Детское творчество

Андреянова Ирина Эвальдтовна

Мир глазами ребёнка. Мысли, чувства, переживания, которые вырвались на тетрадные странички.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Поездка в райцентр

Было это давно, почти 70 лет назад. Шла война, страшная, жестокая, кровопролитная. В посёлке остались женщины да дети. Моей бабушке, Татьяне Афонасьевне, было тогда только 23 года, а на руках маленькая дочь. И от мужа давно нет с фронта писем: пропал без вести. Сетовать на судьбу и плакать по ночам в подушку не было ни времени, ни сил. Вся работа в совхозе легла на женские плечи. Трудились с раннего утра до поздней ночи: косили, заготовляли сено, пилили, кололи на зиму дрова. Но работа не пугала: верили, что помогают тем, кто на фронте. Страшно было другое… За любую провинность можно было угодить под суд.

Однажды бабушке с подругой выпал наряд увезти обмолоченный горох в райцентр. Ни машин, ни тракторов, ни лошадей. Пришлось запрягать в телегу необученных быков. Выехали с грузом ранним утром, быки шли медленно, то травку пощиплют, то к одном кусту завернут, то к другому. Ещё от деревни-то далеко не отъехали, а умаялись женщины с ними. А тут новая напасть. «Рысаки» увидели впереди Солоновку, и одолела их нестерпимая жажда. Не разбирая дороги, потрусили они к воде. Телега завалилась на бок, ларь опрокинулся и рассыпался горох по траве.

Кое-как успокоили перепуганные женщины быков. Но ларь на телегу поднять не смогли. Пришлось за помощью в деревню бежать. Вчетвером с большим трудом взгромоздили тяжёлый ящик на место. А с горохом что делать? Стали собирать. Каждую горошину из травы выбирали. Не дай Бог, если на приёмном пункте вес не сойдётся! Все знали, чем это может обернуться.

Но в тот раз всё обошлось. Благополучно доставив груз по назначению, вернулись уставшие женщины домой.




Предварительный просмотр:

Прогулка

В тот год зима была непривычно суровой. Отвыкли сибиряки от таких жгучих морозов. Душой измаялись под тяжёлыми серыми небесами. Истосковались по беспричинному веселью, когда выйдешь на улицу, вдохнёшь полной грудью – жить хочется!

Но весна всё же взяла своё. Засинькали шустрые синицы, застучала бойкая капель, взъерошенные воробьи шумно заплескались в лужицах на дороге.

Одним из таких разухабистых деньков вышел Мишаня из дому, постоял на крыльце, подставляя солнцу то одну небритую щёку, то другую, неторопливо закурил. Так и подмывало перекинуться с кем-нибудь словом, поделиться своим хорошим настроением. Но вокруг ни души.

Тут звонкую тишину нарушил призывный клич. Это подал из сарая голос застоявшийся годовалый бычок. Мишаня повертел головой, выплюнул окурок и размашисто зашагал ко двору. По пути снял с крюка добротную верёвку, деловито намотал её на руку, а конец с петлёй водрузил на упругую шею бычка.

Озадаченное животное, выйдя на белый свет, с минуту недоумённо и восторженно щурилось на солнце, а затем совершенно неожиданно для хозяина, ретиво взлягнув задними ногами, во весь дух пустилось со двора. Очумелый Мишаня вприпрыжку пустился следом, на ходу пытаясь освободить руку от верёвки. Но после очередного кульбита бычка, не устоял на ногах и рухнул со всего маху в подтаявший грязный снег.

А животина, лихо галопируя, проскочила через калитку, которая пребольно ударило поверженного в правый бок, и с трубным рёвом устремилось в сторону высокой трассы. По пути Мишаня уже левым боком зацепил водопроводную колонку, посчитал все ямы и бугры на дороге. Из соседних дворов с громким лаем за ним понеслись многочисленные собачонки, которые так и норовили цапнуть за что ни попадя. Эта суматоха больше раззадорила бычка, и он ещё долго носился с одной стороны дороги на другую. Мишаня уже и не чаял остаться в живых. Но душевный порыв у животного вдруг так же внезапно угас, и оно спокойно вернулось во двор, меланхолично пожёвывая клочок где-то подобранного сена.

Не веря спасению, на трясущихся ногах, измазанный с головы до ног Мишаня угрюмо почесал затылок и философски изрёк:

- Во блин, подышали воздухом!



Предварительный просмотр:

Глазами ребёнка

Мы помним о тех, кто с оружием в руках защищал Родину в той далёкой, но не забытой войне. Мы помним о тех, кто оставался в тылу и трудом своим приближал долгожданную победу. Низкий поклон им, живым и павшим! Я же хочу взглянуть на годы лихолетья глазами маленького мальчика, моего деда.

Родился он на Волге, в большой трудолюбивой семье. Жили в своём чистеньком доме, который окружал ухоженный сад. По праздникам собиралась вся семья за столом. Мужчины важно обсуждали насущные дела, женщины пели немецкие народные песни. Мальчик жадными глазёнками оглядывал белый свет, с радостью встречал каждый новый день, узнавал новое.

Говорят, что дети начинают осознавать себя в более позднем возрасте, но он навсегда запомнил тот страшный день, когда весь привычный уклад жизни рухнул в одночасье.

К ним пришли сердитые люди и погнали всех домашних на железнодорожную станцию. Там уже было полно народу. Сначала мальчик с интересом рассматривал суетившихся людей, но скоро у него замёрзли руки и ноги. С трудом он держался за юбку матери, на руках у которой заходился в крике младший братишка. Людей растолкали по вагонам. Тесно, темно, холодно. Ноябрь. Наконец-то поезд трогается… и начались хождения по мукам.

Ехали уже второй месяц, голодали, не хватало воды. Начали умирать старики и дети. Их хоронили, если успевали, прямо у железнодорожной насыпи. Но каждая дорога рано или поздно где-нибудь кончается. Их – в Сибири. Исхудавшие, больные, измученные дорогой и неизвестностью (они так и не поняли, за что их согнали с родных мест) выгрузились люди из вагонов. Вокруг снега и жуткий мороз. К ним подходят, заговаривают с ними на чужом, незнакомом языке. Затем на санях развозят прибывших по деревням.

Мальчик с семьёй обосновался в ветхой избушке. С собой ничего нет: всё нажитое осталось на старом месте. Чтобы не умереть с голоду, собирали в огородах оставшуюся под снегом замёрзшую картошку. Местные жители первое время с опаской посматривали на переселенцев, но затем стали помогать им, делились последним. Только немного обжились на новом месте – новая беда. Отца забрали в трудармию. Осталась с детьми одна мать. Но она от зари до зари пропадала на работе. Братья хозяйничали дома одни, развлекали себя сами как могли.

Но вот однажды с улицы ворвалась мама, запыхавшаяся, со смеющимися глазами, расцеловала своих малышей, сунула им в руки петушка и конягу и снова убежала на работу. Сначала дети боялись дотронуться до игрушек, но затем, осмелев, весь день провозились с ними, забыв обо всём на свете.

А вечером пришла мама, устало привалилась к косяку двери и расплакалась, глядя на счастливых детей. Мальчики испугались. Принесли в худеньких ручонках игрушки:

- Мамочка, не плачь. Мы не сломали их. Вот посмотри!

Но женщина продолжала плакать, плакала она от жалости к ним, детям, которые были лишены детства и не знали простых вещей: пряники не игрушки, их нужно ЕСТЬ!  



Предварительный просмотр:

Один день летних каникул

Бывают дни, о которых никогда больше и не вспомнишь, но бывают и другие – события сыплются как из рога изобилия.  Этим летом мне повезло на приключения. Особенно врезался в память один денёк, который с утра не предвещал ничего необычного.

Мы с подругой, измученные жарой, решились преодолеть выжженную степь, чтобы добраться до спасительной воды нашего пруда. Шли долго. Солнце, как сумасшедшее, палило с неба и слепило глаза. Но у каждого пути есть конец. Уставшие наконец-то добрели до  цели нашего путешествия и сразу прыгнули в прогретую за долгие летние дни воду. Вскоре к нам присоединились другие ребятишки, и пошла потеха.

Одни прыгали в пруд с шаткого мостика, другие сооружали трамплин из собственных загорелых рук. Подброшенный вверх смельчак летел вниз с громким визгом, скрываясь под водой, образовывал такие волны, что малышей сбивало с ног, как будто рядом прошёл небольшой прогулочный катер.

За этими развлечениями не заметили, что небо заволокло сначала лёгкими облаками, а затем солнце закрыла огромная грозовая туча, первая за всё лето. Тяжёлые капли выгнали ребятню из воды, все бросились собирать разбросанные вещи. А дождь набирал силу. Совсем скоро стало казаться, что небо и земля поменялись местами. Поверхность пруда кипела белыми бурунами, словно покрытая облаками, а небо превратилось в сплошную реку из водяных потоков.

Какой-то шалун спрятал мою обувь, на поиски не было времени, и я пустилась бежать босиком. На ноги быстро налипла густая грязь. Издалека казалось, что я в громадных чёрных калошах. Дома пришлось долго отмывать подсохшую грязь.

Думала, что сил после такой прогулки совсем не осталось. Но домашние засобирались в бор. Я не смогла усидеть и поехала с ними.

Как же преобразилась природа! Умытые деревья, кустарники, травы освежили свои зелёные наряды. С листьев срывались капли, сверкая в лучах солнца яркой радугой. Воробьи самозабвенно купались в лужах у дороги.

В бору, чтобы не заблудиться, я всё время держалась недалеко от тёти. Но это не помогло: заблудились обе. Дядя, спасая машину от падающих шишек, отогнал машину подальше от сосны. Мы смело кружили вокруг старого места, ничего не подозревая. Отсутствие машины заметили только тогда, когда вёдра наполнились грибами.

Сначала мы очень испугались, но бодрясь друг перед другом, стали громко звать родных. В ответ тишина. Мы всё кричали и кричали. Даже охрипли. Тогда решили положиться на судьбу и идти наугад. Казалось, конца нашему путешествию не будет никогда. Но вдруг заметили, что сосны заменили берёзки, осины. Лес стал редеть. Солнце, словно обрадовавшись встрече, набросилось на нас со своими жаркими объятиями.

Совсем измученные, потерявшие всякую надежду, мы внезапно заметили бегущую навстречу заплаканную маму. Как мы были рады видеть друг друга! По дороге домой тётя охрипшим голосом пересказывала уже раз десять историю о наших злоключениях. Дома я уснула, как только голова коснулась подушки. Уставшая, но счастливая.

Этот день я не забуду. Он подарил мне не только переживания, но и много ярких впечатлений.



Предварительный просмотр:

Самый лучший праздник

Новый год… Самый волшебный праздник.  Наряженные елки, бусы, гирлянды, песни, пляски, горки и ледяные замки. Но самое главное – это приход Деда Мороза. Конечно, взрослые уже  не верят в этого доброго старичка, который раздает подарки послушным детям в сказочную ночь. Но маленькие дети так ждут его. Мой братишка очень любит этот праздник.

- Сестрёнка, посмотри, что принес мне Дед Мороз!

Я проснулась от этих радостных криков. В мою  комнату вбежал счастливый, но с ещё заспанными глазами мальчуган. Это мой младший брат. В его руках огромная коробка с игрушечной машиной, о которой он давно мечтал.  Глазки Максимки искрятся, улыбка до самых ушей,  а на голове пара хвоинок от нарядной елки в нашем зале.

- Мама, а как Дед Мороз положил мне подарок? Я его не видел…

- Далеко на  северном  полюсе, – начала мама, – живет добрый человек в красном наряде, с длинной бородой и усами. На его курносом носу круглые очки, из-под которых сверкают хитрые глаза. Жизнь у него протекает размеренно, но в декабре забот заметно прибавляется. Со всего света слетаются к нему письма от детей. Когда Дед Мороз перестаёт один справляться с почтой, звучит колокол. Он оповещает всех жителей  деревни о том, что требуется их помощь. Люди там живут добрые. Они радостно принимаются за работу.

 Настаёт долгожданная ночь. В семьях накрывают праздничные столы, наряжают елочки. Дед Мороз, сидя в больших санях, бережно придерживает огромный мешок с подарками. Тихо и очень незаметно пробирается он в дома, где есть дети и прячет подарки  под разноцветные ёлки, подушки или нарядные носочки, которые заботливые родители развесили над каминами или печками.

Мама посмотрела в заинтересованные глаза сына. Мальчик немного подумал и серьёзно сказал:

- Нужно обязательно написать письмо Деду Морозу, сказать спасибо! Он работал, когда мы все отдыхали.