Аутизм в моей жизни

Кулагина Нина Степановна

В данном разделе моего мини-сайта я буду размещать информацию, которая была интерсна и полезна для меня, как мамы ребенка с аутизмом. 

Моему сыну Дмитрию сейчас почти 17 лет. Вся наша семья проходит непростой путь, в какой-то мере аутизм сына повлиял на каждого из нас. 

Материалы, представленные здесь, наверняка будут интересны родителям детей с аутизмом и специалистам.

Буду рада ответить на Ваши вопросы ))) 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление с презентацией «РАС – характерные черты, вопросы диагностики,
проблемы и решения практических задач»

на методическом объединении учителей-логопедов города Якутска

1 слайд:

  • Представлюсь – Нина Степановна Кулагина, мама ребенка-инвалида с диагнозом аутизм.
  • О сыне – Диме 15 лет, учится в СОШ на домашнем обучении, добрый и ласковый, большие проблемы с общением, дополнительные развивающие занятия, интересы ограничены.
  • Обозначить цель: тема нашего заседания очень актуальна и важна – судьбы детей, семей, профессиональный рост специалистов в нашем городе Якутске, во многом, на уровне вопросов… и я постараюсь раскрыть тему не только как специалист, но и как мама ребенка с аутизмом, т.е. с небольшими личными комментариями.
  • В своем выступлении буду опираться на данные эФэРЦэ, при МГППУ.
  • Общее состояние темы РАС в мире, в России, в Республике, в Якутске (по логотипам)

2 слайд:  

Статистика – не спортивное соревнование, а инструмент, позволяющий понять потребности населения, спрогнозировать количество медицинских, образовательных и социальных услуг – я это особо выделяю!

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) дает усредненные данные по странам – например, включаются данные из США, Южной Кореи, скандинавских стран, где диагностика высоко развита, стран в которых сейчас быстро происходит улучшение диагностики, таких, например, как Китай и Великобритания и стран, где практически не диагностируют аутизм. Таким образом, существует показатель от ВОЗ – 1 случай на 160 детей. Самый значительный рост в статистике произошел* в начале 90х по 2000е годы, когда диагноз аутизм получили люди без сопутствующих нарушений психического и физического здоровья, и когда серьезно изменились диагностические критерии.

Еще один важный фактор - с развитием программ помощи, этот диагноз стал не просто ярлыком, а дал доступ к услугам: например, в тех странах, где страховка или государство покрывает услуги необходимые человеку с аутизмом услуги, таких как поведенческую терапию, специальные занятия по коммуникации с логопедом, эрготерапию, тьюторское сопровождение в детском саду и школе и т.д., родители особенно заинтересованы в постановке точного диагноза, чтобы получить бесплатный доступ к программам помощи и образовательным услугам.

В России ситуация со статистикой пока остается непростой. Это связано в том числе и с тем, что врачи и другие специалисты не обладают необходимой полнотой знаний для постановки этого поведенческого диагноза. (пример)

Кроме того, диагноз «аутизм» пока зачастую не дает никаких дополнительных возможностей для семьи, а иногда и наоборот может осложнить жизнь. По статистике, до 80% семей, воспитывающих детей с аутизмом в России, — семьи с низким уровнем достатка. Это обусловлено неполным составом семьи и тем, что один из родителей вынужден оставить работу в пользу ребенка. Непомерные траты на реабилитацию ребенка с аутизмом, в сочетании с переживанием депрессивного состояния от кажущейся безысходности, часто являются поводом для развода. Для организации эффективного коррекционного воздействия, на одного ребенка с аутизмом требуется около 30-70 тысяч рублей в месяц. Иногда требуются особые усилия родителей, чтобы отстоять верный диагноз своего ребенка.  Также мотивацию родителей подростков и взрослых людей добиваться для своих детей диагноза расстройство аутистического спектра снижает то, что наличие этого диагноза чаще всего ничего не меняет в их жизни, например, не дает никакого дополнительного доступа к бесплатным аутизм-специфичным услугам, как в других странах. До 80% детей с аутизмом — инвалиды.

Гендерное распределение: у мальчиков аутизм диагностируется в 6 раза чаще, чем у девочек. Статистика показывает, что лица мужского пола более уязвимы ко всем психиатрическим нарушениями кроме депрессии. Возможно, это объясняется тем что, в среднем коммуникативные способности у женщин выше, чем у мужчин, а многие девочки и женщины с аутизмом «камуфлируют» симптомы аутизма. Это также может объяснить, почему у девочек, которым все-таки ставится диагноз, симптомы аутизма, как правило, более тяжелые.

Зачем нужно привлечение внимания к проблеме? Статистика нужна! Давайте возьмем в качестве примера США, раз уж мы обсуждаем их статистику. 30 лет назад дети с РАС не получали поведенческих программ помощи, программ раннего вмешательства, к возрасту начала школьного обучения 75% детей оставались невербальными (не пользовались речью). Сейчас у них процент невербальных детей к началу обучения в школе составляет 25%. Кроме того, рано начатые интенсивные программы помощи приводят к тому, что у 10-12% детей с аутизмом к школьному возрасту полностью исчезают проявления РАС. Но главное, эффективные программы помощи позволяют людям с аутизмом получать образование, заводить друзей, семьи, находить работу.

Но все это лишь инструмент для создания адекватных услуг для 1,5% населения земли с аутизмом. Количество людей с аутизмом ежегодно увеличивается на 13%.

3 слайд: объяснение…

МКБ-10 (Международная классификация болезней 10-го пересмотра, принятая как единый нормативный документ для учета заболеваемости в большинстве стран мира, в том числе и в России) пока отстает от DSM-V. DSM-V (2013 год) Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (США)

В ближайшее время в России должна быть принята МКБ-11, в которой диагностические критерии РАС полностью совпадают с американской классификацией. Разница между МКБ-10 и МКБ-11 заключается в том, что согласно МКБ-10 аутизм ставится на основе трех групп симптомов:  качественные нарушения реципрокного социального взаимодействия, (б) качественные аномалии в общении (коммуникации) и (в) ограниченные повторяющиеся стереотипные поведения и активность. В МКБ-11 и DSM-5 оставлены две группы ключевых дефицитов, более понятные для диагностов: трудности социальной коммуникации в социальном взаимодействии; и особенности обработки сенсорной информации и повторяющееся поведение. Кроме того, в МКБ-11 диагнозы аутизм, синдром Аспергера, атипичный аутизм, другое дезинтегративное расстройство детского возраста и др. объединены в одну категорию - расстройства аутистического спектра. Также в МКБ-11 четче описана симптоматика для разных возрастных групп и разница между интеллектуальными нарушениями и аутизмом.

4 слайд:

Я бы хотела привлечь ваше внимание к тому, как специалисты видят развитие ситуации с РАС в мире: количество аутистов с каждым годом увеличивается, скорее всего, через 20-30 лет аутизм будет вариантом нормы! Нейроотличные люди с особенностями использования функционального языка (альтернативная коммуникация).

5 слайд:

Наиболее существенные различия двух основополагающих диагнозов, входящих в РАС, вы видите на слайде, а я сделаю обобщение по Аутизму. Аутизм как самостоятельное расстройство впервые был описан американским клиницистом Лео Каннером в 1942 году, в 1943 году сходные расстройства у старших детей описал австрийский ученый Ганс Аспергер, а в 1947 году — советский ученый Самуил Мнухин.

Аутизм — это особенность развития, которое проявляется в течение первых трех лет жизни и является следствием неврологического расстройства, сказывающегося на функционировании мозга, на развитие когнитивных процессов, на ментальный уровень человека. Поведение детей с аутизмом характеризуется также жесткой стереотипностью — от многократного повторения элементарных движений (потряхивание руками или подпрыгивание) до сложных ритуалов и нередко деструктивностью (агрессия, самоповреждение, крики, негативизм). Аутизм – это поведенческий диагноз, который ставится не с помощью лабораторных исследований, а  специалистом, психиатром, психологом или неврологом в результате наблюдения за человеком и интервью с ним и ухаживающими за ним людьми.  Поэтому подготовка этих специалистов имеет решающее значение. Аутизм сохраняется на протяжении всей жизни человека, но благодаря своевременной диагностике и ранней коррекционной помощи можно добиться многого: адаптировать ребенка к жизни в обществе, научить его справляться с собственными страхами, контролировать эмоции. Аутизм – это генетическое нарушение, но не то, которое просто передается из поколения в поколение, а возникающее в результате сложной комбинации мутаций и связано взаимодействием более 700 генов. Но почему именно возникает аутизм, пока не известно, хотя по всему миру ведутся масштабные исследования.  Медикаментозная терапия при аутизме может быть эффективной для решения сопутствующих проблем — агрессивности, навязчивости, тиков, тревожности, перепадов настроения, гиперактивности и т.д.

Де́тское дезинтеграти́вное расстро́йство — относительно редкое первазивное расстройства развития у детей, родственное детскому аутизму и синдрому Ретта (у девочек), которое возникает после первых 2 лет нормального развития[3]. Расстройство характеризуется резкой утратой прежде усвоенных навыков в таких областях, как социальные навыки, речь, контроль функций мочевого пузыря и/или кишечника, нарушением сенсорно-двигательной координации[3]. В итоге расстройство приводит к глубокой и необратимой УО[3].

МКБ-10  По Международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10) к общим расстройствам развития относятся:

•        F84.0 Детский аутизм

o        F84.01 Детский аутизм, обусловленный органическим заболеванием головного мозга

o        F84.02 Детский аутизм вследствие других причин

•        F84.1 Атипичный аутизм

o        F84.11 Атипичный аутизм с умственной отсталостью

o        F84.12 Атипичный аутизм без умственной отсталости

•        F84.2 Синдром Ретта

•        F84.3 Другие дезинтегративные расстройства детского возраста (дезинтегративный психоз или синдром Геллера)

•        F84.4 Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями (умственная отсталость с двигательной расторможенностью и стереотипными движениями)

•        F84.5 Синдром Аспергера

•        F84.8 Другие общие расстройства развития

•        F84.9 Общее расстройство развития, неуточнённое.

Рубрика «общие расстройства развития» и включают расстройства аутистического спектра. Состояния, обозначенные как F84.2, F84.3 и F84.4, считаются редкими. Ведутся дискуссии о том, являются ли они частью аутического спектра. «Высокофункциональным аутизмом» называется детский аутизм (F84.0) с IQ более 70. Он не входит в качестве формальной категории ни в одну из двух классификаций.

Однако диагноз «расстройство аутистического спектра» в МКБ-10 отсутствует.

МКБ-11 — одиннадцатый пересмотр Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем. Разработана ВОЗ 11-й пересмотр был начат в 2007 году и необходим «для учёта достижений в сфере медицины, науки и информационных технологий», бета-версия МКБ-11 была подготовлена к маю 2012 года, к концу 2015 года было предложено более 5000 изменений в неё, проект планировался представить в Токио в октябре 2016 года[2]. Для каждой нозологической формы будут указаны этиология, симптомы, диагностические критерии, влияние на повседневную жизнь и беременность, а также принципы лечения. Подготовительная версия (версия для представления ассамблее и перевода на национальные языки) была официально выпущена 18 июня 2018 года[3]. МКБ-11 была представлена на 144-м заседании Исполнительного совета в январе 2019 года и утверждена в рамках 72 сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения (ВАЗ) в мае 2019 года. Переход на новый классификатор рекомендован ВОЗ с 1 января 2022 года, переходной период продлён до 2027 года[4][5]. По мнению ВОЗ, страны не сразу перейдут на него из-за подготовки специалистов и того, что некоторые страны до сих пор используют МКБ-9.

МКБ-11 В версии МКБ-11 2018 года появилась диагностическая единица «расстройство аутистического спектра» (код 6A02). В МКБ-11 расстройство аутистического спектра делится на подтипы с указанием наличия/отсутствия расстройства интеллекта и указанием способности человека использовать «функциональный язык» (англ. functional language; устный или письменный), то есть речь в качестве средства для выражения личных потребностей или желаний.

Выделяются следующие подтипы:

•        6A02.0 РАС без расстройства интеллектуального развития и без нарушений функционального языка, либо с мягким нарушением.

•        6A02.1 РАС с расстройством интеллектуального развития и без нарушений функционального языка, либо с мягким нарушением.

•        6A02.2 РАС без расстройства интеллектуального развития и c нарушением функц-го языка.

•        6A02.3 РАС с расстройством интеллектуального развития и с нарушением функц-го языка.

•        6A02.4 РАС без расстройства интеллектуального развития и с отсутствием функц-го языка.

•        6A02.5 РАС с расстройством интеллектуального развития и с отсутствием функц-го языка.

•        6A02.Y Другое уточнённое расстройство аутистического спектра.

•        6A02.Z Расстройство аутистического спектра, неуточнённое.

6 слайд: от себя

Триада симптомов аутизма:

  1. Речевые проблемы: может быть полное отсутствие речи, или ребенок говорит монотонно, «как робот», или  не употребляет местоимения «Я». Характерно и многократное повторение слова или фразы. Даже при хорошем развитии речи у некоторых детей присутствуют трудности поддержания разговора, понимания реплик, отсутствие реакции на юмор, речевые шаблоны.
  2. Отмечаются проблемы общения со сверстниками, неумение взаимодействовать с ними, тяга к одиночеству. В общении со взрослыми долго привыкает, нет зрительного контакта.
  3. Характерно стереотипное поведение и интересы: желание ходить одним маршрутом, следовать привычному распорядку дня, требование предсказуемости, ребенок совершает повторяющиеся движения ручками, кружится, бегает на носочках. Импритинг (запечатление) -…

7 слайд:

Очень часто имеются сенсорные особенности: вкусовые – избирательность в еде; непереносимость запахов – до рвотного рефлекса; тактильные – не переносят прикосновений; любят играть с водой, часто моют ручки; боятся испачкаться; аудио непереносимость разных звуков и др.

Если у ребенка есть перечисленные признаки расстройства развития, необходима консультация детского психиатра.

8 слайд: инструментарий

9 слайд: ранняя диагностика

10 слайд: маршрутный лист диагностики

11 слайд: СТАДИИ принятия и работа с родителями!

Не ищите «таблетку от аутизма», не рассчитывайте на короткий и легкий путь. Ведите дневник. Записывайте все, что вы делаете с ребенком, фиксируйте все изменения. Старайтесь всегда иметь план конкретных действий на ближайшую перспективу. Постарайтесь не думать, что вам тяжелее всех.

Общайтесь с родителями особых детей, обменивайтесь информацией и опытом. Вступайте в родительские сообщества, читайте Интернет-ресурсы по аутизму. Принимайте помощь, особенно если вы только в начале пути. Со временем вы сможете помогать другим.

Ваше здоровье и душевные силы - главный ресурс вашего ребенка. Постарайтесь заботиться о себе. И, наконец, имейте в виду, что у тех, кто дает вам советы (включая и автора этой статьи), не всегда получается в точности следовать им, но отнестись к этому стоит с юмором и должным смирением.

12 слайд:

Одной из основных задач родителей и специалистов является развитие самостоятельности у детей с РАС. И это возможно: объединение усилий общественности, государственная поддержка, подготовка специалистов, социальное проектирование.

13 слайд:

 ИнклзЮия детей с РАС в российской системе образования: зависит от вида нарушения и программы.

Редакция закона № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании» впервые закрепила на законодательном уровне право на доступное и качественное образование для детей с расстройством аутистического спектра. В Приложении 8 к приказу Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» представлен ФГОС начального общего образования для детей с расстройством аутистического спектра.

Существуют несколько методов коррекции аутизма. Наибольших результатов можно добиться, применяя несколько методов одновременно, и следуя четырем методологическим подходам, составляющим концептуальную основу коррекции аутизма —PECS,  АВА, Son-rise, предметотерапия (сенсорная интеграция и стимуляция), прикладной анализ поведения, , коррекция нежелательного поведения. руководящий контроль – как метод.

Одобрена Министерством образования РФ к использованию в ОУ (Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ")Методика ТЕАССН (Teaching children with Autism to Mind-Read) В ТЕАССН идет работа по 9-ти функциональным сферам и коррекции аномального поведения:

Крупная моторика

Мелкая моторика

Координация руки и глаза

Имитация

Восприятие

Познавательная деятельность

Речь

Самообслуживание

Социальные отношения

исходит из того, что взрослые должны создать ребенку особую среду для комфортабельного личного развития, изъяв из нее все раздражающие факторы. Весь день ребенка, воспитывающегося по данной системе, подчинен строгому расписанию, которое благодаря карточкам-подсказкам усваивает ребенок. Всем вещам присуждается определенное место. Положение вещей в комнате не меняется. Коррекционные занятия включают длительный этап адаптации ребенка и установления контакта с педагогом. Нажим или побуждение к действию недопустимы. Эта методика активно развивалась в Университете Северной Каролины США и теперь используется в качестве государственной программы обучения аутичных детей в Бельгии, Дании и некоторых штатах США, а также в государственных учреждениях России.

АВА — методика модификации поведения, подходит для тяжелых форм аутизма. Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие. Взрослый не пытается давать инициативу ребенку, а достаточно жестко управляет его деятельностью. Правильные действия закрепляются до автоматизма, неправильные — строго пресекаются. Ребенок может осваивать одновременно два-три не связанных между собой навыка. Педагогом выстраивается четкая система усложнения и поэтапного освоения все новых и новых навыков.

В арсенале АВА несколько сотен программ, среди них невербальная и вербальная имитация, общая и мелкая моторика, понимание языка, называние предметов, называние действий, классификация. Конечная цель АВА — дать ребенку средства осваивать окружающий мир самостоятельно. В зарубежных странах по системе АВА с ребенком ежедневно занимается несколько специалистов разной направленности (дефектолог по поведенческим навыкам, музтерапевт, арттерпевт и т.п.).

Программа Son-Rise опирается на собственную мотивацию ребенка. Взрослый, не разбивая аутичный мир ребенка, присоединяется к нему — к повторяющимся (аутостимуляции) и ритуальным действиям, давая аутичным действиям новое понимание и осмысленность.

Методика сенсорной интеграции и стимуляции (СИС, предметотерапия) занимается проблемами, связанными с интерпретацией мозгом сигналов от всей нервной системы тела. Сенсорная стимуляция и интеграция обеспечиваются при проведении стимуляционных секвенций — комплексов упражнений, направленных на преодоление нарушений сенсорного восприятия и уменьшение аутостимуляций.

Также при коррекции аутизма применяется песочная терапиякинезотерапия — лечение положением, массажем и активно-пассивной гимнастикой.

При коррекции аутизма применяют также анималотерапию (от латинского "animal" — животное) — вид терапии, использующий животных и их образы для оказания психотерапевтической помощи, ее виды: дельфинотерапию, иппотерапию (общение с лошадьми), канистотерапию (терапия с использованием собак).

Эффективная реабилитация Реабилитация аутичных детей - это поле постоянных дискуссий, в которых принимают участие родители и специалисты с очень разными точками зрения, порой непримиримые оппоненты. Вот, например, терапия под названием Прикладной Анализ Поведения (другие названия: Прикладной Поведенческий Анализ, бихевиоральная

терапия), в оригинале Applied Behaviour Analysis или сокращенно - АВА. В англоязычном мире аВа считается золотым стандартом коррекции аутистов, у нас же приходится преодолевать совершенно ошибочную точку зрения на эту терапию как на вид дрессуры. Такое мнение может сложиться лишь при очень поверхностном ознакомлении с этой методикой. Очень непросто, во многом стараниями родителей-активистов, пробивает себе дорогу АВА в России. Однако если 10 лет назад родители, читавшие англоязычные Интернет-ресурсы, посвященные аутизму (а русских тогда практически не было), могли только мечтать о подобном сервисе для своего ребенка, то сейчас это стало реальностью.

ABA-терапия (Applied Behavioral Analysis) — прикладной анализ поведения или метод Ловааса) — система лечения расстройства аутистического спектра, впервые примененная доктором Иваром Ловаасом на факультете психологии Калифорнийского университета в 1987 году. Идея метода заключается в том, что социальные поведенческие навыки могут быть привиты даже детям с тяжёлой формой аутизма с помощью системы поощрений и последствий. ABA-терапия самая хорошо изученная система лечения расстройств аутистического спектра.

Выбор специалиста Помимо упомянутых уже ABA и сенсорной интеграции существуют и другие виды коррекционных терапий: эрготерапия, арт-терапия, игровая терапия, различные виды психотерапии. Все они могут помочь аутичному ребенку преодолеть его ограничения. Очень важно выбрать то, что подойдет именно вашему ребенку, и самое главное, это выбор специалиста, который сможет наладить контакт с маленьким аутистом, взять его за руку и повести вперед. Вот несколько советов, как это сделать:

— Обратите внимание, как специалист слушает вас, дает ли вам ответить на вопросы, которые сам задает или перебивает, не дослушав, отвечает ли на ваши вопросы точно и определенно.

— Формулирует ли специалист конкретные цели? Если нет, то просит ли вас их сформулировать для того, чтобы работать над ними? Если он называет в качестве цели «излечение от аутизма», либо заявляет что-то вроде «ну, поиграем, порисуем с ним, а там видно будет», то, скорее всего, вам нужен другой специалист.

— Если у него нет готового плана действий, собирается ли он предъявить его, скажем, через 2-3 ознакомительных занятия?

—    Нравится ли этот человек вашему ребенку? Профессионал, работающий с аутичными детьми, как правило, владеет арсеналом средств, позволяющих ему завладеть вниманием ребенка, наладить с ним контакт.

Глоссарий

Фонд ВЫХОД – руководитель Авдотья Смирнова, Любовь Аркус, основатель центра «Антон тут рядом»

ВОРДИ – Всероссийская организация родителей (зак. предст.) детей-инвалидов и взрослых с ментальной инвалидностью и другими нарушениями, которые не могут самостоятельно представлять свои интересы.

ФРЦ – Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, директор Хаустов Артур Валерьевич, на базе МГППУ (25 лет)

Особый ребенок – Якутская региональная общественная организация содействия психологической и социальной адаптации детей с аутизмом, возглавляет Скрябина Инна Валерьевна

Благотворительный фонд  Харысхал, возглавляет Ольга Захарова

МСЭ  - новое в оформлении инвалидности по % в степени ограничения жизнедеятельности человека (01.01.2020 г.), диагноз не самое главное.

Димины Диагнозы:

F84.8 Другие общие расстройства развития

F20.8хх3  шизофрения детский тип ФГБ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ, Москва, Кашир. шоссе

F70.19 (Умственная отсталость легкой степени со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения, обусловленная неуточненными причинами)  СПбНИПНИ им. Бехтерева

F84.0 Детский аутизм  ГБУЗ «НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ИМ. Г.Е.СУХАРЕВОЙ » Москва

МКБ – Международная классификация болезней

DSM-V (2013 год) Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (США)

ноотропы – для питания мозга и улучшения ВПФ, обучения

нейролептики – чтобы подсобрать мышление и коррекция поведения, антипсихотики, транквилизаторы

нормотимики – регуляторы настроения,

Аутизм — это нарушение развития, которое проявляется в течение первых трех лет жизни и является следствием неврологического расстройства, сказывающегося на функционировании мозга. Поведение детей с аутизмом характеризуется также жесткой стереотипностью — от многократного повторения элементарных движений (потряхивание руками или подпрыгивание) до сложных ритуалов и нередко деструктивностью (агрессия, самоповреждение, крики, негативизм). Аутизм – это поведенческий диагноз, который ставится не с помощью лабораторных исследований, а специалистом, психиатром, психологом или неврологом в результате наблюдения за человеком и интервью с ним и ухаживающими за ним людьми.  Поэтому подготовка этих специалистов имеет решающее значение. Аутизм сохраняется на протяжении всей жизни человека, но благодаря своевременной диагностике и ранней коррекционной помощи можно добиться многого: адаптировать ребенка к жизни в обществе, научить его справляться с собственными страхами, контролировать эмоции. Аутизм – это генетическое нарушение, но не то, которое просто передается из поколения в поколение, а возникающее в результате сложной комбинации мутаций и связано взаимодействием более 700 генов. Но почему именно возникает аутизм, пока не известно, хотя по всему миру ведутся масштабные исследования.  

Медикаментозная терапия при аутизме может быть эффективной для решения сопутствующих проблем — агрессивности, навязчивости, тиков, тревожности, перепадов настроения, гиперактивности и т.д. Одной из основных задач родителей и специалистов является развитие самостоятельности у детей с РАС. И это  возможно: среди аутистов есть программисты, конструкторы, музыканты — состоявшиеся в жизни люди.

Де́тское дезинтеграти́вное расстро́йство — относительно редкое первазивное расстройство развития у детей, родственное детскому аутизму и синдрому Ретта (у девочек), которое возникает после первых 2 лет нормального развития[3]. Расстройство характеризуется резкой утратой прежде усвоенных навыков в таких областях, как социальные навыки, речь, контроль функций мочевого пузыря и/или кишечника, нарушением сенсорно-двигательной координации[3]. В итоге расстройство приводит к глубокой и необратимой УО[3].

АВА‑терапия - это интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения. АВА как научная дисциплина изучает влияние факторов в окружающей среде на поведение и манипулирует этими факторами, чтобы изменить поведение человека.

Под ментальным развитием будем понимать прежде всего умственное развитие, а также изменения в образе мыслей, совокупности умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку.

Когнитивное развитие – это изменение умственных способностей с течением времени в процессе обучения. К нему относят познавательные процессы, такие как память, усвоение и формирование новых понятий, достижение целей, логическое мышление, воображение.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 6

Вопросы диагностики Особенности поведения ребенка, на которые необходимо обратить внимание: До 1 года эти дети могут мало отличаться от обычных детей. Внимательные родители, уже через месяц - два после рождения ребенка, по плачу могут понять, что он хочет: кушать, играть или он испытывает дискомфорт: ему мокро, скучно. С детьми- аутистами это невозможно, их плач обычно монотонный и невыразительный. Гуление часто отсутствует, вместо гуления такие дети используют визг или крик. Они не смотрят в глаза, менее активны и любознательны. В возрасте 1-2 лет могут появиться первые слова, но ребенок их использует бессмысленно. Общение по-прежнему заменяется монотонным криком. Ребенку больше нравится быть одному. Он не проявляет беспокойство, если остается без мамы или близкого родственника. Дети- аутисты обычно не используют игрушки по назначению, любимой игрой может быть выкладывание игрушек в одну линию. В 2-3 года словарный запас отсутствует или очень ограничен, слова могут использоваться без соответствия их значению, то есть, речь может быть неосознанной. Остается склонность к повторяющимся, стереотипным движениям. Родителей ребенок выделяет, но особо к ним не привязан, или, по крайней мере, не демонстрирует привязанность. В 3-4 года ребенок не стремится играть с другими детьми, о себе обычно говорит во 2-ом или в 3-ем лице, то есть «ты» или «он» - так, как называют его окружающие. В речи могут присутствовать эхолалии - бессмысленные повторения отдельных слов или целых фраз. Иногда эти фразы вычурные, не соответствующие возрасту.