Консультации

Дудкина Наталья Станиславовна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЯМ ВТОРОКЛАССНИКОВ

Во второй класс дети приходят уже «бывалыми» школьниками. Период адаптации к систематическому обучению, к новым обязанностям, новым отношениям со взрослыми и сверстниками закончен. Теперь маленький школьник хорошо представляет себе, что ждет его в школе.

Сходные надежды и опасения присутствуют у родителей второклассников.

Самооценка второклассников в учебной деятельности существенно отличается от таковой у первоклассников. Большинству первоклассников свойственна высокая самооценка. Во втором же классе у многих детей самооценка в учебной деятельности резко снижается. Позднее, у третьеклассников, уровень самооценки вновь повышается. Это явление получило название «феномена вторых классов». Снижение самооценки у второклассников связано с повышением критичности школьников к себе, их возрастающей способностью ориентироваться на качество результатов своей учебной работы. Однако возможности детей в оценивании результатов своего труда еще ограниченны. Отсюда и проистекают неуверенность в себе, снижение самооценки. К сожалению, родители вольно или невольно выстраивают свое отношение к ребенку в зависимости от его успеваемости. Дети улавливают эту связь быстрее, чем взрослые: «Мама не очень меня любит, потому что я не всегда пятерки получаю».

Психолог Ш. А. Амонашвили составил очень меткие социальные портреты отметок, их названия говорят сами за себя: торжествующая «пятерка», обнадеживающая «четверка», равнодушная «тройка», угнетающая «двойка», уничтожающая «единица». Связывая свое отношение к ребенку с его отметками, особенно если эти отметки не соответствуют их ожиданиям, родители затрудняют формирование адекватной положительной самооценки школьника, способствуют появлению у него неуверенности в себе, мешают развитию интереса к учению. Родителям необходимо помнить, что в учении важна не столько отметка, сколько реальные знания и умения ученика, его трудолюбие, ответственность, потребность в получении новых знаний. К тому же следует учитывать, что успешность ребенка в учении определяется множеством факторов. Не последнюю роль среди них играет вера родителей в возможности своего ребенка, а также их способность оказать ему реальную помощь в учебе.

Домашняя работа.

Домашняя учебная работа – это самостоятельное выполнение школьниками заданий учителя после уроков.   Для домашней работы характерно отсутствие непосредственной помощи и руководства учителя. Приготовление домашних заданий является одним из видов самостоятельной деятельности, которая не только закрепляет и поддерживает то, что изучалось в классе, но и развивает ответственность, позитивные учебные привычки и индивидуальность,  стимулирует рост каждого ученика, даёт возможность рассуждать, критически мыслить, решать проблемы.   

Эти навыки чрезвычайно существенны для учеников — они обеспечивают их успешность в школе и пригодятся в жизни позже. Принятие на себя ответственности, связанной с выполнением домашних заданий, способствует развитию самостоятельности — ученик сам управляет временем, действует независимо, без прямых указаний, выполняет эту работу в меру своих сил и способностей.

Помощь родителей.

Одним из важнейших условий успешности домашней учебной работы младших школьников является сотрудничество ребенка с родителями, чаще всего - с мамой, с бабушкой. Однако нередко подобное сотрудничество оказывается недостаточно продуктивным не только в плане усвоения ребенком учебного материала, но и с точки зрения развития личности школьника. Многим родителям хорошо знакомо ощущение беспомощности, охватывающее их после многократного и, как выясняется,  безрезультатного объяснения ребенку нового или сложного материала. Взрослым трудно представить себе, почему ребенок искренне не может понять, что им самим кажется таким простым и ясным.

Как ребенку, так и взрослому бывает нелегко уловить чужую логику рассуждения, встроить новое знание в уже сложившуюся картину мира, увидеть обсуждаемую проблему с точки зрения собеседника. Такое несовпадение стилей познавательной деятельности получило название когнитивный (познавательный) диссонанс. Специальные психологические исследования (Э. М. Сагилян 1999 г.) показывают, что рассогласование когнитивных стилей младшего школьника и его матери непосредственно влияет на успешность их совместной учебной работы.

Когнитивный конфликт может иметь место, если для ребенка характерно обобщенное, глобальное восприятие проблемы, а для матери - внимание к деталям и частностям.

К аналогичным результатам может привести стремление школьника к восприятию и переработке материала в направлении от общего к частному, тогда как мать, в силу своих познавательных особенностей, предпочитает объяснять ребенку материал, опираясь на конкретные примеры.

К когнитивному конфликту может привести преобладание у ребенка аналитического, рассудочного склада ума, а у матери - повышенной эмоциональности, стремления сопровождать объяснения конкретными несущественными отвлечениями. Познавательный конфликт такого рода нередко перерастает в межличностный. Если ребенок склонен оценивать сделанную им работу в целом, а мама или бабушка имеют обыкновение обращать внимание на отдельные, порой незначительные недочеты, то их совместная учебная работа также будет малоэффективной. Регулярность, ежедневная повторяемость таких отношений может привести к возникновению у ребенка так называемого «смыслового барьера», в результате чего он становится менее восприимчив к педагогическим и воспитательным воздействиям данного взрослого.

Понимание взрослым особенностей когнитивного (познавательного) стиля ребенка, а также осознание собственной познавательной деятельности могут существенно повысить эффективность домашней учебной работы младшего школьника.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ В ПРИГОТОВЛЕНИИ УРОКОВ?

1. Проверьте, правильно ли организовано рабочее место ребенка.

- Рабочее место должно быть достаточно освещено.

- Источник света должен находиться спереди и слева, чтобы на тетрадь не падала тень от головы или от руки.

- Во время приготовления уроков на столе не должно быть лишних предметов.

2. Приучите ребенка вовремя садиться за уроки.

- Приступать к выполнению домашнего задания лучшего всего через 1-1,5 часа после возвращения из школы, чтобы ребенок успел отдохнуть от занятий, но еще не устал и не перевозбудился от домашних игр и развлечений.

- Если ребенок посещает кружок или спит после уроков, за уроки можно садиться позже, но в любом случае нельзя откладывать их приготовление на вечер.

3. Не разрешайте ребенку слишком долго сидеть за рабочим местом. Своевременно устраивайте небольшие перерывы.

- Родители часто требуют, чтобы ребенок не вставал из-за стола, пока не приготовит все уроки. Это неверно! Для 7-летнего ребенка время непрерывной работы не должно превышать 15-20 минут. К концу начальной школы оно может доходить до 30-40 минут.

- На перерыв достаточно 5 минут, если он будет заполнен интенсивными физическими нагрузками (приседание, прыжки, наклоны и т. д.).

4. Ни в коем случае не давайте ребенку дополнительных заданий, кроме тех, которые ему задали в школе.

- Не забывайте, что у ребенка ежедневно бывает определенное количество уроков, поэтому его работоспособность в течение дня снижается.

5. Не заставляйте переделывать плохо выполненную классную работу.

- Сделайте работу над ошибками, но переписывать не надо. Повторное выполнение уже сделанного задания (пусть с ошибками) воспринимается как бессмысленное скучное дело. Оно отбивает охоту заниматься, лишает веры в свои силы.

6. Постоянно следите затем, все ли уроки сделаны.

- Может быть, что ребенком плохо усвоен учебный материал. Тогда необходимо организовать дополнительную индивидуальную работу по освоению данного материала.

7. Первое время присутствуйте при приготовлении ребенком домашних заданий, подбадривайте его, если ребенок что-то не понял или забыл, предложите ему прочитать в учебнике задания классной работы, просмотреть классную работу в тетради, обратите внимание на её оформление, а затем пусть ребёнок постарается выполнить работу так, как сможет. Хорошо, если на следующий день в школе ребёнок сам скажет учителю, о том, что он сомневается в правильности выполнения домашнего задания.

- На первых порах при выполнении домашнего задания дети могут делать много ошибок, помарок от неумения распределять внимание, от чрезмерного напряжения, быстрого утомления.

8. Требуйте, чтобы домашнее задание было выполнено чисто, аккуратно, красиво. Но все эти требования должны оставаться в пределах возможностей ребенка.

РЕБЕНОК ПЛОХО ВЫПОЛНЯЕТ ПИСЬМЕННЫЕ РАБОТЫ

• Последовательные, спокойные занятия дома помогут исправить положение: ускорить темп его деятельности, усилить концентрацию внимания, улучшить почерк.

РЕБЕНОК НЕ ЛЮБИТ УЧИТЬСЯ

• Перестаньте замечать неудачи. Сосредоточьте внимание на тех школьных достижениях, которые есть. Интересуйтесь не промахами, а успехами ребенка. Приободрите его, внушите ему веру в его силы.

Неизменными остаются интерес и внимание к жизни ребенка, умение радоваться его успехам, а при первом появлении трудностей в учебе или общении вы, уважаемые родители, конечно, должны помочь ему!

Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки! Если вы заинтересованы в том, чтобы ваш ребенок успешно обучался в начальной школе и благополучно перешел в среднюю, обратите, пожалуйста, внимание на общешкольные умения ребенка и при необходимости окажите ему помощь в приобретении и развитии их.

1. Умение ребенка взять все необходимое для школы.

2. Умение поздороваться с учителями и детьми.

3. Умение задать вопрос учителю.

4. Умение отвечать на вопрос.

5. Умение слушать объяснение и задания учителя.

6. Умение выполнять задания (действовать по алгоритму).

7. Умение попросить помощь, если что-то непонятно, что-то не получается.

8. Умение долгое время заниматься одним и тем же заданием.

9. Умение обращаться с книгой, тетрадью и другими школьными принадлежностями.

10. Умение распределять работу на части.

11. Умение правильно реагировать на замечания.

12. Умение объяснять то, с чем не согласен.

13. Умение считаться с другими (формировать суждение и планировать действия на основе интересов других).

14. Умение гордиться своей работой и не скрывать этого.

15. Умение устанавливать и поддерживать дружеские контакты со сверстниками.

16. Умение взять на себя часть ответственности за ведение домашнего хозяйства.

17. Умение самостоятельно пользоваться общественным транспортом, денежной системой, средствами для проведения свободного времени.

18. Умение делать выбор, обеспечивающий собственную безопасность и безопасность здоровья.

Успех в решении такой сложной задачи, как успешная учеба ребенка в школе, зависит от эффективного сотрудничества школы и семьи. Опыт показывает, что никакая самая хорошая школа не может полностью заменить ребенку семью, семейное воспитание. Единство требований семьи и школы - очень важный принцип воспитания. Школа даст ребенку научные знания. Семья обеспечивает практический жизненный опыт, воспитывает у него сознательное отношение к действительности, умение сопереживать другому человеку, чувствовать его состояние. Ребенок, лишенный родительской нежности, вырастает замкнутым, неконтактным.

Помните! Ребенок - самая большая ценность в вашей жизни. Стремитесь понять и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживайтесь наиболее прогрессивных методов воспитания и постоянной линии поведения:

• В любой момент оставьте все свои дела и займитесь ребенком.

• Посоветуйтесь с ребенком, невзирая на его возраст.

• Признайтесь ребенку в вашей ошибке, совершенной по отношению к нему.

• Извинитесь перед ребенком в случае вашей неправоты.

• Поставьте себя на место ребенка.

• Всегда воздерживайтесь от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка.

• Пытайтесь устоять против детских просьб и слез, если вы уверены, что это каприз,  мимолетная прихоть.

• Расскажите поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете.

• Сохраняйте самообладание, даже если поступок ребенка вас вывел из себя.

Тест для родителей:

На какой основе строится отношение отца и матери к ребенку?

Если вы согласны с приведенными ниже утверждениями, запишите себе один балл, если нет – 0 баллов.

• Иногда немного жаль, что ребенок вырастет и станет взрослым.

• Если ребенок говорит неправду, то он, скорее всего, не лжет, а фантазирует.

• Современные школьные программы чересчур сложны.

• Мать должна служить эмоциональным посредником между ребенком и отцом, потому что отцам свойственна излишняя строгость.

• Если ребенок занят полезным делом, но у него ничего не получается, надо похвалить и за усилие.

• Наивная непосредственность - это, скорее, достоинство детского возраста, а не недостаток.

Если ребенок не засыпает в темноте, ему необходима лампа-ночник.

• Многие детские шалости объясняются дурным влиянием сверстников.

• У каждого ребенка есть свои достоинства, которые намного важнее недостатков.

• Ребенок мог бы достичь больших успехов, если бы учителя относились к нему благожелательно.

• Когда отец и мать расходятся в оценке поведения ребенка, важнее должно быть мнение матери, поскольку женщины - прирожденные воспитатели.

• В детстве всем необходимы занятия спортом.

• За семейным столом лучшие кусочки должны отдаваться детям.

• Детское непослушание часто возникает оттого, что родители требуют от ребенка слишком многого.

• Повзрослев, ребенок неизбежно столкнется в жизни с трудностями, поэтому долг родителей - до поры его ограждать от них.

Итоги: 12-15 баллов.

Отец: Вы недооцениваете роль мужчины в воспитании. Ваша требовательность к ребенку бывает продиктована вашим настроением, а не поведением ребенка.

Мать: Вы очень любите ребенка, но забываете о том, что ребенок вырастет и должен будет решать свои проблемы самостоятельно.

8-11 баллов.

Отец: В воспитании ребенка существует отстраненность.

Мать: Ребенку необходимо больше вашего эмоционального участия в его жизни.

Менее 8 баллов.

Отец: Не судите слишком строго своего ребенка.

Мать: Вашему ребенку нужно больше мягкости и поощрения.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей "Возрастные особенности третьеклассников"

Категория: Начальные классы

09.03.2019 16:36

Консультация для родителей "Возрастные особенности третьеклассников"

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Возрастные особенности третьеклассников"»

Возрастные особенности третьеклассников

Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию. https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/09/s_5c83c14c6aeaa/1108866_1.png

Это во многом связано с теми значительными изменениями, которые происходят в общем интеллектуальном развитии детей в данный период.

Развитие мышления

Именно на этом этапе обучения происходит активное усвоение и формирование мыслительных операций, более интенсивно развивается вербальное мышление.
Новые возможности мышления становятся основанием для дальнейшего развития других познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти.

Известный детский психолог Д.Б. Эльконин так писал об особенностях развития младших школьников: «Память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие - думающим».

Эти изменения в развитии третьеклассников должны быть активно использованы в работе с детьми. Необходимо продолжать уделять внимание развитию элементов логического мышления: выделению различных признаков предметов, сравнению, нахождению общего и различного, классификации, умению давать определения.

Направляя усилия на развитие мышления детей, нужно учитывать их индивидуальные особенности (склад ума, познавательный стиль, темп мыслительной деятельности, обучаемость)

В данном возрасте отмечается существенное снижение творческих способностей, изобретательности, оригинальности восприятия, стремление фантазировать за счет отработанного навыка действовать по образцу, умения следовать инструкции.

Однако это — явление временное и обратимое, если вовремя начать работу по актуализации творческих способностей детей.

Развитие внимания

 Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, определяющими успешность обучения.

Различные свойства внимания вносят неодинаковый «вклад» в успешность обучения по разным школьным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания, успешность усвоения русского языка связана с распределением внимания, а обучение чтению - с устойчивостью внимания.

Таким образом, развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам.

Развитие памяти 

Наиболее распространенный прием запоминания у младших школьников - многократное повторение, обеспечивающее механическое заучивание. Однако при возрастающем объеме учебного материала он перестает себя оправдывать. Поэтому уже в начальной школе дети начинают испытывать потребность в логической памяти, применении приемов смыслового запоминания, которые требуют специальных усилий по своему формированию.

Основой логической памяти является использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. В этой связи уместно вспомнить высказывание Л.Н. Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилием мысли, а не одной памятью».

В качестве мыслительных приемов запоминания могут быть использованы: выделение смысловых опор, классификация, составление плана.

Другая важная особенность этого возраста- изменения во взаимоотношениях детей со взрослыми. Ребенок становится более критичным по отношению к ним, начинается кратковременный период, когда дети обесценивают авторитет взрослых.

Важной остается и тема взаимоотношений со сверстниками, дружбы и сотрудничества в классе. Отношения с друзьями становятся в этот период более значимыми, нежели впервые два школьных года, меньше зависят от оценок учителя и школьных успехов. Самооценка ребенка теперь в большей степени строится на отношениях с друзьями.

Итак, какие они, наши третьеклассники? 

Ранимые и трепетные. Ещё верят во взрослых, но вместе с тем иногда критикуют до обидного точно. Постоянно играют разные роли на сцене, видимой им одним. Всё более внимательно присматриваются к другим людям, проявляя то чудеса сострадания, то поразительное эгоистическое упрямство. У них особый интерес к теме справедливости и «взрослым», запретным темам. Они способны на глубокие и мудрые замечания в свой адрес, но порой совершенно неадекватно оценивают собственные возможности.
Наши советы

Воодушевите ребёнка на рассказ о своих школьных делах.

Выбирайте время, свободное от работы и домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе. Спрашивайте его об одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.

Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.

Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. Но выражайте свою озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе, настаивайте на более внимательном выполнении им домашних и классных заданий.

В спорах с ребёнком хоть иногда уступайте, чтобы ему не казалось, будто он вечно не прав. Этим вы и детей научите уступать, признавать свои ошибки.



Предварительный просмотр:

Ваш ребенок третьеклассник (рекомендации родителям)

http://062012.imgbb.ru/4/2/8/42884a198e722166068a3d8560425685.jpg

Психологические особенности младшего школьника, 3-ий класс (8,9 лет):

Познавательные процессы:

В 3-ем классе идет развитие произвольности следующих психических процессов:
· внимания,
· памяти,
· воображения,
· мышления,
· речи,
· саморегуляции,
· воли.



У третьеклассников над всеми психическими процессами доминирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Закрепляется развитие словесно-логического и образного мышления, на которые станут опираться преподаватели, когда ребенок будет учиться в 5-ом классе.

Рекомендация: 

Мама и Папа, водите меня чаще в театры и музеи. Путешествуя в фантастическом мире с героями пьес и картин, я развиваю образное мышление.
Со временем я начну усваивать структуру пьесы: начало, развитие сюжета, конец. Таким образом, у меня развивается логическое мышление.
Мама, подведя меня к картине, спроси: «Что хотел показать нам художник?» Отвечая на твой вопрос, я буду развивать словесно-логическое мышление.

Ведущий вид деятельности:

В третьем классе основным механизмом познания окружающего мира является учебная деятельность. В это время у ребенка появляются интересы, направленные к отдельным школьным предметам. Но эти интересы крайне неустойчивы и определяются деятельностью учителя.

Рекомендация: 

Мама и Папа, чаще объясняйте мне необходимость каждого школьного предмета в жизни человека. Тогда я буду стараться лучше учиться по всем предметам. Например, для убеждения меня в необходимости риторики вы можете использовать следующее утверждение: «Мы любим общаться с людьми, которые нам нравятся. Среди них всегда есть те, кто умеет красиво говорить. Ты хочешь быть человеком, с которым будет приятно общаться? Поэтому, чтобы стать интересным в общении, тебе нужно изучить риторику».

Социальная ситуация развития:

Третьеклассник продолжает приспосабливаться к системе требований взрослых, связанных с его учебной деятельностью, и приспосабливается к системе требований сверстников при общении с ними.

Рекомендация: 

Мама и Папа, контролируя меня, не забывайте хвалить почаще: и при встрече из школы, и после выполнения уроков. Только успех порождает новый успех. А для этого я должен верить в свои силы, знать, что я самоценен. 

Мотивация:

В третьем классе у ребенка закрепляется мотивация к школе.
Мотивация к школе бывает:
· Негативная. Ребенку не хочется и не нравится ходить в школу. У таких детей даже при хорошем развитии психических процессов нет успешной обучаемости.
· Формальная. Ребенку нравится ходить в школу, но не для получения знаний, а ради формальных признаков: пообщаться с другими детьми, поиграть и т. п. У таких детей успеваемость обычно средняя.
· Содержательная. Ребенок любит ходить в школу, ему нравится получать новые знания. Такие дети обычно достаточно успешны.

Рекомендация: 

Мама и Папа, у меня к вам есть несколько просьб. Последуйте им, и тогда я буду радоваться школе и любить учиться.
1. Встречая меня из школы, улыбайтесь! И я буду связывать учебу в школе с праздником и счастьем, а не с тяжелыми бытовыми буднями.
2. При встрече спрашивайте меня о том, что во время уроков мне понравилось и было интересным. Мне хочется, чтобы вы радовались моим познаниям, а не оценкам.
3. Если я хвалюсь вам своими знаниями, говорите в ответ: «На свете есть так много интересного, о чем ты еще не знаешь. Обо всех чудесах мира тебе расскажут в школе». И я стану стремиться к новым знаниям.
4. Когда я рядом с вами, не обсуждайте ошибки деятельности учителей. Слушая вас, я начну плохо о них думать. Никому не хочется учиться у того человека, который тебе не нравится.

Новообразование:

Дети третьих классов вполне в состоянии управлять собой и внешне – своим поведением, и внутренне – своими психическими процессами и чувствами. У третьеклассников уже встречаются самооценки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные.

Рекомендация: 

Мама и Папа, укладывая меня спать, подведите итоги дня вопросом: «Ты доволен собой?»
Если я себя переоценю, то обратите внимание на мои неудачи. И объясните, как их можно избежать.
Если я себя недооценю, просто за что-нибудь похвалите меня.
Так я научусь адекватно себя оценивать.
 

Общение:

Общению третьеклассника характерны следующие признаки:
· Неустойчивость контактов.
· Эмоциональность.
· Зависимость от оценки взрослых: учителя, родителей. Ребенок общается с теми, кого взрослые одобряют.
· Разрыв между мальчиками и девочками.
· Взаимосвязь общения с деятельностью ребенка.

Рекомендация: 

Мама и Папа, не говорите при мне негативно о моих одноклассниках и их родителях. Ваша отрицательная оценка может стать причиной появления в классе изгоя.



Предварительный просмотр:

Памятка

для родителей четвероклассника

        Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. Четвероклассники — это выпускники начальной школы. Именно этот факт во многом определяет те акценты, которые расставляют взрослые во взаимодействии с детьми данного возраста.

        Перспектива перехода в среднюю школу заставляет взрослых обращать первостепенное внимание на сформированность у четвероклассников учебных умений и навыков.

СФОРМИРОВАННОСТЬ УЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

        К четвертому классу у большинства детей уже складывается индивидуальный стиль учебной работы. Общий подход ребенка к ее выполнению хорошо прослеживается при подготовке домашних учебных заданий. Так, например, одни приступают к урокам сразу после прихода из школы, другим требуется отдых (разной продолжительности). Кто-то быстро и легко включается в работу, а кому-то требуется подготовительный период. Один ребенок начинает выполнять домашние задания с трудных учебных предметов, другой, наоборот, с легких. Есть дети, которые лучше усваивают материал с опорой на графические изображения (рисунки, схемы и т.п.), и есть дети, предпочитающие словесное объяснение. Различия в общем подходе к выполнению учебной работы связаны с индивидуально- типологическими особенностями детей, их работоспособностью, спецификой познавательного развития, преобладающим типом восприятия и переработки информации, неодинаковым интересом к различным учебным предметам и т.д.

        Индивидуальный стиль учебной работы проявляется не только в общем подходе к выполнению учебных заданий, но и в использовании школьниками различных учебных умений и навыков. Владение продуктивными приемами учебной работы означает, что школьник приобрел умение учиться: он способен качественно усваивать предлагаемые знания и, в случае необходимости, добывать их самостоятельно. Какие же общие умения важны для успешного обучения? Среди них можно отметить следующие:

— слушать учителя;

— выделять главную мысль сообщения;

— связно пересказывать содержание текста;

— отвечать на вопросы к тексту;

— ставить вопросы к тексту;

— делать содержательные выводы на основе полученной информации;

— письменно выражать свою мысль;

— привлекать дополнительные источники информации, пользоваться справочной литературой (словарями, энциклопедиями и пр.);

— адекватно оценивать результаты собственной работы.

        Большинство этих умений опирается на мыслительные способности: умение сравнивать и находить общее и различное; умение выделять главное, отличать существенное от несущественного, делать логические заключения и выводы.

        

        Учиться всему этому необходимо в начальной школе, пока объем учебной нагрузки в значительной степени дозирован. В средних классах эти умения окажутся жизненно необходимыми, поскольку заметно возрастет количество новой информации, более сложным станет и ее содержание. В этой ситуации испытанный способ многократного повторения, который еще оправдывал себя в начальной школе, будет весьма неэффективным. Неумение же правильно работать с учебным материалом может стать причиной снижения успеваемости, неоправданного переутомления учащихся.

        Для того чтобы понять, в какой степени четвероклассники владеют некоторыми из основных приемов учебной работы, можно понаблюдать, например, за тем, как ребенок готовится к пересказу заданного на дом параграфа по природоведению. Читает ли он весь текст несколько раз подряд, пытаясь запомнить все сразу? Читает ли всего один раз и, не пересказывая,  верен, что все хорошо знает? Фиксирует ли внимание на содержании отдельных абзацев, не устанавливая затем связи между ними? Отвечает ли на вопросы к тексту? Детей необходимо учить работать с учебным текстом: выделять главную мысль; составлять план; запоминать содержание и пересказывать его с опорой на план и т.д.

        Навык связного пересказа удобно развивать не только на учебном материале: можно попросить ребенка рассказать содержание прочитанной книги, увиденного кинофильма, описать события прошедшего дня.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ И СКЛОННОСТИ ДЕТЕЙ

        К четвертому классу у большинства школьников намечается дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение к учебным предметам: одни дисциплины нравятся больше, другие — меньше.

        Предпочтение тех или иных учебных предметов во многом связано с индивидуальными склонностями и способностями ребенка: кому-то нравится математика, у кого-то ярко проявляются лингвистические способности. А если у ребенка никаких особенных предпочтений и интересов не обнаруживается?

        Психологические исследования показывают, что ни к чему не способных детей нет. Даже если школьник не выделяется своими учебными успехами и на первый взгляд одинаково безразлично относится ко всем предметам, он непременно обнаруживает склонность к лучшему усвоению учебного материала того или иного содержания, именно такие склонности,  указывающие на более сильные стороны развития ребенка, и необходимо поддерживать.

Психологическая поддержка ребёнка

Психологическая поддержкаодин из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между детьми и взрослыми. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребёнок испытывает разочарование и склонен к различным поступкам.

Для того, чтобы показать веру в ребёнка, взрослый должен иметь мужество и желание сделать следующее:

- забыть о прошлых неудачах ребёнка;

- помочь ребёнку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;

- позволить ребёнку начать с нуля, опираясь на то, что взрослые верят в него, в его способность достичь успеха;

- помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.

Очень важно позаботится о том, чтобы создать ребёнку ситуацию с гарантированным успехом. Возможно, это потребует от взрослого некоторого изменения требований к ребёнку, но дело того стоит. Можно специально создать такую ситуацию, которая поможет развитию у ребёнка чувства адекватности и самоценности. Например, помочь ему выбрать те задания, с которыми он способен справиться. Успех порождает успех и усиливает уверенность в своих силах, как у ребёнка, так и у взрослого.

Существуют слова, которые поддерживают ребёнка, и слова, которые разрушают его веру в себя.

Слова поддержки:

- Зная тебя, я уверен, что ты всё сделаешь хорошо.

- Ты сделаешь это очень хорошо.

- У тебя есть некоторые соображения по этому поводу. Готов ли ты начать?

- Это серьёзный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.

Слова разочарования:

- Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.

- Ты мог бы сделать это намного лучше.

- Эта идея никогда не сможет быть реализована.

- Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.

        Взрослые часто путают поддержку с похвалой и наградой. Похвала может быть, а может и не быть поддержкой. Например, слишком щедрая похвала может показаться ребёнку неискренней. В другом же случае она может поддержать ребёнка, опасающегося, что он не соответствует ожиданиям взрослых.

        Психологическая поддержка основана на том, чтобы помочь ребёнку почувствовать свою нужность. Различие между поддержкой и наградой определяется временем и эффектом. Награда обычно выдаётся ребёнку за то, что он сделал что-то очень хорошо, или за какие-то его достижения в определённый период времени. Поддержка в отличие от похвалы может оказываться при любой попытке или небольшом прогрессе.

        Когда мы выражаем удовольствие от того, что делает ребёнок, это поддерживает его и стимулирует продолжать дело или делать новые попытки.

Чтобы поддержать ребёнка, необходимо:

1. Опираться на сильные стороны ребёнка.

2. Избегать подчёркивания промахов ребёнка.

3. Показывать, что вы удовлетворены ребёнком.

4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребёнку.

5. Уметь помочь ребёнку разбить большиезадания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться.

6. Проводить больше времени с ребёнком.

7. Внести юмор во взаимоотношения с ребёнком.

8. Знать обо всех попытках ребёнка справиться с заданием.

9. Уметь взаимодействовать с ребёнком.

10.Позволить ребёнку самому решать проблемы там, где это возможно.

11.Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.

12.Принимать индивидуальность ребёнка.

13.Проявлять веру в ребёнка, эмпатию к нему.

14.Демонстрировать оптимизм.

Поддерживать можно посредством:

отдельных слов(«красиво», «аккуратно», «прекрасно», «здорово», «вперёд», «продолжай»); высказываний («Я горжусь тобой», «Мне нравится, как ты работаешь», «Это действительно прогресс», «Я рад твоей помощи», «Спасибо», «Всё идёт прекрасно», «Хорошо, благодарю тебя», «Я рад, что ты в этом участвовал», «Я рад, что ты пробовал это сделать, хотя всё получилось вовсе не так, как ты ожидал»);

прикосновений(потрепать по плечу; дотронуться до руки; мягко поднять подбородок ребёнка; приблизить своё лицо к его лицу; обнять его);

совместных действий, физического соучастия(сидеть, стоять рядом с ребёнком; мягко вести его; играть с ним; слушать его; есть вместе с ним);

выражения лица(улыбка, подмигивание, кивок, смех).

Рекомендации:

1. Принимайте ребенка таким, какой он есть, давая ему возможность измениться.

2. Развивайте в ребенке положительные эмоции, почаще дарите свое время, внимание и  улыбку.

3. Чаще хвалите, ободряйте ребенка, поощряйте его за хорошие поступки.

4. Постоянно проявляйте заинтересованность делами своего ребенка. Он должен постоянно чувствовать вашу поддержку и заботу.

5. С пониманием относитесь к переживаниям и страхам ребенка, не высмеивайте их и

не пытайтесь решительными мерами это

искоренить. Необходимо выработать у

ребенка иммунитет на страх.

6. Никогда не обманывайте детей. Единожды обманув, вы можете на долгое время потерять доверие ребенка.

7. Если вы чувствуете, что ребенок обманывает вас, постарайтесь вызвать его на откровенный разговор. Не наказывайте ребенка, если он сам даст оценку собственному поступку.

8. Откажитесь от практики постоянных запретов. Это может вызвать желание сделать наоборот.

9. Никогда не говорите ребенку, что он хуже других детей. Воспитывайте в нем чувство уверенности в себе. Это первые шаги к успеху.

10. Не критикуйте и не наказывайте ребенка в присутствии других детей и взрослых.

11. Не шантажируйте своих детей («если ты это не сделаешь, то...»).

12. Учите ребенка уважать других людей. Чаще говорите хорошее о людях в его

присутствии.

13. Не стесняйтесь признать свою неправоту.

14. Не делайте ребенка «громоотводом» для разрядки своих родительских эмоций.

15. Не подавляете ребенка своим авторитетом. Не занижайте его самооценку

 



Предварительный просмотр:

 «Как  вести  себя  с  агрессивным  ребёнком?  Причины  детской  агрессивности . »

                                                   

                                 

Цель:   - исследование причины  агрессивности  детей;

               -помощь  родителям  в  поиске  путей  преодоления  агрессивного

               поведения  ребёнка;

               -вызвать  у  родителей  желание  по-новому   строить     взаимо-

                отношения  в  своих  семьях.

Вопросы  для  обсуждения:

Причины  проявления  агрессивности  у  детей.

Роль  семьи  в  проявлении  детской  агрессивности.

Пути  преодоления  агрессивности  ребёнка.

Поощрение  и  наказание.

Ход  собрания:

              Здравствуйте  уважаемые  родители.    Сегодня  мы  собрались  с  вами,  чтобы  поближе  и  подробнее  познакомиться  с  такой   проблемой –как  агрессивность  ребёнка.   Тема  эта  серьёзна  и  трудна.    Поведение  детей  особенно  ярко  проявляется  во  внеучебной  деятельности,   когда  ребёнок  1-2  классов  стремиться  выставить  на  первое  место  своё  Я ,  не  считаясь  с  другими,   а  ребёнок  3-4 класса  уже  проявляет  враждебную  агрессию,  стремиться   унизить  другого  

ребёнка ,осмеять  его  ( если  у  другого  ребёнка  что-то  не  получается   в процессе  занятия ).

              Агрессивность- это  устойчивая  характеристика  человека,  отражающая  его  предрасположенность  к  поведению,  целью  которого  является  причинение  вреда  окружающему,  либо  подобное  эмоциональное  состояние  (гнев,  злость).

              Истинная  агрессивность  как  прямое  стремление  причинить  окружающим  боль  и  вред – самый  редкий  вариант  развития  ребёнка  младшего  школьного  возраста.    Чаще  речь  идёт  о  так  называемой  защитной  агрессии,  которая  возникает  как  следствие  невозможности  удовлетворения  тех  или  иных  потребностей  ребёнка.    Таким  способом  ребёнок  сигнализирует  о  внутреннем  неблагополучии,  о  потребности  в  помощи  и  внимании  взрослых.

             Детская  агрессия – явление,  к  сожалению,  часто  возникающее.  

           Взрослые  реагируют  по  разному  на  агрессивное  поведение  своего  ребёнка   Они  либо  усиливают  строгость  в  отношениях  с  ребёнком,  либо  обрушивают  на  ребёнка  лавину  любви  и  ласки.  С  агрессивностью  бороться  бесполезно,  но  надо  понять  её  причины,  чтобы  направить  эмоции  ребёнка  в  нужное  русло.

            Агрессия  может  проявляться  физически  в  виде  драки,  причинения  вреда  предметам  ( поломка )  и  вербально  в  виде  нарушения  прав  человека  посредством  оскорбления,  унижения  и т. п.

            Однако  , уважаемые  родители,  не  надо  путать  агрессию  с  настойчивостью.      

             Настойчивость  не  допускает  оскорблений,  издевательства  и  т.д.  уровень  агрессивности  детей  в  зависимости  от   ситуации  часто  меняется,  но  иногда  принимает  устойчивые  формы.      Причин  для  этого  очень  много :  положение  в  коллективе,  отношение  к  ребёнку  сверстников,  взаимоотношение  с  учителем,  воспитателем  и  т.д.

              Причины   агрессивного  поведения  могут  быть  разнообразны,  иногда  являясь  врождённым  качеством,  следствием  особенностей  темперамента  и  нервной  системы.  Но  гораздо  чаще  -  отражением  неправильного  воспитания  или  внутреннего  дискомфорта  у  ребёнка,  которого  не  научили  адекватно  реагировать  на  происходящее  вокруг  события.   Возникновению  агрессивных  качеств   способствуют  некоторые  соматические  заболевания  или  заболевания  головного  мозга.    Очень  часто  причиной  агрессивности  детей  являются  семейные  отношения.

            Современная  школа  провозгласила  родителей  субъектами  образовательного  процесса  и  возложила  на  них  ответственность  за  качество  воспитания  и  образования.

            Встречаясь  с  вами  довольно  часто,  я  заметила ,  что  многие  из  вас  осуществляют  воспитание  интуитивно,  испытывают  трудности  в  установлении  контактов  с  детьми  из-за  нехватки  времени,  из-за  незнания  возрастных  и  индивидуальных  особенностей  ваших  детей.  

            Давайте  задумаемся  над  тем,  как  наши  дети  относятся  к  своим  родителям?  В  народе  не  даром  говорят,  что  человека  нужно  оценивать  по  его  отношению  к  матери.

            Предлагаю  вам  дома  провести  эксперимент:  куда  сядет  ваш  ребёнок.  Поставьте  четыре  стула  в  ряд.  С  одного  края  сядет  мама,  с  другого  папа.  Предложите  ребёнку  сесть на  один  из  свободных  стульев.  Если  ваш  ребёнок  выбирает  стул  рядом  с  мамой,  папе  следует  призадуматься  о  своём  отношении  с  ребёнком  и  наоборот,   если  он  выбирает  стул  рядом  с  папой,  пусть  задумается  мама.  Если  ребёнок  захотел  сесть  между  родителями  и  просит  пересесть  кого-либо  из  вас, -радуйтесь,  он  относится  к  вам  практически  одинаково .

            Но  если  ребёнок  садиться  отдельно  куда-то  в  угол,  вашему  ребёнку  в  семье  тоскливо  и  одиноко.     Уделите  ему  значительно  больше  внимания  и  любви.

            Недостаток  любви  и  внимания  со  стороны  взрослых  рождает  у  ребёнка  агрессивность.

            Так  что  же  такое  агрессия?  

            Латинское  слово «агрессия»  означает  «нападение»,  «приступ».  В  психологическом  словаре  приводится  следующее  определение:        «Агрессия  -  деструктивное  поведение,  противоречащее  нормам  и  правилам  существования  людей  в  обществе,  приносящее  физический  или  моральный  ущерб  людям,  или  вызывающее  у  них  психологический  дискомфорт».

           Огромную  роль  играет  воспитание  в  семье,  причём  с  первых  дней  жизни  ребёнка.  

              Исследования  показали,  что  в  тех  случаях,  когда  ребёнка  резко  отлучают  от  груди,  и  общение  с  матерью  сводят  к  минимуму,  у  детей  формируются  такие  качества,  как  тревожность,  подозрительность,  жестокость,  эгоизм.  И  наоборот,  когда  в  общении  с  ребёнком  присутствуют  мягкость,  ребёнок  окружён  заботой  и  вниманием,  эти  качества  не  вырабатываются.

             На  становление  агрессивного  поведения  большое  влияние  оказывает  характер  наказаний,  которые  обычно  применяют  родители  в  ответ  на  проявление  агрессии  у  своего  ребёнка.

           В  таких  ситуациях  могут  быть  использованы  два  противоположных  метода  воздействия:  либо  снисходительность,  либо  строгость.

           Как  ни  странно ,  агрессивные  дети  одинаково  часто   встречаются  у  слишком  мягких  родителей,  и  у  чрезмерно  строгих.                           Педагогические  наблюдения  показали,  что  родители,  подавляющие  агрессивность  у  своих  детей,  вопреки  своим  ожиданиям  не  устраняют  это  качество,  а   напротив  взращивают  его,  развивая,  в  своём  ребёнке  чрезмерную  агрессивность,  которая  будет  проявляться  даже  в  зрелые  годы.

            Ведь  всем  известно,  что  зло  порождает  только  зло,  а  агрессия – агрессию.  Если  вы,  дорогие  родители,  совсем  не  будете  обращать  внимание  на  агрессивные  реакции  вашего  ребёнка,  то  он  поймёт , что  такое  поведение  ему  дозволено  и  одиночные  вспышки  гнева  незаметно  перерастут  в  привычку  действовать  агрессивно.  Только   родители,  которые  могут  находить  разумный  компромисс,  «золотую  середину»,  могут  научить  своих  детей  справиться  с  агрессией.

           Психологи  считают,  что  ребёнок  проявляет  агрессию  во  много  раз  чаще,  если  видит  её  в  своей  семье,  унижение  друг  друга,  взаимные  оскорбления  и  упрёки  в  повседневной  жизни  накладывают  отпечаток  на  поведение  ребёнка,  порождают  его  жестокость  и  агрессивность  по  отношению  к  другим.

           Если  родители  сегодня  говорят  детям  одно,  завтра  им  удобно  говорить  другое,  негативно  отзываются  об  учителях,  воспитателях,  классе  целом,  навязывают  свои  противоречивые  высказывания  ребёнку,  то  это.  Безусловно ,  способствует  растерянности.  Раздражительности,  озлоблению,  и  против  родителей,  и  против  педагогов,  сверстников  и  других  людей.

          Если  семья  помогает  ребёнку  преодолевать  трудности,  умеет  слушать  ребёнка,  включает  в  общение  доброту,  ласку,  то  тем  самым  вызывает  у  него  расположение,   способствует   преодолеванию  агрессивности.

          Агрессивный   ребёнок  часто  ощущает  себя  отверженным,  никому  не  нужным.  Жестокость  и  безучастность  родителей  приводить  к  нарушению  детско  –  родительских  отношений  и  вселяет  в  душу  ребёнка  уверенность,  что  его  не  любят.

         «Как  стать  любимым  и  нужным»  -  неразрешимая  проблема,  стоящая  перед  ребёнком.  

          Вот  он  и  ищет  способы  привлечения  внимания  взрослых  и  сверстников.  К  сожалению ,  эти  поиски  не  всегда  заканчиваются  так,  как  хотелось  бы  нам  и  ребёнку,  но  как  сделать  лучше – он  не  знает.

           Вот  как  описывает  известный  детский  психолог  Н. Л.  Кряжева  поведение  этих  детей :  «Агрессивный  ребёнок,  используя  любую  возможность,  стремится  разозлить  маму,  учителя,  сверстников;  он  не   успокоится  до  тех  пор,  пока  взрослые  не  взорвутся,  а  дети  не  вступят  в  драку».

           Родителям  и  педагогам  не  всегда  понятно,   чего  добивается  ребёнок  и  почему  он  ведёт  себя  так,  хотя  заранее  знает,  что  со  стороны   детей  может  получить  отпор,  а  со  стороны  взрослых – наказание.   В  действительности,   это  порой  лишь  отчаянная  попытка  завоевать  своё  « место  под  солнцем».      Ребёнок  не  имеет  представление,  как  другим  способом  можно  бороться  за  выживание  в  этом  странном  и  жестоком  мире,  как  защитить  себя.

          Агрессивные  дети  часто  подозрительны  и  настороженны,  любят  перекладывать  вину  за  затеянную  ими  ссору  на  других.  Такие  дети  часто  не  могут  сами  оценить  свою  агрессивность,  они  не  замечают,  что  вселяют  в  окружающих  страх  и  беспокойство.   Им ,  наоборот,    кажется ,  что  весь  мир  хочет  обидеть  именно  их.   Таким  образом ,  получается  замкнутый  круг:  агрессивные  дети  боятся  и  ненавидят  окружающих,  а  те  в  свою  очередь,  боятся  их.

           Исследования  показали  что,  родители  подавляющие  эмоциональные  выбросы  у  своих  детей,  не  устраняют,  а  напротив,  развивают  чрезмерную  агрессивность,  которая  в  зрелые  годы  становиться  частью  характера.  Ребёнок,  вынужденный  постоянно  подавлять  свой  гнев,  более  подвержен  риску  психосоматических  расстройств,  таких  как  крапивница,   псориаз,  язва  желудка,  мигрень, гипертония.  Если  же  вовсе  не  обращать  внимания  на  агрессивные  реакции  ребёнка,  то  очень  скоро  он  начнёт  считать,    что  такое  поведение  вполне  дозволено.  

      Зачастую  эмоциональный  мир  агрессивных  детей  очень  скуден.  Нетрудно   догадаться,  что  в  этом  случае  они  просто  не  понимают  ни  своих,  ни  чужих  эмоций.

         Как  же  выявить  агрессивного  ребёнка?

          Агрессивные  дети  нуждаются  в  понимании  и  в  поддержке  взрослых,  поэтому  главная  задача  заключается  не  в  том,  что бы   поставить  «точный»  диагноз,  или  «приклеить  ярлык»,   а  оказать  посильную  помощь  ребёнку.  

      Психологами  разработаны  критерии  определения  агрессивности:

1. ребёнок  часто  теряет  контроль  над  собой.

2. ребёнок  часто  спорит,  ругается  с  взрослыми.

3. ребёнок  часто  отказывается  выполнять  правила.

4. ребёнок  часто  специально  раздражает  людей.

5. ребёнок  часто  винит  других  в  своих  ошибках.

6. ребёнок  часто  сердится  и  отказывается  сделать  что- либо.

7. ребёнок  часто  завистлив,  мстителен.

8. ребёнок  очень  чувствителен,  очень  быстро  реагирует  на       различные  действия  окружающих,  которые  нередко  раздражают  его.

           Предположить,  что  ребёнок  агрессивен,  можно  только  в  том  случае,  если  в  течение  полугода  у  ребёнка  проявились  не  менее  четырёх  признаков,  перечисленных  выше.

          Уважаемые  родители,  как  вы  думаете,  почему  дети  дерутся,  толкаются,   кусаются,  на  доброжелательное  обращение  взрываются  и  бушуют?  Причин  может  быть  много.    Но  часто  дети  поступают  так  потому,   что  не  знают ,  как  поступить  иначе.

  Работа  с  такими  детьми  должна  вестись  по  трём  направлениям:

  1. Работа  с  гневом.
  2. Обучение  детей  навыкам  распознавания  и  контроля,  умению  владеть  собой  в  ситуациях,  провоцирующих  вспышки  гнева.
  3. Формирование  способности  к  доверию,  сочувствию,  сопереживанию.

           Негативное  настроение  должно  иметь  выход.  Но  в  социально  приемлемой  форме.    Кто-то  из  взрослых  в  спокойной  обстановке,  и  желательно  в  игровой  форме,  должен  продемонстрировать  ребёнку  адекватные  способы  выражения  протеста,   тем  самым  указав  ему  путь   поиска  самовыражения.

        Уважаемые  родители,  если  вы  оказались  в  таком  положении  и видите ,  что  ребёнок  кипит  от  испытываемого  им  протеста,  помогите  ему  выразить  свои  чувства,  постепенно  навязав  ему  правила  игры.  Пусть  он  сначала  просто  громко  покричит.  Глубокое  дыхание  и  громкий  звук,  способны  снимать  даже  очень  сильный  стресс.  Если  ребёнку  хочется  что-нибудь  стукнуть,  то  дайте  ему  в  руки  выбивалку  для  ковров  и  отправьте  выколачивать  подушки.  

         Или  предложите  поиграть  в   обзывалки.  Единственное  условие -  слова  не  должны быть   обидными  и  иметь  ругательный  смысл  в  реальной  жизни.    А  дальше  по  очереди  обзывайте  друг  друга,  сколько  душе  угодно:  «А  ты – мухомор!»,  « А  ты – бабочка!».  

         В  процессе  таких  игр  острота  негативных  эмоций,  как  правило,  уходит,  и  всё  вообще  заканчивается  смехом.   В  конце  игры  скажите  друг - другу  что-нибудь  приятное.  Такая  игра  полезна  не  только  для  агрессивных ,  но  и  для  не  в  меру  обидчивых  детей.

         Ещё  один  способ  побороть   агрессию  -  с  помощью  бумаги.

         Заведите  листок  «гнева».  Это  обычный  лист  бумаги,  на  котором  нарисовано  какое-то  чудовище.     Хозяин  рисунка  может  выместить  на  нем  свои  негативные  эмоции,  скомкав  лист  или  разорвав  его.

                          Поговорим  о  поощрении  и  наказании.

           Поощрять  своего  ребёнка  вы  можете  взглядом,  жестом,  действием, ласковыми  с ловами  и  т.д.

      Наказание  допустимо,  если  оно:

-Следует  немедленно  за  поступком;

-Объяснено  ребёнку;

-Не   жестокое,  хотя  может  быть  суровое;

-Оценивает  действия  ребёнка,  а  не  его  человеческие   качества;

-Не  унижает  ребёнка,  а  способствует  пониманию  негативности  его  поступка.

      Уважаемые  родители.  Позвольте  мне  предложить  вам  ряд  рекомендаций  по  вопросам  воспитания,  связанным  с  темой  нашего  собрания:

  1. Не  надо  сразу  ругать  и  наказывать  ребёнка  за  агрессивные  поступки,  обзывать  его  плохим  ребёнком,  тираном  и  т.п.  Надо  показать,  что  вы  очень  расстроены;  сказать,  что  вы  не  ожидали  от  него  такого  поведения.
  1. Ребёнок  должен  понять,  что,  несмотря  на  то,  что  вы  не  одобряете  его  поведение,  вы  всё  равно  хорошо  к  нему  относитесь  и  хотите  вместе  с  ним  решить  эту  проблему.
  1. С  целью  профилактики  агрессивного  можно  использовать  прочтение  специальных  сказочных  историй,  в  которых  демонстрируются  альтернативные  агрессии  формы  поведения,  с  их  последующим  обсуждением.
  1. Агрессивность  как  форма  эмоциональных  нарушений  в  большинстве   случаев  является  признаками  семейного  неблагополучия,  искажённого  родительского  отношения  к  ребёнку.  Необходима  специальная  просветительная  работа  с  родителями,  к  осуществлению  которой  рекомендуется  привлекать  школьного  психолога  и  социального  педагога.
  1. Будьте  внимательны  к  своему  ребёнку,  почувствуйте  его  эмоциональное  напряжение.
  1. Учитесь  слушать  и  слышать  своего  ребёнка.
  1. Научитесь  любить  своего  ребёнка  таким,  каков  он  есть.
  1. Предъявляйте  разумные  требования  к  ребёнку,  и  будете  иметь  послушание,  повиновение  и  исполнительность.

          Я  надеюсь,  что  тема  нашего    родительского   собрания   затронула  каждого  из  вас   и   вызвала   желание  проанализировать,    и   попытаться  по-новому   построить  взаимоотношения   в  семье.  

                                 Используемая  литература

.

  1. Менделевич  В. Д.  « Психология  девиантного  поведения».

                  Изд.          М-МЕД  пресс  2001г.

  1. Румянцева  Т. Г.       «Понятие  агрессивности  в  современной  зарубежной  психологии».

            Изд.  Москва,  Вопросы  психологии  -1991г.

  1. Берковец  Л.  «Агрессия : причины,  последствия  и  контроль»

                     Изд.  Прайм-ЕВРОЗНАК-2001г.

  1. Стюхина  Г. А.  «Психологические  особенности  и  механизмы  развития  младшего  школьного  возраста».

Москва Педагогический  университет «первое  сентября».2010г.

  1. Фурманов  И. А.  «Детская  агрессивность:  психодиагностика  и  коррекция».  1996г.

     

 

 

       Самоанализ  проведённого  родительского  собрания.

        Родительское  собрание  проведено  в  намеченные  сроки.                      Тема  родительского  собрания : « Как  вести  себя  с  агрессивным  ребёнком?  Причины  детской  агрессивности».

Целью  родительского  собрания  было  исследование  причины  агрессивности  детей;   помощь  родителям  в  поиске  путей  преодоления   агрессивного  поведения  ребёнка;   мотивировать  у  родителей  желание  по-новому  строить  взаимоотношения  в  своих  семьях.

         В  ходе  собрания  была  достигнута  тёплая,  дружеская  обстановка.

         Родители  с  пониманием  отнеслись  к  затронутой  теме.  Многих  родителей  заинтересовала  предложенная  тема.  Было  задано  много  вопросов  по  поводу  агрессивного  поведения  детей.  Была  проведена  мини-дискуссия  на  тему  «Причины  агрессивности  детей  в  современном  обществе».    

         Большинство  родителей  согласились ,  что  очень  многое  в  воспитании  зависит  от  теплой,  дружеской  обстановки  которая  царит  у  них  в  семье.  

          Родителям  были  заданы  ряд  вопросов,  чтобы  прояснить  их  видение  проблемы,  причин  её  возникновения  и  возможных  способов  решения.

       Были  обсуждены  дальнейшие  действия  по  решению  данной  проблемы.  Мне,  как  педагогу,  важно  было  на  данном  этапе   показать  родителям  необходимость  изменений  в  них  самих,  для  того,  чтобы  произошли  изменения  в  поведении  ребёнка.

     В  целом,  я  считаю,  родительское  собрание  на  такую  актуальную  тему,  как  агрессивное  поведение  ребёнка  в  школе  и  дома  прошло  успешно.   В  соответствии  с  моими  ожиданиями  я  нашла  полное  взаимопонимание  в  лице  присутствующих  родителей ,  поставленные  мною  цели   считаю  выполненными.