Эссе, статьи

Арбатская Юлия Андреевна

Мои статьи:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_arbatskaya_yu.a.docx19.69 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

на тему: «Повышение уровня самоорганизации обучающихся на основе проектной деятельности»

Арбатская Юлия Андреевна,

учитель математики


Характерным для образовательной системы современного общества является понимание образования как непрерывного процесса (учение в течение всей жизни), в котором задача педагога – «научить учиться», создать условия для самостоятельного учения. Главным становится понимание обучающегося как субъекта учения – ответственного за свою деятельность, умеющего самостоятельно ставить цели и достигать их, способного к самоконтролю, самооценке своей деятельности, к самоорганизации.

Самоорганизация – это сознательная работа над собой с целью совершенствования  эмоциональных и морально-волевых черт характера в деятельности, направленной на  развитие и разрешение личностно значимых задач.

Диагностика показывает, что у каждого ребенка заложены некоторые умения самоорганизовывать свою учебную деятельность, но без помощи учителя (преподавателя) он не может в достаточной степени их развить, поэтому ему необходима помощь в овладении данными умениями.

Методом, способствующим формированию самоорганизации может стать метод проектов – технология, базирующаяся на принципах саморазвития, самоанализа результатов деятельности, самообразования.

Таблица: Действия обучающегося в процессе реализации проектной деятельности, влияющие на развитие соответствующих компонентов самоорганизации

Действия ученика, занимающегося проектной деятельностью по предмету

Компоненты самоорганизации

  • Формулировка проблемы;
  • определение общей цели и задач деятельности;
  • определение цели каждого этапа деятельности;
  • определение актуальности выбранной темы.

Целеполагание

  • Оценивание  возможности ответа на поставленный вопрос с помощью имеющихся знаний;
  • выбор темы проекта;
  • оценивание  собственных возможностей в подготовке.

Анализ ситуации

  • Определение последовательности подготовки проекта и дальнейшего выступления;
  • выдвижение ключевых идей;
  • определение этапов деятельности;
  • выделение времени на выступление  и защиты проекта.

Планирование

  • Прослеживание основной идеи и темы проекта;
  • проверка корректности выбранной информации для выступления;
  • критическая оценка результатов;
  • выступление перед аудиторией.

Самоконтроль

  • Решение проблемы с сосредоточением на поставленной цели;
  • воплощение в жизнь планов реализации проекта;
  • выступление перед аудиторией.

Волевая регуляция

  • Критическая оценка результата выступления;
  • обсуждение темы проекта;
  • проверка правильности и грамотности материала.

Коррекция

Для повышения уровня самоорганизации в каждом учебном полугодии педагогам в соответствии с календарно-тематическим планом возможно построить учебный процесс так, чтобы обучающиеся периодически (минимум 3-4 раза в четверти, триместре) были задействованы в проектной деятельности по разным темам. На начальной стадии ученикам предоставляется раздаточный материал с информацией о самом понятии «проект», методе и основных требованиях к его использованию. В наилучшем случае проведение небольшой беседы с классом (группой) о таком виде деятельности.

На следующем этапе осуществляется выбор кандидатов на участие в создании больших индивидуальных или групповых проектов (на 1,5-2 недели) во внеурочное время с необходимой помощью учителя, защищая их на отведенном уроке или внеклассном мероприятии. Кроме этого, всех учащихся необходимо организовывать в мини-проектах (2-3 урока) по новым или пройденным темам на лабораторных и практических работах, не принося ущерб календарно-тематическим планам. То есть учитель должен проявлять инициативу и гибкость в соответствии с изменениями в базовом учебном плане по информатике.

При этом желательно проводить мониторинг и анализ с использованием не более двух контрольно-измерительных материалов в день: проведение теста «Способность самоуправления» (Столяренко Л.Д.) и методики «Оцените свою силу воли» (Е.И. Рогов), на следующий день – опросник «Стиль саморегуляции поведения» (В.И. Моросанова, Е.М. Кома) и тест «Рационально ли вы используете время?» (Селевко, Г.К.).

Необходимо отметить, существует острая проблема – современному обществу нужны активные, творческие личности. По требованию времени ведущими идеями современного образования стали: приоритет самоорганизованной личности – субъекта учебного процесса и создание условий для формирования навыка самоорганизации учебной деятельности. Педагогам в своей профессиональной деятельности необходимо использовать методики и технологии, направленные на стимуляцию умений ставить цель деятельности, планировать, осуществлять самоконтроль и т. п., что в целом будет способствовать формированию самоорганизации учебной деятельности обучающихся. Метод проектов как личностно ориентированная, деятельностная технология обладает большим развивающим потенциалом и может быть эффективным инструментом педагога, решающего задачу формирования самоорганизации учебной деятельности обучающихся.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Ишков, А.Д. Влияние структуры процесса самоорганизации на успешность учебной деятельности студентов: автореф. дис. канд. психол. наук / А.Д. Ишков; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М., 2003. – Режим доступа: http: // www.childpsy.ru/dissertations/id/ 18619.php.
  2. Кучаева, Ю.Ю. Использования метода проектов на уроках информатики для развития всех видов мышления и познавательного интереса учащихся [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http: // pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,34 66/Itemid,118/
  3. Нагель, О.И., Логвинова, О.Н. Метод проектов как средство формирования самоорганизации учебной деятельности  [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http: // www. ftip.nspu.net/joo/index.php?option=com_content&view=article&id=572:2010-10-13-091728&ca tid= 47:-2010-&Itemid=53
  4. Рогов, Е.И. Эмоции и воля / Е.И. Рогов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 240 с.: ил.–(Азбука психологии).
  5. Селевко, Г.К. Научи себя учиться: учеб. пособие / Г.К. Селевко, Н.Н. Маркова, О.Г. Левина. – М.: Народное образование, 2001. – 87 с.
  6. Селюч, М.Г. Методики исследования развития творческого Я руководителя системы образования: учебно-методическое пособие / М.Г. Селюч. – Благовещенск.: Изд-во БГПУ, 2007. – 162 с.