2. Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования

Сарыглар Айланмаа Кечил-ооловна

2.1. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение внеклассных мероприятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого внеклассного мероприятия от МО муниципального уровня)

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Технологическая карта-конспект подгрупповой логопедической НОД по автоматизации звука  С  у детей старшей группы.

Тема: «Автоматизация звука «С»  в слогах, словах и предложениях»»)   

Учитель–логопед: Сарыглар А.К.

Цель занятия: развитие речи, формирование звуковой стороны речи.

Задачи:

1.Коррекционно-образовательные:

- закреплять правильное произношение звука «С» в слогах, словах и предложениях.

- упражнять в звуковом анализе, определении позиции звука «С»  в словах.

- закреплять навыки согласования прилагательных с существительными.

- упражнять  образованию прилагательных от существительных.

2. Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематический слух.

- развивать артикуляционную и мелкую моторику.

- развивать  общую моторику, координацию движений с речью.

- активизировать мышление с помощью дидактических игр.

- развивать внимание и память.

3. Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать положительное отношение к занятиям.

- контроль над собственной речью.

Оборудование: Использование ТСО: презентация.

Раздаточный материал: Зеркала, схемы слов, фишки.

Планируемый результат: Умение правильно произносить звук «С в слогах, словах и предложениях, проявлять желание общаться с помощью слова.

  1. Организационный момент.
  2. Основная часть.
  1. Артикуляционная гимнастика
  2. Сообщение темы занятия.
  3. Артикуляция звука.
  4. Игра «Повторялочки»
  5. Дидактическая игра «Где спрятался звук?»
  6. Физкультминутка
  7. Дидактическая игра «Побери слова к картинкам»
  8. Дидактическая игра «Что из  чего сделано?»
  1. Итог занятия.

 

 

 

Ход индивидуального занятия.

Этапы занятия

 

Деятельность логопеда

Деятельность ребенка

Время

1.Организационный момент.

Логопед: «Ребята, отгадайте загадку».

«Мы его слепили сами

Разукрасили ветвями

Сделали ему животик

Улыбающийся ротик

Нос – морковка, глазки- льдинки…

На протоптанной тропинке

Из снежинок он возник

Симпатичный (Снеговик)»

Логопед: «Вокруг себя вы повернитесь, в снеговиков вы превратитесь!

Закройте глаза и подумайте, какой каждый из вас снеговик?»

Дети подбирают прилагательное к слову «снеговик».

Дети: Я- холодный снеговик, Я – веселый снеговик, Я-большой снеговик.

Логопед: А теперь вы повернитесь и в ребяток превратитесь..

Логопед: Какой был снеговик в нашей загадке?

Дети:  Симпатичный.

Логопед: К нам в гости пришел симпатичный снеговик. (Логопед показывает на экран, на котором изображен снеговик). Симпатичный -  это какой?

Дети: красивый, приятный, милый, хорошенький, интересный.

Дети  входят в зал, отгадывают загадку, закрывают глаза и представляют какой каждый из них снеговик, отвечают на вопросы и садятся на стулья.

1 мин

 

Основная часть.

1.Артикуляционная гимнастика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Предлагаю  сделать артикуляционную гимнастику.

Каждое упражнение повторяется 5 раз, логопед следит за правильностью их выполнения.

1. «Заборчик – Дудочка».

-Давайте с вами беззвучно произнесем звуки и-у. Смотрите, как делаю я.

Логопед демонстрирует правильное выполнение.

- Молодцы, у вас очень хорошо получается

 

2«Иголочка»

- превратите язычок в иголочку откройте рот, высуньте язык  как можно дальше, напрягите его, сделайте узким и удержите в таком положении .

Логопед демонстрирует правильное выполнение.

- Молодцы, у вас очень хорошо получается

3. «Дуем на блинчик».

- Умнички! А теперь положите  широкий язычок на нижнюю губку. Он у нас должен быть как блинчики, и  спокойно подуйте, по середине языка.

(следим, чтобы при выдохе щеки  дети не надували)

 Логопед демонстрирует правильное выполнение.

- Молодцы! Держите так язычок, а я посчитаю до 5.

4. «Часики»

Хорошо. Давайте превратим  ваши язычки в часики.  Растяните губы в улыбке. Рот приоткройте. Кончиком узкого языка попеременно дотрагиваться до уголков рта.

Логопед демонстрирует правильное выполнение.

- Молодцы!. Выполняйте, а я посчитаю до 5.

5.Качели».                                                     

- Хорошо. А теперь наш язычок покатается на качелях. Мы улыбнемся, покажем зубки, приоткроем рот. Положим наш широкий язычок за нижние зубы. Вы  так подержите, а я посчитаю до 5. Затем мы поднимем язычок за верхние зубы, и я снова посчитаю до 5. Смотрите , как делаю я.                                 

Логопед демонстрирует правильное выполнение. Упражнение выполняем 5 раз

6. «Чистим зубки».

-  Давайте мы с вами почистим зубки. Откроем ротик и кончиком язычка «почистим» зубки с внутренней стороны. Язычком по зубкам водим из стороны в сторону. Посмотрите, как делаю я.

Логопед демонстрирует правильное выполнение.

 

7.  «Накажем непослушный язычок».

- Но язычок нас иногда не слушается, правда? Давайте мы его накажем! Мы с вами улыбнемся, приоткроем рот, положим язычок на нижнюю губку и будем пошлепывать его губами, произнося «пя-пя-пя».

Логопед демонстрирует правильное выполнение.

8. «Конфетка».

- Умнички, закройте  ротиккончик языка с напряжением упирайте то в одну, то в другую щёку.

Логопед демонстрирует правильное выполнение.

- Молодцы! Держите так язычок, а я посчитаю до 5.

Дети внимательно слушают, наблюдают за верным выполнением упражнений, выполняет их самостоятельно, глядя в зеркало.

 

Дети  выполняют упражнение «Заборчик – Дудочка» .

 

 

Дети  выполняют упражнение «Иголочка»

 

 

Дети выполняют упражнение «Дуем на блинчик».

 

 

 

 

 

 

Дети выполняют упражнение «Часики»

 

 

 

 

 

 

Дети выполняют упражнение «Качели»

Дети выполняют упражнение «Чистим зубки»

 

 

Дети выполняют упражнение «Накажем непослушный язычок»

 

 

 

Дети  выполняют упражнение «Конфетка»,

 

 

 

 

 

4 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Сообщение темы занятия

Нашему симпатичному понравилась гимнастика. Какой звук я выделила, ребята?

Логопед: Правильно! Звук «С»! Сегодня мы с вами будем называть слоги, слова и предложения со звуком «С» и поиграем во множество игр!

 

Дети внимательно слушают и отвечают. (Звук С.)

2мин

4.Артикуляция звука

 

 - А сейчас, я попрошу вас взять на руки зеркала, и мы с вами повторим артикуляцию звука «С».

- Папа поливает огород из шланга: СССССССССС…..

- А сейчас накачаем насосом колесо: С-С-С-С-С-С-С….

- Губы в улыбке

- Зубы сближены

-Широкий кончик языка находиться за нижними зубами.

- Холодный воздух идет по центру языка (рука для контроля у рта).

 

 Дети берут зеркала

 

 

Выполняют упражнение «поливаем огород из шланга, накачаем насосом колесо»

Руками проверяют воздух который идет по центру языка.

1мин

5.Автоматизация звука [с] в слогах.

 

 

Игра «Повторялочки».

Логопед:Ребята, давайте  поиграем в игру «Повторялочки». Я буду называть насколько слогов, а вы повторяйте за мной. Одновременно мы будем делать с вами упражнение «Пальчики здороваются».

СА-СО-СУ-СЫ           АС-ОС-УС-ЫС

СО-СУ-СЫ-СА           ОС-УС-ЫС-АС

СО-СУ-СА-СЫ           УС-ЫС-АС-УС

СЫ-СА-СО-СУ           ЫС-АС-ОС-УС

При необходимости - повторяется артикуляция звука [с].

 

 

Дети проговаривают слоги, одновременно делая упражнение «Пальчики здороваются»

Дети справляются с заданием.

 

 

5мин

6. Автоматизация звука [с] в словах.

Дидактическая игра «Где спрятался звук?»

- На столе у каждого из вас, лежит схема слова. Положите ее перед собой, пожалуйста. Так же у вас есть фишки. Сейчас мы с вами будем определять место звука «С» в слове.

(На экране появляются картинки со звуком «С»: сова, кактус, оса, сапог, усы, ананас, сумка, бусы, автобус, собака.

 

 Дети смотрят на экран, называют слово, определяют место звука в слове.

Дети справляются с заданием.

 

2 мин

7. Физминутка

: Ребята, а давайте сейчас встанем из-за стола и покажем нашему гостью, как мы умеем лепить снеговика без снега!

Раз- рука, два – рука (дети вытягивают одну руку, затем -другую)

Лепим мы снеговика (имитируют лепку снежков)

Мы скатаем  снежный ком (ладонями круговые движения по бедрам)

Вот такой, вот такой. (разводят руки в стороны, показывая какой большой)

А потом поменьше ком (растирают ладонями грудь)

Вот такой, вот такой. (показывают величину кома меньше).

А наверх поставим мы (поглаживают руками щечки)

Маленький комок. (показывают маленький ком)

Вот и вышел снеговик, (ставят руки в бока, повороты вправо - влево).

Очень милый толстячок! 

 

 

 Дети выполняют физминутку, имитируя руками. 

1 мин

8.Автоматизация звука [с] в словосочетаниях.

Дидактическая игра «Подбери слова к картинкам»

(на экране появляются  картинки)

Логопед: Я вам называю слово, а вы мне картинку, которая подходит  к моему слову. Например, Пустая – миска.

Вкусная – колбаса

Усатым- сом

Красная – сумка

Светит- солнце

Вкусный – ананас

Высокий –снеговик.

ИТОГ занятия

Ребята, какие вы молодцы! Давайте напомним снеговику, какой звук мы сегодня с вами повторяли?

Логопед: Какие слова со звуком «С» вы запомнили?

 - Давайте поблагодарим друг друга за то, что мы вместе провели время. Какое доброе слово мы скажем друг другу?

Логопед: Вот какое замечательное слово! А что в нем замечательного?

Логопед: Молодцы!

Дети : Звук «С»

Дети называют слова: сова, кактус, оса, сапог, усы, ананас, сумка, бусы, автобус, собака.

Дети : спасибо!

Дети: В слове «Спасибо» есть звук «С»! 

3 мин

   

 



Предварительный просмотр:

 Технологическая карта-конспект индивидуально-подгрупповой логопедической НОД по автоматизации звука  Ш  у детей 5-7 лет.

Тема: «Звук Ш» («Автоматизация звука Ш в слогах и словах  на «ША»)   

Учитель–логопед: Сарыглар А.К.

Цель: Автоматизация звука Ш в прямых слогах и словах 

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

  • Тренировать правильное произношение изолированного звука Ш, в открытом слоге ША и в словах, содержащих слог ША;
  • Развивать фонематический слух – умение слышать заданный звук из ряда других звуков;
  • Развивать навыки звукового анализа и синтеза прямого слога (ША), слов с прямым слогом ША (ШАР, ШАРЫ);
  • Тренировать детей в подборе слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • Тренировать детей в согласовании числительных с существительными;
  • Тренировать детей в употреблении слов в И.п. множественного числа существительных.

Коррекционно - развивающие:

  • Развивать пальчиковую и артикуляционную моторику;
  • Развивать память, мышление.

Коррекционно - воспитательные:

  • Воспитывать трудолюбие, настойчивость в достижении цели, целеустремленность.

Оборудование: набор карточек для проведения артикуляционной гимнастики на звук Ш; карточки для характеристики звука Ш, дидактическое пособие для проведения звукового анализа слога; массажер Су-джок, мяч, картинка с изображением Гномика, персонажи из мультфильма Маша и Медведь.

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Планируемый результат: умение  правильно  произносить звук Ш в слогах, словах, проявлять речевую активность.

Этапы НОД

Образовательная область

Вид деятельности

Содержание деятельности

Речевое развитие

Речевая деятельность

  1. Организационный момент

 Логопед: Привет. Сегодня к нам в гости пришли Маша и Мишка из мультфильма «Маша и Медведь» (выставляются игрушки) .

Послушай, какой звук в их именах повторяется? МАШШША, МИШШША? (звук Ш).

Сегодня мы будем учиться правильно произносить звук Ш, а также слоги и слова с этим звуком.

Физическое развитие

Речевое развитие 

Двигательная деятельность

Речевая деятельность 

  1. Пальчиковая гимнастика с массажером Су-джок

Логопед: Давай вспомним пальчиковую игру (ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука [Ш])

На левой руке:

Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша, (средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

 А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)

На правой руке:

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

 Эта малышка-Ксюша, (указательный)

 Эта малышка-Маша, (средний)

Эта малышка-Даша, (безымянный) А меньшую зовут Наташа. (мизинец)

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Артикуляционная гимнастика

Логопед: Покажи нашим подружкам, как ты умеешь делать артикуляционную гимнастику.

Комплекс упражнений на шипящие звуки.

Речевое развитие

Речевая деятельность

  1. Изолированное проговаривание звука.  

Логопед: Наши друзья хотят сыграть с тобой в игру «Четвертый лишний»

ШАПКА, ПЛАТЬЕ, ФУТБОЛКА, ШОРТЫ

КЕДЫ, КРОССОВКИ, ШАРФ, ТУФЛИ

Логопед: правильно, лишние картинки ШАПКА, ШАРФ. Послушай и скажи, какой первый звук в слове ШШШАПКА, ШШШАРФ? (звук Ш)

Давай долго протянем звук ШШШШШШШ (пошипим)

Речевое развитие

Речевая деятельность

  1. Анализ артикуляции звука

Логопед: Расскажи Маше и Мишке, как мы произносим звук Ш:

- Губы  округлены,

- Зубки заборчиком,

- Кончик языка за верхними зубами,

- Язычок чашечкой,

Воздушная струя теплая.

Характеристику дает учитель-логопед, ребенок за ним повторяет. Постепенно ребенок запоминает артикуляцию звука Ш и может самостоятельно рассказать, как мы «ПОЁМ ПЕСЕНКУ ЗМЕИ» (ПРОИЗНОСИМ ЗВУК Ш ).

Речевое развитие

Речевая деятельность

  1. Характеристика звука

Логопед: Какой звук Ш?  

Звук Ш – согласный, всегда твердый, глухой, обозначается синей фишкой.  (по схеме для характеристики звуков)

 

  1. Связь звука с буквой.

Звук Ш обозначается буквой Ш . (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим, читаем и пишем).

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Физкультминутка – игра с мячом

Логопед: Давай сыграем в игру  «Отгадай словечко» - наши друзья  Маша и Мишка будут называть начало слова и бросать тебе мяч, а ты должен добавить слог «ША» и отгадать слово, которое загадали наши подружки и  повторить слово целиком:

МА - …ША (МАША), МИ - …ША (МИША)

КА - …ША (КАША), КРЫ   -…ША (КРЫША)

ЛАП - …ША (ЛАПША), КАТЮ-…ША (КАТЮША)  

Социально-коммуникативное развитие

Игровая деятельность

  1. Развитие фонематического слуха

Логопед:  Маша  предлагает поиграть в игру «Поймай звук» - она будет называть разные звуки, а ты должен будешь хлопнуть в ладоши, если услышишь звук Ш:

А, Ш, У, Ш, С, М, Ш, К, П, Ш, Р, Ш, И, Ж, Б, Ш  

  1. Автоматизация звука в слогах

Логопед: Мишка предлагает сыграть в Игру «Попугай Кеша»   - ША-ша-ша

  ша-ША-ша

  ша-ша-ША

Познавательное развитие

Умственная деятельность

  1. Звуковой анализ/синтез

Звуковой анализ слога ША

Какой звук Ш? (СОГЛАСНЫЙ, ГЛУХОЙ, ВСЕГДА ТВЕРДЫЙ, ОБОЗНАЧАЕТСЯ СИНИМ ЦВЕТОМ)

Какой звук А? (ГЛАСНЫЙ, ОБОЗНАЧАЕТСЯ КРАСНЫМ ЦВЕТОМ)

Выложите слог фишками, положите сверху буквы.

(для детей подготовительной группы – можно сделать звукобуквенный анализ слов ШАР (ШАРЫ)

Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие

Игровая деятельность, речевая деятельность

  1. Автоматизация звука в словах

Логопед: Маша предлагает сыграть в  игру «Повторяй за мной» :  

Шаг, шар, шарф, шайба, шапка, шахта, мышата, большая, ушанка, мешать, решать, дышать, лошадка, шахматы, лапша, шаль, шашки, шалаш, Маша, Даша, Саша, Ириша, Паша, Миша, Глаша, Кирюша, Андрюша, наша, Ксюша, крыша, ваша, Наташа, чаша, шарик, шасси, шалфей, шампунь, шанс, шапито.

  1. Автоматизация звука в предложениях и текстах

Логопед: Давай выучим чистоговорки про наших гостей и их друзей:

Ша-ша-ша – наша Маша хороша.

Ша-ша-ша – наша Даша хороша.

Ша-ша-ша – Миша едет не спеша.

Ша-ша-ша – кушай, Паша, не спеша. 

Речевое развитие

Игровая деятельность

  1. Игры на развитие ЛГСР и связной речи

Логопед: Мишка не умеет считать, давайте его научим и поиграем в такую игру:

ОДНА ШАПКА, ДВЕ ШАПКИ, ТРИ ШАПКИ, ЧЕТЫРЕ ШАПКИ, ПЯТЬ ШАПОК.

ОДИН ШАРФ, ДВА ШАРФА, ТРИ ШАРФА, ЧЕТЫРЕ ШАРФА, ПЯТЬ ШАРФОВ.

Логопед: а теперь познакомим Машу и Медведя с нашим другом Гномиком  и поиграем в игру «Скажи ласково»:

не ШАПКА, а …ШАПОЧКА.

Не ШАРФ, а …ШАРФИК.

Одна ШАПКА, а много – ШАПКИ.

Один ШАРФ, а много – ШАРФЫ.

 

Речевое развитие

Речевая деятельность

  1.  Итог НОД

Логопед: Какой звук мы тренировались сегодня произносить? (ЗВУК Ш)

 Какой это звук? (СОГЛАСНЫЙ, ШИПЯЩИЙ, ГЛУХОЙ, ВСЕГДА ТВЕРДЫЙ)

Что тебе больше всего понравилось на занятии? Кто к нам приходил в гости?



Предварительный просмотр:

Технологическая карта-конспект подгрупповой логопедической НОД по автоматизации звука  Р  у детей подготовительной к школе группы.

Тема: «Путешествие в страну Рычандию»

(Автоматизация звука «Р»  в слогах, словах и предложениях)

Учитель–логопед: Сарыглар А.К.

Цель занятия: развитие речи, формирование звуковой стороны речи.

Задачи:

коррекционно-образовательные:

-автоматизировать звук «Р»  в словах, фразах, предложениях;

-активизировать словарь детей по темам «Профессии», «Овощи», «Фрукты», «Дикие животные», «Животные жарких стран», «Обитатели моря»;

-закрепить умения согласовывать существительные с числительными, образовывать  относительные  прилагательные;

коррекционно-развивающие:

-развивать  артикуляционную и мелкую моторику, фонематический слух, навык фонематического анализа и синтеза;

-формировать  навык самоконтроля за собственной речью в ходе звукового анализа слова и ответов на вопросы педагога;

-развивать чувство цвета при выборе шаров по настроению, двигательное самовыражение при изображении полета на воздушном шаре;

воспитательные:

-воспитывать любознательность и творческое воображение, желание добиваться поставленной цели, доводить начатое дело до конца, в процессе отгадывания загадок, решения проблем, возникающих в ходе путешествия.

Планируемые образовательные результаты: проявлять речевую активность, способность взаимодействовать с окружающими.

Используемые технологии:  1.Технология на основе системно-деятельного подхода.

                                                 2.Здоровьесберегающие технологии

                                                 3.Игровая деятельность.

Развивающая предметно-пространственная среда: предметные картинки, карта, муляжи животных, логопедический стол, фишки, использование ТСО:  презентация

Ход занятия.

Этапы занятия

 

Деятельность логопеда

Деятельность ребенка

Время

1.Организационный момент.

- Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие на воздушных шарах и отправимся в страну Рычандию. Как вы думаете, почему она так называется?

Дети  входят в зал

Ответы детей. (В этой стране во всех названиях предметов есть звук Р. )

1 мин

 

2.Основная часть.

1.Артикуляционная гимнастика

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Артикуляция звука

 Прежде чем совершить наше путешествие, мы подготовим наши язычки, сделаем артикуляционную гимнастику.

Развитие артикуляционного аппарата. Слайд 2,3,4,5. На экране символы.

-« Качели»

-«Маляр»
-«Лошадка»

-«Грибок»

-«Гармошка»

-«Барабан»

-«Индюк»

-«Вкусное варенье»

-Молодцы.

- Ребята, скажите,  что делают наши губы, зубы, язычок, при произнесении звука Р?

 

Дети внимательно слушают и смотрят на экран, наблюдают за верным выполнением упражнений, выполняет их самостоятельно, глядя в зеркало.

 

 

 

 

 

 

 

 

  Дети:  Губы - полураскрыты. Зубы - разомкнуты. Язык – широкий, кончик языка поднят к альвеолам и дрожит. 

 

 

4 мин 

 

 

3.Сообщение темы занятия

-Язычки наши готовы, а сейчас, ребята, вы каждый выберете себе транспорт, воздушный шар, того цвета, который соответствует вашему настроению.

-У меня есть карта, на которой нарисован путь в страну Рычандию. Я буду вашим штурманом и буду  показывать вам путь.

Звучит музыка.

-Дети, мы отправляемся в полет на воздушном шаре. Двигаемся легко, легко.

-Посмотрите, какая красота вокруг. Ой, ребята, воздушная яма!

-Вот мы прибыли в страну Рычандию,

 

Дети выбирают себе шар.

Бег на носочках, держась за шарики, накачанные гелем. (каждый ребенок изображает это явление)

2мин

4.Автоматизация звука [Р] в словах.

 Определение позиции звука[Р]   в словах.

 

Слайд6,7. На экране дома и жители Рычандии разных профессий.

-Ребята, а вот и жители Рычандии. Назовите профессии людей, живущих в этой стране (шофер, рабочие, врач, строитель ,рыбак, повар, дворник).

-Угадайте, кто в каком доме живет, если в названии профессии людей, звук Р находится в начале слова - они живут в первом доме, если в середине,- то в среднем доме, если в названии профессии звук Р стоит в конце слова, этот человек живет в последнем доме. (ответы детей)

При необходимости - повторяется артикуляция звука [р].

 

 

Дети смотрят на экран,  называют профессии людей

Дети справляются с заданием.

 

 

5мин

5.Образование относительных прилагательных

6.Подбор прилагательных к существительному, отвечая на вопрос какой?какая?какое?

7. Согласование существительных с числительными

8. Физминутка

9. Определение количества слогов в слове. Звуковой анализ слова.

10. Заключительная часть

Слайд 8.  -Рычандия - очень гостеприимная страна и повар нас хочет угостить супом и соком. Из чего приготовлены у вас суп и сок, и как он называется, скажите мне сами фразой:

-у меня суп с горохом - это гороховый суп;

-у меня суп с вермишелью - это вермишелевый суп;

-у меня суп с картофелем - это картофельный суп;

- у  меня сок из граната – это гранатовый сок;

- у меня сок из арбуза – это арбузный сок;

- у меня сок из груши – это грушевый сок;

- у меня сок из моркови – это морковный сок;

- у меня сок из винограда – это виноградный сок.

-Молодцы, ребята. Скажите спасибо повару за угощенье. А мы отправимся дальше.

- Смотрите, ребята, зоопарк. ( на столе  муляжи   животных)

-Ребята, что за животные живут в Рычандии?

-Расскажите мне про этих животных начиная со слов:    

- жираф, он какой?

-крокодил, он какой?

- носорог, он какой?

- зебра, она какая?

- пантера, она какая?

-тигр, он какой?

-Здорово, ребята, а давайте мы их посчитаем. Представим что крокодилов 5, пантер 5, тигров 5.

-Ребята, мы с вами знаем песню про Жирафов, давайте, подарим ее зоопарку.  

«У жирафов пятна...» - хлопаем ладошками по всему телу

«У слонов есть складки...» -«собираем складки» - щипаем себя.

«У котяток шёрстка...» - поглаживаем себя

«А у зебры есть полоски...»-проводим пальцами или ребром ладони по телу

Припев - показываем указательными пальцами обеих рук на соответствующие части тела.

-Отправляемся ребята дальше.

Слайд 9.

-Посмотрите, это же море. Давайте заглянем в подводный мир Рычандии.  Назовите предметы подводного мира, и определите количество слогов в каждом слове.           Слайд 10,11,12  «Подводный мир».

-Здорово, а сейчас присядем за столы, и сделаем звуковой анализ слова РАК.

Слайд 13.

-Посмотрите на экран, такая ли схема у вас получилась?

-Дайте, пожалуйста, характеристику каждому звуку.

Слайд 14

-Сколько звуков в этом слове?                     -Молодцы. Ребята, посмотрите на следующую картинку, слово рассыпалось и нам нужно поставить все звуки на свои места.

Слайд 15.                                                                 Чтобы отгадать это слово, я вам загадаю загадку.                                                                          Блещет в речке чистой                                                                    Спинкой серебристой?                                                                Слово рыба.- а б ы р                                                                    Слайд 16.Правильно, слово РЫБА. Какие это звуки?

Наше путешествие подошло к концу, пора отправляться в детский сад. Возьмите свои шары, и полетели за мной!

-Вот мы и дома. Вам понравилось путешествие?

-Скажите, а почему эта страна называется Рычандия?

-Что вам понравилось в этой стране больше всего?

-Я предлагаю вам дорисовать вот эти фигуры, чтобы получились предметы, которые живут в Рычандии.

-Ребята, а у меня для вас есть подарок, в память  о нашем путешествии,  я подарю вам   раскраски, где дома вместе с мамой и папой, раскрашивая каждую страницу, вы сможете еще раз попасть в эту необычную страну Рычандию.

 

 Дети смотрят на экран, называют слова с прилагательными.

Дети справляются с заданием.

 

Дети рассматривают муляжи животных и называют их: жираф, крокодил, кенгуру, носорог, зебра, пантера, тигр.

- Жираф он …длинный, пятнистый, оранжевый…- Крокодил он  …хищный, зеленый, зубастый…- Носорог он...рогатый, большой, неуклюжий…           Зебра она...полосатая…  Пантера она ..черная, хи щная, хитрая….                  Тигр он ...грозный, зубастый, полосатый.

Дети считают животных:  один крокодил, два крокодила,…пять крокодилов…

Дети поют и выполняют движения.

- Рыба, ракушка, кораллы, водоросли, рак, краб, русалка (дети прохлопывают количество слогов)

Дети выкладывают на столе слово фишками.

(самоконтроль)

- Р-согласный, твердый, звонкий, обозначен, синим цветом

А – гласный, обозначен красным цветом.

К -  согласный, глухой, обозначен, синим цветом.

Дети справляются с заданием.

Дети отгадывают загадку.

Ответы детей.

В этой стране во всех названиях предметов есть звук Р.

Ответы детей

( звучит музыка, детям раздаются листы бумаги и карандаши, на которых изображены геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник)

2 мин

3 мин

1мин

2 мин

5 мин

   

 



Предварительный просмотр:

Технологическая карта логопедического открытого  занятия для детей старшей группы     Тема:  "Путешествие в страну Сказок".

Учитель–логопед: Сарыглар А.К.

Цель: активизировать словарь детей по лексической теме «Сказки».

Задачи:

  1. Развивать темп, ритм, выразительность речи, речевое дыхание, память, мышление, творческое воображение.
  2. Образовывать уменьшительно-ласкательные формы имен существительных,

закреплять правильное произношение звуков в слогах, словах и предложениях.

  1. Воспитывать умения соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия, бережное отношение к книгам, любовь к чтению сказок.

Методы и приемы:

  • практические: игры, игровая ситуация;
  • наглядные: (предметы, картинки, показ, наблюдение);
  • словесные: (объяснение в сочетании с показом, инструкция, пояснение, вопросы разного характера, поощрения, беседа, рассуждение).

Оборудование: проектор, ноутбук,  презентация, предметные картинки с изображением сказочных героев, два мольберта, сказочные ворота — радуга, три домика, картинки для игры в маленькие и большие слова, раздаточный материал, книжки-раскраски.

Планируемый результат: проявлять речевую активность, умение узнавать сказки по картинкам, способность к устойчивому эмоциональному контакту с взрослым и сверстниками.

  1. Организационный момент.
  2. Основная часть.
  1. Сообщение темы занятия.
  2. Артикуляционная гимнастика
  3. Игра «Превращалки»
  4. Речевая разминка «Сказочные чистоговорки»
  5. Мультимедийная игра «Угадай сказки»
  6. Гимнастика для глаз
  7. Физкультминутка
  8. Работа у мольберта.
  1. Итог занятия.

 Ход занятия.

Этапы занятия

 

Деятельность логопеда

Деятельность ребенка

Время

1.Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте дети!  Я очень рада вас всех видеть.

Давайте поздороваемся друг с другом и пропоем.

Здравствуй, здравствуй!

Не зевай и ладошку мне давай!

Давайте улыбнемся друг другу. А сейчас подуем на ладошки  и поделимся своими улыбками и хорошим настроением гостями.

Дети  входят в зал, здороваются друг с другом  пропевая песенку.

Улыбаются друг другу, делятся своими улыбками и хорошим настроением гостями.

1 мин

 

2.Основная часть.

1.Артикуляционная гимнастика

 

 

 

 

 

 

 

 

Логопед: Посмотрите, дети, книга лежит на полу. А разве книги должны здесь лежать? Где нужно хранить книги?

Логопед: правильно, на книжной полке. А как мы должны обращаться с книгами?

Логопед: Давайте прочитаем эту книгу и поставим на полку.(Поднимает книгу и раскрывает ее)

Ой,  посмотрите, книга-то пустая. А где же сказки?

Голос книги: Дети, помогите мне вернуть сказки. Они обиделись, потому что их забыли, перестали читать, небрежно с ними обращались. Они исчезли в волшебной стране Сказок, и , чтобы их вернуть надо пройти испытания.

Логопед: Дети, вы готовы помочь Книге вернуть ее сказки?

Логопед: Для этого нам нужно попасть в страну Сказок.

Слайд 1. (С музыкой)

Логопед: Далеко-далеко, за горами, за морями, за дремучими лесами, за тридевять земель, в тридесятом царстве, в тридесятом государстве находится огромная страна Сказок.                                                                                                    

Скажите, пожалуйста, а вы любите сказки? А что можно сказать о сказке, какая она бывает?

Логопед: Правильно, молодцы!

Слайд 2. Если в сказку всем сердцем поверить, в мир волшебный откроются двери. (приоткрыть рот)

Слайд 3.  Вы туда без труда  попадете на летучем большом корабле! (упр.»Чашечка»).

Слайд 4. Или с Бабой-ягой на метле! (упр. «Болтушка»)

Слайд 5. А может  верхом на Коньке – Горбунке! (упр. «Лошадка»)

Слайд 6. А может на Грибке - Боровичке! (упр. «Грибок»)

Слайд 7. Можно  в сказку влететь на Жар Птице! (упр. «Качели»)

Слайд 8. А может, на колобке закатиться! (упр. «Маляр»)

Слайд 9. Можно въехать как слон на еже! (упр. «Накажем язычок»)

Слайд 10. Ой, где это мы очутились? …

Логопед: Посмотрите дети, мы  очутились на полянке, волшебный сундук стоит, а что же в нем?

 -- А там , письмо: «В сундучке спрятаны герои сказок, вам нужно превратить их из больших в маленькие»

 (на полу лежит книга)

Ответы детей.

Ответы детей.

Дети внимательно слушают.

 Ответы детей.

Дети под музыку проходят под радугой, встают в круг.

Мы под радугой пройдём,
Дружно в сказку попадём!

Дети садятся на стульчики перед экраном.

 

  Ответы детей: Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.

 

 

 

 Дети смотрят на экран, наблюдают за верным выполнением упражнений, выполняет их самостоятельно, глядя в зеркало.

 

1 мин 

 

3 мин

 

2. Игра «Превращалки»

Речевая разминка

Дыхательное упражнение «Силачи»

Мультимедийная игра «Угадай сказку»

Гимнастика для глаз.

Физкультминутка «Сказки»

Работа у мольберта.

ИТОГ

Игра «Превращалки».

  Логопед: А помогут  вам волшебные слова: «Тили –тим, тили-тим, был большим,  стань маленьким». Запомнили слова?

 

Логопед: молодцы, правильно выполнили задание, посмотрите, мы помогли одной сказке вернуться в книгу. Как называется сказка?

Слайд 11.  (Приключения Буратино)

 Логопед: Кто хочет разговаривать

                 Тот должен выговаривать

                 Все правильно и внятно

                 Чтоб было всем понятно.

Так как мы находимся в стране Сказок, мы должны знать сказочные чистоговорки.  Я буду читать чистоговорки, ваша задача повторить их правильно и четко, проговаривая  звуки.

Речевая разминка  «Сказочные чистоговорки»

Он-он-он – у меня зазвонил телефон.

Ыр-ыр-ыр- любит воду Мойдодыр.

Ил-ил-ил- крокодил солнце проглотил.

Ит-ит-ит- добрый доктор Айболит.

Са-са-са- в лесу бегает лиса.

Сы-сы-сы- хвост пушистый у лисы.

Ру-ру-ру- лиса спряталась в нору.

Логопед: Молодцы! Вы готовы приступить к следующим  испытаниям?

Логопед: Но для этого мы должны быть сильными. Давайте выполним дыхательную гимнастику. Вдыхаем носом – выдыхаем ртом.

Логопед: Мы стали сильными и отважными! Можно приступать к заданиям. Нам нужно угадать из какой сказки эти сказочные герои.

Слайд 12-13  Старик, Старуха, море ( «Сказка о Золотой рыбке»)

Слайд 14-15 Царь, три сына, стрела, болото ( «Царевна- лягушка»).

Слайд 16-17 Маша, пирожки, медведь... ( «Маша и медведь»)

Слайд 18-19 Яблонька, пирожки, козленок... ( «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

Логопед: Ой, какие молодцы, все вместе угадали и сказку назвали! И помогли  еще одной сказке вернуться на свое место. Как называется эта сказка?

Слайд 20 (Царевна -Лягушка)

Логопед: Дети, нам нужно выполнить гимнастику для глаз. Эти упражнения помогут нам нормализовать работу глаз, мы будем всегда хорошо видеть и быстро поможем сказкам.

 Логопед:  В благодарность за вашу помощь, сказки хотят поиграть с вами:

 В круг вставайте дружно, в сказку поиграть нам нужно!

1.Мышка быстренько бежала, (бег на месте)

Мышка хвостиком виляла. (имитация движения)

Ой, яичко уронила, (наклониться поднять яичко)

Посмотрите-ка, разбила. (Руки в стороны)

- Какая это сказка? (ответы детей)

2. Вот ее мы посадили (наклониться)

И водой ее полили. (имитация движения)

Вырастала она, хороша и крепка. (развести руки в стороны)

А теперь ее потянем.(Имитация движения)

- А это что за сказка?(ответы детей)

3. Мы славная семья козлят.

Мы любим прыгать и скакать, (прыжки на месте)

Мы любим бегать и играть.

Любим рожками бодаться. (имитация движения)

- Как называется эта сказка? (Ответы  детей)

Логопед: Молодцы, вы хорошо знаете сказки и их героев, посмотрите, еще одна сказка вернулась в книгу.

Слайд 21. (Волк и семеро козлят)

Ну, а мы с вами продолжаем.

Работа у мольберта.

Логопед: Посмотрите у нас есть три дома, а на столе лежат картинки со сказочными героями. Нужно определить сколько слогов в слове и правильно их заселить.

В ИЗБУШКЕ — живут слова с одним слогом, а в ДОМЕ — живут двухсложные слова, и в ЗАМКЕ   — трехсложные слова. Всем понятно задание? Подходите, выбирайте и заселяйте.

Картинки: мышь, сыр, кот,  дра-кон,  щу-ка, ры-ба, ко-ло-бок, кро-ко-дил, ру-сал-ка.

Логопед: Молодцы. Давайте все вместе проверим, как вы справились и с этим заданием.

(отхлопываем и проговариваем).

Логопед: Молодцы! Вы отлично справились. Посмотрите, вы помогли еще одной сказке вернуться в книгу.

Слайд 22. «Колобок».

Логопед: Ну вот и всё, все наши сказки попали в книгу. А нам пора возвращаться в детский сад.

«Мы под радугой пройдем, дружно в садик попадем!»

Голос книги: Спасибо  большое за помощь!

Подведение итогов: вот и завершилось наше путешествие. Посмотрите, какую книгу  смогли мы с вами собрать! Каждый день мы будем ее читать! Вы все молодцы! Я вижу, что вы любите сказки и цените книги.

- Вам понравилось наше путешествие?

- Где мы с вами побывали?

- Что было самым интересным?

- Как же нужно относиться к книгам?

- А как вы думаете, почему мы справились с заданиями?

Логопед: Нам сказки дарят чудо,
А без чудес нельзя!
Они живут повсюду,
И нам они друзья!

И на память о нашем сказочном путешествии я дарю вам вот такие раскраски, на страницах которых вы вновь встретитесь со сказочными героями!

Спасибо за участие. Всего вам доброго! 

 Ответы детей.

Каждый подходит к столу и выбирает себе животных, которых будет превращать.

Картинки: Лиса-лисенок, заяц-зайчонок, кот-котенок, волк-волчонок, коза-козленок, медведь-медвежонок, белка-бельчонок.

Дети повторяют чистоговорки

Ответы детей.

(упр. «Силачи» выполняется 3 раза).

Дети внимательно смотрят на экран и угадывают сказки.

Дети выполняют гимнастику для глаз проговаривая:

Мы гимнастику для глаз, выполняем каждый раз,

Глазки вправо, глазки влево, повторяем 8 раз.

Посмотри на кончик носа, и в межбровье посмотри.

1,2,3, глазки закрываем, медленно вдыхаем.

Дети выполняют все упражнения имитируя каждые движения животных.

Дети выполняют задание самостоятельно: отхлопывают  и проговаривают слова. Потом заселяют животных в дома.

Дети проходят под дугой.

Ответ детей.

- Да, понравилось.

- в сказочной стране, в гостях у сказки, в лесу.

- как проходили под дугой, отхлопывание слов на слоги, физминутка, слайды с   артик.гимнастикой.

Ответы детей. 

2мин

1 мин

2 мин

1 мин

4 мин

2 мин

3 мин

3 мин

2  мин