактическими ошибками: Сергей Алексеевич Есенин родился в 1896 году 5 октября (по старому стилю) в селе Николаево Саратовской губернии. В поэме «Темный человек» он называет свою семью «простой крестьянской».Замена: Александрович, 1895, 3, новому, Константиново, Рязанской, Черный.

 Коммуникативно-ориентированные задания.

1.Выделение главных мыслей текста.

 Выделить главную мысль – это значит осознать ее в тексте, абстрагировать от конкретного воплощения и оценить степень ее значимости. Наиболее ясно это проявляется в пословицах – драгоценном культурном фонде каждого народа.

Задание:

1.Найти к каждой пословице предложения, выражающие ее мысль.

Пословицы.

У короткого ума длинный язык.

Глаза – зеркало души.

В своем болоте и лягушка поет.

2.Вырази содержание текста 1-2 предложениями.

Предложения.

По выражению глаз можно узнать о характере человека.

Дома, как на родине, живется легче, веселее, чем в чужом краю.

Болтливый человек не бывает умным.

3.Придумай для текста такое название, чтобы в нем отразилась главная мысль, используя пословицу.

4.Прочитай басню, какая народная мудрость спряталась в басне?

5.Закончи мысль, которая заключена в тексте:

2.Прогнозирование.

Задания.

1. Восстановите исчезнувшие из текста слова, заполните пропуски в тексте:

Я люблю весну с ручьями,

… (лето) с яркими цветами,

… (осень) с ласковым дождем,

… (зиму) с горкой и катком.

2. Придумайте и напишите стихотворение о зиме, используя предлагаемые слова для рифмовки:

… снежинки

… на тропинке

… у реки

… уголки

… дома

… зима.

7. Собери рассыпанные части предложений:

Уже вполне сформировавшиеся кенгурята при малейшей опасности направляются к маминой сумке; где Балтийское море; когда защищается; плывущие по ледовитому океану голары хорошо знают; куда и прячутся; ядовитая змея кусает человека только тогда.

8. Предлагается несколько коротких рассказов. Закончите рассказы, проявив находчивость и остроумие.

  Первый шаг к усвоению идеи автора – мысленная обработка заголовка. Сопоставление известного с темой заголовка рождает догадку о круге выдвигаемых автором проблем, вызывает вопросы гипотезы. Заголовок настраивает на последующий диалог с текстом, в ходе которого происходит постижение содержания и его главной мысли. Работая с заголовком, дети учатся «прогнозировать» события, описываемые в тексте.

Учитель задает вопрос:

- Как вы думаете, о чем пойдет речь, судя по названию текста?

Таким образом, заголовок дает возможность понять авторскую мысль, смысл текста и авторский замысел.

9.Вспомните заголовки:

- выражающие главную мысль произведения;

- сформулированные в виде вопроса;

- передающие эмоциональное состояние автора;

- обозначающие место, время действия или имя автора.

10.Определите, о какой книге пойдет речь:

- история о том, как хозяин собаки по приказу барыни утопил ее;

- сказочная история о девочке из цветочного горшка, которой ласточка помогла найти счастье.

11.Приведите примеры известных вам литературных произведений и объясните, почему автор именно так назвал свое произведение.

3.Диалог с текстом.

1. Побеседуй с текстом. После чтения каждого предложения делай остановку, чтобы задать тексту вопрос и придумать ответ. Прочитай текст целиком.

2. Автор дал этому тексту название в форме вопроса. Прочитай текст и скажи, какое это может быть название. С кем из героев ты согласен или у тебя есть свое мнение.

3. Прочитай текст. Какие вопросы возникают при чтении текста? На какие из них можно найти ответы в тексте, а на какие нет?

4. В этом тексте спрятался один, но очень важный вопрос. Важный, потому что весь текст отвечает на этот вопрос. Прочитай текст и найди самый главный вопрос.

4.Включение воображения.

1. Читай текст и воображай, что ты смотришь мультфильм.

 Какими сценами тебе хотелось бы дополнить этот текст, если бы пришлось создать мультфильм?

2. Постарайся увидеть картину, описанную в тексте.

Какие вопросы у тебя возникли? Подумай, где находился человек, который изобразил эту картину (тексты о природе)

3. Что вас взволновало в данном стихотворении? Попробуй нарисовать ее. Придумай свою историю на эту тему.

5. Преврати одно предложение в целый рассказ.

6. Закончи рассказ, сказку.

5.Работа над сочинением.

1. Творческое сочинение по картинке.

  Учащимся демонстрируется картинка с любым изображением, в том числе сюжетным. Предлагается представить себе и рассказать классу данную ситуацию. В качестве объекта выбирается любой герой, животное и даже предмет. Нужно придумать развитие сюжета, а также его финал.

2. Свободное сочинение.

 Заключается в том, что ребенку предоставляется полная свобода сочинять рассказ или возможную ситуацию, этому не учат специально, но способствовать свободному (самостоятельному) сочинению необходимо. Подготовкой является упражнение на пересказ.

3. Сочинения на темы художественных произведений

  Известно, что дети с большим удовольствием воображают себя в ситуациях, в которые попадают их любимые герои, приписывают себе их действия, творчески переосмысливая приключения.

  Методика обучения сочинению – такому сочинению предельно проста: ребенку предлагается пересказать определенный эпизод сказки или рассказа от своего лица, будто все это произошло с ним.

6.Драматизация и словесное рисование.

 Ценность приема драматизации определяется тем, что он помогает зрительно. Увидеть содержание литературного произведения, развивает воображение, без которого невозможно полноценное восприятие художественной литературы.

 Чтение по ролям предваряет по степени сложности драматизацию, оно возможно в работе над любым произведением, в котором есть диалоги.

  Работу по драматизации можно провести так: разбить класс на группы и поставить перед каждой группой задачи: инсценировать рассказ, сказку; разобрать самостоятельно сценарий (отобрать значительный эпизод или цепь эпизодов и определить, что и как играть); подобрать действующих лиц и т.д.

  Словесное рисование, создание слайдов позволяет вообразить, дополнить картины, образы.

2. Доклады и сообщения

  Тщательно готовимся с учащимися к выступлению, определяя ее структуру: вступление, основную часть, заключение. Обращаем внимание на задачи каждой части, ее объем от общего объема выступления. После выступления проводим анализ речевого поведения выступающего (слово предоставляем и выступающему, и слушателям):

1)Достигнута ли цель выступления?

2)Удалось ли вызвать интерес у слушателей, найти контакт с ними?

3)Правильно ли было построено сообщение? 

4)Какие недостатки в подготовке к докладу или сообщению проявились во время выступления?

5)Удалось ли сделать свою речь естественной, непринужденной?

4.Уроки – дискуссии.

  Учащиеся учатся корректно отстаивать свое мнение, слушать другого. Такие дискуссии иногда возникают спонтанно, но возникновение дискуссии может спровоцировать и учитель, предложив спорные (или противоположные) точки зрения на  предмет, образ, произведение, писателя. Такие методы и технологии положительно влияют на формирование речевой компетенции.

 5. Результаты. На сегодняшний день качественный анализ изменений, произошедший в ходе моей работы с учащимися по формированию речевой компетенции, показал следующее:

  •  -повышение интереса к русскому языку и литературе

Мониторинг по русскому языку: на начало года          на конец года  

Мониторинг по литературе:

Мониторинг по риторике:

Мониторинг АКР по русскому языку:

  •  -умение анализировать, интерпретировать и создавать тексты различных стилей и жанров.

Результаты ОГЭ в 9б: К – 73% (14 уч-ся),  ГОС – 100%

Результаты ОГЭ в 9а: К -  87%(19 уч-ся),(иом), ГОС - 100%

  •  -активизация творческой деятельности – желание участвовать в различных творческих конкурсах (90%  учащихся 9 б кл., 15% 9 а кл., 30 %  8в кл., 20 % 11а кл., 40 % 8а кл. награждены Дипломами победителя и призера Всероссийских, Международных конкурсов и олимпиад, Сертификатами участника.

Дипломами 3 степени конкурса «Одарённые дети – будущее России» награждены 2 учащихся.

На уроках русского языка предлагаю учащимся разнообразные виды заданий, позволяющие выражать свои мысли связно и адекватно, строить высказывания в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения. Это означает, что необходимо вырабатывать чувство языка, развивать аналитические и творческие способности учащихся – как на уровне содержания, так и на уровне языковых средств, что очень тесно взаимосвязано.