Главные вкладки
Для педагогов
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей:
Уголок книги в ДОУ и его роль в развитии
детей дошкольного возраста
В последние десятилетия интерес к чтению в обществе неуклонно снижается. Называют разные причины этого явления: влияние аудиовизуальных средств массовой информации, телевидения, компьютера, изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, утрата традиций семейного чтения и др.
В результате чтение литературы замещается просмотром мультфильмов, компьютерными играми. Детское чтение нуждается в поддержке, потому что оно приучает ребенка мыслить, развивает воображение, речь, мировоззрение. В процессе чтения ребенок приобщается к культуре, истории своего народа, овладевает не просто языком, а его красотой, глубиной, поскольку язык является одновременно и средством, и источником интеллектуального, нравственного, эстетического развития, он формирует ребенка как личность.
Поэтому необходимо приобщать детей к чтению книг, начиная с дошкольного возраста. В этой связи большую роль должны сыграть не только родители, но и воспитатели детских садов, поскольку «… чтение книг – это тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка» - писал В. А. Сухомлинский.
Одной из форм приобщения детей к чтению является книжный уголок, который организовывается в детском саду, начиная с самых младших групп. Это особое удобное, эстетически оформленное, специально выделенное место, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» её. Здесь происходит личностное общение ребёнка с произведением искусства - книгой и иллюстрациями, здесь он может рассматривать журналы и альбомы.
Роль уголка книги в развитии читательских интересов
Существенную роль в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге играет уголок книги. Это особое, о спокойное, удобное, эстетически оформленное, специально выделенное место, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» её.
Уголок книги должен быть организован во всех группах детского сада.
Основной принцип его организации – удовлетворение разнообразных литературных интересов детей, сменяемость материала, связь с воспитательно-образовательной работой в группе, подбор литературы и педагогическая работа, все должно соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.
Книга в жизни ребенка выполняет познавательную, воспитательную, развивающую функции, преподносит ему первые уроки умственного, нравственного, эстетического воспитания. Главный принцип организации уголка книги - удовлетворение разнообразных литературных интересов детей. Из этого принципа вытекает вывод, что нельзя определить точный срок пребывания в уголке каждой отдельной книги. Есть книги, перелистывать и рассматривать которые дети готовы долгое время, постоянно открывая в них новые интересные для себя вещи. Такого рода книги могут и должны долго находиться в уголке, доставляя детям радость.
Кроме книг, в книжном уголке могут находиться и разнообразные альбомы для рассматривания. Это могут быть и созданные художниками альбомы на определенные темы; книжки - малышки, составленные детьми вместе с воспитателем или с родителями из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года, своей семье...
Цель книжного уголка: приобщение детей к высокохудожественному чтению, формирование запаса литературных, художественных впечатлений, развитие литературной речи.
Задачи:
Обогащать художественно-литературный опыт детей, расширять словарный запас;
Формировать интерес к книге;
Развивать умение правильно строить высказывание, пересказывать текст, составлять описательные и творческие рассказы;
Воспитывать уважение, бережное отношение к книге;
Способствовать созданию психологически комфортных условий в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей в группе.
Требования к содержанию и оформлению уголка книги
«Основные требования к оформлению книжных уголков»
1.Рациональное размещение в группе.
2.Соответствие возрасту, индивидуальным особенностям детей группы
3. Соответствие интересам детей.
4. Постоянная сменяемость.
5. Эстетическое оформление.
6. Востребованность.
Оформление уголка книги каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество – главные условия, которые должны быть соблюдены, это удобство и целесообразность.
Уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребенка к неторопливому сосредоточенному общению с книгой.
В этом уголке ребенок должен иметь возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее.
Ребенок должен иметь возможность внимательно и сосредоточенно рассмотреть иллюстрации, вспомнить содержание, многократно вернуться к взволновавшим его эпизодам.
Кроме того, внимательно рассматривая иллюстрации, ребенок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания. Иллюстрированная книга – это первый художественный музей, где он впервые знакомится с творчеством замечательных художников – И. Билибина, Ю. Васнецова, В. Лебедева, В. Конашевича, Е. Чарушина и многих других.
Как рационально организовать уголок книги.
1. Уголок книги располагают вдали от мест игр детей, чтобы шумные игры не отвлекали ребенка от сосредоточенного общения с книгой.
2. Нужно продумать правильное освещение:
Естественное (вблизи окна) и электрическое (наличие настольной лампы, настенного бра) для вечернего чтения.
3. Существуют различные варианты оформления книжного уголка:
– Полочки, открытые витрины, где хранятся книги, альбомы;
– Специально выделенные столы и к ним стулья или кресла.
Главное, чтобы ребенку было уютно, чтобы все располагало его к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой.
4. Подбор литературы и педагогическая работа должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.
Одним из важных вопросов при оформлении уголка книги является учет принципов отбора литературных произведений для дошкольников:
- доступность;
- художественность;
- разнообразие;
- постепенность усложнения;
- учет национальных и культурных особенностей произведений;
- учет читательских предпочтений дошкольников;
- сюжетная занимательность;
- простота и ясность композиции;
- близость содержания опыту ребенка.
Педагоги осуществляют выбор литературных произведений исходя из разных оснований:
- жанр (загадка, потешка, закличка, дразнилка, пословица, поговорка, небылица, повесть, стихотворение, авторская сказка в стихах, басня и пр.);
- формальные признаки (верлибр, фигурный стих, стихотворения с ярковыраженной рифмой);
- тематика (о детях, животных, явлениях окружающей действительности, пейзажная лирика и пр.);
- настроение и характер (юмористические, занимательные, повествовательные и пр.).
Это позволит сформировать у детей широту читательских интересов, избирательность, индивидуальность литературных предпочтений.
Современный книжный уголок должен быть обогащен разнообразной по жанру детской литературой, атрибутами, куклами для развертывания постановок по произведениям, масками, пособиями для художественно – литературного творчества, фонотеку, игротеку (Каталог игр), оборудование для театрализации и др.