Методические разработки

Сиденко Светлана Владимировна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Валуевская средняя школа

Занятие с элементами тренинга «Цветик – семицветик»

(занятие для младших школьников)

Педагог-психолог:

Сиденко С.В.

2022 год

Цель: профилактика эмоциональных  нарушений, учить выражать свое настроение через эмоции.

Задачи:

  1. Создание условий эмоционального благополучия учащихся.
  2. Воспитывать  доброжелательное отношение друг к другу.

Ход занятия:

Приветствие «Передай улыбку»

Цель: обучать элементам мимики, выразительных движений. Способствовать объединению детей в группе.

Ход приветствия:

Дети сидят на стульях по кругу, по очереди соединяют свои ладошки с ладошками соседа и «передают» улыбки друг другу.

Игра «Пожелание»

Цель: воспитывать интерес к партнеру по общению.

Ход игры: дети садятся в круг и, передавая мяч («волшебную палочку» или др.), высказывают друг другу пожелания. Например: «Желаю тебе хорошего настроения», «Всегда будь таким же смелым (добрым, красивым), как сейчас» и т.п.

Игра «Волшебный стул»

Цель: развитие навыков взаимодействия, достижение положительного самоощущения, умение выражать позитивные эмоции.

Ход игры: один из детей садится в центр на «волшебный стул, остальные говорят ему ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.

Упражнение «Сказка о жителях Волшебной страны чувств»

Ведущий (психолог). Далеко-далеко, а может быть и близко, есть Волшебная страна и живут в ней разные чувства. Каждое из них - в своем домике определенного цвета. Каждый день, когда встает солнышко, жители Волшебной страны занимаются своими делами. Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган. Порывы ветра были настолько сильными, что разрушили домики. Жителям удалось спастись, а вот домики пришлось строить новые. Домики построили, а покрасить их нечем, ветер унес всю краску. У вас есть цветные карандаши, помоги раскрасить жителям их домики.

Задание

1. Раскрась домики в цвета и рассели в цветные домики жителей этой страны.

3. Раскрась карту. 

Упражнение «Способы повышения настроения»

Предлагается обсудить с ребенком, как можно повысить себе самому настроение, постараться придумать как можно больше таких способов (улыбнуться себе в зеркало, попробовать рассмеяться, вспомнить о чем-нибудь хорошем, сделать доброе дело другому, нарисовать себе картинку).

Рефлексия

Упражнение «Спасибо!»

Участники встают в кружок, и ведущий предлагает каждому мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку - то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и кричат - ДА! или СПАСИБО!

Психологический смысл упражнения. Завершающий ритуал. Позволяет задуматься над содержанием и результатом прошедшего занятия, а также завершить его красиво на положительной эмоциональной ноте.

Литература:

  1.  Матвеева O.A. Развивающая и коррекционная работа с детьми 6–12 лет. — М.: Педагогическое общество России, 2001.
  2. Овчарова психология в начальной школе. – М., 2004г.



Предварительный просмотр:

Занятие с элементами тренинга «Секреты общения».

(2 класс).

Актуальность: Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, со взрослыми, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать разговаривая этикет, слушать партнера.

Цель: развитие коммуникативных компетенций младшего школьника, развитие навыков позитивного общения учащихся.

Задачи:

  1. Создать позитивный психологический климат в группе.
  2. Создать условия для учащихся в преодолении трудностей в коммуникативной сфере.
  3. Научить навыкам позитивного общения учащихся.
  4. Развивать навыки вербального и невербального общения.
  5. Развивать навыки сотрудничества, умение слушать и слышать другого человека.

Методы работы:  упражнения, мозговой штурм, работа в парах, беседа.

Материальное обеспечение:

Для проведения занятия: столы, стулья (по количеству участников), компьютер, проектор, экран, магнитная доска.

Для работы участников: бумажные цветные человечки, магниты, бумажные «облака»-секреты, бумажные рукавички, фломастеры, атласные ленточки, игрушка-цветок.

Время работы – 15 минут.

Количество участников: 10 человек.

Тип занятия: занятие с элементами тренинга.

План проведения занятия:

I. Вступительная часть. Организационный этап.

Разминка: Упражнение ««Приветствие по имени»».

II. Основная часть.

Теоретический блок

Беседа: способы общения – вербальное и невербальное.

               Практическая часть

1.Упражнение «Улыбка».

2. Упражнение «Комплимент».

3. Упражнение «Рукавички».

III. Заключительная часть. Подведение итогов. Рефлексия.

 

Ход занятия:

I. Вступительная часть. Организационный момент.

Слайд 1. Психолог. Здравствуйте,  ребята! Я рада вас видеть. Меня зовут Светлана Владимировна. Сегодня у нас с вами не  урок математики или русского языка, а занятие, посвященное теме общения.

Слайд 2. Психолог:  Ребята, представьте, что ваш класс – это радуга. Радугу на нашем занятии сегодня будут изображать эти цветные человечки (показываю человечков) Каждый из вас – составляющая этой радуги, какая-то цветовая дорожка. Она красива, наша радуга? Но если убрать хоть одну дорожку из неё, то она уже не такая красивая. А если 2, 3, то радуга совсем распадётся, от былой красоты не останется и следа. Так и вы, ребята, пока вы вместе, пока вы дополняете, понимаете друг друга – вы коллектив. Будете ссориться, конфликтовать, распадётся ваша классная радуга. Что же нужно, чтобы сохранить её? Нужно знать «Секреты общения».

В этом мы сегодня и будем разбираться.

Слайд 3. Тема нашего занятия Секреты общения».

Психолог. А для начала я предлагаю вам поприветствовать друг друга разными способами.

. Сейчас я здороваюсь с кем-то из вас, и те, к кому я обращусь, в ответ помашут мне рукой. Итак,

  • «доброе утро, девочки»,
  • «здравствуйте, мальчики»,
  •  «здравствуйте те, у кого сегодня отличное настроение»,
  •  «здравствуйте, все!»

Упражнение «Приветствие по имени».

А теперь поприветствуем друг друга другим способом. Соседа справа мы назовем по имени и, скажем “Здравствуй, Света, Леша,…” с улыбкой, по кругу. (Молодцы).

Ребята, а еще какие способы приветствия вы знаете? Дети называют и вместе с психологом выполняют приветствие (например, обнять при встрече).

II. Основная часть.

        Теоретический блок.

Способы общения: Ребята, видите, сколько способов общения существует. Общаться можно при помощи слов, а можно при помощи жестов, прикосновений, мимики, улыбки, глаз. Все способы общения делятся на вербальные - это слова  и невербальные - это жесты и мимика.

Вы знаете, что это такое? Жесты – это движения руками, а мимика – с…выражение лица. Покажите, мне, пожалуйста, мимикой удивление, обиду, радость. (Дети показывают мимикой, удивление, обиду, радость).

Молодцы!

И у каждого способа общения есть свои секреты.

Ребята, сейчас я вам загадаю загадку.

Слайд 4. «Что тебе дано, а люди пользуются» (имя)

В начале нашего занятия мы приветствовали друг друга по имени и без. Когда вам было приятнее, например, когда учитель вас называет по имени или фамилии? (Ответы детей)

Вот и узнали один из секретов общения. Оказывается, любому человеку приятно, когда произносят его имя, поэтому если хотите установить с ним хорошие отношения, чаще называйте его в разговоре по имени.

СЕКРЕТ №1 Имя. (Дети вешают человечков).

Итак, мы же составляем радугу из наших цветных человечков.

Ребята, три человека выйдите, ко мне, пожалуйста.

Спасибо ребята.

«Называй собеседника по имени, и он будет обращаться к вам также».

Практическая часть.

Ребята вы хотите узнать следующий секрет?

 Для этого нужно отгадать еще одну загадку.

Загадка.  Внимание, слушаем!

Слайд 5. «Она длится мгновение, а в памяти остаётся порой навсегда».

Подсказки детям: от чего становится всем светлей?

Ну, конечно же, это улыбка! 

Упражнение «Улыбка».

Психолог: «А вы умеете улыбаться?». 

Давайте проверим: Улыбнёмся так, чтобы от нашей улыбки всем стало светлей: улыбнитесь соседу справа;

улыбнитесь соседу слева;

улыбнитесь тому, кто сидит за вами;

улыбнитесь мне, пожалуйста.

Замечательно! 

Какие у всех красивые улыбки!

Когда люди улыбаются, они становятся красивы.

Поэтому наш второй секрет звучит так: «Если увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам».

Вот такой простой, но ценный секрет общения.

Продолжаем крепить радугу из наших цветных человечков.

Ребята, три человека выйдите, ко мне, пожалуйста.

СЕКРЕТ № 2.

 «Если вы хотите нравиться людям - улыбайтесь им». 

Спасибо.

Слайд 6. Психолог: «Ребята, скажите, вы любите получать подарки?

А когда вам последний раз дарили подарки?».

Ответы детей. (2 человека)

А вы знаете? Подарки могут быть в виде комплиментов.

А что такое комплимент?

(Ответы детей).1 ответ

Комплимент – это любезные, приятные слова.

Упражнение «Комплимент».

Давайте друг другу скажем приятные слова.

Для этого ребята подойдите, пожалуйста, ко мне.
Сейчас мы будем передавать друг другу цветок, и говорить  комплимент.

Я начинаю. «Имя … ты сегодня прекрасно выглядишь, у тебя красивая рубашка,..»

Какое настроение у вас стало после комплиментов? Вам приятнее, говорить  комплимент или слышать? (займите свои места, пожалуйста).

Какой мы сделаем вывод?

(Ответы детей).

 Нужно дарить комплименты, чтобы было приятно.

-Ребята, скажите, можно ли перебивать человека, когда он говорит комплимент? НЕТ.

-А если прям что-то очень важное хочется сказать? НЕТ.

-А как тогда нужно поступить? 

(если ребенок ответил). ВЕРНО

Не перебивайте говорящего. Внимательно выслушайте его до конца.

СЕКРЕТ № 3.

Вот мы и узнали еще один из секретов общения - это?

Любезные, приятные слов (или как мы по-другому можем  сказать) комплимент.

Продолжаем крепить радугу из наших цветных человечков.

Ребята, три человека выйдите, ко мне, пожалуйста.

Ребята я сейчас возьму волшебные ленты. А для чего они нам нужны, хотите узнать?  (подойдите, пожалуйста, ко мне).

Каждый из вас сейчас выберет тот цвет ленточки, который вам понравился и возьмет её за край. Выбрали?

Я отпускаю ленточки, а вы не отпускайте.

 Те ребята, которые держатся за ленточку одного цвета, образуют пару.

Вот какие отличные пары у нас получились. Сейчас мы выполним с вами  Слайд 7. упражнение «Рукавички».

Музыка.

Слайд 8. Упражнение «Рукавички»

На столе у каждой пары лежат рукавички и ваша задача в паре, быстро договориться и одинаково раскрасить вашу пару рукавичек.

Ребята, вам понятно задание?

Приступайте.

Играет музыка.

Все справились с заданием. Молодцы!

Ребята как вы думаете, какое качество вам помогло в работе?  

А как вам удалось создать один рисунок?

Психолог: «Итак, для того, чтобы достичь какого-либо результата в совместной работе, необходимо умение слушать и слышать друг друга, уступать другому, договариваться».

СЕКРЕТ № 4 .

Одним словом наш четвертый секрет можно назвать – Сотрудничество.

  1. Заключительная часть. Рефлексия. Подведение итогов занятия.

Ребята, наше занятие подходит к концу.

Давайте вспомним и еще раз проговорим те секреты общения, о которых вы узнали на этом занятии:

  1. Имя. «Называй собеседника по имени, и он будет обращаться к вам также».
  2. Улыбка. «Если вы хотите нравиться людям - улыбайтесь им».
  3. Комплимент. «Находи и цени достоинства в другом!»
  4. Сотрудничество. «Умей слушать и слышать другого. Умей договариваться».

И это далеко не все секреты успешного общения, сегодня мы только познакомились с некоторыми из них. И я надеюсь, что их вы будете применять и в своей жизни.

Слайд 9. Психолог: «А сейчас я предлагаю вам оживить наших человечков и нарисовать им те эмоции, которые вы испытываете сейчас, после нашего занятия».

Звучит музыка.

Дети рисуют свои эмоции.

Возвращаются обратно в круг.

Ребята, посмотрите, какие красивые человечки у нас получились, а те, которые остались без улыбки, вы можете использовать со своим классным руководителем на следующем уроке, оценив  урок своей улыбкой.

Ребята, мне было очень приятно с вами общаться, и вы подарили мне хорошее настроение на целый день, даже на целую неделю!

Спасибо вам за работу и до новых встреч!

Литература:

  1. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.: МГУ, 2002.
  2. Павлова М.А. «Психогимнастические упражнения для школьников»/М.А. Павлова. - М: Учитель, 2009г.
  3. Сериков Г.В. Мир различий / Сборник упражнений для учащихся образовательных школ / Г.В. Сериков. - Воронеж, 2004.
  4. Электронный ресурс. [Режим доступа] URL:http://azps.ru/.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Валуевская средняя школа

Психолого-педагогическая диагностика

будущих первоклассников

Педагог-психолог: Сиденко С.В.

2022 год  

  1. Методики для групповой диагностики.

Данные методики можно проводить с группами детей до 10 человек.

  1. Методика «Графический диктант» (Д. Б. Эльконин)

Цель: изучение возможностей ребёнка в области перцептивной и моторной ограниченности пространства.

Инструкция: «Сейчас мы с вами будем учиться рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого вы должны внимательно слушать меня я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеток провести линию. Проводите только те линии, которые я буду диктовать. Когда прочертите линию, ждите пока я не скажу, куда направить следующую. Каждую новую линию начинайте там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаш от бумаги.»

Рисуем узоры

Тренировочный узор № 1.

«Поставь(те) карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуем линию: одна клеточка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна

клетка вниз. Дальше продолжай(те) сам(и).»

Узор 2

При диктовке делаются достаточно длительные паузы, чтобы дети успевали закончить предыдущую линию. На самостоятельное выполнение узора дается 1-1,5 минут. Во время выполнения узора взрослый помогает ребенку исправлять допущенные ошибки. В дальнейшем такой контроль снимается. Объяснить детям, что узор необязательно должен идти по всей ширине страницы.

Узор № 2.

«Теперь поставьте карандаш на следующую точку. Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. А теперь продолжай

рисовать этот узор сам».

Узор 2

Узор № 3.

«Поставьте карандаш на следующую точку. Внимание! Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево (слово «влево выделяется голосом). Две клетки вниз. Две клетка вправо. Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево. Две клетки вниз. Две

клетки вправо. Три клетки вверх. Теперь продолжай сам».

Узор 1

Узор № 4.

«Теперь поставьте карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Три клетки вправо. Две клетки вниз. Одна клетка влево. Одна клетка вниз. Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Теперь

продолжай рисовать узор сам».

Узор 2

Обработка результатов.

Результаты выполнения тренировочного узора не оцениваются. В каждом из последующих узоров оценивается порознь выполнение диктанта и самостоятельное продолжение узора. Оценка производится по следующей шкале:

4 балла – точное воспроизведение узора. (Неровности линии, «дрожащая» линия,

«грязь» и т.п. не учитываются и не снижают оценки).

3 балла – воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии. 2 балла – воспроизведение с несколькими ошибками.

1 балл – воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с диктовавшимся узором.

  1. баллов – отсутствие сходства даже в отдельных элементах.

За самостоятельное продолжение узора оценки выставляются по этой же шкале.

Таким образом, за каждый узор ребенок получает по две оценки: одну – за выполнение диктанта, другую – за продолжение узора. Обе они колеблются в пределах от 0 до 4. Итоговая оценка работы под диктовку выводится из трех соответствующих оценок за отдельные узоры путем суммирования максимальной из них с минимальной, оценка, занимающая промежуточное значение или совпадающая с максимальной или минимальной, не учитывается. Полученная оценка может колебаться от 0 до 8 баллов. Аналогично из трех оценок за продолжение узора выводится итоговая оценка. Затем обе оценки суммируются, давая суммарный балл (СБ), который может колебаться в пределах от 0 (если за работу под диктовку и за самостоятельную работу получено по 0 баллов) до 16 (если за оба вида работы получено по 8 баллов).

В        дальнейшем        анализе        используется        только        итоговый        показатель,        который  интерпретируется следующим образом:

Низкий — 0-3 балла

Ниже среднего 4-6 баллов Средний — 7-10 баллов

Выше среднего — 11-13 баллов Высокий — 14-16 баллов

  1. Тест Керна-Йерасека (ориентировочный тест школьной зрелости)

Цель: определение функциональной готовности.

  1. задание. Рисунок человека.

Инструкция: «Здесь нарисуй какого-нибудь дядю как умеешь.» Дальнейших пояснений по заданию не даётся.

  1. задание. Перерисовывание короткой фразы.

Инструкция: «Посмотри, здесь что-то написано. Ты ещё не умеешь писать, поэтому попробуй это перерисовать. Хорошенько посмотри, как это написано и здесь (показать где) напиши также.»

  1. задание. Перерисовывании группы точек.

Инструкция: «Здесь нарисованы точки. Посмотри, и попробуй нарисовать также.»

тестирование

Оценка результатов

Каждое задание оценивается от 1 до 5 баллов. Рисунок человека.

  1. балл- у нарисованной фигуры должны быть голова, туловище, конечности. Голову с туловищем соединяет шея. На голове должны быть волосы, уши, на лице- глаза, нос, рот. Верхние конечности заканчиваются рукой с 5 пальцами. признаки мужской одежды.
  2. балла- выполнение всех требований, как при оценки в 1 балл. Возможны три отсутствия части тела: шея, волосы, один палец руки, но не должна отсутствовать какая -нибудь часть лица.
  3. балла- у фигуры на рисунке должна быть голова, туловище, конечности, Руки и ноги должны быть нарисованы двумя линиями. Отсутствует шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни ног.
  4. балла- примитивный рисунок головы с конечностями. Конечности изображены одной линией.
  5. баллов - Отсутствует явное изображение туловища и конечностей. Каракули. Срисовывание написанного текста.
  1. балл- фразу можно прочитать. Буквы не более чем в 2 раза больше образца. Буквы образуют 3 слова. Строка отклонена от прямой линии не более чем на 30 % .

  1. балла- предложение можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу, их стройность не обязательна.
  2. балла- буквы должны быть разделены не менее чем на 2 группы. Можно прочитать хотя бы 4 буквы.
  3. балла- с образцом схожи хотя бы 2 буквы. вся группа имеет ещё видимость письма.
  4. баллов- каракули.

Срисовывание группы точек.

  1. балл- точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки.
  2. балла- возможно незначительное нарушение симметрии: одна точка может выходить за рамки столбца или строки. Допустимо изображение кружков вместо точек.
  3. балла- группа точек, грубо похожа на образец. Возможно нарушение симметрии всей фигуры. Сохраняется подобие пятиугольника, повёрнутого вверх или вниз вершиной. Возможно меньшее или большее количество точек.
  4. балла- точки расположены кучно, их группа может напоминать любую геометрическую фигуру. Величина и количество точек не существенны.
  5. баллов- каракули.

Комплексная оценка результатов: ребёнок считается готовым к школьному обучению, если он получает 3- 9 баллов за тест.

  1. Тест «Пьерона-Рузера» (внимание)

Цель: диагностика свойств внимания, таких как концентрация, переключение, распределение.

Материал: Бланк с напечатанными геометрическими фигурами.

Инструкция: «Перед вами листок бумаги, на котором нарисованы различные геометрические фигуры: квадрат, треугольник, кружок, ромб. Сейчас мы посмотрим, какие вы шустрые. Вам нужно как можно быстрее и без ошибок расставить следующие знаки: в квадрат - галочку, в треугольник - чёрточку, в кружок - плюсик, а в ромб - точку. Когда я скажу тебе «начинай», то ты всё это будешь делать как можно быстрее. По моему сигналу «Стоп» расставлять знаки надо прекратить. Поняли? Ну, молодцы. Начали!». (Исследователь фиксирует время и количество знаков, закодированных за 60 секунд).

Обработка и анализ результатов:

Результатами данного тестирования являются: количество обработанных испытуемым за 60 с геометрических фигур, считая и кружок, и количество допущенных ошибок.

Уровень концентрации внимания определяют по таблице.

Число обработанных фигур

Ранг

Уровень концентрации внимания

100

1

Очень высокий

91-99

2

Высокий

80-90

3

Средний

65-79

4

Низкий

64 и меньше

5

Очень низкий

За допущенные при выполнении задания ошибки ранг снижается. Если ошибок 1-2. то ранг снижается на единицу, если 3-4 – на два ранга концентрация внимания считается хуже, а если ошибок больше 4, то – на три ранга.

При анализе результатов необходимо установить причины, обусловившие данные результаты. Среди них важное значение имеет установка, готовность испытуемого выполнять инструкцию и обрабатывать фигуры расставляя в них знаки как можно скорее, или же его ориентации на безошибочность заполнения теста. В ряде случаев показатель концентрации внимания может быть ниже возможного из-за слишком большого желания человека показать свои способности, добиться максимального результата (то есть своего рода соревновательности). Причиной снижения концентрации внимания могут быть также состояние утомления, плохое зрение, болезнь.

2.4. Методика исследования мотивации учения (Авторская модификация методики М.Р. Гинзбург, И.Ю. Пахомовой и Р.В. Овчаровой).

Цель: исследование уровня мотивации у старших дошкольников.

Оборудование: стимульный материал к методике, листы бумаги с изображением трех квадратиков, наборы карандашей (красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, коричневый) по числу детей.

Примечание. При проведении диагностики с группой необходимо посадить детей по одному за стол.

Инструкция педагога-психолога: Сейчас я прочитаю вам (тебе) рассказ. В одном городе жили-были мальчики и девочки, такие же, как вы (ты). Им, как и вам (тебе), было 6–7 лет. И они, как и вы (ты), собирались идти в школу. Сейчас я вас (тебя) с ними познакомлю. Вот они.

Первый мальчик сказал: «Я пойду в школу, потому что меня мама заставляет. Если бы не мама, я не пошел бы в школу». (На стол перед ребенком или на магнитную доску     педагог-психолог      выкладывает      карточку с изображением   женщины    с указующим    жестом и ребенка с портфелем в руках перед ней [внешний

мотив], с красным квадратиком в углу.)

Второй мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что мне нравится делать уроки. Если бы школы не было, я все        равно        учился бы». (Педагог-психолог выкладывает карточку с изображением ребенка, сидящего за партой [учебный мотив], с синим

квадратиком в углу.)

Первая девочка сказала: «Я хожу в школу, потому что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть». (Педагог-психолог выкладывает   карточку с изображением двух детей, играющих в мяч [игровой

мотив], с желтым квадратиком в углу.)

Третий мальчик сказал: «Я пойду в школу, потому что хочу быть большим. В школе я буду взрослым, а сейчас я маленький». (Педагог-психолог        выкладывает карточку с изображением двух человек, стоящих спиной друг к другу: у того, который повыше, в руках портфель, у того, который пониже, — игрушечный автомобиль [позиционный мотив], с зеленым

квадратиком в углу.)

Четвёртый мальчик сказал: «Я пойду в школу, потому что   учиться   нужно.   Без    учения    никакого    дела не сделаешь, а когда выучишься, можешь стать кем захочешь». (Педагог-психолог выкладывает карточку с изображением человека с портфелем в руках, направляющегося к зданию [социальный мотив],

с коричневым квадратиком в углу.)

Вторая девочка сказала: «Я пойду в школу, чтобы получать пятерки». (Педагог-психолог выкладывает карточку с изображением ребенка, который держит в руках раскрытую тетрадь [отметка], с оранжевым квадратиком в углу.)

Посмотрите, ребята, у каждого мальчика и у каждой девочки свой цвет.

А теперь я вам раздам листочки. На них нарисованы три пустых окошка. Я буду задавать вам вопросы, а вы — отвечайте и закрашивайте окошко тем цветом, которым считаете нужным.

Как вы думаете, кто из ребят прав? Выберите и закрасьте первое окошко тем цветом, которым считаете нужным. (Пауза.)

С кем из них вы хотели бы вместе играть? Выберите и закрасьте второе окошко тем цветом, которым считаете нужным. (Пауза.)

С кем из них вы хотели бы вместе учиться? Выберите и закрасьте третье окошко тем цветом, которым считаете нужным. (Пауза.)

Дети последовательно осуществляют выбор. Если в ответе ребенка недостаточно прослеживается содержание, нужно задать контрольный вопрос: «А что этот мальчик (эта девочка) сказал (сказала)?" Это нужно для того, чтобы быть уверенным в том,   что   ребенок   осуществил   свой   выбор   исходя   из содержания   рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок.

Обработка результатов. Ответы (выбор определённой картинки) экспериментатор заносит в таблицу и затем оценивает.

Выборы

Мотивы

Внешний

Учебный

Игровой

Позиционный

Социальный

Оценочный

I выбор

II выбор

III выбор

Контрольный

выбор

  • Внешний мотив - 0 баллов;
  • учебный мотив – 5 баллов;
  • позиционный мотив - 3 балла;
  • социальный мотив – 4 балла;
  • отметка - 2 балла;
  • игровой мотив - 1 балл;

Необходимо подсчитать, сколько баллов набрано отдельно, по каждому мотиву. Контрольный выбор увеличивает количество баллов соответствующего выбора.

Доминирующая мотивация учения диагностируется по наибольшему количеству баллов. Вместе с тем, ребёнок может руководствоваться и другими мотивами.

О        несформированности        мотивации        учения        свидетельствует        отсутствие предпочтений, т.е. различные подходы во всех ситуациях.

  1. Методики для индивидуальной диагностики

  1. Методика «Заучивание 10 слов» (А.Р. Лурия) (память)

Цель: изучение кратковременной памяти, выявление органических поражений мозга, а также других отклонений в психическом статусе (истощаемости, утомляемости, неустойчивости внимания.)

Материал: Набор слов:

1 вариант- лес, хлеб, вода, окно, стул, брат, конь, гриб, игла, мёд 2 вариант- год, слон, мяч, мыло, соль, шум, рука, пол, весна, сын Инструкция:

  1. «Сейчас я хочу проверить, как ты умеешь запоминать слова, а ты слушай их внимательно и постарайся запомнить. Когда я закончу говорить все слова, ты повторишь столько слов, сколько запомнил, в любом порядке.»
  2. «Сейчас я повторю те же слова ещё раз, ты снова повторишь их вслед за мной. Причём повторишь и те слова, которые ты назвал в прошлый раз, и новые слова, которые запомнишь.»
  3. 4. «слушай ещё раз.»

1. «Я прочитаю слова в последний раз.» Оценка результатов.

В протоколе отмечаются названные и попущенные слова, а затем составляется кривая запоминания.

Таблица.

лес

хлеб

окно

стул

вода

брат

конь

гриб

игла

мёд

Доп. слова

1

2

3

4

5

Кривая запоминания.

Повторения

В норме кривая запоминания носит возрастающий характер. Норма для детей 6-7 лет- объём памяти- 7 +/- 2 ед.

При органических поражениях мозга кривая носит иной характер: после незначительного подъёма она образует плато, то есть дети воспроизводят одно и тоже количество одних и тех же слов.

Для органики характерно название других слов, повторение одних и тех же. При астении кривая сначала идёт вверх, а затем кривая падает вниз.

При неустойчивости внимания и его колебаниях кривая имеет зигзагообразный характер.

Если попросить ребёнка повторить слова через час, то результаты воспроизведения будут свидетельствовать об объёме долговременной памяти.

  1. Методика исследования словесно-логического мышления (по Йирасеку) (мышление)

Цель: определение уровня вербального мышления, умения мыслить логически и выражать свои мысли.

Оборудование: бланк теста на определение уровня “Вербального мышления”.

Проведение: ребенку задаются вопросы, ответы на которые оцениваются по шкале.

Инструкция: «Ответь мне, пожалуйста, на несколько вопросов». Вопросы для беседы:

  1. Какое из животных больше - лошадь или собака?
  2. Утром люди завтракают. А вечером?
  3. Днем на улице светло, а ночью?
  4. Небо голубое, а трава?
  5. Яблоки, груши, сливы, персики – это что?
  6. Что такое Москва, Санкт-Петербург, Хабаровск?
  7. Футбол, плавание, хоккей, волейбол – это…
  8. Маленькая корова – это теленок? Маленькая собака – это …? Маленькая лошадь – это …?
  9. Почему у всех автомобилей тормоза?
  10. Чем похожи друг на друга молоток и топор? 11.Чем различаются гвоздь и винт?

12.Собака больше похожа на кошку или курицу? Чем? Что у них одинаково? 13.Чем похожи друг на друга белка и кошка?

14.Какие ты знаешь транспортные средства? 15.Чем отличается молодой человек от старого?

Обработка результатов

Ключ к методике

вопроса

Правильный ответ

Неправильный

ответ

Другие ответы

1

0

-5

2

0

-3

3

0

-4

4

0

-4

5

+1

-1

6

Города +1

-1

Станции 0

7

Спорт, физкультура +3

0

Игры, упражнения +2

8

Щенок, жеребенок +4

-1

Кто-то один щенок или

жеребенок 0

9

2 причины из: тормозить с горы, на повороте, остановка в случае опасности столкновения, после

окончания езды +1

-1

Названа одна причина 0

10

2 общих признака +3

0

Назван один признак +2

11

У винта нарезка +3

0

Винт завинчивается, а гвоздь забивается, у

винта гайка +2

12

На кошку (с выделением

признаков подобия) 0

На курицу - 3

На кошку (без выделения

признаков подобия) – 1

13

2 признака +3

0

1 признак +2

14

3 средства: наземное, водное,

воздушное и т.п. +4

Ничего не названо

или неправильно 0

3 наземных средства

15

3 признака +4

0

1-2 признака +2

Ответы оцениваются по 3 параметрам: правильно, неправильно, другой ответ. Ответ считается правильным, если он достаточно разумен и отвечают смыслу поставленного вопроса. Уровни развития

I уровень – 24 и более – очень высокий II уровень – от 14 – 23 - высокий

III уровень – от 0 –13 - средний IV уровень – (- 1) – (-10) - низкий

V уровень – (-11) и менее – очень низкий

  1. Методика «Последовательность событий» (Берштейн А.А.) (мышление, речь)

Цель: исследование развития логического мышления, речи, способности к обобщению.

Стимульный материал: серии сюжетных картин (3-6) с изображением последовательности событий 2 варианта:

  • картинки с явным смыслом сюжета – по деталям изображения можно восстановить причинно-следственные и временные отношения;
  • картинки со скрытым смыслом сюжета – когда требуется привлечь определенные знания о закономерностях явлений природы и окружающей действительности.

Процедура проведения методики: перед ребенком кладутся произвольно картинки, связанные сюжетом. Ребенок должен понять сюжет, выстроить правильную последовательность событий и составить по картинке рассказ.

Инструкция: «Посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых нарисовано какое-то событие. Порядок картин перепутан, и тебе надо догадаться, как их поменять местами, чтобы стало ясно, что нарисовал художник. Подумай, переложи картинки, как ты считаешь нужным, а потом составь по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено».

Задание состоит из двух частей:

  • выкладывание последовательности событий картинок;
  • устный рассказ по ним.

После того, как ребенок разложил все картинки, экспериментатор записывает в протоколе (например, 5, 4, 1, 2, 3), и затем просит ребенка рассказать по порядку о том, что получилось. Если ребенок допустил ошибки, ему задают вопросы, цель которых помочь выявить допущенные ошибки.

Выводы об уровне развития.

Высокий – ребенок самостоятельно нашел последовательность картинок и составил логический рассказ. При неправильно найденной последовательности рисунков испытуемый    тем    не    менее    сочиняет    логичную    версию     рассказа. Средний – ребенок правильно нашел последовательность, но не смог составить хорошего рассказа. Составление рассказа с помощью наводящих вопросов экспериментатора.

Низкий – если:

  • ребенок не смог найти последовательность картинок и отказался от рассказа;
  • по найденной им самим последовательности картинок составил нелогичный рассказ;

составленная ребенком последовательность не соответствует рассказу;

  • каждая картинка рассказывается отдельно, сама по себе, не связана с остальными – в результате не получается рассказа;
  • на каждом рисунке просто перечисляются отдельные предметы.

  1. Методика «Четвертый лишний» (по Е.Л. Агаевой) Цель: определение уровня развития операции классификации

Оборудование: наборы картинок по классификациям ("Посуда", "Мебель", "Игрушки", и т.д.), где один из предметов не может быть обобщен с другими по общему с ним существенному признаку, то есть “лишний”.

Проведение: Ребенку предлагается 5 классификационных карт по разной тематике.

«Посуда»: тарелка, кастрюля, чашка, утюг.

«Мебель»: стол, стул, телевизор, шкаф

«Игрушки»: кукла, портфель, мяч, пирамида.

«Обувь»: сапоги, кепка, валенки, туфли

«Птицы»: окунь, синица, соловей, ворона.

Инструкция: «Рассмотри внимательно картинку. Какой предмет здесь лишний? Как называются одним словом все остальные предметы?

Обработка результатов:

Оценивается        правильность        обобщения        и        наличие        или        отсутствие        операции классификации (обобщающее слово).

Задания оценивается в баллах:

  • обобщение по существенному признаку – 2 балла;
  • употребление обобщающего слова – 1 балл. Максимальное число баллов – 15.