Программа «Музей-микромир, мир-макромузей»

Цель программы: создать условия для развития личностных свойств, формировать потребность в саморазвитии коммуникативных  качеств.

       Обучающие задачи: развитие познавательного интереса к истории страны, умение донести свои

знания до слушателей.

       Воспитательные задачи: воспитание личности патриота, гражданина.

       Развивающие задачи: овладение навыками монологической речи, умение работать с аудиторией.

Программа адресована учащимся 5- 9 классов.  ). Режим занятий: число часов в неделю-1,в год-35 часов.

Срок реализации программы-1 год.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ ВЕРХНЕДНЕПРОВСКАЯ СОШ № 3

ДОРОГОБУЖСКИЙ РАЙОН
СМОЛЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Программа  «Музей-микромир,мир-макромузей»

Цель программы: создать условия для развития личностных свойств, формировать потребность в саморазвитии коммуникативных  качеств.

        Обучающие задачи: развитие познавательного интереса к истории страны, умение донести свои

знания до слушателей.

        Воспитательные задачи: воспитание личности патриота, гражданина.

        Развивающие задачи: овладение навыками монологической речи, умение работать с аудиторией.

Программа адресована учащимся 5- 9 классов.  ).

Режим занятий: число часов в неделю-1,в год-35 часов.

.

 

Срок реализации программы-1 год.

 

Прогнозируемый результат: учащийся самостоятельно ведёт экскурсию по одному из отделов школьного музея.

Автор программы Танавская Л.А., учитель русского языка и литературы, руководитель школьного музея.

Пояснительная записка

В последние годы в связи с общей демократизацией культурной жизни страны все больше усиливается интерес к истории родного края, сейчас активно разрабатываются и реализуются региональные и краеведческие программы. Значительный интерес в этой связи представляет деятельность музеев, выставок, экспозиций по истории, культуре и природе родного края. Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся нередко становится создание музеев в образовательном учреждении.

Министерство образования России рассматривает музеи как эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи. Музей способствует воспитанию, обучению, развитию и социализации обучающихся.

Школьный историко-краеведческий музей ориентирован на решение проблемы музейной коммуникации и направлен в первую очередь на решение задач активизации творческих способностей личности. В рамках музея осуществляются следующие виды деятельности: информирование, обучение, развитие творческих начал, общение, отдых. Эти виды деятельности реализуются в форме лекции, консультации, экскурсии, музейного урока, занятия в кружке, викторины, исторической игры, конкурс экскурсоводов, посиделок, олимпиады, Дня открытых дверей, КВН и др.

Основной принцип деятельности – предоставление посетителям (на базе школы, прежде всего детям) возможности заниматься тем, что их интересует, создание условий для самореализации.

Джон Локк сказал: « Лучший путь к истине – это изучать вещи, как они есть, а не верить, что они такие, как нас этому учат». Уроки истории, литературы, географии Смоленщины, проводимые в стенах музея, дают учащимся реальную возможность приобрести навыки понимания и анализа музейного предмета (экспоната) как одного из средств наглядности, как носителя фактической информации. Учащиеся получают элементарные знания по музееведению. Главный итог курса – защита экскурсии и конкурс экскурсоводов.

Необходимость данной программы  обусловлена тем, что именно в этом возрасте у ребят возникает желание самореализоваться через монологическое высказывание перед публикой. Проведение экскурсий в школьном музее позволяет учащимся проявить свои организаторские, коммуникативные и аналитические способности. Данный курс практико-ориентированный. Темы и задания рассчитаны на эмоциональную отзывчивость и интеллектуальный поиск. В рамках данного курса школьники имеют возможность применить знания, умения и навыки по предметам регионального компонента в новых условиях – в школьном музее. Программа может быть использована в школах, где имеются музеи, уголки, выставки, экспозиции. В этом случае риторическая часть должна отражать местный материал.

Основные задачи программы:

- развитие познавательных  интересов и способностей  учащихся;

- овладение учащимися  практическими навыками музейной, поисковой и   исследовательской работы;

- формирование у школьников сознательного и творческого подхода к культурному наследию;

- формирование системы знаний о музееведении как результате

  краеведческой, туристской и экскурсионной работы учащихся и  педагогов;

-  профориентация учащихся на гуманитарные специальности.        

       

Содержание и структура программы.

В основу курса положено изучение работы школьного музея такого профиля, как историко-краеведческий. Программа предполагает осуществление межпредметных связей: изучение как истории  родного края, так и его географических особенностей, экономических связей и народного творчества. Занятия по курсу предусматривают не только усвоение музейных понятий, но и поисковую работу, экскурсии, составление экскурсоводческих сопровождений по выбранной теме. Всё это позволяет расширить кругозор учащихся, пробудить интерес к музейному предмету как к памятнику материальной или духовной культуры.

Объём различных форм учебной работы:

Всего аудиторных занятий

35 часов

в том числе

Вводное занятие

Лекции                                

1 час

10 часов                            

Практические занятия

Экскурсии

8 часов

9 часов

Самостоятельная работа (проектная деятельность)

4 часа

Форма контроля  -   защита экскурсии                                

2 часа

Подведение итогов, выдача сертификата

1 час

Программа

Тема №1. Вводное занятие «Я поведу тебя в музей» – 1 час.

Общий обзор экспозиций школьного историко-краеведческого музея. Цель и задачи курса. Краеведение - комплексное изучение природы, культуры и истории родного края.

Тема №2. Становление музейного дела в России -2 часа

Исторические этапы процесса осознания культурной ценности предметов. Княжеские сокровищницы, Московский Кремль. Первые музейные учреждения при Петре 1 и Екатерине 2. Публичные музеи 19 в. 1918 г. – «Инструкции об охране, учете и регистрации памятников старины и искусства вне Петрограда». Первая Всероссийская музейная конференция 1919 г. 1930 – е годы – «концентрация музейного имущества» – утрата культурного наследия. Судьба дорогобужского краеведческого музея. Музеи идеологического значения. Разделение государственных музеев на категории. Постановления 1978 и 1980 годов. Федеральный закон РФ от 26 мая 1996 г. «О музейном фонде РФ и музеях в РФ». «О деятельности музеев образовательных учреждений» (Письмо Министерства образования РФ от 2003 года).

Тема №3. Профиль и функции музея-3 часа

 Краткая характеристика музейных профилей. Основные понятия: музейный предмет, музейное собрание, комплектование музейных фондов, инвентарная книга, экспозиция.

Тема №4. Экскурсия в городской историко-краеведческий музей – 2 часа.

     Обзор экспозиций музея. Собирание материала для творческой работы.

Тема №5.  Заочная экскурсия в музей одной песни «Катюша» или в Янтарную комнату –2 часа      История создания музея. Обзор экспозиций музея

Тема №6.   «Лента времени» в фондах школьного музея -2 часа

      Межпредметные связи. Дорогобужский край: история, география, литература, народное творчество. Музей как отражение человеческого труда и опыта в пространстве и во времени.

Тема №7. Практическая работа по оформлению уголка, выставки, экспозиции в школьном музее -4 часа

      Отделы музея: русская изба; Дорогобуж в годы Великой Отечественной войны; история школы.

Тема №8. Экскурсия как искусство монологической речи -3 часа

     Требования к экскурсоводу. Профессиональные особенности его работы. Культура, техника речи.

Тема №9. Экскурсия в Болдинский монастырь-2 часа

Тема № 10.Практическая работа с экспонатами, занесение их в инвентарную книгу, маркировка предметов, реставрация  экспонатов.-4 часа

Тема № 11.Экскурсия в село Алексино-2 часа.

Тема № 12.Самостоятельная работа: составление рассказа об одном из экспонатов-2 часа.

Тема № 13.Самостоятельная работа : рецензирование устных рассказов об экспонате-1 час.

Тема № 14.Экскурсия в музей КЦ «Дорогобуж». Наблюдение за работой экскурсовода.-1 час

Тема №15. Самостоятельная работа: составление плана будущей экскурсии по выбранной экспозиции, отбор нужных экспонатов и их размещение.-1 час

 Тема № 16 Защита проекта « Я - экскурсовод». - 2 часа.

Тема №17 Подведение итогов. Вручение удостоверения юного экскурсовода.-1 час.

Основные виды деятельности учащихся:

- работа по учёту и хранению экспонатов;

- составление понятийного словаря;

- исследование учащихся и подготовка сообщений;

- написание мини-сочинений;

- ролевая игра;

- тренинг в монологических высказываниях;

- оформление проекта экскурсии по выбранной теме;

- представление  эпизода экскурсии и его обсуждение.

Умения:

- собирание краеведческих (исторических) материалов на определённую тему, их описание, систематизация и паспортизация;

- составление текста экскурсии по определённой теме;

- оперирование понятиями музееведения;

- эстетическое оформление материала;

- умение строить монологическое высказывание.

Тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Формы организации работы

Виды деятельности учителя

Контроль

Вводное занятие

 «Я поведу тебя в музей»

1

Обзорная экскурсия.

Беседа с учащимися «Что я знаю о своем крае?» Выбор учащихся будущей темы экскурсии.

Рефлексия по впечатлениям от экскурсии.

Становление музейного дела в России.

2

Лекция.

Составление тезисного плана. Лекции учителя. Беседа по вопросам.

Сопоставление и корректировка планов в малых группах.

Профиль и функции музея.

3

Лекция.

 Учебное исследование музейного предмета. Введение в тезаурус школьников понятий связанных с музейным делом.

Мини-сочинение об экскурсии музея в научном стиле.

Экскурсия в городской историко-краеведческий музей.

2

Тематическая экскурсия.

Собирание материала для творческого отчета.

Викторина знатоков родного края.

Заочная экскурсия по выбору учителя: Музей одной песни или Янтарная комната.

2

Заочная экскурсия.

Составление плана экскурсии по тексту учителя.

Рецензирования планов. Рефлексия.

«Лента времени» в фондах школьного краеведческого музея.

2

Лекция с элементами беседы.

Беседа с учащимися  о предметах регионального компонента.

Анализ рефератов по литературе, истории географии Смоленщины.

Практическая работа по созданию выставки (уголка) в школьном музее по выбору учителя.

4

Музейный урок и практикум.

Групповая работа учащихся. Собирание материала.

Оценка представленных экспозиций.

Экскурсия как искусство монологической речи. Культура и речь экскурсовода.

3

Учебный тренинг.

Ролевая игра.

Публичное выступление с использованием приемов привлечения и удержания внимания. Конкурс чтецов.

Экскурсия в Болдинский монастырь.

2

Наблюдение.

Собирание материала.

Рефлексия.

Практическая работа с экспонатами.

4

Практикум

Консультация

Экскурсия в село Алексино

2

Наблюдение

Беседа

Рефлексия

Самостоятельная работа

2

Мини-сочинение

Консультация

Самостоятельная работа

1

Рецензирование

Обмен мнениями

Экскурсия в КЦ«Дорогобуж»

1

Наблюдение

Беседа

Самостоятельная работа

1

Составление плана

Алгоритм действий

Защита проекта.

2

Выступления

Обсуждение

Оценивание

Подведение итогов. Вручение удостоверений.          

1

Обсуждение с защитой проекта

Оценивание

Вручение документа юного экскурсовода

Тема № 1(1 час)

Вводное занятие: «Я поведу тебя в музей»

Цель: вызвать интерес к занятиям кружка «Музееведение» и профессии экскурсовода.

        Экскурсию по школьному музею проводит учитель. Музей располагается в отдельном помещении – кабинете. Экспозиции музея – быт крестьян, летопись Великой Отечественной войны, история школы. Фонд музея насчитывает около 150 экспонатов.

        Форма занятия – рассказ учителя, вид деятельности учащихся - беседа по теме «Что я знаю о своем крае?».

        - Вы находитесь в нашем школьном музее, он был создан силами учащихся, педагогов, представителями населения, которые поделись своими личными вещами, предметами для нашего историко-краеведческого музея.

        Вы видите 3 оформленных экспозиции: быт крестьян, Великая Отечественная война в Дорогобужском районе, история Верхнеднепровской средней школы №3. Надеюсь, наш курс заинтересует вас, и вы станете помощниками нашего музея, поможете ему советом и делом. Многие экспонаты нашего музея – это результат туристской, поисковой и экскурсионной работы.

        Итак, начнем нашу экскурсию. Прежде всего, что такое музей? Какое определение вы дадите этому слову? (Музей – от греческого museion – храм муз) Музей – научно-исследовательское и научно-просветительское учреждение, осуществляющее хранение, изучение и популяризацию культурно-исторических и естественно-научных ценностей.

        Наш музей историко-краеведческий. С термином исторический вы уже знакомы, а что такое краеведческий? (Краеведение – комплексное изучение природы, культуры и истории родного края.)

        На стене вы видите флаг и герб нашего Дорогобужского района. Что изображено на них? (три снопа на фоне стены – это мир и защита его).

        Откуда пошло название города? (Несколько версий: дорога в гору; строительство дорог – «бутовать» дороги; разбойник Буж действовал по дорогам).

        Год основания Дорогобужа? (1150) Он почти ровесник Москвы.

        Наш район не всегда был промышленным, как сейчас. Раньше это была сельскохозяйственная местность, где крестьяне выращивали лен, зерновые культуры, картофель.

        И первая экспозиция – это быт крестьян. Вы видите угол русской избы. Узнаете ли вы предметы, которые есть в этой экспозиции? (коромысло, ухват, прялка, маслобойка, горлачи, рушники, лапти и другое). Советую вам прочитать книгу «Русская изба», (Иллюстрированная Энциклопедия. СПБ,1999г.) Вы узнаете название многих музейных предметов, их назначение. Вот рубель, валек, перебирка, горлач. (Показываю иллюстрации из этой книги и демонстрирую предметы быта крестьян).

        Великая Отечественная война представлена документальными плакатами, газетами 1942 – 1943 годов. Вы знаете, что наш край был партизанским. Поисковая работа учащихся нашей школы представлена альбомами о Героях Советского Союза -   дорогобужанах, письмами ныне живущих на Смоленщине партизан. Вот, например, деятельность отряда «13» изложена в альбоме, на первой странице которого изображен наш Герой – Сергей Владимирович Гришин. Здесь же письма Звездаевой В.А., ее мужа Петра Ивановича, которые вели переписку с учащимися нашей школы. Они входили в отряд «13». На стенде вы видите личные вещи советских солдат, найденные ребятами во время походов по местам боевой славы. Здесь же снаряды, осколки мин, пулемет; есть немецкие каски и вещи немецких солдат. Сравним каску русского солдата с немецкой. В чем разница? (форма, прочность металла).

        Далее учитель рассказывает о работе поисковиков, которые ежегодно, работая в полевых условиях, находят останки воинов, иногда удается обнаружить медальон, установить  фамилию солдата помогают боевые награды, надпись на котелке, ложке, портсигаре. Вглядитесь в эти вещи, они служили кому-то на войне, и жив ли тот солдат или нашел свою смерть на    нашей Дорогобужской земле – в любом случае мы обязаны своей  жизнью этому неизвестному солдату, перед чьими вещами мы стоим. Давайте почтим память павших солдат минутой молчания.

- Поднимите руки, у кого в семьях кто-то воевал? Что вы знаете о своем родственнике? (рассказы ребят). Наш народ понес большие потери – 20 млн. не вернулись с фронта. Посмотрите на эти страшные осколки, на пули, на вмятины на касках. «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне».

      Вы видите, что в этой экспозиции не хватает документальных фото, которые есть в нашем городском краеведческом музее. Поэтому вы можете выбрать тему войны для защиты своей будущей экскурсии, для этого можно попросить ксерокопии фото и по ним составить свою экскурсию: «1 сентября1943г. – День освобождения г. Дорогобужа».

     25 сентября 1943г. была освобождена вся Смоленщина. Началась мирная жизнь, восстановление хозяйства. Нашего поселка еще в это время не было. На этом месте были села. Истории поселка пока в нашем музее нет. Следовательно, вам дерзать! Вот вам и еще одно задание: какой вы видите эту страницу истории в нашем музее? Подскажу: материал для этой экскурсии вы можете найти в музее АО «Дорогобуж», который расположен в КЦ «Дорогобуж». И кто-то из вас, а может быть, несколько человек сразу восполнят пробел нашего музея на тему: «История нашего поселка».

      Переходим к экскурсии «Летопись школы». Кстати, в этом году у школы юбилей. Сколько ей лет? (30) В1980 г. школа распахнула двери для 1тысячи 210 ребят. На этих плакатах вы видите наши выпускные классы, первых педагогов школы, лучших спортсменов, медалистов школы, выпускников-военных, воинов-интернационалистов. Посмотрите на фото первых педагогов. Вы кого-нибудь здесь узнаете? А теперь посмотрите на наших выпускников, возможно, среди них есть ваши родители, ведь они, как и вы, из нашего микрорайона. Обратите внимание на школьную форму. А вот школа на демонстрации 1 Мая, 7 Ноября. Что вы знаете об этих днях? Какие это праздники? Есть ли сейчас они? (беседа с учащимися). Последний стенд по летописи школы  относится  к 2000 году, когда мы отмечали двадцатилетие. А вот последнее десятилетие- это работа для вас.  У нас были медалисты, хорошие спортсмены, учителя, которые стали пенсионерами, сменился директор и завуч. Для будущей экскурсии нужны эти материалы. И нужна ваша помощь. Фото выпускников есть у классного руководителя, список медалистов – у директора, как сложилась их жизнь – можно узнать у родителей этих ребят. Вот вам и задание.

        Побывав в музее, я думаю, вы поняли, как нуждается музей в помощниках. И вы можете ими стать, а потом и экскурсоводами для ребят начальных классов, родителей, наших выпускников, ветеранов войны и труда, если освоите курс  нашего кружка «Музееведение». Благодарю вас за внимание, за ваши вопросы, и задание вам:  подумайте, какую бы тему вы взяли для своей будущей экскурсии.

    Экскурсию я хочу закончить такими словами: « Как замечательно, что  есть энтузиасты, которые  думают не о себе, а о том, что мы оставим после себя. Во имя связи поколений они создают возможность изучения того, что было вчера, что есть сегодня, заставляют задуматься о том, что будет завтра, и творить то, что завтра будет».    

Тема№2(2 часа)

Становление музейного дела в России.

        Цель: информировать учащихся о значимости культурно-исторических ценностей, необходимости их сохранения, об отношении государства к культурному наследию.

                                        ПЛАН:

        1. Исторические этапы в выделении культурной ценности предметов.

        2. Отношение к музейным ценностям как к национальному достоянию.

        3. Демократизация музейного дела как необходимое условие его развития.

        4. Неприкосновенность коллекций музеев.

        5. Основные критерии оценки культурного наследия в 20-х годах («идеологически нужные» и «идеологически вредные»)

        6. Разделение государственных музеев по категориям.

        7. Музейное дело на современном этапе.

Тема№3(3 часа)

Профиль и функции музея.

       Цель: познакомить учащихся с профилями музеев и их функциями, ввести в тезаурус школьников необходимые для музееведения понятия.

        Музеи страны образуют музейную сеть, которая формировалась на протяжении исторического периода. Качество музейной сети улучшается за счет профилирования музеев. Под профилем понимается отношение музея к комплексу наук, виду искусства, отрасли отечественного производства.

        В музееведении выделяют следующие основные профильные группы.

1.Исторические музеи  - все музеи, базирующиеся на системе исторических наук: археологические, этнографические, нумизматические, военно-исторические, истории просвещения и образования.

2.Художественные музеи – все музеи, характеризующиеся принадлежностью к истории искусств и искусствоведению. Например, изобразительного искусства, картинные галереи, музеи скульптуры, прикладного искусства, художественные ремёсла, театральные музеи, музыкальные и др.

3.Естественно – исторические музеи опираются в своей  деятельности на естественные науки. Это - ботанические, зоологические, геологические, палеонтологические, экологические и др.

4.Технические музеи – музеи, связанные с технологическими науками, производством: политехнические, авиации,  автотранспорта, связи, судостроения, горного дела, памятники техники и др.

5.Литературные музеи – все музеи, посвященные развитию литературы, жизни и деятельностей писателей.

6.Музеи комплексные – музеи, сочетающие в себе два или основных профиля, что отражается на составе фондов и содержании деятельности.

        Вопросы к учащимся: Можете ли вы привести примеры музеев какого-либо профиля?

                К какому профилю относится наш школьный музей? (историко-краеведческий)

Доказательство этого? (есть нумизматический отдел, история школы, история быта крестьян).

        Чтобы работать в музее, даже в школьном, нужно знать понятия, которыми оперирует и музеевед, и экскурсовод. Давайте запишем в словарик эти понятия. Это – фонды, музейный предмет, музейная коллекция, культурные ценности, инвентарная книга, экспозиция. (На этом этапе работы используется наглядность.)

 Музейный предмет, например прялка – это материальный объект быта крестьянина, поступил в музей в качестве дара музею, зафиксирован в инвентарной книге под № CШ3B-24.

Поясняется маркировка предмета, который входит в основной фонд музея. Кроме того, учащиеся должны научиться давать характеристику предмета (материал, размер, назначение предмета).

Понятийный словарь:

Фонд музея - основной (подлинники)+научно-вспомогательный (копии)

Музейный предмет-памятник материальной или духовной культуры, объект природы, поступивший в музей и зафиксированный в инвентарной книге.

Музейное собрание - научно организованная совокупность музейных предметов и научно-вспомогательных материалов.

Экспозиция – выставленные на обозрение в определенной системе музейные предметы (экспонаты).

Инвентарная книга – основной документ учета музейных предметов.

Культурные ценности – особенно значимые, имеющие выдающийся характер и представляющие ценность для общества и государства предметы.

   После изучения терминов  и составления понятийного словаря, предлагаем работам описать музейный предмет (по выбору учащегося).  Эта работа способствует введению понятий в лексикон  учащихся и помогает развитию речи будущих экскурсоводов.

        Домашнее задание: написать мини - сочинение об одном музейном предмете в научном стиле.

Тема № 4(2 часа)

                               Обзорная экскурсия по музею.

                                       

Маршрут экскурсии.

Объекты показа.

Название подтем.

Перечень вопросов.

1. Древний Дорогобуж.

1. Стенд: «История образования

    г. Дорогобужа».

2. Герб.

3. Стенд: «г. Дорогобуж в 1812 г.»

4. Стенд: «Болдино-Троицкий    монастырь».

5. Стенд: «с.Алексино».

6. Стенд: «Дорогобуж в годы     революции».

7. Ткацкий станок и предметы  крестьянского быта, изразцы стройматериалов.

1. История образования г. Дорогобужа.

2. Вал победы.

3. Герб.

4. Война 1812 г.

5. с. Болдино.

6. с. Алексино.

7. Революция.

8. Быт18-20 веков.

2. г. Дорогобуж в годы Великой Отечественной войны.

Стенды:

 1. Начало ВОв (образцы оружия периода войны).

 2. Партизаны.

 3. Армия П.А.Белова. 4. Герои Советского Союза (личные вещи).

 5. Почетные граждане.

 6. Почетные граждане г. Дорогобужа.  

3. Современный

    г. Дорогобуж.

1. Коллекция скульптур И.К.Котова.

2. Рисунки и картинки В.А.Случика.

3. Плетение из лозы И.Т.Тарасова.

4. Стенды, посвященные знатным     людям.

5. Стенд: «Промышленность города».

Викторина знатоков родного края.

1. Какие улицы нашего города названы именами героев Великой Отечественной войны?

2. Какой памятник нашего города свидетельствует о массовом расстреле жителей города в годы Великой Отечественной войны?

3. В каком году и в честь кого установлен памятник “Танк Т - 34”?

4. Где в нашем городе установлен памятник В.И.Ленину? Кто знает  историю этого памятника в годы войны ?

5. Какой памятник на городском Валу свидетельствует о массовом захоронении участников Великой Отечественной войны?

6. Какой памятник установлен в честь героев войны 1812 года, где он находится?

7. Где находится памятник, установленный на месте расстрела комсомольцев-подпольщиков?

8. Какое здание в городе Дорогобуже самое древнее?

9. Сколько в городе Дорогобуже было церквей?

10. Где находился Екатерининский собор?

11. В каком году был основан Болдинский монастырь?

12. Где в нашем городе установлен Обелиск в память дорогобужан, погибших  в боях Великой  Отечественной войны?

13. Дом, где в 41-42 годы находился лагерь смерти.

14. Какое место самое древнее в Дорогобуже?

 

Тема № 5 (2 часа)

Заочная экскурсия по выбору учащихся: «Музей одной песни «Катюша» или «Янтарная комната в Пушкине».

     Цель:  дать образец ведения экскурсии учителем или библиотекарем школы.

     Экскурсию в музей одной песни можно провести по брошюре Г.С. Меркина «Музей-кабинет внеклассного чтения в школе» Смоленск, 1988 г., стр. 44-51.В нашей школе также имеются рефераты учащихся по литературе Смоленщины на эту тему, которая найдёт отражение в экскурсии.

Для экскурсии в Янтарную комнату можно использовать книгу В.Плауде «Янтарная комната» СПб , 2004 г. и репродукции к музею.

В конце занятия ребята рецензируют составленные по тексту экскурсии планы.

Они могут выглядеть примерно так:

Музей песни «Катюша».

Янтарная комната.

1.История создания музея.

2.Стихотворение «Катюша» - основной экспонат музея.

3.Первая исполнительница песни.

4.Песня во время Великой Отечественной войны.

5. «Катюша» - визитная карточка страны.

1.Первоначальная история памятника.

2.1717 год – Янтарная комната в Петербурге.

3.1755 г. – Янтарная комната в Царском Селе.

4.Первая послереволюционная реставрация.

5.Великая Отечественная война и вторая история Комнаты.

6.Версии об исчезновении комнаты.

7.Второе рождение памятника.

8.Мастерство русских реставраторов.

9.Янтарная комната вновь открыта.

В конце урока рефлексия по впечатлениям от экскурсии.

Тема №6(2 часа)

«Лента времени» в фондах школьного краеведческого музея.

Цель:  показать роль музея в изучении предметов регионального компонента.

Межпредметные связи в музее.

- Ребята, по окончании 9 класса многие из вас выберут для сдачи экзаменов литературу, историю или географию Смоленщины. Успешно сдать экзамен вам поможет работа в музее. Подшивки газет, книги с автографами писателей, творивших в Дорогобуже, их биографии в рефератах выпускников нашей школы- всё это к вашим услугам.

  Например, тема «М.К.Тенишева и Талашкино» в курсе истории перекликается с такой же темой в литературе Смоленщины. Дополнительные сведения о деятельности М.К. Тенишевой, её вкладе в культуру Смоленщины вы найдёте в альбоме «Талашкино», Москва, «Изобразительное искусство», 1973г., который есть в музее. В альбоме есть репродукция русского костюма, ему отведено одно из главных мест в Талашкинском музее. Такой костюм есть и в нашем музее. Поистине это шедевр народного творчества. На первый взгляд, женский костюм кажется простым: сарафан, рубаха с расшитыми рукавами и головной убор.

Основой женского и девичьего костюма является рубаха, преимущественно белого цвета. Шилась она из льняной или полотняной ткани домашнего изготовления. На многих рубахах видим полики - вставки, расширяющие верхнюю часть. Форма рукавов различная: прямые или суживающиеся к кисти, свободные или сборчатые. Порой их собирали под узкую обшивку или под широкий, украшенный кружевом манжет. Рубахи украшались вышивкой льняными, шёлковыми, шерстяными или золотыми нитями. Узор располагается на вороте, оплечьях, рукавах и подоле.

Наряду с геометрическими мотивами часто встречаются растительные, зооморфные и полиморфные сюжеты, среди них птицы – павы, кони, барсы. Типично для наряда изображение древа жизни с фигурами. Расположение орнамента на рубахах и его стилистика не случайны. Они несут большую смысловую нагрузку, как бы защищая человека от злых сил и призывая на помощь силы добра.

 Ещё одна часть женского костюма – сарафан. Само слово восточного происхождения, означало «одетый с головы до ног» и в документах 14 века относилось к обозначению мужской одежды. Сначала женская одежда называлась по – разному, в зависимости от материала: кулочник, дольник, клинник, штофник. И только в конце 19 века слово «сарафан» закрепилось в языке, когда появляется сарафан на лямках.

 Любой крестьянский костюм обязательно дополняется обувью – лаптями. Их плели из лыка и бересты. Лапти использовали во все времена года, а для тепла и прочности подошвы переплетались конопляной верёвкой, т. е. «подковыривались». Прочность лаптей на влагу проверялась щами, которые наливались прямо в лапоть.

 Пояс на сарафане и головной убор также имели большой смысл в костюме. Об этом вы можете узнать из журнала «Юный художник», № 6 – 9, статья «Наряд русской крестьянки».

 В Талашкине у кн. Тенишевой была мастерская по производству тканей, вышивок, плетения. Она развивала народные ремёсла. Это была удивительная женщина. Свои воспоминания она оставила в книге «Впечатления моей жизни». На уроках литературы Смоленщины вы, несомненно, поговорите об этой книге.

 Итак, перед вами женский костюм, но, даже говоря о нём поверхностно, мы убеждаемся, что в этом предмете зашифрована информация, хранившаяся нашими предками и дошедшая до нас. Глядя на узор, мы восхищаемся тонким вкусом, чувством меры, умением черпать вдохновение из окружающей природы, неистощимой фантазией простых русских женщин, изготовивших эти шедевры. Мы кланяемся М. К. Тенишевой, сумевшей не только сохранить народный костюм, но и продолжить русские традиции. Лувр и Париж любовались изделиями, подобными народному костюму, благодаря увлечённости и заботе М. Тенишевой, почётной гражданки г. Смоленска, истинной патриотки нашей страны.

Исчез ли сарафан из нашего гардероба? Нет, он во многом остался тем же, претерпев совсем незначительные изменения. Традиции живут. «Лента времени» не прерывается. Так один предмет помог нам соединить историю, народное творчество и литературу, и, говоря о Талашкине, мы с благодарностью будем произносить имя княгини Тенишевой.

Перед вами рефераты наших выпускников по истории, географии и литературе Смоленщины. Полистайте их, посмотрите, какие темы помогут вам в создании вашей экспозиции (его фрагмента) и пояснительного текста к зачётному занятию.

Тема №7(4 часа)

Практическая работа по оформлению уголка, выставки, экспозиции в школьном музее

Цель: сформировать умение систематизировать музейный материал, определять его характер и функции; прививать эстетический вкус к оформлению выставки (уголка).

Форма занятия групповая. Класс делится на несколько малых групп, каждая из которых работает над созданием  тематической выставки или готовит информацию об одном экспонате.

Оборудование: экспонат музея (основной и научно-вспомогательный фонды);  приспособления для показа музейных предметов (увеличительное стекло, индивидуальные подставки, зеркальный фон, вертящаяся плоскость); ученические  рефераты по предметам регионального цикла (история, литература, география Смоленщины) для создания пояснительного текста к выставке (уголку).

Тематика для работы:

1.Дорогобуж на карте Смоленщины.

2.Русский костюм.

3.Внутреннее убранство избы.

4.Партизанское движение в Дорогобужском районе.

5.Оружие второй мировой войны.

6.Хочу рассказать о книге (книги Л. Корнюшина и М. Сосенкова,  почётных граждан г. Дорогобужа).

7.Рассказ старой парты (парта с откидной крышкой, чернильница-непроливайка, ручка с пёрышком, тетрадь с промокашкой, учебник 50-х годов).

8.Одна страница из летописи нашей школы.

9.Своя тема (тему формулируют учащиеся).

Учитель является консультантом. Практическая работа направлена на подготовку будущей зачётной экскурсии в конце курса.

В заключение учащиеся оценивают представленные  экспозиции (фрагменты).

Тема №8(3 часа)

Экскурсия как искусство монологической речи.

Цель: развивать умение работы с информативным текстом;  развитие творческих способностей.

    Любая экскурсия должна иметь определенную цель. Она может быть познавательной ,научно-просветительной, учебной .Качество экскурсии зависит как от экспозиции, так и от мастерства экскурсовода. Он должен продумать план, отобрать нужные экспонаты, эстетически оформить экспозицию, учесть интересы экскурсантов. Большую роль играют личные и нравственные качества: культура, техника речи, эмоциональность человека. В экскурсоводе сочетаются черты педагога, воспитателя, актера, психолога, ученого. Это профессия творческая. Экскурсовод должен уметь управлять группой, направлять внимание на объект, уметь устанавливать контакт со слушателями (коммуникация), анализировать свою деятельность, видеть промахи, ошибки и исправлять их. И конечно, он должен быть эрудированным человеком, чтобы дать оценку событиям и явлениям, связать их с другими, научно подойти к музейному материалу.

Он должен чувствовать настрой и запросы слушателей, общение с аудиторией - главное в экскурсии. Одежда должна быть неяркой, неброской, а деловой. При общении все играет роль: жесты, мимика, умение держаться, юмор, речь.

О речи поговорим отдельно.

- Как вы думаете, если экскурсовод говорит тихо, монотонно, будут ли его слушать?

Назовите критерии хорошей речи  (точность, логичность, чистота, соблюдение орфоэпических норм, богатство лексики и синтаксиса, выразительность).

Экскурсовод должен иметь понятие об ораторском искусстве. В речи не должно быть слов-сорняков, ненормативной лексики.

Давайте проведем тренинг соответственно этим требованиям.

Вы сейчас прочтите небольшой текст и попробуйте его пересказать. Следите за тоном, дикцией, темпом речи. Сопровождайте речь жестами, если это необходимо.

(Текст  прилагается).              

(Можно пользоваться текстом во время тренинга.)

Текст. Муниципальное учреждение культуры – Дорогобужский районный историко-краеведческий музей.

Дорогобужский историко-краеведческий музей был открыт в 1919г. У истоков его создания стоял школьный рабочий И.Д.Барановский (брат выдающегося архитектора - реставратора П.Д.Барановского). Во второй половине 1919г. заведующим музеем стал М.А.Афанасьев, а с 1921г. – краевед- энтузиаст, археолог, собиратель старины, потомственный дорогобужанин Н.И.Савин. Основу музейных ценностей составили предметы старины и искусства, собранные в дворянских усадьбах Дорогобужского уезда, при этом самые ценные вещи были отправлены в Москву, а также в Смоленск, в губернский музейный фонд. Наиболее крупные поступления в музей были из самой богатой усадьбы уезда, села Алексино, бывшего имения Барышниковых.

В 1931г. Н.И.Савин был отстранен от заведования музеем, и его новым директором стал местный художник А.П.Булычев. В музее было два отдела: художественно- бытовой и антирелигиозный. В Музейной библиотеке хранилось 1200 томов старых книг. В экспозиции и фондах музея были картины, старинная мебель, коллекции монет и оружия, посуда, иконы, церковная утварь, большая археологическая коллекция, собранная Н.И.Савиным. Дорогобужский музей был полностью уничтожен в годы Великой Отечественной войны. Возрождение музея стало возможным благодаря деятельности учителя истории А.И.Ашметковой. В 1967 г. в Дорогобужской средней школе №1 она вместе со своими учениками организовала музей. Большинство его экспонатов перешло в районный краеведческий музей, который был организован в 1980г. в районном Доме культуры. А.И.Ашметкова оставалась директором музея до 1997г.

  Музей находится в ведении отдела по культуре и спорту муниципального образования  Дорогобужский район. Экспозиционно-выставочная площадь –108 м ,имеется свыше 2000 экспонатов. В музее три зала: довоенной истории края, истории края в Великую Отечественную войну, современной истории. Основу современной музейной экспозиции составляют предметы археологии ,крестьянского быта, образцы оружия периода Великой Отечественной войны, личные вещи ветеранов войны и известных земляков-дорогобужан. Музей обладает большой археологической коллекцией, собранной научными сотрудниками музея, а также полученной в результате раскопок в Дорогобуже ( 1999-2000гг ) археологической экспедицией под руководством сотрудника Института археологии РАН Сергиной Т.В. В музее значительный фотофонд ,имеются коллекции скульптур Котова И.К. и рисунков Елисеевой Е.И., картины художников-дорогобужан, исторические документы ,собрания воспоминаний участников установления советской власти в крае ,создателей комсомольской и пионерской организации, партизан.

Музей работает на платной основе. В выставочной, экспозиционной и экскурсионной  деятельности есть достижения.

У Дорогобужского музея самые высокие  показатели в области среди 27 музеев по количеству организованных выставок (свыше 70-ти ежегодно).

Помимо музейных экскурсий, проводятся экскурсии по городу, району, Смоленску. Экскурсии бывают как обзорные, так и тематические.

После тренинга отметим наиболее удачные выступления.

 Во время экскурсии нужно заботиться не только о хорошей слышимости, но и видимости, поэтому группа должна занять правильное место по указанию экскурсовода, чтобы музейный предмет или коллекция находились в зоне обзора, иначе внимание слушателей падает.

В конце экскурсии обязательно нужно задать вопрос, все - ли было понятно и не хочет ли кто - то что-либо уточнить. Затем поблагодарить слушателей за внимание.

Давайте проведем ролевую игру: экскурсовод-слушатель. Предположим, мы присутствуем в самом начале экскурсии.

-Как должен себя вести экскурсовод?

Сначала он должен поприветствовать слушателей, потом представиться и узнать о составе группы, чтобы установить контакт.

- Вот и попробуйте примерить на себя роль экскурсовода. Назовите ваш маршрут, тему; запомните: вначале предмет показывают, а потом о нем рассказывают. Переходя к другому предмету, делайте паузу, но такую, чтобы слушатель знал, что продолжение следует (несколько учащихся выступают в роли экскурсовода, ребята  обсуждают выступления, кому что удалось).

Домашнее задание: составьте несколько предложений по экспозиции ««Русская изба».

Тема № 9(2 часа)

Экскурсия в Болдинский монастырь.

Цель: знакомство с достопримечательностями нашего края,        наблюдение за профессиональной деятельностью экскурсовода.

Слово учителя перед экскурсией: Болдинский монастырь возведён в 1591-1597 годах.  Он возводился по проектам и под прямым руководством известного русского зодчего Фёдора  Савельевича Коня, государева мастера, который построил Белый город в Москве и крепостную стену в Смоленске. Со временем деревянные постройки были заменены каменными. Монастырь поражал своей красотой и соразмерностью в окаймлении лесов, на берегу большого искусственного озера. В 1943 году, отступая из Дорогобужского района, фашисты заложили в древние постройки монастыря взрывчатку и полностью уничтожили этот великолепный памятник русской истории и культуры.

         В течение многих лет под руководством неутомимого энтузиаста заслуженного деятеля искусств П.Д, Барановского велись восстановительные работы. После его смерти  дело жизни своего учителя продолжили ученики.

        Сейчас монастырь восстановлен.

         Мы увидим его во всей красе, пройдём по территории монастыря, услышим историю воссоздания обители. Обратите внимание на поведение, манеру подачи материала монахом, который выступает в роли экскурсовода. Задавайте вопросы, наблюдайте за речью и умением работать со слушателями нашего экскурсовода. Болдинский монастырь-это памятник под открытым небо. Все постройки – объекты туристского осмотра.

Тема № 10(4 часа )

Практическая работа с экспонатами.

Цель: учить заносить в инвентарную книгу поступающие в музей экспонаты; беречь музейные ценности.

        Учащиеся маркируют экспонаты, описывают предмет по определённому плану в инвентарной книге, располагают в нужной экспозиции.

        План описания: время поступления  предмета; образ поступления (дарение, в результате поиска, случайно и т.п.), внешнее описание и  материальное, назначение экспоната.

          Кроме того, ребята учатся реставрировать музейные экспонаты. Работа эта требует терпения и аккуратности. Конечно, это элементарные навыки, но даже генеральная уборка музейного помещения приучает ребят беречь музейные ценности.

        Домашнее задание: повторить основные положения лекции из занятия № 3.                                        

                                             

Тема № 11 (2 часа )

Экскурсия в село Алексино.

Слово учителя : Алексино - знаменитое село. Здесь в 1500 году разыгралась  Ведрошская битва. В конце 18 века на территории древнего Ведрошского стана возникло село Алексино. Принадлежало оно купцу Барышникову, одному из самых жестоких и властных крепостников. Его усадьба была задумана и спроектирована как архитектурно-парковый ансамбль выдающимся русским зодчим М. Казаковым, создавалась в течение полутора столетий. Казаков успел сделать многое в Алексине: создать план парка и произвести его разбивку, построить церковь Михаила Архангела, которая и поныне считается чудом архитектуры, возвести бумагопрядильную мануфактуру. Продолжил начатое Казаковым другой знаменитый зодчий Дементий Жилярди. Над барельефами церкви в Алексине работал прекрасный скульптор Ф. Шубин. Он же оставил скульптурный портрет И. Барышникова.

        По замыслу зодчих природа и строения должны были  составлять единое  целое. В огромном парке соседствовали редкостные породы деревьев, на пересечении аллей стояли уединённые беседки. Множество оранжерей и скульптуры дополняли роскошный парк. До наших дней сохранилось рукотворное озеро, обрамляющее центр усадьбы. К нему главным фасадом выходит дворец- жемчужина архитектурного ансамбля.

        В Алексине побывали в разное время многие знаменитые писатели: И.С. Соколов-Микитов, М.Пришвин, К.А. Федин, В.Кудимов, В.П. Ильенков .Современное Алексино знаменито своим конезаводом.

Тема № 12( 2 часа)

Самостоятельная работа. Мини-сочинение об одном из экспонатов.

Цель: учить составлению устного высказывания о музейном предмете.

План описания:

1.Название экспозиции, где находится предмет.

2.Описание предмета: материал, назначение, роль в жизни человека.

3.Используется ли в настоящее время?

4.Есть ли замена предмету  в быту сейчас?

5. Почему для сочинения выбран именно этот экспонат?

Тема №13( 1 час)

Самостоятельная работа. Рецензирование мини-сочинений.

Цель: учить отбору нужного материала для рассказа о музейном предмете.

Прослушивание сочинений, их анализ и оценивание.

Тема № 14 (1 час)

 Экскурсия в музей КЦ «Дорогобуж». Наблюдение за работой экскурсовода.

Цель: понаблюдать за манерой ведения экскурсии работником музея.

Слово учителя перед экскурсией : Музей АО «Дорогобуж» возник 25 декабря 1990 года, к 25-летию завода. У завода большая и славная история. Экспозиция музея состоит из 200 экспонатов, которые рассказывают о строительстве первенца химии на Смоленщине. Показан процесс производства минеральных удобрений, которые доставляются на поля не только России, но и за границу. На заводе работают 3 тысячи человек. Это самый большой завод в Дорогобужском районе. Здесь работают целые династии. В историю АО «Дорогобуж» вошли навсегда её директора. Целый стенд посвящён им.

        Первый директор – Тепляков А.С. Большую роль в становлении завода сыграл Литвишко В.К., отмеченный за свой труд множеством  правительственных наград. Многие ваши родители работают на АО» Дорогобуж», их труд нелёгок, но почётен, от их производительности зависит будущий урожай.

Тема № 15(1 час)

Самостоятельная работа. Составление плана будущей экскурсии, размещение экспонатов, подготовка экспозиции.

Цель: провести подготовительную работу к защите проекта.

Учащиеся выбирают для защиты одну из экспозиций и составляют план своей экскурсии.

Например, план по экспозиции «Наш край в годы Великой Отечественной войны».

1.Начало войны в Дорогобужском районе.

2. Организация партизанского движения.

3 .Рассказ об одном из отрядов, например, об отряде «13».

4. Жизнь дорогобужан в годы войны.

5. 1 сентября 1943 года – день освобождения города.

Наглядность: рефераты учащихся о Героях – дорогобужанах, партизанская землянка , стенд с фотографиями военного Дорогобужа , военные трофеи и документы, стенд, посвящённый партизану Горшкову Н.И.

Домашнее задание: подготовиться к экскурсии ,провести  «репетицию».

Тема № 16 (2 часа)

Защита проекта «Я - экскурсовод».

Цель: развивать творческие способности учащихся; готовить экскурсоводов для школьного музея (уголка).

        Открытый урок в стенах школьного музея.

        Вся предыдущая работа была направлена на осмысление темы, отбор материала, составление пояснительного текста. И на заключительном двухчасовом занятии ребята представляют свой творческий отчёт (экскурсия по экспозиции или её фрагменту).

        

Тема № 17 (1 час)

Подведение итогов. Вручение удостоверения.

Цель : отметить положительные моменты в выступлениях ребят ,нацелить на помощь руководителю музея в проведении экскурсий по школьному музею.

        После защиты по итогам курса (портфолио) учащимся присваивается звание экскурсовода школьного музея, вручается удостоверение, подписанное директором школы и руководителем школьного музея.

        Для задания на дом ребятам предлагается провести экскурсию для учащихся начальных классов.

Литература для учителя.

  1. Музееведение. Музей исторического профиля. Москва 1988г.
  2. Музей и образование: Обзорная информация. Москва 1989г.
  3. Музей. Образования. Культура. Процессы интеграции. Москва 1999.
  4. Школьный музей как средство нравственного воспитания: методические рекомендации Самара 1995г.
  5. Меркин Г.С. Музей- кабинет внеклассного чтения в школе. Смоленск 1988.
  6. Плауде В. Янтарная комната. Санкт Петербург  2004.

                                 

Литература для учащихся.

  1. Альбом Талашкино. Москва “Изобразительное искусство” 1973.
  2. Баранов Д.А. и другие Русская изба. Санкт Петербург 1999.
  3. Белковская Т.Е. и другие. Дорогобуж- 850 лет АМИ Пресс 2000.
  4. Шорин Ю.Н. Дорогобужская старина. Смоленск “Смядынь” 2001.
  5. Смоленск- герой. Москва “Московский рабочий” 1982.
  6. Юный художник. № 6. 1991.



Предварительный просмотр:

           План работы кружка «Краеведение» на 2020-2021 уч.год

1. Вводное занятие. Планирование. Выборы актива.

2. Лекция по теме: «Что такое краеведение?»

3. Экскурсия в музей ДК «Химик».

4. Поздравление ветеранов с днем освобождения Смоленщины.

5. Обсуждение экскурсии. Мини-опрос по впечатлениям.

6. Карта Дорогобужского района.

7. Составление карты района. Границы края.

8. Гидронимы района.

9. Топонимика района.

10. Дорогобуж. Происхождение названия.

11. Вал-сердце города. История Вала.

12. Сочинение на тему « Дорогобуж - крепость»

13. Мы рисуем Дорогобуж в древности.

14. Исконные жители Дорогобужа. Мещане и их язык.

15. Занятия дорогобужан в древности.

16. Посещение Дорогобужского районного музея.

17. Посещение Школьного краеведческого музея.

18. Сочинение «Что мне понравилось в музеях?»

19. Знаменитые места района. Лекция.

20. Болдинский монастырь. История и современность.

21. Житие преподобного Герасима, основателя Болдинского монастыря.

22. Усадьба Барышникова в с. Алексино.

23. Обзор книги «Мартын – живописец» .

24. Старая Смоленская дорога. История и современность.

25. Нанесение дороги на карту района.

26. Соловьева переправа. Ее роль во время Великой Отечественной войны.

27. Конкурс стихотворений, посвященных Соловьевой переправе.

28. Заочное путешествие по старой Смоленской дороге.

29. Навстречу 77-й годовщине освобождения Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков. Посещение Вала Победы.

30. Конкурс рисунков, посвященных Великой Отечественной войне.

31. Ельня-город воинской славы. Роль города в Великой Отечественной войне.

32. Изготовление поздравлений ветеранам Великой Отечественной войны.

33. Мини-сочинение на тему «Великая Отечественная война в истории моей семьи».

34. Обзор книги « Солдаты Победы» (Дорогобужский район).

35. Подведение итогов курса. Рекомендации по краеведению на лето.

                                                            Учитель: Л.А. Танавская.