Аттестация

Нуштаева Надежда Владимировна

Материалы к аттестации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Представление  педагогического опыта учителя математики МБОУ «Жуковская средняя общеобразовательная школа» Торбеевского муниципального района Республики Мордовия

             Нуштаевой Надежды Владимировны

Тема инновационного педагогического опыта: Применение ИКТ и компьютерной технологий в образовательном процессе для развития творческой инициативы, мотивации учащихся с целью повышения качества знаний.

1.Актуальность и перспективность опыта. Его значение  для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

  «Общеизвестно, что нельзя двигаться вперед с головой, повернутой назад, а потому недопустимо в школе  XXI  века использовать неэффективные, устаревшие технологии обучения, изматывающие ученика, и учителя, требующие больших временных затрат и не гарантирующих качество образования…»

(М.Поташник,  действительный  член Российской академии образования).

       В нaстoящее время происходит существенное переосмыслeние целeй Российского образования, оформляется новый социальный заказ на выпускника школы, отражающий тенденции развития соврeменного общeства.

       Выпускник XXI века будет жить в мире компьютеров, в международном информационном обществе, и умение пользоваться информационными технологиями будет во многом определять его жизненный успех. Поэтому важно уже сейчас превратить информационное пространство  школы в среду, которая обогатит учeника, сфoрмирует у него нeобходимые качeства. Сделать это возможно, только активно применяя компьютeрные информационныe технологии в учебном процессе.

      Новые федеральные стандарты, ГИА, ЕГЭ, информатизация общества должны коренным образом повернуть качество образования на более высокий уровень, приблизить его к европейским стандартам, дать новый импульс для развития компетентностной модели образования. Следовательно, компьютер на уроках математики должен способствовать развитию учебных и социальных компетенций учащегося, его творческих и познавательных интересов.

    Реализация в России государственных программ («Единая информационная образовательная среда», «Компьютеризация школ» и др.) активизировала интерес к применению в учебно-воспитательном процессе современных образовательных технологий, в том числе и информационно ¬ коммуникационных, всеми участниками педагогического процесса - учащимися, учителями, родителями.

    В настоящее время практически 60% всех уроков проходит с компьютерной поддержкой, ведь математика – это один из тех предметов, в которых использование ИКТ активизирует все виды учебной деятельности: изучение нового материала, отработка ЗУН, подготовка и проверка домашнего задания, самостоятельная и контрольная работы, внеклассная деятельность, творческая работа. На базе использования ИКТ многие методические цели могут быть реализованы более эффективно.

Во-первых, применение компьютерных технологий на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся. 

Во-вторых, использование компьютерных технологий позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала. 

В-третьих, повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация). 

В-четвёртых, расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности. 

В-пятых, обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

     Использование ИКТ на уроках математики позволит повысить качество обучения предмету, содействует созданию ситуации успеха на уроке для каждого ученика. Занятия становятся более интересными, учащиеся работают творчески и становятся увереннее в себе.

      Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Использование ИКТ  и компьютерной технологий в процессе обучения математике наряду с предметными результатами способствует эффективному формированию информационной компетенции, общепредметной компетенции, связанной с математическим моделированием, необходимых для продолжения образования, в практической деятельности и повседневной жизни.

 2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

         Исходным условием становления опыта является социальный заказ общества на обеспечение качества естественно-научного образования.  Математика создает у учащихся научное мировоззрение, особую нравственную ценность, формируют творческие способности, способствуют воспитанию высоконравственной личности, что может быть достигнуто только при условии сформированности у учащихся интереса к получению знаний. Другим важнейшим условием является потребность общества в образованной личности, стремящейся к самоопределению и самореализации. Третьим условием становления данного опыта можно считать требования, предъявляемые к учителю современным обществом, которые обусловили потребность пересмотра и качественного обновления структуры, содержания, форм и методов учебного занятия, разработки и реализации технологий педагогической деятельности.

Молодому человеку, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть эффективным, конкурентоспособным работником. Он должен быть творческим, самостоятельным, ответственным коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию. Именно поэтому сегодня очень актуальны направления, которые будут способствовать повышению активности учеников, формированию их творческого потенциала. 

 Важным условием становления опыта стал собственный интерес к обозначенной проблеме, обусловленный личным опытом общения со школьниками, с другими педагогами, стремление придать своей деятельности направленный характер.

В школе возросло количество единиц современной техники, и стало очевидно, что учитель, действующий  в рамках привычной "меловой технологии", существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиа-проектора, электронной доски и компьютера, обеспечивающего выход в Интернет. Поэтому для меня естественным было изучение информационно-коммуникативных технологий и системное внедрение их в преподавание математики.

    Изучение методической литературы, опыта коллег (в том числе и виртуально) позволило мне грамотно и методически точно осуществить отбор педагогических технологий, наиболее приемлемых в условиях моего образовательного учреждения.

Немаловажную роль в формировании моего педагогического опыта сыграло также общение с учителями начальной школы, активно внедряющими ФГОС нового поколения: взаимопосещение уроков при переходе учащихся из начального звена в среднее позволило приумножить собственную методическую копилку эффективными приёмами педагогической техники.

Педагогический опыт формировался в условиях создания ситуации успеха обучаемого на основе доброжелательного, уважительного отношения к личности ребенка, внимания к его внутреннему миру, взаимопомощи и поддержки  со стороны педагогического и ученического коллектива.

3. Теоретическая база опыта.

   Новые образовательные стандарты должны коренным образом изменить организацию учебного процесса в новой школе в эпоху полной информатизации общества. Современные компьютерные технологии имеют большой диапазон возможностей для его совершенствования. Поэтому, педагоги уделяют особое внимание современному состоянию использования ИКТ и путях модернизации образования. В педагогической литературе рассматриваются новые условия обучения и воспитания учащихся, которые должны активизировать жизненную  позицию обучаемого,  помочь ему самоутвердиться и самореализоваться в стенах школы.

В основе моего педагогического опыта лежат, в первую очередь, учебно-методические пособия:

- все учебники математики входят в Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015/2016 учебный год.

- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010. Пособие посвящено одному из ключевых положений Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения — формированию универсальных учебных действий в основной школе.

- Информационные технологии в образовании. Материалы научно- практической конференции. Составители Т.П.Лунина, Л.Н.Горбунова. Саранск, Мордовский республиканский институт образования, 2004 г.

- Информационная образовательная среда в условиях модернизации образования. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Составители Т.П.Лунина, Л.Н.Горбунова, Г.А.Костерина, Н.Н.Пивкина, С.И.Карпов. Саранск, Мордовский республиканский институт образования, 2005 г.

- Методика проведения уроков с использованием информационных технологий. Практический материал. Составители Т.П.Лунина, Л.Н.Горбунова. Саранск, Мордовский республиканский институт образования, 2005 г.

    Обращалась к опыту  своих коллег, изучала опыт педагогов других школ, знакомясь с ним в Интернете, читала журналы «Математика в школе», «Математика», журнал «Народное образование РМ».

    Большую помощь в теоретическом обосновании темы оказали курсы повышения квалификации в ГБУ ДПО «МРИО»: «Модернизация процесса обучения математике в условиях перехода на ФГОС второго поколения», «Совершенствование процесса обучения математике в условиях реализации ФГОС», «Новые подходы к управленческой и педагогической деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

4. Технология опыта.

На современном этапе развития образования традиционные формы обучения не обеспечивают должным образом решения поставленных образовательных задач. В рамках реализации компетентностного подхода в условиях введения ФГОС перед учителем ставится задача изучения и применения новых педагогических возможностей, связанных, в первую очередь, с информационно-коммуникационными технологиями.

Российское образование стало на новую ступень развития, где теперь учитель идет рядом с учеником, а не ведет его. Исходя из этого, осуществляю использование новых информационных технологий через решение проблемы личностно-ориентированного образования, в котором в центре внимания личность ученика, деятельность учения, познавательная деятельность, а не преподавание.

   Реализация применения ИКТ на уроках построена на применении основных педагогических принципов:
- развивающего обучения;
- научности и посильной доступности;
- целеполагания и мотивации;
- сознательности и прочности усвоения знаний;
- самостоятельности и творческой активности;
- наглядности.
В процессе преподавания математики ИКТ могут быть использованы в различных формах:

- мультимедийные сценарии уроков (презентации);

- готовые учебные и демонстрационные программы;

- проектная деятельность;

- исследовательская деятельность;

- внеурочная деятельность.

     Применение ИКТ на уроках открыло доступ к новым источникам информации и позволило отойти от традиционных форм изложения материала. На одном уроке математики можно:
- усвоить в большем объеме новые знания по предмету;
- организовать деятельностный подход в обучении;
- достичь привлекательности уроков;
- дифференцировать процесс обучения.
Практически на каждом уроке можно применить компьютерные технологии. Характер использования ИКТ на уроках может быть разный – это обучающий, развивающий, коммуникативный, диагностический, общекультурный. Это зависит от цели и задач, стоящих у меня, как учителя, при проектировании урока с использованием компьютера. Провожу уроки демонстрационного типа, уроки обобщения и получения новых знаний,  интегрированные уроки математики и экономики, математики и экологии, уроки компьютерного тестирования и др. Уроки проходят в кабинете математики, используются компьютер и  экран, на который проектируется фрагмент урока. Создав свой продукт, ученик получает огромное удовлетворение и положительную самооценку, что активизирует его познавательную деятельность и помогает  самореализации личности. Работа проводится под руководством учителя, что способствует сотрудничеству между учащимися, взаимопомощи  и взаимопониманию,  партнерским отношениям «Учитель -  ученик». Технология применения ИКТ на уроках математики должна быть не самоцелью, а сопровождать предмет для доступного, наглядного изложения материала, для организации интересной познавательной учебной деятельности.
  Использование ИКТ начинаю с анализа темы, методов подачи материала, выделения проблемных моментов и путей их разрешения. При этом продумываю возможность разнообразить тип урока через применение ИКТ. Разумеется, применение  ИКТ должно быть методически обоснованно. Уроки должны  включать организационные и содержательные моменты.  Организационный  момент состоит в продумывании способов применения  компьютера на уроках как средства информации, средства наглядности, поиска информации в Сети, создания проектов, учебно-исследовательской работы учащихся, а содержательный этап – это проект урока: цель урока, задачи урока, организация деятельности ученика и учителя,  анализ эффективности использования ИКТ на уроке, как средства активизации учебной, познавательной деятельности учащегося.
        В своей педагогической практике использую программы – тренажеры, программы – тесты.
Применение тренажеров позволяет отработать конкретные знания, умения, навыки. Я использую тренажеры при ознакомлении нового материала.
Всем педагогам известно, что насколько хорошо был отработан учебный материал, настолько успешно пройдет контроль знаний обучающихся. Опыт применения учебных тренажеров позволяет выделить следующие положительные моменты: учитывается индивидуальный темп работы обучающихся; ученик сам управляет учебным процессом; сокращается время выработки необходимых навыков; увеличивается количество тренировочных заданий; легко достигается уровневая дифференциация; повышается мотивация учебной деятельности.
На уроках я использую тесты как обобщение и закрепление изученного материала. Учащиеся выполняют задания, и компьютерная программа сама оценивает их работу. Большая рутинная работа, связанная с проверкой тестов и их отработкой, возлагается на компьютер, что освобождает время у педагога. На современном этапе обучения, когда большинство школьников сдают ЕГЭ, применение тестов является необходимым компонентом обучения. В этих условиях использование программ – тестов является очень актуальным.

   Такой предмет как математика – одна из самых сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих учащихся. Разрыв в возможностях восприятия курса учащимися весьма велик. Ориентация же на личность ученика требует, чтобы дифференциация обучения математике учитывала потребности всех школьников с различным уровнем подготовки.
   На своих уроках я использую уровневую дифференциацию обучения. В основе уровневого дифференцированного обучения лежит планирование результатов обучения: выделение уровня обязательной подготовки и формирование на этой основе повышенных уровней овладения материалом. Учитывая свои способности, интересы, потребности, ученик получает возможность выбирать объём и глубину усвоения учебного материала, варьировать свою учебную нагрузку. При задании домашней работы провожу дифференциацию номеров. На уроках для сильных учеников задаю дополнительную творческую работу или дополнительно более сложное задание, также один или два номера по желанию для всех учащихся класса на оценку в журнал.
     Из своего опыта я знаю, что не следует предъявлять более высоких требований тем учащимся, кто не достиг уровня обязательной подготовки. Трудности в учебной работе должны быть для школьников посильными, соответствующими индивидуальному темпу овладения материалом на каждом этапе обучения. В то же время если для одних учащихся необходимо продлить этап отработки основных, опорных знаний и умений, то других не следует необоснованно задерживать на этом этапе. Именно компьютерные программы позволяют каждому ученику двигаться в индивидуальном темпе и применять полученные знания при выполнении творческих заданий.
   Уровневую дифференциацию я осуществляю в групповой форме. Группы формируются и на обычных уроках, и на дополнительных занятиях. Например, при закреплении темы «Площадь» класс поделила на группы. Каждая группа выполняла работу за компьютером по данной теме. В каждой группе был командир («сильный» ученик), он направлял и помогал более «слабым» ученикам при решении задач. Отмечу, что в процессе самостоятельной работы не ограничиваюсь лишь дифференцированным подходом. Стараюсь варьировать индивидуальную и фронтальную формы работы в зависимости от этапа изучения темы, от потребности учащихся в помощи учителя.

   Основными принципами и приемами моего опыта является стимулирование  разнообразия творческой деятельности учащихся, повышение исследовательской деятельности в учебном процессе с помощью компьютерных технологий.
При выполнении проектной и исследовательской работы с помощью компьютерных технологий создается портфолио проекта (Word), проводится исследование по теме проекта (Интернет), выполняется продукт проекта.
Поиск информации в Интернете может сопровождать такие виды учебной работы, как:
- сбор материала по теме,
- иллюстрирование своих текстов материалами из Интернета.
Таким образом, творческий подход позволяет педагогу максимально эффективно использовать в своей работе богатый инструментарий, представляемый современными компьютерными технологиями. Уроки с использованием ИКТ повышают учебную мотивацию, качество знаний и интерес к предмету.
При активном использовании ИКТ успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную  и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.
Важно, что дети сами оценивают свои силы и выбирают для себя уровень целей, соответствующий их потребностям и возможностям в данный момент, а со временем - перейти на более высокий уровень.

5. Анализ результативности опыта.

    Использование ИКТ позволило мне значительно повысить эффективность обучения, информативность урока, рационально использовать учебное время, придать уроку динамизм и выразительность, сделать процесс обучения технологичнее и результативнее.

     Опыт работы показывает, что использование компьютерных технологий в обучении математике позволяет дифференцировать учебную деятельность на уроках,  активизировать мыслительную деятельность обучающихся, формировать положительную  мотивацию к обучению, развивает творческие способности учащихся, стимулирует умственную деятельность, побуждает к исследовательской деятельности. Это в свою очередь обеспечивает повышение качества знаний по предмету.

         Повышение качества математической подготовки обучающихся повлекло за собой положительную динамику уровня обученности по математике, зафиксирован рост активности обучающихся на уроках и во внеурочной познавательной деятельности, рост числа участников и призеров предметных олимпиад.

       Последние пять лет в моих классах наблюдается устойчивое качество знаний по математике – 60%; обученность по предмету составляет 100 %.

      Результаты системной работы с одаренными детьми, проявляющими интерес к математике следующие:  

  1. Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по математике – ежегодное участие, призеры, победители, участники  муниципального этапа.
  2. Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по математике – ежегодное участие,  призеры, участники  республиканского этапа.
  3. Межрегиональная олимпиада школьников «Саммат» - ежегодное участие.
  4. Участие детей в заочных олимпиадах, конкурсах и проектах:

- Открытая международная математическая олимпиада «Меташкола» -участие с 2011 г., - дипломы победителей и призеров, сертификаты участников.

- Международная онлайн-олимпиада «Фоксворда» - дипломы победителей I,  II, III степени.

- Олимпиада «Онлайн-этап олимпиад «Физтех» 2016 года» - дипломы победителей I,  III степени.

- Международная дистанционная олимпиада проекта «Инфоурок» - дипломы победителей и призеров, сертификаты участников.

- Всероссийская дистанционная олимпиада по математике «Вот задачка» - участие с 2011г., дипломы победителей, призеров, сертификаты участников.

- Всероссийская дистанционная олимпиада по математике «Рыжий кот» - дипломы победителей и призёров.

- Всероссийская дистанционная олимпиада по математике «Ростконкурс» - дипломы победителей, призеров, сертификаты участников.

- Всероссийская дистанционная олимпиада по математике «ФГОСтест» - дипломы победителей, призеров, сертификаты участников.

- Открытая Республиканская учебно-практическая конференция школьников «Юный исследователь» - дипломы призеров, сертификаты участников.

- Математические конкурсы веб-сайта «Меташкола» - участие с 2011г., дипломы победителей, призеров, сертификаты участников.

     Многие учащиеся  к  конкурсам и олимпиадам  относятся очень серьезно,  о чем свидетельствуют их победы.  Все это приводит к высокой степени самостоятельности учащихся, к поисковой и познавательной деятельности и раскрытию потенциала детей.

     Говоря о результативности опыта, хочется отметить и положительную динамику по результатам единого государственного экзамена: в 2015 году средний балл составил 60,75 (профильный уровень, 8 участников ЕГЭ), причем 5 выпускников 2015 года выбрали обучение  на математическом и экономическом факультетах ВУЗов России.

6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

    Компьютер на уроках – это реальная необходимость при возрастающем потоке информации и объеме знаний. Его применение снимает многие противоречия традиционной образовательной системы обучения и информационной среды обитания наших учащихся, но при этом порождает новые противоречия межу всеми участниками образовательного процесса.

Разрешая одни противоречия, информационная среда вносит новые противоречия между всеми участниками образовательного процесса: компьютер – учитель - ученик. 
Ученик имеет неограниченный доступ к информации и применяет ресурсы Сети для «скачивания» готовых решений и предложенных заданий. Учитель не в состоянии контролировать или идентифицировать предложенный вариант решения. Чаще всего, ученик нерационально тратит свободное время, используя компьютер как игрушку. Так возникают противоречия между учеником и компьютером, а также между учителем и учеником. Ученики проводят за компьютером гораздо больше времени, чем их учителя. Отсюда, противоречие между потребностями ученика и ИКТ - компетентностью учителя.

Трудоемкость данного опыта заключается в следующем:

  1. Отбор содержания материала
  2. В классе установлен только один компьютер, что не позволяет проводить индивидуализацию процесса обучения.
  3. Подготовка к уроку или внеклассному мероприятию занимает много времени и сил.

Учитель должен быть уверенным пользователем, это облегчит поиск необходимой информации, снизит время подготовки к урокам.

7. Адресные рекомендации по использованию опыта.

Данный педагогический опыт может быть адресован не только  учителям математики, но и всем учителям, кто использует ИКТ и компьютерную технологии  на уроках и во внеурочной деятельности.  В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые уроки, выступаю на заседаниях методического объединения учителей школы, района, педсоветах, методических семинарах. Мои работы представлены в сети Интернет:

 - на странице портала творческих учителей-

http://nsportal.ru/nushtaeva-nadezhda-vladimirovna

- на школьном сайте - http://zhuktor.schoolrm.ru

- на сайте «Инфоурок» -

 https://infourok.ru/user/nushtaeva-nadezhda-vladimirovna

- на интернет-портале «ПроШколу.ру – все школы России» - http://www.proshkolu.ru/user/nushtaeva/

Опыт работы был обсужден на заседании методического объединения учителей естественно-математического  цикла, получил положительную оценку и рекомендован для размещения на сайт образовательного учреждения.  С публикацией о представленном инновационном педагогическом опыте Вы можете познакомиться на личном сайте учителя, на сайте ОУ.

8. Наглядное приложение.

   Конспект открытого урока размещен:

На личном сайте http://www.proshkolu.ru/user/nushtaeva/   

https://infourok.ru/user/nushtaeva-nadezhda-vladimirovna

Директор МБОУ «Жуковская  СОШ»_______________ /Н. И. Янина

Заместитель  директора по УВР _______________ /С.В.Сорокина

Учитель математики         ________________/Н.В. Нуштаева