Методическая копилка

Габитова Алсясяк Азаматовна

Предварительный просмотр:

Доклад

Тема: «Формирование естественнонаучной грамотности на уроках химии и биологии»

«Выживает не самый сильный или самый умный,
а тот, кто быстрее откликнется на изменения»
Ч.Дарвин

Термин был введен в 1957 году ЮНЕСКО, наряду с понятиями «грамотность» и «минимальная грамотность». Грамотность – это навыки чтения, письма, счета и работы с документами. Минимальная грамотность – это способность читать и писать простые сообщения. Формирование функциональной грамотности – сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные современные образовательные педагогические технологии. В условиях социально-экономической модернизации обществу необходим человек, функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям. Все данные качества формируются в школе. Обучение учащихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает ведущим направлением модернизации  системы образования. В условиях модернизации роль предметов естественно научных дисциплин, имеющей множество «пограничных» с другими дисциплинами областей исследования возрастает и обеспечивает разработку эффективных путей и средств решения жизненно важных, для людей, задач и проблем (производство энергии, защита окружающей среды, здравоохранение и другие).

По результатам исследования PISA в 2015 году был создан проект систематического мониторинга формирования ЕНГ, как одного из важнейших видов функциональной грамотности. Первый этап проекта начался в 2018 году и посвящен разработке и апробации заданий по оцениванию ЕНГ для 5 и 7 классов. Разработанные в ходе проекта задания должны стать основой для создания банка учебных заданий практикоориентированного характера, которые будут использоваться не только в качестве инструмента оценки, но и в качестве формирующих заданий.

В исследованиях PISA «грамотность» подразумевает набор определенных компетентностей. Компетентность – способность применять полученные в школе знания и умения в реальных жизненных ситуациях.

Естественнонаучная грамотность – способность:

  • использовать естественнонаучные знания,
  • выявлять проблемы,
  • делать обоснованные выводы.

Инструментарий PISA: не типичные учебные задачи, характерные для российской школы, а близкие к реальным проблемные ситуации, связанные с разнообразными аспектами окружающей жизни и требующие для своего решения не только знания основных учебных предметов, но и сформированности общеучебных и интеллектуальных умений. Задания имеют межпредметную основу.

Проблемы выявленные у российских учащихся по результатам исследования PISA:

  • осуществлять поиск информации по ключевым словам;
  • анализировать процессы проведения исследований;
  • составлять прогнозы на основе имеющихся данных;
  • выявлять и интерпретировать научные факты и данные исследований;
  • интерпретировать графическую информацию;
  • проводить оценочные расчеты и прикидки.

Методический инструментарий, формирующий ЕНГ должен содержать компетентностные задания, экспериментальные работы исследовательского типа, анализ первичных научных данных и др.

Задания, формирующие ЕНГ, должны содержать:

  • как текстовую информацию, так и информацию в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем;
  • материал из разных предметных областей;
  • мотивацию обучающихся на определение способа действий, постановки и решения проблемы;
  • требования по привлечению дополнительной информации или наоборот «лишние данные»;
  • должны быть комплексными и структурированными.

Я работаю с обучающимися  5 – 11  классов. Считаю, что в каждой параллели нужно использовать задания, способствующие формированию ЕНГ, так как формирование этого вида функциональной грамотности согласуются с требованиями к образовательным результатам ФГОС.

В своей работе я применяю задания, которые я создаю самостоятельно, а также задания из УМК.

ЕНГ включает три основных компетенции, которые можно формировать или оценивать с помощью специальных учебных заданий. Таким образом, педагогу нужно постоянно следить за тем, чтобы в учебном процессе такие задания были и при необходимости корректировать задания УМК.

Примеры заданий, которые я использую в работе

Задание 1. 6 класс. Биология

Лабораторная работа № 12 «Строение цветка»

Сформулируйте цель работы

1.Вклейте рисунок  1 . Сделайте подписи.

2.Венчик состоит из …

3.Чашечка состоит из …

4.Пестик состоит из …

5.Начертите схему.   «Околоцветник». Запишите виды околоцветников.

                                      _______          _______        ______  

6.Подпишите в схему снизу, из чего состоит каждый вид околоцветника, используя условные обозначения:                  Ч- чашечка                 В-венчик

7.Тычинка состоит из …

8.Обоеполые цветки, это цветки в которых есть …

9.Начертите схему. «Раздельнополые цветки». Запишите названия видов раздельнополых цветков.

                                            ________                        __________

10.Однодомные  растения – это растения, на которых …

11.Двудомные растения – это растения, на которых …

Анализ задания 1. Задание 1 содержит в себе несколько пунктов.

№ пункта

Компетенция (формируемая и проверяемая)

Характеристика задания (через что)

Цель

Распознавать и формулировать цель исследования

По краткому описанию хода действий предлагается четко сформулировать цель

1,2,3,4,7, 8,10, 11

Анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы

Предлагается формулировать выводы на основе интерпретации данных, представленных в рисунках, словесных текстах.

5,6,9

Преобразовывать одну форму представления данных в другую

Предлагается преобразовать одну форму представления научной информации в другую (словесную в схему).

Задание 2. Биология. 6 класс

Данное задание является частью Лабораторной работы № 14 «Классификация плодов»

Начертите таблицу «Типы плодов», которая указана на с. 72. Запишите названия типов плодов в первую колонку по очереди и дайте им характеристику, используя текст и рисунки параграфа 13: тыквина, боб, костянка, коробочка, орех, многокостянка, стручок, зерновка, семянка.

Названия плодов

Тип плода

Какие растения имеют такой плод

Сочный или сухой

Односемянный или многосемянный

Анализ задания 2. Для выполнения задания, обучающимся необходимо прочитать текст и посмотреть иллюстрации.

Формируется компетенция «Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов»: анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы.

Задание 3.  Биология. 7 класс

1.Запишите столбиком цифры с рисунка от 9 до 18. Напротив цифр запишите названия частей клетки.

C:\Documents and Settings\Учитель химии\Рабочий стол\hello_html_209c302c.JPG

2.Выпишите из списка три группы организмов, которые могут образовывать колониальные формы жизни: споровики, корненожки, инфузории, радиолярии, солнечники, жгутиконосцы.

3. Вставьте пропущенные слова. Для ответа запишите столбиком цифры, напротив цифр – ответы.

При наступлении неблагоприятных условий, простейшие образуют специальную защитную оболочку - __1__. Совокупность одноклеточных особей, ведущих совместный образ жизни – это __2__. Орган передвижения инфузорий – это __3__. Жгутиконосцы в темноте питаются как __4__. Два ядра есть в клетке __5__. Организмы, которые сами создают органические вещества, по типу питания относят к __6__.

4. Выпишите три номера верных утверждений:

1.Вязкое внутреннее содержимое клеток простейших называется цитоплазма.

2.Органы передвижения амебы – это жгутик.

3.Наследственная информация клетки находится в ядре.

4.Клетки простейших покрыты мембраной.

5.У инфузории есть светочувствительный глазок.

6.Сократительная и пищеварительная вакуоли имеют одинаковые функции.

Анализ задания 3.

Пункты 1,2,3 направлены на формирование компетенции «Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов» через умение анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы (используя текст и рисунки).

Пункт 4 направлен на формирование этой же компетенции через умение оценивать с научной точки зрения аргументы (в задании предлагается оценить с научной точки зрения корректность и убедительность утверждений).

Задание 4. Биология. 8 класс

Расположите этапы деления клетки в правильном порядке и запишите в тетрадь:

1.Нити веретена деления оттягивают парные молекулы ДНК к противоположенным полюсам клетки.

2. Цитоплазма делится путем перетяжки.

3.Удвоение ДНК.

4.Удвоение центриолей.

5.Формируются нити веретена деления.

6.Образуется новое ядро.

7.Хромосомы скручиваются в спираль и становятся видны в световой микроскоп.

8.Формируется новая ядерная оболочка вокруг хромосом.

9.Распад ядерной оболочки.

10.Образуются две новые клетки.

11.Центриоли расходятся к противоположным полюсам клетки.

12.Молекулы ДНК прикрепляются к нитям веретена деления.

13.Хромосомы выстраиваются по экватору клетки.

14.Спирали хромосом раскручиваются и становятся невидны в световой микроскоп.

15.Клеточная мембрана впячивается внутрь клетки.

Для выполнения задания обучающиеся пользуются текстом учебника и иллюстрацией.

Анализ задания  4. Задание направлено на формирование компетенции «Научное объяснение явлений» через умение применить соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления.

Задание 6.

Химия. 9 класс. Коррозия

1.Какие металлы могут использоваться в качестве протекторов для защиты стального корпуса корабля:  цинк, медь, алюминий, барий?  Ответ поясните.

2.К железной трубе присоединили антенну, сделанную из:

 а) алюминия;            б) меди.

Повлияет ли это на процесс коррозии трубы?

3.Две железные пластинки соединили с другими металлами и поместили на длительное время в атмосферу влажного кислорода. По окончании опыта в первом случае железо покрылось ржавчиной, а во втором не изменилось. Приведите примеры металлов, которые могли бы взять для проведения опыта.

4.Какой из известных вам способов защиты металлов от коррозии чаще используется для защиты:

Рельс;

Днищ кораблей;

Деталей машин;

В быту.

Анализ задания 6. Первый и четвертый пункты. Формирование компетенции «Научное объяснение явлений» через умение применить соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления.

Второй  пункт. Та же компетенция. Через умение делать и научно обосновывать прогнозы о протекании процесса или явления.

Третий пункт. Формирование компетенции «Понимание особенностей естественнонаучного исследования» через умение выдвигать объяснительные гипотезы и предлагать способы их проверки.

Задание 8.

Химия. 8 класс. Типы химических реакций

1.HNO2 + Ca(OH)2 

2.B + O2 

3.Cs + O2 

4.Fe + HCl

5.Ba + H2O

6.Na2O + H2O

7.Fe2O3 + H2O

8.SO2 + H2O

9.ZnF2 + KBr

10.NiCl2 + Li2SO3 

Задания:

а) допишите правую часть схемы (продукты);

б)расставьте коэффициенты;

в)если реакция не идет, объясните почему;

г)назовите все вещества;

д)укажите тип реакции.

Анализ задания 8. Данное задание способствует формированию компетенций «Научное объяснение явлений» и «Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов» через использование программного материала для объяснения явлений, анализ и интерпретацию данных.

Задание 9.

Разделение смесей

Чтобы Золушка не смогла поехать на бал, мачеха придумала ей работу: она смешала  древесные стружки с мелкими железными гвоздями, сахар и речным песком и велела Золушке очистить сахар, а гвозди сложить в отдельную коробку. Золушка быстро справилась с заданием и успела поехать на бал. Объясните , как можно быстро справиться с заданием мачехи.

Ответ: Древесные стружки от мелких железных гвоздей можно разделить при помощи магнита. Сахар с речным песком растворить в воде ,профильтровать, выпарить воду.

Таким образом, проблема  развития функциональной грамотности учащихся в процессе обучения естественно научных дисциплин  должна быть реализована в аспекте формирования умения решать задачи и самостоятельно применять знания в новых ситуациях (перенос).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Выживает не самый сильный или самый умный, а тот, кто быстрее откликнется на изменения» Ч.Дарвин Учитель химии и биологии Габитова А.А. 1

Слайд 2

«Функциональная грамотность на уроках химии и биологии» 2

Слайд 3

Следовательно: под жизненно важными задачами и проблемами можно понимать задачи межпредметного содержания . В теории обучения естественнонаучных дисциплин к такого рода задачам относятся упражнения, в которых используют знания и умения учащихся по двум или нескольким предметам 3

Слайд 4

Существуют проблемы, которые мешают доброкачественному развитию функциональной грамотности: Низкий уровень вычислительных навыков Отсутствие практической направленности Репродуктивный метод в преподавании (натаскивание на решение по аналогии) Неумение организовать свой домашний учебный труд Ответственность за выполнение домашнего задания Формальное изучение предметов Не восприятие, учащимися, необходимости заучивания основ теоретических понятий (формул, правил ). 4

Слайд 5

5 На современном уроке, важно умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией . В основе тестов PISA лежат задания, для решения которых, мало просто знать факты и правила. Нужно еще уметь их использовать .

Слайд 6

6 Пробел школьников — неумение работать с информацией, представленной в виде разных блоков. Проблема - определение формата задания. Бывают ситуации, когда научные методы вообще не нужны — надо задействовать интуицию, а то и просто угадать. Проблема — школьники не умеют привлекать данные, которые не содержатся непосредственно в условиях задания.

Слайд 7

Таким образом: проблема развития функциональной грамотности учащихся в процессе обучения естественно научных дисциплин должна быть реализована в аспекте формирования умения решать задачи и самостоятельно применять знания в новых ситуациях (перенос). 7

Слайд 8

Ситуационные задачи – это задачи, позволяющие ученику осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление → понимание → применение → анализ → синтез → оценка 8

Слайд 9

Формула успеха ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ 9

Слайд 10

Практические задания для 5 – 11 классов

Слайд 11

ВЫВОД ФОРМУЛ ХИМИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ 1. Определите молекулярную формулу вещества, из которого целиком состоит скелет простейших морских животных, если массовые доли элементов в нем составляют: 47,54 %( Sr ), 17,48 %(S), 34,97 %(O). ( Ответ : SrSO 4 ). 2. Для мечения территории олень использует вещество состава 59,41 % (С), 8,91 %(Н), 31,68 %(О). Определите молекулярную формулу вещества. ( Ответ: С 5 Н 9 О 2 ). 11

Слайд 12

ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЭЛЕМЕНТОВ И ЭЛЕКТРОННОЕ СТРОЕНИЕ АТОМОВ 1. Максимальная концентрация этого элемента отмечена в пигментной сетчатке глаза. По электронной формуле внешнего электронного слоя определите этого элемента: …6s 2 6p 0 . Напишите его названия, символа и порядкового номера, укажите семейство элемента. (Ответ: барий) 2. Северная орхидея венерин башмачок растет на почвах, богатых этим элементом. По электронной формуле внешнего электронного слоя определите этого элемента: …4s 2 4p 0 . Напишите его названия, символа и порядкового номера, укажите семейство элемента. (Ответ: кальций) 12

Слайд 13

Определение положения элементов в ПСХЭ по электронным формулам: 1. Этот химический элемент преимущественно концентрируется в ногтях. Определите положение этого элемента в периодической системе элементов (период, группа, подгруппа) по электронной формуле : 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 3d 3 4s 2 . ( Ответ: ванадий). 2. Розовые лепестки роз при избытке этого элемента становятся голубыми и даже черными. Определите положение этого элемента в периодической системе элементов (период, группа, подгруппа) по электронной формуле: 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 3d 10 4s 1 . (Ответ: медь). 13

Слайд 14

Задания функциональной грамотности на уроках химии 1.Какие химические элементы названы в честь стран? Приведите не менее четырех названий. Укажите количество протонов и нейтронов, содержащихся в ядрах атомов, названных вами элементах(за каждое название и страну- 1б, протоны и нейтроны-1б) 14

Слайд 15

Ответ: Рутений ( Ru ) – назван в честь России; протонов 44, нейтронов 57. Полоний ( Po ) – в честь Польши; протонов 84, нейтронов 37. Франций ( Fr ) – в честь Франции; протонов 87, нейтронов 35 Германий ( Ge ) – в честь Германии; протонов 32, нейтронов 40. 15

Слайд 16

Задания функциональной грамотности на уроках химии 2.Вы — пилот самолета, летящего из Сибири в Ярославль. Самолет везёт слитки самого распространённого металла в природе. Сколько лет пилоту ? ( 1балл) Дополнительный вопрос: какой металл вёз самолет? Почему этот металл в 1827 г. стоил 1200 рублей за 1 кг, а в 1900 г. — 1 рубль?(2 балла) 16

Слайд 17

Ответ: 14 лет(1балл) Алюминий, потому что в 1827 году он был впервые получен . Свойства его - легкий , блестящий металл. (2балла) 17

Слайд 18

Задания функциональной грамотности на уроках химии Чтобы Золушка не смогла поехать на бал, мачеха придумала ей работу: она смешала древесные стружки с мелкими железными гвоздями, сахар и речным песком и велела Золушке очистить сахар, а гвозди сложить в отдельную коробку. Золушка быстро справилась с заданием и успела поехать на бал. Объясните , как можно быстро справиться с заданием мачехи. (3б) 18

Слайд 19

Ответ: Древесные стружки от мелких железных гвоздей можно разделить при помощи магнита. Сахар с речным песком растворить в воде ,профильтровать, выпарить воду (3 балла) 19

Слайд 20

Биология. 6 класс Данное задание является частью Лабораторной работы № 14 «Классификация плодов» Начертите таблицу «Типы плодов», которая указана на с. 72. Запишите названия типов плодов в первую колонку по очереди и дайте им характеристику, используя текст и рисунки параграфа 12-13: тыквина, боб, костянка, коробочка, орех, многокостянка , стручок, зерновка, семянка. 20 Названия плодов Тип плода Какие растения имеют такой плод Сочный или сухой Односемянный или многосемянный

Слайд 21

Биология 7 класс 1. Запишите столбиком цифры с рисунка от 9 до 18. Напротив цифр запишите названия частей клетки. 21



Предварительный просмотр:

Вариант I

1.Даны вещества, состав которых выражается формулами:

SO3, HNO2, HCl, Al2O3,  Na2SO4, FeSiO3, MnO2, Cr(NO3)2, H2CO3

Из приведенного перечня выпишите отдельно формулы и назовите их:

оксидов

кислот

солей.

2. Напишите молекулярные формулы соединений:

оксида хлора (I),

Угольная кислота

оксида фосфора (V),

фосфата железа (II),

нитрата алюминия,

сульфата марганца (II).

Соляная кислота

Сернистая к-та

3. Расставьте коэффициенты и посчитайте сумму коэффициентов в каждом уравнении, определите тип реакции:

1.  H2O +   SO3 =   H2SO4                                      3.   Al +   O=  Al2O

2. K2O +   H2O =   KOH                                       4.  Fe +  HCl=  FeCl2 + H2 

Вариант I I

1.Даны вещества, состав которых выражается формулами:

H2SO3, Mn2O7, H2S, Fe(OH)2, N2O3, NaOH, Ca3(PO4)2, Al(OH)3, CuO,

ZnCl2, Mn(NO2)2, HNO3.       Укажите названия каждого вещества.

оксидов

кислот

солей.

2.Напишите молекулярные формулы соединений:

оксида серебра (I),

Азотная кислота

оксида железа (III),

карбоната бария,

силиката свинца,

сульфита марганца (II).

Бромоводороная к-та

Серная к-та

3. . Расставьте коэффициенты и посчитайте сумму коэффициентов в каждом уравнении, определите тип реакции:

1.  Na2O +   H2O =  NaOH                                    3.  Fe +  O2 =   Fe2O

2.   H2O + CO2 =   H2CO3                                          4.  Fe +  H2SO4 =  FeSO4+ H



Предварительный просмотр:

1.Напишите все безкислородные кислоты (укажите названия)

2.Найдите молекулярную формулу для серной кислоты

3.Напишите формулу азотистой кислоты (определите для всех элементов валентность)

1.Напишите все безкислородные кислоты (укажите названия)

2.Найдите молекулярную формулу для серной кислоты

3.Напишите формулу азотистой кислоты (определите для всех элементов валентность)

1.Напишите все безкислородные кислоты (укажите названия)

2.Найдите молекулярную формулу для серной кислоты

3.Напишите формулу азотистой кислоты (определите для всех элементов валентность)

1.Напишите все безкислородные кислоты (укажите названия)

2.Найдите молекулярную формулу для серной кислоты

3.Напишите формулу азотистой кислоты (определите для всех элементов валентность)

1.Напишите все безкислородные кислоты (укажите названия)

2.Найдите молекулярную формулу для серной кислоты

3.Напишите формулу азотистой кислоты (определите для всех элементов валентность)

1.Напишите все двуосновные кислоты (укажите названия)

2.Найдите молекулярную массу азотной кислоты

3.Напишите формулу ортофосфорной кислоты (определите для всех элементов валентность)

1.Напишите все двуосновные кислоты (укажите названия)

2.Найдите молекулярную массу азотной кислоты

3.Напишите формулу ортофосфорной кислоты (определите для всех элементов валентность)

1.Напишите все двуосновные кислоты (укажите названия)

2.Найдите молекулярную массу азотной кислоты

3.Напишите формулу ортофосфорной кислоты (определите для всех элементов валентность)

1.Напишите все двуосновные кислоты (укажите названия)

2.Найдите молекулярную массу азотной кислоты

3.Напишите формулу ортофосфорной кислоты (определите для всех элементов валентность)

1.Напишите все двуосновные кислоты (укажите названия)

2.Найдите молекулярную массу азотной кислоты

3.Напишите формулу ортофосфорной кислоты (определите для всех элементов валентность)

1.Напишите кислородсодержащие кислоты (укажите названия)

2.Найдите молекулярную массу

бромоводородной кислоты

3.Напишите формулу сернистой кислоты (определите для всех элементов валентность)

1.Напишите кислородсодержащие кислоты (укажите названия)

2.Найдите молекулярную массу

бромоводородной кислоты

3.Напишите формулу сернистой кислоты (определите для всех элементов валентность)

1.Напишите кислородсодержащие кислоты (укажите названия)

2.Найдите молекулярную массу

бромоводородной кислоты

3.Напишите формулу сернистой кислоты (определите для всех элементов валентность)

1.Напишите кислородсодержащие кислоты (укажите названия)

2.Найдите молекулярную массу

бромоводородной кислоты

3.Напишите формулу сернистой кислоты (определите для всех элементов валентность)

1.Напишите одноосновные кислоты (укажите названия)

2.Найдите молекулярную массу фосфорной кислоты

3.Напишите формулу кремниевой кислоты (определите для всех элементов валентность)

1.Напишите одноосновные кислоты (укажите названия)

2.Найдите молекулярную массу фосфорной кислоты

3.Напишите формулу кремниевой кислоты (определите для всех элементов валентность)

1.Напишите одноосновные кислоты (укажите названия)

2.Найдите молекулярную массу фосфорной кислоты

3.Напишите формулу кремниевой кислоты (определите для всех элементов валентность)



Предварительный просмотр:

1. В каком ряду представлены простые вещества-неметаллы:

1) хлор, никель, серебро                 3) железо, фосфор, ртуть

2) алмаз, сера, кальций                   4) кислород, водород, азот

2. Химическому элементу 3-го периода V группы периодической системы Д.И.Менделеева соответствует схема распределения электронов по слоям:

1) 2,8,5               2) 2,3                   3) 2,8,3                         4) 2,5

3. Горящая свеча гаснет в закрытой пробкой банке, потому что:

1) не хватает кислорода                                     3) повышается содержание азота

2) повышается температура                               4) образуется водяной пар, гасящий пламя

4. Кислотным оксидом и кислотой соответственно являются

1) NO, H2SO4                                      2) ZnO, NaCl

3) CO, H2S                                          4) SO2, HNO3

5. HCl + NH3 =                    (назвать вещества)

6. Напишите формулы фосфина, поташа, чилийской селитры -

7. Бинарные соединения азота с металлами называют

8. Напишите формулы: а) оксида углерода (IV), б) гидроксида кальция,  в) гидрокарбоната натрия

9. Al + C =                         (назвать вещества)

10.  Ca + P =                         (назвать вещества)

11. NO2  + H2O + O2 =                                          (назвать вещества)

12. Соли фосфорной кислоты как называются -

13. Соли сернистой кислоты как называются –

14. Напишите формулы: а) нитрата серебра,  б) сульфата алюминия

15. Что такое аллотропные модификации фосфора

1. В каком ряду представлены простые вещества-неметаллы:

1) фтор, сера, фосфор                                          3) железо, фосфор, ртуть

2) алмаз, сера, кальций                                        4) хлор, никель, серебро

2. Химическому элементу 2-го периода V1 группы периодической системы Д.И.Менделеева соответствует схема распределения электронов по слоям:

1) 2,8,5                   2) 2,3                            3) 2,8,3                              4) 2,6

3. Друг с другом не взаимодействуют

1)Углерод и концентрированная серная кислота                                2)кислород и азот

3)Угарный газ и углерод                                                                        4) цинк и кислород

4. Основным оксидом и кислотой соответственно являются

1) NO, H2SO4                                        2) ZnO, NaCl

3) CO, H2S                                            4) Na2O, HNO3

5. FeS + H2SO4 =                        (назвать вещества)

6. Напишите формулы аммиака, мрамора, бертолетовой соли

7. Бинарные соединения кремния с металлами называют  

8. Напишите формулы: а) нитрата серебра, б)фосфата магния, в) оксида азота (IV)

9.  Si + C =                  (назвать вещества)

10.  P + Cl =                          (назвать вещества)

11. NH4Cl + Ca(OH)2 =                             (назвать вещества)

12. Соли азотистой кислоты как называются –

13. Соли кремневой кислоты как называются –

14. Напишите формулы: а) сульфита калия  б) фосфата кальция

15. Охарактеризуйте аллотропные модификации серы

1вариант

1. В каком ряду представлены простые вещества-неметаллы:

1) хлор, никель, серебро                 3) железо, фосфор, ртуть

2) алмаз, сера, кальций                   4) кислород, водород, азот

2. Химическому элементу 3-го периода V группы периодической системы Д.И.Менделеева соответствует схема распределения электронов по слоям:

1) 2,8,5               2) 2,3                   3) 2,8,3                         4) 2,5

3. Горящая свеча гаснет в закрытой пробкой банке, потому что:

1) не хватает кислорода                                     3) повышается содержание азота

2) повышается температура                               4) образуется водяной пар, гасящий пламя

4. Кислотным оксидом и кислотой соответственно являются

1) NO, H2SO4                                      2) ZnO, NaCl

3) CO, H2S                                          4) SO2, HNO3

5. HCl + NH3 =                    (назвать вещества)

6. Напишите формулы фосфина, поташа, чилийской селитры -

7. Бинарные соединения азота с металлами называют

8. Напишите формулы: а) оксида углерода (IV), б) гидроксида кальция,  в) гидрокарбоната натрия

9. Al + C =                         (назвать вещества)

10.  Ca + P =                         (назвать вещества)

11. NO2  + H2O + O2 =                                          (назвать вещества)

12. Соли фосфорной кислоты как называются -

13. Соли сернистой кислоты как называются –

14. Напишите формулы: а) нитрата серебра,  б) сульфата алюминия

15. Что такое аллотропные модификации фосфора

2вариант

1. В каком ряду представлены простые вещества-неметаллы:

1) фтор, сера, фосфор                                          3) железо, фосфор, ртуть

2) алмаз, сера, кальций                                        4) хлор, никель, серебро

2. Химическому элементу 2-го периода V1 группы периодической системы Д.И.Менделеева соответствует схема распределения электронов по слоям:

1) 2,8,5                   2) 2,3                            3) 2,8,3                              4) 2,6

3. Друг с другом не взаимодействуют

1)Углерод и концентрированная серная кислота                                2)кислород и азот

3)Угарный газ и углерод                                                                        4) цинк и кислород

4. Основным оксидом и кислотой соответственно являются

1) NO, H2SO4                                        2) ZnO, NaCl

3) CO, H2S                                            4) Na2O, HNO3

5. FeS + H2SO4 =                        (назвать вещества)

6. Напишите формулы аммиака, мрамора, бертолетовой соли

7. Бинарные соединения кремния с металлами называют  

8. Напишите формулы: а) нитрата серебра, б)фосфата магния, в) оксида азота (IV)

9.  Si + C =                  (назвать вещества)

10.  P + Cl =                          (назвать вещества)

11. NH4Cl + Ca(OH)2 =                             (назвать вещества)

12. Соли азотистой кислоты как называются –

13. Соли кремневой кислоты как называются –

14. Напишите формулы: а) сульфита калия  б) фосфата кальция

15. Охарактеризуйте аллотропные модификации серы



Предварительный просмотр:

1 вариант

2 вариант

3 вариант

строение клетки кроссворд по биологии

1.По горизонтали. Зеленый пигмент, придающий окраску листу и осуществляющий процесс фотосинтеза. По вертикали. Зеленые органоиды клетки, выполняющие функцию фотосинтеза.

4.       Наименьшая часть (структурная единица) живого.

8.       Крупная часть клетки, содержащая в себе наследственную информацию в виде ДНК.

строение клетки кроссворд по биологии

2.        Носители наследственной информации, состоящие из молекул ДНК и белка.

5.       Емкости в клетке, содержащие клеточный сок.

7.       Органоиды клетки, которые бывают зеленые, цветные и бесцветные.

строение клетки кроссворд по биологии

3.       Полужидкая среда клетки, состоящая из воды и растворенных в ней веществ.

6.       Маленькие круглые образования в ядре.

9.       Наружная часть клетки, ограничивающая ее размеры.

C:\Users\Пользователь\Desktop\Безымянный.png

Указать название и написать их функции

C:\Users\Пользователь\Desktop\Безымянный.png

Указать название и написать их функции

C:\Users\Пользователь\Desktop\Безымянный.png

Указать название и написать их функции



Предварительный просмотр:

1 вариант

Часть А.   A1. Роль наружного скелета насекомых выполняет

1) кожа               2) раковина             3) хитиновый покров                4) кожно-мускульный мешок

А2. Ходильные ноги насекомых расположены на

1) голове         2) груди                           3) брюшке           4) крыльях

А3. Крылья насекомых представляют собой видоизмененные

1) конечности                               2) органы чувств
3) органы дыхания                       4) складки хитинового покрова

А4. Кровеносная система насекомых характеризуется тем, что

1) она замкнутая                                           2 ) по ней циркулирует кровь
3) по ней циркулирует гемолимфа             4) она состоит из двух кругов кровообращения

А5. Органы выделения насекомых соединены с

1) желудком               2) кишечником             3) трахеями                    4) сердцем

Часть Б.     Б1. Верны ли следующие утверждения?

А. Сложные, или фасеточные, глаза насекомых состоят из множества простых глазков.
Б. Муравьев, живущих в муравейнике, относят к общественным насекомым.

1) Верно только А                                 2) Верно только Б          

3) Верны оба суждения                        4) Неверны оба суждения

Б2. Выберите три верных утверждения. Представителями класса насекомых являются

1) блоха           2) клещ         3) рак          4) жук            5) слепень           6) слизень

Б3. Установите последовательность стадий цикла развития кузнечика, начиная с яйца. В перечне могут быть лишние стадии.

1) яйцо            2) взрослая особь               3) куколка                  4) личинка

2 вариант

Часть А.                  А1. Тело насекомых состоит из

1) туловища и ноги                          2) одинаковых члеников
3) двух слоев клеток                       4) головы, груди и брюшка

А2. Видоизмененные конечности насекомых, расположенные на голове, выполняют функцию

1) крыльев              2) ротового аппарата            3) органов дыхания               4) ходильных ног

А3. В состав нервной системы насекомых входит

1) нервный ствол     2) спинной мозг       3) сеть из нервных клеток        4) брюшная нервная цепочка

А4. Насекомые дышат с помощью

1) легких     2) жабер     3) трахей        4) кожи

А5. Органом половой системы самцов насекомых является

1) сердце         2) семяпровод      3) мальпигиевый сосуд        4) выделительная трубочка

Часть Б.     Б1. Верны ли следующие утверждения?

А. Вши, паразитируя на коже человека, являются переносчиками опасных заболеваний.
Б. Все виды насекомых имеют крылья и способны к полету.

1) Верно только А           2) Верно только Б
    3) Верны оба суждения            4) Неверны оба суждения

Б2. Выберите три верных утверждения. Представителями типа Членистоногие являются

1) краб       2) пчела  3) планария     4) мидия    5) кальмар   6) клещ

Б3. Установите последовательность стадий развития кузнечика, начиная с яйца. В перечне могут быть лишние стадии.

1) яйцо                        2) личинка-гусеница      3) личинка, похожая на взрослую особь                

4) взрослая особь                     5) куколка

1 вариант

Часть А.   A1. Роль наружного скелета насекомых выполняет

1) кожа               2) раковина             3) хитиновый покров                4) кожно-мускульный мешок

А2. Ходильные ноги насекомых расположены на

1) голове         2) груди                           3) брюшке           4) крыльях

А3. Крылья насекомых представляют собой видоизмененные

1) конечности                               2) органы чувств
3) органы дыхания                       4) складки хитинового покрова

А4. Кровеносная система насекомых характеризуется тем, что

1) она замкнутая                                           2 ) по ней циркулирует кровь
3) по ней циркулирует гемолимфа             4) она состоит из двух кругов кровообращения

А5. Органы выделения насекомых соединены с

1) желудком               2) кишечником             3) трахеями                    4) сердцем

Часть Б.     Б1. Верны ли следующие утверждения?

А. Сложные, или фасеточные, глаза насекомых состоят из множества простых глазков.
Б. Муравьев, живущих в муравейнике, относят к общественным насекомым.

1) Верно только А                                 2) Верно только Б          

3) Верны оба суждения                        4) Неверны оба суждения

Б2. Выберите три верных утверждения. Представителями класса насекомых являются

1) блоха           2) клещ         3) рак          4) жук            5) слепень           6) слизень

Б3. Установите последовательность стадий цикла развития кузнечика, начиная с яйца. В перечне могут быть лишние стадии.

1) яйцо            2) взрослая особь               3) куколка                  4) личинка

2 вариант

Часть А.                  А1. Тело насекомых состоит из

1) туловища и ноги                          2) одинаковых члеников
3) двух слоев клеток                       4) головы, груди и брюшка

А2. Видоизмененные конечности насекомых, расположенные на голове, выполняют функцию

1) крыльев              2) ротового аппарата            3) органов дыхания               4) ходильных ног

А3. В состав нервной системы насекомых входит

1) нервный ствол     2) спинной мозг       3) сеть из нервных клеток        4) брюшная нервная цепочка

А4. Насекомые дышат с помощью

1) легких     2) жабер     3) трахей        4) кожи

А5. Органом половой системы самцов насекомых является

1) сердце         2) семяпровод      3) мальпигиевый сосуд        4) выделительная трубочка

Часть Б.     Б1. Верны ли следующие утверждения?

А. Вши, паразитируя на коже человека, являются переносчиками опасных заболеваний.
Б. Все виды насекомых имеют крылья и способны к полету.

1) Верно только А           2) Верно только Б
    3) Верны оба суждения            4) Неверны оба суждения

Б2. Выберите три верных утверждения. Представителями типа Членистоногие являются

1) краб       2) пчела  3) планария     4) мидия    5) кальмар   6) клещ

Б3. Установите последовательность стадий развития кузнечика, начиная с яйца. В перечне могут быть лишние стадии.

1) яйцо                        2) личинка-гусеница      3) личинка, похожая на взрослую особь                

4) взрослая особь                     5) куколка



Предварительный просмотр:

Задание № 1. Дайте определение понятию «раздражимость» и приведите один пример раздражимости из живой природы. (2 балла)

Задание № 2. Выберите три верных ответа.

Для клеток растений, в отличие от клеток животных, характерны особенности:

1) митохондрии              2) хлоропласты                  3 ) вакуоли крупные

4) ядро                             5) лизосомы                          6) клеточная стенка

(2 балла)

Задание № 3. Установите соответствие между названием вещества и группой вещества

НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА ГРУППА ВЕЩЕСТВ

А) крахмал                                                  1) неорганические вещества

Б) вода                                                         2) органические вещества

В) соли калия

Г) нуклеиновые кислоты

Д) соли фосфора

Е) гемоглобин

Ж) жиры (2 балла)

Задание № 4.  Напишите 3 примера макроэлементам (2 балла)

Задание № 5. Установите соответствие между растительными тканями и их характеристикой

ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПЫ ТКАНЕЙ

А) передвижение воды и минеральных в-в                                                1) покровная ткань

Б) накопление питательных в-в                                                                   2) основная ткань

В) передвижение органических в-в                                                             3) проводящая ткань

Г) предохраняет растение от перегрева

Д) находится в корнеплодах, мякоти плодов

Е) клетки этой ткани содержат хлоропласты

Ж) к ней относится кожица и пробка

З) к ней относятся ситовидные трубки

И) происходит испарение воды (3 балла)

Задание № 6. Верны ли следующие суждения о соединительной ткани животных?

А. Клетки плотно прилегают друг к другу и малое количество межклеточного вещества.

Б. Образует кровь, хрящи, кости.

1) верно только А                                  3) верны оба суждения

2) верно только Б                                   4) оба суждения неверны (1балл)

Задание № 7. Прочитайте текст и укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, исправьте ошибки

(1) К органам цветковых растений относят корень, стебель, лист, цветок, плод.

(2) К вегетативным органам относят цветок.

(3) Стебель связывает между собой корень и листья.

(4) Цветок - орган семенного размножения.

(5) Через стебель растение испаряет воду.

(6) Благодаря генеративным органам растение удерживается в почве. (2 балла)

Задание № 8. Заполните пропуски:

1) Сердце и сосуды относят к … системе .

2) Органы дыхания  …

3) Перечислите функции пищеварительной системы:

(6 баллов)

2 вариант

Задание № 1. Дайте определение понятию «гомеостаз» и какое второе название ?

Задание № 2. Выберите три верных ответа.

А) ядро – носитель наследственной информации

Б) совокупность тканей создают клетку

В) первый микроскоп был создан в 1999 году

Г) растительная клетка имеет клеточную стенку

Д) животная клетка имеет хлоропласты

Е) растительная и животная клетка имеют митохондрии, комплекс Гольджи

Задание № 3. Установите соответствие между названием вещества и группой вещества

НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА ГРУППА ВЕЩЕСТВ

А) углеводы                                                  1) неорганические вещества

Б) вода                                                           2) органические вещества

В) кальций

Г) белки

Д) кислород

Е) водород

Ж) жиры (2 балла)

Задание № 4. Напишите 3 примера микроэлементам (2 балла)

Задание № 5. Установите соответствие между растительными тканями и их характеристикой

ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПЫ ТКАНЕЙ

А) принимает участие в образовании костей, хрящей                                      1) нервная ткань

Б) содержится большое количество межклеточного вещества                        2) мышечная ткань

В) выделяют поперечно-полосатую и гладкую виды                                        3) соединительная ткань

Г) проводят нервный импульс

Д) нейрон – это клетка, состоящая из тела и отростков

Е) основные свойства- возбудимость и сократимость

Ж) способность к передвижению

З) образование крови

И) образует головной и спинной мозг(3 балла)

Задание № 6. Верны ли следующие суждения о образовательной ткани растений?

А. Состоит из мелких клеток с крупными ядрами

Б. Основная функция деление и рост

1) верно только А                                  3) верны оба суждения

2) верно только Б                                   4) оба суждения неверны (1балл)

Задание № 7. Прочитайте текст и укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, исправьте ошибки

(1) К вегетативным органам относят корень, стебель, лист, цветок, плод.

(2) К генеративным органам относят стебель.

(3) Стебель связывает между собой корень и листья.

(4) Почка – зачаточный побег.

(5) Семя состоит из зародыша и запаса питательных веществ.

(6) Благодаря вегетативным органам растение размножается. (2 балла)

Задание № 8. Заполните пропуски:

1) Желудок и кишка относят к … системе .

2) Органы выделения  …

3) Перечислите функции опорно-двигательной системы:



Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА: ОКСИДЫ. ПОЛУЧЕНИЕ И ИХ ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

Цель: Изучить химические свойства и получение оксидов

Задачи урока:

  • Образовательная. Обобщить и закрепить знания обучающихся о физических свойствах оксидов, их нахождении в природе, применении; закрепить умения записывать уравнения реакций, характеризующих химические свойства оксидов.
  • Развивающая. Развивать творческие способности при решении нестандартных задач. Развивать логическое мышление. Формировать умение представления при изучении состава, строения и свойств оксидов.
  • Воспитательная. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде. Формировать интерес к предмету, внимательность, трудолюбие, любознательность, наблюдательность.

Тип урока:  изучение нового материала, обобщение и систематизация знаний и умений.

Метод обучения: Объяснительно-иллюстративный

Оборудование: Схема: «Классификация оксидов»

Реактивы: фенолфталеин, сера, дистиллированная вода, щелочь, сульфат меди, CuO, CaO, ZnО.

Продолжительность занятия: 40 мин

План (структура урока):

1) Организационный момент

2) Мотивация учебной деятельности

3) Актуализация знаний

4) Изучение нового материала

5) Демонстрационный опыт

6) Закрепление материала

7) Выводы

                                                             Ход урока

1) Организационный

Здравствуйте! Прежде чем приступить изучать новую тему, проверим все ли присутствуют на уроке. Отлично!

2) Мотивация учебной деятельности

 Учитель рассказывает, что им предстоит продолжить изучение оксидов – вещества, образующие минералы; и на доске записывает формулу этих веществ:

SiO2 – кремнезёмы (IV),
Al
2O3 – корунд,
CaO – негашеная известь,
Fe
2O3 – красный железняк (гематит),
Fe
3O4 – магнитный железняк (магнитит).

Их получают путём горения или разложения сложных веществ. В них 2 элемента, один – кислород. Я отнесу к ним также известь и лёд. Какие это вещества?  

Оксиды — это сложные вещества, состоящие из двух химических элементов один из которых — кислород в степени окисления −2.

3. Актуализация знаний.

Во второй четверти вы начали знакомство с классом неорганических                               соединений – оксидами.

1. Какие вещества называются оксидами?

3. На какие две группы по химическим свойствам делятся оксиды?

4. На какие группы делятся солеобразующие оксиды?

5. Дать определения основных, амфотерных, кислотных оксидов.

Определите классификацию следующих оксидов: ZnO, Na2O, CaO, Al2O3, SiO2, CO, SO3 (формулы написаны на доске).

6. Игра “ Третий лишний”: 1) GeO, ZnO, CO 2) Na2O, SiO2, CaO 3) CO, CO2, SO2                                   4) N2O, P2O5, NO (формулы написаны на доске).

C:\Users\1\Desktop\ocr.jpg

4) Изучение нового материала

Получение основных оксидов:

 1. Окислением металлов кислородом:

4 Li + O2 → 2 Li2O,

2 Mg + O2 → 2 MgO;

2. Разложением при нагревании кислородных соединений: нерастворимых оснований ,  карбонатов:

            2 Fe(OH)3 → Fe2O3 + 3 H2O,

  CaCO3 → CaO + CO2 (кроме карбонатов щелочных металлов).

 3.  Обжигом сульфидов: 2 ZnS + 3 O2 → 2 ZnO + 2 SO2.

Химические свойства основных оксидов

1.Оксиды активных металлов непосредственно реагируют с водой:

Na2 O + H2 O → 2 NaOH,

BaO + H2O → Ba(OH)2.

2.Основные оксиды взаимодействуют с кислотами, образуя соль и воду, например:

FeO + 2 HCl → FeCl2 + H2O;

3.Основные оксиды реагируют также с кислотными оксидами образуя соли

BaO + CO2 → BaCO3;

Кислотные оксиды

Кислотные оксиды образуются неметаллами (SO2, SO3, CO2, P2O5 и т.д.) Кислотные оксиды получают теми же способами, что и основные оксиды. Например:

1.Окислением неметаллов    C + O2 → CO2,

2. Обжигом сульфидов  4 FeS2 + 11O2 → 2 Fe2O3 + 8 SO2,

3.разложением при нагревании кислородных соединений  карбонатов

           Zn2(OH)2CO3 → 2 ZnO + CO2 + H2O,

4. разложением нерастворимых  кислот:  H2SiO3 → SiO2 + H2O.

Химические свойства кислотных оксидов

1. Некоторые кислотные оксиды образуют кислоты при взаимодействии с водой:

SO3 + H2O → H2SO4,

N2O5 + H2O → 2 HNO3.

2. Кислотные оксиды взаимодействуют с основными, образуя соли:

SO3 + СаO → CaSO4.

3. Кислотные оксиды взаимодействуют с основаниями, образуя соль и воду:

CO2 + 2 NaOH → Na2CO3 + H2O.

Амфотерные оксиды

Амфотерные оксиды обладают двойственными свойствами, т.е. в зависимости от условий проявляют основные или кислотные свойства. К ним относятся: ZnO, Al2O3, BeO, Cr2O3 и т. д. Амфотерные оксиды с водой не взаимодействуют, но реагируют и с кислотами, и с основаниями. Например:

ZnO + H2SO4 → ZnSO4 + H2,

ZnO+ 2 NaOH + H2O → Na2[Zn(OH)4].

Амфотерные оксиды могут взаимодействовать как с основными, так и с кислотными оксидами:

BeO + Na2O → Na2BeO2

ZnO + SO3 → ZnSO4

Амфотерные оксиды при сплавлении со щелочами или карбонатами щелочных металлов образуют соли:

ZnO + 2 NaOH → Na2ZnO2 + H2O,

Al2O3 + 2 NaOH → 2 NaAlO2 + H2O.

Al2O3 + Na2CO3 → 2 NaAlO2 + CO2

Физические свойства оксидов очень разнообразны. Все основные и амфотерные оксиды, а также некоторые кислотные оксиды (SiO2, Р2Ои др.) являются твердыми веществами. Многие кислотные оксиды при обычной температуре являются газами (SO2, CO2) или жидкостями (Cl2O7, Mn2O7).

5) Демонстрационный опыт

1)В металлическую ложечку поместили небольшой кусочек серы и нагрели на пламени. Ложечку с горящей серой внесли в коническую колбу или банку. Когда сера сгорит, ложечку удалить, налить в колбу немного воды и добавить несколько капель лакмуса. Что наблюдается? Написать уравнение реакции.

2) В пробирку налейте 1-2 мл раствора сульфата меди и прилейте раствор гидроксида натрия. Что наблюдаете?

3) Поместить в сухую фарфоровую чашку немного оксида кальция, прибавить несколько капель воды. Прилить в чашку 1-2 мл дистил воды, добавить 2-3 капли фенолфталеина. Внести в пробирку небольшое количество меди (2), прилить 1-2 мл воды и перемешать, добавить 2-3 капли фенолфталеина. Что наблюдается? Протекает ли реакция между оксидом меди (2) и водой?

4) В пробирку поместить немного оксида меди, прилить 1-2 мл дистиллированной воды  и перемешать. Добавить к раствору 2-3мл фенолфталеина. Происходит ли реакция?

5) В пробирку поместите немного  порошка оксида меди (II). Отметьте его цвет. Налейте в пробирку с оксидом меди (II) 1 − 2 мл раствора серной кислоты. Что наблюдаете?

6) Закрепление материала

1. Выпишите отдельно химические формулы солеобразующих кислотных и основных оксидов.

NaOH, AlCl3, K2O, H2SO4, SO3, P2O5, HNO3, CaO, CO.

2. Даны вещества: CaO, NaOH, CO2, H2SO3, CaCl2, FeCl3, Zn(OH)2, N2O5, Al2O3, Ca(OH)2, CO2, N2O, FeO, SO3, Na2SO4, ZnO, CaCO3, Mn2O7, CuO, KOH, CO, Fe(OH)3

Выберите из перечня: основные оксиды, кислотные оксиды, несолеобразующие, амфотерные оксиды и дайте им названия.

7) Выводы

Подведение итогов, выставление отметок. Повторить пройденный материал  по теме, дз применение оксидов.

Наш  урок подошел к концу, всем спасибо за участие! До свидания.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока: Оксиды. Номенклатура. Классификация.

Класс: 8

Учитель: Габитова Алсясяк Азаматовна

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока: Создать условия для усвоения обучающимися класса неорганических соединений оксидов, их классификации и номенклатуре. 

Задачи урока:

Образовательные:  формировать  у  обучающихся представления о классе  оксидов, умение их  называть и классифицировать;  

Развивающие: развивать  логическое мышление через умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание обучающихся; развивать химическую речь обучающихся.

Воспитательные: воспитание мотивации  к предмету химия,  воспитание ответственного и бережного отношения к  окружающей среде.

Планируемые  результаты учебного занятия:         

Предметные: давать определение «оксиды», распознавать оксиды среди других веществ, составлять формулы оксидов и называть их,  классифицировать, описывать физические свойства оксидов.

Метапредметные :

регулятивные: умение планировать и регулировать свою деятельность, самостоятельно планировать пути достижения цели, владение основами самоконтроля и самооценки;

коммуникативные: готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства, продуктивно взаимодействовать со своими партнерами, владение

письменной речью;

познавательные: умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические   рассуждения и делать выводы,  производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Личностные:   принятие социальной роли обучающегося,  развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения,  социальных и межличностных отношений.

Используемая технология:  ИКТ,  технология  обучения в сотрудничестве.

Методы: объяснительно-иллюстративный (рассказ с элементами беседы, демонстрация презентации по теме урока); частично-поисковый (самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, справочника, учебного пособия,  заполнение таблицы и чтении схем); контроль знаний.

Основные понятия: оксиды, номенклатура оксидов, кислотный оксид, основный оксид, амфотерный оксид, солеобразующие оксиды, несолеобразующие оксиды.

Оборудование и реактивы: компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме урока; таблица, химический стакан с водой; коллекция оксидов (на демонстрационном столе учителя).

Используемый учебник: учебник Габриелян О. С. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / О. С.Габриелян. -М.: Просвещение, 2019.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

познавательные

регулятивные

коммуникативные

1

2

3

4

5

I. Этап «Организационный»

  Всем, всем - добрый день! 
Прочь с дороги, злая лень! 
- Руки? – НА МЕСТЕ,

  - Ноги? – НА МЕСТЕ,

  - Локти? – У   КРАЯ,

 - Спина? – ПРЯМАЯ.

На уроке наши глаза внимательно

 смотрят  и все … (видят). 
Уши внимательно слушают 
И всё …(слышат). 
Голова хорошо … (думает). 

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.

Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места; организация внимания

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Прогнозирование своей деятельности

Умение слушать и вступать в диалог

II. Этап «Актуализация знаний и умений»

1. Организует деятельность по проверке домашнего задания: 

-предлагает учащимся в течение 5 минут выполнить задание на тему  «Валентность химических элементов»
CaO, K2O, SO2, P2O5, SO3, Cu2O, Mn2O7 

Вспоминают определение «Валентность». В тетрадях выполняют задания на нахождении валентности, анализируют полученные результаты, осуществляют взаимопроверку.

Понимать и  анализировать смысл информации с выделением существенных и несущественных признаков.

Использовать символические средства при выполнении задания

Выделение и осознание того, что уже пройдено.

Постановка цели учебной задачи, синтез

Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками.

2. Организует работу по анализу выполнения задания:

- предлагает записать на доске и озвучить правильный ответ;

- предлагает сравнить свой ответ с озвученным правильным ответом;

- подводит итог самостоятельной работы

Проводят проверку работы товарища по парте. В случае необходимости исправляют ошибки. Осуществляют проверку работы по предложенному одноклассником ответу

Анализировать объекты, осознанно и произвольно строить речевые высказывания

Осуществлять само- и взаимоконтроль процесса выполнения задания и коррекцию своей деятельности.

Адекватно воспринимать оценку товарища.

Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми

3.Организует

деятельность для формулирования темы, цели и задач урока:

Сегодня на уроке мы будем изучать химические соединения, значение которых сложно переоценить для нашей планеты и для людей.  Приведу примеры.

        Перед вами химический стакан с жидкостью. Древний философ Фалес из Милета еще в VI веке до нашей эры назвал это вещество первым началом и сущностью всего.

Она и дождь, и град, и снег,

Туман и гололед,

Носитель благ, предвестник бед -

И радуга и лед.

Что это за вещество? Ответ прост – это вода.

Запишите формулу воды в тетрадь.

Второе химическое вещество вы определите сами:

- газ, выделяемый нами при выдохе;

-  газ, необходимый растениям для фотосинтеза.

Конечно, это углекислый газ.

Запишите формулу углекислого газа.

Что общего между отгаданными веществами? (Это сложные вещества, состоящие  из двух элементов, одним из которых является кислород).

Вы уже знаете, что эти вещества в химии называются? (Оксиды).

Какую тему мы будем сегодня изучать? «Оксиды».

Совместное определение целей урока. Что бы вы хотели узнать об оксидах?

Исходя из целей, обучающиеся составляют план урока, определяют планируемые результаты обучения.  Учитель записывает план урока на доске.

  Какова будет цель урока?

Дети  предлагают различные варианты ответов.

 Интересуются, как могут называться такие вещества. Хотят познакомиться с названием и  классификацией соединений.  Выделяют проблему, предлагают тему урока, планируют свою работу.

Запись  темы  урока в тетради

Поиск и выделение необходимой информации

Умение анализировать с выделением существенных признаков, устанавливать аналогии, создавать обобщения.

систематизируют информацию до изучения нового материала, дают определение понятиям ;извлечение необходимой информации из прослушанного текста; определение основной и второстепенной

информации;

постановка и формулирование проблемы, цели и задач урока

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

Уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои  мысли, слушать и вступать в диалог

Воспринимать на слух ответы учащихся,

формируют собственное мнение, устанавливают и сравнивают разные точки зрения, принимают решение;

III. Этап «Изучение нового материала»

Изучение нового материала

Определение  читают по учебнику.

    Примеры оксидов: СаО, Fe2O3,ZnO, BeO, NO2, P2O5

 Названий  оксидов

  • ZnO – оксид цинка,                           
  • СаО – оксид кальция.
  • Fe2O3 – оксид железа (III) (читается: «оксид железа три»),
  • P2O– оксид фосфора (V) (читается: «оксид фосфора пять»)

  1. Составьте  общую формулу оксидов.

Изучите  классификацию  оксидов.

Схема №1 (приложение 1)

Схема №2 (приложение 1)

Заполнить таблицу «Классификация оксидов»

Определение  читают по учебнику и записывают.

Дети записывают   формулы оксидов

Распределите формулы.

Распределите формулы оксидов на основные (А) и кислотные (Б):

CO2,Cu2O, N2O3, FeO,SO3,Na2O

Проведите соответствие

P2O5    оксид железа (III)

SO3         оксид меди (II)

Na2O      оксид кальция

Fe2O3       оксид серы (VI)

CuO      оксид фосфора (V)

CaO          оксид натрия

СО    оксид магния

MgO  оксид углерода (II)      

Умение осуществлять идентификацию объектов с выделением необходимых признаков

Целеполагание, выдвижение гипотез

Умение слушать и вступать в диалог

  1. Организует деятельность по выполнению задания

 по карточкам.  

Организует самоконтроль проделанной работы

(сравнивают с эталоном)

 корректирует  деятельность учащихся, используя знаковую систему  степени затруднения.

Анализируют формулы оксидов.

 Выполняют работу  по  карточкам  и  оценивают результаты своей работы: заполняют оценочный лист

Поиск и выделение необходимой информации

Самостоятельно анализируют условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия

Умение выражать свои мысли, осуществляют контроль ,коррекцию и оценку своих действий

3.Организует деятельность по выполнению задания на названия веществ предлагает выделить общий признак в названии  оксидов и  организует самоконтроль проделанной работы.

Анализируют, как называли оксиды. Выполняют работу  

 по карточкам  и оценивают результаты своей работы, заполняют оценочный лист

Умение осуществлять идентификацию объектов с выделением необходимых признаков

Принимать и сохранять учебную задачу

Адекватно использовать письменную речь.

Физкульт-минутка.

Учитель:

 -Мы (руки вперёд) – оксиды (руки к себе) бываем разные (руки на пояс):

Твёрдые (потопать ногами ,

Жидкие ( движения рукам подобно пловцам) и

Газообразные (махи кистями рук вверху над головой).

Повторяют упражнения

Учатся переключаться на другой вид деятельности

Формируют представление о значении физминутки

IV. Этап «Закрепление нового материала»

1.Организует деятельность по выполнению практикума предлагает выполнить задания  

    

 

1. Выпишите в столбик формулы оксидов и назовите их:  MgO, KOH, O3, Al2S3, Na2O, CaCO3, Mg(OH)2, Na3N, СuО, Cu2O, HCl, CO2, H2CO3, P2O5, FeCl3, H2SO4, HNO3, SO3, SO2.
2. Составьте формулы названных в тексте оксидов (
работа с текстом в группе, самоконтроль по шаблону)

В земной коре – литосфере – находится оксид алюминия ________ (глина), оксид кремния (IV) _____ (песок), оксид железа (III) ______ (содержится в красном железняке). Водная оболочка Земли – гидросфера – оксид водорода _____. В воздухе есть оксид углерода (IV) ______ (углекислый газ). В результате хозяйственной деятельности человека образуются вещества, загрязняющие атмосферу: оксид углерода (II) _____ (угарный газ), оксид серы (IV) ______ (сернистый газ), оксид азота (II) ____ и оксид азота (IV) ______.

Использовать знаково-символические средства для составления формул  оксидов.

Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; · саморегуляция  как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий

2. Организует работу по анализу выполнения задания:

- предлагает осуществить самооценку;

- предлагает озвучить правильный ответ;

- предлагает сравнить свой ответ с озвученным правильным ответом;

для систематизации и обобщения новых знаний

 Учитель подводит итог данного этапа урока;

Отвечают по вызову учителя или по желанию.

Слушают ответы одноклассников.

Обсуждают ответы одноклассников

работают самостоятельно

Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков

умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Осуществлять само- и взаимоконтроль

волевая саморегуляция.

Осознанно строить речевое высказывание, уметь слушать собеседника; адекватно использовать устную речь.

V. Этап «Домашнее задание»

Подводит итог урока, отмечает наиболее активных учащихся, выставляет отметки по результатам работы на уроке.

Организует объяснение выполнения домашнего задания:

1.  Упр.1,4

 Слушают учителя.

Записывают домашнее задание

Адекватно воспринимать оценку учителя

VI. Этап «Рефлексия собственной деятельности»

Дополните предложение, высказав своё мнение об уроке.

Запишите продолжение этого предложения в тетрадях. Итак, озвучьте свои записи.

 Спасибо за сотрудничество!

Сегодня на уроке…

 Я узнал

 Я научился …

 Было сложно

 Было легко

 Мне понравилось

  Не понравилось

  Меня удивило

  Я не понял

  Мне необходимо …

Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности

 

Приложение №1

C:\Users\1\Desktop\папка\27-1.jpg
Схема 1


C:\Users\1\Desktop\ocr.jpg
Схема 2



Предварительный просмотр:

Конспект внеклассного мероприятия по биологии
в 8 классе

ЧУДЕСА МОЕГО ОРГАНИЗМА

Цель: повышение эффективности учебно-воспитательного процесса, повышение заинтересованности и активизации деятельности учеников к предмету "биология"

Задачи:

  • Систематизировать и обобщить знания обучающихся по темам: опорно-двигательная система, пищеварение, кровь и кровообращение, дыхание, обмен веществ;
  • Расширить кругозор обучающихся;
  • Активизировать познавательный интерес к биологии.                                                                                     

Оборудование: таблички с номерами команд, эмблемы конкурсов для всех участников, ведомости для жюри.

Ход мероприятия

Учитель: Дамы и господа! Юные повелители мысли! Знатоки всего и вся! Мы рады приветствовать вас! Сегодня здесь собрались те, кого мы по праву можем назвать интеллектуальной элитой НАШЕЙ ШКОЛЫ! Сегодня в этом зале состоится состязание интеллектуалов, конкурс «Чудеса моего организма».

А сейчас представим наше жюри, которое будет выбирать достойных, в науках искушенных, анатомов-теоретиков и физиологов.

Итак, в составе жюри присутствуют:

– самый, самый мудрый …

– самая обаятельная и привлекательная …

– самая умная и строгая … 

Для того чтобы вы настроились на игру, и определить, какая команда начнет сегодняшнее состязание, я предлагаю вам три вопроса в качестве разминки.

Каждый вопрос оценивается в один балл.

Отвечает та команда, которая первая подняла руку. Если команда ответит неверно, у другой команды есть шанс получить балл.

Вопросы разминки:

1.Вмиг связаться с кислородом

    Может только он один.

   Он «живет» в эритроцитах.

    Как зовут? (Гемоглобин).

  2. Этот орган кровь качает,

     Орган главный, каждый знает,

     А внутри есть клапан - «дверца»,

     Что за орган? Это – ... (сердце).

  3.Повторяем вновь и вновь:

 Кислород разносит... (кровь).

 

4. Его из легких удаляем,

Выдыхаем каждый раз,

Организму он не нужен!

Это – ... (углекислый газ).

5.И совсем наоборот –

      Поглощаем... (кислород).

6.Все мы дышим легкими,

   Но ей немножко тоже,

   Наш теплорегулятор...

      О чем здесь речь? О ... (коже).

7. Пора и нам, ребята,

   Над i расставить точки:

   В системе выделения

      Важнейший орган – ... (почки).

9. Стоп, микробы! Хода нет!

     У меня ... (иммунитет).

10. Если твердая походка,

      И в тетради пишешь четко,

     Это кто нам так помог?

        За работой... (мозжечок).

1 конкурс: Визитная карточка. Тема визитки «В здоровом теле – здоровый дух!». Конкурсантам необходимо представить название команды, эмблему, девиз, приветствие к жюри, соперникам и болельщикам.

1I конкурс: викторина на тему: «Опорно-двигательный аппарат»

1. Функции скелета – ... (опорная и защитная).

2. Скелет головы – ... (череп).

3. Скелет головы состоит из двух отделов – ... (мозгового и лицевого).

4. Отделы скелета туловища – ... (позвоночник и грудная клетка).

5. Позвонки состоят из … (тела, дуги и отростков).

6. Дуги позвонков образуют … (позвоночный канал).

7. Соседние позвонки отделены друг от друга … (хрящевыми дисками).

8. Грудную клетку образуют … (грудина и 12 пар ребер).

9. Плечевой пояс образуют … (лопатка и ключица).

10. Три отдела скелета верхней конечности: ... (плечо, предплечье и кисть).

11. Три отдела кисти – ... (запястье, пясть и пальцы).

12. Три отдела нижней конечности – ... (бедро, голень, стопа).

13. Голень состоит из … (большой и малой берцовых костей).

14. Стопа имеет три отдела – ... (предплюсна, плюсна и пальцы).

15. Плотная, сросшаяся с костью оболочка – ... (надкостница).

1II конкурс: Кровь.

1. Жидкая соединительная ткань – ... (кровь).

2. Кровяной сгусток – ... (тромб).

3. Безъядерные форменные элементы крови, содержащие гемоглобин, – ... (эритроциты).

4. Состояние организма, при котором в крови уменьшается количество эритроцитов либо содержание гемоглобина в них, – ... (анемия, или малокровие).

5. Человек, дающий свою кровь для переливания, – ... (донор).

6. Каждая группа крови отличается от других содержанием особых белков в … (плазме) и в ... (эритроцитах).

7. Явление поглощения и переваривания лейкоцитами микробов и иных чужеродных тел называется … (фагоцитозом).

8. Защитная реакция организма, например против инфекций, – это ... (воспаление).

9. Способность организма защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов – ...(иммунитет).

10. Культура ослабленных или убитых микробов, вводимых в организм человека, – ...(вакцина).

11. Вещества, вырабатываемые лимфоцитами при контакте с чужеродным организмом или белком, – ... (антитела).

12. Препарат готовых антител, выделенных из крови животного, которое было специально заражено, – ... (сыворотка).

13. Иммунитет, наследуемый ребенком от матери, – ... (врожденный).

14. Иммунитет, приобретенный после прививки, – ... (искусственный).

15. Состояние повышенной чувствительности организма к антигенам – ... (аллергия).

1V конкурс: Объясни процесс.

1.Воспаление, вызванное занозой

2. Образование тромба

V конкурс: «Нарисовать орган» по памяти

Участники вытаскивают задание из подготовленного конверта. Рисуют на листе А4, делают обозначения. Предлагаются рисунки: лопатка, грудной позвонок, нижняя челюсть, желудок, почка, сердце. (Время 3 мин)

V1 конкурс: Решить задачу:

Известно, что сердце человека сокращается в среднем 70 раз в 1 мин., при каждом сокращении выбрасывая около 0,15 л крови. Какой объём крови перекачивает ваше сердце за 6 уроков?

70 x 45 = 3150 раз сокращается за 1 урок.

3150 х 0,15 = 472,5 л. крови перекачивается за 1 урок

472.5 л. х 6 уроков = 2835 л. крови перекачивается за 6 уроков.

 

V11конкурс: Найди связь

Каждой команде выдаются карточки с цепью, состоящую из звеньев. Необходимо составить логическую цепочку в некоторых случаях  дописать. Конкурс оценивается по 3-бальной шкале.

 

1.    Витамины -  кожа -  рахит. (Витамин Д образуется в коже, при гиповитаминозе развивается рахит).

2.    Морковь – глаз - куриная слепота. (Витамин А участвует в фотохимических реакциях в сетчатке глаза. Гиповитаминоз ведет к куриной слепоте).

3.    Инсулин- гликоген- сахарный диабет. (Под воздействием гормона инсулина сахар  крови  откладывается в печени и в мышцах в виде гликогена. При гипофункции поджелудочной железы развивается сахарный диабет).

4.    Зубы- губы- язык……(звук).

5.    Голос- звук…..(голосовые связки).

6.    (Лейкоциты) ……лимфатические узлы- фагоцитоз.

Это интересно: 36 800 000 — число сердцебиений у жителя нашей планеты за 1 год.


Нервные импульсы в человеческом теле движутся со скоростью приблизительно 90 метров в секунду.

Большая часть пыли в доме - это отслоившиеся частицы старой человеческой кожи.

В мозге человека за 1 секунду случается сто тысяч химических реакций.

В организме человека около 2000 вкусовых рецепторов.

В позвоночнике жителя нашей планеты 33 или же 34 позвонка.

В состав человеческого организма входит всего 4 минерала: апатит, арагонит, кальцит и кристобалит.

В теле человека примерно 75 км (!) нервов.

Взрослый человек делает приблизительно 23 000 вдохов и выдохов в сутки.

Во рту человека находятся в пределах 40 000 микробов.

ДHК человека насчитывает примерно 80 000 генов.

Учитель: Знаем мы, что встреча наша – лишь игра,
И расставаться нам пришла пора.
Будем с улыбкой вспоминать,
Как вы пытались баллы добывать.
Но не важен в баллах результат,
Дружба побеждает – это факт.
А находчивость по жизни нас ведет,
Знатокам всегда, везде везет! 

Подведение итогов. Выступление жюри, награждение победителей.