Инструментарий для психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса

Регина Анатольевна Файзуллина

Предварительный просмотр:

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения

ребёнка и его родителей (законных представителей)

Ф.И.ребенка_____________________________________группа_______________дата рождения______________________

Адапт. наблюде

ния

Диагнос

тика

Групповая диагност.

Коррекцион. занятия

Коррекция в сенс. комнате, терапия

Групповые занятия

Консультации с родителями

Групповые занятия с родителями

Взаимодейст

вие со специалистами

Мать___________________________________________________                  Отец_____________________________________________________

Продолжение

Адапт. наблюде

ния

Диагнос

тика

Групповая диагност.

Коррекцион. занятия

Коррекция в сенс. комнате, терапия

Групповые занятия

Консультации с родителями

Групповые занятия с родителями

Взаимодейст

вие со специалистами



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Ф.И.О.________________________________________________Группа______ Дата__________________

Психолого-педагогические параметры определения готовности ребенка 2-3 лет к ДОУ

Параметры

Дополнительный вопрос к матери ребенка

Оценка в баллах или словесно

1

2

3

I. Поведение

Настроение

Бодрое, уравновешенное

Раздражительное, неустойчивое

Подавленное

Какое из перечисленных настроений преобладает?

3

2

1

Засыпание

Быстрое (до 10 минут)

Медленное

Спокойное

Неспокойное

С дополнительными воздействиями

Без дополнительных воздействий

Как засыпает ваш ребенок?

Что вы делаете, чтобы ребенок заснул?

3

2

3

2

2

3

Продолжительность сна

Соответствует возрасту

Не соответствует возрасту

Какова длительность сна?

3

1

Аппетит

Хороший

Избирательный

Неустойчивый

Плохой

Какой аппетит у вашего ребенка?

4

3

2

1

Отношение к высаживанию на горшок

Положительное

Отрицательное

Как относиться ваш ребенок к этой процедуре

3

1

Навыки опрятности

Просится на горшок

Не проситься, но бывает сухой

Не проситься, ходит мокрый

3

2

1

Отрицательные привычки

Есть (какие?)

Нет

Сосет пустышку, палец, раскачивается, и т.д.

1

3

II Нервно-психическое развитие

Возраст 1 г. 6 мес. – 1 г. 9 мес.

Понимание речи

Движения

Игры

Навыки гигиены

Выполняется методом диагностики

Соответствует возрасту – 3 балла. Ниже на один эпикризный срок – 2 балла. Ниже на 2-3 эпикризных срока – 1 балл

Возраст 1 г. 9 мес. – 2 г.

Понимание речи

Активная речь

Игра

Навыки гигиены

III. Личность

Проявление познавательных потребностей (по наблюдениям матери и педагогов)

В повседневной жизни

Проявляет познавательные потребности

Проявляет недостаточно

Не проявляет

3

2

1

Интересуется игрушками, предметами – дома и в новой обстановке

Да

Нет

Иногда

3

1

2

Проявляет интерес к действиям взрослых

Да

Нет

Иногда

3

1

2

Любит  заниматься: внимателен, активен, усидчив

Да

Нет

Не всегда

3

1

2

При обучении

Проявляет интерес

Проявляет недостаточно

Не проявляет

3

2

1

Инициативность в игре

Проявляет инициативу по всем указанным параметрам:

Умеет сам найти дело

Да                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Нет

Есть фаза подготовки игры

Самостоятельно

С помощью взрослого

Проявляет элементы воображения

Да

Нет

3

1

3

2

3

1

Самостоятельность в игре

Умеет играть самостоятельно в отсутствие взрослого

Не всегда

Не играет сам

3

2

1

Результативность деятельности

Доводит начатое дело до конца

Не всегда

Не доводит

3

2

1

Инициативность во взаимоотношениях со взрослыми

Вступает в контакт по своей инициативе

Сам не вступает в контакт

Легко идет на контакт со взрослыми

Избирательно

Трудно

3

2

3

2

1

Инициативность во взаимоотношениях с детьми

Вступает в контакт по своей инициативе

Сам не вступает в контакт

Легко вступает в контакт с детьми

Избирательно

Трудно

3

2

3

2

1

Наличие опыта совместной деятельности со взрослыми

Есть

Недостаточно

Нет

3

2

1

Уверенность в себе

Есть

Не всегда

Нет

3

2

1

Адекватен к оценке своей деятельности взрослыми

Есть

Не всегда

Нет

3

2

1

Опыт разлуки с близкими

Переносит разлуку сравнительно легко

Тяжело

3

2

Аффективная привязанность к кому-либо из взрослых

Есть

Нет

1

3

Прогноз адаптации (по среднему числу  баллов):

Готов к поступлению в ДОУ 3 – 2,5; 12 баллов.

Условно готов 2,5 – 2; 8 баллов.

Не готов 1,9 – 1; 4 балла.



Предварительный просмотр:

Наличие возможных навыков при поступлении в детский сад

Навыки самообслуживания

  • Ест довольно аккуратно, умеет пережевывать пищу, использует ложку и чашку;
  • Пытается одеваться самостоятельно (без застегивания), надевает нижнее белье, штаны, носки, шапку;
  • Самостоятельно моет и вытирает руки и лицо, начинает пользоваться носовым платком;
  • Узнает свои вещи;
  • Убирает игрушки, с помощью взрослого.

Индивидуальные особенности

  • Употребляет в речи местоимения «Я», «Мой»;
  • Понимает слова «нельзя», «надо», выполняет всегда – иногда;
  • Любит, когда читают книжки;
  • Рассматривает картинки, может обозначить словом предмет действие;
  • Любит слушать музыку;
  • Любит рисовать так, как умеет.

Развитие общения

  • Изображает поведение взрослого;
  • «Отыгрывает» на игрушках знакомые действия: кормление, укладывает спать;
  • По просьбе взрослого может оказать помощь – самостоятельно стремится оказать помощь.

Развитие речи

  • Понимает обращенную к нему речь;
  • Повторяет за взрослым предложения из _______ слов;
  • Самостоятельно строит предложения из _______ слов;
  • (Не) грамотное построение фразы;
  • Может ответить на вопросы «Где?», «Куда?», «Кто, Что?», «Почему?».

Сенсорное развитие

  • Знание основных цветов: подбирает по образцу предметы соответствующего цвета – называет все основные цвета – знает оттенки;
  • Ориентируется в контрастных формах предметов – правильно называет;
  • Различает предметы по величине – называет до ____ категорий.

Продуктивная деятельность

  • Самостоятельно выполняет постройки:

__________________________________________________________________________________________________

  • Умеет рисовать замкнутые линии,

__________________________________________________________________________________________________

  • Лепит из пластилина – пытается лепить из теста.

____________________________________________________

Согласны ли Вы, чтобы с Вашим ребенком работал педагог-психолог (формы работы: диагностика, психологические, развивающие игры, развивающие занятия).

Согласен ______________________(подпись)

Не согласен ____________________(подпись)



Предварительный просмотр:

Информационная справка

по итогам организации психолого-педагогического сопровождения

учебно-воспитательного процесса во __ младшей группе №___

педагогом-психологом Файзуллиной Р.А.  в период с __ по __

По списку в группе __  воспитанников: 25 - вновь прибывшие (1 ребенок оформлен в ДОУ, но еще не приходили на адаптацию), 1 ребенок переведен из ср.3, 2 ребенка выбыли до завершения адаптации.

Степень адаптации

Количество детей

Находятся на адаптации

16

Легкая

4

Средняя

4

Тяжелая

0

Мероприятия

Кол-во

Охват детей

Тема

Адаптационные наблюдения

141

26

Отслеживание процесса адаптации ребенка к ДОУ.

Адаптационные занятия

2

7

Профилактика трудностей адаптационного периода

Первичная диагностика при поступлении

24

24

Опрос родителей по анкетам: «Психолого-педагогические параметры определения готовности ребенка к ДОУ», «Наличие возможных навыков при поступлении в детский сад» «Первичная анкета для родителей детей старше 3 лет».

Индвидуальные консультации с родителями по запросу.

2

2

Сопровождение процесса адаптации.

Индвидуальные консультации с родителями (первичный прием)

24

24

Сбор анамнестических сведений о ребенке. Выданы рекомендации по посещению ДОУ.

Родительское собрание «Я уже детсадовец!»

10

10

Особенности адаптационного периода и ответственность родителей.

Рекомендации:

Педагогам усилить просветительскую работу с родителями по вопросам соблюдения режима и своевременного формирования КГН у воспитанников.

Родителям обратить внимание на собственный эмоциональный фон и систему семейного воспитания, физиологические особенности детей.

______________________

Содержание таблицы варьируется в зависимости от проведенной работы.



Предварительный просмотр:

Прогноз обучаемости    
по    методике  Л.А. ЯСЮКОВОЙ

«Определение готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе»

Психологические качества

Патология

Слабый

Средний

Хороший

Высокий

1. Речевое развитие

4

38

66

5

0

2. Виз. мышление

 Линейное

2

16

69

26

0

 Структурное

2

20

66

25

0

3. Понятийное интуитивное мышление

5

38

60

10

0

4. Понятийное логическое мышление

4

70

38

1

0

5. Речевое мышление

2

15

89

6

0

6. Образное мышление

0

70

43

0

0

7. Абстрактное мышление

0

59

49

5

0

8. Скорость переработки информации

10

9

58

26

8

9. Внимательность

27

9

40

21

14

10. Зрительно-моторная координация

21

60

32

4

0

11. Кратковременная

речевая память

3

13

81

16

0

12. Кратковременная зрительная память

1

27

68

10

7

13. Тревожность

0

6

31

45

31

14. Энергия

0

8

28

63

14

15. Настроение

0

31

64

18

0

В таблице представлены сводные результаты ГОШ четырех подготовительных групп за 2021-2022 учебный год. Средний уровень – это возрастная норма. В зеленый цвет окрашены ячейки с наивысшими показателями по обследуемым параметрам.

В рамках диагностического обследования были обследованы воспитанники подготовительных групп по методике Л.А. Ясюковой «Определение готовности к школе».

По методике «Готовность ребенка к обучению в школе» Л.А. Ясюковой, которая отражает готовность детей в интеллектуальном, личностном и эмоциональном развитии продиагностированы 93 (93%) воспитанников.

       В результате обследования были выявлены следующие показатели:

  • Хороший уровень готовности (выше нормы) – 5 чел (5 %)

Позволяет детям самостоятельно успешно учиться в школе, является необходимым и достаточным для обучения по гимназическим, усложненным и расширенным программам, а также по программе Л. В. Занкова.

  • Средний уровень готовности (норма) – 69 воспитанников (74%)

Минимально необходимый для детей, поступающих в школу, и достаточный для начала обучения по общеобразовательной программе.

  • Слабый уровень развития (ниже нормы) – 17 воспитанников (18%)

Свидетельствует о недостаточном развитии психических процессов. Требует объединения усилий психолога, родителей и педагогов для оказания помощи ребенку.

  • Очень слабый уровень готовности (уровень патологии) – 1воспитанник  (1 %)

      Свидетельствует о нарушении формирования психических процессов, об аномалиях развития, в основе которых могут лежать осложнения физиологического или неврологического характера, различные травмы и хронические заболевания. Этот воспитанник направлен ГПМПК в школу компенсирующего обучения.

Диаграмма по уровню детей

Результаты диагностики качества образования воспитанников подготовительных групп по методике Л.А. Ясюковой «Методика определения готовности к школе

Показатели

Зоны

Подг. 1

Подг. 2

Подг. 3

Подг. 4

Среднее

значение

Уровень

1. Речевое развитие

2,86

2,83

3, 04

2,77

2,87

Н

2. Визуальное мышление

линейное

3,14

3,26

3,33

2,77

3,12

С

структурное

2,86

2,74

2,58

2,73

2,72

Н

3. Понятийное интуитивное мышление

2,55

2,78

3,17

2,5

2,75

Н

4. Понятийное логическое мышление

2,77

2,7

2,79

2,55

2,7

Н

5. Понятийное речевое мышление

2,68

2,91

3,17

2,82

2,94

Н

6. Понятийное образное мышление

2,86

3,04

3,08

2,73

2,92

Н

7. Абстрактное мышление

2,5

2,74

2,5

2,73

2,6

Н

8. Скорость переработки информации

3,14

2,96

3,04

3,09

3,05

С

9. Внимательность

3,32

3,17

3,21

2,59

3,07

С

10. Зрительно-моторная координация

2,5

2,04

2,33

2

2,2

Н

11. Кратковременная речевая память

3

2,96

3

3

3

С

12. Кратковременная зрительная память

3,18

2,87

3,04

2,82

3

С

13. Тревожность

3,32

3,52

3,25

3,18

3,3

С

14. Энергия

4

3,87

4,04

3,86

4

Х

15. Настроение

3,32

3,22

3,5

2,95

3,2

С

Из этих данных видно, что наиболее слабым местом в развитии наших выпускников является зрительно-моторная координация, отвечающая за перенос информации с доски или учебника в тетрадь. Затем по мере нарастания следуют абстрактное мышление (позволяет детям сознательно, пооперационно планировать свою деятельность, гораздо быстрее формировать понятийные структуры и произвольно ими пользоваться. Это наиболее высокий уровень мышления), понятийное логическое (характеризует способность ребёнка учиться: ребёнок понимает суть правил, формул, видит зону их применения), визуальное структурное мышление (позволяет видеть закономерные взаимосвязи в организации элементов изображения и оперировать этими закономерностями, мыслить по аналогии) , понятийное интуитивное (основано на личном опыте ребёнка, связано с его возможностью разбираться в материале и самообучаться. Это мышление необходимо, как, база для усвоения школьных знаний. Недостатки в развитии понятийного мышления обычно начинают мешать ребёнку в средней школе и позже, однако развивать его в этот период уже значительно сложнее.Чем чаще и дольше ребёнок пользуется непонятийными методами анализа и обобщения, тем прочнее они закрепляются и становятся единственно возможными. В итоге ребёнок оказывается не в состоянии понять логику любой науки. Мышление не позволяет ему систематизировать получаемые знания и воспринимать новую информацию) и речевое развитие.

На хорошем уровне находится только энергия воспитанников.

Остальные показатели достигают среднего уровня.

Неготовность к обучению в школе имеют и дети с функциональными отклонениями в мозговой деятельности.  Чаще всего они носят легкие, обычно бесследно проходящие к подростковому возрасту нарушения в работе мозга. Однако, пока они не компенсированы, они приводят к нарушениям произвольного внимания, зрительно-моторной координации, оперативного мышления и оперативной памяти, к повышенной умственной утомляемости, что осложняет процесс обучения ребенка и может приводить к торможению развития.

Из 93 воспитанников у 25 был выявлен риск развития ММД. Некоторые из этих воспитанников прошли ТПМПК и получили рекомендации по дальнейшему развитию, родителям остальных было настоятельно рекомендовано получить консультацию детского невролога с целью подтверждения/опровержения наличия неврологической патологии и дальнейшего лечения.



Предварительный просмотр:

Количественный отчет педагога-психолога

 за период июнь 2021 – май 2022 Файзуллиной Регины Анатольевны

Мероприятия психопрофилактического и организационно-методического плана

Мероприятие

Дата

Кол-во мер.

Кол-во уч-в

1.

Индивидуальное и семейное консультирование по проблемам адаптации ребенка к ДОУ

26, из них 1 семейная

27

2.

Консультирование  педагогов по вопросам воспитания и развития воспитанников

14

9

3.

Индивидуальные консультации по запросу родителей

37, из них 1 семейная

30

4.

Индивидуальное консультирование персонала по личностным проблемам

6

3

5.

Методическое консультирование педагогов

5

3

6.

Диагностические консультации (АСВ – анализ семейных взаимоотношений)

9            (15 анкет)

15

7.

Выступление на пед. часе «Взаимодействие воспитателя с родителями в русле социального партнерства»

2

25

8.

Выступление на пед. совете «Сюжетно-ролевая игра как психолого-педагогическая проблема»

1

34

9.

Участие в рабочей группе по разработке мастер-класса интегрированного занятия

3

8

7.

Семинар-тренинг для педагогов «Сотрудничество воспитателя с родителями»

2

34

8.

Групповая консультация для педагогов «Определение готовности к школе: прогноз и профилактика проблем обучения в школе»

2

19

10.

Консультация с руководителем ГМО подготовка материала к выступлению

1

1

11.

Участие в ГМО

2

городское


Психологическое обследование детей в целях контроля познавательного и эмоционального развития

Название диагностики

Цель диагностики

Кол-во чел

1.

Прогноз адаптации ребенка к ДОУ

Сбор анамнеза и определение уровня готовности ребенка к пребыванию в ДОУ

26

2.

Наличие возможных навыков при поступлении ребенка в детский сад

Сбор анамнеза и определение уровня готовности ребенка к пребыванию в ДОУ

26

4.

«Экспресс-диагностика в детском саду» Руденко Л.Т., Павлова Н.Н.

Исследование особенностей формирования психических функций и процессов ребенка

56

5.

Опросник Т. Ахенбаха (родительский и педагогический варианты)

Определение степени отклонения различных типов детского поведения

27

6.

Опросник «Ребенок глазами взрослого» (педагоги)

Диагностика проявлений агрессивности у ребенка

4

7.

Восьмицветовой тест Люшера

Выявление эмоционально-характерологического базиса личности и тонких нюансов ее актуального состояния

40

8.

Кинетический рисунок семьи.

Изучение семейной ситуации развития

13

9.

Махортова Г.С. Расскажи историю. Проективная методика исследования личности ребенка.

Исследование личности детей в возрасте от 4 до 10 лет.

15

10.

Захаров А.И. «Красный дом, черный дом»

Диагностика детских страхов

2

11.

Рисунок дерева

Проективная методика изучения личности ребенка.

7

12.

Тест на развитость самоконтроля

Изучение развития у ребенка умения контролировать себя.

3

13.

 Тест Тэммл, Дорки, Амен

Диагностика тревожности

5

14.

Тест «Лесенка»

Изучение самооценки ребенка

5

15.

Тест «Несуществующее животное»

Проективная методика изучения личности ребенка.

6

16.

Копытин А.И. «Нарисуй историю»

Выявления депрессии, суицидной настроенности, агрессивных проявлений, определения психологических последствий перенесенного насилия, особенностей невербального мышления и творческих способностей, оценки эмоционального состояния, когнитивной сферы.

13

17.

Методика психолого-педагогической диагностики познавательного развития детей раннего возраста 2-3 лет Е.А. Стребелевой

Изучение интеллектуального развития ребенка

1

18.

Методика определения готовности к школе Ясюковой Л.А.

Определить уровень готовности ребенка к школе

60

Психопрофилактическая и коррекционно-развивающая работа с детьми.

Тема

Цель

Кол-во занятий

Кол-во чел

1.

Психологический тренинг для старших дошкольников «Ребята, давайте жить дружно!»

  • развитие групповых структур и процессов;
  • поддержание благоприятного внутригруппового климата в группе;
  • снятие психологического напряжения и установление добрых отношений в группе;
  • сплочение и организационное развитие детского сообщества
  • профилактика нарушений психологического здоровья воспитанников

13

96

2.

Занятие-знакомство «Веселый мяч»

Познакомиться с воспитанниками групп, расположить к совместной деятельности, закрепить положительные эмоциональные реакции.

5

86

3.

Коррекционно-развивающая программа «Гармония»

Гармонизация отношений между детьми посредством арт-терапии

4

3

4.

Адаптационные встречи с детьми средних групп №3 и №4

Знакомство с детьми, способствовать успешной адаптации ребенка к ДОУ через установление контакта с ребенком, создание положительного эмоционального настроя, эмоционального развития

8

33

5.

Коррекционно-развивающие занятия в сенсорке с использованием сенсорного оборудования с малыми группами.

Коррекция психоэмоционального состояния

6

7

6.

Программа занятий с детьми средней группы №1 и №2 «Кто Я?»

  • развитие произвольности и самоконтроля;
  • развитие внимания, наблюдательности и воображения;
  • развитие эмоционально-выразительных движений;
  • развитие и совершенствование коммуникативных навыков

5

42

7.

Коррекционно-развивающая программа «Ветка винограда»

Сплотить детский коллектив, создание положительного психоэмоционального климата.

6

дети старшей №2 группы 24 реб.

8.

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия

Гармонизация внутреннего мира, дать возможность выразить себя, работа с отрицательными эмоциями

34

16

Количественный отчет педагога-психолога

Файзуллиной Регины Анатольевны

 за период июнь  2022 – декабрь  2022

 Мероприятия психопрофилактического и организационно-методического плана

Мероприятие

Дата

Кол-во мер.

Кол-во уч-в

Работа с воспитанниками

1.

Индивидуальная диагностика познавательных и эмоционально-волевых процессов

14

14

2.

Групповая диагностика:

- наблюдение процесса адаптации,

- наблюдение в группе

28

1

51

3

3.

Индивидуальные коррекционно-терапевтические занятия

8

4

4.

Групповые коррекционно-развивающие занятия (включая адаптационные встречи и арт-терапию)

21

104

Работа с родителями

5.

Индивидуальное консультирование по запросу

24

20

Из них по вопросам адаптации ребенка к ДОУ 10 консультаций

Работа со специалистами ДОУ

6.

Индивидуальное консультирование специалистов по вопросам воспитания и развития воспитанников

21

15

7.

Семинар-тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания: программа защиты от стресса»

3

12

Организационно-методическая работа

8.

Августовская конференция «Стратегические изменения в системе образования города Нефтеюганска, направленные на повышение качества и эффективности образования»

Работа в секции «Равный доступ детей к качественному образованию: от интеграции – к инклюзии»

2

педагоги города

Количественный отчет педагога-психолога

Файзуллиной Регины Анатольевны

 за период декабрь 2022 – март 2023

Мероприятие

Дата

Кол-во мер.

Кол-во уч-в

Работа с воспитанниками

1.

Индивидуальная диагностика познавательных и эмоционально-волевых процессов

3

3

2.

Групповая диагностика:

- наблюдение процесса адаптации

- наблюдение в течение дня за группой (была на группе)

39

1

89

16

3.

Индивидуальные коррекционно-терапевтические занятия

11

9

4.

Групповые коррекционно-развивающие занятия:

  • первые младшие – адаптационные встречи «Сюрпризы от зайки», «Рисунок для папы и мамы»;
  • вторые младшие - адаптационные встречи «Игры с зайкой»;
  • средние группы – арт-терапевтическое занятие «Сотворение мира»;
  • старший возраст – арт-терапевтические занятия «Акватипия», «Коробка счастья», «Послание самому себе»

14

126

Работа с родителями

5.

Индивидуальное консультирование по запросу

63

59

6.

Семейное консультирование по запросу

3

6

Из них по вопросам адаптации ребенка к ДОУ 52 консультации.

7.

Информационно-просветительское направление: консультации для стендов по вопросам адаптации

1

(5 тем)

Работа со специалистами ДОУ

8.

Индивидуальное консультирование специалистов по вопросам воспитания и развития воспитанников

13

9

Из них по вопросам организации адаптационного процесса в группе 3 консультации.

9.

Групповое консультирование специалистов: «Организация адаптационного процесса в летний период 2014 года»

2

9

Организационно-методическая работа

10.

Участие в ГМО психологов ДОУ: «Система работы психолога с неблагополучными семьями и индивидуальная программа сопровождения детей-инвалидов»

1

12

11.

Выступления на педагогическом совете:

  • «Система работы в консультативном центре»
  • «Количественный отчет о деятельности психологической службы
    МДОАУ «Детский сад №9»
    за период 1 сентября 2013 –
    21 мая 2014 года»

2

32

12.

Обучающие курсы «Повышение эффективности государственно-общественного управления образованием средствами проектного и социального менеджмента в условиях открытого информационно-образовательного пространства»  г. Сургут

1

5

13.

Педагогический час «Подведение итогов работы после приемной комиссии»

1

12

14.

Написание и оформление проекта «Консультативный центр для родителей неорганизованных детей в возрасте от 2 до 3 лет»

2



Предварительный просмотр:

Аналитический отчет о деятельности психологической службы

 МДАОУ «Детский сад №9» за период 06 июня 2021 – 31 мая 2022

        Целью работы педагога-психолога в ДОУ  мы обозначили  обеспечение безопасности и сохранение психологического здоровья детей как основы для полноценного психического развития ребенка на всех этапах дошкольного детства.

Исходя из цели, нами были сформулированы задачи: 

  1. Содействовать созданию социально-психологических условий для успешного развития детей, опираясь на индивидуальные особенности, реальные личностные достижения каждого ребенка и зону его ближайшего развития.
  2. Содействовать коллективу дошкольного учреждения в гармонизации психологического климата, благоприятного для развития детей.
  3. Оказывать своевременную психологическую консультативную, диагностическую, коррекционно-развивающую помощь детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем (особенно при подготовке детей к обучению в школе)
  4. Взаимодействуя с педагогами, осуществлять психолого-педагогическое сопровождение детей, имеющих трудности в психическом развитии, ограниченные возможности здоровья, используя разнообразные формы психопрофилактической и коррекционно-развивающей работы.
  5. Способствовать личностному саморазвитию и самореализации педагогов и родителей через различные формы психологического просвещения.

За отчетный период нам удалось реализовать все поставленные задачи.

Создание условий для успешного развития детей включает в себя индивидуальную диагностику познавательных и эмоционально-волевых процессов воспитанников (484 мероприятия), групповую диагностику (наблюдение процессов адаптации и развития, социометрия детской группы – 7 мероприятий). Диагностическое обследование заявленных детей было проведено по результатам внутреннего ППК и по отдельным запросам педагогов и родителей с целью определения путей коррекции дефицитарных функций. По результатам диагностики проведены индивидуальные  консультации для родителей и воспитателей детей, выданы рекомендации.

С целью уточнения психоневрологического диагноза, образовательного маршрута и направлений коррекционной работы 2 воспитанника были сопровождены на территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию, еще 3 воспитанника посетят ее в конце мая.

Своевременная психологическая консультативная,  коррекционно-развивающая и терапевтическая помощь детям оказывалась также   в индивидуальной (56 консультаций) и групповой формах (61 занятие). Эти занятия включали в себя профилактику нарушений адаптации ребенка к ДОУ, развитие коммуникативных навыков воспитанников, коррекцию психоэмоционального состояния, арт-терапию.

Одним из основных направлений профессиональной деятельности службы в отчетный период является выстраивание социального партнерства родителей и специалистов, которое дает возможность родителям и педагогам понять и принять ребенка, конструктивно выстраивать взаимоотношения с ним, способствуя его нормальному развитию. Созданию условий для повышения родительской компетентности  и общения родителей с детьми способствовало индивидуальное консультирование родителей по запросу (229 консультаций). Наиболее эффективными, с нашей точки зрения, являются и семейные консультации (26 шт.),  которые позволяют родителям увидеть проблему с разных сторон, создают условия для обсуждения в режиме «здесь и сейчас» и принятия совместного решения.  Для выявления сути затруднений были проведены индивидуальные диагностические консультации (74 косультации). Групповая диагностика 186 родителей по вопросам выявления степени адаптации ребенка к ДОУ и уровня развития совместной игры с ребенком в домашних условиях позволила нам не только получить необходимую информацию, но и ориентировать их на повышение активности и участия в  воспитательно-образовательном процессе с целью развития личности ребенка.

Формировать психолого-педагогическую  культуру  родителей в вопросах развития, воспитания  и сохранности здоровья ребенка мы стремились, учавствуя в проведении тематических родительских собраний (18 мероприятий), по актуальным для определенных возрастных групп детей вопросам. Основная тематика собраний звучит следующим образом: «Социальное партнерство родителей и ДОУ»,  «Процесс адаптации ребенка к детскому саду» (младший возраст), «Роль игры в развитии ребенка» (младший и средний возраст), «Развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста» (старший возраст), «Нравственные уроки моей семьи», «О готовности ребенка к обучению в школе», «Готовность родителей к поступлению ребенка в школу», «Основные рекомендации по развитию будущего первоклассника» (подготовительные группы). Использование интерактивных форм при проведении данных собраний способствовало осознанию родителями своих прав и обязанностей за создание оптимальных условий для воспитания и развития ребенка в семье. Данная работа подкреплялась и информационно-просветительским направлением нашей деятельности, нашедшем отражение в тематических консультациях для стендов, информационных папок в группах и сайта ДОУ.  В дальнейшем нами планируется увеличение степени участия родителей посредством организации интерактивных площадок и создания родительского клуба, что повысит включенность родителей в воспитательно-образовательный  процесс детского сада.

Повышению профессиональной компетентности  педагогов в организации   конструктивного взаимодействия с детьми и родителями способствовали обучающий семинар «Сотрудничество воспитателя с родителями: родительские собрания» (учавствовали 34 педагога), групповое консультирование специалистов: «Разработка тем и форм родительских собраний» (9 педагогов), «Определение готовности к школе: прогноз и профилактика проблем обучения» (19 педагогов и специалистов).

Для актуализации профессиональной позиции  и педагогических навыков нами были проведены групповые исследования «Влияние ФГТ на педагогическую деятельность специалистов», «Виды и формы социального партнерства с семьей», «Виды сюжетно-ролевых игр, наиболее часто используемых в педагогической деятельности», в которых смог поучаствовать каждый. Результаты данных исследований помогают выявить проблемные точки, недостаток знаний или умений, а также откорректировать воспитательно-образовательный процесс в ДОУ.

С целью профилактики эмоционального выгорания нами был проведен релаксационный семинар «В ладу с самим собой», который показал актуальность и востребованность данной формы работы. Учитывая плотный рабочий график и почти невозможность участия педагогов в таких мероприятиях, считаем возможным  рекомендовать администрации ДОУ простроить рабочий график специалистов с возможностью реализации потребности в данной профилактике.

Содействуя созданию социально-психологических условий для успешного развития детей, способствуя личностному саморазвитию и самореализации специалистов, педагоги-психологи в течение данного периода принимали активное участие в заседаниях внутреннего ПМПК ДОУ (35 мероприятий), в проведении педагогических советов и тематических педагогических часов, в рабочих группах по разработке интерактивной площадки, мастер-классов по интегративным занятиям, аттестации специалистов. Востребованы были и индивидуальные консультации для педагогов, где обсуждались результаты диагностики, намечались пути коррекции, подбирались адекватные методы взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса (133 консультации). К данным консультациям привлекались педиатр и медицинский психолог МУЗ НГБ.

Уделять так много внимания работе с родителями и педагогами наших воспитанников нам позволила наша профессиональная убежденность в том, что обязательность и первичность присутствия значимых взрослых способствует щадящему процессу устранения затруднений ребенка, возврату взрослым ответственности за результат развития и изменений.

Для повышения профессионального мастерства мы  участвовали в  работе профессиональных методических объединений психологов города (ЦСПСиД «Веста»), балинтовской группы.  Принимали посильное участие  в работе методического объединения педагогов-психологов ДОУ, в апреле выступили там с сообщением «Арт-терапевтическая диагностика агрессивности, депрессии, риска суицида «Нарисуй историю».

Просвещению в сфере инновационных технологий способствовало наше участие в работе окружного вебинара «Чем люди отличаются друг от друга или О воспитании толерантности в семье», в городской конференции «Организация межведомственного взаимодействия по профилактике правонарушений несовершеннолетних в г. Нефтеюганске».

Для повышения качества психолого-педагогического сопровождения считаем необходимым включить педагогов-психологов в программу повышения профессиональной квалификации в 2022-23 учебном году.