Как найти контакт с родителями

Михайлова Анна Гаврильевна

Проблема взаимодействия педагогов дошкольного учреждения с родителями всегда  и во все времена остается актуальной. Общение с родителями предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями и направлено на повышение педагогической культуры родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_nayti_kontakt_s_roditelyami.docx25.8 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

 «Как найти контакт с родителями?»

 Методы взаимодействия с родителями

        Как сложно бывает достучаться до пап и мам!

        Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.

        Как заинтересовать родителей в совместной работе?

        Как создать единое пространство развития ребенка в семье и детском саду, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Проблема взаимодействия педагогов дошкольного учреждения с родителями всегда  и во все времена остается актуальной. Общение с родителями предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями и направлено на повышение педагогической культуры родителей.

Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

Примерный кодекс общения:

        Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.

        Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.

        Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.

        Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.

        Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.

         В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.

Ведущая роль в общении педагога и родителей принадлежит первому, так как именно он является официальным представителем образовательного учреждения. Именно поэтому знание и отработка техник эффективного общения является одним из ключевых компонентов педагогического мастерства.

Одна из проблем, с которой встречаются воспитатели в своей работе, это проблема оказания помощи родителям в воспитании детей. Несомненно, перед многими педагогами встает вопрос о том, как давать советы родителям, как научиться оказывать им реальную помощь, как сообщать не только хорошую, но и негативную информацию о детях, если в этом есть необходимость. И если опытные воспитатели чувствуют себя более уверенно в этих вопросах, то молодые специалисты зачастую испытывают трудности в установлении контакта с родителями.

Мы рассмотрим несколько способов сообщения негативной информации о ребенке.

Способ первый.

Принцип «сэндвича».

В разговоре с родителями педагогу следует делать акцент не на обвинении, а на совместном поиске путей решения проблемы, что поможет сделать общение более эффективным. Беседу лучше начать, рассказав о ребенке хорошее, а затем переходить к неприятным моментам. Завершать такой разговор следует тоже на хорошей ноте. Сообщая неприятные моменты, нужно говорить о проступке ребенка, а не о его личности.

Способ второй.

Использование речевых штампов нацеливающих родителей на сотрудничество с педагогом.

Можно использовать такие речевые штампы:

         «Вера Алексеевна! Не смогли бы вы ...» «Вера Алексеевна! Я прошу ... » ( обращение к родителям лучше выражать в виде просьбы, а не требования) (Сравните: «Вера Алексеевна! Я требую ...!»)

         « Вы не замечали, что в последнее время ...» (желательно озадачить родителя). «Как вы думаете, с чем это может быть связано?» (Сравните: «Саша постоянно .., сегодня он снова ... )

         «Вы знаете, меня очень тревожит, что ... Как вы думаете, что может этому быть этому причиной?» (Сравните: «Ваш ребенок ... (такой-то), все время ... ».)

         « Как выдумаете, с каким специалистом вам лучше обсудить ..?» (Сравните: «У Саши ( такие-то проблемы) .., вам обязательно нужно показаться к ...(врачу, психологу, психиатру)»

         «Давайте вместе попробуем поступить ...(так или так)»

         «Давайте вместе подумаем, как ...»

         «Мы с вами могли бы помочь Саше ...(здесь используется местоимение «Мы», что подчеркивает общность интересов, солидарность с родителями)

         « Как мы можем помочь вам в том чтобы ...» (нацеливание родителя на совместное решение проблемы)

Способ третий.

Передача негативной информации о ребенке в позитивном ключе.

При таком способе подачи информации о ребенке акцент следует делать на достижениях ребенка, даже если они не очень существенны для вас, как для взрослого. Перефразирование содержания в позитивном ключе дает возможность родителю понять ситуацию и не испытывать при этом дискомфорта и чувства вины за своего ребенка. Например: «Ваня сегодня смог целых 10 минут внимательно выполнять задание и ни разу не отвлекся.» Сравните (Ваня не может усидеть спокойно больше 10 минут, постоянно отвлекается).

Способ четвертый.

Применение при общении стиля «адвокат».

При таком стиле общения педагог встает на позицию уважения и заинтересованности к родителям, задавая себе следующую внутреннюю установку:

         Какой бы серьезной ни была ситуация, мы попытаемся найти выход, и я протягиваю вам руку помощи.

         Я не обвиняю вас и вашего ребенка в случившемся. Если это произошло, значит, на это все же есть какие-то причины.

         Для меня важно не выявление этих причин (кто прав, кто виноват - решать не мне), не выражение своего одобрения или порицания, а оказание помощи в сложившейся ситуации.

         Я педагог, и моя профессиональная задача - дать знания ребенку, которые он сможет использовать в жизни.

 

Педагоги детских садов – профессионалы и готовы оказать помощь в воспитании детей. Важно знать запросы родителей, ориентироваться на потребности семьи.

Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, как одели ребенка. Считают, что детский сад - место, где присматривают за детьми, пока родители на работе.

Поэтому, воспитателям, нужно быстрее сблизиться с родителями, добиться взаимопонимания. Познакомить родителей не только с организацией педагогической работы с детьми, но, главное, показать воспитательные цели, традиции группы и детского сада.

К основным принципам, на основе которых строится общение педагогов с родителями относятся:

–– общение на основе диалога;

–– открытость, истинность в общении;

–– отказ от критики и оценки партнера по общению.

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное – донести до родителей знания. Существуют разнообразные  формы взаимодействия педагогов с родителей.

        Индивидуальные формы:

        Посещение семьи на дому. Проводится один - два раза в год с целью познакомиться с семьей, особенностями воспитания, отслеживать условия жизни ребенка дома.

        Индивидуальные консультации. Предполагают индивидуальное общение с родителями, когда педагоги или другие специалисты отвечают на их вопросы. Проводятся по запросам родителей.

        Индивидуальные беседы. Представляют собой обсуждение с родителями жизни ребенка дома и в детском саду для установления позитивных отношений с семьей, получения информации о ребенке. Проводятся воспитателями практически ежедневно.

        Участие родителей в подготовке и проведении воспитательно-образовательного процесса. Проводится по согласованию с родителями в форме подготовки помещения, раздаточного и демонстрационного

материала, участия в качестве ассистента, помощника в занятиях, самостоятельного обучения детей, участия в режимных процессах: утренней зарядке, прогулке, играх детей, организации кружковой работы по интересам.

        Коллективные формы:

        Родительские собрания. Представляют собой регламентированное мероприятие, на котором решаются организационные вопросы, а также связанные с воспитанием и обучением детей, делаются сообщения для родителей руководителями и специалистами детского сада; по обсужденным вопросам принимается решение (постановление), которое фиксируется в протоколе.

        Лектории. Предполагают обучение родителей через распространение психолого-педагогических, медицинских, экономических, юридических и других знаний на лекциях "по соответствующим проблемам. Например: «Адаптация ребенка к дошкольному учреждению», «Как укрепить и сохранить здоровье детей».

         Диспуты, дискуссии. Представляют собой активное эмоциональное обсуждение родителями и сотрудниками детского сада.  Неоднозначных проблем путем высказывания различных мнений и аргументов в пользу тех или иных решений. Например: '«Стоит или не стоит наказывать», «Родительская позиция «взрослый всегда прав»: за и против».

        Круглые столы, вечера вопросов и ответов. Организуются в форме свободного или регламентированного общения педагогов с родителя ми, во время которого последние имеют возможность получить ответы на интересующие их вопросы, высказать свое мнение по заявленной или волнующей проблеме. Например: «Рациональное питание детей», «Детские капризы», «Подготовка ребенка к школе».

        Устные журналы. Предполагают выступления педагогов и других специалистов детского сада с тематическими (психолого-педагогическими, медицинскими, правовыми, экономическими и др.) сообщениями, во время которых даются также и практические рекомендации родителям согласно теме журнала. Например: «Готовим ребенка к школе», «Здоровье детей и взрослых», «Адаптация ребенка к детскому саду», «Веселые игры дома».

        Групповые консультации. Включают подготовку сотрудниками до школьного учреждения сообщений, практических рекомендаций и мате риалов для группы родителей, имеющих одинаковые проблемы (в вос питании детей, общении с ними, в педагогической позиции), совместное обсуждение волнующих вопросов. Например: «Агрессивный ребенок», «Застенчивый малыш», «Когда в семье брат и сестра», «Воспитание близнецов», «Когда родитель только один».

        Тренинги. Предполагают организованное активное социально-психологическое    обучение   родителей   психологическим навыкам.  Например:

«Тренинг общения с детьми», «Тренинг релаксации», «Как решать конфликты»:

        Деловые и ролевые игры. Включают обсуждение и воспроизведение (проигрывание) родителями различных проблемных педагогических ситуаций в семейном воспитании в условной обстановке для при обретения навыков и эмоционального опыта действия в таких ситуациях. Например: «Когда ребенок упрямится», «Когда малыш берет чужое», «Детская истерика в общественном месте»

        Экскурсии. Проводятся  совместные посещения детьми, родителями, сотрудниками детского сада зон отдыха (парка, леса, реки), культурных, исторических мест (музеев, театров) в целях духовного обогащения, отдыха, общения, установления позитивных взаимоотношений, эмоциональной разгрузки.

        Клубы по интересам. Представляют собой объединение родите лей для обмена опытом семейного воспитания, общения, приобретения знаний, реализации какой-либо деятельности, проведения активного досуга и т. д. Например: «Клуб бабушек (дедушек)», «Клуб мастеров», «Садоводы-цветоводы».

        Совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Включает в себя активную деятельность различного рода в групповом помещении, на участке. Это может быть их уборка, украшение; подготовка и посадка растений, совместное приготовление пособий, подарков, украшений и др.

        Дни открытых дверей. Представляют собой дни свободного посещения желающими (родителями и общественностью) детского сада с целью более детально ознакомиться с работой учреждения: занятиями, играми, режимными моментами, праздниками, развлечениями. Их количество и содержание определяется руководством детского сада.

        Совместные вечера, праздники и развлечения родителей с детьми и сотрудниками дошкольного учреждения. Организуются как активные, насыщенные Эмоциональным общением мероприятия, в процессе которых все участники имеют возможность не только пообщаться, но и получить необходимую информацию, показать достижения, отдохнуть, познакомиться поближе. Например: календарные праздники (Новый год), праздники семьи, мам, пап; литературные, музыкальные, спортивные, интеллектуальные вечера.

        Концерты. Включают подготовленные детские, родительские, воспитательские, совместные выступления: чтение стихотворений, исполнение песен и танцев, драматизацию сказок и других произведений.

        Родительские уголки. Предполагают представление в наглядной форме наиболее востребованной информации для родителей: о распорядке дня в детском саду, содержании воспитательно-образовательного процесса, об организации питания детей, а также психолого-педагогические, медико-гигиенические и другие сообщения.

        Папки- передвижки, рукописные журналы. Представляют собой самостоятельную издательскую деятельность, в результате которой сотрудниками детского сада подбирается и оформляется в папки или журналы теоретический и практический материал, который будет обогащать знания и умения родителей по предложенной проблеме. На пример:«Развивающие игры для детей», «Что читать малышам», «Мир природы», «Азбука вежливости».

        Выставки. Предполагают представление результатов индивидуальной и совместной деятельности дошкольников, родителей и педагогов. Например: выставка рисунков «Рисуют дети и родители», фото выставки «Семьи наших воспитанников»-, «Домашние любимцы» (коты, собаки, птицы).

       Видеосъемка. Означает видеосъемку различных моментов из жизни детей в детском саду с последующим совместным ее просмотром родителями, детьми, другими членами семьи, воспитателями. Напри мер: «Один день в саду», «Наши праздники», «Строим, рисуем, лепим», «Музыкальные занятия».

Список предложенных форм  сотрудничества не является полным и всеобъемлющим, так как ежедневная работа с родителям постоянно рождает новые и видоизменяет старые. Такая давно существующая наглядно-информационная форма, как папки-передвижки, трансформировалась в рукописные журналы или самостоятельную издательскую деятельность. Мероприятия, имеющие традиционную структуру (родительские собрания, лектории, конференции и другие), наполнились новыми приемами (интерактивны ми играми, диагностическими процедурами и т. д.).

        На сегодняшний момент многие формы работы с родителями ис пользуются в комплексе. В структуру любого мероприятия е участием родителей вносятся различного рода новые элементы в целях повышения родительского интереса к этим мероприятиям.  

Неформальный подход к организации и проведению этих форм работы ставит перед необходимостью использовать разнообразные методы активизации родителей. Для этого надо давать им возможность  активно участвовать, говорить, спорить, играть, соревноваться. Включать решения кроссвордов; ролевые и деловые, подвижные игры; анкетирование; тестирование; обмен мнениями, решение проблемных ситуаций и т.п.

Выбор форм и методов взаимодействия – это всегда попытка помочь выполнению семьей функции воспитания.

И еще об одном моменте в системе работы с родителями нам хотелось бы сказать. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. И в этом нуждаются наши родители. "Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в добродетельных намерениях", - писал Ф. Ларошфуко. Мы думаем, это точно сказано, не забывайте об этом

 

Памятка воспитателю:

 

        "Терпение – дар Неба". Обладающий терпением не унизится до раздражения.

        Всегда есть тот, кому нужна ваша помощь, кому труднее, чем вам.

        Великая миссия женщины – нести в мир любовь, красоту и гармонию.

        Коллектив – это тоже семья. Укрепляйте мир нашей семьи добрыми мыслями, добрыми словами, добрыми делами.

        Ваши объяснения должны быть простыми и понятными детям.

        Когда ребенок  разговаривает с вами, слушайте его внимательно.

        Не скупитесь на похвалу. Не создавайте конфликтных ситуаций.

        Воспитывая детей, стремитесь:

        Любить ребенка таким, каков он есть. Уважать в каждом ребенке личность.

        Хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную атмосферу.

        Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.

        Сделать родителей своими союзниками в деле воспитания.

        Разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном.