Тьюторство

Терскова Наталья Сергеевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методическое объединение – тьютор .

Слайд 2

Методическое объединение – это группа людей, которые регулярно вступают между собой в коммуникацию с целью обмена опытом, выработки знаний и поиска новых.

Слайд 3

Цель – совершенствование качества дошкольного образования через повышение профессионального мастерства педагогов. Повышение уровня теоретической, практической и психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса ДОУ.

Слайд 4

Задачи Методического объединения:

Слайд 5

Формы проведения методических объединений: семинары-практикумы, консультации, доклады, дискуссии, открытый просмотр деятельности, мастер-класс и т.п.

Слайд 6

Различие между тьютором и ассистентом.

Слайд 7

Тьютор - это специалист, который изучает индивидуальные особенности и интересы ребенка и создает среду для его развития, с учетом его возможностей и желаний.

Слайд 8

Должностные обязанности тьютора. педагогическое сопровождение реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся. организация образовательной среды для реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья организационно-методическое обеспечение реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся

Слайд 9

Ассистент - физическое лицо, оказывающее обучающимся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) техническую помощь в процессе получения образования указанными обучающимися.

Слайд 10

Должностные обязанности ассистента обеспечение сопровождения инвалида, лица с ограниченными возможностями здоровья в образовательную организацию оказание технической помощи в части передвижения по образовательной организации, получения информации и ориентации оказание технической помощи в обеспечении коммуникации, в том числе с использованием коммуникативных устройств, планшетов, средств альтернативной коммуникации оказание помощи в использовании технических средств реабилитации (изделий) и обучения оказание помощи в ведении записей, приведении в порядок рабочего места и подготовке необходимых принадлежностей

Слайд 11

Тьютор и ассистент (помощник) – это люди ключевая задача которых сделать пребывание обучающегося с инвалидностью / с ОВЗ на территории образовательной организации максимально комфортным, они помогают и родителю (законному представителю) ребенка с инвалидностью / с ОВЗ и непосредственно ребенку компенсировать его психические и физические отклонения в развития.

Слайд 12

РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ТЬЮТОРОМ И АССИСТЕНТОМ.

Слайд 13

Первое отличие – это требования к образованию. Тьютор – это педагогический работник, который имеет высшее образование по направлению подготовки «образование и педагогика» и стаж работы от 2 лет. Ассистент (помощник) – не является педагогическим работником, он может иметь среднее профессиональное образование, причем требования к направлению подготовки не предъявляются. Ассистенту достаточно пройти небольшой курс или инструктаж по направлению «Ассистент по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья». Требования к стажу работы не предъявляются.

Слайд 14

Второе отличие – направления деятельности. Тьютор – это педагогический работник, который разрабатывает и участвует в реализации образовательной программы, в рамках которой ребенок с инвалидностью / с ОВЗ может получить достойное образование. Ассистент (помощник) получает информацию от родителя ребенка (законного представителя) и самого ребенка с инвалидностью/с ОВЗ о той помощи, которая ему потребуется, после чего оказывает техническую помощь ребенку с инвалидностью/ с ОВЗ:



Предварительный просмотр:

К должностным обязанностям тьютора по сопровождению обучающихся с инвалидностью и ОВЗ относится:

1. педагогическое сопровождение реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся:

выявление индивидуальных образовательных потребностей обучающихся в процессе образования;

участие в разработке индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов обучающихся;

подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации образовательного процесса;

организация процесса индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов;

участие в реализации адаптированных образовательных программ обучающихся;

организация взаимодействия с родителями (законными представителями) по формированию и развитию познавательных интересов обучающихся, составлению, корректировке индивидуальных учебных планов обучающихся, адаптированных образовательных программ и анализу и обсуждению с ними хода и результатов реализации этих планов, программ;

2. организация образовательной среды для реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья:

проведение анализа образовательных ресурсов внутри и вне образовательной организации;

организация и координация работы сетевых сообществ для разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся;

разработка мер по обеспечению взаимодействия обучающегося с различными субъектами образовательной среды;

координация взаимодействия субъектов образования с целью обеспечения доступа обучающихся к образовательным ресурсам;

организация зонирования образовательного пространства по видам деятельности;

оказание помощи семье в построении семейной образовательной среды для поддержки обучающихся в освоении индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ;

3. организационно-методическое обеспечение реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся:

разработка и подбор методических средств для формирования адаптированной образовательной среды для обучающихся;

разработка методического обеспечения взаимодействия субъектов образования в целях индивидуализации образовательного процесса;

контроль и оценка эффективности построения и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся;

консультирование участников образовательного процесса по вопросам индивидуализации образования обучающихся.

Таким образом, тьютор - это педагогический работник, участвующий в разработке и реализации образовательной программы.

Приказом Минтруда России от 12 апреля 2017 г. N 351н утвержден профессиональный стандарт "Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья" (зарегистрирован Минюстом России 4 мая 2017 г., регистрационный N 46612).

Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи должен иметь среднее общее образование и краткосрочное обучение, или инструктаж на рабочем месте, или профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессии рабочих, служащих "Ассистент по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья" без предъявления требований к стажу работы.

К должностным обязанностям ассистента (помощника) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ОВЗ при нарушении их способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, общению при получении образования относятся:

1. обеспечение сопровождения инвалида, лица с ограниченными возможностями здоровья в образовательную организацию;

2. оказание технической помощи в части передвижения по образовательной организации, получения информации и ориентации;

3. оказание технической помощи в обеспечении коммуникации, в том числе с использованием коммуникативных устройств, планшетов, средств альтернативной коммуникации;

4. оказание помощи в использовании технических средств реабилитации (изделий) и обучения;

5. оказание помощи в ведении записей, приведении в порядок рабочего места и подготовке необходимых принадлежностей;

6. оказание помощи в соблюдении санитарно-гигиенических требований обучающимся.

Таким образом, должность ассистента (помощника) по оказанию технической помощи не относится к должностям педагогических работников. Ассистент (помощник) оказывает обучающимся с инвалидностью и ОВЗ техническую помощь в процессе получения образования указанными обучающимися.



Предварительный просмотр:

01

Должностная инструкция тьютора

_______________


1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе Профессионального стандарта 01.005 «Специалист в области воспитания», утвержденного приказом Минтруда России от 10 января 2017 года № 10н; в соответствии с Федеральным Законом № 273-ФЗ от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 29 декабря 2022 года; ФГОС дошкольного образования, утвержденным Приказом Минобрнауки России №1155 от 17 октября 2013 года с изменениями от 21 января 2019 года; Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", а также Уставом дошкольного образовательного учреждения, Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.

1.2. Данная инструкция устанавливает основные трудовых функций, должностные обязанности тьютора, права, ответственность, а также взаимоотношения и связи по должности в дошкольном образовательном учреждении.

1.3. На должность тьютора может назначаться лицо:

  • имеющее высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению профессиональной деятельности в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе с получением его после трудоустройства;
  • соответствующее требованиям, касающимся прохождения предварительного (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, внеочередных медицинских осмотров по направлению заведующего, обязательного психиатрического освидетельствования (не реже 1 раза в 5 лет), профессиональной гигиенической подготовки и аттестации (при приеме на работу и далее не реже 1 раза в 2 года), вакцинации, а также имеющее личную медицинскую книжку с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе;
  • не имеющее ограничений на занятия педагогической деятельностью, изложенных в статье 331 "Право на занятие педагогической деятельностью" Трудового кодекса Российской Федерации.

1.4. К занятию педагогической деятельностью не допускаются иностранные агенты (для государственных и муниципальных общеобразовательных организаций).

1.5. Тьютор принимается на работу и освобождается от должности заведующим ДОУ в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ. Относится к категории специалистов.

1.6. Непосредственным руководителем тьютора является заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе (воспитательно-методической работе).

1.7. В своей профессиональной деятельности тьютор руководствуется Конституцией и законами Российской Федерации, указами Президента и решениями Правительства Российской Федерации и органов управления образования всех уровней по вопросам, касающимся образования детей, а также:

  • Федеральным Законом №273 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • требованиями ФГОС и рекомендациями по их применению в ДОУ;
  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
  • административным, трудовым и хозяйственным законодательством;
  • основами педагогики, психологии, физиологии и гигиены, общетеоретическими дисциплинами в объеме, требуемом для решения педагогических и организационно-управленческих задач;
  • Уставом и локальными правовыми актами дошкольного образовательного учреждения (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями заведующего);
  • правилами и нормами охраны труда и пожарной безопасности;
  • трудовым договором между работником и работодателем;
  • должностной инструкцией тьютора ДОУ;
  • Конвенцией ООН о правах ребенка;
  • инструкцией по охране труда для тьютора.

1.8. Тьютор детского сада должен знать:

  • законодательные акты в области образования, образовательные и профессиональные стандарты;
  • нормативные правовые основы тьюторского сопровождения в образовании;
  • теоретические и методические основы тьюторской деятельности;
  • технологии тьюторского сопровождения в образовании, педагогического сопровождения и педагогической поддержки воспитанников;
  • основы разработки индивидуальных учебных планов воспитанников;
  • основы разработки адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ и инвалидностью;
  • технологии индивидуализации образования и педагогического сопровождения проектирования и реализации воспитанниками ДОУ индивидуальных образовательных маршрутов;
  • особенности образовательной программы дошкольного образования;
  • основы коррекционной педагогики, основы прикладного анализа поведения, виды образовательных затруднений воспитанников различных возрастов и категорий;
  • методы педагогической диагностики, выявления индивидуальных особенностей, потребностей детей;
  • методики и приемы оформления образовательного запроса воспитанников, элементов индивидуального учебного плана, адаптированной образовательной программы;
  • формы и методы проведения индивидуальной и групповой консультации, технологии открытого образования, тьюторские технологии;
  • ресурсную схему общего тьюторского действия и этапы тьюторского сопровождения детей в детском саду;
  • возрастные особенности воспитанников и способы их учета в реализации тьюторского сопровождения;        
  • методы, способы формирования благоприятного психологического климата, условий для позитивного общения субъектов образования;        
  • методы профилактики и преодоления конфликтных ситуаций в процессе взаимодействия субъектов образовательной деятельности;
  • особенности познавательной активности и мотивации тьюторантов различных категорий, методы развития у них навыков самоорганизации и самообразования;
  • методы, приемы организации игровой и творческой деятельности детей разного возраста;
  • методы, приемы, технологии организации образовательной деятельности для детей с ОВЗ и инвалидностью, включая методы и приемы прикладного анализа поведения, с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких воспитанников;
  • методы анализа и оценки результатов освоения индивидуального учебного плана, адаптированной образовательной программы и обеспечения их рефлексии воспитанниками;
  • нормативные правовые акты, определяющие меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье воспитанников;
  • виды рабочей и отчетной документации тьютора, способы ее применения в целях эффективного тьюторского сопровождения детей в ДОУ;
  • локальные акты дошкольного образовательного учреждения в части организации образовательной среды, использования образовательных ресурсов;
  • принципы и правила создания предметно-развивающей среды;
  • подходы к проектированию дополнительных элементов образовательной среды и навигации по ресурсам среды для воспитанников разного возраста;
  • особенности семейного воспитания, подходы к организации взаимодействия тьютора с семьей;
  • формы и методы консультирования семьи в части построения семейной образовательной среды для развития детей;
  • подходы к проектированию образовательной среды как места социальных проб воспитанников в социуме;
  • технологии маркетинговых исследований образовательных запросов в различных видах образования;
  • источники информации, инновационного опыта, подходы к применению инновационного опыта в собственной практике;
  • подходы к отбору актуальных методических материалов для тьюторского сопровождения воспитанников в процессе получения образования в детском саду;
  • педагогику дошкольного образования;
  • подходы к анализу качества и эффективности используемых методических, дидактических и диагностических средств в целях индивидуализации образовательной деятельности в ДОУ;
  • подходы к разработке методических средств для обеспечения совместной деятельности субъектов образования;
  • программные средства, интернет-ресурсы для обеспечения тьюторского сопровождения воспитанников в детском саду; https://ohrana-tryda.com/node/4532
  • теоретические и практические знания по учебной дисциплине "Первая помощь";
  • требования охраны труда, жизни и здоровья воспитанников при проведении занятий, мероприятий в дошкольном образовательном учреждении и вне учреждения.

1.9. Тьютор ДОУ должен уметь:

  • применять методы педагогической диагностики для выявления индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем воспитанников;
  • осуществлять педагогическую поддержку детей в проявлении ими образовательных потребностей и интересов;        
  • проводить работу по выявлению и оформлению индивидуальных образовательных запросов воспитанников с ОВЗ и инвалидностью с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких детей;
  • консультировать воспитанников и их родителей (законных представителей) по вопросам разработки индивидуального образовательного маршрута, проекта;
  • проводить индивидуальные и групповые консультации с родителями (законными представителями) воспитанников по вопросам реализации индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ;
  • консультировать родителей (законных представителей) воспитанников с ОВЗ и инвалидностью по вопросам участия в проектировании и реализации адаптированных образовательных программ;
  • реализовывать меры по формированию благоприятного психологического климата, позитивного общения субъектов образования;
  • выстраивать доверительные отношения с воспитанниками и их окружением в ходе реализации индивидуального учебного плана;
  • учитывать возрастные особенности детей в процессе тьюторского сопровождения;
  • проводить развивающие игры, беседы, рефлексивные тьюториалы с воспитанниками;
  • проводить беседы, консультации, игры, творческие мероприятия для воспитанников с ОВЗ и инвалидностью с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких детей;
  • осуществлять взаимодействие с педагогическими работниками ДОУ, родителями (законными представителями) детей в целях поддержки воспитанников;
  • организовывать анализ результатов реализации индивидуального учебного плана и (или) адаптированной образовательной программы;
  • организовывать участие родителей (законных представителей) в проведении мероприятий с детьми в дошкольном образовательном учреждении;
  • использовать дистанционные технологии общения и коллективной работы с детьми;
  • реализовывать адаптированную образовательную программу воспитанников с ОВЗ и инвалидностью с применением методов прикладного анализа поведения;
  • осуществлять применение различных видов рабочей документации в целях эффективного тьюторского сопровождения детей в ДОУ;
  • оценивать потенциал образовательной среды для проектирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов и проектов;
  • разрабатывать и реализовывать меры по обеспечению взаимодействия ребенка с различными субъектами образовательной среды;
  • зонировать образовательное пространство по видам деятельности;
  • выполнять требования доступности образовательной среды для воспитанников с ОВЗ и инвалидностью с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких детей;
  • проектировать дополнительные элементы образовательной среды и навигацию по ресурсам среды для детей разного возраста с учетом особенностей их возраста и образовательной программы;
  • оказывать помощь семье в построении семейной образовательной среды для поддержки воспитанников в освоении индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ;
  • анализировать методическую литературу и осуществлять отбор актуальных методических материалов для деятельности тьютора в детском саду;
  • проводить подбор методических средств педагогической поддержки детей в освоении ими индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ;
  • оказывать воспитанникам ДОУ первую помощь;
  • использовать при разработке методических средств различные программные средства и интернет-ресурсы.

1.10. Тьютор детского сада должен соблюдать правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности, санитарно-гигиенические требования, знать порядок действий при возникновении пожара или иной чрезвычайной ситуации и эвакуации в дошкольном образовательном учреждении.

1.11. Тьютор должен строго соблюдать требования Конвенции ООН о правах ребенка, Федеральный закон от 24.07.98г № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", с изменениями от 14 июля 2022 года.

1.12. Тьютору ДОУ запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения воспитанников к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, для побуждения воспитанников к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

2. Трудовые функции

Основными трудовыми функциями  тьютора  в детском саду являются:

2.1. Тьюторское сопровождение воспитанников дошкольного образовательного учреждения:

2.1.1. Педагогическое сопровождение реализации воспитанниками, включая детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов и проектов.

2.1.2. Организация образовательной среды для реализации воспитанниками, включая детей с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов и проектов.

2.1.3. Организационно-методическое обеспечение реализации воспитанниками, включая детей с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов и проектов.

3. Должностные обязанности

3.1. В рамках трудовой функции педагогического сопровождения реализации воспитанниками, включая детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов и проектов тьютор ДОУ:

  • выявляет индивидуальные особенности, интересы, способности, проблемы, затруднения воспитанников в процессе образования;
  • осуществляет организацию участия детей и родителей (законных представителей) в разработке индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов;
  • осуществляет педагогическое сопровождение воспитанников в реализации индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов;
  • осуществляет подбор и адаптацию педагогических средств индивидуализации образовательной деятельности в ДОУ;
  • осуществляет педагогическую поддержку рефлексии результатов реализации индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов;
  • участвует в реализации адаптивных образовательных программ детей с ОВЗ и инвалидностью;
  • осуществляет организацию участия родителей (законных представителей) детей в разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов;
  • осуществляет взаимодействие с родителями (законными представителями) по выявлению, формированию и развитию познавательных интересов воспитанников;
  • организует индивидуальные и групповые консультации для воспитанников, родителей (законных представителей) по вопросам устранения учебных трудностей, коррекции индивидуальных потребностей, развития и реализации способностей и возможностей, используя различные технологии и методы коммуникации с воспитанниками, включая электронные формы (информационно-коммуникационные технологии) для качественной реализации совместной деятельности.

3.2. В рамках трудовой функции организации образовательной среды для реализации детьми, включая воспитанников с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов:

  • проектирует открытую, вариативную образовательную среду дошкольного образовательного учреждения;
  • повышает доступность образовательных ресурсов для освоения воспитанниками индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов;
  • организует процесс качественной индивидуальной работы с воспитанниками по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов;
  • вносит личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания.
  • проектирует адаптированную образовательную среду для детей с ОВЗ и инвалидностью.

3.3. В рамках трудовой функции организационно-методического обеспечения реализации детьми, включая воспитанников с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов:

  • разрабатывает и подбирает методические средства для разработки и реализации воспитанниками индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов;
  • разрабатывает и подбирает методические средства для формирования открытой, вариативной, избыточной образовательной среды в детском саду;
  • разрабатывает и подбирает методические средства (визуальной поддержки, альтернативной коммуникации) для формирования адаптированной образовательной среды для детей с ОВЗ и инвалидностью;
  • осуществляет методическое обеспечение взаимодействия субъектов образования в целях индивидуализации образовательной деятельности;
  • подбирает и разрабатывает методические средства для анализа результатов тьюторского сопровождения.

3.4. Осуществляет образовательную деятельность, ориентированную на достижение планируемых результатов освоения воспитанниками образовательной программы дошкольного образования в соответствии с адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования, на развитие личности и ее способностей, удовлетворение образовательных потребностей и интересов, на самореализацию и формирование самостоятельности и самосовершенствования.

3.5. Рассаживает детей с учетом их роста, наличия заболеваний органов дыхания, слуха и зрения. Для профилактики нарушений осанки во время занятий проводит соответствующие физические упражнения - физкультминутки.

3.6. Обеспечивает уровень подготовки воспитанников, который соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

3.7. Принимает участие в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой дошкольного образовательного учреждения, в создании и проведении методической и консультативной помощи родителям воспитанников (законным представителям).

3.8. Контролирует и оценивает эффективность построения и воплощения образовательной программы (индивидуальной и детского сада), учитывая успешность воспитанников, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса детей.

3.9. Тьютор строго соблюдает этические нормы и правила, соответствующие статусу педагога, заботится о сохранности жизни и здоровья воспитанников во время образовательной деятельности.

3.10. Ведёт надлежащую документацию, следует правилам охраны труда и пожарной безопасности, соблюдает санитарно-гигиенические нормы и требования на рабочем месте.

3.11. Периодически проходит необходимые бесплатные медицинские обследования, систематически повышает свою профессиональную квалификацию и компетенцию.

3.12. Соблюдает Устав и Правила внутреннего трудового распорядка, коллективный и трудовой договоры, а также локальные нормативные акты дошкольного образовательного учреждения, приказы заведующего.

3.13. Соблюдает требования охраны труда, пожарной и электробезопасности, санитарно-гигиенические нормы и правила, трудовую дисциплину на рабочем месте, а также режим труда и отдыха, установленный в детском саду.

4. Права

Тьютор ДОУ имеет право:

4.1. Принимать участие в управлении дошкольным образовательным учреждением в порядке, определяемом Уставом.

4.2. Самостоятельно осуществлять выбор форм и методов работы с воспитанниками, планировать её исходя из общего плана деятельности дошкольного образовательного учреждения, индивидуальных планов и педагогической целесообразности, с учетом требований ФГОС дошкольного образования.

4.3. Участвовать в разработке программы развития детского сада, получать от администрации и воспитателей сведения, необходимые для осуществления своей профессиональной деятельности.

4.4. Давать воспитанникам ДОУ во время занятий обязательные распоряжения, относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины, привлекать детей к поощрениям, которые установлены Правилами о поощрениях воспитанников.

4.5. Знакомиться с проектами решений администрации дошкольного образовательного учреждения, касающимися его рабочей деятельности, с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.

4.6. На обеспечение рабочего места, соответствующего государственным нормативным требованиям охраны труда и пожарной безопасности, а также условиям, предусмотренным коллективным договором между администрацией и коллективом детского сада.

4.7. На взаимодействие с методическими объединениями ДОУ для решения оперативных вопросов по своей профессиональной деятельности.

4.8. На получение дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, деятельность которых связана с разработкой и реализацией программ дошкольного образования, в порядке, установленном Трудовым кодексом и иными Федеральными законами Российской Федерации, проходить аттестацию на добровольной основе.

4.9. На защиту своей профессиональной чести и достоинства;

4.10. На конфиденциальность служебного расследования, за исключением случаев, установленных законом.

4.11. Защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного или служебного расследования, которое связано с нарушением тьютором норм профессиональной этики.

4.12. На социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

5. Ответственность

5.1. В предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке тьютор несет ответственность:

  • за реализацию не в полном объеме образовательных программ согласно учебному плану, расписанию и графику образовательной деятельности;
  • за жизнь и здоровье воспитанников в период занятий, прогулок и мероприятий с ними, а также за нарушение прав и свобод несовершеннолетних в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • за непринятие или несвоевременное принятие мер по оказанию первой помощи пострадавшим и несвоевременное сообщение администрации ДОУ о несчастном случае;
  • за отсутствие должного контроля соблюдения детьми правил и требований безопасного поведения, пожарной безопасности во время занятий, прогулок и мероприятий;
  • за несвоевременное проведение инструктажей воспитанников по правилам безопасного поведения.

5.2. За неисполнение или нарушение без уважительных причин своих должностных обязанностей, установленных должностной инструкцией, Устава ДОУ и Правил внутреннего трудового распорядка, законных распоряжений заведующего и иных локальных нормативных актов тьютор подвергается дисциплинарному взысканию согласно статье 192 Трудового Кодекса Российской Федерации.

5.3. За использование, в том числе однократно, методов воспитания, включающих физическое и (или) психологическое насилие над личностью воспитанника, а также за совершение иного аморального проступка тьютор может быть освобожден от занимаемой должности согласно Трудовому Кодексу Российской Федерации. Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

5.4. За несоблюдение правил и требований охраны труда и пожарной безопасности, санитарно-гигиенических правил и норм тьютор детского сада привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством Российской Федерации.

5.5. За умышленное причинение дошкольному образовательному учреждению или участникам образовательных отношений материального ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей тьютор несет материальную ответственность в порядке и в пределах, предусмотренных трудовым и (или) гражданским законодательством Российской Федерации.

5.6. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления образовательной  деятельности несет ответственность в пределах, определенных административным,  уголовным  и гражданским законодательством Российской Федерации.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

6.1. Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) для тьютора ДОУ составляет 36 часов в неделю. Работает в режиме выполнения объема учебной нагрузки в соответствии с расписанием занятий, участия в обязательных плановых мероприятиях дошкольного образовательного учреждения.

6.2. Тьютор самостоятельно планирует свою деятельность на каждый учебный год. Планы работы тьютора согласовываются заместителем заведующего по учебно-воспитательной работе и утверждаются непосредственно заведующим.

6.3. Информирует заведующего ДОУ (при отсутствии – иное должностное лицо) о факте возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний, заместителя заведующего по административно-хозяйственной работе – об аварийных ситуациях в работе систем электроосвещения, отопления и водопровода.

6.4. Получает от заведующего детским садом и заместителей информацию нормативно-правового характера, систематически знакомится под подпись с соответствующими документами, как локальными, так и вышестоящих органов управления образования.

6.5. Взаимодействует с воспитателями, родителями воспитанников (законными представителями), социальным педагогом и педагогом-психологом ДОУ.

6.6. Сообщает заведующему и его заместителям информацию, полученную на совещаниях, семинарах, конференциях непосредственно после ее получения.

6.7. Регулярно обменивается информацией по направлениям и вопросам, входящим в компетенцию тьютора с администрацией и другими специалистами дошкольного образовательного учреждения.

6.8. Информирует администрацию дошкольного образовательного учреждения о возникших трудностях и проблемах в работе, о недостатках в обеспечении требований охраны труда и пожарной безопасности.

7. Заключительные положения

7.1. Ознакомление сотрудника с настоящей инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).

7.2. Один экземпляр должностной инструкции находится у заведующего ДОУ, второй – у сотрудника.

7.3. Факт ознакомления с настоящей должностной инструкцией подтверждается подписью в экземпляре инструкции, хранящемся у заведующего дошкольным образовательным учреждением, а также в журнале ознакомления с должностными инструкциями.

Должностную инструкцию разработал:      ___________ /_____________________/

С должностной инструкцией ознакомлен (а), один экземпляр получил (а) на руки

«___»_____________202__г.                           ___________ /_____________________/



Предварительный просмотр:

Документация тьютора

папка

  • Годовой план
  • График работы
  • Циклограмма работы
  • Режим организации воспитанников (при необходимости)

папка

  • Положение о тьюторском сопровождении
  • Должностная инструкция тьютора

Папка

(по необходимости)

  • Список детей на сопровождении
  • Режим учебных занятий (календарный график ?)
  • Режим дня
  • Тематика недель
  • Перспективное планирование по ОО
  • Расписание занятий со специалистами

папка

Табель посещаемости

папка

Журнал консультаций тьютора

папка

Дневник наблюдений за воспитанником (на каждого воспитанника):

  • Согласие родителей на тьюторское сопровождение воспитанника
  • АОП
  • Ежедневные наблюдения

папка

Дневник психолого-педагогического сопровождения

папка

Рекомендации специалистов

Тетрадь взаимодействия с родителями (при необходимости)


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Чек-лист по целевым навыкам

Пол __м___   Возраст __5_  Диагноз (официальный)  зпр_  

Ваши подозрения на тему диагноза _РАС

Имя ___Крош

1 – нет

2 – да, если я помогаю (использование метода «рука в руке» на протяжении всей активности не считается помощью, поскольку в ее процессе невозможно оценить степень включенности ребенка в происходящее и осознания происходящего)

3 – да (делает сам или с редкими напоминаниями)

Примеры проявления навыка

Оценка

1. Социальное взаимодействие [СВ]

Смотрит в глаза

2

Позволяет к себе прикасаться

3

Сам прикасается к другим (качество прикосновения не имеет значения, сам факт)

3

Переводит внимание на предмет/явление, к которым вы это внимание привлекаете (с помощью слов, указательного жеста или демонстрации в ваших руках). Обычно вы эти действия сопровождаете фразой: «Смотри, какая(ой) …!»

3

Имитирует действия в условиях занятия

1

Имитирует действия спонтанно. Приведите пример

1

Распознает  базовые эмоциональные выражения (радость, грусть, удивление, страх, отвращение, злость)

Если не все, напишите какие ________________________________________

1

Реагирует на эмоцию другого человека определенным поведением (грусть – гладит, радость – улыбается в ответ, злость – уходит и т.п.)

1

Требует или ждет от взрослого похвалы (аплодисментов, слов «молодец» и др.)

1

Понимает условности, например, жест «я в домике», правила типа «если в тебя попал мяч, то ты проиграл и выходишь из игры», «кто собрал 3 жетона, тот победил и получает конфету» и пр.

1

Может предложить партнеру игру или другую совместную активность (действием, жестом, карточкой или речью)

1

Положительно реагирует на приглашение поучаствовать в игре или другой совместной активности, включается в нее

1

Понимает намерения другого человека и реагирует на них (например, понимает, что сиблинг претендует на ту же игрушку, которую он сам хочет, и старается заполучить игрушку быстрее)

2

Может утаивать информацию (например, в игре в прятки не выдавать своего положения, загадывать загадки)

1

2. Коммуникация. Общение в процессе взаимодействия [комм]

Понимает указательный жест и смотрит туда, куда показывают (палец показывающего должен быть на расстоянии не меньше метра от указываемого объекта)

1

Использует коммуникативные жесты (кивает, машет головой «нет», жест «дай», жест «стоп» и пр.)

2

Использует указательный жест

1

Если чего-то хочет, обращается к взрослому (жестом, словом, с помощью альтернативной коммуникации)

3

Умеет выражать согласие (жестом, словом, с помощью альтернативной коммуникации)

1

Умеет выражать отказ (жестом, словом, с помощью альтернативной коммуникации)

2

Выполняет правило «по очереди»

1

Может принять предложение обмена от другого человека (давай ты мне дашь яблоко, а я тебе огурец)

1

Может предложить что-нибудь в обмен на объект, который его интересует

1

Может в играх меняться ролями и выполнять функцию ведущего (например, быть ловом в догонялках)

1

Умеет задавать вопросы и слушает, что ему отвечают

1

Когда ждет своей очереди, следит за тем, что делает его партнер по игре/активности (если ждет места на горке или качелях, следит за тем, кто снаряд сейчас занимает)

1

С ним можно договориться по схемам «сначала-потом», компромисс, например, ты хочешь повторить игру 10 раз, а я 3, давай повторим 5, «если…, то…» )

1

Понимает правила и следует им (которые ему проговорили или продемонстрировали)

1

Выполняет социальные ритуалы (приветствие, прощание, выражение благодарности и пр.)

1

3. Формирование Я [Я]

Знает названия частей тела, может их показать в ответ на просьбу взрослого

1

Если устает, то сам изменяет уровень активности (например, уходит отдохнуть)

1

Способен потерпеть (подождать), несмотря на наличие выраженного желания что-нибудь сделать (не про физиологические потребности)

1

Умеет настаивать на своем. Приведите пример

1

Понимает смысл игровых (например, лов, ведущий) или социальных (например, сын, мама, папа, ученик, учитель и пр.) ролей, применяет их к себе

1

Может осознанно оказать физическое воздействие на другого человека (оттолкнуть, схватить, притянуть)

1

Использует местоимения «я», «ты» и их формы

1

Может сообщить (речь, альтернативная коммуникация) информацию о себе: сколько лет, как зовут, где живет, как зовут маму, что любит делать и пр.

1

4. Когнитивные процессы [когн]

Использует знак

коммуникативные карточки

1

пользуется речью

1

игрушки в соответствии с их предназначением

1

В играх и активностях, где нужно предлагать свой вариант, делает это (например, если нужно загадать животное, сыграть в «съедобное-несъедобное» в качестве ведущего или в игре «летела корова, читала газету» выбрать количество раз, которое будут хлопать в ладоши)

1

Может ответить на вопрос «что ты делал вчера?» или аналогичный

1

Может решить практическую задачу (сложность задачи не важна и может разниться от «добраться до интересного предмета на верхней полке шкафа» до «настроить телефон, чтобы он работал как пульт от телевизора»)

1

Может установить причинно-следственные связи между эмоциями и поведением (например, понять, что другой грустит, потому что упал, радуется потому что купили мороженое и пр. или знает и может сообщить это о себе)

1

Может установить причинно-следственные связи в нарративе (по сюжетным картинкам восстановить историю или разобраться, что произошло в мультфильме/рассказе)

1

Может ориентироваться по карте

1

Понимает прочитанный текст (уточнение – читает сам)

1

5. Игровые навыки [И]

Играет в совместные сенсомоторные игры (догонялки, в ямку бух, коза рогатая и пр.)

1

Играет в предметные игры

1

Играет в сюжетные игры с игрушками (везти кубики в гараж, укладывать куклу спать, в магазин и пр.)

1

Умеет притворяться или делать «понарошку»

1

Играет в сюжетно-ролевые игры без игрушек (где нужно играть какую-нибудь роль)

1

Участвует в играх с правилами, включающими несколько вариативных условий и условностей (камень-ножницы-бумага, съедобное-несъедобное, вышеног, светофор и пр.)

1

  emoautism@gmail.com          эмоции-аутизм.рф              vk.com/club167048651          emociiautism



Предварительный просмотр:

Кульминация

• Кульминация – самый яркий и интенсивный момент игры. В нем ребенок получает максимум удовольствия. Ради кульминации ребенок будет инициировать повторение игры, будет учиться новым навыкам.

• Самое простое, яркое и доступное удовольствие для ребенка с РАС – ощущение предпочитаемой сенсорной модальности.

Особенности игр

• очень короткие 5-20 сек

• в качестве кульминации – интенсивное ощущение предпочитаемой ребенком сенсорной модальности

• путь к удовольствию очень короткий и простой (на 1 и 2 этапах ребенку нужно только

а) сохранять внимание,

б)инициировать повторение игры)

• нет предметов (чтобы не отвлекали внимание)

• сохранение контакта глаз (со стороны взрослого все время)

• игры сенсомоторные, игры подвижные

• инструкций нет, работает ситуация

• игры обязательно совместные

• вознаграждение = действие со взрослым (нельзя давать вознаграждения, которые будут потребляться в одиночестве, будь то интересный предмет или еда).

Название игры

• Задачи:

• Ощущения:

• Кульминация:

• Особенности:

• Повторение:

• Схема:

• Подсказки:

1.Бззззз

Задачи:

• зрительный контакт (взгляд в лицо),

• удержание и тренировка разделенного внимания,

• тестирование допуска в личное пространство,

• тренировка устойчивости к эмоциональному напряжению в ожидании кульминации.

Ощущение: тактильные (давление+щекотка)

Кульминация: резкое движение примерно с 30-20 см и физическое давление+щекотка, сопровождаемое более высоким и быстрым звуком

Схема:

• собрать пальцы щепоткой, плавно небыстро приблизить руку к ребенку, когда останется 20-30 см сделать резкий рывок рукой и начать оказывать давление и щекотать ребенка;

• отойти дальше, чем в предыдущий раз, подходить щепоткой) к ребенку, когда останется 20-30 см сделать резкий рывок рукой и надавить-пощекотать ребенка;

• отойти еще дальше, увеличить время «долета» руки через усложнение траектории движения руки,

Подсказки:

• двигаться размеренно в процессе приближения

• в кульминации двигаться быстро

• действия сопровождать звуком «бзззз»

• давить чувствительно для ребенка

• давить и щекотать в течении 3 секунд

• для тренировки внимания водить рукой из стороны в сторону, вверх и вниз, с увеличением амплитуды

• все время смотреть в глаза ребенка

2.Коза рогатая

Задача:

зрительный контакт (взгляд в лицо),

удержание и тренировка разделенного внимания,

тестирование допуска в личное пространство,

тренировка устойчивости к эмоциональному напряжению в ожидании кульминации

Ощущение: тактильные (давление+щекотка)

Особенность: по сравнению с Бззз тактильный контакт плотнее

Кульминация: физическое давление+щекотка, сопровождается резким изменением скорости речи, высоты голоса

Повторение: стимулирование проявления инициативы ребенком (перемещает свою конечность поближе к вашей руке или вкладывает в ладонь)

Слова

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая

Забодаю-забодаю-забодаю (совпадает с кульминацией)

Схема:

начать со стопы, идти пальцами по всей длине ноги и дальше до подмышки, завершить на ребрах или подмышкой, в конечной точке сделать паузу в движениях и словах, потом сделать резкое движение и начать щекотать, сопровождая словами «забодаюзабодаю-забодаю»;  повторить 2 раза; сделать паузу, расположить руку рядом со стопой, спросить «еще?», если сделал движение стопой, начать игру.

Подсказки:

• двигаться размеренно

• в кульминации двигаться быстро

• стартовая точка и путь движения пальцев первые несколько занятий одинаковые

• смотреть в глаза ребенку в процессе всей игры

• давление пальцев пока «коза идет» и щекотка чувствительные для ребенка

3. Полетать

Задачи:

• зрительный контакт (взгляд в лицо),

• удержание внимания на взрослом, отслеживание его движений,

• социальный отклик на предложение игры  (на слово и жест),

• проявление инициативы ребенком в установлении физического контакта

• Ощущение: проприоцептивные  (растяжение), вестибулярные

• Кульминация: кружение (за руки или подмышки) и полет на подушку

• Повторение: касается своими руками ладоней взрослого

Схема:

1 раз - взять за руки, покружить («полетели!»), бросить («приземлились!»);

Повторение

вернуться в стартовую точку, встать в позу (лицо на уровне глаз ребенка, руки ладонями вверх протянуты), спросить «еще?» или «полетать?» Повторение дождаться когда ребенок коснется рук взять за руки или под мышки, покружить (полетели) бросить на подушку (приземлились)
Критерий для усложнения: подходит и сам кладет руки на ладони взрослого

Подсказки:

• находиться на уровне глаз ребенка

• двигаться размеренно

• не хватать руки ребенка, ждать его движения

• держать руки в приглашающем жесте  (ладони вверх находятся между ребенком и взрослым)

• смотреть в глаза

4. Подушка

Задачи:

• социальный отклик на предложение игры  (слово и жест),

• наблюдение за действиями взрослого и реакция на них …

Ощущения: вестибулярные, доп. Тактильные  (сжимать наполнитель, скрести пальцами по ковру), аудиальные (слушать шуршание)

Кульминация: катание на подушке

Повторение: стимулирование проявления инициативы (ребенок садится на подушку)

Схема:

посадить ребенка на подушку, покатать, предупредить1-2-3, высадить;

Встать на стартовую, предложить повторение (хлопок по подушке, «еще»?, «садись», взгляд в глаза). Когда ребенок сел, покатать, предупредить 1-2-3, высадить.

Повторение

Подсказки:

• катать быстро, с ускорением, в среднем три круга,

• 1-2-3 произносится в качестве предупреждения в конце катания,

• ребенка нужно обязательно с подушки высаживать (перевернув подушку) – иначе не ясно, где конец игры, и ребенок не сможет действием проявить инициативу к повторению

5. Прыг-скок

Задачи:

• удержание тактильного контакта и тренировка его длительности,

• ассоциирование речи с действиями

Ощущения: вестибулярные +визуальные (изменение картинки, в варианте на руках с переворотом вниз головой)

• Кульминация: резкое изменение положения тела в пространстве

Схема: посадить на гимнастический мяч / взять ребенка на руки, покачивать под слова стишка

Слова

• Прыг-скок, прыг-скок

• Скачет зайка серый бок

• Быстро скачет зай-ка

• Ты его поймай ка

* Красным выделены слова, под которые происходит кульминация удерживая за бока увеличить амплитуду и приподнять (подкинуть) над мячом опустить на мягкую поверхность (например, кресло-мешок), сделать паузу и ждать движений ребенка согнуться и перевернуть вниз головой дать немного повисеть вниз головой и вернуть в исходное положение

Повторение:

Инициатива ребенка может проявляться через движение на руках (покачивание) или попытку влезть на мяч

Подсказки:

• слова стишка отмечают начало, длительность, завершение игры

• кульминационное движение должно значительно отличаться от производимых в подготовительном этапе.

6. Шалтай

Задачи:

• удержание тактильного контакта,

• тренировка способности находиться в плотном физическом и эмоциональном контакте в группе

Ощущения: вестибулярные, проприоцептивные +визуальные (изменение картинки)

Кульминация: нет как таковой, каждое движение в игре несет интенсивные ощущения

Особенность: много людей, мало места

Схема:

взрослым договориться начинать тянуть в одну и ту же сторону 2 раза за игры на словах «свалился во сне» и «собрать» участники сначала отклоняются наружу, а потом делают движение в центр

Повторение:

после завершения слов взрослый делает паузу, протягивает руку ребенку, спрашивает «еще?», и ждет реакции ребенка

Подсказки:

взрослые должны делать резкие наклоны влево-вправо и сильно тянуть за собой

ребенка, если при этом ребенок не сможет усидеть на одном месте – ничего страшного на словах «свалился во сне» и «собрать» можно делать движение сначала к центру, а потом наружу; тогда можно усилить эффект подъемом и разбрасыванием рук.

7. Пузырь

Задачи:

• удержание тактильного контакта,

• тренировка способности находиться в плотном физическом и эмоциональном контакте в группе

Ощущения: проприоцептивные  (растяжение), вестибулярные

Кульминация: максимально сильно растянуть руки, разжать их и упасть

Особенности: по сравнению с Шалтаем дистанция может изменяться и недолго остается совсем близкой

Слова: • Дуйся-дуйся пузырь,

• Раздувайся большой

• Оставайся такой

• Да не лопайся

* Красным выделены слова, под которые происходит кульминация

Схема:

Подготовка пространства

взяться за руки, собраться в одной точке, под слова постепенно расходиться, в дальней точке максимально дать усилие на растяжение, отпустить руки и упасть

Повторение: в паузу подняться, взять второго взрослого за руку и протянуть руку ребенку, спросить «еще?», ждать реакции

Падение

Подсказки:

• взрослые должны очень сильно натягивать руки,

• лучше подложить под ребенка подушку,

• взрослые должны падать театрально (привлекает внимание, вызывает у многих детей интерес)

8.Зернышко

Задачи:

• саморегуляция (оставаться спокойным и не двигаться)

• ассоциирование речи с действиями

• Ощущения: вестибулярные, тактильные (ощущение границ тела)

• Кульминация: выкатывание из одеяла

• Особенность: тактильный контакт не является прямым

Слова:

• Посадили мы зернышко

• Лежит зернышко не шевелится, ждет весну

• А потом пришла весна

• И зернышко выросло

* Красным выделены слова, под которые происходит кульминация

Схема: помочь лечь правильно, завернуть в одеяло, выкатить из одеяла; …

Повторение: пауза, вопрос «еще?» и постукивание по одеялу, ребенок должен прийти и лечь на одеяло

Подсказки:

• если ребенок в первый раз начинает в середине процесса вылезать и дергаться его нужно максимально быстро выкатить из одеяла (дать кульминацию), если понравится, он вернется на повтор и выдержит до конца;

• выкатывать нужно быстро, но аккуратно, следить, чтобы а) не вылетели в стенку (легкие дети), б) не стукнулись готовой,

• если ребенок напряжен (как дерево) и сопоставим по размеру с взрослым, то нужно замедлить выкатывание

9.Догонялки

Задачи:

• зрительный контакт,

• удержание и тренировка разделенного внимания,

• тестирование допуска в личное пространство,

• тренировка устойчивости к эмоциональному напряжению в ожидании кульминации,

• реакция на действия партнера

Ощущения: проприоцептивные (растяжение), тактильные (щекотка, давление)

• Кульминация: эмоциональное напряжение в ожидании кульминации («саспенс»), момент поимки и «возни»

• Повторение: контролирует взрослый

Играет сам с собой

Схема:

1. Приблизиться

2. Поймать

3. Отпустить

Приближение: позиция лицо на уровне глаз ребенка, шаги широкие и медленные, брови нахмуренные, интонации злодейские, скорость речи медленная, руки широко расставлены, локти согнуты, предплечья и пальцы направлены к ребенку Предупреждение

приблизившись к ребенку максимально близко, перед контактом сделать паузу, поднять руки вверх (нависнуть над ребенком) и оттуда сверху сделать быстрое движение (схватить),

Поимка сделать быстрое движение (схватить), подергатьподавить- потрясти-пощекотать и отбежать; не нежно

Толстый намек

если не убегает после нескольких поимок, то нужно несколько раз «промахнуться» - после нависания сделать резкое движение к ребенку и хлопнут громко ладонями по полу рядом с ним, порычать, можно ребенка подтолкнуть, чтобы убегал.

Подсказки

• максимум театральности

• во время поимки создайте ребенку неудобства, чтобы он не очень стремился попадаться вам в руки

• после поимки создайте дистанцию, чтобы была возможность «нагонять саспенс»

Подсказки

• промахиваясь, хлопайте громко по полу и рычите

• можно подтолкнуть и сказать «убегай»

• помощник может помогать ребенку убегать на первых порах

• приближайтесь к ребенку медленно

• …но неотвратимо (не останавливайтесь)

10.Бабайка

Особенность: отличается от догонялок только одеялом

• Ощущения: проприоцептивные (растяжение), тактильные (щекотка, давление) + тактильное ощущение от одеяла и визуальное от ограничения видимости

 Кульминация: эмоциональное напряжение в ожидании кульминации («саспенс»), момент поимки и «возни»

11. Царь горы

Задачи:

• установление и удержание тактильного контакта

• внимание к действиям взрослого, их ожидание

Ощущения: вестибулярные, тактильные

Кульминация: падение на подушку с возвышения

Особенность: почти нет визуального контакта

Повторение: инициация через действие и положение тела (вернуться в стартовую точку, влезть на стол спиной к взрослому)

Вам понадобится

Столик лакк икея Кресло-мешок * 2 шт

Подготовка пространства

положить подушки с противоположных сторон стола, сесть на него, заняв 50% места, попросить помощника усадить ребенка в зеркальную позу, лицом к подушке спиной к взрослому

Схема:

в качестве предупреждения посчитать 1-2-3 и столкнуть ребенка со стола на подушку

Повторение: подождать пару секунду, привлечь внимание ребенка, похлопать по столу и спросить «еще?», свое желание продолжить играть он может выразить, взобравшись на стол

Подсказки:

• сталкивать ребенка нужно спиной (не руками) плавно, но быстро

• мат/подушка должны быть достаточного размера, чтобы ребенок не свалился за его пределы,

• столик невысокий и неширокий, чтобы как раз два человека спина к спине помещались, столешница без бортиков.

12.Гамак

Задачи:

• нормализация эмоционального и физического состояния (успокоение),

• Ощущения: вестибулярные

• Кульминация: нет как таковой, покачивание в одеяле

• Повторение: инициация через действие (дать углы одеяла взрослому)

Схема: расстелить одеяло, положить ребенка вдоль, поднять и покачать предупредить об окончании 1-2-3, опустить на землю Повторение: нагнуться, протянуть руку к углу одеяла, сказать «дай» (так сделать с двумя углами, позже можно увеличить до всех 4-х)

Если тяжелый «Стирка»

Подсказки:

• если ребенок тяжелый – нужно поднять борта и поперекатывать, не отрывая от земли

• по сути является вознаграждением, взаимодействие можно организовать не в процессе, а вокруг этой активности

13. Гуляки

Задачи:

• установление и удержание тактильного контакта

• тренировка способности находиться в физическом и эмоциональном контакте в группе

• социальный ответ через положение тела или жест

• Ощущения: вестибулярные, проприоцептивные (растяжение)

• Кульминация: игра равномерно богатая на удовольствие, усиление интенсивности через встряхивание в крайних точках, полет на подушку

• Повторение: инициация через положение тела (встать спиной к взрослому и поднять вверх руки) или через жест

Схема: нужны 2 взрослых человека, надо приготовить подушку/мат /диван, встать рядом, взять ребенка за руки и за ноги под слова раскачивать из стороны в сторону на «апчхи» в крайних точках встряхивать , на последнее «пчхи» или «плюх» опустить / бросить на подушку/ мат /диван Выставить руки в приглашающем жесте,

спросить «еще?»  Ребенок дает руки одному взрослому второй взрослый располагает ладонь рядом со стопой ребенка говорит «дай ногу» и ждет ответного действия

Подсказки:

• раскачивать с большой амплитудой,

• на мягкую поверхность не плавно опускать, а бросить с небольшого расстояния

14 .Репка

Задачи:

• установление и удержание тактильного контакта

• внимание к действиям взрослого, реакция на них

• социальный отклик через действие

• Ощущения: проприоцептивные, тактильные, вестибулярные

• Кульминация: растягивание рук и корпуса («тянем-потянем») и полет на кресломешок

• Повторение: инициация через действие, возвращение на стартовую позицию (подойти к взрослому, который выполняет роль «бабки», и сесть)

Организация:

• Ассистент сидит на полу, вытянув вперед разведенные ноги

• Кресло-мешок перед ассистентом на расстоянии примерно 1,5-2 метра от его корпуса

• Взрослый-ассистент садится на пол так, чтобы со всех сторон было свободное пространство, сзади оно должно составлять не менее 1 метра ≈ 2 м 1 м

Роли

1. Бабка – участник игры, который сидит на полу позади другого сидящего участника.

2. Репка – участник игры, который сидит перед «бабкой»

3. Дед – участник, который ходит вокруг других участников и тянет «репку»

Схема:

• Бабка садится на пол. Репка садится перед ней(ним), спина к груди. Бабка обнимает Репку за пояс.

• Дед обходит сидящих на полу по кругу один раз и произносит слова присказки.

• Встав напротив сидящих на полу участников Дед задает Бабке вопрос, Бабка дает положительный ответ.

• Дед берет Репку за руки и делает 3 тянущих движения, Бабка при этом крепко держитРепку.

• На 4-й раз Дед вытягивает Репку (потому что Бабка отпускает его/ее) и перекидывает

ребенка на кресло-мешок

Слова:

Присказка-1 Дед: «Посадил дед репку Выросла репка большая пребольшая»

Вопрос-ответ Дед: «Бабка-бабка, созрела ли репка?»

Бабка: «Да»

Речевое сопровождение кульминации

Дед: «Тянем-потянем, тянем потянем, тянем-потянем и вытянули репку»

Обход

• Присказка и обход работают только вместе• Обход нужен обязательно, потому что ребенку проще ждать, когда ему есть на что посмотреть

• Наличие обхода позволяет тренировать ожидание и саморегуляцию

• Длительность ожидания равна кругу (и длительности присказки). Ребенок может предсказать, когда это все закончится)) Вытягивание репки

• На «тянем» Дед делает усилие и тянет ребенка на себя, на «потянем» усилия нет, Дед позволяет ребенку сесть на прежнее место.

• Нельзя отпускать руки ребенка между движениями.

• Нельзя добавлять дополнительные слова, а значит нельзя увеличивать временной промежуток между потягиваниями.

• Бабка держит достаточно крепко, но не жестко фиксирует пояс ребенка. При потягивании корпус ребенка немного смещается вместе с движениями.

Повтор:

• Бабка сидит на месте.

• Дед стоит между Бабкой и креслом мешком, не перегораживая путь ребенку к Бабке.

• Бабка стучит ладонями по полу и/или тянет руки к ребенку и спрашивает «ещё?».

• Дед молчит, чтобы не привлекать внимание.

• Ребенок должен вернуться на стартовую точку, то есть подойти к бабке и сесть на пол.

Подсказки:

• Вместо кресла-мешка может быть несколько подушек, диванные подушки и любые другие предметы, обеспечивающие мягкое приземление.

• Если ребенок не любит/боится падать, то можно оставить в кульминации только вытягивание.

• Если ребенку тяжело ждать, Дед может произносить присказку и делать обход очень быстро.

• Роли жестко закреплены, смены ролей в ходе одного занятия нет.