"Я хочу читать"

Руппель Екатерина Валерьевна

Проект "Я хочу читать" проходит в игровой форме с сипользованием метода шестиугольного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_hochu_chitat_pod_gr.docx33.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №4 п.Новоорск» Новоорского района Оренбургской области

Проект для детей подготовительной группы

Тема «Я хочу читать»

Образовательная область:

Познавательное развитие

Руководитель проекта:

Руппель Екатерина Валерьевна

воспитатель

МДОУ «Детский сад №4 п.Новоорск»

2024 год

Пояснительная записка

Важное место в работе с детьми принадлежит развитию речи, что и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно говорить, дать первоначальное понятие о языке, литературе, обогатить речь, внимание и интерес к речи, привить любовь к чтению, книге. Дети 6-летнего возраста знают уже достаточно большое количество букв, некоторые к школе читают по слогам.

Научить детей читать, подготовить их без страха идти в школу, при дальнейшем обучении помочь не разочароваться в школьной жизни – является задачей подготовительного периода в детском саду, с нашей точки зрения.

Цель:Вызвать интерес к чтению и желание научиться читать, уточнить и расширить знания детей о буквах.

Задачи:

- Упражнять детей в умении выполнять звуковой анализ слов, делить слова на слоги, выделяя ударный слог;

- Развивать фонематический слух, формировать языковой анализ и синтеза (звуковой анализ и синтез, слоговой анализ и синтез, анализ и синтез предложения).

-  Воспитывать у детей любознательность, познавательный интерес, стремление наблюдать за явлениями языка, сознательно использовать различные языковые средства в собственной речевой деятельность.

Педагогические технологии, методы и приемы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта:

Игровой метод: Д/и: «Кто внимательный», «Сколько частей  слове», «Цепочка слов»,«Собери слово по картинкам»; Д/и с гексами: «Звуковой анализ слов», «Найди картинку, где слышишь звук», «Составь слово по картинке», «Составь слово из слогов», «Придумай предложение».

Планируемые результаты:

-  повышение у детей интереса к чтению;

- овладение детьми слоговым чтением и в дальнейшем чтением слов, предложений;

- изготовление гекс-игры «Веселые звуки».

Вид проекта –игровой

Состав участников

  • Дети подготовительной группы, педагоги

Итоговое мероприятие: изготовление гекс-игры «Веселые звуки».

Описание продукта, полученного в результате проекта: гекс-игра «Веселые звуки», видеопрезентация «Вот как я читаю».

Интеграция образовательных областей:речевое развитие, познавательное развитие.

Этапы реализации проекта

Виды деятельности

Содержание и цель

Сроки

Дата реализации

Подготовительный

этап

- определение цели и задач проекта;

- планирование работы с детьми, родителями;

- анкетирование родителей;

- изучение литературы, интернет-ресурсов;

- составление плана реализации проекта.

22.01.24-26.01.24

Основной

этап

Игровой вид деятельности

Закрепление звукового анализа слов:

-д/и: «Кто внимательный»;

-физкультминутка:

 «Бывает – не бывает»;

- Д/и: «сколько частей в слове»;

Д/и: «Продолжи слово»;

Д/и с гексами: «Звуковой анализ слов «Лиса», «Мишка».

29.01.2024

Ежедневно

Самостоятельная деятельность

Д/и: «Цепочка слов».

Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах;

Д/и с гексами: «подбери картинку на заданный звук» (в начале, в середине или в конце).

01.02.2024

Ежедневно

Самостоятельная деятельность

Д/и: «Собери слово по картинкам и буквам»;

Д/и с гексами: «Составь слово по картинке».

06.02.2024

Ежедневно

Самостоятельная деятельность

Д/и: «Назови картинку и составь из букв слово»;

Д/и с гексами: «Составьслово по первому звуку из картинок».

09.02.2024

Ежедневно

Самостоятельная деятельность

Д/и: «Составь из картинок предложение»

Д/и с гексами «Составь слово из картинок по первым двум звукам».

14.02.2024

Ежедневно

Самостоятельная деятельность

Д/и с гексами «Выбери картинку и составь слово» Д/и с гексами «Составь слово из слогов»

19.02.2024

Д/и: «Найди картинки на данный звук»

Д/и с гексами: «Придумай слово»

22.02.2024

Заключительный этап

-  Видеопрезентация «Как мы учились читать»;

- Создание дидактической игры с помощью гекс-шестиугольников «Вот как я читаю».

27.02.2024

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Г.А.Глинка «Буду говорить, читать, писать правильно»;
  2. В.Берестов «Читалочка» / Берестов В.  Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. - стр. 375;.
  3. Е.Благинина «Букварик» / Благинина Е.  Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста.- стр. 359;
  4. З. Александрова «Осенью Мишутка пошел учиться» / Алекасандрова З. Хрестоматия для детей старшего дошкольного  возраста.- стр.360.

Приложение 1

Конспект занятия на тему: «Звуковой анализ слов»

Дети стоят в кругу на ковре.

-  У меня в руках мяч и я предлагаю вам поиграть в игру «цепочка слов».

Тому, кто получит мяч называет слово на последний звук.

-  Вы сейчас называли слова на звук, который в слове был последний, но потом он оказался первым.

-  Кто узнал, какие это были звуки?

(гласные и согласные).

-  Хорошо, какие вы у меня внимательные.

- Ой ребята слышите кто-то плачет? (Незнайка)

-Н: Здравствуйте ребята, я пришел к вам с просьбой, мне в школе задали домашнее задание выучить гласные и согласные звуки, а я их совсем не различаю.

- В: Ребята, поможем Незнайки выучить гласные и согласные звуки?

 Из чего состоят слова? (слова состоят из звуков)

-  Какие бывают звуки? (гласные и согласные)

-  Какие гласны звуки вы знаете? (а, о, у, э, и, е, ё)

-  Догадайтесь, в каком замке они живут? (в красном)

-  Каким цветом их обозначают? (их обозначают красным цветом)

 -  Почему их называют гласными звуками? (потому, что они тянутся, поются)

-  Да, это певучие и звонкие звуки. Вспомним слова о гласных звуках:

                                                      - Гласные тянутся

                                                       Песенкой звонкой:  - и – и – и – и,

                                                        Могут заплакать

                                                         и застонать:  - о – о – о - у-  у- у

                                                              Могут качать в

                                                              Колыбели Алёнку -а –а – а – а

                                                                Могут как эхо в

                                                              Лесу закричать:    -ау! -ау! -ау!          

                                                                 Могут летать

                                                                Высоко в синеву:- у – а - и - у.

Дети имитируют слова мимикой, жестами, интонацией.

Д/и «Кто внимательный»

Воспитатель предлагает ещё раз вспомнить, какие бывают звуки (гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки), каким цветом мы их выделяем (гласные – красным, согласные твёрдые – синим, согласные мягкие – зелёным).

- Давайте поиграем. Возьмите три фишки (красную, синюю, зелёную), положите их перед собой. Я буду называть звуки, а вы, определив какой это звук, будете поднимать фишку нужного цвета.

Дь, К, А, Л, О, П, И, Мь, Н, У, Ж, Сь, Т, Ч, Й.

Физкультминутка. Игра «Бывает – не бывает»

-Я буду читать предложения. Если такое бывает, вы приседайте. Если такого не бывает, то поднимайте руки вверх.

- Волк бродит по лесу. – Волк на дереве сидит.

- В кастрюле чашка варится. – Кошка по крыше гуляет.

- Лодка по небу плывёт. – Девочка рисует домик.

- Домик рисует девочку. – Мышка любит сыр.

- Мама поехала на рынок. – Кот купил колбасу.

- Рыбка лежит на сковородке. – У слона четыре ноги.

- У курицы две ноги. – Курица меньше индюка.

- Внук младше дедушки. – Дедушка учится в школе

Д/и: «Сколько частей в слове»

-А сейчас мы с вами поиграем в игру «Сколько частей в слове». Я буду называть слова, а вы скажете сколько частей в слове. (Сколько раз похлопали в ладоши, столько частей в слове). Например: зи-ма, ле-тит, бе-ги, по-ми-дор, бе-ге-мот, стул, жи-раф, ве-ло-си-пед

Д/и «Продолжи слово»

 Дети продолжают называть слово:

РЫ – рысь, рыба ЗИ – зима, Зина

ВА – ванна, Ваня ЛИ - Липа, лиса

ЛУ – луна, лужа ТИ-тина, тишина

РО-роза, ролы СИ - сифон, сила

МА-маки, машина РЯ - рядом, ряд

Д/и с гексами «Звуковой анализ слов Лиса, Мишка»

На мольберте прикреплена картинка с изображением лисы, нам нужно разобрать слово по составу с помощью гексов (согласный или гласный, твердый или мягкий, звонкий или глухой).

Рефлексия:

Н: спасибо вам ребята, благодаря вам я научился различать звуки и даже узнал как посчитать сколько частей в словах. Мне уже пора, я обязательно к вам еще приду.

-Ребята, что мы сегодня делали на занятии?

-Что вы нового узнали на занятии?

- Какой задание было для вас самым сложным? Какое простым?

Приложение 2

Д/и: «Цепочка слов»

 Цель.  Упражнять детей в определении первого и последнего звука

в словах.

Ход игры. Воспитатель называет слово, следующий ребенок называет слово, которое заканчивается на последний звук слова воспитателя. Например: Автобус – Санки – Иголка и т.д.

Д/и: «Собери слово по картинке и буквам»

Цель: учить буквы алфавита, составлять из букв слова; развивать мышление и память.

Оборудование: плоскостные разрезные картинки с надписью.

Ход игры:разложите в разброс перед ребенком картинку, собрав картину в правильной последовательности, одновременно сложиться и слово, обозначающее эту картинку. Важно, во время игры произносите каждую букву, вслух, чтобы он быстрее смог усвоить слово. Игра поможет ребенку выучить буквы алфавита, составлять из букв слова. На начальном этапе лучше использовать простые слова, состоящие не более, чем из трех букв. Ребенок играет и запоминает написание слов.