Конспекты для занятий в средней группе

Волоткевич Наталия Алексеевна

Особенности развития межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста.

Межличностные отношения дошкольников рассматривались в России такими учеными как: Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина, В.Р. Кисловская и др. В своих исследования они изучали предпочтения одних детей перед другими, а сверстники выступали как предмет патетической или разумной оценки. Проблема межличностных отношений дошкольников крайне актуальна, так как меняется время, а вместе с ним меняются и люди. Они смотрят на мир совсем другим взглядом, а значит, развитие и воспитание ребенка перестраивается вместе с взрослыми. Современные дети умеют и знают намного больше, чем 20-30 лет назад. С этим изменяется их взгляд на окружающий мир и отношения к другим людям (сверстникам, друзьям, родным). Поэтому могут быть выявлены новые методы изучения личности и качеств ребенка, способность взаимодействовать друг с другом, определить его предпочтения в общении со сверстниками. Отношения с людьми личные и одновременно общественные, складываются в ходе общения, они становятся важным компонентом самопознания. К. Маркс говорил, что другой человек является для нас словно зеркало, в которое мы. Конечно, на общение в свою очередь влияет свое правильное представление гладимся, для того, чтобы увидеть самих себя. Общение – это наилучший путь, чтобы познать себя, поэтому самопознание и общение тесно связаны друг с другом о себе. В своих связям между людьми деловыми или дружеских, важно уметь отдать себе отчет в своих действиях, для этого нужно верно себя оценить и строго судить. Общение – это взаимодействие людей (двух или более), направленное на объединение своих усилий, согласование своих результатов, с целью наладить свое отношение и общение. [1; стр. 6] Общение дошкольников со сверстниками разворачиваются главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развития общения детей в этот период.[4] Огромное значение игры для развития всех психических процессов и личности ребенка в целом дает основания считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей. В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопонимания и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого. Объединение детей в совместной игре способствует дальнейшему обогащению и усложнению содержания игр. Опыт каждого ребенка ограничен. Он знаком со сравнительно узким кругом действий, выполняемых взрослыми. В игре возникает обмен опытом. Дети перенимают друг у друга имеющиеся знания, обращаются за помощью к взрослым. В результате игры становятся многообразнее. Усложнение содержания игр ведет, в свою очередь, не только к увеличению количества участников игр, но и к усложнению реальных взаимоотношений, к необходимости более четкого согласования действий.[2] В 4-5 лет сверстники для ребенка становятся предпочтительней, чем взрослый. В этом возрасте дети становятся избирательны в общении с другими, у них могут появляться постоянные партнеры для совместных игр. Ведущей деятельностью в этом возрасте становится сюжетно-ролевая игра. В возрасте от трех до шести лет у дошкольников наблюдается ситуативно- деловая форма общения с ровесниками. В 4 года потребность общения со сверстниками выдвигается на одно из первых мест. Это изменение связано с тем, что бурно развиваются сюжетно-ролевая игра и другие виды деятельности, приобретая коллективный характер. Дошкольники пытаются наладить деловое сотрудничество, согласовать свои действия для достижения цели, что и составляет главное содержание потребности в общении. Стремление действовать совместно настолько сильно выражено, что дети идут на компромисс, уступая друг другу игрушку, наиболее привлекательную роль в игре и т.д. У 4-летних детей общение со сверстниками становится одной из ведущих потребностей. Однако не исчезает и потребность в общении с взрослыми. Для ребенка от 3 до 5 лет взрослый – это объект уважительного отношения, и общение с ним имеет познавательный смысл. Для детей 5-7 лет взрослый – это старший друг, от которого дети ждут взаимопонимания и взаимопереживаний. Таким образом, с возрастом содержание потребности в общении (а точнее было бы сказать – содержание мотива общения) становится богаче, разнообразнее. При этом меняется и значение взрослого как объекта общения. Ситуативно-деловая форма общения. После 4 лет сверстник становится для ребенка более привлекательным, чем взрослый. В это время сюжетно-ролевая игра становится коллективной – дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку. Главным содержанием общения детей этого возраста становится деловое сотрудничество. Начинает отчетливо проявляться потребность в признании и уважении со стороны сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, показывает обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. В 4-5-летнем возрасте дети часто демонстрируют взрослым свои преимущества перед товарищами, пытаются скрыть от сверстников свои промахи и неудачи. Это означает, что в этом возрасте появляются конкурентные, соревновательные отношения.[1] У детей ярко проявляются склонность к конкуренции, соревновательность, непримиримость в оценке товарищей. На пятом году жизни дети постоянно спрашивают об успехах товарищей, требуют признать собственные достижения, замечают неудачи других детей и пытаются скрыть свои промахи. Дошкольник стремится привлечь внимание к себе не только взрослых, но и своих сверстников, демонстрируя, им свои умения и как у него это получается. Ребенок не выделяет интересов, желаний товарища, не понимает мотивов его поведения. И в то же время проявляет пристальный интерес ко всему, что делает сверстник. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или модулируют) деятельность взрослых и отношения между ними. Уже на четвертом и пятом году жизни в играх детей можно наблюдать целостность сюжета. У каждого дошкольника складывается интерес к определенным сюжетам, в которые они могли играть и раньше (в больницу, строителей, поваров и т.д.). Каждый ребенок вносит в игру что-то свое, индивидуальное, тем самым они обогащают сюжет своих игр – это помогает им взаимодействовать друг с другом. С помощью проводимых методик был выявлен уровень межличностного отношения каждого ребенка в группе средних дошкольников. Исходя из полученных данных, были определены уровни в общении со сверстниками в количестве 20 детей: Высокий уровень составляют 35% (7 человек); Средний уровень – 60% (12 человек); Низкий уровень – 5% (1человек) Проведенные методики показали, что дети выбирают себе для общения и совместной деятельности детей, которые являются доброжелательными к партнеру, отзывчивые и чувствительны к воздействиям сверстника. С помощью проводимых методик был выявлен уровень межличностного отношения каждого ребенка в группе средних дошкольников. Исходя из полученных данных, были определены уровни в общении со сверстниками в количестве 20 детей: Высокий уровень составляют 35% (7 человек); Средний уровень – 60% (12 человек); Низкий уровень – 5% (1человек) Проведенные методики показали, что дети выбирают себе для общения и совместной деятельности детей, которые являются доброжелательными к партнеру, отзывчивые и чувствительны к воздействиям сверстника. Используемая литература: 1. Выготский Л.С. Лекции по психологии. СПб, 2011 2. Ильин Е.П. Психология общения и межличностного отношения. М.: Владос, 2011. 3. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 2014. Стр.6 4. Смирнова Е.О., Бутенко В.А. Исследование межличностных отношений в разновозрастных группах дошкольников. 2014. стр. 10

Скачать:


Предварительный просмотр:

              Волоткевич Наталия Алексеевна, воспитатель

              МДОУ "Муниципальный детский сад "Теремок".

Особенности развития межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста.

Межличностные отношения дошкольников рассматривались в России такими учеными как: Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина, В.Р. Кисловская и др. В своих исследования они изучали предпочтения одних детей перед другими, а сверстники выступали как предмет патетической или разумной оценки.

Проблема межличностных отношений дошкольников крайне актуальна, так как меняется время, а вместе с ним меняются и люди. Они смотрят на мир совсем другим взглядом, а значит, развитие и воспитание ребенка перестраивается вместе с взрослыми. Современные дети умеют и знают намного больше, чем 20-30 лет назад. С этим изменяется их взгляд на окружающий мир и отношения к другим людям (сверстникам, друзьям, родным). Поэтому могут быть выявлены новые методы изучения личности и качеств ребенка, способность взаимодействовать друг с другом, определить его предпочтения в общении со сверстниками.

Отношения с людьми личные и одновременно общественные, складываются в ходе общения, они становятся важным компонентом самопознания. К. Маркс говорил, что другой человек является для нас словно зеркало, в которое мы. Конечно, на общение в свою очередь влияет свое правильное представление гладимся, для того, чтобы увидеть самих себя. Общение – это наилучший путь, чтобы познать себя, поэтому самопознание и общение тесно связаны друг с другом о себе. В своих связям между людьми деловыми или дружеских, важно уметь отдать себе отчет в своих действиях, для этого нужно верно себя оценить и строго судить. Общение – это взаимодействие людей (двух или более), направленное на объединение своих усилий, согласование своих результатов, с целью наладить свое отношение и общение.  [1; стр. 6]

Общение дошкольников со сверстниками разворачиваются главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развития общения детей в этот период.[4]

Огромное значение игры для развития всех психических процессов и личности ребенка в целом дает основания считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей.

В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопонимания и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого.

Объединение детей в совместной игре способствует дальнейшему обогащению и усложнению содержания игр. Опыт каждого ребенка ограничен. Он знаком со сравнительно узким кругом действий, выполняемых взрослыми. В игре возникает обмен опытом. Дети перенимают друг у друга имеющиеся знания, обращаются за помощью к взрослым. В результате игры становятся многообразнее. Усложнение содержания игр ведет, в свою очередь, не только к увеличению количества участников игр, но и к усложнению реальных взаимоотношений, к необходимости более четкого согласования действий.[2]

В 4-5 лет сверстники для ребенка становятся предпочтительней, чем взрослый. В этом возрасте дети становятся избирательны в общении с другими, у них могут появляться постоянные партнеры для совместных игр. Ведущей деятельностью в этом возрасте становится сюжетно-ролевая игра.

В возрасте от трех до шести лет у дошкольников наблюдается ситуативно- деловая форма общения с ровесниками. В 4 года потребность общения со сверстниками выдвигается на одно из первых мест. Это изменение связано с тем, что бурно развиваются сюжетно-ролевая игра и другие виды деятельности, приобретая коллективный характер. Дошкольники пытаются наладить деловое сотрудничество, согласовать свои действия для достижения цели, что и составляет главное содержание потребности в общении.

Стремление действовать совместно настолько сильно выражено, что дети идут на компромисс, уступая друг другу игрушку, наиболее привлекательную роль в игре и т.д.

У 4-летних детей общение со сверстниками становится одной из ведущих потребностей. Однако не исчезает и потребность в общении с взрослыми. Для ребенка от 3 до 5 лет взрослый – это объект уважительного отношения, и общение с ним имеет познавательный смысл. Для детей 5-7 лет взрослый – это старший друг, от которого дети ждут взаимопонимания и взаимопереживаний. Таким образом, с возрастом содержание потребности в общении (а точнее было бы сказать – содержание мотива общения) становится богаче, разнообразнее. При этом меняется и значение взрослого как объекта общения.

Ситуативно-деловая форма общения.  После 4 лет сверстник становится для ребенка более привлекательным, чем взрослый. В это время сюжетно-ролевая игра становится коллективной – дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку. Главным содержанием общения детей этого возраста становится деловое сотрудничество. Начинает отчетливо проявляться потребность в признании и уважении со стороны сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, показывает обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. В 4-5-летнем возрасте дети часто демонстрируют взрослым свои преимущества перед товарищами, пытаются скрыть от сверстников свои промахи и неудачи. Это означает, что в этом возрасте появляются конкурентные, соревновательные отношения.[1]

У детей ярко проявляются склонность к конкуренции, соревновательность, непримиримость в оценке товарищей. На пятом году жизни дети постоянно спрашивают об успехах товарищей, требуют признать собственные достижения, замечают неудачи других детей и пытаются скрыть свои промахи. Дошкольник стремится привлечь внимание к себе не только взрослых, но и своих сверстников, демонстрируя, им свои умения и как у него это получается. Ребенок не выделяет интересов, желаний товарища, не понимает мотивов его поведения. И в то же время проявляет пристальный интерес ко всему, что делает сверстник.

Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или модулируют) деятельность взрослых и отношения между ними.

Уже на четвертом и пятом году жизни в играх детей можно наблюдать целостность сюжета. У каждого дошкольника складывается интерес к определенным сюжетам, в которые они могли играть и раньше (в больницу, строителей, поваров и т.д.). Каждый ребенок вносит в игру что-то свое, индивидуальное, тем самым они обогащают сюжет своих игр – это помогает им взаимодействовать друг с другом.

С помощью проводимых методик был выявлен уровень межличностного отношения каждого ребенка в группе средних дошкольников.

Исходя из полученных данных, были определены уровни в общении со сверстниками в количестве 20 детей:

Высокий уровень составляют 35% (7 человек);

Средний уровень – 60% (12 человек);

Низкий уровень – 5% (1человек)

Проведенные методики показали, что дети выбирают себе для общения и совместной деятельности детей, которые являются доброжелательными к партнеру, отзывчивые и чувствительны к воздействиям сверстника.

С помощью проводимых методик был выявлен уровень межличностного отношения каждого ребенка в группе средних дошкольников.

Исходя из полученных данных, были определены уровни в общении со сверстниками в количестве 20 детей:

Высокий уровень составляют 35% (7 человек);

Средний уровень – 60% (12 человек);

Низкий уровень – 5% (1человек)

Проведенные методики показали, что дети выбирают себе для общения и совместной деятельности детей, которые являются доброжелательными к партнеру, отзывчивые и чувствительны к воздействиям сверстника.

Используемая литература:

  1. Выготский Л.С. Лекции по психологии. СПб, 2011
  2. Ильин Е.П. Психология общения и межличностного отношения. М.: Владос, 2011.

3. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 2014. Стр.6

  1. Смирнова Е.О., Бутенко В.А. Исследование межличностных отношений в разновозрастных группах дошкольников. 2014. стр. 10