Как реагировать на проблемное поведение дошкольников

Нечипоренко Мария Сергеевна

Когда сталкиваетесь с плохим поведением дошкольника, помните, что он делает это с какой-то целью. Детское плохое поведение не бесполезно. Ребенок может не осознавать свою цель, но она есть. Для правильной реакции, которая уменьшит проблемы в поведении, следуйте трем правилам.

Правило 1. Отследите свою эмоциональную реакцию на поведение ребенка.

Правило 2. Понаблюдайте за реакцией ребенка на вас.

Правило 3. Удовлетворите то, чего добивается ребенок, когда он будет вести себя не проблемным образом.

Пример

Как использовать три правила работы с проблемным поведением ребенка

В группу заглядывает мама одного из детей – ей нужно срочно что-то обсудить с воспитателем. Большинство детей играет. Ваня сначала роняет коробку с мелкими игрушками с полки, все рассыпается. Воспитатель просит: «Осторожнее!». Ваня идет к другим детям, по дороге тыкает пальцем в бок мальчика, тот кричит «отстань!». Ваня его передразнивает, не смотрит, куда идет, наталкивается на стул, сразу плачет: «Ай! Палец! Палец! АААА! Палец!». 

Правило 1. Оцените свои чувства. Вы испытываете раздражение от нарастающих неприятностей с Ваней в то время, когда у вас важная беседа. Ощущаете, что мальчик действует так не случайно. 

Правило 2. Проследите за реакцией ребенка. Он к вам не прислушался, осторожнее не стал, как будто специально создает ситуации, которые требуют вмешательства и внимания взрослого.

Правило 3. Удовлетворите то, чего добивается ребенок, но чуть позже. Судя по вашим чувствам, Ваня нуждается во внимании. Стоит проявить к нему больше интереса и внимания в тот же день, когда он будет спокойно чем-то заниматься.

Рассмотрите таблицу. Узнайте, как не нужно и как нужно реагировать на проблемное поведение ребенка в зависимости от его цели

 

 

 

 

 

 

 

Неправильная и правильная реакция взрослого на поведение ребенка

Неправильная реакция

Правильная реакция

Пример правильной реакции

Ребенок привлекает внимание, вы раздражаетесь

Фразы типа «отстань!», «некогда!», «не до тебя». Прикасаться к ребенку или его вещам, когда вы напряжены. Кричать, ругать (это усилит капризы и плохое поведение)

Реакция должна быть не эмоциональная, а деловая. Покажите, что видите и слышите ребенка. Проигнорируйте плохое, среагируйте на хорошее

«У тебя там что-то упало, да? Собери,

пожалуйста. Ты быстро обычно

умеешь собирать, ты молодец»

Ребенок хочет обрести власть, вы испытываете гнев

Агрессивная реакция (крикнуть, толкнуть, угрожать).
Наказывать, усиливать напряженность (причитать, жаловаться, гневно хлопать дверью, швыряться вещами и т. п.)

Ведите себя без агрессии. Сделайте паузу (1–2 минуты). Сохраняйте спокойное выражение лица и позу. Назовите свои требования, но признайте чувства ребенка

Недолгое спокойное молчание без

устрашающих взглядов и поз, затем:

«Я вижу, ты очень не хочешь идти гулять.

 Но на улице нас ждет бабушка,

я сейчас начну одеваться и собираться,

 чтобы к ней выйти и хотела бы, чтобы ты от меня

не отставал»

Ребенок хочет отомстить, вы обижаетесь

Реакция типа «ответ ударом на удар». Уходить от ребенка, наказывать. Воспринимать его как злого или врага. Заискивать, потакать, уговаривать

Проявите терпение и доброжелательное отношение к ребенку. Настройтесь на то, чтобы понять  дошкольника. Искренне скажите о своих чувствах

«Мне жаль, что ты считаешь меня такой

 плохой. Я бы хотела, чтобы у нас были

 хорошие отношения» 

Ребенок уклоняется от дела, вы чувствуете бессилие, отчаяние

- Соглашаться с беспомощностью ребенка (так вы отступаете от воспитательной цели).
- Критика или жалость к ребенку.
- Делать за ребенка.
- Сравнивать его с другими

Поддержите ребенка, но не отступайте от своей цели. Меняйте «я не смогу» на «я могу», «я смог». Объясните,
с чего начать дело для достижения цели. Похвалите за старания

«Это, правда, сложно.

Но все получится. Вот смотри, ты же

сам уже нашел варежку» 

image

 

Как реагировать на проблемное поведение ребенка, если он добивается особого внимания взрослого?

Окажите ребенку дополнительное внимание, когда он ведет себя хорошо.

 

 

Рекомендации:

  1. Избегать действий, которые усиливают плохое поведение ребенка: угроз, ругани, крика, нотаций и т. п. Снижать напряжение у ребенка: делать паузы в разговоре, показывать внимание и любовь, признавать чувства дошкольника.
  2. На плохое поведение стоит реагировать последовательно и предсказуемо. Если вы будете реагировать по-разному в зависимости от настроения, проблемного поведения станет больше. Продумайте и соблюдайте тактику в общении, не сдавайтесь в ответ на капризы ребенка.
  3. Оказывайте ребенку как можно больше внимания и поддержки в периоды, когда он ведет себя хорошо.
  4. На проблемное поведение ребенка стоит реагировать коротко, сразу и по сути проблемы. Не нужно оценивать самого ребенка, его способности и личность – это усугубит ситуацию.

Помните о главных правилах поведения взрослого: 
– быть образцом здорового неагрессивного поведения; 
– контролировать собственные негативные эмоции;
– обсуждать поступок, а не ребенка;
– позитивно высказываться о личности и о будущем ребенка.