2.3.3. Выступления с представлением, презентацией опыта своей проф. деят-ти: на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах, «круглых столах» - на муниципальном и областном уровне

Князева Наталья Анатольевна
 

3. Рецензия или копия приказа по итогам презентации опыта, выписки из протоколов педсовета, выписки из протоколов МО, протоколы семинаров, протоколы или программы «круглых столов» (все документы заверены печатью и подписью руководителя).

Копии программ, материалов научно-практических конференций, чтений, семинаров, «круглых столов» и т.п., с указанием темы выступления и ФИО выступающего. Сертификаты, свидетельства, благодарственные письма с указанием ФИО педагогического работника.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2 «Кораблик» г. Поронайска»

----------------------------------------------------------------------------------------------------

694240, Сахалинская область, г. Поронайск, ул. Восточная,  дом 58

Тел.: 8(42431)5-53-36, 8(42431)5-08-83; e-mail: sadkorablik@mail.ru   

Мастер-класс на тему:

«Фольклор как средство развития речи

у детей дошкольного возраста»

                                             Князева Наталья Анатольевна

                                               воспитатель

                     МБДОУ №2 «Кораблик»

г. Поронайск

                                                     2017

«Фольклор как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

«Изучайте фольклор, учитесь на нем.

Без знания прошлого нет будущего»

                                                                                            А.М.Горький.

Что же такое фольклор?

Слово «фольклор» появилось в 19 веке, пришло из английского языка.

Сегодня им пользуются везде, оно в буквальном переводе означает «народная мудрость», устное народное творчество.

Устное – из уст в уста.

Народное – автор – народ.

Творчество – создано в результате труда.

Малые формы фольклора всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применялись в работе ДОУ, в том числе и с целью развития речи дошкольников.

Актуальность:

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка.

Проблема, связанная с развитием речи детей особо остро встала в последнее время. Почему наши дети плохо говорят? Может потому, что мы разучились с ними разговаривать. При этом общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешения любого конфликта. А ведь устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает её в маловыразительную, скучную однообразную и малоприятную. Без яркости и красочности речь бледнеет, тускнеет.

Культура речи детей напрямую зависит от культуры и содержания речи взрослых – родителей и педагогов! Жаль, что не все и не всегда могут обеспечить малышам необходимый уровень общения.

          В ФГОС  указаны целевые ориентиры, которым должен следовать воспитатель и к ним стремиться. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен достаточно хорошо владеть устной речью, уметь выражать свои мысли и желания, уметь использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, уметь выделять звуки в словах, и у ребенка складываются предпосылки грамотности.

Мы решили, что использование малых средств фольклора как средство развития речи детей приведет к улучшению и развитию связной речи детей, формированию правильного звукопроизношения, пополнению активного словаря детей.

Решение данной проблемы составляет цель проекта:

Цель: выявить оптимальные условия речевого развития дошкольников средствами малых форм фольклора.

Задачи:        

  1. Определить основные методы использования малых форм фольклора для развития речи детей дошкольного возраста.
  2. Способствовать развитию познавательной активности детей, помочь детям в основании разговорной речи, овладеть родным языком;
  3. Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.

        Для этого в своей работе используем преимущественно наглядно-практические методы и способы ознакомления детей с фольклором, чтением сказок, загадывания загадок, исполнение песен, закличек, потешек и т.д.

На начальном этапе был подобран УМК: методическая литература,  в группе созданы фольклорный уголок, книжный, уголок ряженья, театрально-музыкальный, уголок творчества.

Подбор дидактических материалов, картотеки потешек, хороводов, народных песен, загадок, наглядный материал для активизации речевого общения детей, побуждающий ребят к общению между собой, исполнению песен, рассказыванию сказок. В группе имеются разнообразные виды театра (пальчиковый, настольный, теневой).  

Совместно с родителями собрали фольклорный уголок, в котором есть все необходимые предметы по ознакомлению детей с народным бытом (чугунок, самовар, половик, кружок, рушник, деревянные ложки, берестяные туески, вышитый салфетки, и др.). С родителями проводятся совместные мероприятия  (праздники, викторины, консультации, беседы, круглые столы).

           Пополнили книжный уголок русскими народными сказками, потешками, загадками,пословицами,поговорками,закличками.

Стараемся наполнить повседневную жизнь детей интересными делами, проблемами, идеями, включить каждого ребенка в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности.

Ребята в свободной игровой деятельности с удовольствием обыгрывают знакомые сказки, потешки  при этом используют куклы БиБаБо, пальчиковый, теневой, настольный театр,играют в русские народные игры.

При проведении ООД используем игровую мотивацию, сюрпризные моменты, художественно - речевой материал, игры и упражнения: на развитие эмоциональной сферы и мелкой мускулатуры рук (картотека этих игр имеется в группе и постоянно пополняется). А так же в работе применяем информационно-коммуникативные  игровые технологии.

           Элементы фольклора включаем при проведение праздников и мероприятий, которые проходят в детском саду такие как: Масленица, праздник весны и т.д.

Так же используем малые жанры фольклора  на прогулках, при наблюдениях за живыми объектами, природными явлениями, транспортом и т.д.

Во время проведения режимных моментов: укладывание спать, кормление, умывание, одевание, в процессе самостоятельной и совместной деятельности детей.

С педагогами делимся опытом (консультациями, подбором методов развития речи детей средствами фольклора). Принимаем  активное участие во всероссийских и международных заочных конкурсах и вебинарах по данной теме.

          Фольклорные произведения – это удивительные ожидание радости, ожидание добра …. справедливо замечает Л.Н.Павлова .

          В них заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи. Знакомство с ними обогащает  речь, активизирует  познавательное и умственное развитие, расширяет словарный запас, развивает звукопроизношение, играет неоценимую роль во всестороннем развитии ребенка.

- В одной древней китайской пословице говорится:

 «Скажи  мне – и я забуду, покажи  мне – и я запомню,

дай сделать - и я пойму».

- Эти мудрые слова можно взять как девиз, условие успешной работы с детьми дошкольного возраста, так как именно через показ,  наблюдение  и  собственную практическую деятельность ребенок  развивается.

- Да и мы, педагоги-дошкольники,  люди творческие, неугомонные,  в своей работе с детьми  чаще следуем пословице:  «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».  А еще лучше  - сто раз сделать.

- Поэтому сегодня мне хотелось бы  не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические  приёмы, которые я использую в своей работе с детьми по речевому развитию средствами фольклора. Рассмотрим некоторые из них.

- Итак, уважаемые педагоги, я предлагаю поиграть со мной.

-Закройте глаза, и представьте, что вы  попали в мир детства и стали детьми.

А сейчас поиграем:

1. Сказки

Для детей и взрослых самым любимым жанром устного народного творчества является сказка. Она несёт в себе большое воспитательное значение. Данный вид работы позволяет любому ребёнку почувствовать свою успешность, приобщает его к богатствам русского языка, формирует связную речь на лучших образцах литературного языка.

А знаете ли вы их? Назовите сказку, с которой связаны эти картинки?

1.«Соедини несоединимое».

-Дорога, сметана, окно. («Колобок»).

-Коса, заяц, избушка. («Заюшкина избушка»).

-Печка, яблоня, гуси. («Гуси- лебеди»).

Молодцы!

2. «Угадай-ка».

- Дети вам необходимо ответить на такие вопросы:

1) Какую песенку пел Колобок?

2)Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда?

3. «Определи сказку».

Например:

1)Летела стрела и попала в болото.

А в том болоте поймал её кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожею

Сделался милой, красивой, пригожей. (Царевна-лягушка)

2)Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

3) Красна девица грустна –

Приближается весна.

Ей на солнце тяжко –

Слёзы льёт бедняжка. (Снегурочка)

3.«Дополни имя»

У некоторых сказочных героев двойные имена.

Я назову вам первую часть имени, а вы догадайтесь о каком сказочном

герое идет речь?

Василиса - ….(Премудрая), Братец - ….(Иванушка),

Сестрица - ….(Аленушка), Кощей  - ....(Бессмертный),

Иван - ….(Царевич), Елена -….(Прекрасная).

4. «Отгадай настроение сказочных героев»

Вам предлагаются схематические изображения эмоций:

(радость, грусть, обида, удивление, злость, страх)

На столе выкладываются схематическое изображение эмоций.

Участники по очереди берут карточку.

Вспомните сказку, где герой смеется, плачет, грустит и т. д.

5.«Найди пару»

Яйцо – курица, лягушка – стрела, медведь – короб….(по картинкам)

6.«Волшебный клубок»

 Назовите волшебные принадлежности из сказок, передавая клубочек друг другу.

 (волшебная палочка,сапоги-скороходы,скатерть-самобранка, ковер

самолет, волшебный клубок, шапка-невидимка)

2. Потешки.

Вы знаете, что такое потешка и для чего ее сочиняли?

Это стихотворное произведение, которое сочинил народ, оно служило для поднятия настроения ребенку, оно веселило или «потешало» маленьких детей.

 Дети слушают потешки, учатся их повторять, обыгрывать, использовать в своих играх. Помимо прочего, это способствует развитию речи, произвольной памяти.

Потешки способствуют двигательной активности ребенка, развитию мелкой моторики, активизируя работу мозга.

Сегодня я хочу показать вам, как можно разнообразить и сделать более увлекательной и интересной работу по заучиванию потешек.

- Послушайте, пожалуйста, потешку:

«Сидит медведь на колоде - боты подшивает,

А заинька-работничек на дудочке играет,

А ворона-сторожена – она припевает,

А сорока-белобока сладку кашу варит,

А лисица-молодица пошла в поле жать».

Объяснение незнакомых слов: «колода» - короткое толстое бревно;

«боты» - так в старину называли ботинки;

«ворона-сторожена» - что-то охраняет, сторожит;

«молодица» - молодая;

«жать» - срезать под корень хлебные злаки (колоски)

-О каких лесных жителях говорится в этой потешке?

(О медведе, о заиньке-работничке, о вороне-сторожене, о сороке-белобоке, о лисице-молодице)

-А чем они занимаются? (Демонстрация картинки).

(Медведь – боты подшивает, заинька-работничек на дудочке играет, ворона-сторожена – она припевает, сорока-белобока сладку кашу варит, лисица-молодица  пошла в поле жать.)

-Давайте с вами выучим эту потешку.

(Повторное чтение)

Заучивание потешки с демонстрацией картинки по содержания потешки:

- шёпотом,

- в полголоса с хлопками,

- в полный голос с приплясыванием,

- расскажите ,потешку наизусть.

Молодцы!

Потешки помогают при подготовке ко сну, и во время одевания на прогулку, и во время умывания, и в процессе игровой деятельности.

Предлагаю вам, ребята поиграть.

Учим умываться создавая у детей положительные эмоции:

- Мыло будет пениться, грязь куда-то денется!

- Буль-буль-буль  журчит водица, все ребята любят  мыться!

С помощью потешек также изучаем части тела:

- Ротик мой умеет кушать,

- Нос дышать, а ушки слушать,

- Глазоньки моргать-моргать,

- Ручки – все хватать-хватать.

На улице мы с помощью потешек изучаем с детьми окружающий мир и его явления:

- Тра-та-та! Тра-та-та! Рада снегу детвора!

- Тра-та-та! Тра-та-та! Лепим мы снеговика!

- Ком на ком поставили, глазки подведём,

- Нос-морковку вставим, шапочку найдем.

- Вот какой снеговичок, толстый белый пухлячок!

- Собирая детей на прогулку, замечая, то или другое природное явление:

- Солнышко- ведрышко

- Взойди поскорей,

- Освети, обогрей

- Телят да ягнят,

- Еще маленьких ребят!

- Во время кормления:

- Умницы, детки

- Ешьте кашку сладеньку-

- Вкусную, душистую,

- Мягкую, пушистую.

- Причесывая, девочек:

- Расти, коса до пояса.

- Не вырони ни волоса.

- Расти, косонька до пят,

- Все волосоньки в ряд.

- Расти коса не путайся,

- Маму, дочка, слушайся

Потешки способствуют двигательной активности ребенка, развитию мелкой моторики, активизируя работу мозга.

Необходимо, чтобы работа с потешками не ограничивалась только стенами детского сада. Она должна носить систематический характер. Только тогда она приносит и положительные образовательные результаты в развитии словаря ребенка и положительные эмоции.

3.Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений.

Использование загадок является очень эффективной  формой в работе по речевому развитию детей.

Загадки: обогащают словарь детей за счет многозначности слов; помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.

Игра «Подбери отгадку».

Я загадываю загадку, а вы даёте ответ, подбирая правильный рисунок на слайде (по очереди команды отгадывают).

  1. Махнула птица крылом,

Закрыла весь свет одним пером (ночь)

  1. Цветное коромысло

Над рекой повисло (радуга)

  1. Красная девица сидит в темнице,

А коса на улице (морковь)

Но мы считаем, что загадка не только позволяет решить проблемы речевого развития детей, но и, что самое главное, доставляет ребенку радость.

4. Пословицы и поговорки.

Для отработки звуковой стороны речи детей  используем задания с пословицами и поговорками. Слушая и обсуждая содержание пословиц и поговорок, мы совершенствуем активную речь и развиваем мышление.

Пословица советует, наставляет, предупреждает. Люди часто используют их в речи. От этого речь становится яркой, образной.

  1. Приведите примеры пословиц и поговорок, где встречается число 7.

1). Семеро одного не ждут.

2). Семь раз отмерь, один раз отрежь.

3). У семи нянек дитя без глазу.

4). Один с сошкой, а семеро - с ложкой. И др.

Русский народ сложил много пословиц о дружбе. Вот одна из них.

2. Объясните мне смысл этой пословицы.

- Новых друзей наживаю, а старых не забываю.

А теперь произнесите эту пословицу хором громко,а теперь тихо,грустно,радостно. (Повторение с изменением силы голоса, с разными эмоциями.)

3. Конкурс пословиц.

У меня к вам есть вопрос,

Кто пословиц знает воз.

Я буду начинать пословицу, а вы должные закончить.

1. Без труда – .....(не вытащишь и рыбку из пруда).

2. Хочешь есть калачи – .....(не сиди на печи).

3.Поработал до поту – ..... (поел в охоту).

4.Хочется есть – .....(да не хочется лезть).

5. Поспешишь - .....(людей насмешишь).

4. Инсценировка пословиц.

Задание: показать мимикой и жестами то, как они понимают пословицы.

Например:

Слышали звон, да не узнали, где он.

Задрал нос, что кочергой не достанешь.

Пословицы и поговорки  имеют большое воспитательное влияние на дошкольников благодаря своей особенной форме, эмоциональности, образности, яркости и доступности. Ни знакомят детей с морально-этическими нормами, формируют навыки культурного поведения, учат быть вежливыми, скромными, ответственными.

5. Скороговорки.

Актуальной задачей речевого развития в старшем дошкольном возрасте является выработка дикции. Ведь ещё у детей недостаточно чётко работают органы рече-двигательного аппарата. Некоторым ребятишкам присуща излишняя торопливость, нечёткое выговаривание слов, «проглатывание» окончаний, другим наоборот – излишняя замедленность слов, растянутая манера произношения слов. Специальные упражнения помогают преодолевать детям такие трудности, совершенствуют их дикцию.

Например, проговаривание скороговорок в разных темпах:

медленно, быстрее, быстро.

Скороговорки учат четко, быстро и правильно говорить, хотя остаются в то же время простой игрой. Этим они и привлекают детей.

Конкурс скороговорок.

Например, попробуем выучить скороговорку:

Кукушка кукушонку купила капюшон,

Надел кукушонок капюшон,

Как в капюшоне он смешон.

Как проговаривать скороговорки с детьми?

В начале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги.

Цель первого шага – правильно выучить скороговорку.

Обращаем внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных.

Следующий шаг - учимся делать все то же, но в беззвучном режиме.

Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы.

Третий шаг – чтение скороговорки шепотом.

Очень важно, чтобы именно шепотом, а не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу.

Теперь поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами.

Скороговорки помогают не только улучшить дикцию ребенка, но и совершенствуют звуковую сторону речи. Такие упражнения развивают у детей чувство ритма. Рифмы и ритм чистоговорок облегчают произношение и запоминание звуков. Слоговой компонент шутки – чистоговорки способствует формированию правильного звукопроизношения и стимулирует развитие слухового восприятия речи.

Молодцы!

А теперь закрыли глаза и вернулись с мира детства и стали взрослыми.

И в заключении хотелось бы отметить, что развитие речи дошкольников имеет важное значение.

Фольклорные жанры позволяют наиболее полно развивать связную речь детей, расширяет словарный запас детей, активизирует их познавательное и умственное развитие, развивает звукопроизношение, детям интересны обороты и выражения народной речи.

А также фольклор позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Сказки, потешки, пословицы, считалочки, загадки не только позволят нам сделать процесс воспитания более разнообразным, интересным и радостным, но и помогут разбудить детскую фантазию и творческую инициативу, а так же стать прекрасным средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающее самостоятельную речевую деятельность.

В процессе работы были замечены такие изменения:

— у детей повысился интерес к устному народному творчеству; они используют в своей речи пословицы, поговорки, самостоятельно организуют игры-забавы с помощью считалок; придумывают загадки; инсценируют сказки.

— у родителей и педагогов также замечен повышенный интерес к использованию фольклора в речевом развитии детей. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют их смысл.

Чтобы убедиться в эффективности работы по развитию речи дошкольников средствами фольклорных форм, на заключительном этапе проводилась диагностика (О.Ушаковой, Е.Струниной), в результате которой была выявлена положительная динамика в повышении уровня речевых умений дошкольников.

Рефлексия:

И в завершении я предлагаю вам подвести итоги нашей встречи. Мысленно положите на левую ладошку всё то, с чем вы пришли сегодня сюда: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую то, что получили нового. А теперь соединим всё в единое целое,  я буду очень рада, если ваш багаж сегодня пополнился.

А мне остаётся поблагодарить Вас за внимание, за плодотворную  работу на сегодняшнем мастер-классе. Мне очень было приятно поделиться с вами своим опытом, надеюсь на то, что он будет полезен вам в вашей педагогической деятельности.

Творческих всем успехов!

Раздача буклетов коллегам на тему: «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Список  литературы

1.    Закон «Об образовании  РФ»

2.    Конвенция ООН о правах ребенка.

3. Федеральных государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

4.  Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М: Академия, 2000.

5.  Занятия по развитию речи в детском саду. - Под ред. О,С. Ушаковой, - М.: Совершенство, 2001г.

6. Большакова М. Фольклор в познавательном развитии . - Дошкольное воспuтание. – 2004 - № 9.

7.   Зацепина М. Б., Антонова Т. В.Hародные праздники в детском саду. – М: Мозаика- Синтез, 2008.

8.   Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа – Спб.: Детство-пресс, 1998 г.

9.  Тимофеева Л. Маленькая дверь в большой мир загадок. -  Дошкольное воспитание, 2007 - № 6.

10. Электронные ресурсы: «maam.ru› Детский сад…-vospitanie-v-uslovijah.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2 «Кораблик» г. Поронайска»

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

694240, Сахалинская область, г. Поронайск, ул. Восточная, дом 58

Тел.: 8(42431)5-53-36; e-mail: sadkorablik@mail.ru

«Развитие речи и творчества через сказки Джанни Родари»

                                                                           

                                           Автор: Князева Наталья Анатольевна, воспитатель                                                                            

                                                                                                                         

Поронайск,

2018

  В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем.

Действие сказочных текстов направлено не столько на сознательное восприятие, сколько на подсознательное усвоение. Детям потому так полезно и важно рассказывать сказки, что они несут в себе мощный психотерапевтический потенциал. Главное их назначение – «питать душу».

Сказка играет большую роль в развитии познавательных процессов ребенка. С ее помощью можно корректировать неблагоприятные варианты развития дошкольников. С помощью сказки можно повысить уровень связной речи, что очень важно для дальнейшей подготовки к школе.

 Актуальность опыта определяется уникальными возможностями старших дошкольников в речевом творчестве, в частности, в области сочинительства собственных сказок, небылиц, однако, для формирования такого творчества необходимо создание оптимальных условий, способствующих наиболее полному раскрытию творческого потенциала личности ребенка.

Интерес к словесному творчеству в старшем дошкольном возрастет прослеживается практически у каждого ребенка и выражается в различных его формах таким образом, что у кого-то из них это сочинение действительно оригинально, а у кого-то нет. Но придумывают все дети. Их воссоздающее воображение, память побуждают к самостоятельной попытке реализовать свои замыслы сказки истории словесно.

Один из широко используемых приемов развития речи детей и коррекции детских проблем связан с игровыми переделками сказок, с сочинением сказок в соответствии со сказочными матрицами. Этот способ впервые использовал в работе с детьми и подробно описал Джанни Родари, написавший книгу «Грамматика фантазии», в которой изложил несколько десятков приемов, помогающих придумывать различные истории. Использование этого способа в образовательном процессе является мощным фактором развития речи и чувства юмора, а также «отыгрывания» внутренних конфликтов детей. Основываясь на концепции Родари можно выделить одну из многих схем придумывания сказок.

Бином фантазии.

Суть игры в том, чтобы загадать два произвольных слова, а затем придумать сказку по мотивам этих слов.

Лучше всего играть в эту игру вдвоем или в группе, но можно и одному.
Например, один человек загадал «уголек», другой «башня».

Бином: уголек – башня. Попробуйте придумать историю по мотивам этих двух слов. Ваше воображение тут же начнет перебирать варианты.

Например: - Часы на башне остановились, и город застыл. Только волшебный уголек может заставить вновь запустить их....

- Мимо башни каждый день проходит человек, который везет тележку с углем. В это время часы на башне всегда странным образом начинают звонить.

- Люди спилили и сожгли лесное дерево, которое не было деревом, а было башней народа гномов-лесовиков и т.д.

Бессмыслица может и остаться бессмыслицей, а может с помощью педагога стать настоящим рассказом, сказкой. Важен процесс: дети владеют им в совершенстве и получают от него истинное удовольствие. Описанное упражнение, конечно же, дает вполне ощутимые плоды: развивается связная речь, лексическая и грамматическая сторона речи, тренируется воображение и память. Данная методика, напротив, делает процесс обучения легким и интересным, снимает эмоциональную перегрузку, что и соответствует целям и задачам ФГОС.

        Ещё способ придумать историю – гипотеза. Техника гипотезы проста: «Что было бы, если….?»

- Что было бы, если бы динозавры дожили до наших дней?

- Что было бы, если  круглые сутки был только день или только ночь?

При этом, чем сложнее задача, тем интереснее ребенку будет её решать. Дети любят решать «взрослые» задачи. И ещё, пофантазировав на тему отсутствия дня или ночи, вы можете рассказать своему ребенку, что на севере, на самом деле, бывает такое время, когда наступает полярная ночь и т.д.        

   Детям предлагается перечислить все случаи употребления слова «кирпич», какие они знают или могут вообразить.

Этим тестом можно проверить и сообразительность, и память, и воображение ребёнка. Можно также пофантазировать как использовали бы кирпич те или иные герои сказок.

Например, если любимая сказка ребёнка «Золушка», можно спросить: «А как использовала бы кирпич мачеха Золушки?» Может быть, она подперла бы им дверь, чтобы Золушка не могла попасть на бал. А сводные сестры Золушки? Они могли бы колоть кирпичом орехи. А сама Золушка? Поставила бы на кирпич горшок с цветком, чтобы он был поближе к солнцу.

Конечно, вместо «кирпича» может быть любой предмет. Даже тот, который является новым для ребёнка. Увидев, что – то новое, ребенок интересуется открытием, и можно использовать это любопытство для развития воображения, пофантазировав, какие еще функции, кроме основной, может выполнять данный предмет.

           Родари предлагает «перевирание сказки» и «продолжение сказки». Например:

-«Жила –была девочка, которую звали Желтая Шапочка….

-Не Желтая, а Красная!

-Ах, да, Красная! Так вот позвал ее папа и ….

-Да, нет же не папа, а мама…» и т.д.

«Перевирать» можно также, и добавляя других героев, и наделяя злых героев добрыми качествами, а добрых – злыми, можно придумывать другие окончания сказкам, или продолжения.

Природа щедро наградила каждого здорового ребёнка возможностями развиваться. И каждый здоровый малыш может подняться на самые высокие ступени творческой деятельности. И именно мы должны создать определенные условия для того, чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться и ввести ребёнка в настоящую творческую деятельность.

Сказки «наизнанку»

Один из вариантов игры в «перевирание» сказок состоит в умышленном и более органичном «выворачивании наизнанку» сказочной темы.

Красная Шапочка злая, а волк добрый... Мальчик-с-Пальчик сговорился с братьями убежать из дому, бросить бедных родителей, но те оказались дальновидными и продырявили ему карман, в карман насыпали риса, который понемножку сыплется вдоль всего пути бегства. Все - согласно первоначальному варианту, но - как в зеркале: то, что было справа, оказывается слева...

Золушка, дрянная девчонка, довела до белого каления покладистую мачеху и отбила у смирных сводных сестер жениха... Белоснежка встретила в дремучем лесу не семь гномов, а семь великанов и стала сообщницей их бандитских набегов.

Метод ошибки наводит, таким образом, на новую мысль, намечает контуры некоего рисунка. Получится результат новым частично или полностью - это уж зависит от того, будет ли принцип «выворачивания наизнанку» применен к одному или ко всем элементам данной сказки.

Фантазеры

Чтобы играть в эту словесную игру, родители вместе с малышом должны выбрать любое понравившееся слово и написать его на листе бумаги. На каждую из его букв необходимо придумать новые слова, с которыми вам предстоит составить предложения и записать их. После этого вместе с ребенком придумайте веселый рассказ с использованием получившихся фраз. Начнем наше исследование слова «кот». Разложим его по буквам, обнаружим слова, которые мы не замечали.

Напишем буквы, из которых состоит это слово, одну под другой:

1. К

2. О

3. Т

Теперь возле каждой буквы напишем первое, пришедшее в голову слово, выстроив, таким образом, новый ряд, например:

К - кот; О - открытка; Т – табурет.

Или, так будет интереснее, напишем возле букв слова, образующих законченное предложение:

К – крокодил; О – одел; Т – тапочки.

Мы видели, как тема для фантазии, отправная точка рассказа, возникла из одного единственного слова. Но то был, скорее, оптический обман. В действительности, для возникновения рассказа, сказки нужно, чтобы их было два. Одно слово «оживает» лишь тогда, когда оно встречает другое, «его провоцирующее, заставляющее сойти с рельсов привычки, раскрыть новые смысловые возможности». Это очень веселая игра, и к тому же пробуждает фантазию.

Знаменитая игра: рисунок в несколько рук.

Первый участник делает набросок, второй – добавляет свои детали, третий – меняет направленность рисунка, трансформирует его. Например, первый рисует овал глаза, второй –пририсовывает куриные ноги, третий –вместо головы рисует цветок и т.д.

Скажи наоборот

В этой игре в слова мама или папа говорят малышу какое-нибудь слово, а он в свою очередь должен подобрать антоним, то есть «слово наоборот». Например, к существительным «день», «смех», «холод» можно подобрать пары «ночь», «слезы» и «тепло». Также вы можете использовать глаголы («купил», «пришел», «нырнул»), прилагательные («широкий», «маленький», «богатый») или наречия («далеко», «высоко»).

Джанни Родари считал, что такие упражнения играют воспитательную роль, ведь в жизни очень часто, чтобы принять правильное решение, надо уметь отбросить ложную альтернативу.

В педагогическом опыте множество различных вариаций на тему придумывания сказок, но все они несут в себе одну задачу. Такие занятия развивают интерес к процессу обучения, познавательные способности детей, их речь, внимание и память. Они значительно обогащают словарный запас и, в итоге, материал легче запоминается. Как вы успели заметить, суть упражнений на развитие фантазии заключается в том, чтобы превратить обыденное и привычное в интересное и волшебное. Это умение не помешало бы и многим взрослым, которые хотят посмотреть на мир глазами ребенка.

С ребенком нужно играть, фантазировать и сочинять, а не просто поучать – в детских играх для дошкольников обогащается словарный запас ребенка, расширяется его кругозор, развивается связная речь, также создаются предпосылки письма и формирования грамотности. Приведенные игры Джанни Родари помогают через сказку развивать у детей творческое воображение и нестандартность мышления.


Список использованной литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 96 с. (Правовая библиотека образования).

       2. Бухаркина М.Ю., Полат Е.С. Современные педагогические и интерактивные технологии в системе образования: Учебное пособие / под ред. Е. С. Полат. – М.: Изд. Центр «Академия», 2010. – 368 с.

3. Электронные ресурсы: «Международный образовательный портал МААМ» admin@maam.ru

 К –

 О –

 Т -


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2 «Кораблик» г. Поронайска»

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

694240, Сахалинская область, г. Поронайск, ул. Восточная,  дом 58

Тел.: 8(42431)5-53-36; e-mail:sadkorablik@mail.ru

Мастер-класс «Интерактивная сказка»

                                                               Воспитатель: Н.А. Князева

Поронайск

2020

Добрый день уважаемые коллеги!

Тема моего мастер-класса: «Интерактивная сказка»

Цель : повышение уровня педагогической компетентности по

использованию интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО.

Задачи: 

-    Раскрыть значимость используемых методов.

-  Познакомить педагогов с основными интерактивными методами и приемами    речевого развития дошкольников и их практическим

применением.

- Активизировать познавательную деятельность участников мастер – класса.

Актуальность:

          В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ педагогов и психологов. Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем.

Не всегда мы добиваемся высокого уровня развития речи детей, используя традиционные методы и формы организации работы. Особенно это актуально в настоящее время, так как из жизни ребёнка уходит активная речь.

Отсюда проблема словаря, проблема произношения, проблема выразительности  речи. Безграмотные выражения, небрежная речь, сокращение словаря, утрата самого понятия – культура речи. Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей.

Таким образом, особую актуальность приобретает использование интерактивных технологий в развитии связной речи дошкольников.

Сегодня я хотела бы представить метод «Интерактивная сказка», так как он является эффективным для развития речи  у дошкольников.

Сказка играет большую роль в развитии познавательных процессов ребенка. С помощью сказки можно повысить уровень связной речи, что очень важно для детей дошкольного возраста.

Действие сказочных текстов направлено не столько на сознательное восприятие, сколько на подсознательное усвоение. Детям потому так полезно и важно рассказывать сказки, что они несут в себе мощный психотерапевтический потенциал. Главное их назначение – «питать душу».

Один из широко используемых приемов развития речи детей и коррекции детских проблем связан с игровыми переделками сказок, с сочинением сказок в соответствии со сказочными матрицами. Этот способ впервые использовал в работе с детьми и подробно описал Джанни Родари, написавший книгу «Грамматика фантазии», в которой изложил несколько десятков приемов, помогающих придумывать различные истории. Использование этого способа в образовательном процессе является мощным фактором развития речи и чувства юмора, а также развитие памяти, воображения, мышления.

Подумайте  и ответьте на вопрос: «Что же такое сказка?» (педагоги)

   ( «Сказка – это…»          Высказывания великих людей)

 Сказка, «являясь творением могучего таланта народа», влияет на душу и сердце ребенка, раскрывая его творческий потенциал, ведь в каждом сказочном образе – игра творческих сил народного духа.

- Сейчас  я приглашаю Вас отправиться в необычное сказочное путешествие … (музыка на слайде )

 «Тихо, тихо рядом сядем

Снова сказка входит в дом.

В удивительном наряде –

Разноцветном, расписном.

 Здесь герои оживают,

Чудеса кругом витают.

Сказку очень я люблю

И ее я вам дарю…»

          «Будем знакомы»

Я вам предлагаю поиграть в игру, которая поможет Вам окунуться в сказочный мир детства.

Каждый из вас  назовет своё имя, а затем какого-нибудь сказочного героя на первую букву своего имени.

Подобную игру Вы можете провести и со своими детьми. Это поможет развитию речевого общения, слухового внимания, памяти,  фонематического слуха. 

«Интерактивная сказочная викторина»

 А сейчас, уважаемые педагоги, проверим, как Вы помните сказки своего детства:

  • Как называется сказка про желтый овощ? («Репка»)
  • Из чего сварил кашу солдат? («Каша из топора»)
  • В какой сказке животное не любило ходить босиком? («Кот в сапогах»)
  • В кого фея превратила мышей в сказке Золушка? (В лошадей)
  • В какой сказке девочка идет зимой в лес за цветами? («Двенадцать месяцев»)

                              «Сказка в гости к нам пришла»

Интерактивное задание: соедините попарно персонаж и название сказки. 

Персонаж

Название сказки

Фея

«Дюймовочка»

Бармалей

«Золушка»

Ласточка

«Айболит»

Базилио

«Три поросенка»

Наф – Наф

«Приключения Буратино»

Иван — Царевич

«Царевна – Лягушка»

Подобные задания вы можете выполнять совместно с вашим ребенком, используя картинки, т.к. дети не умеют читать. 

Это поможет развивать у него не только интерес к художественной литературе, но и коммуникативные навыки, психические процессы.

«Перевирание сказки»

Например:

-«Жила–была девочка, которую звали Желтая Шапочка…Правильно я говорю?

-Не Желтая, а Красная!

-Ах, да, Красная! Так вот позвал ее папа  …

-Да, нет же не папа, а мама…

- Отправила ее мама к дедушке…

- Да, нет к бабушке…

- Сходи дочка к бабушке, отнеси ей блинчиков..

- Нет, отнеси ей пирожков…и т.д.»

«Перевирать» можно также, и добавляя других героев, и наделяя злых героев добрыми качествами, а добрых – злыми.

«Продолжение сказки»

 Можно так же придумывать другие окончания сказкам, или продолжения.

-Например, сказка про «Колобка», которую мы все знаем, давайте придумаем конец сказки…

-Катится колобок дальше, а на встречу ему  лиса, она ему и говорит…

Сказки «наизнанку»

Один из вариантов игры в «перевирание» сказок состоит в умышленном и более органичном «выворачивании наизнанку» сказочной темы. Все - согласно первоначальному варианту, но - как в зеркале: то, что было справа, оказывается слева...

 -Красная Шапочка злая, а волк добрый...

-Бармалей добрый, а Айболит злой…

- Великан маленький, а гномик большой…

-Золушка, дрянная девчонка, довела до белого каления покладистую мачеху и отбила у смирных сводных сестер жениха...

-Белоснежка встретила в дремучем лесу не семь гномов, а семь великанов и стала сообщницей их бандитских набегов…

Метод ошибки наводит, таким образом, на новую мысль, намечает контуры некоего рисунка.

Развивает у ребенка не только интерес к художественной литературе, но и воображение, мышление, память, коммуникативные навыки.

«Сочиняем сказку сами» (в руках волшебный мешочек)

 Трудно ли сочинить, придумать сказку? Существует великое множество народных сказок,  мы с вами являемся представителями своего народа, а значит, сможем и мы сочинить свою сказку.

  В этой коробочке живёт очень интересная сказка. Только каждое слово заменяет игрушка.

Можно по очереди взять определенную  игрушку и сочинять сказку(предлагаю взять игрушку)

          Например, первое слово «волк».

Начинаем сказку: «Жил-был волк…»

Следующее слово «лес». Продолжаем сочинять: «Волк жил в лесу…»

Следующее слово «девочка». Продолжаем сочинять: «Волк встретил в лесу девочку…» (придумывают сказку)

     Подобным образом Вы можете придумывать сказки со своими детьми, тем самым развивая речевые навыки ребенка, фантазию, память, творческое воображение.

(Вы сегодня были большие молодцы вспоминали сказки сказочных героев, добавляли и сочиняли свои сказки).

      Уважаемые коллеги наше сказочное путешествие подошло к концу. 

Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.

         Рефлексия:

           -  А теперь дорогие педагоги, я у вас возьму интервью.

- Как вы думаете,  необходимо ли применять метод «Интерактивная сказка» для развития связной речи детей дошкольного возраста.  Почему?

(Участники с помощью микрофона, высказывают свои ощущения).

Заключение:

В педагогическом опыте множество различных вариаций на тему придумывания сказок, но все они несут в себе одну задачу. Такие занятия развивают интерес к процессу обучения, познавательные способности детей, их речь, внимание и память, воображение, мышление. Они значительно обогащают словарный запас и, в итоге, материал легче запоминается. Как вы успели заметить, суть упражнений на развитие фантазии заключается в том, чтобы превратить обыденное и привычное в интересное и волшебное.

Таким образом, применение интерактивных технологий является значимым методом и приемом в речевом развитии детей дошкольного возраста и позволяет развить коммуникативные умения и навыки воспитанников.

Надеюсь, что наша встреча была для вас интересной, плодотворной.

Спасибо вам огромное за приятные минуты нашего путешествия!

Список  литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 96 с. (Правовая библиотека образования).

       2. Бухаркина М.Ю., Полат Е.С. Современные педагогические и интерактивные технологии в системе образования: Учебное пособие / под ред. Е. С. Полат. – М.: Изд. Центр «Академия», 2010. – 368 с.

3. Электронные ресурсы: «Международный образовательный портал МААМ» admin@maam.ru


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: