Акулич Ирина Викторовна

Конспект непосредственной организованной деятельности.
Образовательная область «Познавательное развитие». Ознакомление с природой.
Подготовительная к школе группа.
Тема: «Животные зимой».

Цель: выяснить вместе с детьми условия жизни диких животных в природе зимой.

Задачи.

Образовательные:

обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе.

- расширять представления детей о жизни диких животных в лесу зимой;

- формировать умение выделять и охарактеризовать особенности внешнего облика животных, образа их жизни, устанавливать связь между особенностями внешнего вида, поведения диких животных в условиях зимнего сезона;

Развивающие:

- развивать активную речь детей;

- развивать зрительное внимание, память;

- совершенствовать словарно-логическое мышление;

Воспитательные:

 - воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, любовь к животным, стремление помочь им в трудных условиях;

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Материалы и оборудование: мяч для игры «Кто, где живёт?»; сюжетные картины с изображением животных – заяц, лиса, белка; силуэтные картинки - животных для дидактической игры «Собери животных».

Словесные:  вопросы, речевые упражнения (физкультминутка), рассказ, художественное слово (загадки, стихотворения о животных), беседа.

 

Ход НОД

Мотивационно-побудительный этап.

Воспитатель: Давайте поприветствуем друг друга своими улыбками. Подарите свои улыбки соседу справа и слева.

 

- Ребята, давайте поиграем в игру «Кто, где живет?» (с мячом). И узнаем о чем сегодня мы будем с вами беседовать.

«У зайчат дом……. Под кустом.
У лисят дом……..Нора.
У волчат дом…….Логово.
У медвежат дом…..Берлога.
У бельчат дом…….Дупло.

-Молодцы! Вы правильно назвали жилище диких животных. (садимся)

Постановка проблемы.

Ребята, что у нас за окном? (Ответы детей). Дети, какое время года наступило?

- Скажите, какие изменения с приходом зимы происходят? В мире насекомых? В мире птиц? В мире животных? На какие две группы делятся животные? (Домашние и дикие).

- Какие животные относятся к домашним? Кто заботится о них? Как? (Ответы детей).

- А кто же беспокоится о диких животных? (Они сами).

Формулировка темы занятия.

- Вы догадались, о ком пойдёт речь сегодня на занятии? Обобщить ответы детей: «Да, сегодня мы поговорим о том, как живётся диким животным зимой».

Организационно-поисковый этап.

- Сейчас мы с вами узнаем о жизни диких животных в лесу в зимнее время.

Рассказывание рассказов, подготовленных детьми дома.
Ребята, я знаю, вы дома с родителями подготовили небольшие рассказы о диких животных.

 

- Послушайте загадку, о ком она: и подготовил пусть выходит.

1-й ребёнок:
«Быстрый, маленький зверёк,
по деревьям скок да скок?» (Белка).  Молодцы!

Показ иллюстрации.

Белка зимой меняет цвет шубки для того, чтобы ей легче было прятаться от своих врагов, например ястреба и куницы. Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно-серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем, если бы она была рыжей. Цепкие лапки белки помогают легко передвигаться по деревьям, а хвост, как руль, помогает управлять движением.
Кроме того, что беличья шубка меняет цвет, она еще становится и более теплой. А в самые сильные морозы белка спит в своем жилище, дупле. Оно тоже подготовлено для зимы: еще осенью белочка натаскала туда опавших листьев, сухого мха, так что в дупле сухо, тепло и мягко. Белочка - большая хлопотунья и труженица. К зиме она подготовила не только теплое дупло, но и припасы, которыми белка питается всю зиму. Летом и осенью она собирает орешки и желуди, сушит грибы и все это хранит в специальных кладовках - в пустых дуплах, под мхом, у старых пеньков. А еще она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами. Так что голодать белочке зимой не приходится.
 

- Вторую послушайте загадку, о ком она:

2-й ребёнок:
«Летом - серый, а зимой - белый?» (Заяц). Молодцы!

(Показ иллюстрации)

Заяц меняет цвет шубки к зиме. Летом он серого цвета, а к зиме постепенно белеет: сначала становится белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. Зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов - лисы и волка. У зайца нет отдельной норки. Зимним днем он обычно спит в снежной ямке или, зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев. Заяц питается корой деревьев, ветками, листьями.

 

- Третью послушайте загадку, о ком она:

3-й ребёнок:
«Рыжая, с пушистым хвостом,
живёт в лесу и под кустом». (Лиса). Молодцы!

(Показ иллюстрации)

Лиса к зиме тоже готовится. Зимой на ее лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках. Длинный хвост служит лисе рулем, помогающим круто изменять направление бега во время охоты. От врагов лиса ловко прячется, убегает, кусается. Белый кончик хвоста мамы-лисицы является ориентиром для лисят в ночное время. Видя его, как маячок, они безошибочно следуют за ней. Зимой в трескучие морозы хвост служит лисе теплым пушистым одеялом и мягкой подушкой. Она сворачивается колечком в своей норе, укрывает хвостом лапки и лежит, уткнувшись мордочкой в нежный мех. Тепло и уютно. Питается лиса мелкими грызунами, птицами.

А теперь давайте мы с вами отдохнем, встали.

Физкультминутка

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит. (Дети показывают.)

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть, (Дети показывают.)

Раз-два, надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать. (Дети скачут.)

Кто-то зайку напугал —

Зайка — прыг — и убежал. (Дети садятся.)

 

- Отгадайте ещё одну загадку.

5-й ребёнок:
«Он живет лишь только в стае,

       как собака, но не лает,

       и зубами: щёлк да щёлк.

       Кто же это, дети.....?» (Волк). Молодцы!

(Показ иллюстрации)

Волк хоть и не меняет свою шубу как белка и заяц, но утепляет ее. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днем, а ночью охотятся. А вот волки зимой сбиваются в стаи и ходят цепочкой, друг за другом, в поисках добычи - так охотиться легче. В волчьей стае есть вожак – это сильный, умный, опытный волк. Всей стаей волки охотятся на оленей, лосей, кабанов, мелких грызунов. А в сильные морозы, когда все звери спрятались, волки могут подходить к жилищам людей. Могут утащить поросенка, овечку, напасть на теленка. А днем прячутся в своем логове. 
 

Загадка

6-й ребёнок: «Он хозяин леса строгий,
а поспать любит в берлоге,
страшно может он реветь,
кто скажите он?» (Медведь). Молодцы!

(Показ иллюстрации)

Бурый медведь получил название за цвет шкуры. Медведь - хищник, ловкий, хитрый и осторожный. Он может бежать со скоростью лошади, причем не один километр, тащить на себе ношу в половину своего веса, совершать молниеносные броски или подкрадываться не хуже тигра.

Все лето медведи добывают пищу, нагуливают жир, а на зиму залегают в берлогу на сон. Медведя можно разбудить, а самки вообще спят мало, так как зимой у них появляются детеныши. Медвежата растут все лето и на новый зимний сон залегают в берлогу вместе с матерью, а если у нее появятся новые медвежата, то их братья и сестры будут помогать матери их воспитывать.

 

- Вы узнали много нового и интересного, а сейчас мы немного поиграем.

(Дети встают в круг на ковре).

Дидактическая игра «О ком я говорю?».

Цель: учить детей подмечать характерные признаки животных, узнавать их по описанию. Развивать речь, воображение.

Трусливый, длинноухий, серый или белый. (Заяц).

Бурый, косолапый, голодный. неуклюжий. (Медведь).

Серый, злой, голодный. (Волк).

Хитрая, рыжая, ловкая. (Лиса).

Пушистая, прыгучая, рыжая. (Белка).

Маленький, колючий, круглый. (Ёжик). Молодцы! (и с этим заданием справились)

 

Дидактическая игра «Собери животных».

Цель: учить детей узнавать животных по форме и окрасу хвоста, развивать память, образное мышление.

Предлагаю детям встать вокруг стола, на котором разложены картинки изображениями вниз. Каждый ребёнок берёт картинку с изображением животного и собирает пазлы.

III. Подведение итогов. Рефлексия.
- Итак, ребята, скажите, легко ли животным приходится зимой? Как зимует белочка, заяц, лиса, медведь, волк?

- Как мы, люди, должны относиться к животным? Если вы вдруг попали бы в зимний лес, как бы вы себя вели? В лесу нельзя шуметь, чтобы не пугать зверей и птиц, не обижать животных, а по возможности помогать им, подкармливать.

Важно ли для вас то, о чем вы узнали? Почему? Что было самым трудным? (Почему?) У кого вы просили помощи? Кому помогали?

Вывод:
- К окружающей нас природе мы должны относиться бережно, любить её, заботиться об обитателях природы нашей родины.

Вы все сегодня были молодцы, я вам принесла раскраски . Про кого?

Оценка деятельности детей на занятии. (Раскраски животных).

Источники:

1.О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду».

 

 

Добавить запись

Защита от спам-роботов