Этикет педагога и родителей.

Назарова Вера Ивановна

Этикет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_etika.docx25.67 КБ
Файл anketa.docx14.94 КБ
Файл kodeks_.docx22.49 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол для педагогов

 «Педагогическая этика»

Мы должны быть более совершенными ради себя и наших детей и к этому нас обязывает выбранная нами профессия – Педагог.

Педагогическая этика – это совокупность норм форм и правил поведения педагога, обеспечивающая нравственный характер педагогической деятельности и взаимоотношений, обусловленных педагогической деятельностью.

Требования, предъявляемые в настоящее время современным обществом к педагогу, весьма велики. О его профессиональных качествах судят не только по тому, насколько он владеет различными методиками, но и по тому, насколько хорошо он воспитан. Культурный человек, каковым мы хотим видеть педагога, должен владеть достижениями поведенческой  культуры, уметь использовать ее в профессиональной  деятельности и личной жизни. Как полагал Руссо, педагог должен быть лишен человеческих пороков, и в нравственном отношении стоять выше общества.

Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. 

Моральными ценностями можно назвать систему  представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей. Среди этих категорий – профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и педагогический авторитет.

     

1.Общение педагога с воспитанниками.

   Педагог сам выбирает подходящий стиль общения с учениками или воспитанниками, основанный на взаимном уважении.

Стиль педагогического общения, обусловливающий поведение детей. 

Какое значение имеет педагогическая этика в работе с детьми.

Воспитатель  - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий  его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нем лежит огромная ответственность за сегодняшнюю и будущую жизнь воспитанника. Говоря словами  Г. Гуцкова «Такт – высшее развитие способности общения. Чтобы быть тактичным, мало одной сердечной доброты или природной скромности. Такт - рассудок сердца». Педагогический такт - это всегда творчество и поиск.

 Постоянное общение воспитателя с детьми требует от него большого такта, сочетающего в себе высокую требовательность, чуткость, справедливость, гуманность, настойчивость, выдержку и самообладание. Всё это - важнейшие показатели его профессиональных способностей и возможностей.

 Обладая педагогическим тактом, воспитатель умеет разговаривать с детьми, выслушивать их. Если у ребенка возникла проблема, которую он считает важной, необходимо уделить ему все ваше внимание. Если же в данный момент  не можете этого сделать, объясните ребенку, что сейчас вы заняты и подойдете к нему, как только освободитесь. Но при этом чрезвычайно важно помнить ваше обещание и,  не дожидаясь повторного напоминания, уделить ребенку внимание, как только появится такая возможность.

Воспитатель проявляет выдержку в любых обстоятельствах; находит способы воздействия на  детей, учитывая их самолюбие, выбирает место и время для  разговора по душам; понимает и оценивает детские поступки, и, главное, умеет индивидуализировать методы и приемы воспитания, опираясь на лучшее, что есть в ребенке. Гуманность педагога проявляется в неуклонном соблюдении прав и свобод ребенка. Особо следует сказать о недопустимости любых насильственных действий в отношении детей: навязывания чужого мнения, ущемления личного достоинства, применения телесных наказаний и т.д.

Каждый ребенок неповторим, каждый ребенок особенный. У чуткого любящего детей воспитателя в арсенале множество приемов, которые помогают вызвать к себе расположение воспитанников. От того, как вы выглядите в глазах детей, зависит многое: станут ли они верить в вас, в ваш авторитет, будут ли перенимать от вас лучшие качества. Ведь дети учатся быть доброжелательными, приветливыми, вежливыми, внимательными, чуткими на примере своего наставника. Они видят сочувствие на лице воспитателя, если кто-то ушибся; неподдельную радость, когда они добиваются успехов; огорчение, когда у них неудачи. Они наблюдают за вами, когда вы приветливо встречаете их родителей…

-  Он – старший товарищ:  поговорит, посоветует, придумает что-то новое, удивительное.

 - Он – арбитр: разберет по справедливости, по законам совести.

  - Он – защитник: оградит от обидчика.

   - Он – творец детской радости: с ним интересно, весело.

   - Он  мудрец: он все знает, все умеет, все может, всему научит.

   - Он – близкий человек, который заменяет ребенку мать в ее отсутствие. Рядом с ним по-домашнему тепло и уютно, и потому ребенок расцветает, раскрывается, несет ему самое заветное, сокровенное.

 Только такой педагог, радостно и активно отдающийся  любимому делу, может  создать атмосферу радости.

2.  Общение между педагогами.

      Взаимоотношения между педагогами основываются на принципах коллегиальности, партнерства и уважения.  Педагог защищает не только свой авторитет, но и авторитет своих коллег. Он не принижает своих коллег в присутствии воспитанников или других лиц.

Педагоги избегают необоснованных и скандальных конфликтов во взаимоотношениях. В случае возникновения разногласий они стремятся к их конструктивному решению.

Педагоги одного и того же образовательного учреждения избегают конкуренции, мешающей их партнерству при выполнении общего дела. Педагогов объединяют взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие.

Правом и обязанностью педагога является оценка деятельности коллег и администрации. Преследование педагога за критику строго запрещено. Критика, в первую очередь, должна быть внутренней, т. е. она должна высказываться в воспитательных учреждениях между педагогами, а не за пределами. Высказывать ее следует с глазу на глаз, а не за глаза.  В образовательных  учреждениях не должно быть места сплетням.

Критика, направленная на работу, решения, взгляды и поступки коллег или администрации, не должна унижать подвергаемое критике лицо.

Важнейшие проблемы и решения в педагогической жизни обсуждаются и принимаются в открытых педагогических дискуссиях.

Педагоги не прикрывают ошибки и проступки друг друга.

Коллектив и субординация: когда она особенно необходима?

Человек проводит на работе большую часть своей жизни. Тем, кто работает в коллективе очень важно четко очертить свой круг обязанностей и обозначить границы, которые переходить не следует. Подобных границ существует не мало, но все же самой острой остается граница делового общения. Достаточно лишь соблюдать несколько простых правил субординации для того, чтобы работать среди коллег было комфортно.

     1.  Не стоит быть слишком откровенным и выносить свою личную жизнь на всеобщее обсуждение. Такие разговоры на работе совершенно не уместны, да и в худшем случае, могут обернуться в дальнейшем против вас. Чисто деловые отношения и разговоры, не более того.

   2. Следует сохранять независимость и принципиальность, даже если мнение коллектива идет вразрез с вашим. Не стоит вступать в конфликты, а если этого избежать не удается, сохраняйте самообладание.

    3. Конфликт между начальником и подчиненным также весьма вероятен, поскольку они находятся в неравном положении изначально. Возмущение, обиду и даже желание уволиться может вызвать выговор начальника. Следует принять это как конструктивную критику, успокоиться и попытаться исправить положение.

     Держать дистанцию с коллегами - необходимость?

Наш второй дом – это работа, на которую особенно влияют отношения с начальством, подчиненными и коллегами. Человек формирует круг общения, завязывая отношения, которые могут перерасти в дружбу из сотрудничества. Идеальным считается сценарий, когда сотрудники выстраивают истинно дружеские отношения в коллективе. Тогда человек «растет» вместе со своими друзьями и ему хочется работать с двойной силой. Единство только улучшает работу. Когда коллектив сплочен и работает совместно не один месяц, то нормальное общение только в пользу всем.

    Сокращая дистанцию с коллегами и поддерживая с некоторыми из них дружбу, соблюдайте некоторые негласные правила.

Постарайтесь на работе не обсуждать методы работы  начальства и заработную плату сотрудников. Личную информацию обсуждайте без свидетелей, а тем более не в письменном виде. Умалчивайте о своей личной жизни.. На работе люди выполняют свои обязанности и приносят пользу, повышая статус учреждения.

5.Общение воспитателя с родителями (опекунами) воспитанников

    Работа с семьей – это кропотливый труд. И это требует от педагогов определенных усилий. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.

       У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. Основная задача — достижение реального сотрудничества между  ДОУ  и семьей. Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах.

   Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его, важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

   Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.

Многие педагоги испытывают затруднения в общении с родителями воспитанников. Кто-то считает, что во всем виноваты родители, которым нет дела до детей и их развития, которые не хотят, чтобы их ребенок вырос хорошим. Согласится с этим сложно. Родителям не всегда хватает времени для общения, есть и категории трудных родителей, но важно другое. Нужно педагогам увидеть причины трудностей — не только в родителях, но и в себе.

     Вывод однозначный: над профессиональной компетентностью педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать, в связи с этим  педагогу в работе с семьей и в психолого-педагогическом просвещении родителей важно выстроить систему, в которой обе стороны взаимодействия становятся равноправными, равноценными и автономными партнерами в обеспечении всестороннего развития ребенка. Это достаточно сложно, поскольку воспитатель в ситуации взаимодействия должен выступать в двух ролях: как «официальное лицо» - представитель образовательного учреждения и как доверительный собеседник, с которым поделиться, не опасаясь осуждения.



Предварительный просмотр:

Анкета для родителей "Давайте познакомимся"

  Мы рады видеть вас и вашего ребенка в нашем детском саду. Надеемся, что малышу здесь будет уютно, весело и интересно. Давайте познакомимся.

 1. Ф. И. О. ребенка: _____________________________________________________

 2. Дата рождения _______________________________________________________

 3. Домашний адрес, телефон ______________________________________________________________________

4. Состав семьи_________ Какой ребенок по счету в семье? __________________

5. Мама: Ф. И. О., год рождения ______________________________________________________________________

 Образование, место работы ____________________________________________

 6. Папа: Ф. И. О., год рождения ______________________________________________________________________

Образование, место работы ______________________________________________________________________

7.  Как вы называете своего ребенка (его любимое имя) ______________________

8.  К кому из членов семьи ребенок больше привязан ________________________

9. Есть ли у ребёнка привычки:

______________________________________________________________

10. Часто ли ребенок болеет (причина), какие заболевания, травмы перенёс ______________________________________________________________________

 11. Основные виды игр и занятий дома ______________________________________________________________________

 12. Есть ли у ребенка любимая игрушка: ____________Какая?_________________

13. Любимая пища _____________________________________________________

14. Нелюбимая пища ____________________________________________________

15. Есть ли у ребёнка аллергия (на что) ____________________________________

16. Часто ли ваш ребенок капризничает?__________________________________

17. Наказываете ли вы ребенка? Если да, то как? ____________________________

18.  Какие меры поощрения вы применяете ________________________________

19. Что ждёте от детского сада?

______________________________________________________________________

20. Какую помощь можете оказать группе? ______________________________________________________________________

Дата заполнения анкеты_____________________



Предварительный просмотр:

Кодекс  профессиональной  этики  педагогического  работника  образовательной  организации

Раздел 1. Общие положения

1.1. Источники и принципы педагогической этики.

Нормы педагогической этики устанавливаются на основании норм культуры, традиций российской школы, конституционных положений и законодательных актов Российской Федерации, норм международного права.

1.2. Принципы этики педагога.

Профессиональная деятельность педагога характеризуется особой ответственностью перед обучающимися, родителями обучающихся, обществом.

При осуществлении своей деятельности педагог руководствуется следующими принципами:

- гуманизм;

- толерантность;

- профессионализм;

- законность;

- справедливость;

- ответственность;

- демократичность;

- взаимное уважение.

Раздел 2. Личность педагога

2.1. Педагог стремится быть положительным примером для обучающихся.

2.2. Педагог является честным, порядочным человеком, дорожит своей репутацией.

2.3. Выбранный педагогом образ жизни не должен наносить ущерб престижу профессии.

2.4. Педагог требователен к себе, стремится к самосовершенствованию.

2.5. Педагогу присущи самонаблюдение, самоопределение и самовоспитание. Педагог не должен терять чувства меры и самообладания.

2.6. Педагог соблюдает нормы русского языка, все виды норм культуры речи, не допускает использование ругательств, грубых и оскорбительных фраз.

2.7. Педагог несет ответственность за физическое, интеллектуальное, эмоциональное и духовное развитие и воспитание обучающихся.

2.8. Педагог несет ответственность за качество и результаты доверенной ему педагогической работы - образование подрастающего поколения.

2.9. Педагог бережно и обоснованно расходует материальные и другие ресурсы образовательной организации; не использует в личных целях имущество образовательной организации (помещения, мебель, телефон, телефакс, компьютер, копировальную технику, другое оборудование, почтовые услуги, транспортные средства, инструменты и материалы), а также свое рабочее время.

Раздел 3. Взаимоотношения педагога

Взаимоотношения педагога с обучающимися и воспитанниками

3.1. Своим поведением педагог поддерживает и защищает исторически сложившуюся профессиональную честь педагога.

3.2. Педагог передает молодому поколению национальные и общечеловеческие культурные ценности, принимает посильное участие в процессе культурного развития обучающихся.

3.3. Педагог воспитывает на своем положительном примере. Он избегает морализаторства, не спешит осуждать и не требует от других того, что сам соблюдать не в силах.

3.4. Выбранный педагогом образ жизни не наносит ущерб престижу профессии, не мешает исполнению профессиональных обязанностей.

3.5. Требовательность педагога по отношению к обучающимся должна быть позитивной и обоснованной, являться стержнем его профессиональной этики. Педагог не теряет чувства меры и самообладания.

3.6. Педагог строит свою работу на основе безусловного уважения достоинства и неприкосновенности личности ребенка, активно защищает его основополагающие человеческие права, определяемые Всеобщей декларацией прав человека.

3.7. Педагог выбирает подходящий стиль общения с обучающимися, основанный на взаимном уважении. Не унижает честь и достоинство обучающихся ни по каким основаниям, в том числе, по признакам возраста, пола, национальности, религиозных убеждений и иных особенностей.

3.8. Педагог является одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем обучающимся.

3.9. Педагог выбирает методы работы с обучающимися, развивающие в них такие положительные черты и качества, как самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим.

3.10. При оценке поведения и достижений обучающихся педагог стремится укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать возможности совершенствования, повышать мотивацию учения.

3.11. Педагог справедливо и объективно оценивает работу обучающихся, не допуская завышенного или заниженного оценочного суждения.

3.12. Педагог обязан в тайне хранить информацию, доверенную ему обучающимися, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

3.13. Педагог не злоупотребляет служебным положением, используя обучающихся для каких-либо услуг или одолжений в личных целях.

3.14. Педагог имеет право на неприкосновенность личной жизни.

Взаимоотношения педагога с педагогическим сообществом

3.15. Педагог стремится к продуктивному и конструктивному взаимодействию с коллегами, оказывает взаимопомощь, уважает интересы других педагогов и администрации образовательной организации.

3.16. Взаимоотношения между педагогами основываются на принципах коллегиальности, партнерства и уважения. Педагог защищает не только свой авторитет, но и авторитет своих коллег. Он не принижает своих коллег в присутствии учеников или других лиц.

3.17. Важные для педагогического сообщества решения принимаются в образовательной организации на основе принципов открытости и общего участия.

3.18. Педагогов объединяют взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие.

3.19. Педагог имеет право открыто выражать свое мнение по поводу работы коллег. Критика, высказанная в адрес другого педагога, должна быть объективной и обоснованной.

3.20. Педагог в процессе учебно-воспитательной деятельности активно сотрудничает с психологами, врачами, родителями для развития личности и сохранения психического, психологического и физического здоровья обучающихся.

3.21. Критика решений, взглядов, поступков, профессиональной деятельности коллег или представителей администрации не должна унижать подвергаемое критике лицо. Она обязана быть обоснованной, конструктивной, тактичной, необидной, доброжелательной. Важнейшие проблемы и решения в педагогической жизни обсуждаются и принимаются в открытых педагогических дискуссиях.

3.22. Педагог имеет право получать от администрации образовательной организации информацию, имеющую значение для его работы. Администрация образовательной организации не имеет права скрывать информацию, которая может повлиять на работу педагога и качество его труда.

3.23. За свои профессиональные заслуги педагог имеет право на поощрение от администрации образовательной организации.

3.24. Инициатива педагога в вопросах совершенствования качества образовательного процесса приветствуется в образовательной организации.

Взаимоотношения педагога с родителями обучающихся

3.25. Педагог уважительно и доброжелательно общается с родителями обучающихся.

3.26. Педагог консультирует родителей по вопросам образования обучающихся.

3.27. Педагог не разглашает высказанное ребенком мнение о своих родителях или мнение родителей о своем ребенке.

3.28. Отношения педагога с родителями основываются на согласовании оценки личности и достижений ребенка.

3.29. На отношения педагога с обучающимися и на их оценку не влияет поддержка, оказываемая их родителями образовательной организации.

Взаимоотношения педагога с обществом и государством

3.30. Педагог является общественным просветителем, хранителем культурных ценностей, образованным человеком.

3.31. Педагог стремится внести свой вклад в развитие гражданского общества.

3.32. Педагог понимает и исполняет свой гражданский долг и социальную роль.

3.33. Педагог является гражданином, соблюдающим законодательство Российской Федерации.

3.34. Педагог не занимается противокультурной, аморальной, неправомерной деятельностью.

3.35. Педагог не требует от обучающихся дополнительного вознаграждения за свою работу, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Если педагог занимается частной практикой, условия вознаграждения за труд должны быть согласованы в начале работы и закреплены договором.

Раздел 4. Заключительные положения

4.1. При приеме на работу руководитель образовательной организации должен проинформировать педагога о действиях в пределах его профессиональной компетенции, ознакомить под роспись с содержанием квалификационной характеристики, кодекса профессиональной этики педагога.

4.2. Нарушение положений кодекса профессиональной этики педагога рассматривается педагогическим коллективом и администрацией образовательной организации, а при необходимости - на заседании комиссии по трудовым спорам или Управляющего совета образовательного учреждения