Программы

Светлана Владимировна Спасенникова

Рабочая программа коррекционно-развивающего  курса: " Пространственная ориентировка" вариант 4.2.

Рабочая программа коррекционно-развивающего  курса: " Зрительное восприятие" вариант 4.2.

Рабочая программа коррекционно-развивающего  курса: " Социально-бытовая ориентировка" вариант 4.3.

Рабочая программа коррекционно-развивающего  курса: "Психомоторика и развитие деятельности" вариант 6.2.

Рабочая программа коррекционно-развивающего  курса: " Двигательная коррекция" вариант 6.2.

Рабочая программа  коррекционно-развивающего курса " Сенсорное развитие" вариант 9.2. (слепые) 5-9 класс

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Аннотация к рабочей программе коррекционного курса

 «Психомоторика и развитие деятельности»

1. Место коррекционного курса «Психомоторика и развитие деятельности»

Программа психомоторной коррекции разработана для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и задержкой психического развития.

Программа коррекционного курса «Психомоторика и развитие деятельности» составлена для обучающихся первой ступени обучения (11-4 класс) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Федеральной адаптированной образовательной программой начального общего образования для обучающихся с ОВЗ, АООП НОО школы.

Занятий психомоторной коррекцией, воздействуя, на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза ребенка позволяет активизировать развитие всех высших психических функций, и как «вершины» - речи интеллекта ребенка.

2.Цель изучения коррекционного курса «Психомоторика и развитие деятельности»

Целью программы является формирование различных видов деятельности: предметно-игровой, продуктивных видов деятельности (конструирование, изобразительная деятельность), элементов трудовой деятельности; развитие сенсорной сферы (сенсорных эталонов), межсенсорного взаимодействия; развитие познавательных способностей.

Задачи:

  • развитие мелкой моторики;
  • снятия психоэмоционального напряжения;
  • развитие эмоционально выразительных движений;
  • развитие произвольности и самоконтроля;
  • развитие координации движений;
  • развитие внимания и наблюдательности;
  • обучение навыкам релаксации и дыхательных упражнений.

3. Содержание коррекционного курса «Психомоторика и развитие деятельности»

Разделы программы «Развитие моторики, графомоторных навыков», «Развитие тактильно-двигательного восприятия», «Кинестетическое и кинетическое развитие», «Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов» «Развитие зрительного восприятия», «Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств», «Развитие слухового восприятия», «Восприятие пространства», «Восприятие времени».

4.Требования к результатам освоения коррекционного курса «Психомоторика и развитие деятельности»

В результате освоения данного коррекционного курса у обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и задержкой психического развития будут сформированы:

  • способность ориентироваться на сенсорные эталоны; умения узнавать предметы по заданным признакам; способность сравнивать предметы по внешним признакам; навыки классификации предметов по форме, величине, цвету, функциональному назначению; навыки составления сериационных рядов предметов и их изображений по разным признакам;
  • способность практически выделять признаки и свойства объектов и явлений; умения давать полное описание объектов и явлений; умения различать противоположно направленные действия и явления; умения видеть временные рамки своей деятельности, планировать свою деятельность; умения ориентироваться в пространстве.         

5. Диагностика освоения коррекционного курса «Психомоторика и развитие деятельности»

Для обследования состояния психомоторног развитя используются диагностические задания, разработанные Н. И. Озерецким, М. О. Гуревичем.

Критерии оценивания: оценка статического равновесия, оценка ручной моторики (в том числе, зрительно-моторной координации), оценка тактильных ощущений, оценка владения сенсорными эталонами (цветоразличение, различение формы, восприятие величины), оценка зрительного восприятия, оценка слухового восприятия, оценка пространственного восприятия, оценка восприятия времени.

Оценивание осуществляется на основе уровневой дифференциации: оптимальный уровень (возрастная норма), допустимый уровень, низкий уровень.

6. Общая трудоемкость коррекционного курса «Психомоторика и развитие деятельности» Программа состоит: в 11 классе, 1 классе - 33 часа в год. Со второго по четвертый класс – 34 часа. Всего за 5 лет освоения коррекционного курса «Психомоторика и развитие деятельности» - 168 часов.



Предварительный просмотр:

Аннотация к рабочей программе учебного курса

«Предметно-пространственная ориентировка»

1. Место коррекционного курса «Предметно-пространственная ориентировка»

в адаптированной основным образовательной программе

Коррекционный курс «Пространственная ориентировка» играет важную роль в формировании жизненных компетенций в процессе обучения по адаптированной основным образовательной программе.

Программа коррекционного курса «Развитие зрительного восприятия» составлена для обучающихся первой ступени обучения (1-4 класс) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Федеральной адаптированной образовательной программой начального общего образования для обучающихся с ОВЗ, АООП НОО школы.

2. Цель и задачи 

Целью данного курса является:

Формирование у учащихся навыков ориентирования и мобильности в микропространстве и макропространстве.

Программа направлена на реализацию основных задач:

  1. Формирование необходимых специальных умений и навыков самостоятельного овладения замкнутым и свободным пространством, ориентировки в нем.
  2. Формирование, обогащение, расширение представлений о предметах и явлениях окружающей действительности.
  3.  Развитие умения использовать сохранные анализаторы при ориентировке.
  4. Формирование потребности в самостоятельной ориентировке, преодоление страха пространства и неуверенности в своих силах.

Программа представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, общую характеристику коррекционного курса, описание коррекционного курса в учебном плане, планируемые результаты освоения курса с учетом интеллектуальных и возрастных возможностей обучающихся; тематическое планирование, результаты усвоения коррекционного курса, перечень учебно-методического обеспечения.

3. Содержание коррекционного курса  «Предметно-пространственная ориентировка»

Курс  «Пространственная ориентировка»  включает в себя 4 раздела:

1. Развитие анализаторов;

2. Развитие навыков ориентировки в микропространстве;

3. Формирование предметных и пространственных представлений;

4. Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве, формирование топографических представлений.

3. Требования к результатам освоения дисциплины

Программа курса «Пространственная ориентировка» обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами изучения курса являются следующие умения:

понимание значения овладения навыками пространственной ориентировки для самостоятельности, мобильности и независимости;

формирование самооценки с осознанием своих возможностей при овладении навыками пространственной ориентировки;

формирование умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех при овладении навыками пространственной ориентировки;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование интереса к занятиям пространственной ориентировкой;

ориентация на содержательные моменты образовательного процесса;

стремление к совершенствованию способностей пространственной ориентировки;

овладение навыками коммуникации и социального взаимодействия со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях при ориентировке в пространстве;

формирование установки на поддержание здоровье сбережения, охрану сохранных анализаторов.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем при овладении навыками пространственной ориентировки;

понимать и принимать предложенные учителем способы решения учебной задачи;

принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему;

выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;

осознавать результат учебных действий под руководством учителя описывать результаты действий, используя изученные пространственные термины;

осуществлять под руководством учителя пошаговый контроль своих действий.

Познавательные УУД:

ориентироваться в приборе «Ориентир», «на себе», «от себя», на странице учебника;

зрительно обследовать объекты, геометрические фигуры, предметные рисунки;

выбирать основания для классификации объектов и проводить их классификацию по форме, величине, цвету по заданному или установленному признаку;

осуществлять синтез как составление целого из частей;

овладевать конкретными пространственными представлениями об окружающих предметах и действий с ними;

использовать нарушенное зрение и другие анализаторы при овладении практическими умениями и навыками пространственной ориентировки;

строить несложные цепочки логических рассуждений.

Коммуникативные УУД:

принимать участие в работе в паре и группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы;

задавать вопросы и отвечать на вопросы учителя, одноклассников;

слушать и понимать речь других;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:

совершать мелкие точные, скоординированные движения с предметами быта, учебными принадлежностями;

различать с помощью зрения и осязания (ладонью, пальцами, подошвами ног) различные свойства окружающих предметов: форму, температуру, характер поверхности, материал;

узнавать и локализовать в пространстве звуки живой и неживой природы, голоса людей;

узнавать с помощью нарушенного зрения цвета, контуры, силуэты изображений окружающих предметов;

узнавать предметы, наполняющие знакомое замкнутое пространство;

быстро и правильно ориентироваться в тетради, учебнике, приборе (находить верх, низ, середину листа, страницы, нужную строку и клетку);

выполнять задания учителя, связанные с размещением на парте дидактического материала; сохранять порядок расположения учебных предметов на парте, в парте и в портфеле;

самостоятельно ориентироваться на основе непосредственного чувственного восприятия в небольшом замкнутом пространстве;

передвигаются в пространстве с нормально видящими сверстниками и взрослыми;

обращаться за помощью к учителю, воспитателю и зрячим товарищам.  

5. Диагностика освоения коррекционного курса «Предметно-пространственная ориентировка»

Основными методами диагностики являются наблюдение, беседа, анализ продуктов детской деятельности. Параметры диагностирования:

1. Выявление уровня развития анализаторов.

1.1. Выявление уровня сохранности зрительных функций.

1.2. Выявление уровня развития слухового анализатора.

1.3. Выявление уровня развития осязания.

1.4. Выявление уровня развития обонятельного анализатора.

1.5. Выявление уровня развития мелкой моторики.

2. Выявление умения ориентироваться в микропространстве.

2.1. Выявление уровня развития ориентировки на себе.

2.2. Выявление уровня развития ориентировки на другом человеке/кукле.

2.3. Выявление уровня развития ориентировки на индивидуальномфланелеграфе.

2.4. Выявление уровня развития ориентировки на столе.

2.5. Выявление уровня развития ориентировки на листе бумаги.

2.6. Выявление уровня развития ориентировки в книге.

3. Выявление уровня развития предметных и пространственных представлений о замкнутом пространстве (о школе и пришкольном участке, доме).

3.1. Выявление уровня развития предметных и пространственных представлений за счет использования в речи пространственной терминологии.

3.2. Выявление уровня развития предметных и пространственных представлений путём составления макетов.

3.3. Выявление уровня развития предметных и пространственных представлений путём узнавания схем.

4. Выявление уровня развития пространственных представлений о свободном пространстве (на примере топографических представлений карта-путь: дорога в школу).

4.1.Выявление уровня развития пространственных представлений о дороге в школу на основе рассказа ребенка, выявить умеет ли он выделять звуковые, обонятельные, осязательные ориентиры.

4.2. Выявление уровня развития пространственных представлений о дороге в школу, путём составления учениками схемы пути.

6. Общая трудоемкость коррекционного курса «Предметно-пространственная ориентировка»

Программа состоит: первый класс 33 недели, со второго по четвертый класс – 34 часа. Всего за 4 лет освоения коррекционного курса «Пространственная ориентировка» - 135 часов.



Предварительный просмотр:

Аннотация к рабочей программе коррекционного курса

«Социально-бытовая и пространственная ориентировка»

1. Место коррекционного курса «Социально-бытовая и пространственная ориентировка» в адаптированной основным образовательной программе

Коррекционный курс «Социально-бытовая и пространственная ориентировка» играет важную роль в формировании жизненных компетенций в процессе обучения по адаптированной основным образовательной программе и является одной из центральных и наиболее значимых областей в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 

Программа коррекционного курса «Социально-бытовая и пространственная ориентировка» «Развитие зрительного восприятия» составлена для обучающихся первой ступени обучения (11-4 класс) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью, Федеральной адаптированной образовательной программой начального общего образования для обучающихся с ОВЗ, АООП НОО школы

2. Цель и задачи 

Целью данного курса является:

   1. Достижение максимально возможных положительных результатов в социально- бытовой адаптации детей.

  2. Практическая подготовка детей с нарушенным зрением к самостоятельной жизни в современных условиях.

  3. Коррекция психофизических нарушений детей для дальнейшего развития в общественной и бытовой сферах.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- формирование элементарных навыков пользования бытовыми приборами;

- умение организации собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях.

-формирование элементарных навыков и умений пространственной ориентировки, пространственных представлений.

3. Содержание коррекционного курса «Социально-бытовая и пространственная ориентировка.

Программа представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, общую характеристику коррекционного курса, описание коррекционного курса в учебном плане, планируемые результаты освоения курса с учетом интеллектуальных и возрастных возможностей обучающихся; тематическое планирование, результаты усвоения коррекционного курса, перечень учебно-методического обеспечения.

Курс «Социально-бытовая  и пространственная ориентировка» включает в себя следующие разделы:

1. Личная гигиена;

2. Одежда и обувь;

3. Питание;

4. Семья;

5. Жилище;

6. Транспорт;

7. Предприятия торговли;

8. Культура поведения;

9. Развитие навыков ориентировки в микропространстве;

10. Развитие элементарных навыков ориентировки в макропространстве;

11.Медицинская помощь.

4. Требования к результатам освоения коррекционного курса

Программа курса «Социально-бытовая и пространственная ориентировка» обеспечивает достижение определенных личностных и предметных результатов.

Личностные результаты:

обучающийся научится понимать и сопереживать чувствам других людей;

обучающийся поймет значение овладения навыками коммуникации и нормами социального взаимодействия;

обучающийся поймет значение овладения навыками взаимодействия с учителем и одноклассниками;

обучающийся получит знания о правилах безопасного здорового образа жизни;

у обучающегося будет формироваться интерес к предметно-практической деятельности, трудовым действиям.

Предметные результаты:

Слабовидящий обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получит возможность научиться:

Личная гигиена:

-выполнять практические действия, направленные на формирование навыков самообслуживания, личной гигиены;

-выполнять гигиенические правила поведения в местах общего пользования;

-использовать и хранить индивидуальные наборы туалетных принадлежностей;

Одежда:

-называть предметы одежды; части одежды: воротник, рукава, манжеты, карманы, спинка, пояс;

-определять лицевую и изнаночную стороны одежды;

-использовать по назначению: одежда школьная, домашняя, спортивная, повседневная, праздничная;

Обувь:

-использовать обувь по назначению: обувь для дома и улицы, спортивная, повседневная, праздничная; по сезону: зимняя, летняя, демисезонная обувь;

-ухаживать за обувью: мыть, сушить, чистить.

Жилище:

-назвать предметы мебели и их части;  

-ухаживать за комнатными растениями;

-соблюдать санитарно-гигиенические требования и правила безопасности при уходе за комнатными растениями.

Питание:

-узнавать основные продукты питания по их названию, отличать по внешнему виду, вкусу, запаху;  

-мыть овощи, фрукты, ягоды;

-соблюдать правила поведения за столом.

Семья:

-знать свою фамилию, имя, отчество;

-уметь соблюдать правила поведения в семье, традиции семьи;

-знать свои обязанности в семье.

Транспорт:

-узнавать транспортные средства;

-правилам поведения в общественном транспорте;

-использовать в речи формулы речевого этикета.

Культура поведения:

-соблюдать правила поведения в повседневной жизни и в общественных местах;

-общаться со сверстниками и взрослыми;

-соблюдать правила поведения при встрече и расставании со сверстниками и взрослыми;

-использовать неречевые средства общения (сдержанная поза, умеренность жестикуляции, поворот туловища к говорящему);

-обращаться с просьбой к сверстнику и взрослому;

-соблюдать поведения в общественных местах при посещении кинотеатра, музея, библиотеки;

-соблюдать правила поведения в гостях.

Предприятия торговли:

-находить указатели видов магазинов;

-ориентироваться в отделах магазинов; в отдельных видах магазинов;

-пользоваться правилами поведения при покупке товаров, правилами речевого этикета покупателя

Развитие навыков ориентировки в микропространстве:

-умением свободно ориентироваться «на себе»;

-умением ориентироваться в микропространстве – в книге, на столе, на парте, на доске;

Обучение ориентировке в макропространстве:

-умением самостоятельно ориентироваться на основе непосредственного чувственного восприятия в небольшом замкнутом знакомом пространстве;

-умением самостоятельно ориентироваться в школе и пришкольном участке.        

5. Диагностика освоения коррекционного курса «Социально-бытовая и пространственная ориентировка»

Основными методами диагностики являются наблюдение, беседа, анализ продуктов детской деятельности. Параметры диагностирования:

1. Изучение представлений о себе самом и окружающих людях.

2. Изучение представлений о профессиональном труде взрослых.

3. Изучение уровня ориентированности в окружающем мире.

4. Изучение представлений о своих сенсорных способностях.

5. Изучение навыков социального поведения.

6. Общая трудоемкость коррекционного курса «Социально-бытовая и пространственная ориентировка»

Программа рассчитана на:

1 (дополнительный) класс – 33 часа

1 класс – 33 часа (1 час в неделю),

2 класс – 34 часов (1 час в неделю),

3 класс – 34 часов (1 час в неделю),

4 класс – 34 часов (1 час в неделю)

Всего за 5 лет освоения коррекционного курса «Социально-бытовая и пространственная ориентировка» - 168 часов.



Предварительный просмотр:

аннотация к рабочей программе коррекционно-развивающего  курса «социально-бытовая ориентировка»

1. Место коррекционно-развивающего курса «социально-бытовая ориентировка» в федеральной адаптированной основной образовательной программе.

Программа коррекционного курса «Социально-бытовая ориентировка» для обучающихся с нарушениями зрения разработана в соответствии с требованиями Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ОВЗ, а именно, ФАОП НОО для слабовидящих обучающихся - вариант 4.2.

2. Цель и задачи 

Цель программы:

   1.Достижение максимально возможных положительных результатов в социально- бытовой адаптации детей.

  2.Практическая подготовка детей с нарушенным зрением к самостоятельной жизни в современных условиях.

  3.Коррекция психофизических нарушений детей для дальнейшего развития в общественной и бытовой сферах.

Задачи программы:

-Формирование навыков пользования бытовыми приборами;

- навыками самообслуживания;

-умение организации собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях.

3. Содержание коррекционно-развивающего курса  «Социально-бытовая ориентировка».

Коррекционно-развивающий курс «Социально-бытовая ориентировка» входит в коррекционно-развивающую область внеурочной деятельности учебного плана школы.

Включает в себя следующие разделы:

  • Личная гигиена;
  • Одежда и обувь;
  • Питание;
  • Семья;
  • Жилище;
  • Транспорт;
  • Предприятия торговли;
  • Культура поведения;
  • Развитие навыков ориентировки в микропространстве;
  • Развитие элементарных навыков ориентировки в макропространстве;
  • Медицинская помощь.

4. Планируемые результаты освоения коррекционно-развивающего  курса

Личностные результаты:

• развитие способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;

• формирование навыков коммуникации и норм социального взаимодействия;

• овладение социальной ролью обучающегося, сформированность мотивов обучения, навыков взаимодействия с учителем и одноклассниками;

• развитие любви к своей стране и городу;

• развитие эстетических чувств;

• формирование знаний о правилах безопасного здорового образа жизни;

• формирование интереса к предметно-практической деятельности, трудовым действиям.

Предметные результаты:

Слабовидящий обучающийся  с задержкой психического развития получит возможность научиться:

Личная гигиена:

• выполнять практические действия, направленные на формирование навыков самообслуживания, личной гигиены;

• выполнять гигиенические правила поведения в местах общего пользования;

• использовать и хранить индивидуальные наборы туалетных принадлежностей по уходу за руками, лицом, волосами, зубами.

Одежда:

• называть предметы одежды;

• называть части одежды: воротник, рукава, манжеты, карманы, спинка, пояс;

• определять лицевую и изнаночную стороны одежды;

• использовать одежду по сезону: зимняя, летняя, демисезонная;

• ухаживать за одеждой: складывать отдельно и в стопку, развешивать одежду на крючке, на платяной вешалке, на стуле и в шкафу;

• чистить одежду щеткой по плану: воротник, лацканы, низ изделия, все изделие целиком;

• соблюдать аккуратность при играх на улице, при приеме пищи.

Обувь:

• использовать обувь по назначению: обувь для дома и улицы, спортивная, повседневная, праздничная;

• использовать обувь по сезону: зимняя, летняя, демисезонная обувь;

• ухаживать за обувью: мыть, сушить, чистить;

• использовать материалы, инструменты, необходимые для ухода за обувью;

• размещать обувь в отведенном для этого месте.

Жилище и ориентировка в нём:

• называть функциональное назначение, предметное наполнение школьных и домашних помещений;

• соблюдать гигиенические требования, предъявляемые к жилым помещениям;

• способам поддержания чистоты и уборки помещений;

• использовать необходимый инвентарь для уборки помещений, знать способы его хранения;

• использовать сохранные анализаторы в социально-бытовой ориентировке;

• ухаживать за комнатными растениями;

• соблюдать санитарно-гигиенические требования и правила безопасности при уходе за комнатными растениями.

Питание:

• узнавать основные продукты питания по их названию, отличать по внешнему виду, вкусу, запаху;

• соблюдать правила техники безопасности при работе с режущими инструментами и приспособлениями при приготовлении пищи;

• готовить простейшие блюда;

• наливать кипяток в заварочный чайник и в чашку;

• обрабатывать яйцо и варить его;

• выполнять сервировку стола;

• соблюдать правила поведения за столом.

Семья:

• знать свою фамилию, имя, отчество;

• знать фамилию, имя, отчество родителей и близких родственников; место их работы;

• уметь соблюдать правила поведения в семье, традиции семьи;

• знать свои обязанности в семье.

Транспорт:

• распознавать пассажирский транспорт, находить ближайшую остановку;

• знать и соблюдать правила поведения в общественном транспорте;

• использовать в речи формулы речевого этикета.

Культура поведения:

• соблюдать правила поведения в повседневной жизни и в общественных местах;

• общаться со сверстниками и взрослыми;

• соблюдать правила поведения при встрече и расставании со сверстниками и взрослыми;

• использовать неречевые средства общения (сдержанная поза, умеренность жестикуляции, поворот туловища к говорящему);

• обращаться с просьбой к сверстнику и взрослому;

• соблюдать поведения в общественных местах при посещении кинотеатра, музея, библиотеки;

• соблюдать правила поведения в магазине, уметь обращаться за помощью.

Предприятия торговли:

• ориентироваться в отделах магазинов, в отдельных видах магазинов;

• ориентироваться в ассортименте товаров различных видов магазинов;

• ориентироваться по слуху в помещениях магазинов и совершать покупки с помощью взрослых в предприятиях торговли;

• пользоваться правилами поведения при покупке товаров, правилами речевого этикета покупателя.

Развитие навыков ориентировки в микропространстве:

• умением свободно ориентироваться «на себе»;

• умением ориентироваться в микропространстве – в книге, на столе, на парте, на доске;

        Обучение ориентировке в макропространстве:

• умением самостоятельно ориентироваться на основе непосредственного чувственного восприятия в небольшом замкнутом знакомом пространстве;

• умением самостоятельно ориентироваться в школе и пришкольном участке.        

Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий.

Личностные:

• принятие социальной роли обучающегося;

• личностное самоопределение (Я-ученик, Я-учусь, мне интересно/не интересно, умею/не умею и др.);

• понимание обучающимся значения собственного учения;

• ориентация в оценках учителей, сверстников, родителей, понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;

• ориентация на содержательные моменты школьной действительности, принятие образца «хорошего ученика»;

• формирование элементарных представлений о картине мира;

• ориентация в социальном окружении, понимание своего места в нем;

• учебно-познавательный интерес к учебному материалу;

• формирование чувства любви к своей стране, городу (родному краю);

• ориентация на самостоятельность, активность, на двигательную и социально-бытовую независимость;

• здоровьесберегающее поведение, ориентация на оценку собственных поступков с точки зрения соответствия общепризнанным нормам, доступная творческая самореализация.

Регулятивные:

• постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще недостаточно известно, усвоено (основы целеполагания);

• умение придерживаться заданной последовательности учебно-практических и познавательных действий (основы практического планирования);

• умение предвидеть ближайший практический результат учебного действия (основы прогнозирования);

• умение выполнять доступные операции для осуществления контроля (пошагового и итогового) за учебным действием;

• умение вносить в ранее освоенное действие необходимые коррективы для достижения искомого результата;

• способы решения познавательных, практических задач;

• адекватное понимание своих достижений, умение оценивать конкретный результат учебной деятельности, правильность выполнения действий, их цепочки;

• адекватное использование в учебно-познавательной деятельности сенсорных способностей и перцептивных умений;

• умение адекватно запрашивать и принимать необходимую практическую помощь для решения и достижения результата учебной деятельности;

• активное использование сохранных анализаторов для формирования компенсаторных способов деятельности;

• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию.

Познавательные:

• умение выделять и формулировать доступную для осмысления и практической реализации познавательную цель;

• актуализация, накопление, расширение, уточнения знаний;

• построение адекватного учебной ситуации речевого высказывания в устной и письменной форме;

• выбор способов решения задач в зависимости от конкретных знакомых условий;

• алгоритмизация практического действия;

• смысловое чтение, умение слушать учебные тексты.

Коммуникативные:

• умение слушать и вступать в диалог;

• умение участвовать в коллективном обсуждении проблем;

• умение оценивать процесс и результаты взаимодействия;

• умение, задавать вопросы для ориентации в совместной с другими деятельности;

• умение взаимодействовать с партнерами в системе координат: «слабовидящий – нормально видящий», «слабовидящий - слепой», «слабовидящий - слабовидящий»;

• умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

• владение правильной монологической и диалогической речью.

5. Обследование уровня  освоения коррекционно-развивающего  курса «Социально-бытовая ориентировка».

Основными методами диагностики являются наблюдение, беседа, анализ продуктов детской деятельности. Параметры диагностирования:

1. Изучение восприятия зрительных сенсорных эталонов

1.1.Изучение восприятия цвета:

1.2.Изучение восприятия формы

1.3. Исследование восприятия величины

2. Изучение развития зрительно-моторной координации.

3. Изучение развития зрительно-пространственного восприятия

4. Изучение развития восприятия сложной формы.

5. Изучение восприятия сюжетной картины.

6. Общая трудоемкость коррекционно-развивающего курса «социально-бытовая ориентировка».

Программа состоит: первый класс  и первый дополнительный класс 33 недели, со второго по четвертый класс – 34 часа. Всего за 5 лет освоения коррекционно-развивающего курса: «Социально-бытовая ориентировка» - 168 часов.