Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе №2 Тема: «Лексические игры и упражнения»

Ниетова Бакитжамал Агыпаровна

упражнять детей в нахождении звука в словах, развивать фонематический слух; - закреплять знания детей об антонимах; - закреплять умение детей правильно делить слова на слоги; - развивать у детей слуховое восприятие, грамматически правильную речь, добиваться полных ответов на вопросы. - воспитывать умение работать коллективно, дружно; воспитывать внимание, интерес к занятию, желание учиться. - создавать положительный эмоциональный фон.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razvitiyu_rechi.docx16.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе  №2

Тема: «Лексические игры и упражнения»

Цель: обогащать словарный запас и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи, внимание и память.

Задачи: - упражнять детей в нахождении звука в словах, развивать фонематический слух; - закреплять знания детей об антонимах; - закреплять умение детей правильно делить слова на слоги; - развивать у детей слуховое восприятие, грамматически правильную речь, добиваться полных ответов на вопросы. - воспитывать умение работать коллективно, дружно; воспитывать внимание, интерес к занятию, желание учиться. - создавать положительный эмоциональный фон.

Оборудование: картинки (слон, собака, корова, малина, лиса, рыба, стол, машина)

Ход занятия:

Организационный момент

Воспитатель: - Ребята, доброе утро! Я говорю вам «доброе утро», а знаете ли вы, как ещё можно поприветствовать друг друга? (ответы детей). Можно ли взрослому незнакомому человеку сказать «привет»? Ребята, мы с вами знаем, что кроме слов приветствия существует много других приятных, ласковых слов, которые называются как …? (комплименты).

Игра «Комплименты»

Воспитатель: - Давайте мы с вами подарим друг другу комплименты. Вставайте в круг. (Дети, передавая по кругу мячик, говорят друг другу комплименты). От ваших тёплых слов настроение стало у всех радостное, мы вместе и нам хорошо!  

Основная часть

Артикуляционная гимнастика «Хомячок» Языком давить стараюсь, В щеку сильно упираюсь. Раздалась моя щека, как мешок у хомяка.  

Игра «Каким звуком отличаются слова».

Воспитатель: - Проговорите про себя два слова «день - лень». Они звучат похоже, но между ними есть и разница. Слова состоят из букв, а слышим мы звуки. Не надо объяснять, что обозначат эти слова. Обратите внимание на звуки. (В слове «день» был звук дь, а в слове «лень» появился звук ль). -Произнесите еще два слова: кот-кит. Какие звуки виноваты в том, что образовались разные слова? -Произнесите еще два слова: сын-сон, дым-дом, мак-рак, коза-коса. Молодцы! Вы справились с этим заданием.

 Многозначные слова. Воспитатель: - А теперь, ребята послушайте новое задание. «Что такое коса» (особым образом заплетённые волосы, рабочий инструмент, песчаная отмель). Получается, что слово одно, а значений у него много. Это слово называется многозначным. Такими же словами являются: ключ, листок, кран. Попробуйте объяснить значение этих слов. (Ключ (к замку, родничок), листок (с дерева, бумажный), кран (подъёмный, кран у самовара, водопроводный кран).

Игра «Скажи наоборот». Воспитатель: Ребята, вставайте в круг. Я буду бросать вам мяч и называть слово, а вы должны быстро придумать противоположное значение. Игра поэтому так и называется: «Скажи наоборот». Ну, что, готовы?

 Ветреный – безветренный. Мокрый – сухой. Радостный – грустный. Холодный – теплый. Поздняя – ранняя. Яркий – тусклый. Низкий – высокий. Сытый – голодный. Редкий – частый. Спелый – незрелый. Начало – конец. Длинный – короткий. Тихий – громкий. Высокий – низкий. Умный – глупый. Тяжелый – легкий. Новый – старый. Шумный – тихий. Чистый – грязный. Хороший – плохой. Злой – добрый. Спать – бодрствовать. Встать – лечь. Мириться – ссориться. Снимать – надевать. Раздевать – одевать. Хмуриться – улыбаться.

Физминутка «Быстро встаньте»

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

 Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись,

 Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

Воспитатель: отдохнули?! Давайте продолжим.

 «Скороговорки». - «У Бориса был баран, и залез баран в бурьян». Как вы думаете, что я вам прочла? (скороговорку). Правильно, а вы знаете, что такое скороговорка? (ответы детей). (Скороговорка – это короткое произведение из одной-двух фраз. Она построена на сочетании труднопроизносимых слов и звуков). А для чего нам нужны скороговорки? (ответы детей). (Скороговорки используют для развития речи детей, артистов, ведущих радио, всех тех, кто хотел б говорить выразительно, разборчиво и внятно. Когда люди тренируются, проговаривая вслух скороговорки, то их речь становится красивой и чёткой). Кто знает скороговорки? (ответы детей).

А послушайте, какие я вам прочту:

«Дуб в сугробе греет ноги, снега много на дороге»,

«Мария готовила пир на весь мир»,

 «Испекла Иришка куклам по коврижке».

Давайте выучим одну: «Испекла Иришка куклам по коврижке».

 6.

А сейчас мы с вами выполним интересное задание. «Раздели на слоги». Воспитатель: - Вы уже знаете, что каждое слово можно разделить на части (на слоги). В слове может быть два, три, четыре и больше слогов. А есть и такие слова, в которых только один слог. Я вам сейчас буду показывать картинки, а вы попробуйте сами сначала шёпотом, а затем вслух произнести по слогам слова-названия предметов, которые я вам покажу на рисунках. (Ответы детей). (слон, собака, корова, малина, лиса, рыба, стол, машина).  

Заключительная часть. Рефлексия Воспитатель: - Ребята, скажите, чем мы с вами занимались? - Какое задание вам понравилось больше всего? - А какое вызвало у вас затруднения? - Спасибо вам за занятие