Выступление

Сугадаева Марина Эдуардовна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя школа №40 г Улан- Удэ»

Сугадаева Марина Эдуардовна,

учитель русского языка и литературы

Выступление на МО по теме

«Формированиеу учащихся  мотивации к изучению русского языка и литературы

Слайд 1

                Формированиеу учащихся  мотивации к изучению русского языка и литературы

Мотивы и мотивация.

Слайд 2.

Константин Дмитриевич Ушинский сказал: «Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить».  Наша задача как педагогов, именно «приохотить», привлечь, приобщить ученика к учению. Без пробуждения интереса к учению, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у ребят желание «приохотиться» к источнику знаний? Как мотивировать познавательную деятельность школьников? Над этой проблемой я работаю 2-ой год. «Психологический закон гласит: прежде чем призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересовать  его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у  него напряжены все силы, необходимые для неё», - писал Л.С. Выготский. Другой известный психолог А.Н. Леонтьев подчеркивал: «Деятельности без мотива не бывает».

Слайд 3.

Мотивы (интересы, потребности, стремления, убеждения, идеалы, эмоции, влечения, инстинкты, установки) – это то, что побуждает человека к деятельности, ради чего она совершается.

Мотива́ция (от лат. movere) — побуждение к действиюпсихофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Деятельность, лишенная смысла, лишенная ценностей основы, не имеет права присутствовать в содержании школьной жизни.

Внутренний мотив учебной деятельности всегда должен предшествовать и сопутствовать обучению. Мотивация учения – не стихийно возникающий процесс, и рассчитывать здесь только на природные задатки было бы опрометчиво и неперспективно.

Мотивацию надо специально формировать, развивать, стимулировать.

     Мотивация учебной деятельности - процесс формирования и закрепления у школьников положительных мотивов учебной деятельности.

Актуальность проблемы мотивации учебной деятельности школьников.

Мотивация обучения и стимулирования деятельности школьников – одна из основных задач любого педколлектива. Почему? В чем актуальность, значимость проблемы мотивации учебной деятельности школьников.

Характеризуя современное состояние традиционного школьного образования, практически все авторы в ряду негативных тенденций обязательно отмечают такие явления, как снижение двигательной и познавательной активности школьников в учебной деятельности, замедление их физического и психического развития, высокий уровень психоэмоционального напряжения.

Сегодня наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны или с негативной мотивацией поведения (влияние негативной социальной среды), или немотивированностью основной массы школьников, следовательно, со снижением базовых показателей их обученности и воспитанности. Поэтому формирование учебной мотивации без преувеличения можно назвать одной из проблем современной школы.

С целью выявить мотивы учебной деятельности школьников 5-9 классов, мною было проведено анкетирование.

Слайд 4.

Анкета «Мотивы учебной деятельности»

  1. Учусь потому, что на уроках интересно.
  2. Учусь потому, что заставляют родители.
  3. Учусь потому, что хочу получать хорошие отметки.
  4. Учусь для того, чтобы подготовиться к будущей профессии.
  5. Учусь потому, что в наше время учатся все, незнайкой быть нельзя.
  6. Учусь потому, что хочу завоевать авторитет среди товарищей по учебе.
  7. Учусь потому, что нравится узнавать новое.
  8. Учусь потому, что нравится учитель.
  9. Учусь потому, что хочу избежать плохих отметок и неприятностей.
  10. Учусь потому, что хочу больше знать.
  11. Учусь потому, что люблю мыслить, думать, соображать.
  12. Учусь потому, что хочу быть первым учеником.

Занимательность как способ мотивации в изучении русского языка.

      Я преподаю русский язык и литературу в 5-6 классах, поэтому, учитывая возраст ребят, считаю, что одним из основных способов мотивации в изучении русского языка является занимательность, особенно в этих классах.

Как сделать интересным строгое грамматическое правило? Как поддержать естественное желание детей узнать что-то новое и необычное, если речь идет о правилах правописания? Каждый учитель, сталкиваясь с этими проблемами, находит оригинальные пути их решения, используя в обучении такие приемы, в силу которых он верит.

Чтобы достичь успехов в постижении того чудесного и таинственного, что скрывается за словами «русский язык»,  я прибегаю к таким приемам, четко продумывая этапы уроков, отбирая материал, действующий на восприятие, осознание, запоминание, обеспечивающий прочность знаний.

Приёмы мотивации, используемые мною на уроках.

Слайд 5.

 Игровой урок. Такая его форма, как путешествие, особенно эффективна при повторении изученного. Так при повторении темы «Имя прилагательное» в 6 классе одним из заданий было найти ошибку в игровой форме.

«Вкралась ошибка!»

 Волга ширее Дона.

Волга шире Дона.

С наступлением весны дни становятся длиньше.

С наступлением весны дни становятся длиннее.

Из двух зол выбирай более меньшее.

Из двух зол выбирай   меньшее.

Нет ничего красивше природы родного уголка.

Нет ничего красивее природы родного уголка.

Сделаем вывод. Какие ошибки были допущены в данных предложениях?(грамматические: неправильное образование степеней сравнения  имён прилагательных)

Слайд 6.

«Урок - лингводилижанс» проходил в 6-м классе по теме «Соединительные гласные О и Е». Путешествуя по стране Словообразование, ребята побывали и в деревне Дедушки Корня (чередование гласных о-а в корнях кос-кас, гор-гар; е-и  в корнях бер-бир и т.д.), и в Королевстве приставок Пре- и При-, а на станции Крепкий орешек (соединительные гласные о - е) учащиеся получили такое задание: сравнив написание слов, сделать вывод, от чего зависит выбор соединительной гласной. «Расколоть орешек» удастся только тем, кто сделает верный вывод.

Слайд 7.

Интерес к сложному материалу вызывает и такой прием, как инсценирование, который использую как на уроках русского языка и литературы. После изучения темы «Правописание гласных о, е, ё после шипящих в разных частях слова» разыгрываем спектакль (Грамматическая сказка) «Вовкины двойки, или как Вовка буквы искал». Двоечник Вовка попадает в Королевство волшебницы Грамматики, и, чтобы выбраться оттуда, он должен найти пропавшие буквы о, е, ё и исправить все свои ошибки. Вовка побывает в шатре Корня, замке Суффикса, чертогах Окончания, достойно пройдет все испытания и отыщет буквы. Вот момент из этого урока.

В шатре Корня.

Ведущий: На исходе дня он добрался до восточного шатра, в котором жил сам Корень.

Корень: Ну, рассказывай, Вовка, с чем пожаловал?

Вовка: Послали меня к вам шипящие на поиски сестер их, букв О и Ё, не у вас ли они живут?

Корень (хитро улыбаясь): Знаю я этих сестриц, но чтобы их увидеть, должен ты самостоятельно различить эти буквы в припевках.

(На плакате)

  1. Ж..сткой щ..ткой ш..рстку трет

Добродетельный енот.

  1. И расч..ской чешет ч..лку

Дочке ж..лтенькая пч..лка.

Вовка (в смятении в зал): О или Ё? Они, как близнецы, звучат совершенно одинаково. Пропал я, совсем пропал! Надо было правило учить! Так, надо собраться и поразмышлять. Где я нахожусь? В замке Корня. Корень! Что и когда пишется в корне? Ага! «Расческой чешет» - вот однокоренные слова, где «чешет» является проверочным для «расчески».

Значит, щётка – щетина,

Шерстка – шерсть,

Пчелка – пчела,

Жёлтенькая – желтеть.

(Вовка уверенно пишет Ё на месте пропусков)

Корень: Верно, в царствии моём

Смело пишем букву Ё.

Но, однако, не всегда.

Догадайся, О когда?

Вовка (напрягаясь, морща лоб): Вспомнил, честное слово, вспомнил, стишок такой на уроке учил.(Тараторит, прыгая то на левой, то на правой ноге)

Шоколад, шофер, крыжовник,

Шов, шоссе, обжора, шорник,

Капюшон, жокей, чащоба,

Шорох, чопорный, трущоба.

Корень: Ну что же, молодец! Ты справился с моими вопросами. Но я не могу тебе вернуть буквы О и Е. Они вернутся к тебе, когда ты выдержишь экзамен Суффикса и Окончания! Удачи тебе!

Инсценирование грамматических сказок позволяет соблюдать единство научности и занимательности: чтобы настроить ребят на восприятие сложного материала, приходится продумывать и оформление (музыкальное, наглядное, вещественное).

Слад 8.

 Создание  проблемной ситуации для решения грамматической задачи:

  1. Петя Ошибкин утверждает, что в слове «сделал» надо писать букву «з», потому что после приставки идет звонкий согласный звук [д]. Прав ли Петя?
  2. Петя Ошибкин в слове «здесь» букву «эс» и рассуждал он при этом так: «Пишу букву «эс», потому что приставки «зэ» не бывает». Верно ли объяснил Петя Ошибкин?

Слайд 9.

Помогает поддержать интерес к предмету и нестандартное начало урока: загадка, шарада, чтение стихотворения, рифмованного правила по теме, необычное задание. Например, первый урок по теме «Имя числительное как часть речи» начинаю по рисунку «Незнайка у ворот Числограда». Ворота откроются тогда, когда учащиеся правильно определят, к какой части речи относятся слова, написанные на стене Числограда: два, двойной, второй, двойка, удвоить дважды, вдвоём.

Слайд 10

На уроках литературы

        Использую ИКТ:

Презентации от  Инфоурока,

Сообщения учеников о писателях или определенном этапе их жизни.

Идет совместный поиск ответа. Вообще частично-поисковый метод, когда под руководством учителя ребята овладевают отдельными этапами научного познания, является ведущим элементом русского языка, особенно при изучении нового материала.

Школьники учатся исследовать условия задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможными способами его преобразования. При решении поисковых задач, когда нужно проанализировать новые языковые явления, учащиеся самостоятельно определяют проблему, сами намечают ход решения, подбирают дополнительные языковые факты, выбирают способ решения проблемы, т.е. осуществляют поиск.

Процесс выполнения заданий поискового характера, безусловно, творческий – это своеобразное лингвистическое исследование, рассуждение на лингвистическую тему.

Слайд 11.

Например, учащимся предлагается поисковая задача.

В чем своеобразие употребления местоимения свой в следующих выражениях: в своем роде, на своем месте, не своим голосом, поставить на своё место, мастер своего дела, идти своей дорогой?

В данном случае вопрос, являясь инструментом самостоятельного анализа языковых явления, играет существенную роль в процессе решения задачи: он направляет деятельность учащихся.

Прежде чем ответить на вопрос, школьники вспоминают сведения о значении, грамматических признаках и роли местоимения свой в речи, затем выявляют своеобразие приведенных примеров с точки зрения употребления в них этого местоимения.

В процессе решения поисковой задачи учащийся создает текст-рассуждение, что способствует не только выработке навыков анализа, исследования языковых явлений, но и развитию связной речи.

Следует учитывать, что самостоятельный анализ языковых явлений, т.е. поисковая деятельность, осуществляется именно в ходе решения поисковой задачи. Таким образом, применительно к русскому языку определение поисковой задачи можно сформулировать как задачу, в процессе решения которой, учащиеся, самостоятельно анализируя языковые явления, «открывают» новые знания и способы их добывания.

Итак, чтобы увлечь ребят предметом, мотивировать их учебную деятельность, необходимо умело подбирать дидактический материал, показывать жизненную необходимость той работы, которая ведется на занятии, создавать творческую обстановку, способствующую мыслительной деятельности учащихся, строить урок на основе научности, занимательности, стремиться пробудить способность чувствовать красоту языка, наслаждаться им.

 Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы как способ повышения учебной мотивации  

 

Учитель литературы не должен смотреть на себя лишь как на пропагандиста готовых научных решений и выводов. Он может ставить перед классом и перед собой проблемы нерешенные, дискуссионные, нуждающиеся в исследовании не только ради упражнения, но и ради поисков истины. И ученикам важно увидеть нечто, выходящее за рамки усвоения готовых решений, регламентированных упражнений. Так, например, анализ художественного текста может проводиться как на уровне ознакомления с уже существующей трактовкой, так и на уровне самостоятельных, полезных, пусть и неоригинальных наблюдений и обобщений, а также на уровне маленьких открытий, позволяющих по-новому взглянуть на знакомый текст, почувствовать его глубину.

Поэтому исследовательскую работу на уроках литературы следует рассматривать с двух точек зрения: как метод преподавания и как уровень, до которого могут подняться школьники в своей деятельности. Учебное исследование становится реальным, когда мы сумеем подготовить к этому уровню работы и себя, и учащихся. Речь идет о постепенном освоении исследовательского подхода к темам, о работе, требующей настойчивости в накоплении знаний и умений, полезной - в том смысле, что она может стать дорогой к творческому труду.

Исследование может быть организовано на всех этапах обучения литературе: некоторые элементы исследовательского подхода школьникам следует осваивать уже в детском и подростковом возрасте, тогда более реальным будет подъем к высшему уровню творческой самостоятельности.

Какими же могут быть первые шаги начинающих исследователей?

Слайд 13.

Курс литературы в 5-6 классах предоставляет много возможностей для этого. Например, изучается "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях". Программа содержит тезис: "Близость сказки Пушкина к народным сказкам"... Как же не сказать, что истоком послужила народная сказка, записанная поэтом со слов Арины Родионовны? Для развития подростков-читателей интересно и важно посмотреть, что и как придумывает Пушкин, попробовать догадаться, зачем он это делает? Так возникает исследовательская задача, соединяющая учебный и научный смысл.

В соответствии с программой дети в среднем звене должны освоить начальные понятия о литературе как искусстве слова; именно на этой ступени крайне важно вести детей к обобщениям, учить не только повторять и иллюстрировать теоретические понятия, но пользоваться ими как инструментом познания. Иначе литературная теория будет накапливаться в виде материала для заучивания.

Может ли тут помочь исследование?                                                                                                                          

Слайд 14.

При изучении произведения Пришвина "Кладовая солнца" ежегодно перед детьми встает вопрос: "Почему оно называется сказкой-былью?" Решить проблему можно просто: отыскать в тексте то, что напоминает сказку и то, что выглядит былью. Но можно пойти другим путем и попытаться исследовать особенности пришвинского стиля, вся прелесть которого в том, чтобы одновременно верить и реальному, и волшебному. Это не разные компоненты повествования. Суть в том, что они отчетливо ощутимы и совершенно неразделимы в каждой детали текста.

Как же дать детям почувствовать взаимопроникновение обыденного и чудесного? Остановить внимание на деталях и выступить в роли исследователей помогут следующие задания:

О чём говорят имена детей и клички животных, как характеризуют они их носителей?

По следам тех, кого нет, но кто присутствует на страницах произведении, как найти сведения о них?

В лес за Настей и Митрашей (растения, звери, птицы).

Накопив наблюдения, класс приходит к понятию "олицетворение". Но есть у Пришвина и более глубокое, скрытое значение этого понятия. Все олицетворения в сказке-были, весь ход повествования ведут к постижению того, что человек осмысляет и одушевляет природу. Эта способность человека и есть предназначение.

С учащимися 5-6 классов приходилось не раз рассматривать литературу в связи с другими искусствами - музыкой, живописью, театром. На уроках мы стремимся говорить со школьниками о содружестве искусств, соединять литературное развитие с эстетическим. Перед ребятами встают вопросы: как с помощью языковых средств художник слова описывает какое-то явление действительности, передает свои ощущения и впечатления и как те же самые явления и внутренние переживания раскрываются в произведениях живописца, композитора? Какими приемами пользуются писатели, художники, композиторы при создании близких образов? Какие средства изобразительности, эмоционального воздействия имеются у музыкантов и художников, и как с этими средствами соотносятся языковые возможности в передаче сходных образов? Как взаимодействуют основные роды искусств, какое влияние оказывают роды искусств друг на друга? На эти непростые вопросы ищут ответ ученики на занятиях.

Индивидуально – дифференцированный подход. Индивидуально-дифференцированный подход использую как на уроке, так и при выполнении домашнего задания. Из предложенных 2-3 упражнений выбрать одно. Как правило, учащиеся сразу смотрят на объём упражнения, а не на задания к упражнению. При этом я говорю, чтобы внимательно читали задания, а затем выбирали.

Слайд 15.

Участие в конкурсах и олимпиадах различного уровня

Школьникам всегда хочется выступить так перед товарищами, чтобы вызвать внимание, услышать заслуженную похвалу, заметить благодарные взгляды. Исследования трудных, дискуссионных, не вполне решенных проблем пробуждают у школьников сознание серьезности их литературных исканий.

В заключение следует отметить самое существенное, что может внести учебное исследование в процесс преподавания литературы - это помощь в формировании самосознания школьника, в обретении позиции заинтересованного и ответственного участия в познавательной и творческой работе на уроках литературы, в мотивации учебной деятельности учащихся.

Слайд 16

Заключение

      Сегодня школа находится в неустанном поиске новых, более эффективных подходов, средств и форм обучения и воспитания учащихся.

Если раньше на уроках мы пробуждали интерес к учению, то теперь его надо развивать, а это значит разработать для занятий целую систему творческих заданий.

Система творческих заданий для развития мотивации к учебной деятельности - это комплект, в который входят творческие задачи с интересным содержанием из трех основных групп:

1) причинно-следственные связи,

2) комбинирование информации,

3) планирование и выполнение практической деятельности.


Предварительный просмотр: