Статья "Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста с ОНР через развитие связной речи

Казанцева Ольга Викторовна
Статья создана для формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.94 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

 Тема: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста с ОНР через развитие связной речи»

Современная жизнь, особенно в городах, становится всё сложнее для ребёнка: плотный поток транспорта на улицах, переставшие быть безопасные дворы, детские площадки. Поэтому привитие детям дошкольного возраста навыков безопасного поведения, основ личной безопасности весьма актуальная проблема на сегодняшний день. И прививать их надо как можно раньше. Дошколята не понимают, что для них безопасно, а что нет. Таким образом наша задача рассказать им об этом и показать.

В нашем детском саду была разработана и реализуется программа «Основы безопасности жизнедеятельности: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Пожарная безопасность», которая является частью основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения, формируемая участниками образовательных отношений.

Целью данной программы: создание условий для формирования у дошкольников основ безопасного поведения, через практико-ориентированные формы работы.

Для реализации данной цели были поставлены задачи:

  • Разработать и внедрить практико-ориентированные формы работы с дошкольниками, направленные на формирование у дошкольников знаний правил дорожного движения и безопасного поведения на дорогах, основ пожарной безопасности
  • Способствовать формированию у дошкольников навыков безопасного поведения с огнём в быту и на природе
  • Разработать и внедрить каталог интегрированных игр для дошкольников по основам безопасного поведения с использованием ИКТ
  • Способствовать повышению значимости личного примера родителей в формировании у дошкольников основ безопасного поведения, через организацию семейных мероприятий и праздников

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных направлениях, основная работа с детьми, родителями, педагогическим коллективом. Важно не только оберегать ребёнка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для дошкольника примером для подражания. С родителями, в частности предусмотрено проведение собраний, консультаций, различные развлечения по безопасному поведению. Одним из эффективных методов работы по улучшению знаний у детей дошкольного возраста является метод проектной деятельности. Вовлечение родителей совместно с детьми, в создании проектов по формированию основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников, были предложены родителям создать в домашних условиях проекты, такие  как «Безопасность на дороге», «Красный, жёлтый, зелёный», по пожарной безопасности «Один дома», «Огонь друг или враг». Родители приносили разработанные проекты и дети в группах рассказывали их, обогащая свои знания и умения в опасных для них жизненных ситуациях. В современных условиях для реализции практико-ориентированной формы работы происходит обновления содержания дошкольного образования. Так возникла идея подхода к работе по обучению дошкольников безопасному поведению на дорогах, такие как социальные видео ролики. Понимая, что только вместе с родителями, максимально используя авторитет семьи в усвоении безопасного поведения на улице и сокращения детского дорожно-транспортного травматизма. Появились социальные видео ролики «Советы от Арины по ПДД», «Дорожный марафон», где дошкольники вместе с родителями создают репортажи, снимают видео ролики по правилам дорожного движения, как правильно переходить дорогу, можно ли играть в мяч рядом с проезжей частью, пристегни ремень безопасности-сохрани себя. Реализация данных социальных видео роликов способствуют активизации и эффективному взаимодействию всех участников образовательного процесса: детей, родителей, педагогов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Родители и воспитанники ДОУ принимают ежегодное участие в различных конкурсах по безопасности. Участие в конкурсе рисунков «Дорога глазами детей», позволило нарисовать юным художникам красочные иллюстрации по ПДД, где выразили своё отношение к безопасному поведению на дороге. Каждый год проходит конкурс «С Новым годом, Светофор!», с различными номинациями. Родители совместно с детьми активно участвуют. Создают работы из разных материалов и побеждают. Особенно понравился всем съедобный Светофор-пряник, сделанный из натуральных продуктов, такого никто не ожидал, но семья заняла первое место и в знак благодарности получили диплом.

Знания и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся  естественным в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребёнка чувство опасности перед огнём, навыков умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающим предупредить возгарания или с ориентироваться в сложной ситуации пожара. Для формирования правил противопожарной безопасности с детьми в детском саду проводятся ряд мероприятий, такие как экспериментирование с огнём. Юные исследователи старших групп совместно с педагогам любят проводить разнообразные опыты, а также наблюдать за ними. Некоторые из них связаны с исследованием огня, где приводит дошкольников к важным выводам, которые пригодятся им в жизни. В рамках безопасности использования опыта с огнём ставят металлические подставки для свеччей, дети с удовольствием проводят опыт, также применяют средства для тушения огня, это может быть и песок, земля, плотная ткань, и конечно же вода. Обучение детей дошкольного возраста по пожарной безопасности и профилактики травматизма при пожарах, а также с целью ознакомления детей с существующими видами защиты органов дыхания, в детском саду решили применить оригинальный метод по созданию ватно-марлевых повязок. Дошкольники старшего возраста с большим интересом сшили ватно-марлевые повязки. В игровой форме провели тренинг по использованию повязок в группах. Воспитанники попробовали быстро надеть ватно-марлевую повязку, так, чтобы она закрывала подбородок, рот и нос и ползком эвакуироваться. Тренинги по использованию повязок, проходят в детском саду часто, дошкольники знают как защитить органы дыхания.

В процессе работы по безопасности жизнедеятельности используем информационно-коммуникационные технологии. Применение ИКТ в дошкольном учреждении является мощным средством обучения, коммуникации, которая необходима для совместной деятельности педагогов, детей и их родителей. Позволяет в новой и занимательной для дошкольников форме развивать память, воображение, творческие способности.

В детском саду проходили ряд мероприятий с родителями и детьми с использованием ИКТ.  Красочные картинки, аудивизуальная информация помогала с интересом родителям и дошкольникам решать разные ситуации. Такие интерактивные игры по правилам дорожного движения, так и по пожарной безопасности, как «Безопасность в быту», «Огонь хорошо- огонь плохо», «Правила дорожные-детям знать положено». В завершении мероприятий семьи были награждены медалями за лучшие и активные знание  по безопасности и поощерительными подарками. Ведь дидактические интерактивные игры с использованием компьютерных технологий позволяет стимулировать внимание детей на основы безопасности жизнедеятельности.

В результате реализации программы по основам безопасности жизнедеятельности дошкольников позволило повысить у детей высокие показатели знаний по правилам дорожного движения и пожарной безопасности. Воспитание безопасности- это непрерывный процесс, который зависит от взаимодействия всех участников образовательных отношений: педагогов, детей и родителей.