Исследовательские работы обучающихся

Лесниченко Полина Геннадьевна

Исследовательские работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnyy_proekt_3g_klass.docx160.95 КБ
PDF icon sbornik.pdf735.02 КБ
Файл proekt_2_g_klass.docx70.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа 23 с углублённым изучением иностранных языков»

Проект

«Не имели наши предки

Ни линейки, ни рулетки…»

Выполнили: ученики 3 «Г» класса

Руководитель: Лесниченко

Полина Геннадьевна

г. Нижневартовск


2022

Оглавление.

  1. Введение        3
  2. Основная часть…………………………………………………………
  3. Заключение        15
  4. Список литературы        17
  5. Приложение        18

Введение

С давних времён люди сталкивались с необходимостью определять расстояния, длину предметов, площадь, и т. д. В настоящее время, ученики, читая литературное произведение, параграф по окружающему миру, сталкивается с проблемой - трудно представить себе внешний вид предметов или даже понять смысл некоторых описаний, не зная конкретной меры измерения. Так же интересно узнать: почему появились известные фразеологизмы: «Семи пядей во лбу», «Аршином общим не измерить», «От горшка два вершка» и другие? Понятия о старинных мерах длины выходят за рамки учебных предметов, данные слова могут встречаться в сказках, былинах, рассказах, повестях и в книгах по истории, а некоторые из мер используются и в настоящее время.

Актуальность выбранной темы в том, что со временем эти слова устарели, что затрудняет их понимание при чтении художественной литературы, поэтому есть необходимость изучить старинные меры длины, чтобы понимать прочитанные произведения и уметь пользоваться этими мерами в повседневной жизни.

К исследовательской работе по выбранной теме нас подтолкнуло знакомство со сказкой П. Ершова «Конёк - горбунок».

Да еще рожу конька

Ростом только три вершка, На спине с двумя горбами Да аршинными ушами.

Наш класс столкнулся с проблемой - непонятно, что означают эти старинные величины и каким инструментом пользовались для измерения данных величин.

Исходя из этого, мы с нашим классным руководителем поставили цель и задачи проекта.

Цель - выяснить, какие меры длины существовали на Руси в давние времена, и можно ли ими пользоваться в настоящее время.

Задачи:

  1. изучить литературу для ознакомления с мерами длины, которые использовали в старину;
  2. выяснить с помощью опроса, знакомы ли современные люди со старинными мерами длины, где с ними встречаются;
  3. рассмотреть использование старинных мер длины в художественных произведениях;
  4. узнать с помощью собственных измерений, что из себя представляют старинные меры длины в произведениях;
  5. выяснить, что означают пословицы, поговорки и фразеологизмы, в которых встречаются названия старинных мер длины;
  6. изготовить справочник «Старинные русские меры длины».

Практическая значимость данного исследования в том, что старинные меры встречаются в художественных произведениях и пословицах, для понимания которых необходимо представлять себе эти величины, как они измеряются. Данная работа может быть использована как учащимися, так и учителями как справочно-информационный материал.

Объект исследования: старинные русские меры измерения длины.

Предмет исследования: художественные произведения русской литературы.

Гипотеза исследования: старинные меры длины утратили свою значимость, но встречаются в художественной литературе, затрудняя понимание текста.

Основная часть

Что такое мера?

Современные единицы измерения длины знакомы нам с начала обучения в школе – это миллиметр, сантиметр, дециметр, метр и километр. Мы пользуемся ими на уроках и в повседневной жизни.

Старинными единицами измерения длины в повседневной жизни мы никогда не пользовались, однако в литературных произведениях нам встречались строки с непонятными для нас словами: аршин, верста, пядь, сажень, вершок и другие.

 Мы обратилась к различным источникам, чтобы узнать, что означает слово «мера».

Мера – способ определения количества по принятой единице; мера вообще прилагается к протяжению и пространству… Погонная, линейная мера служит для обозначения расстояний или величины линий.

В.И. Даль

Мера – 1. Единица измерения. Метрическая система мер… Метр-мера длины. 2. То, чем измеряют; мерило. Мерою служит метровая линейка.

С.А.Кузнецов

Мера – единица протяжения.

Д. Ушаков

Мера – 1. Единица измерения. 2. Предел в котором осуществляется, проявляется что - нибудь.

С. И. Ожегов

Можно сделать вывод, что мера – это определённая единица измерения.

Основная современная единица измерения – это метр.

Была принята во Франции в конце XVIII века. Метр определили как одну десятимиллионную долю участка земного меридиана от Северного полюса до экватора.

Известны ли нам старинные меры длины?

Мы опросили учащихся и взрослых (40 человек), которым были заданы следующие вопросы:

  1. Знакомы ли вам современные меры длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр и т.д.)?
  2. Встречались ли вы со старинными мерами длины (аршин, вершок, дюйм, пядь и т.д.)?
  3. Где вы встречались со старинными мерами длины?
  4. Знаете ли вы, что они означают?

Результаты опроса представлены в таблице:

Вопрос 1.

Вопрос 2.

Вопрос 3.

Вопрос 4.

Учащиеся нач.классов

(22 чел.)

Да – 22 чел. Нет – 0 чел.

Нет –16 чел.

Да – 6 чел.

В пословицах

– 6 чел.

В книгах – 9 чел.

Нет- 22 чел.

Да – 0 чел.

Взрослые        (15 чел.)

Да – 15 чел. Нет – 0 чел.

Да – 15 чел. Нет – 0 чел.

В пословицах

– 6 чел.

В книгах – 9 чел.

Нет - 13 чел.

Опрос учеников, родителей и учителей показал, что с метрической системой мер знакомы все – 100 %.

А вот со старинными единицами длины мы знакомы плохо. Если некоторые и слышали названия этих мер, то их значение им неизвестно. Большинство старых мер забыто, вышли из употребления, но нередко мы можем встретить их в книгах, как это показал опрос и личное наблюдение. Поэтому в следующих разделах мы рассмотрим значения некоторых величин и проанализируем произведения, в которых они встречаются.

Старинные меры длины на Руси

С глубокой древности наши предки измеряли расстояние собой, своим телом. Это и удобно, и руки с ногами всегда при тебе, их нельзя "забыть дома". Но ни рост человека, ни рулон ткани шагами не измеришь. Стали применять другие единицы длины. При измерениях длин использовали ширину пальца, длину сустава пальца, расстояние от локтя до кончика среднего пальца, размах рук и т.д.

Система древнерусских мер длины включала в себя следующие основные меры: версту, сажень, аршин, локоть, пядь и вершок. Эти меры длины были в ходу до XVIII в. В конце XVIII - начале XIX в. специальные правительственные комиссии занялись упорядочением мер длины.. На больших дорогах стали ставить столбы — указатели расстояний в верстах. Длину сажени определили в 213 см. Сохранились более мелкие деления на четверти и вершки. К 1833 г. относится изготовление эталонов метрических мер длины в России.

Перст. В старину палец руки называли перстом. Так же нарекли и самую маленькую единицу длины. Русский перст был равен ширине указательного пальца, что составляет примерно 2 см. Хотя перст и не входил в официальную систему мер, долгое время он использовался для определения размеров мелких предметов. Слово «перст» ныне считается устаревшим, однако в богатом русском языке сохранилось немало порожденных им слов и выражений: перстень, наперсток, перчатки, перст судьбы, один как перст.

Вершо́к — старорусская единица измерения, равная 4 см 4 мм. Наименование происходит от слова "верх" ("верх перста", т.е. пальца). В литературе XVII в. встречаются и доли вершка "полвершки" и "четвертьвершки". Первоначально равнялась длине основной фаланги указательного пальца.

Пядь - это расстояние между вытянутыми большим и указательным пальцами руки при их наибольшем удалении (размер пяди колебался от 19 см до 23 см). Разновидности пяди: "малая пядь" — расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев (19 см); "пядь великая" —  расстояние по прямой между вытянутыми большим пальцем и мизинцем руки (20-25 см) "пядь с кувырком" — длина малой пяди, плюс 2 или 3 сустава указательного пальца (27 см).   

Ладонь – использовалась для измерения меньших расстояний, равнялась ширине руки (10-16 см).

Локоть - это расстояние от конца вытянутого среднего пальца руки до локтевого сгиба (размер локтя колебался от 38 см до 46 см и соответствовал двум пядям). Локтями купцы измеряли продаваемые ткани, наматывая их на руку. Но локти у людей имеют разную длину. Поэтому в каждом городе издавался свой указ, каким локтем должны пользоваться. В розничной торговле холстом, сукном, полотном локоть был основной мерой. В крупной оптовой торговле локоть сохранял свое значение в качестве контрольной меры, т.к. был неудобен для измерений. Полотно, сукно поступали в виде больших отрезов — "поставов", длина которых в разное
время и в разных местах колебалась от 30 до 60 локтей. Но в конкретное время и в данном месте она имела вполне определенное значение.

Аршин - одна из основных русских мер длины использовалась с XVI в. Пришёл аршин на Русь вместе с купцами из далёких восточных стран. Купцы привозили ткани, и их приходилось отмерять. Восточные купцы обходились без всяких метров: ткань они натягивали на собственную руку, до плеча. Это и называлось мерить аршинами. Название аршин происходит от персидского слова "арш" - локоть. Это длина всей вытянутой руки от плечевого сустава до конца фаланги среднего пальца. В аршине 71 см. Мера была очень удобной - руки всегда при себе, - но был у неё существенный недостаток: руки, к сожалению, у всех разные. У одних они длинные, у других - короче. Хитрые купцы стали искать приказчиков с руками по - короче. Но однажды этому пришёл конец. Продавать "на свой аршин" властями было строжайше запрещено. Употреблять разрешалось только "казённый аршин". Это эталон аршина, представляющий собой металлическую линейку изготовили в Москве. Деревянные когти такой линейки рассылались по всей территории России. Чтобы деревянный аршин нельзя было укоротить, концы оковывали железом и помечали государственным клеймом. 4 июня 1899 года «Положением о мерах и весах» аршин был узаконен в России в качестве основной меры длины.

Сажень - расстояние между большими пальцами вытянутых в противоположные стороны рук человека (равнялась примерно 152 см и состояла из 4 локтей или 8 пядей).

Маховая сажень-расстояние между кончиками средних пальцев вытянутых в противоположные стороны рук человека среднего роста (равнялась примерно 176 см).

Косая сажень - расстояние от пальцев правой (левой) ноги стоящего человека до конца пальцев вытянутой по диагонали левой (правой) руки (примерно 216 см).

По данным историков и архитекторов, саженей было более 10, и они имели свои названия:

городовая – 284 см 8 мм

без названия – 258 см 4 мм

великая – 244 см

греческая – 230 см 4 мм

казённая – 217 см 6 мм

царская – 197 см 4 мм

церковная – 186 см 4 мм

народная – 176 см

кладочная – 159 см 7 мм

простая – 150 см 8 мм

малая – 142 см 4 мм

Шаг - расстояние между носками и пятками шагающего человека. Средняя длина человеческого шага 70 см. Шаг – одна из древнейших мер длины. Сохранились сведения об использовании шага для определения расстояния
между городами в Древней Греции, Древнем Египте, Персии. В России шагами измеряли длину земельных участков.

Верста - старорусская путевая мера (ранее ''поприще''). Верста упоминается в летописях еще за 1097 год. Она содержала в себе 750 сажень. Этим словом,
первоначально называли расстояние, пройденное от одного поворота плуга до другого во время пахоты. Два названия долгое время употреблялись параллельно, как синонимы. "Верстой" также назывался верстовой столб на дороге. Величина версты неоднократно менялась в зависимости от числа саженей, входивших в неё, и величины сажени. Верста в 1000 саженей (2 км 16 м) употребляли широко в качестве межевой меры, а также на окраинах России, особенно в Сибири, — и для измерения расстояний между населенными пунктами.

Итак, меры длины, употреблявшиеся в старину на Руси:

  • Перст – 2 см
  • Вершок – 4 см 5 мм
  • Пядь – 19 – 23 см
  • Ладонь – 10 – 16 см
  • Локоть – 38 – 46 см
  • Аршин – 71 см
  • Шаг – 70 см
  • Маховая сажень – 176 см
  • Косая сажень – 216 см
  • Верста – 1 км 67 м

Изучив величины длины, которые использовались в старые времена, рассмотрев, как они измеряются. Мы можем сделать вывод, что многие единицы длины, которыми пользовались наши предки, представляют собой измерения различных частей человеческого тела. Человек как бы всегда носит их с собой и может пользоваться ими в любых условиях.

Старинные русские меры длины в художественных произведениях

Нами были проанализированы учебники литературного чтения с первого по четвёртый класс по программе «Начальная школа 21 века» (автор – составитель Л.А. Ефросинина). Цель этого исследования – найти произведения, в которых упоминаются старинные русские единицы измерения, и составить их перечень с цитатами. В процессе этой работы выяснилось, что не под каждым произведением имеется толкование непонятных для многих читателей слов, обозначающих старинные единицы длины и массы.

Таким образом, информация, содержащаяся в данной исследовательской работе, будет полезна детям и учителям при чтении и анализе этих литературных произведений.

 

Аршин

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

«Наступает срок родин;

Сына бог им дал в аршин» [Ефросинина, 2015: 3 класс, 1 ч., с. 84].

Л.Н. Толстой «Прыжок»  

«От мачты до конца перекладины, где висела шляпа, было аршина два» [Ефросинина, 2015: 3 класс, 1 ч., с. 140].

Л.Н. Толстой «Черепаха»  

«Черепахи бывают … большие в три аршина длины и весом в двадцать пудов» [Ефросинина, 2015: 4 класс, 2 ч., с. 16].

П. П. Ершов «Конёк-Горбунок»

«Да еще рожу конька

Ростом только три вершка,

На спине с двумя горбами

Да аршинными ушами» [Ефросинина, 2015: 4 класс 1 ч., с. 91].

 

Верста

А. С. Пушкин «Зимняя дорога»

Ни огня, ни чёрной хаты,

Глушь и снег… Навстречу мне

Только вёрсты полосаты

Попадаются одне… [Ефросинина, 2015: 4 класс 1 ч., с. 79].

«Журавль и цапля» Русская народная сказка» 

«Пошёл журавль, – тяп – тяп! Семь вёрст болото месил» [Ефросинина, 2015: 2 класс, 2 ч., с. 24].

М.М. Пришвин «Ребята и утята»

«Весной это озеро далеко разливалось, и прочное место для гнезда можно было найти только версты за три, на кочке, в болотном лесу. А когда вода спала, пришлось все три версты путешествовать к озеру» [Ефросинина, 2015: 2 класс, 2 ч., с. 130].

«Илья Муромец и Соловей-разбойник»  

«Тридцать вёрст Илья гати настелил – до сих пор по ней люди добрые ездят».

С. 53 «У него двор на семи верстах, на семи столбах» [Ефросинина, 2015: 3 класс, 1 ч., с. 50].

А.И. Куприн «Скворцы» 

«Много сотен вёрст нужно им лететь со своих зимних становищ» [Ефросинина, 2015: 4 класс, 2 ч., с. 42].

 «Перелёты свои скворцы совершают очень быстро, делая в час иногда до восьмидесяти вёрст» [Там же: 44].

В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница» 

«Хотя молчать и тащить хоть бы и лёгкую лягушку три тысячи вёрст не бог знает какое удовольствие» [Ефросинина, 2015: 4 класс, 1 ч., с. 106].

Вершок

П. П. Ершов «Конёк-Горбунок»  

«Да еще рожу конька

Ростом только три вершка,

На спине с двумя горбами

Да аршинными ушами» [Ефросинина, 2015: 4 класс, 1 ч., с. 91].

Сажень

А.И. Куприн «Скворцы» 

«И только успеет воробей отлететь на сажень, как скворец камнем вниз – и уже у себя дома» [Ефросинина, 2015: 2 класс, 2 ч., с. 110].

 

Мы не могли не заметить, что в литературных произведениях часто встречаются старинные единицы измерения массы.

Пуд – русская мера веса, равная 16,3 кг [Ожегов, 2007: 820].

Золотник – русская мера веса, равная 4,26 г [Там же: 300].

Пуд

Русская народная сказка «Хаврошечка»

«К завтрашнему дню мне велено пять пудов напрясть, наткать, побелить и в трубы покатать» [Ефросинина, 2015: 2 класс, 2 ч., с. 142].

Былина «Добрыня и Змей» 

«Схватил он свой колпак в три пуда весом да как хватит Змею по голове!» [Ефросинина, 2015: 3 класс, 1 ч., с. 46].

Былина «Илья Муромец и Соловей – разбойник»  

«А Илья, минуточки не мешкая, натянул тугой лук, спустил калёную стрелу, небольшую стрелу, весом в целый пуд» [Ефросинина, 2015: 3 класс, 1 ч., с. 52].

«Выбежала старшая дочка Соловья – Пелька – во двор, ухватила доску железную весом в девяносто пуд и метнула её в Илью Муромца» [Там же: 53].

А.П. Чехов «Ванька»  

«Крючки продаются прямо с леской … даже такой есть один крючок, что пудового сома удержит» [Ефросинина, 2015: 3 класс, 1 ч., с. 170].

 

Золотник

А.И. Куприн «Скворцы» 

«Сколько неимоверных усилий должно употребить для такого перелёта маленькое существо, весом около двадцати – двадцати пяти золотников» [Ефросинина, 2015: 4 класс, 2 ч., с. 42].

Чаще, чем в литературе, старинные меры длины мы встречаем в пословицах, поговорках и во фразеологизмах. Например:

 

Пословицы, поговорки,

фразеологизмы

Значение 

Слышно за версту.

Разговаривать очень громко.

За семь вёрст киселя хлебать.

Добираться куда-то без особой надобности.

Косая сажень в плечах.

Говорят, о сильном широкоплечем человеке, богатыре.

Нос с локоть, а ума с ноготь.

Говорят, о взрослом, но не очень умном человеке.

Всяк на свой аршин меряет.

Оценивать на свой вкус.

Писать аршинными буквами.

Писать очень крупно.

Семь пядей во лбу.

Говорят, об очень умном, мудром человеке.

 

Таким образом, старинные меры длины по-прежнему используются в устной и письменной речи носителей русского языка, являясь отголосками далекого прошлого и богатой истории нашего народа.

Человек – мера всех вещей.

Как уже отмечалось ранее, многие единицы длины, которыми пользовались наши предки, представляют собой измерения различных частей человеческого тела. Изучив определенную литературу по теме, мы выяснили, что каждая мера длины имеет приблизительное значение.

Мы решили провести исследование и перевести старинные меры длины, которые встретились в художественных произведениях в современные величины.

Мы решили измерить старинные меры длины, встречающиеся в произведениях с помощью 5 «измерителей»: 4 учащихся 3 класса и 1 взрослый разного роста и телосложения. Мы измеряли аршин, вершок и локоть. Для измерения мы использовали сантиметр и измеряли части тела учащихся и взрослого, как в старые времена.

Результаты измерений представлены в таблице (в мм):

вершок

аршин

локоть

Ученик 1.

4 см 5 мм

4 см 2 мм

71 см

60 см

45 см

38 см

Ученик 2.

4 см 5 мм

61 см

36 см

Ученик 3.

4 см 3 мм

63 см

35 см

Ученик 4.

4 см 0 мм

56 см

34 см

Взрослый 1.

4 см 6 мм

71 см

46 см

Проведя измерения, мы видим, что у нас при переводе старинных мер длины в современные получились разные результаты.

Мы сделали вывод, что одна и та же единица измерения у всех «измерителей» получилась разной, так как у всех нас разные части тела.

Сразу вспоминается пословица «Всяк на свой аршин меряет».

Конечно, пользоваться данными мерами длины было неудобно, так как они были неточны в измерениях, поэтому и было решено создать единую систему измерения длин.

Заключение

Таким образом, выдвинутая гипотеза исследования подтвердилась. Старинные русские единицы измерения, не использующиеся в настоящее время, встречаются в текстах сказок, былин, рассказов и стихотворений, затрудняя понимание текста современному читателю.

Материалы, собранные в данной работе, помогут ребятам при изучении произведений разных жанров для более полного понимания их содержания. Полагаем, что было бы правильно, если в каждом классе, начиная с первого, будут вестись подобные рабочие словари, куда буду вписываться встретившиеся в тексте меры, а также выдержки из самого произведения.

Перспектива исследования нам видится в том, чтобы узнать больше о мерах длины, массы, объёма, которые используются в произведениях из школьной программы и современной детской литературы зарубежных стран. В частности, это дало бы ответы на вопросы: какого роста были Гулливер и лилипуты в «Путешествии Гулливера» Д. Свифта и сказочные гномы, карлики и великаны из «Гарри Поттера…» Д. Роулинг.

Список литературы

1.                  Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 448 с

2.                  Депман И.Я. Меры и метрическая система. – М.: Издательский Дом Мещерякова, 2018. –  80 с.

3.                  Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. М.: Вентана-Граф, 2015.

4.                  Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. М.: Вентана-Граф, 2015.

5.                  Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. М.: Вентана-Граф, 2015.

6.                  Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 53 000 слов. / С.И. Ожегов; Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. – 24-е изд.; испр. – М.: «Оникс»; «Мир и Образование», 2007. – 1200 с.

7.                  Фразеологический словарь русского литературного языка [Электронный ресурс]. URL: https://phraseology.academic.ru/

8.                  Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: В 2 т. – М.: Русский язык, 1999.

9.                  Этимологический онлайн-словарь русского языка Макса Фасмера, 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://vasmer.lexicography.online/


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа 23 с углублённым изучением иностранных языков»

Проект

«Жизнь птиц нашего школьного двора в зимнее время»

https://tvorcheskie-proekty.ru/files/images/kormushka.jpg

Выполнили: ученики 2 «г» класса

Руководитель: Сенаторова

Полина Геннадьевна

г. Нижневартовск


2021

Содержание

Введение…………………………………………………………………
1. Зимующие птицы…………………………………………………..
2. Кормушки для птиц…………………………………………………
3. Наши наблюдения за птицами зимой……………………………….
4. Подкормка птиц………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………….

Введение

Актуальность выбранной темы. С наступлением холодов птицы улетают в теплые края, в места, где больше тепла, пищи. Некоторые птицы остаются зимовать. А зима в этом году холодная и снежная. Каково приходится нашим пернатым соседям в зимнее время? Найти корм под снегом нелегко.

Ведь никто не задумывается, сколько птиц погибает в зимнее время из-за отсутствия корма. Все они нуждаются зимой в нашей помощи, в нашей заботе. Всё ли мы знаем о птицах, которые остаются зимовать в нашем крае? А может быть, птицы улетают на юг не потому, что становится холодно? Ведь за счет температуры своего тела они могут выдерживать сильные морозы. Отлёт большинства птиц связан с отсутствием необходимого количества корма.

Тогда мы задались вопросом: Какие птицы остаются у нас зимовать? Какие птицы обитают в нашем школьном дворе? Как помочь птицам в холодное время года? Мы попросили нашего классного руководителя помочь нам найти ответы на эти вопросы провести исследование.

Наблюдение за птицами зимой позволили выдвинуть гипотезу: если постоянно подкармливать зимующих птиц и тем самым помочь им пережить зиму, то можно сохранить их численность.

Предмет исследования: образ жизни и поведение птиц зимой.

Объект исследования: зимующие птицы школьного двора.

Цель: изучение образа жизни зимующих птиц нашего школьного двора и создание благоприятных условий для их жизни зимой.

Для достижения указанной цели нам необходимо было выполнить следующие задачи:

  • Изучить дополнительную литературу и определить зимующих птиц;
  • Изготовить кормушки, подкармливать птиц зимой;
  • Подготовить выставку рисунков «Зимующие птицы»;
  • Подготовить и провести общешкольную акцию «Поможем птицам нашего школьного двора»;
  • Провести наблюдения за птицами, прилетающими к кормушке.

  1. Зимующие птицы

Сначала мы решили выяснить, каких птиц мы называем зимующими. Сделали предположение, что это те птицы, которые остаются на зиму в нашем крае. Узнали, что есть зимующие птицы оседлые и кочующие.

Птицы, которые весь год живут в одной и той же местности, называют оседлыми.

Птицы, которые не имеют постоянного места жительства, выискивают малоснежные или богатые ягодами и другими кормами районы, называют кочующими.

Перелетные птицы улетают в теплые края, а те, что зимуют дома — вьют гнезда под крышами в уютных теплых уголках. Лесные обитатели, такие, например, как дятлы, зимуют в дуплах деревьев, предварительно обеспечив жильё ветками, соломой и травой.

Нам было интересно узнать, как проводят птицы длинную зимнюю ночь. Оказалось по-разному. Вороны и галки ночуют большими стаями на деревьях, распушив перья и прижавшись, друг к другу. Синицы укрываются от холода в дуплах. Воробьи укрываются под крышами, за наличниками окон и на чердаках. 

Зима в Нижневартовске для оседлых птиц – период выживания. Холод при температуре своего тела им не так страшен, как голод. Именно от недоедания изо дня в день гибнет много птиц в наших краях. За короткий зимний день птицы просто  не в состоянии отыскать и съесть столько корма, сколько им надо.

Поэтому так важна наша помощь птицам зимой!

Так какие же птицы остаются зимовать в нашем крае?

Воробьи сооружают себе особое зимнее гнездо в щелях домов, под крышами, даже в пустых скворечниках. Как бы ни было голодно, если воробей нашёл корм, он, прежде всего своим щебетом приглашает своих собратьев к обеду. Воробьи живут и летают стайками. Так им легче добывать корм и защищаться от врагов.

Синицы селятся в самых разных местах. Зимой часто ищут ночлега возле жилых домов. Зимой птицам могут помочь только люди. Когда ночная температура упадёт до –10 градусов и ниже, синички за ночь теряют 10% собственного веса. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. А вот сытой птице и сильный мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека. С самого раннего утра им нужен корм.

Снегири немного крупнее воробья. Эти птицы летом и осенью живут в северных хвойных лесах, а с первым снегом прилетают к нам. Прилетали снегири стайками по 5-7 птичек. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидят они на ветках или прямо на снегу. Снегирь питается почками, семенами деревьев, ягодами, из которых он выбирает семена, а мякоть выбрасывает. Поэтому снег под деревьями часто окрашен соком ягод.

Сорока-это красивая птица прилетала на кормушку одна. Её невозможно спутать ни с одной другой птицей. Не зря в народе её называют – белобока. По бокам пёрышки у неё белые, а голова, крылья и хвост чёрные, как у ворона. Особенно красив хвост – длинный, прямой, будто стрела. Сорока – это осёдлая птица. Зимой большинство сорок перебираются поближе к людям.

Вороны: Они зимой прилетают к нам из лесопосадок, они не боятся людей. Они летают стаями над хутором , находят деревья , садятся там на ветви деревьев и засыпают до утра. Вороны умные, близко не подходят к человеку, осторожные, ходят вперевалочку.

Голуби не просто зимующие птицы, а привязанные к конкретному месту. Улетая от родного гнезда за тысячи километров, сизые всегда возвращаются обратно. Люди воспользовались этим, начав посылать с голубями письма.

  1. Кормушки для птиц

Кормушка для птиц - это очень простое "сооружение". Виды кормушек очень разнообразны, а самые простые могут быть сделаны практически из всего, что попадется под руку, например, из картонной коробки.

Кроме таких простых конструкций, можно сделать действительно замечательную кормушку: из пластиковых бутылок, остатков поликарбоната, деревянные кормушки.

При создании кормушек важно помнить главные правила:

  1. У кормушки обязательно должна быть крыша, иначе корм может быть засыпан снегом и стать непригодным для птиц.
  2. Отверстие в кормушке должно быть настолько широким, чтобы птица могла спокойно проникнуть внутрь кормушки и покинуть ее.
  3. Кормушки должны быть в чистоте, чтобы не стать источником болезни. 
  4. Птицы возле кормушек появляются с самого рассвета, поэтому корма надо засыпать с вечера.
  5. Во время морозов и метелей это нужно делать каждый вечер.
  6. Кормушки можно развешивать на опушках лесопарков, в скверах, во дворах.

Мы смастерили и развесили кормушки на территории нашей школы и смогли наблюдать за пернатыми с близкого расстояния. Наблюдали мы за птицами в течении недели. Первым узнали о наших кормушках воробьи. Через несколько дней прилетели синички. Мы заметили, что самые частые посетители кормушек синицы и воробьи. Постепенно начали прилетать вороны и голуби, но их мы видели не часто. Снегири почему-то не навещали наши кормушки. А может они прилетали, когда мы не видели?

  1. Наши наблюдения за птицами зимой

Во время наблюдения мы заметили, что птицы ведут себя по-разному: вот синица сначала выберет семечку, а потом прыгнет на ветку. Расправляться с ней в стороне и снова в кормушку. Воробей не улетает от корма, пока не наестся, или кто-нибудь его не спугнёт. А синичка ведет себя осторожнее и такого себе не позволяет. Голуби чаще собирают упавший корм с земли. Также заметили, что в холодную погоду птиц прилетает больше, чем в более теплую погоду. Птицы быстро привыкли к кормушкам и, убедившись, что корм в ней появляется регулярно, навещали их ежедневно. В актированные дни нам было сложно отследить посещение кормушек птицами. Но мы можем предположить, что даже в такой мороз в наших кормушках появлялись птицы, ведь питаться им необходимо ежедневно!

  1. Подкормка птиц

В качестве корма мы использовали: сырые (нежареные) семена подсолнуха, крошки хлеба. Засыпать корм нужно утром или днём. Мы делали это во второй половине дня (после уроков по пути домой). Традиционный корм для птиц в зимнее время – овес, семена подсолнечника и тыквы, крошки пшеничного хлеба, пшено, сушеные ягоды и фрукты, несоленое сало. А вот ржаной хлеб, кожуру бананов и цитрусовых птицам лучше не давать – это опасно для их здоровья.

Еще синички очень любят кусочки сала и мяса, которые можно вешать прямо на ветку. Мясо и сало можно давать как сырое, так и вареное, но обязательно (!) несоленое. Белый хлеб (черный- ржаной хлеб птицам вреден!) нужно, предварительно подсушив, мелко растолочь — крупные замерзшие куски птицам «не по зубам». Перловую крупу, горох и чечевицу предлагать пернатым не стоит: разбухая в желудке, они могут вызвать мучительную смерть. Из круп птицы охотно поедают овсяную крупу «Геркулеса и пшенную. Все мелкие птицы охотно поедают различные семена, а также отходы с нашего стола: крошки, кусочки мяса, сухари и прочее.

Заключение

Число птиц, посещающих кормушки в холодную погоду, больше, чем птиц, посещающих кормушки в более теплую погоду. В среднем прилетает 2-4 птицы в день, редко по 5-6 птиц. Самый частые посетители кормушек синицы и воробьи, а самый редкий гость снегирь. Вороны к кормушкам не подлетают, хоть и находятся рядом на соседних деревьях, они ели корм с земли. Голуби тоже в основном ели корм с земли.    Птицы довольно успешно могут противостоять холодам в том случае, если вокруг много подходящего корма.

В ходе нашего исследования мы узнали, какие птицы зимуют в нашем городе, чем они питаются, изучили различные виды кормушек. Весь класс участвовал в изготовлении кормушек. Мы провели акцию: «Поможем птицам нашего школьного двора» в холле первого этажа школы. На стенде были представлены рисунки на тему: «Зимующие птицы», а так же памятка по кормлению птиц, и наша просьба о помощи. Ниже мы представили несколько самодельных кормушек и предложили ученикам нашей школы поучаствовать и внести свой вклад в спасение зимующих птиц. Кто-то из учеников принёс корм, кто-то кормушки, а кто-то принес скворечники!

Из всего выше сказанного можно сделать вывод: узнав много нового о птицах, мы стали совершенно по-другому относиться к ним. Увидев замерзающего воробушка или голубя, ни за что не пройдём мимо. Мы обязательно их покормим, и каждую зиму будем делать для них новые кормушки. Ведь теперь мы знаем, чтобы птицам не замерзнуть в морозы, их надо накормить

Мы решили продолжить помогать птицам. Весной, когда сойдет снег, мы повесим скворечники, которые смастерили вместе с родителями, во дворе нашей школы!

В завершении, мы хотим выразить благодарность тем ученикам и учителям, которые поучаствовали в нашей акции: «Поможем птицам нашего школьного двора».

Список литературы

  1. Анашкина Е.Н. О чем поет кукушка? Наблюдаем за птицами – Ярославль: Академ.развития, 2004
  2. Бианки В. Наши птицы. Рассказы.- М.: Малыш, 1983.
  3. Жук Л.И. Интересно всё на свете. Праздник в школе.- Минск ИООО. Красико – Принт , 2002.
  4. Сладков Н. Птицы: Орнитология в картинках. М.: Дет. лит., 1984.
  5. Строков В. Пернатые друзья лесов: Пособие для уч-ся. – М.: Просвещение, 1975.
  6. Энциклопедия для детей. Птицы и звери.- М.;изд.;«Мир энциклопедий Аванта +»,2011