Исследовательские работы и проекты

Белянцева Наталья Сергеевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Петр I – царь-реформатор: цена преобразований Выполнила: ученица 9 «а» класса Знатина Мария Куратор проекта: Белянцева Наталья Сергеевна

Слайд 2

Актуальность Пётр I положил начало реформированию и модернизации государства. Но к каким последствиям для русской культуры привели эти процессы? По сей день историки спорят, так ли важны были реформы, которые привели к искоренению русской культуры?

Слайд 3

Цель проекта Используя материалы различных источников взглянуть на личность и реформы Петра I глазами разных историков, философов и современников Петра I. Задачи проекта: Изучить информацию о Петре I Изучить мнения историков о Петре I Провести социальный опрос Подвести итоги

Слайд 4

Гипотеза Петр великий тиран или реформатор.

Слайд 5

Ход работы Для реализации первой и второй задач я использовала литературу: Ключевский, В. О. Краткое пособие по русской истории Карамзин Н. М. История государства Российского , Анисимов Е.В. Петр Великий: личность и реформы. А также интернет ресурсы

Слайд 6

Социальный опрос

Слайд 7

Результат Р еформы Петра I были важны и необходимы. Именно в его период укрепился авторитет страны среди Европейских государств, стремительными темпами развивалась торговля и наука, строились города и флот, роль государя, как главного человека страны возросла . Историки, которые анализировали деятельность П етра разделились на три группы: панегеристы , объективисты, обличители. Так же проведенный мной соц. опрос показывает что многие девятиклассники считают, что Петр I – великий правитель, внесший огромный вклад в развитие страны.

Слайд 8

Недостатки проекта Работа с историографией . Отсутствие необходимых источников в доступной форме.

Слайд 9

Преимущества проекта работа полностью закончена. выполнены все поставленные задачи. соблюдены все правила оформления.

Слайд 10

Самоанализ В процессе работы над проектом я научилась работать по плану. Я научилась работать с очень большим объемом информации. Я буду продолжать работу над темой личности Петра I, так как эта тема оказалась очень интересной, она была полезна для моего развития в области изучения истории.

Слайд 11

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 средняя школа № 22


Проект

на тему: Петр I – царь-реформатор: цена преобразований

Выполнила:

ученица 9 «а» класса

Знатина Мария

Куратор проекта:

Белянцева Наталья Сергеевна

Содержание

1.Введение……………………………………………………………………..3

Актуальность…………………………………………………………………..4

Цель и задачи работы………………………………………………………….4

Объект исследования…………………………………………………………..4

Гипотеза………………………………………………………………………...4

2.Теоретическая часть……………………………………………………….....5

Биография  Петра I ………………………………………………………….....5

Реформы Петра I в области культуры………………………………………..11

Итоги и результаты культурной реформы Петра I…………………………..13

Санкт-Петербург - культурная столица, заложенная Петром I……………...14

Оценка его личности и деятельности разными историками…………………17

3. Практическая часть…………………………………………………………21

Анкетирование………………………………………………………………….21

Заключение……………………………………………………………………….22

Использованные ресурсы………………………………………………………23

Введение

Петр I вошел в историю как величайший реформатор. За время его правления страна претерпела драматические изменения. Он не только провел реформы, но и изменил сами основы жизни. При нём Россия стала Российской империей и в государстве произошли глобальные и важные изменения  страну начали признавать другие государства. .

 Для Петра не было неразрешимых проблем, он решил все проблемы кардинальным образом.  По сей день споры об оценке его действий не прекращаются. Некоторые убеждены, что все его действия были направлены на решение военных проблем, это относится и к внутренним реформам. Все реформы служили только для того, чтобы найти средства на содержание армии и на войны.

Другие говорят, что царь Петр сломал русскую идентичность. Не секрет, что Петр увлекался европейской культурой с юности. Приглашение иностранных специалистов, введение европейской моды, борьба с бородой: все это не прошло бесследно в российской культуре. Изменения коснулись не только верхних слоев общества, они коснулись всех.

Другие буквально поклоняются Петру I и верят, что все, что он сделал, достойно почитания. С их точки зрения, все его преобразования принесли пользу только стране. Он способствовал развитию мануфактур, по его приказу были найдены собственные природные ресурсы и прекратился их импорт, Петр создал мощную армию и флот. Все это ставило Россию в один ряд с другими великими державами эпохи.

Оценка событий прошлого может осуществляться различными способами. Гораздо важнее взглянуть на факты и их влияние на будущую историю

 Актуальность:

Современная культура нашей страны за всю историю человечества перетерпела очень много изменений, культура формировалась под влиянием модернизации.
Пётр I положил начало реформированию и модернизации государства. Но к каким последствиям для русской культуры привели эти процессы? По сей день историки спорят, так ли важны были реформы, которые привели к искоренению русской культуры? Кто же он: великий реформатор или великий тиран?

Цель проекта:

Используя материалы различных источников взглянуть на личность и реформы Петра I глазами разных историков, философов и современников Петра I.

Задачи проекта:

  1. Определить актуальность этого проекта
  2. Познакомиться с информацией о Петре I
  3. Более подробно ее изучить
  4. Обработать полученную информацию
  5. Оценка деятельности Петра I молодежью 21 века
  6. Подвести итоги правления Петра I
  7. Оценить свою работу
  8. Защитить проект

Объект изучения:

 Петр I

Гипотеза:

Петр великий тиран или реформатор.

 

Биография

Детство

Ночью 30 мая 1672 года в царском дворце, в селе Коломенское раздался громкий, пронзительный плач младенца - родился будущий царевич Петр.
На следущий день по всей Москве служили благодарственные молебны. Счастливый отец объявил амнистию преступникам, прощал долги, а во дворец стекались родственники с дарами и подношениями для будущего наследника престола. 

Матерью его была  Наталья Нарышкина. От рождения младенец был очень крепок, не в пример остальным слабоумным и болезненным детям  Алексея Михайловича.
С детства Петр был окружен армией нянь, мамок и прочей прислуги, которые целый день должны были смотреть за мальчиком. Но он постоянно от них убегал. Целый день гулял с местными ребятишками. Недалеко от села Преображенского была Немецкая слобода (на Кукуе), где жили заморские проходимцы. Когда мальчик подрос и стал всем живо интересоваться, то завел знакомства с иностранцами. Они привозили ему астролябии, глобусы и прочие непонятные ребенку вещи. Они влекли за собой мальчика.
Никакого образования Петр с детства не получал. В дальнейшем, уже при Федоре Алексеевиче, ему в учителя был назначен дьяк одного из приказов — Никита Зотов. Зотов худо-бедно научил мальчика грамоте и счету. Однако Петр всю жизнь писал с ошибками, коверкал слова и постоянно вставлял иностранные, написанные на русском.

С детства у мальчика был интерес к войнам. Поначалу, когда мальчик был маленьким ему дарили деревянные пистоли, сабли и прочее. Но затем, по мере взросления, царевич стал писать в Оружейный приказ челобитные с просьбой прислать ему еще пушек, пистолей и ружей
«Потешные» полки пишутся через кавычки не просто так: потешными они были только для Петра, для всех остальных ребяток это были игры на выживание. Кому-то в ходе «потешных» боев отрывало руку, а кому-то и голову. Но Петра это нисколько не беспокоило.
«Потешные» игры привели к созданию по меньшей мере двух таких же полков: Преображенского и Семеновского. По сути это была личная армия царевича, которая в будущем превратилась в костяк русской гвардии. Детство кончилось в августе 1689 года, когда приехал непонятно откуда вестник, что Софья собирает армию, чтобы идти на Петра.

Детство сформировало Петра дерзким, смелым, и очень отважным человеком, который при этом не считался ни с кем. Люди были для него просто пешками, марионетками. Также детство привило Петру тягу к непонятному, к европейскому. Он понял, что настоящий прогресс и развитие там, а не в боярских шубах и нравах.
 

Приход к власти

Путь к власти для юного Петра был очень тернистым. Когда будущему императору исполнилось 4 года, умер его отец Алексей Михайлович, а на престоле оказался старший брат Петра – Федор 3 Алексеевич.  Спустя шесть лет Федор 3 скончался, и на русский престол должен был взойти его сын Иван. Однако законный наследник оказался очень болезненным и слабым ребенком.

Воспользовавшись этим, семья Нарышкиных, по сути, организовала госпереворот. Заручившись поддержкой патриарха Иоакима, Нарышкины уже на следующий день сделали царем юного Петра. Однако Милославские – родственники царевича Ивана, заявили о незаконности такой передачи власти и ущемлении собственных прав.

В результате в 1682 г. произошел знаменитый Стрелецкий бунт, вследствие чего на троне оказалось одновременно 2 царя – Иван и Петр. Будучи подростком, Петр 1 еще не мог полноценно управлять государством, поэтому регентшей при нем была сводная сестра Софья Алексеевна, а затем мать Наталья Нарышкина.

В 1689 г. царь Иван официально передал всю власть брату, вследствие чего единственным полноправным главой государства стал Петр 1. После смерти матери, управлять империей ему помогали его родственники Нарышкины. Однако вскоре самодержец освободился от их влияния и стал самостоятельно править империей.

Итоги:

Несмотря на то, что дорога к престолу была наполнена трудностями, Петр добился своей цели—стал единоличным правителем России.

Правление царя

Петр 1 перестал играть в военные игры, а вместо этого начал разрабатывать настоящие планы будущих военных кампаний. Он продолжил войну с Крымом, взял крепость Азова. Дальнейшие действия Петра I были направлены на создание мощного флота.

Петр хотел любыми способами добиться выхода России к морю, в частности, к Черному морю. Так, Петр возобновил Крымские походы, в которых проиграл В. В. Голицын. 

Азовские походы

Весной 1695 года начался Первый Азовский поход под началом императора. Русская армия на речных кораблях спустилась по Дону и Волге на юг и подошла к Азовской крепости. Но этот поход закончился неудачей из-за отсутствия флота, который был бы способен изолировать турецкую крепость со стороны моря, откуда гарнизон Азова беспрепятственно получал подкрепления. Зимой 1695 года началась подготовка ко Второму Азовскому походу. Началось строительство первого русского флота. К весне было подготовлено 2 корабля, 23 галеры, четыре брандера и 1300 стругов. В мае 1696 г. русская армия снова начала осаду Азовской крепости. На этот раз крепость пала. Русскому флоту нашли гавань у мыса Таганрог, где стали строить порт.  Главный результат походов заключался в возможности России нападать на Крымский полуостров с моря, что значительно ослабило  угрозу набегов крымских татар. Однако в другие моря получить доступ России не удалось. Керченский пролив, Босфор и Дарданеллы контролировала Турция, с которой Россия не могла конкурировать в военной силе. Для этого ей нужен был европейский союзник. В 1697 г. Петр заключил союз против Турции с Австрией и Венецией. Так же российская дипломатия хотела вовлечь в союз морские государства - Голландию и Англию. Так , в 1697 – 1698 гг. создалась идея Великого посольства, ставившего своей целью посетить европейские столицы. Послами были избраны Ф. Я. Лефорт, Ф. А. Головин, П. Б. Возницын.  За годы пребывания за границей император и его посольство посетили  Курляндию, Голландию, Англию и другие страны, встречались с влиятельными монархами, изучали корабельное дело и другие ремесла. Однако летом 1996 года в Москве начался стрелецкий бунт, что заставило Петра вернуться на Родину. В конечном итоге созданное Великое посольство не достигло цели, т.к. международные отношения в Европе не склонялись к войне с Турцией.  В 1699 году, под Белградом, Россия  заключила двухлетнее перемирие с Османской империей. 

Северная война (1700-1721)

По – прежнему главным приоритетом во внешней политики Петра был выход к морю. Борьба за Балтийское море привела к длительной Северной войне со Швецией. В 1699 году России заключила Северный союз с Речью Посполитой, Саксонией и Данией. Чтобы вступить в войну со Швецией, России необходимы были мирные отношения с Турцией. Для этого Турцию был направлен  дьяк Е. И. Украинцев, которому удалось заключить перемирие с султаном на 30 лет, отстояв для России Азовскую крепость.  В августе 1700 г. Петр объявил войну Швеции.  В Москве за короткий срок были сформированы пехотные полки. Быстро сложилась  рекрутская система комплектования вооруженных сил в стране. Северная война началась с вторжения саксонских войск в Лифляндию, осадивших Ригу, а в марте Дания вторглась в Голштинию, которую контролировали Швеция. Франция, Англия и Нидерланды, готовившиеся к борьбе за испанские колонии, просили шведской помощи. Чтобы погасить датско-голштинский конфликт, в 1700 г. англо-голландская эскадра поддержала шведский десант на Копенгаген, заставив короля Фредерика IV прекратить военные действия. Позже войска Августа II сняли осаду Риги и отступили из Лифляндии, а шведский король Карл XII получил свободу действий. После того, как Петр понял, что не имеет союзников, он выдвинул 35-тысячную армию в поход. В сентябре 1700 г. русское войско начало осаду крепости Нарва.  В ноябре 1700 г. произошло сражение между русскими и шведскими войнами, в котором русская армия  потерпела поражение. Предполагается что это произошло из –за плохих погодных условий,  просчетов  и измен иностранных офицеров, которые были наняты на русскую службу. После того, как Петр узнал о поражении в Нарве, он решил продолжать войну. Чтобы восстановить артиллерию, было приказано переплавлять на пушки церковные колокола. В 1701 году император подписал  с Августом II договор в о присоединении к антишведской коалиции Речи Посполитой. В 1702 г. русская армия стала  взяла шведскую крепость Нотенбург, переименованную Петром I в Шлиссельбург. В 1703 г. была взята еще одна шведская крепость - Ниеншанц. 

Для обороны Петербурга с моря была построена Кронштадтская крепость. Стали строиться военные корабли. В 1708 г. был спущен первый фрегат "Штандарт".  Российский флот стал самым мощным на Балтике. В 1704 г. русская армия взяла Нарву и Дерпт, отодвинув шведское войско к Ревелю и Риге. Так Россия получила доступ к морю и предложила Швеции перемирие, от которого та отказалась. В 1705 г. русская армия пришла на помощь Речи Посполитой, которая была захвачена шведскими войсками. В 1708 г. Карл XII начал поход на Россию.  В 1708 году при Головчине русская армия была разбита, Карл XII завладел  переправой через Днепр.  Там он вступил в сговор с украинским гетманом Мазепой. Но в это время отряд А. Д. Меншикова захватил гетманскую ставку в Батурине. И в суровую зиму 1708-1709 гг. армия  Карла XII на Украине оказалось в тяжелом состоянии из-за болезней и голода. На помощь шведской армии был послан корпус генерала Левенгаупта из Риги, однако отряд, который возглавлял Петр I, потерпел победу на ним возле деревни Лесной. Так армия Карла осталось без помощи и снаряжения. 27 июня 1709 г. произошло знаменитое Полтавское сражение, в результате которого армия Петра полностью разгромила шведское войско. Швеция была полностью сокрушена как держава. На предложение мирным путем решить вопрос о передаче России земель около Финского залива, Карл XII ответил отказом. И Петр I продолжил боевые действия в Польше и Прибалтике. В 1710 г. русская армия захватила порты на Балтике и получила выход к морю.  В 1714-1715 гг. были заключены союзы России с Пруссией и Ганновером, что существенно укрепило антишведскую коалицию.

 Итоги:

1. Россия получила выход к Балтийскому морю.

2. Опыт, который Петр получил за границей, он использовал  для проведения реформ во внешней и внутренней политике.

Реформирование России

Территория страны значительно расширилась, и царь задумался о преобразовании Русского царства в Российскую империю. С 1721 года Петр Великий стал называться императором.

 Самодержец провел ряд значимых реформ, большинство из которых коснулись военного щита страны. Но был и ряд существенных преобразований в гражданской сфере. Церковь перешла в непосредственное подчинение государя, в промышленности и торговле наметился бурный рост. Петр ломал устаревший уклад часто радикальными методами: всем известна история о том, как он заставил бояр сбрить бороды и носить европейскую одежду. Император понимал, что для достижения величия России необходимо повышать уровень образования, поэтому повсеместно стали открываться современные учебные заведения, куда приглашались европейские преподаватели. Петр способствовал популяризации зарубежной литературы: при нем на русский язык были переведены сотни произведений великих классиков. Одна за другой в стране открывались школы для обучения медиков, артиллеристов, инженеров, моряков, специалистов горнодобывающей отрасли. Благодаря правителю в России появилась первая отечественная газета и была открыта гимназия. Важным моментом было то, что отныне посещать учебные заведения могли не только дворянские отпрыски, но и дети простых солдат. Он неоднократно заявлял о планах на создание общеобразовательных школ, но осуществить эту задумку не успел.

В годы правления Петра Алексеевича оказывалась серьезная поддержка молодым талантам в виде бесплатного обучения. Был введен новый календарь, положение женщин начало улучшаться – теперь стало запрещено насильно выдавать их замуж. Правитель способствовал укреплению внутреннего достоинства подчиненных: отменил обязательное коленопреклонение и советовал всем называть себя по имени-отчеству.

Действительно, Петру удалось поднять среди дворян как уровень образования, так и систему ценностей. Оборотной же стороной медали стал гигантский разрыв между знатными людьми и так называемой чернью. С необразованностью и несознательностью самодержец боролся жестоко и беспощадно, считая, что успехов можно добиться лишь кнутом. Яркий пример деспотичности Петра Алексеевича – возведение Санкт-Петербурга, которое проходило в тяжелейших, порой нечеловеческих условиях. Многие строители не выдерживали каторжного труда и подавались в бега, но были вынуждены возвращаться с повинной. Дело в том, что император ввел для беглецов особую меру воздействия через их семьи, которые арестовывались и помещались в острог.

Великий реформатор отчетливо понимал, что такая внутренняя политика по душе далеко не всем жителям. Чтобы обезопасить себя и выстроенную систему, царь основал политический сыск, нацеленный на выявление недовольных и подавление возможных мятежей. Поначалу орган назывался Преображенским приказом, а впоследствии стал  известной Тайной канцелярией. Был введен запрет на недоносительство, запрещалось вести записи в комнатах при закрытых дверях. Нарушение этих правил каралось сурово, вплоть до смертной казни. Так Петр Великий искоренял заговоры, интриги и дворцовые перевороты.

Период правления Петра 1- это период  множества реформ, которые изменили в короткий момент жизнь русского общества, в целом.

Реформы Петра I в области культуры

 Всешутейший, Всепьянейший и Сумасброднейший Собор

Созданный в начале 1690-х годов, этот пародийный собор просуществовал около 30 лет, и послужил, среди прочих деяний, для восприятия некоторыми слоями общества Петра I как Антихриста.

Главной чертой «Собора» было отчётливое пародирование обрядов католической  и православной церквей; сопровождавшееся употреблением ненормативной лексики, водочных возлияний и всяческих передразниваний реальной жизни.

Разрешение на курение и продажу табака

Во время Великого посольства 1697-98 годов, Пётр I кардинально изменил своё отношение к вопросу табакокурения. Основной причиной этого обычно называется тот факт, что царь сам пристрастился к вредной привычке пока путешествовал по Европе. В результате, личным указом в 1697 году Пётр I русским купцам разрешил торговать табаком, а уже к 1716 году на территории будущей Украины была создана первая российская табачная плантация.  

Указ брить и рубить бороды

Борода у русских мужчин издревле считалась предметом гордости. Отрубить или отстричь насильно бороду — значит оскорбить честь и достоинство человека. Однако сам Пётр I от природы не имел бороды, а всё связанное со сложившимися русскими традициями вызывало у него если не ярость, то насмешку,  особенно после Великого посольства в Европу 1697-1698 годов.

5 сентября 1698 года царь повелел всем боярам, купцам и военным людям постричь бороды, а тем кто ослушается — рубить насильно. Некоторым пришедшим к нему  боярам Пётр I отрубил бороду лично. Духовенству и жителям деревень разрешалось носить бороду, но деревенские мужики были обязаны заплатить налог на бороду при входе в любой из крупных городов. Откупиться от бритья могли и городские жители с купцами, но если налог для крестьян был 1 копейка, то для более обеспеченных людей он достигал 600 рублей в год, что было на тот момент весьма значительной суммой. 

Указ о форме и длине верхней одежды

Не успели дворяне оправиться от запрета на бороду — в январе 1700 года Петр I велел всем носить платье по типу венгерского, немного позже в качестве примера стал приводиться немецкий костюм, и в конце концов боярам и дворянам предписывалось носить немецкое платье по будням и французское – по праздникам. В качестве наглядных образцов нового костюма на городских улицах были выставлены чучела, одетые на новый манер. Специальные вооруженные отряды – блюстители западной моды хватали прохожих, ставили на колени и отрезали полы одежды на уровне земли.

Реформа затронула и женскую одежду. Тяжёлые сарафаны, скрадывающие формы тела, закрытые рубашки были запрещены. Согласно новой моде женщины должны были носить широко и глубоко декольтированные французские платья, с затянутым в талии корсажем, рукавами до локтя и широкой юбкой. Женщины также должны были завивать волосы в локоны и пользоваться яркой декоративной косметикой (румяна и белила).

Новое летоисчисление и календарь

По старому стилю 15 декабря 7207 года от сотворения мира в Звездном храме, был издан указ царя Петра «с сего числа перестать дурить людям головы». Согласно указу, после 31 декабря 7207 года наступит 1 января 1700 года, и именно 1 января, а не 1 сентября, как прежде, следует считать началом  Нового года. Произошло очередное «урезание» более чем десяти тысячелетней истории русского народа. Такое «обрезание» памяти вполне соответствует вышеописанным попыткам Петра I изменить устоявшиеся русские культурные традиции.

Создание общественного театра

Царь оценил театр, как отличное средство для пропаганды европейских идей и ценностей, а также высмеивания русских традиций и культуры. К 1702 году прямо на Красной площади  в Москве была сооружена «Комедиальная храмина» — общедоступный театр на 400 зрителей. Несмотря на то, что золота и серебра для украшения театра не жалелось, а из Европы были специально приглашены актеры — театр просуществовал всего 4 года. Исполняемые на немецком языке пьесы не имели успеха у публики.

После основания Санкт-Петербурга Пётр I пытался продолжить развитие театральной культуры в 1719-1722 годах, но не преуспел в этом. Здание Комедиальной храмины было снесено еще в 1713 году, а весь реквизит перевезён в село Преображенское к сестре Петра I Наталье Алексеевне.

Создание кунсткамеры

Вернувшись из Великого посольства, во время которого Пётр I ознакомился с различными коллекциями диковинных вещей, царь решил создать собственный «кабинет редкостей». После переноса столицы в Санкт-Петербург, коллекция была размещена при Летнем дворце Петра I — в Людских палатах. Датой основания музея считается 1714 год.

По мере того как коллекция разрасталась (царь выкупал интересные экспонаты в разных странах, а в собственном государстве приказал привозить ему все диковинные вещи) было принято решение отстроить отдельное здание на стрелке Васильевского острова — «Палаты Санкт-Петербургской Академии Наук, Библиотеки и Кунсткамеры»

Ассамблеи при Петре I

Среди прочих изменений культуры светского общества, нельзя пропустить введение в быт русского дворянства так называемых Ассамблей. 25 ноября 1718 года Пётр I издаёт указ о новом развлечении для жителей городов.

Главными новшествами данных мероприятий были:

  • Разрешение на свободное посещение для женщин
  • Ассамблеи для всех, кроме крестьян и слуг
  • Основным средством досуга предполагалась игра в карты или шахматы, курение, танцы, разговоры и распитие спиртного

Итоги и результаты культурной реформы Петра I

  • Культура дворянства претерпела существенные изменения, различия между крестьянами и их хозяевами увеличились
  • Генофонд и общее здоровье людей пострадали от разрешения на продажу табака
  • Введено новое летоисчисление
  • Создан масштабный музей - Кунсткамера  

Санкт-Петербург - культурная столица, заложенная Петром I

Санкт-Петербург – это культурный центр мирового значения с более, чем 300-летней историей. Его недаром часто называют «культурной столицей». В городе насчитывается 8464 культурных и исторических памятников, являющихся объектами культурного наследия.. Наиболее известен Петербург городскими и пригородными архитектурными ансамблями, дворцами и соборами, музеями, разводными мостами и набережными, памятниками и монументами.

История отвоевания выхода к морю также, как и история возникновения Петербурга, неразрывно связана с именем российского царя Петра I. Именно он в 1700 г. начал войну за возвращение России выхода в Балтийское море. Эта война, называющаяся в русской истории Северной, продлилась в общей сложности 21 год. Уже к началу мая 1703 г. устье Невы полностью находилось под контролем русской армии, что позволило царю заложить на небольшом Заячьем острове в дельте Невы крепость, получившую название Санкт-Питербурх (впоследствии - Петропавловская). По мысли Петра I она должна была стать оплотом России на отвоеванных у шведов землях. Дата закладки первого камня в основание крепости - 16 (27 по новому стилю) мая 1703 г. - вошла в историю как день рождения Петербурга и до сих пор отмечается как большой общегородской праздник. И крепость, и позднее город получили свое имя в честь святого апостола Петра, небесного покровителя русского царя.

Новый город изначально задумывался как крепость-порт, форпост России на отвоеванных землях. Петр поставил нелегкую задачу переориентировать в него поток морских перевозок с достаточно удаленного Архангельска (до тех пор бывшего единственной точкой соприкосновения России с внешним миром по морю). Осенью 1703 г. в петербургскую гавань вошел первый иностранный торговый корабль. Его прибытие отмечали как праздник, а экипаж был щедро награжден.

Под надежной защитой мощной крепости на соседнем Городском острове по указу Петра I начали возводить первые городские сооружения. Был заложен Троицкий собор в память победы над шведами под Выборгом, построен сохранившийся до сих пор деревянный домик для царя, возник первый порт.

Замысел Петра был прост и грандиозен - превратить свое новое детище в город, своим блеском и значением не уступавший ни одной из европейских столиц. Царь видел Санкт-Петербург как «величайший и славнейший паче всех городов на свете». Бюджетные средства на это Петр расходовал щедро, но строго по назначению - на европейских архитекторов, произведения искусства оптом и образование для народа. Тридцать лет посвятил воплощению мечты Петра приглашенный им швейцарский зодчий Доменико Трезини, которому мы обязаны такими выдающимися сооружениями, как Петропавловская крепость и здание Двенадцати коллегий. Но и сам царь лично следил за ходом строительства и принимал непосредственное участие во многих работах.

Постройка города в низменной болотистой местности требовала множества стройматериалов и огромного количества рабочей силы. Указами Петра I сотни тысяч крестьян сгонялись на строительство, где им приходилось работать в исключительно тяжелых условиях . Инструментов и орудий труда не хватало, рабочий день длился от восхода до темна. Жили в землянках, шалашах, мерзли, страдали от комаров и мошкары. Холод, сырость, грязь рождали болезни, косившие строителей. Умерших хоронили тут же, наспех, и снова брались за дело. Многие бежали, не выдержав тягот, но беглых ловили, жестоко наказывали и возвращали обратно.

По многочисленным указам Петра в новый город переселялись жители из внутренних областей страны. Дворяне и богатые купцы должны были выстроить себе дома в отведенных царем местах. Постепенно у берегов Невы появились поначалу скромные, но с годами становившиеся все более пышными усадьбы петровских министров, дипломатов, офицеров.

Кроме русских переселенцев, значительную часть населения Петербурга составляли иностранцы. По указам Петра сюда приглашались иностранные мастера различных профессий, архитекторы, художники, военные, врачи. Их привлекало обещанное царем хорошее жалованье, многие привилегии, возможность сохранять свою религию.

В 1712 г. в Санкт-Петербург из Москвы переехал весь царский двор, затем Сенат, и город стал новой столицей Российской империи. Утверждением столицы на берегах Невы Петр I хотел дать понять всему миру, что созданная им новая Россия становится сильной морской державой, стремительно завоевывающей международное уважение и авторитет в Европе, страной, с которой отныне придется считаться.

В отличие от большинства городов мира, на становление которых ушли столетия, Петербург возник сразу, на болотистом, практически пустом месте, по единой воле царя. Любовь Петра к геометрии в полной мере выразилась во внешнем виде новой столицы: все четко, прямо, линейно. В первых линиях улиц стояли дома богатых людей, за ними следовали дома жителей попроще. Дома возводились по типовым проектам. Гордостью царя стала длинная, прямая, пересекающая весь город Невская перспектива - нынешний Невский проспект. С 1710-х гг. начали мостить улицы. Для этого Петр издал указ, чтобы все прибывающие в Петербург суда и обозы доставляли в город необходимый для мощения природный камень.  В молодом городе начала выходить газета «Санкт-Петербургские ведомости», открылась первая библиотека и первый общедоступный театр, была создана Академия наук и первый российский музей - Кунсткамера.

Заложенный Петром I как «окно в Европу», стараниями великих архитекторов и безымянных русских строителей Петербург рос, развивался, превращался в центр российского искусства и науки. В 1725 г. в Петербурге было уже 30 тыс. жителей. Петр любил свое творение и гордился им. По свидетельству современника, царь говорил, целуя крест, что скорее потеряет половину своего государства, нежели Петербург.

Оценка его личности и деятельности разными историками

 В Отечественной историографии можно выделить три группы историков, которые работали над изучением деятельности Петра. Это : панегеристы, объективисты, обличители.
К панегиристам относятся Татищев, Соловьёв Погодин; к группе объективистов можно отнести Карамзина, к группе обличителей относится Платонов.

Н.М. Карамзин: «Явился Петр... Он сквозь бурю и волны устремился к своей цели: достиг — и все переменилось! Сею целью было не только новое величие России, но и... присвоение обычаев европейских... Потомство воздало усердную хвалу сему бессмертному государю и личным его достоинствам и славные подвигам. Он имел великодушие, проницание, волю непоколебимую, деятельность, неутомимость редкую: исправил, умножил войско, одержал блестящую победу над врагом искусным и мужественным; завоевал Ливонию, сотворил флот, основал гавани, издал многие законы мудрые, привел в лучшее состояние торговлю, рудокопни, завел мануфактуры, училища, академию, наконец поставил Россию на знаменитую степень в политической системе Европы. ...Но мы, россияне, имея перед глазами свою историю, подтвердим ли мнение несведущих иноземцев и скажем ли, что Петр есть творец нашего величия государственного? Забудем ли князей московских: Иоанна I, Иоанна III, которые, можно сказать, из ничего воздвигли державу сильную, и,— что не менее важно, учредили твердое в ней правление единовластное? И, славя славное в сем монархе, оставим ли без замечания вредную сторону его блестящего царствования?..
Деды наши, уже в царствование Михаила и сына его присваивая себе многие выгоды иноземных обычаев, все еще оставались в тех мыслях, что правоверный россиянин есть совершеннейший гражданин в мире, а СВЯТАЯ РУСЬ — первое государство. Пусть назовут то заблуждением; но как оно благоприятствовало любви к отечеству и нравственной силе оного! Теперь же, более ста лет находясь в школе иноземцев, без дерзости можем ли похвалиться своим гражданским достоинством? Некогда называли мы всех иных европейцев НЕВЕРНЫМИ, теперь называем братьями; спрашиваю: кому бы легче было покорить Россию — неверным или братьям? То есть кому бы она, по вероятности, долженствовала более противиться? При царе Михаиле или Феодоре вельможа российский, обязанный всем Отечеству, мог ли бы с веселым сердцем навеки оставить ее, чтобы в Париже, в Лондоне, Вене спокойно читать в газетах о наших государственных опасностях?
Мы стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России. Виною Петр. Он велик без сомнения; но еще мог бы возвеличиться больше, когда бы нашел способ просветить ум россиян без вреда для их гражданских добродетелей. К несчастью, сей государь, худо воспитанный, окруженный людьми молодыми, узнал и полюбил женевца Лефорта, который от бедности заехал в Москву и, весьма естественно, находя русские обычаи для него странными, говорил ему об них с презрением, а все европейское возвышал до небес. Вольные общества Немецкой слободы, приятные для необузданной молодости, довершили Лефортово дело, и пылкий монарх с разгоряченным воображением, увидев Европу, захотел сделать Россию — Голландиею…» 

Прочитав мнение Карамзина мы видим, что он говорит о недостатках реформирования России Петром I. Историк считает, что проводя реформы, император не учел того, что Россия идет по индивидуальному пути развития, который отличается от стран Европы. Петр, по его мнению, не просветил россиян без вреда для них: россияне перестали быть дружным народом.

С.М. Соловьев: «Петр не был вовсе славолюбцем-завоевателем и в этом явился полным представителем своего народа, не завоевательного по природе племени и по условиям своей исторической жизни. Гений Петра высказался в ясном уразумении положения своего народа, он сознал, что его обязанность — вывести слабый, бедный, почти неизвестный народ из этого печального положения посредством цивилизации. Трудность дела представлялась ему во всей полноте по возвращении из-за границы, когда он мог сравнить виденное на Западе с тем, что он нашел в России, которая встретила его стрелецким бунтом. Он испытал страшное искушение, сомнение, но вышел из него, вполне уверовавши в нравственные силы своего Народа, и не замедлил призвать его к великому подвигу, к пожертвованиям и лишениям всякого рода, показывая сам пример во всем этом. Ясно осознавши, что русский народ должен пройти трудную школу, Петр не усумнился подвергнуть его страдательному, унизительному положению ученика; но в то же время он успел уравновесить невыгоды этого положения славою и величием, превратить его в деятельное, успел создать политическое значение России и средства для его поддержания. Петру предстояла трудная задача: для образования русских людей необходимо было вызвать иностранных наставников, руководителей, которые, естественно, стремились подчинить учеников своему влиянию, стать выше их; но это унижало учеников, которых Петр хотел сделать как можно скорее мастерами; Петр не поддался искушению, не принял предложения вести дело успешно с людьми выученными, вполне приготовленными, но иностранцами, хотел, чтоб свои, русские, проходили деятельную школу, хотя бы это стоило и больших потерь, сопровождалось большими неудобствами... С какой бы точки зрения мы ни изучали эпоху преобразования, мы должны прийти в изумление перед нравственными и физическими силами преобразователя, сфера деятельности которого была бы так обширна».

Соловьев считает, что Петр I проделал величайшую работу. Он, несмотря на все трудности, поднял Россию на новый уровень: начал обучение рабочих людей, хоть это и стоило больших потерь и сопровождалось большими неудобствами.

М.П. Погодин: «Да, Петр Великий сделал много в России. Смотришь и не веришь, считаешь и недосчитаешься. Мы не можем открыть своих глаз, не можем сдвинуться с места, не можем оборотиться ни в одну сторону без того, чтобы он везде не встретился с нами, дома, на улице, в церкви, в училище, в суде, в полку, на гулянье — везде он, всякий день, всякую минуту, на всяком шагу! Мы просыпаемся. Какой ныне день? 1 января 1841 года — Петр Великий велел считать годы от Рождества Христова, Петр Великий велел считать месяцы от января. Пора одеваться — наше платье сшито по фасону, данному Петром Первым, мундир по его форме. Сукно выткано на фабрике, которую завел он, шерсть настрижена с овец, которых развел он. Попадается на глаза книга — Петр Великий ввел в употребление этот шрифт и сам вырезал буквы. Вы начнете читать ее — этот язык при Петре Первом сделался письменным, литературным, вытеснив прежний, церковный. Приносятся газеты — Петр Великий их начал. Вам нужно искупить разные вещи — все они, от шелкового шейного платка до сапожной подошвы будут напоминать вам о Петре Великом: одни выписаны им, другие введены им в употребление, улучшены, привезены на его корабле в его гавань, по его каналу, по его дороге. За обедом от соленых сельдей и картофелю, который указал он сеять, до виноградного вина, им разведенного — все блюда будут говорить вам о Петре Великом.

После обеда вы едете в гости — это ассамблея Петра Великого. Встречаете там дам, допущенных до мужской компании по требованию Петра Великого. Пойдем в университет — первое светское училище учреждено Петром Великим. Вы получаете чин — по Табели о рангах Петра Великого. Чин доставляет вам дворянство — так учредил Петр Великий. Мне надо подать жалобу — Петр Великий определил ее форму. Примут ее — перед зерцалом Петра Великого. Рассудят — по Генеральному регламенту. Вы вздумаете путешествовать — по примеру Петра Великого; вы будете приняты хорошо — Петр Великий поместил Россию в число европейских государств и начал внушать к ней уважение и проч., и проч., и проч.».

У Погодина о Петре I сложилось положительное мнение. Он понимает, что Петр сделал очень много для России и, что все это пошло ей на пользу.  

Историк С.Ф. Платонов писал: «Петр нарушил это развитие. Он своей насильственной реформой внес к нам чуждые, даже противоположные начала западной германской цивилизации. Он повернул правильное течение народной жизни на ложную дорогу заимствований. Он не понимал заветов прошлого, не понимал нашего «национального духа».

Петр I полностью разрушил идущую с древности традицию в представлениях о личности российского государя. Всё это делалось Петром совершенно сознательно, он стремился к разрушению традиций, к уничтожению всего традиционно русского. Петр впервые узаконил нравственную распущенность при царском дворе. Именно он, еще в юности учредив «Всепьянейший собор», ввел в качестве нормы при царском дворе безудержное пьянство и публичные разгулы.

Анкетирование

Для себя я давно поняла, что важно знать историю своей страны. Я считаю, что Петр I внес огромный вклад в развитие нашего государства. Петр - великий реформатор.

Я опросила 45  учащихся 9 классов. Им нужно было выбрать:

  1. Петр I – великий правитель, благодаря которому Россия добилась мирового признания. Из отстающей страны за годы правления Петра I Россия превратилась в империю; активно развивалась промышленность, строились города, флот. Именно реформаторская деятельность Петра дала толчок для будущего развития Российской империи.
  2. Петр I – великий тиран, который своей деятельностью изменил путь развития России, убил уникальную культуру народа. Для достижения своих целей, Петр использовал любые методы, не жалея человеческих жизней.

30 из них выбрали первый вариант, а 15 второй. Данные предоставлены в диаграмме.

Вывод: большинство опрошенный считаю, что Петр I – великий правитель, внесший огромный вклад в развитие страны.

Заключение

Проведя свое исследование, я узнала много нового, полезного и интересного о том, какой личностью был Петр I, какова была его деятельность для страны. Также я узнала, как к нему относятся учащиеся 9 классов, как они оценивают его деятельность.

На основании изученной информации, а также результатов проведенного исследования, можно сделать вывод, что Петр I внес огромный вклад в развитие страны. Он буквально поднял ее с колен. Именно в его период укрепился авторитет страны среди Европейских государств, стремительными темпами развивалась торговля и наука, строились города и флот, роль государя, как главного человека страны возросла.

Я считаю, что цель, которую я поставила вначале проекта, я достигла.

Использованные ресурсы

Анисимов Е.В.Петр Великий: личность и реформы / Евгений Анисимов. – СПб.: Питер, 2009. – 446, [1] с.

Карамзин, Н. М. История государства Российского. В 3 кн. Кн. 2 / Н. М.
Карамзин. СПб.: Кристалл, 2000. 751, [1] c

Ключевский, В. О. Краткое пособие по русской истории:  учебное пособие / В.О. Ключевский. Москва: Терра: Кн. лавка-РТР, 1996. 173 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «роль личности в истории: М. И. Кутузов» Автор: Абдубаев Данил Андреевич, обучающийся 9 класса Руководитель: Белянцева Наталья Сергеевна, Учитель истории «МАОУ СШ №22»

Слайд 2

Актуальность К сожалению современное поколение очень часто «возносит» Подвиги и деяния зарубежных героев, полководцев, политиков, при этом часто забывая подвиги отечественных талантов. Поэтому я хочу рассказать современному поколению о великом полководце М. И. Кутузове.

Слайд 3

Цель: Подтвердить (или опровергнуть) выдвинутую гипотезу в процессе изучения материалов по теме исследования . Гипотеза: Без таланта величайшего полководца Кутузова М.И. победы в Отечественной войне 1812 года могло бы и не быть ! Задачи : 1. Изучить всю доступную информацию по теме. 2. Оценить значимость личности величайшего полководца М.И. Кутузова. 3.провести социальный опрос . Цель работы

Слайд 4

Ход работы Для реализации первой задачи я использовал исторические источники: 1.М . И. Кутузов . «Сборник документов. В 5 томах» Под ред. Л. Г. Бескровного. 2.Богданович М.И. «История Отечественной войны 1812 г». 3.Ружанинов В. «Спаситель Отечества». 4. Бутурлин Д.П. «История нашествия императора Наполеона на Россию в 1812 г». 5.Тарле Е. В. «Михаил Илларионович Кутузов — полководец и дипломат». интернет ресурсы.

Слайд 5

Ход работы Для реализации третей задачи мне потребовалась помощь моих друзей и знакомых благодаря которым я смог провести социальный опрос. Вопросы : 1-как вы считаете победа в отечественной войне это счастливый случай в котором российской армии сопутствовала погода. 2-победа в отечественной войне это заслуга российской армии во главе с гениальным полководцем М. И. Кутузовым . Синий цвет-респонденты выбравшие 1 вариант. Красный цвет-респонденты выбравшие 2 вариант.

Слайд 6

Результат М. И. Кутузов действительно был один из самых гениальных полководцев всего времени . Его путь был предрешен с детства. социальный опрос показывает что многие ученики 9-х классов считают что победа в отечественной войне это заслуга М. И. Кутузова .

Слайд 7

Недостатки проекта Отсутствие необходимых источников в доступной форме. Работа с историографией .

Слайд 8

преимущества проекта работа полностью закончена. выполнены все поставленные задачи. соблюдены все правила оформления .

Слайд 9

Самоанализ В процессе работы над проектом я научился составлять и работать по плану. я научился работать с очень большим объемом информации . Я буду продолжать работу над темой войны 1812 г, так как мне очень понравилась эта тема и она была очень полезна для общего развития.

Слайд 10

Благодарю за внимание



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя школа №22

Проект на тему:

Роль личности в истории: М. И. Кутузов

Автор: Абдубаев Данил Андреевич, обучающийся 9 класса

Руководитель: Белянцева Наталья Сергеевна,

Учитель истории «МАОУ СШ №22»


Оглавление

1.введение…………………………………………………...……….…..….….4

2.детсво,юностьначалобслужбы...……………………………….…….……6

3.опыт боевых действий………………………………………………...……8

3.1 русско-турецкая 1768-1774…………………………………….……8

3.2.Война третьей антифранцузской коалиции против Наполеона в 1805-1807…………………………………………………………………….….9

3.3.Русско-турецкая война 1806-1812………………...…………….….10

4. Личность великого полководца:  какими качествами обладал М. И. Кутузов……………………………………………………..……………….….12

5. Нашествие французов: звёздный час Кутузова…………………….….13

6.социалный опрос……………………………………………………….…...16

7.Заключение……………………………………………………………….….17

8.список литературы…………………………………………………..….…..19

9.приложение…………………………………………………………………..20




Содержание:

1.Введение.

2.Детсво. Юность. Начало службы.
3.Опыт боевых действий.
3.1 русско-турецкая 1768-1774.
3.2.Война третьей антифранцузской коалиции против Наполеона в 1805-1807.
3.3.Русско-турецкая война 1806-1812.
4.Личность великого полководца:  какими качествами обладал М. И. Кутузов.
5.Нашествие французов: звёздный час Кутузова.

6.социалный опрос.

7.Заключение.

8.список литературы.

9.приложение.

1.Введение проекта

,   К сожалению современное поколение очень часто «возносит» Подвиги и деяния зарубежных героев, полководцев, политиков, при этом часто забывая подвиги отечественных талантов. Проведём небольшой экскурс в историю. Именно русский народ, русские герои смогли выдержать натиск и победить великих Чингисхана, Наполеона, Гитлера. Благодарят силе русского оружия, таланту полководцев и, конечно,  же крепости русского духа.
            Особое внимание я бы хотел уделить гениальному русскому полководцу, «Спасителю» России – М. И. Кутузову. Невозможно недооценить его вклад в победу над Великой армией Наполеона.  В 2022 году мы отмечаем 220 юбилей победы нашего народа в Отечественной войне 1812 года. К этому значимому для всех россиян событию я подготовил исследовательскую работу, в которой рассмотрел проблему: победа в данной войне – случайность или закономерность? Кому мы, потомки, должны быть благодарны за возможность жить на своей родине, быть свободными людьми?! В западной историографии есть мнение, что Наполеону просто не повезло с погодой. В нашей исторической науке значительный акцент ставится на полководческие таланты наших генералов, правильно разработавших стратегию ведения войны. В своей работе я исследовал данный вопрос, опираясь на реальные исторические события, акцентируя внимание на фактах, подтверждающих неоспоримую по своей важности роль русского народа, как в целом, так и в лице его отдельных представителей в достижении беды.

Цель и задачи

Цель:
Подтвердить (или опровергнуть) выдвинутую гипотезу в процессе изучения материалов по теме исследования.

Гипотеза:
Без таланта величайшего полководца Кутузова М.И. победы в Отечественной войне 1812 года могло бы и не быть!

Задачи:
1. Изучить всю доступную информацию по теме.
2. Оценить значимость личности величайшего полководца М.И. Кутузова.

3.подготовить презентацию и доклад по теме проекта.

2.Детсво. Юность. Начало службы

Изучая достижения, и заслуга великого Михаила Илларионовича, я в первую очередь хотел бы узнать о семье полководца, о его детстве. Я считаю, что детство очень важная пора в становлении личности человека. Очень многие факторы влияют на черты, которые в будущем будут преобладать.

Итак, Отец полководца Илларион Матвеевич Кутузов пользовался большим авторитетом в правящих кругах — большую часть жизни он отдал инженерным войскам, служба в которых требовала начитанности, основательного знания точных и естественных наук и недюжинного организаторского таланта. Илларион Матвеич не чурался и собственно военного поприща: уже в солидном возрасте он принял участие в русско-турецкой войне 1768−1774, на которой сражался вместе с сыном.

Двоюродный дядя будущего светлейшего князя был адмиралом, наставником цесаревича Павла Петровича, человеком влиятельным и со связями. Именно благодаря ему племянник получил прекрасное домашнее образование и в возрасте 12 лет, послу сдачи экзаменов поступил в Артиллерийскую инженерную школу на артиллерийское отделение (любопытно, что будущий противник Кутузова Наполеон Бонапарт также начинал на артиллерийском отделении не менее престижной Парижской военной школы).

Молодость будущего фельдмаршала проходила бурно. По выпуску из школы он побывал в двух «командировках» в Польшу, куда отправлялись добровольцы для утверждения русского влияния и борьбы с противниками ставленника Екатерины II Станислава Понятовского. В это же время (1767−1769 годы) Михаил Илларионович участвовал в работе Уложенной комиссии по выработке нового свода законов. Молодой человек быстро освоился в придворных кругах — сама императрица заприметила его и задействовала в важных поручениях. Во дворце он чувствовал себя как рыба в воде: хитрый, льстивый, угодливый, пунктуальный, статный, от природы умный Михаил Илларионович, казалось, был идеальным царедворцем.

Таким образом, изучив период детства, семью будущего Фельдмаршала мы можем сказать, что Михаил Илларионович встал на путь военной славы еще с детства.


3.Опыт боевых действий

При изучении личности Кутузова необходимо обратить внимание на его участие во множестве русско-турецких войн, в которых он набирался  боевого опыта под руководством Румянцева и Суворова.

3.1.Русско-турецкая война 1768-1774

Период военных действий с Османской империей 1768-1774 считается одним из самых ключевых в биографии будущего фельдмаршала. Именно на Русско-Турецкой войне Кутузов получил бесценный опыт реальных боевых действий и зарекомендовал себя как талантливый стратег и военачальник. Во время первой кампании войны с турецким султаном Михаил Илларионович особенно отличился в нескольких значимых сражениях, например, бои при Попештах, Шуме, Ларге и других. Кстати, в сражении вблизи деревни Шума, Михаил Илларионович получил первое ранение лица. После окончания войны получил чин подполковника и по приказу самой императрицы Екатерины II был отправлен в Австрию для прохождения лечения. В 1777 году Кутузов становится полковником и получает назначение командовать Луганским пикенерным полком, дислоцированным в Азове. С 1783 года принимает командование лёгкой конницей Мариупольского кавалерийского полка. Через год войска под его командованием подавляют Крымское восстание, за что полковник Кутузов получает звание генерал-майора.

3.2.Война третьей антифранцузской коалиции против Наполеона в 1805-1807

В 1804 г. Россия вошла в коалицию для борьбы с Наполеоном, и в 1805 русское правительство послало в Австрию две армии; главнокомандующим одной из них был назначен Кутузов. В августе 1805 года 50-тысячная русская армия под его командованием двинулась в Австрию. Не успевшая соединиться с русскими войсками австрийская армия была разгромлена Наполеоном в октябре 1805 под Ульмом. Армия Кутузова оказалась один на один с противником, обладавшим значительным превосходством в силах.

Сохраняя войска, Кутузов в октябре 1805 г. совершил отступательный марш-манёвр протяжённостью в 425 км от Браунау к Ольмюцу и, нанеся поражение И. Мюрату под Амштеттеном и Э. Мортье под Дюренштейном, вывел свои войска из-под нависшей угрозы окружения. Этот марш вошёл в историю военного искусства как замечательный образец стратегического манёвра. От Ольмюца (ныне Оломоуц) Кутузов предлагал отвести армию к русской границе, чтобы, после подхода русского подкрепления и австрийской армии из Северной Италии, перейти в контрнаступление.

Вопреки мнению Кутузова и по настоянию императоров Александра I и австрийского Франца II, воодушевлённых небольшим численным превосходством над французами, союзные армии перешли в наступление. 20 ноября (2 декабря) 1805 произошло Аустерлицкое сражение. Сражение окончилось полным разгромом русских и австрийцев. Сам Кутузов был ранен осколком в щеку, а также потерял своего зятя, графа Тизенгаузена. Александр, осознавая свою вину, гласно не винил Кутузова и наградил его в феврале 1806 орденом Св. Владимира 1-й степени, однако никогда ему не простил поражения, полагая, что Кутузов намеренно подставил царя. В письме сестре от 18 сентября 1812 года Александр I высказал свое истинное отношение к полководцу: «по воспоминанию, что произошло при Аустерлице из-за лживого характера Кутузова».

В сентябре 1806 Кутузов назначен военным губернатором Киева. В марте 1808 Кутузов был направлен командиром корпуса в Молдавскую армию, однако ввиду возникших разногласий по вопросам дальнейшего ведения войны с главнокомандующим генерал-фельдмаршалом А. А. Прозоровским в июне 1809 Кутузова назначили литовским военным губернатором.

3.3.Русско-турецкая война 1806-1812

Очередной Русско-турецкой войны пришлось на 30 декабря 1806 года. Конфликт развернулся на фоне войны Российской империи против Персии и в составе антифранцузских коалиций – против Наполеона Бонапарта. Османская империя рассчитывала, что силы России сейчас отвлечены, а потому можно взять реванш за прежние поражения, вернуть свои позиции на Кавказе и в Северном Причерноморье. Турок активно подстрекал к этой войне Наполеон. Россия, в свою очередь, настойчиво стремилась укрепить свои позиции на Балканах, Дунае, тогда как на подконтрольных Турции балканских землях усилилось национально-освободительное движение. Война стала неизбежной после того, как турецкий султан Селим III, нарушив международные договоренности, сменил прорусских господарей Молдовы и Валахии, а также закрыл черноморские проливы для русских военных кораблей. Эскалации конфликта способствовало введение русских войск в Молдову без объявления войны Турции.

Война разгорелась одновременно на Дунае, за Кавказом, в Черном море и районе Греческого архипелага. Для обеих сторон война в целом шла с переменным успехом. В 1807 году было заключено перемирие, но война возобновилась в марте 1809-го. В этот промежуток Турция была занята восставшими сербами, неповиновением пашей, проблемами с янычарами. А Россия была озабочена войной со Швецией. Значительным фактором, который способствовал окончательному переходу военной инициативы в руки России и скорейшему завершению войны, стало назначение командующим русской Дунайской армией М. И. Кутузова в 1811 году. Ключевое сражение произошло у местечка Слободзея на левом берегу Нижнего Днестра, турецкий султан в результате оказался лишен возможности продолжать войну с Россией.

По договору, подписанному в Бухаресте, восточная часть Молдавского княжества, Бессарабская область (по сути, междуречье рек Днестр и Прут), отошла к России. Остальная часть Молдавского княжества и Валахия отошли Турции, но на правах автономии. Также была расширена внутренняя автономия Сербии в составе Турции. Османы признали расширение русских владений, взамен вернув себе крепость Анапу. Самым главным последствием Бухарестского мирного договора, подписанного за месяц до начала Отечественной войны 1812 года, стало то, что он расстроил планы Наполеона: Россия высвободила силы на предстоящую войну с его империей.

Рассмотрев участие Кутузова в русско-турецких войнах можно сделать вывод, что уже в то время Кутузов занимал отнюдь не обычное  место. Уже тогда можно было понять, что Кутузов сыграет особую роль в дальнейшей истории России.

4.Личность великого полководца:  какими качествами обладал М. И. Кутузов

Характер и качества которыми обладал Кутузов.  

И так, Кутузов обладал такими качествами как  Сдержанность, храбрость, рассудительность, скрытность, умение льстить — вот качества, которыми современники характеризовали Кутузова. За ним закрепилась слава хитреца, а Наполеон называл его «старым лисом Севера». По свидетельству знакомых, на характер будущего полководца повлиял случай во время его службы в армии фельдмаршала Петра Румянцева. Кутузов в кругу друзей передразнивал военачальника. Ради шутки копировал его манеры, голос и походку.

Как полководец Кутузов показывает, насколько он был храбрым и выносливым в сражениях. Своим примером он вел за собой своих подчиненных, и часто это было решающим фактором в битвах. Ум, которым он обладал с детства, помогал вырабатывать нужную стратегию в конкретной войне. Кутузов также был хорошим дипломатом. Он находил контакт с правителями, используя разные методы. Так, при Екатерине II он смог приблизиться к ней через ее фаворита Зубова. Для этого Кутузов приходил к нему за час до его пробуждения и приносил ему лично сваренный кофе. Смог он удержать свое положение и при Павле. Тонкости и хитрости ведения переговоров Кутузов смог усовершенствовать в различных дипломатических миссиях, участником которых он был.

5.Нашествие французов: звёздный час Кутузова

Вот и настал один из самых важных моментов в жизни Кутузова- это великая отечественная война или же звездный час Кутузова, где он смог занять пост главнокомандующего российской армии. Заняв место Барклая де Толли.

И так, как же началась война, как она проходила, и какую роль сыграл в ней Кутузов.

Образ Михаила Илларионовича Кутузова во время Великой Отечественной войны 1812 года весьма подробно описан в романе Льва Толстого «Война и мир». В исторической хронике все гораздо прозаичнее.

Началом войны послужило несогласие Российской Империи поддержать блокаду Англии, несмотря на действующий с 1807 года Тильзитский мир между Францией и Россией. По условиям договора Александр Первый обязан был присоединиться к блокаде Великобритании, учитывая, что на тот момент Англия была деловым партнёром империи, договор не представлял для России никакой выгоды.

Во время войны с Францией Кутузов был назначен командующим и царской армией, и всеми действующими ополчениями. За заслуги перед отечеством он был возведен в чин светлейшего князя. Тот факт, что главнокомандующий фактически не проиграл ни одного крупного сражения (за исключением битвы под Аустерлицем), поднимал дух солдат и народа в целом. Но Кутузов не зря отличался незаурядными способностями и острым умом. Сам он понимал, что победить армию Наполеона в открытом сражении не получится. Для победы нужно пойти на хитрость и обмануть противника. Война с армией Наполеона самым значимым сражением войны 1812 года стала битва при Бородино.

Перед этим пришлось применять тактику отступления, Кутузов до последнего хотел как можно дольше изнурять противника, надеясь получить поддержку. Александр I не был выдающимся стратегом, и для него было недопустимо, чтобы войска Наполеона не то, чтобы захватили Москву, но и находились на подступах к нему. Кутузов был вынужден дать французам генеральное сражение и, несмотря на численное меньшинство, русская армия одержала победу в Бородинском сражении. Хотя Наполеон проиграл битву, но у его армии остался потенциал, тогда как у войск Михаила Илларионовича не было солдат и стратегического преимущества для перехода в контрнаступление и нанесения сокрушительного удара. Чтобы сохранить своих людей главнокомандующий оставляет Москву противнику и совершает манёвр на Калугу. Там он пополнил армию и организовал не менее эффективное партизанское движение.

Отступление из Москвы в октябре находясь в Тарутинском лагере, армия Кутузова наносит поражение корпусу Мюрата, что заставляет Наполеона не задерживаться в Москве. Французская армия была остановлена под Малоярославцем, после чего начала отступать по Смоленской дороге. Русская армия перешла в контрнаступление, за это время было несколько крупных сражений в районе Вязьмы и Красного.

Окончательное поражение армия Наполеона потерпела в битве на Березине. Во многом благодаря личным качествам Кутузова, его уму и гибкой стратегии, заведомо провальная кампания увенчалась успехом. Меньшая по численности русская армия смогла разбить численно превосходящую и более опытную армию французского императора Бонапарта. После окончания войны Михаил Илларионович получил титул Смоленского князя и награждён орденом Георгия I степени — высшей награды Российской Империи, на тот момент он стал первым в истории полным кавалером ордена.

Начиная с 1813 года, он продолжает командовать русской армией, ведя бои с разрозненными остатками некогда могущественной армии Наполеона в Польше и Пруссии. К сожалению, увидеть полную победу над французами, ему было не суждено. Здоровье фельдмаршала было слишком слабым. Светлейший князь Смоленский скончался 28 апреля 1813 года в небольшом польском городке Бунцлау. Тело главнокомандующего забальзамировали и переправили в Петербург, после чего Михаил Илларионович Кутузов был захоронен в Казанском соборе.

6.социалный опрос.

В конце проекта я провел социальный опрос среди 60 учеников 9-11 классов варианты ответов были таковы :

1-как вы считаете победа в отечественной войне это счастливый случай в котором российской армии сопутствовала погода.

2-победа в отечественной войне это заслуга российской армии во главе с гениальным полководцем М. И. Кутузовым .

12 человек выбрало 1 вариант

48 человек выбрало 2 вариант

Данные приведены в диаграмме:

Вывод: большинство опрошенных считают что победа в отечественной войне это заслуга российской армии во главе с М. И. Кутузовым, а не везение.

7.Заключение

Говоря о многогранности натуры Кутузова, нельзя не отметить его глубокое понимание человеческой психологии и умение это использовать ради общего блага. Этот талант в знаменитом военачальнике был развит едва ли не так же блестяще, как и военный: «Современники и ближайшее потомство не сумели достойным образом оценить подлинного величия этого самого русского из русских полководцев. Они были обмануты его флегматичной манерой, за которой скрывалась спокойная, глубокая ясность ума, сдержанность и хладнокровие математического расчета; они видели его добродушную русскую хитрость и не замечали проницательности, способности далеко наперед и правильно предусмотреть ход событий;  они отмечали то , его равнодушную уступчивость, то непонятное упрямство и не видели за этим философского пренебрежения к не имевшим существенного значения мелочам, нежелания бороться за невозможное, а вместе с тем непоколебимой твердости в том, что он считал важным, нужным и осуществимым.

Весь путь Кутузова был предрешен еще с детства. Становлению его личности способствовало и воспитание, и прекрасное домашнее и артиллерийское(инженерное) образование, и конечно же весть его боевой опыт в русско-турецких войнах.

На сегодняшний день память ми Кутузова увековечена во многих городах России, например в 1837 году в Санкт - Петербурге перед казанским собором стоит памятник Кутузову (см. Рис 1)

В Москве в 1973 на кутузовском проспекте был установлен памятник М. И. Кутузову(см. Рис 2)

И это, только самые известные памятники  Кутузову. На самом деле памятников, которые установили в честь великого полководца Кутузова намного больше. Он навсегда будет увековечен в истории России. Мы никогда не забудем о его подвиге.

8.список литературы

1.Богданович, М.И. История Отечественной войны 1812 г. - СПб.: Тип. Торгового дома С. Струговщика, Г. Похитонова, Н. Водова и Ко,1859. - 588 с.

2.Брагин М. Г. Кутузов [Текст] / Брагин М. Г. — М. : Молодая гвардия, 1995. — 216 с. : ил. — (Жизнь замечательных людей).

3.Бутромеев В. П. Кутузов [Текст] / В. П. Бутромеев // Бутромеев В. П. Всемирная история в лицах: XVIII — XIX века. — М., 2002. — С. 133-149 : ил.

4.Бутурлин, Д.П. История нашествия императора Наполеона на Россию в 1812 г. Часть вторая. - СПб.: Военная типография, 1837. - 441 с.

5.Ружанинов В. Спаситель Отечества [Текст] / В. Ружанинов // Детская роман-газета. — 2009. — N 1. — С. 20-22 : ил. Отечественная война 1812 года в современной историографии; ИНИОН РАН - Москва, 2012. - 174 c. Жилин П. А. Отечественная война 1812 года; Наука - , 1988. - 496 c.

6.Тарле Е. В. Михаил Илларионович Кутузов — полководец и дипломат [Текст] / Е. В. Тарле // Тарле Е. В. Избранные сочинения : Т. 1 : в 4 т. — Ростов н/Д, 1994. — С. 477-558.


9.Приложение

Рисунок 1

Памятник М. И. Кутузову

Памятник-монумент представляет собой сложную скульптурную композицию.

Рисунок 2

Памятник М. И. Кутузову

Памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя школа №22

Исследовательская работа

На тему:

«Самопрялка»

Выполнила: ученица 9а класса

Плитка Татьяна

Руководитель: Белянцева Н.С.

Г. Бор. 2022 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

История прялки…………………………………………………………………3

Разновидности прялок………………………………………………………….4

Самопрялка-стояк………………………………………………………………5

Заключение……………………………………………………………………..5

Список литературы………………………………………………………….....6

Приложения…………………………………………………………………….7

Введение.

К семейным реликвиям могут относиться самые разные вещи, которые передаются из поколения в поколение, имеют свою историю, особое значение для конкретной семьи. Нашей семейной реликвией является прялка.

Каждая женщина в нашей семье -  бабушка, мама, сестра и я вяжем. Из поколения в поколение ремесло вязания передается по женской линии. Кроме того, это ремесло в тяжелое для нашей семьи время принесло немало пользы, поэтому прялка является очень важным экспонатом для нашего семейного музея.

В своей исследовательской работе я бы хотела уделить внимание именно прялке.

Задачи, которые необходимо реализовать:

  • Узнать историю прялки
  • Изучить значение прялки
  • Узнать их разновидности
  • Изучить прялку из семейного музея.

Методы исследования:

  • тщательный осмотр и описание прялки;
  • опрос родственников;

В качестве источников мною были использованы в основном устные воспоминания моей бабушки и мамы.

История прялки.

Прялкой называют приспособление для ручного изготовления ниток из кудели(очищенного волокна). [1]

Прялки пришли к нам из далёкой древности. Прялка была, вероятно, изобретена в Индии между 500 и 1000 годами нашей эры. Это «устройство» достигло Европы через Ближний Восток во времена Европейского Средневековья.  Их история начинается с изобретения ручного веретена. Самым древним и простым приспособлением для производства пряжи была ручная прялка. Она состояла из веретена, пряслицы(грузика на веретене), и самой прялки.

Перед началом работы прядильное волокно прикрепляли на какой-нибудь воткнутый сук или палку с развилкой. Позднее этот сучок заменили доской, которая и получила название прялки.

Затем мастерица вытягивала из клубка пучок волокон и присоединяла к особому приспособлению для скручивания нити. Оно состояло их веретена и пряслицы(круглый камешек с дырочкой в середине). Пряслица насаживалась на веретено. Веретено вместе с прикрученным к нему началом нити приводили в быстрое вращения и тотчас отпускали. Повиснув в воздухе, оно продолжало вращаться, постепенно вытягивая и скручивая нить. Пряслица служила для того, чтобы усилить и сохранить вращение, которое иначе прекратилось бы через несколько мгновений. Когда нить становилась достаточно длинной, мастерица наматывала ее на веретено, а пряслица не давала растущему клубку соскользнуть.

Три операции – вытягивание(дергание), кручение(сученик) и наматывание объединялись в один производственный процесс.[2]

Считалось, что это был исконно женский труд – прясть пряжу. Воспитание будущих мастериц начиналось с самого детства. В колыбель к девочке клали прялку, чтобы она не плакала. Учить прясть начинали уже в пять лет, а к моменту замужества девушка была настоящей «тонкопряхой».

С началом зимы женщины и девушки собирались вместе вечерами в просторной избе для совместной работы. Приглашались и парни. Во время посиделок прядение сочеталось с пением, шутками, занимательными рассказами и играми, ухаживанием парней за девушками. Это приучало готовиться к посиделкам как к празднику. Вечер первых зимних посиделок назывался «смотром невест». К этому моменту отец дарил дочери нарядную прялку, которая свидетельствовала о благополучии и достатке семьи, из которой происходила невеста.

У каждой хозяйки должна была быть собственная прялка, которую она по своему желанию украшала и подписывала. Ее не принято было одалживать – это считалось дурной приметой.

Наша прялка берет свой начало с 19 века. Моей прабабушке ее подарил отец. С тех пор прялка передается из поколения в поколение. Даже в трудные  годы Великой Отечественной войны прялку удалось сохранить в неизменном виде. [3]

Нашей семье пришлось переехать из другого государства,  но и в этих условиях  прялку удалось сохранить.  Прялка -верная помощница для рукодельниц нашей семьи. Невозможно подсчитать, сколько сотен метров или даже километров пряжи было изготовлено с ее помощью.

Разновидности прялок.

Прялки были разных размеров, форм, они сделаны из разных пород дерева, имели разнообразный орнамент.

По конструкции выделяют: цельные и составные(из двух деталей, горизонтальной и вертикальной) прялки.

На Руси прялки делались из корня и ствола березы или ели.

На смену обычной прялке пришла самопрялка, которая вскоре и вовсе вытеснила ручную. Она взяла на себя функции по скручиванию и наматыванию, это значительно облегчило труд мастерицы, ограничив ее работу равномерной подачей шерсти или других волокон в отверстие рогульки самопрялки. Конечно, приводить в действие самопрялку, то есть вращать колесо, тоже должна была девушка, но уже ногой.

Механические прялки делились на русские(колесо расположено под прямым углом по отношению к полу) и «чухонки»(колесо находиться под другим углом к полу).

Самопрялка-стояк из семейного музея.

Самопрялки были двух видов – самопрялка-лежак (прил.1) и самопрялка-стояк.(прил.2)

В нашем семейном музее самопрялка –стояка.

Она состоит из колеса, плоской подножки, шпульки с катушкой, деревянного шатуна. Все это закреплено в определенном порядке на стояке – доске с четырьмя фигурными ножками. Колесо расположено род шпулькой, с точеными спицами, полностью из дерева. Обычно высота была около 97см, диаметр кольца - 43см, ширина под ножками – 29 см. (прил. 3)

Работали на ней так: из подготовленного волокна вытягивали небольшой кусочек нити, продевали в отверстие в прялки, затем зацепляли за первый крючок в рогаче и приматывали за катушку. После того как первый ряд нитки был навит, цепляли  нитку за следующий крючок в рогачу. В руках должен был остаться пучок шерсти. Нажимая ногой на педаль, приводили в движение колесо, одновременно аккуратно выдергивали шерсть из кудели.  [4]

Наша прялка из семейного музея имеет хорошую сохранность. Материал, из которого изготовлена прялка-дерево, с элементами металла. Деревянные детали – подставка, на фигурных ножках, стояк-из двух вертикальных стоек с прядильным прибором сверху в виде рогульки. Катушки и колесо выполнены из цельного куска дерева. Металлические детали- крючок и небольшие украшения.(прил.4) Высота прялки-95 см, диаметр колеса -43 см, ширина по ножкам 42 см. (прил.5)

Заключение.

В современном мире ценности меняются очень быстро, информация поступает из самых разных источников, отличительное качество современности – динамизм. Процесс изготовления пряжи-не исключение. В настоящее время крайне редко можно увидеть применение старинной. деревянной прялки. Более технологичные, современные, удобные модели вытеснили свою предшественницу. Кроме того, процесс изготовления пряжи стал промышленным. Витрины магазинов пестрят разнообразием пряжи, поэтому процесс изготовления пряжи в домашних условиях утратил своё  значение и широкое применение.

Современная техника развивается с большой скоростью, но именно с простых механизмов начинались все открытия. Поэтому я считаю актуальным не забывать предметы, которые использовались в древности, ведь это истоки, традиции и ценности человека.

Список литературы.

  • Бернштам, Т.А. Прялка в символическом контексте культуры//Из культурного наследия народов Восточной Европы. М.,:1992.-87 с.
  • Бобринский А.А Русские деревянные изделия. - 2-е изд. - М.,: 1911. - 56 с.
  • Ожегов, Сергей Иванович. Толковый словарь русского языка : около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов ; под ред. Л. И. Скворцова. - 26-е изд., испр. и доп. - М. : Оникс [и др.], 2009. - 1359 c.
  • Тарановская Н.В., Мальцев Н.В. Русские прялки. - Ленинград: Аврора, 1970. - 120 с.

Приложения.

Прил. 1.

https://wiedergeburt.asia/wp-content/uploads/2020/12/EYV_1309-1024x680.jpg

Прил. 2.

https://ar.culture.ru/attachments/attachment/preview/61977992fa543fc0abe82151-preview.jpg

Прил.3

https://cf2.ppt-online.org/files2/slide/o/opuAefGN8PL7wZdHlSbE0FVmhU6i9WzTCtjsKqrcn/slide-5.jpg

Прил.4.

https://sun9-east.userapi.com/sun9-23/s/v1/ig2/GLWeD5pcZhddvrSJCYUkjVpVQ-nEZBC-6_97ugHxsOeMfDkHibYYD_a3dCICAG_UgyS_GyNOo7Qic2bsmhz7b_RG.jpg?size=1197x1600&quality=95&type=album

Прил. 5.

https://sun9-west.userapi.com/sun9-46/s/v1/ig2/kxrduTp0AeAFwzrRGXDqiyUJ620l0tUFTUzGQokNbCiA7DfG66xefDX_ZVx8v05wAR-WSw1zPE-QoHSq9dM1f3Rz.jpg?size=884x1600&quality=95&type=album


[1]  Ожегов, Сергей Иванович. Толковый словарь русского языка : около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов ; под ред. Л. И. Скворцова. - 26-е изд., испр. и доп. - М. : Оникс [и др.], 2009. - 1359 c.

[2]  Ожегов, Сергей Иванович. Толковый словарь русского языка : около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов ; под ред. Л. И. Скворцова. - 26-е изд., испр. и доп. - М. : Оникс [и др.], 2009. - 1359 c.

[3] Бобринский А.А Русские деревянные изделия. - 2-е изд. - М.,: 1911. - 56 с.

  

[4] Тарановская Н.В., Мальцев Н.В. Русские прялки. - Ленинград: Аврора, 1970. - 120 с.