Коллегам

Киселева Ульяна Леонидовна

Мои методические разработки

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное общеобразовательное

учреждение Ростовской области

“Волгодонский педагогический колледж”

Рекомендовано:                                                                               Педагогическим советом

   Утверждено:

  Директором учреждения                                                    

Протокол №_______                                                                    _____________________                

“_____”____________20___г.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Современный танец»

Уровень: Ознакомительный

Срок реализации – 1 год

Программа рассчитана на учащихся 7-9 лет

Разработчик:

Киселева Ульяна

г. Волгодонск

2022 год


Пояснительная записка

Танец – вид искусства, где художественный образ воплощается через музыкально-организованное движение. Особенность искусства танца в том, что содержание любого танцевального  произведения раскрывается  через  пластику человеческого  тела. Пластическая природа танца через своеобразную и сложную технику этого искусства раскрывает внутренний мир человека, его лирико-романтические отношения, героические поступки, показывает национальную, стилевую и историческую принадлежность.

Хореография как сценическое искусство имеет свою специфику и, следовательно,  свою систему воспитания  и  обучения,  она  очень актуальна в  современном  мире в  силу  того,  что потребность в движении генетически заложена в человеческом организме и обусловлена всем ходом  его  эволюционного развития. Врачи-физиологи  утверждают,  что без движения человек не может быть абсолютно здоровым. Регулярные занятия способствуют улучшению циркуляции крови  и  снабжению  тканей  организма  кислородом,  повышению  мышечного  тонуса.  С  точки зрения медицины танцы – это лекарство от стрессов и депрессий, а также профилактика таких заболеваний, как гипертония и ишемическая болезнь сердца.

Современный танец воплощает в хореографии новые идеи, темы, образы, почерпнутые из современной действительности. Основными его принципами можно назвать отказ от канонов, воплощение новых тем и сюжетов оригинальными танцевально-пластическими средствами, новый язык самовыражения.

Современный танец помогает обучающимся более свободно выражать себя в танце, передавать различные оттенки эмоций и душевных состояний, развивает исполнительское мастерство, формирует творческую индивидуальность. За время  обучения  современному танцу организм  ребенка  привыкает  к  физическим упражнениям,  развивается  и  закрепляется  гибкость,  координация,  точность движений тела.

Данная программа по учебному предмету «Современный танец» тесно связана с содержанием учебных предметов «Ритмика», «Гимнастика», «Подготовка концертных номеров», «Классический танец».

Актуальность:  программы обусловлена образовательными потребностями конкретной категории учащихся. Эта объективная заинтересованность в определённых образовательных услугах субъективно выражена в обращённых к системе образования интересах и ожиданиях в отношении современного танца. Современный танец является одним из основных предметов, он развивает физические данные детей, укрепляет мышцы ног и спины, сообщает подвижность суставно-связочному аппарату, формирует технические навыки и основы правильной осанки, тренирует сердечно-сосудистую и дыхательную системы, корректирует физические недостатки строения тела – в этом его значение и значимость.

Общеразвивающая программа «Современная хореография» способствует разрешению этих вопросов, чем и обусловлена её актуальность.

Цель программы: создание условий для раскрытия творческого потенциала воспитанников и повышения их технического мастерства и выразительности. Формирование технических принципах исполнения танца, принципах стилей модерн-джаз, афра-джаза, хип- хопа, Hausa, бродвей – джаза, вакинга, локинга и современного балета.

Задачи:

Обучающие:

  1. Обучение обучающихся технике владения своим телом;
  2. Обучение элементам современного танца, соединению их в связки, комбинации и умению исполнять их в разных последовательностях.

Развивающие:

  1. Развитие природных способностей  обучающего (слух, чувство ритма, координацию, пластичность);
  2. Развитие физических качеств (гибкость, пластичность, ловкость, координация);
  3. Развитие у обучающихся интереса к современному танцу и манерам исполнения в различных стилях современного танца;
  4. Развитие артистизма и эмоционального качества;
  5. Развитие памяти, внимания, воображения.

Воспитательные:

  1. воспитание культуры исполнения обучающимися современного танца;
  2. воспитание и уважение к исполнительскому искусству других детей;
  3. воспитать трудолюбие и дисциплину, коммуникабельность, ответственность и требовательность к себе;
  4. воспитание чувства партнёрства и творческой активности в коллективе и публичных выступлений.

Отличительные особенности:  программы «Современный танец » заключаются  в  самой  структуре  программы,  в  её  содержательной  части,  в  организационно- педагогической основе обучения:

  1.  Групповая форма работы в сочетании с индивидуальным подходом;
  2. Обучение, развитие и воспитание на основе современных педагогических технологий личностно-ориентированной направленности, методов, форм, приёмов, способствующих наибольшей заинтересованности детей в этом виде деятельности, а так же более полному раскрытию их творческого потенциала и формированию стремления к саморазвитию и дальнейшему самосовершенствованию.

Дополнительная образовательная программа «Современный танец» отнесена к программам художественной направленности. Ее цель и задачи направлены на свободное  развитие  личности  ребёнка,  поддержание  его  физического  и  психического  здоровья, формирование его учебно-предметной, социальной, информационно-коммуникативной, креативной компетентностей, на формирование и развитие желания к продолжению образования и профессиональному самоопределению.

Форма проведения учебных занятий:

Программа рассчитана на обучающихся 7-9 лет.

Срок реализации программы:1 год.

Запись в коллектив осуществляется без специальных отборочных мероприятий, желание мальчиков и девочек танцевать – это и есть основной отборочный критерий.

Группа состоит из 12-15 человек.

Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу.

Общее количество часов, отведенное на реализацию программы: 36 часов.

Индивидуальная форма занятий -  предоставляет возможность учитывать возрастные и индивидуальные способности обучающихся. Индивидуальная форма занятий используется при работе с обучающимися категории «одарённый».

Коллективная форма работы – основополагающая, представляет собой творческий процесс, в котором избираются разнообразные варианты решения исполнительских задач, связанных с выявлением идейно-художественного содержания изучаемого  хореографического произведения,  его  творческим воплощением, а также способствует достижению исполнительского мастерства ансамбля в целом.

 Прогнозируемые результаты программы:

В ходе реализации программы подростки расширят знания в области танцевальной культуры, разовьют танцевальные способности, приобретут большой опыт межличностного общения в условиях практической деятельности, освоят и накопят танцевальный материал для осуществления собственных постановок.

В результате обучения по программе учащиеся будут знать:

  1. Специальную терминологию;
  2. Основные сведения по истории современного танца;
  3. Основные стили и жанры современной хореографии.
  4. Основы техники исполнения движений джаз танца, танца модерн, современных молодежных направлений танца;
  5. Современные формы, стили и техники танца.

Учащиеся будут уметь:

  1. Исполнять основные движения современного танца;
  2. Грамотно подходить к изучению лексики разных жанров и стилей современного танца;
  3. Использовать знания современного лексического материала в  хореографических произведениях коллектива;
  4. Отражать в танце особенности исполнительской манеры разных стилей современной хореографии;
  5. Исполнять движения и комбинации артистично и музыкально.

Иметь представление:

  1. Об основных направлениях и этапах развития современной хореографии;
  2. О тенденциях развития современного танца.

Основные методы обучения:

  1. Наглядный:

- показ педагогом движений под счет и под музыку;

- показ правильного исполнения или ошибок на конкретном ребенке;

- просмотр видеоматериала о хореографическом искусстве, обучение на основе видеоматериала народной, классической и современной хореографии.

  1. Словесный: обращение к сознанию ребенка, добиваясь не автоматического, а осмысленного выполнения и исполнения.
  2. Мотивации и стимулирования.
  3. Формирования сознания.

Учебно-тематический план

Тема

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

2

2.

Ритмическая разминка

1

2

3.

Лексика

1

4

4.

Кросс

0

2

5.

Партерная пластика

1

2

6.

Постановочная работа

1

4

7.

Концертная деятельность

1

4

8.

Воспитательная работа

1

4

9.

История хореографии

1

0


Содержание дополнительно-образовательной программы

  1. Вводное занятие.

Теория: Знакомство с родителями, требование тренировочной и танцевальной формы и обуви, знакомство с культурой поведения в коллективе и в танцевальном зале. Беседа по технике безопасности.

Практика: Игра на знакомство, игры на сплочение коллектива, знакомство с поклоном, знакомство с разминкой и танцевальными элементами.

  1. Ритмическая разминка.

Теория: Беседа «Ритмическая разминка», повторение беседы по технике безопасности.

Практика: Игры на развитие чувства ритма: «Мы пойдем направо», «Хлопай-топай», «Поймай хлопок», «Танец природы», «Отхлопай».

  1. Лексика.

Теория: Беседа «История развития движений в танце», беседа «Основные направленности танцев».

Практика: Изучение основных движений определенного жанра современного танца, изучение комбинаций из изученных ранее движений (contractjon, release, swing, plié, battement tendu, jete, rond).

  1. Кросс.

Теория: Знакомство с разделом «Cross», знакомство с основными упражнениями этого раздела.

Практика: Исполнение основных упражнений, шаги со сменой уровней, вращения, разогревающие прыжки, большие прыжки.

  1. Партерная пластика.

Теория: Знакомство с партерной пластикой, беседа по технике безопасности.

Практика: На основе полученного материала правильное исполнение партерных упражнений, соблюдая технику безопасности.

  1. Постановочная работа.

Теория: Знакомство с этим разделом, знакомство с выбранной темой постановки, музыкальным сопровождением, стилем произведения, жанром, знакомство с планом, с характерами героев.

Практика: Изучение хореографической лексики, разводка танца, отработка.

  1. Концертная деятельность.

Теория: Подготовка к концертной деятельности, мотивация, беседа по технике безопасности.

Практика: Новогоднее выступление, отчетный концерт.

  1. Воспитательная работа.

Теория: Познакомить детей с традициями учреждения и его сотрудниками, раскрыть у детей лидерский, творческий, организационный потенциал.

Практика: Совместное проведение праздников, дней рождения, походы в музей, на концерты, мастер-классы, экскурсии.

  1. История хореографии.

Теория: Изучение современных направлений: хип-хоп, хаус, диско, модерн, джаз, контемпорари.

Методическое обеспечение образовательной программы

Раздел

Пед. технологии

Формы проведения занятий

Приемы и методы организационно-воспитательного процесса

Дидактический материал

Техническое

оснащение занятий

Формы подведения итогов

1

Вводное занятие

Личностно-ориентированные

Традиционное занятие, игра, дискуссия

Словестный

Памятки, научная и специальная литература

Станки, зеркала, магнитофон

Коллективная рефлексия

2

Ритмическая разминка

Развивающее обучение, использование игровых методов

Комбинированное занятие, игра, дискуссия

Практический

Фотографии, дидактические карточки

Станки, зеркала, магнитофон

Открытое занятие

3

Лексика

Развивающее обучение

Традиционное занятие

Словестный

Памятки, научная и специальная литература

Зеркала, магнитофон

Самостоятельная работа, зачет

4

Кросс

Развивающее обучение

Традиционное занятие

Словестный

Памятки, научная и специальная литература

Зеркала, магнитофон

Зачет, самостоятельная работа

5

Партерная пластика

Развивающее обучение

Традиционное занятие

Словестный

Памятки, научная и специальная литература

Зеркала, магнитофон, коврик

Зачет, самостоятельная работа

6

Постановочная работа

Коллективная система обучения

Комбинированное занятие, репетиция

Словестный

Памятки

Зеркала, магнитофон

Концерт

7

Концертная деятельность

Коллективная система обучения

Конкурс, концерт, фестиваль

Словестный

Памятки

Декорации, костюмы, музыкальная аппаратура

Концерт

8

Воспитательная работа

Проблемное обучение, коллективная система обучения

Тренинг, праздник, путешествие, поход, экскурсия

Наглядный, практический

Памятки, научная и специальная литература, видеозаписи, аудиозаписи, мультимедийные материалы

Мультимедийный проектор, магнитофон, компьютер

Коллективная рефлексия

9

История хореографии

Развивающее обучение

Дискуссия, лекция

Наглядный

Памятки, научная и специальная литература

Мультимедийный проектор, магнитофон, компьютер

Зачет

Список методической литературы:

  1. Авдеева. Методическое пособие. Пластика, ритмика и гармония.
  2. Вадим Юрьевич Никитин, Вайнфельд О.А. Методическое пособие. Музыка, движение, фантазия. Санкт-Петербург. 2000
  3. МОДЕРН-ДЖАЗ ТАНЕЦ История. Методика. Практика (Театральный web-узел "Тип сцены" (http://artclub.sarbc.ru)
  4. Н. Шереметьевская «Танец на эстраде»
  5. Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике в 3 и 4 классах музыкальной школы. Выпуск I. Издательство «Музыка». М. 1972
  6. Сахина Л.А., Селезнев Н.М. Методическое пособие ритмика и хореография. Улан-Удэ. 2002
  7. Фёдорова Г.П. Танцы для мальчиков. «Музыкальная палитра» Санкт-Петербург. 2011
  8. Франио Г.С. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. Москва. 1989
  9. Франио Г.С., Лифиц И.В. Методическое пособие по ритмике для 1 класса музыкальной школы. «музыка» Москва. 1995
  10. Р. Захаров «Сочинение танца» Москва 1989г.
  11. С.С. Полятков «Основы современного танца»  Ростов-на-Дону 2005г.