Дидактический материал

Олеся Евгеньевна Иноземцева

Практические задания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Базовые шаги классической аэробики

https://iknigi.net/books_files/online_html/165149/i_007.jpg

https://iknigi.net/books_files/online_html/165149/i_008.jpg

https://iknigi.net/books_files/online_html/165149/i_010.jpg

https://iknigi.net/books_files/online_html/165149/i_012.jpg

https://iknigi.net/books_files/online_html/165149/i_013.jpg

https://iknigi.net/books_files/online_html/165149/i_014.jpg

https://iknigi.net/books_files/online_html/165149/i_015.jpg

https://iknigi.net/books_files/online_html/165149/i_016.jpg

https://iknigi.net/books_files/online_html/165149/i_018.jpg



Предварительный просмотр:

Все шаги в классической аэробике выполняются в такт музыки на 2 или 4 счета. Связки шагов на 8 (8 счетов – это музыкальная фраза), 16 или 32 счета (32 счета – это музыкальный квадрат). Профессиональный тренер обязательно проговаривает названия шагов вслух (дает вербальные команды), а также показывает некоторые шаги, их направление и количество жестами. В аэробике существует 2 типа шагов:  1.Шаги, которые не меняют лидирующую ногу. Лидирующей называется нога, с которой вы начинаете движение. Сколько бы вы не делали шагов из этой группы, начинать каждый следующий шаг вы будете с той же самой ноги.  2.Шаги, которые меняют ногу. Каждый следующий шаг вы будете начинать с другой ноги.Mambo (4) Этот шаг является вариацией шага «march», с выносом лидирующей ноги сначала вперед, потом назад. 1. шаг одной вперед; 2. шаг второй ногой на месте; 3. шаг первой ногой назад; 4. шаг второй ногой на месте. Шаг «mambo» может выполняться также в диагональном направлении. В этом случае: 1. шаг одной вперед по диагонали (если начинаем шагать правой ногой, выносим ее вперед влево, если левой – вперед вправо); 2. шаг второй ногой на месте; 3. шаг первой ногой назад (так как на первый счет мы развернули корпус диагонально, этот шаг просто делаем назад, он автоматически получится в диагональ); 4. шаг второй ногой на месте.V-step (4) Этот шаг назван так из-за схожести рисунка, который мы вышагиваем по полу, с латинской буквой «V». 1. шаг одной ногой вперед в сторону (если начинаем с правой ноги – шагаем ей вперед вправо, если с левой – вперед влево); 2. шаг второй ногой вперед в другую сторону; 3. возвращаем первую ногу на место; 4. шаг вторую ногу на место.Step-kick (2) * Название шага переводится дословно как «пинок». 1. шаг одной ногой в сторону; 2. вторую ногу разгибаем в колене вперед перед первой (делаем пинок).Cross (4) Это самый сложный для новичков шаг без смены ноги. Он называется «cross» потому, что подразумевает перекрещивание ног. 1. шаг одной вперед накрест (если начинаем шагать правой ногой, выносим ее вперед влево, если левой – вперед вправо, корпус при этом смотрит прямо, в отличие от шага «mambo-диагональ», ноги получаются перекрещены); 2. шаг второй ногой отступаем в сторону (правой – вправо, левой – влево); 3. возвращаем первую ногу на исходную позицию; 4. подставляем вторую ногу к первой.Step-curl (2) * Этот шаг представляет собой захлест. 1. шаг одной ногой в сторону; 2. вторую ногу сгибаем назад в колене (делаем захлест)Step-touch (2) * Это обычный приставной шаг. Шаги на два счета, как правило (не всегда), делаются минимум по два. Т.е. шаг в одну сторону и шаг в другую сторону. 1. шаг одной ногой в сторону; 2. вторую ногу приставить к первой (следующий шаг начинаем с этой же ноги и шагаем в другую сторону). На второй шаг идем с той ноги, которой закончили предыдущий шаг.Step-lift (2) * -front -back -side Шаг, при котором в определенном направлении выносится прямая нога (делается мах ногой).Step-plie (2) * Иными словами – приседание. 1. шаг одной ногой в сторону; 2. вторую ногу выпрямляем, не отрывая от пола, одновременно приседаем на первой ноге.Step-knee (2) * 1. шаг одной ногой в сторону; 2. вторую ногу сгибаем в колене.Grape-wine (4) Шаг с поэтичным названием «виноградное вино». Выполняется на основе шага «double step-touch» (двойной приставной шаг). 1. шаг одной ногой в сторону; 2. вторую ногу ставим накрест сзади от первой; 3. первой ногой еще один шаг в сторону; 4. вторую ногу подставляем к первой ноге.Все шаги в классической аэробике выполняются в такт музыки на 2 или 4 счета. Связки шагов на 8 (8 счетов – это музыкальная фраза), 16 или 32 счета (32 счета – это музыкальный квадрат). Профессиональный тренер обязательно проговаривает названия шагов вслух (дает вербальные команды), а также показывает некоторые шаги, их направление и количество жестами. В аэробике существует 2 типа шагов:  1.Шаги, которые не меняют лидирующую ногу. Лидирующей называется нога, с которой вы начинаете движение. Сколько бы вы не делали шагов из этой группы, начинать каждый следующий шаг вы будете с той же самой ноги.  2.Шаги, которые меняют ногу. Каждый следующий шаг вы будете начинать с другой ноги.



Предварительный просмотр:

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=71303e1400d56eca298c983149149bff-5127582-images-thumbs&n=13

https://s0.slide-share.ru/s_slide/1cc59888cec86145ea0079afaf4b22ae/da5b432d-c2db-47c4-8dc7-183a5758ec0d.jpeghttps://avatars.mds.yandex.net/i?id=eada3938ebbd18fc59548c5d884fef7b-5617472-images-thumbs&n=13



Предварительный просмотр:

Методические приемы обучения и управления группой

Оперативный комментарий и пояснение

При проведении занятия большое значение имеют указания тренера-инструктора, играющие роль внешнего управляющего момента, с помощью которого занимающиеся могут хорошо представить себе собственные действия, ориентирующие их, что и как делать: название движения, основные моменты техники выполнения, направление, подсчет и т.д., – помогающие исправить более или менее грубые ошибки и корректирующие действия занимающихся, тем самым применяя принцип обратной связи и поточный метод выполнения упражнений.

В аэробике необходимо уметь вести не только прямой, но и обратный подсчет.

Используя прямой подсчет, тренер-инструктор может подсчитывать:

– каждый счет музыкального такта. Например, при музыкальном размере 4/4 подсчет следующий: «Раз – два – три – четыре» или «и – раз – и – два – и – три – и – четыре».

Данный вид подсчета особенно актуален при освоении нового движения и необходим для формирования умения согласовывать свои действия с музыкой. При этом следует помнить, что одни элементы в аэробике выполняются на 2 счета, а другие – на 4. Метод применяется при освоении соединений, например при указании типа: 4 Step Touch, 2 V-Step. Можно использовать следующий вид подсчета, который сохраняет «квадратность»: 4 Step Touch – «раз – два – три – четыре», или 2 V-Step – «раз – два», что соответствует 8 счетам музыкального размера.

Обычно в аэробике применяется музыка с ритмической структурой 4/4. Таким образом, 4 счета музыкального размера определяют подсчет «раз», «два» и т.д., особенно удобный при разучивании композиций. Он позволяет делать замечания, указания по передвижению, технике выполнения элемента и т.п.

Для выполнения «гладкого» перехода с одного элемента на другой при разучивании комбинаций поточным методом применяется обратный подсчет: «Восемь – семь – шесть – пять – четыре – три – два – раз».

Часто подсчитывают последние 4 счета, движения или такта, при этом вместо последнего счета «один» называют следующий элемент, смену направления и т.п.

Рассмотрим, например, соединение из двух шагов: Step Touch (8 шагов) и V-Step (4 шага): «раз – два – три – четыре» – 4 Step Touch. На счет «четыре» дается указание: «Еще четыре», – и осуществляется обратный подсчет: «Четыре – три – два», V-Step (вместо счета «раз»).

Визуальное управление группой

Разработанная в США условная знаковая система управления группой значительно облегчает проведение занятий оздоровительной аэробикой. Например, тренер показывает направление движения с пояснением, что делать, указывает количество повторений и т.д.:

·«Внимание!» – одна или две руки подняты вверх-наружу.
·«Начало!» – одна рука согнута над головой ладонью вниз.
· «Налево, направо» – рукой, поднятой в сторону, тренер указывает направление движения.
·«Вперед!» – одной или двумя руками, поднятыми вперед, тренер указывает направление движения.
· «Назад!» – обе руки согнуты впереди, большие пальцы направлены назад.
·«Стоп!» – руки скрестно перед грудью.
· «Марш!» – руки скрестно перед грудью. Выполнять поочередные движения кистями к себе и от себя.
· «Добавить» – руки скрестно перед собой, кисти касаются плеч.
· «Соединить» – слегка согнутые руки поднять вверх, кисти перекрещены.
· «Темп» – руки согнуты перед грудью, предплечье одной руки – над предплечьем другой. Круговые движения предплечьями.
· «Отлично!» – руку вытянуть вперед, пальцы сжаты в кулак, большой палец вверх.
· «Обратный счет» – рука в сторону, предплечье вверх, пальцы показывают счет: «4» – четыре пальца раскрыты, «3» – три, «2» – два. Счет «1» не указывается.
· «Поворот» – круг рукой над головой.

Обычно визуальное управление сопровождается словесными указаниями: например, показывается направление движения с пояснением, что делать.

Комментировать выполнение упражнений, давать пояснения и визуально управлять группой необходимо четко и уверенно. Часто применяются различные формы фиксации, с помощью которых у занимающихся на уровне ощущений закрепляется наиболее верное положение, характерное для той или иной фазы упражнения, особенно при выполнении силовых упражнений в партере и с использованием различного рода амортизаторов, отягощений, предметов.

К невербальным методам управления группой относятся также выразительные движения телом. Тренер должен движениями подчеркивать моменты расслабления, напряжения, характер элементов и т.п. Большое значение имеет мимика. Нельзя проводить занятия с выражением недовольства, раздражительности и усталости на лице.

Самоконтроль действий

Очень большое значение в проведении занятий имеет использование зеркала. Занимающиеся могут контролировать свои движения и сличать их с действиями тренера.
В связи с обучением возникает еще одна важная проблема – как показывать упражнения? Всегда ли нужно это делать лицом к занимающимся, в зеркальном отображении? Простые по координации движения можно показывать именно так с левой руки и ноги, сложные – спиной к занимающимся. Огромную помощь при этом оказывают зеркала, наличие которых в залах для проведения аэробики не только улучшает дизайн, но и важно для обучения, технически правильного выполнения упражнений, лучшего контакта с занимающимися. Однако длительное выполнение тренером упражнений спиной к ним может вызвать у некоторых из них отрицательную реакцию. Поэтому, когда отдельные движения или комбинация освоены достаточно хорошо, тренер поворачивается лицом к занимающимся и выполняет движения в зеркальном отображении.

Раскроем принцип зеркального показа на отдельных примерах:

Движения занимающегося

Движения педагога
(тренера, инструктора)

При выполнении движений на месте

с правой ноги

с левой ноги

При продвижении в сторону или по диагонали вперед-
в сторону

вправо

влево с левой ноги

При продвижении вперед

вперед с правой ноги

назад с левой ноги

При продвижении назад или по диагонали назад-в сторону

назад с правой ноги

вперед с левой ноги

Однако существуют и исключения из правил. Например, при выполнении V-степа, шага «мамбо», а также многих движений из танцевальных видов аэробики занимающийся выполняет движение вперед с правой ноги, тренер – также вперед, но с левой ноги. При выполнении различного рода движений с поворотами – например, шаг вперед с поворотом кругом – тренер несколько раз повторяет движение с группой в положении спиной, а затем уже лицом к ней.

Симметричное обучение

Необходимо помнить, что движения должны выполняться в обе стороны: равномерная нагрузка способствует гармоничному развитию. Известно, что в процессе развития организм человека, несмотря на симметричное строение двигательного анализатора, претерпевает асимметричные изменения, в результате которых одна из конечностей формируется в ведущую (доминирующую), а другая – в подчиненную (недоминирующую).

Наиболее характерным выражением двигательной асимметрии является преимущественное использование им правой или левой руки, что получило название право- и леворукости. Как показали исследования в области общей и спортивной педагогики, лучше всего осваивать и тренировать движения вначале доминирующей рукой или ногой, а потом недоминирующей. Этот принцип рационально использовать при индивидуальном тренинге, а вот на занятиях с большой группой, когда приходится выполнять различные перемещения по площадке, вступает в силу закон подчинения меньшинства большинству, а, как известно, большинство людей – правши.

Принципы симметричного обучения должны соблюдаться при составлении комбинаций. Для этого необходимо помнить о тех элементах, которые дают смену ноги в комбинации. Например, Double Step Touch, Double Knee Up и др. Обычно они используются в начале или в конце комбинации и в процессе обучения и тренировок обеспечивают симметричную нагрузку на правую и левую стороны.

Специфические методы разучивания и освоения комбинаций в аэробике

Условно можно выделить несколько методов разучивания комбинаций:

–методлинейной прогрессии;
– метод «от головы к хвосту»;
– метод зигзага;
– метод сложения;
– собственно блок-метод.

При линейном методе вначале многократно повторяют тот или иной элемент ногами, например приставной шаг, затем, продолжая выполнять его, добавляют движение руками. Затем можно усложнять элемент за счет изменения направления, темпа и т.п. Далее переходят к другому элементу. Таким образом, выстраивается некая цепочка из элементов. Данное построение вполне доступно начинающим и при определенной продолжительности занятия дает хорошую аэробную нагрузку, что способствует лучшей работе сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Одновременно создаются координационные заготовки для дальнейшего усложнения двигательных задач.

Метод «от головы к хвосту». Вначале выполняется и многократно повторяется упражнение А, затем – Б; потом вновь возвращаются к упражнению А и соединяют его с упражнением Б. Каждое упражнение повторяют многократно. Затем разучивается новое движение – В, после чего следует тренировка соединения Б – В (упражнение А не повторяется), далее следующее – Г, и т.д.:

А

 

Б

 

В

 

Г

 

Д

 

А+Б

 

Б+В

 

В+Г

 

 

 


Метод зигзага состоит в использовании комбинаций из различных элементов, поэтому он применяется на том этапе, когда занимающиеся уже освоили отдельные элементы и соединения. Использование данного метода требует высокой концентрации внимания и хорошей координации движений. Ниже схематично представлена данная методика организации отдельных элементов:

А

 

Б

 

А+Б

 

В

 

А+В+Б+В+А…

Следующая методика, которую использует тренер, – методика сложения.

В отличие от предыдущей методики, в комбинации повторяются не отдельные упражнения, а их соединения:

А

 

Б

 

А+Б

 

В

 

А+Б+В

 

Г

 

А+Б+В+Г

И, наконец, так называемый блок-метод, который является наиболее сложной формой организации различных элементов хореографии и аэробики:

А

 

Б

 

А+Б

 

В

 

Г

 

В+Г

 

АБ+ВГ

Таким образом, комбинация будет состоять из 4 элементов – на 32 счета или более. Можно продолжить комбинацию, добавив элементы Д, Е и т.д.

Проведение занятий по методу сложения и блок-методу – наиболее сложное среди описанных выше. Начинать занятия следует с использования наиболее простых методов начиная с линейного.

Между отдельными комбинациями исключаются паузы – они заполняются простейшими элементами, например небольшими пружинящими приседаниями, шагами, подскоками. Такой принцип проведения, называемый холдинг паттерн (Holding Pattern), позволяет сохранять высокий темп занятий и в то же время снимать излишнюю координационную и физическую нагрузку.

Остановимся подробнее на различных вариантах внутреннего построения комбинаций, которое будет определяться не только чередованием элементов или соединений, но и четкой структурой, определяемой количеством их повторений.

Остановимся подробнее на различных вариантах разучивания и раскладки композиций. Классический вариант блок-метода показан ниже:

А – повторить 8 раз;
Б – повторить 8 раз;
А – повторить 4 раза;
Б – повторить 4 раза;
А – повторить 4 раза;
Б – повторить 4 раза;
А – повторить 2 раза;
Б – повторить 2 раза;
А – повторить 2 раза;
Б – повторить 2 раза;
А – повторить 2 раза;
Б – повторить 2 раза;
А – повторить 2 раза;
Б – повторить 2 раза.

8 (А+Б)

4 (А+Б) и 4 (А+Б)

2 (А+Б) и 2 (А+Б) и 2 (А+Б) и 2 (А+Б)

 

Другой вариант строится по принципу перевернутой пирамиды.

8 (А+Б)
4 (А+Б)
2 (А+Б)
1 (А+Б)
1 (А+Б)

Широко применяются и другие разновидности пирамидального варианта:

а)

8 (А+Б)
4 (А+Б)
2 (А+Б)
1 (А+Б)
1 (А+Б)

8 (А+Б)
4 (А+Б)
2 (А+Б)
1 (А+Б)
1 (А+Б)

б)

4 (А+Б)
2 (А+Б)
1 (А+Б)
1 (А+Б)
1 (А+Б)
1 (А+Б)
2 (А+Б)
4 (А+Б)
8(А+Б)

Этапы составления комбинаций

Начинающему педагогу (тренеру-инструктору) обычно трудно самостоятельно составить комбинированные задания, полностью отвечающие методическим принципам оздоровительной тренировки и структуры урока в аэробике. Такая неуверенность может возникнуть от недостатка педагогических знаний, умений и практического опыта. Поэтому вначале надо пользоваться теми комбинированными приемами, которые тренер выполнял сам, практически занимаясь аэробикой.

Регламентированный стиль. Составление учебных комбинаций можно условно разделить на несколько этапов:

  • первый этап – подбор элементов, которые будут включены в комбинацию. Выбор составляющих должен соответствовать уровню подготовленности группы, с одной стороны, и соответствовать поставленным задачам – с другой;
  • второй этап – выбор музыкального сопровождения. Это очень важный момент для успешной подготовки будущей хореографии, от которой будут зависеть темп выполнения упражнений, их характер, эмоциональное воздействие на состояние занимающихся;
  • третий этап – непосредственное составление комбинации на определенное количество счетов – с учетом динамических акцентов в музыке. Следует учитывать, что одни базовые элементы классической аэробики, а также танцевальные шаги выполняются на 2 счета, как, например, Step Touch, а другие, как V-step, – на 4. Ниже приводится расклад элементов в комбинации по счетам:

2 Grapevines=8 счетов
+4 Step-touch=8 счетов
+2 V-step=8 cчетов
+4 Jumping Jacks=8 счетов

Комбинация=32 счета;

  • четвертый этап – выбор метода для обучения комбинации – сложения или блок-метода – и разложения ее на элементы.

Не следует увлекаться слишком путаными и сложными сочетаниями движений. Комбинации должны быть предельно лаконичны и целенаправленны.

Свободный стиль. Выше мы говорили о системе создания жестко сконструированных хореографических комбинаций. Однако в аэробике находит применение и свободный стиль, оставляющий тренеру возможность импровизировать в процессе занятий и требующий от него хорошего уровня подготовленности, двигательной эрудиции, большого опыта работы, высокой музыкальности, владения педагогическими приемами управления группой.

На практике вполне уживаются два метода: предварительно четко разработанная, ориентированная на использование музыки программа и свободный стиль.

Важное значение имеет и правильное построение занимающихся в пространстве.

Возможно использование следующих видов построений:

· I – в кругу;
· II – в колоннах;
· III – «шахматное»



Предварительный просмотр:

Степ- шаги при работе со степ-платформойhttps://recordregion.ru/wp-content/uploads/9/3/a/93acf8f1d6b59c0783b5006eb3c32f3f.jpeg