Конкурс "Учитель года - 2023"

Минченко Наталья Владимировна

Конкурс "Учитель года - 2023"

Визитка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Эссе24.65 КБ
Файл Эссе16.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс «Учитель года- 2023» (муниципальный этап)

ЭССЕ

участника муниципального этапа Всероссийского конкурса

«Учитель года России – 2023» Минченко Натальи Владимировны,

учителя  русского языка и литературы МБОУ  Дубровская №1 СОШ имени генерал –майора Никитина И.С.

Я — эффективный учитель

Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир — радость, беду, несчастье, горе.

                       В.А.Сухомлинский

На одном из классных часов ,рассказывая  семиклассникам о том, как я выбрала данную  профессию,  вспомнила себя студенткой…

Поточная аудитория убегает рядами вверх, напоминая античный амфитеатр. Мы, первокурсники,зачарованно ждём, когда начнётся действо. До занятия ещё несколько минут, но в огромном  учебном зале тишина — сегодня лекцию читает наш декан – Андрей Викторович Антюхов . В памяти навсегда останется тот день и те слова, которые сказал опытный педагог будущим учителям:

— Невозможно быть хорошим учителем без любви к своей работе. Даже самый блестящий ум и богатые знания станут эффективными только тогда, когда будут подкреплены искренней любовью к детям.

В восемнадцать лет эти слова еще не всем были понятны,но именно они дали ростки и определили мой дальнейший путь в педагогике. Работая в школе  на протяжении девяти лет, изо дня в день я выстраивала для себя простую и очевидную логическую цепочку: если всякая любовь — это дар, то и истинное призвание учителя — тоже дар, и вся дальнейшая профессиональная жизнь — поиск возможностей, как им правильно воспользоваться. Да, безусловно, есть показатели измерения эффективности учителя — успеваемость, качество знаний, результативность или число подготовленных призёров олимпиад. Но невозможно подсчитать то, что останется у ребёнка в сердце, отразится на его будущих поступках, сформирует представление о мире.

 Для себя я определила несколько основополагающих правил, которые помогают учить детей быть пытливыми, узнавать мир и видеть в нем хорошее.

Уметь найти общий язык с детьми. Мысль только кажется банальной, но её  невозможно отделить от методик и знания теории. Не так давно на уроке литературы в седьмом классе ,на котором  мы вели речь о повести «Тарас Бульба» Николая Васильевича Гоголя.  Ученики искренне недоумевали, почему в имени Андрий нет привычной современному человеку буквы «е». В этом недоверии к авторитетам кроется уникальная способность нынешнего поколения детей — из-за обилия и доступности информации в новом цифровом пространстве они привыкли всё подвергать сомнению, проверять — достоверно ли или выдумано. Дошло до того, что даже Н.В. Гоголь семиклассникам не авторитет! Пытливые умы сомневаются, не ошибся ли классик. Искренне восхищаюсь этим новым свойством коллективного детского сознания и активно включаю его в учебный процесс: когда дети смело высказывают мнение, подвергают информацию сомнению и с помощью учителя находят решение. Это  формирует интерес к предмету обсуждения. 

Конечно, это не моё изобретение. Об этом писал ещё Василий Александрович Сухомлинский: «Мастер педагогического дела настолько хорошо знает азбуку своей науки, что на уроке, в ходе изучения материала, в центре его внимания не само содержание того, что изучается, а ученики, их умственный труд, их мышление, трудности их умственного труда».

Строить отношения на крепком фундаменте доверия.

Однажды я прочитала притчу.

Маленькая девочка и её отец переходили мост. Отец попросил дочь: «Держи меня за руку, чтобы не упасть в реку». Девочка сказала: «Нет, папа, лучше ты держи меня за руку».
«В чём разница?» — спросил озадаченный отец. «Большая разница, — ответила девочка. — Если я буду держать тебя за руку, и со мной что-то случится, я могу отпустить твою руку. А если ты будешь держать меня за руку, я уверена, что бы ни случилось, ты никогда не отпустишь моей руки».

Желание постигать знания, успех труда определяются в первую очередь взаимоотношениями, которые складываются между учителем  и детьми. Когда не просто ведёшь урок, а являешься для ребёнка тем человеком, к которому он — после родителей — может обратиться за помощью, советом, спросить, как поступить в той или иной ситуации. Трудности переходного возраста, вечные проблемы «отцов» и «детей», первая любовь — ребята должны быть уверены, что всё сказанное останется только между вами. Важно стать ребёнку другом и наставником, крепко держа его за руку, перевести через реку сомнений и тревог.

Небольшая зарисовка из жизни семиклассников.

Первый урок. Проходим страдательные причастия, но вижу, что больше всех страдает хорошист за третьей партой        . Очевидно, что ребёнок совершенно не выспался.

Деликатно спрашиваю на переменке, что случилось. После недолгих отговорок признаётся: оказывается, что по ночам мальчик тайком от родителей переписывается с друзьями в телефоне.

Возраст семиклассников — это время принятия первых самостоятельных решений: с кем и куда пойти гулять, выспаться перед занятиями или тайно закрыться в комнате с телефоном на всю ночь.  В этот момент родителям и учителю порой сложно конкурировать с друзьями во дворе, которые предлагают пойти гулять вместо «скучных» домашних заданий. Можно ли давить на детей? Нет. Можно ли попытаться удержать? Да! И здесь мы снова возвращаемся к вопросу о доверии. Я не маме стала ничего говорить родителям о ночных играх их сына. А вскоре  заметила, что  он стал более активным по утрам и больше не приходил с заспанными глазами: наверное, сделал самостоятельный — и тем более ценный — выбор в пользу уроков.  

Дружеские взаимоотношения,  доброжелательность  в коллективе эффективности педагогического процесса. Успешность общения с учениками во многом зависит от того, насколько близко я воспринимаю то, что переживает ребёнок, смогу ли понять, почувствовать, в каком настроении ребёнок пришёл в школу, всё ли у него хорошо. И если нужно ,протяну руку помощи, поддержу, отдам частичку  своей души. А самая главная награда — свет искренней веры в глазах детей, веры в своего учителя.

Быть примером и искренне любить свой предмет. Прекрасно помню себя в возрасте тринадцати лет. Именно тогда я стала грезить профессией. Примером для меня была и остаётся мой учитель русского языка и литературы Надежда Ильинична Гавриленко. Это тот учитель, который умеет создать особую атмосферу погружения в произведение, в описанную эпоху, обстоятельства (сейчас и на своих уроках использую этот приём!). Она никогда не повышала голос на детей, и при этом мы её понимали с одного лишь взгляда.

Когда я училась в восьмом классе, Надежда Ильинична посоветовала присмотреться к профессии педагога. У меня ещё в школьные годы получалось находить общий язык с младшими детьми, красиво декламировать поэтические произведения  и писать сочинения. А к одиннадцатому классу я точно знала, что буду поступать в педагогический вуз.

Потом была первая практика на третьем курсе в школе №56. И вот ты уже не скромная студентка Наташа, а Наталья Владимировна для тридцати восторженных пятиклассников. На первом уроке у меня появляется  новое чувство: я — учитель. А вместе с ним и любовь к профессии, и желание отдавать сердце детям.

Представить сложный материал понятным, увлекательным и доступным. Давно пора признаться, что многие произведения классической русской литературы дети воспринимают не так, как поколения их учителей и родителей: как никогда дети далеки от времени, описанного И.С. Тургеневым,  А.С. Пушкиным и  Л.Н.Толстым. Более того, новая цифровая реальность, увы, исключает необходимость чтения. Легко представить картину, когда шестилетка открывает планшет и просит на словах голосового помощника показать мультфильм про котят — в строке поиска непременно появляется желаемый результат. В такой ситуации нет стимула  учиться читать. И такие жизненные примеры легко привести для любого возраста.

Чтобы заинтересовать детей чтением, я часто создаю проблемную ситуацию на уроке. Это даёт возможность ученику самому открыть новое знание. Такую особенность современного образования, закреплённую в государственных стандартах, предвосхитил известный педагог Шалва Амонашвили: «Ребёнок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдёт за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими».

Существует  множество приёмов создания проблемной ситуации, среди излюбленных у моих учеников — упражнения с заведомо допущенными ошибками и демонстрацией непонятного явления. С синтеза этих двух приёмов нередко начинаем урок, посвящённый новой, сложной теме. Например, на доске перед классом написаны слова с недочетами  , задача  детей — не только найти , но и понять, что их объединяет, как они могли образоваться. И тогда ученики начинают рассуждать, приводят свои примеры, постепенно угадывая, какую тему им предстоит изучать, чему будет посвящён разговор на уроке. Такие занятия всегда проходят познавательно и дарят новые интересные открытия учениками.

Задеть струны души — вот ключ к эффективному усвоению предмета! Это может быть жизненный эпиграф из произведения. Такой приём также создаёт проблемные ситуации, заставляет думать и высказывать свои мысли, а самое главное: сложно оставаться равнодушным к теме, когда задело за живое.

Играть! Игра — древний способ познания мира. В современных реалиях его используют не только дети, обратите внимание на популярность бизнес-игр, телевизионных передач, где крутят барабан или отвечают на вопросы. Считаю необходимым использовать игры и игровые моменты во всём процессе обучения. Разработчик игр Кристофер Кроуфорд выделил шесть причин для игры в разном возрасте :обучение, развитие фантазии, изучение своих возможностей, самоутверждение, закрытие социальной потребности и тренировка. Согласно другой популярной теории, игра удовлетворяет потребность человека в подтверждении своих способностей. А ведь этого и добивается учитель! В своей практике часто использую игру «Морфемный конструктор», а также активные методы изучения материала технологии  развития критического мышления — «ульи», «кластер» и другие.

«В умственном труде учащихся на первом месте стоит не заучивание, не запоминание чужих мыслей, а размышление самого ученика как живое творчество, как познание предметов, вещей, явлений окружающего мира с помощью слова», — писал Сухомлинский.

Для себя я определила, что основная  задача моей работы  — не только дать учащимся определённые знания, но и развить у них интерес к учению.

 Считаю, что личностные качества учителя неотделимы от его профессиональных компетенций, а понимание детской психологии от глубокого знания своего предмета.

Когда  вижу, как дети делятся своими победами, печалями, включаются в обсуждение на уроке, задают вопросы, радуются своим открытиям и с азартом постигают новое, могу сказать:  “ Я — эффективный учитель!”.  



Предварительный просмотр:

«Образование — это то, что остаётся, когда всё выученное забывается»

(М. фон Лауэ)

В госпитале давно закрыли глаза, что учёный содержит свою лабораторию в форменном беспорядке. Комната, уставленная пробирками и диковинными приборами, располагалась на третьем этаже здания и больше походила на заваленную безделушками кладовую. В одно прекрасное лето хозяин лаборатории отправился с семьёй в отпуск, забыв помыть посуду для опытов, а вернувшись, обнаружил в одной из склянок колонию плесневых грибов. Так был открыт пенициллин, спасший в 20 веке миллионы человеческих жизней.

Я смотрю на своих учеников. Мой любимый 7 класс. Кто передо мной? Будущие врачи, инженеры, изобретатели, педагоги, поэты?

А в это время, возможно будущий лётчик-испытатель, пытливый и мужественный Володя рассказывает зазубренное: «Причастие — это особая форма глагола, которая сочетает в себе грамматические свойства…» И я радостно осознаю, что в этот момент, как  учитель, становлюсь причастной к его судьбе. Ведь у слова «образование», есть созвучное — «образовать» — «придав какую-нибудь форму, сделать, составить, создать». И учитель в этом процессе — не пассивный наблюдатель, а лицо, совершающее действие.

Знания, которые ребёнок в огромных объёмах получает в школе, — это и есть попытка «составить» гармоничную личность. В багаж взрослой жизни дети, действительно, возьмут не определение причастия или классификацию глаголов, а грамотную речь и любовь к родному языку. Забудутся прекрасные стихи С.Есенина ,но останется любовь к Отчизне, дух патриотизма и трепетное отношение к родной земле.  

И задачи у современной школы полностью соотносятся с фразой, вынесенной в заголовок.

Прогнозируя, что окажется в «сухом остатке» знаний, мудрый учитель в первую очередь формирует в ребёнке критическое, аналитическое, творческое мышление. Для этого существуют разные приёмы и методы.

На практике пришла к выводу, что наиболее действенный — создание проблемной ситуации на уроке, будь то задачи с заведомо допущенными ошибками или демонстрация непонятного явления. Так решаются сразу две проблемы: легче усваивается сложный материал и при этом ребята получают важный для будущего навык —  критически мыслить.

Ещё одна любопытная особенность нашего времени — мы готовим компетентных взрослых, которым предстоит жить в будущем, о котором сами совсем ничего не знаем. Скажем, у детей сейчас есть собственная выносная память в кармане, объёмом в несколько гигабайтов, куда «вмещаются» все физические законы, шедевры русской поэзии, неправильные английские глаголы и вся школьная программа. В наше время пришлось бы просидеть в библиотеке, чтобы найти, какого цвета глаза у Печорина. Сейчас дети нажимают пару клавиш на телефоне и по поиску за минуту обнаруживают, что глаза — карие.

Поистине колоссальны объёмы получаемой детьми информации! Мы не успеваем за молодёжью, не можем даже шагать в одном ритме.  И задача школы — в постоянно меняющемся мире научить ребёнка самостоятельно получать новые знания, в эпоху фэйков — критически относиться к любой информации, а также ставить перед собой цель и понимать, как её достичь.

И, конечно, самое важное — быть искренним, честным и неравнодушным учителем, уметь выстраивать доверительные отношения, всегда первым делать шаг навстречу ребёнку. Важно стать для детей настоящим наставником.

Представьте, шестилетку, который впервые оказался в бассейне. Он не может удержаться на воде, и тренер даёт совет: «Вытягивай руки! Двигай ногами от бедра!» Постепенно тело привыкает, и спустя несколько лет подросший спортсмен уже не думает, какие мышцы нужно напрячь, чтобы  плыть. Выученный урок забыт. Но остаётся навык. Что ж, ты готов, плыви! Ведь образование — это важная опора для личности, позволяющая ей выходить навстречу миру, сталкиваться с трудностями и устоять на ногах, когда это необходимо. Пожалуй, это и остаётся, когда забывается всё выученное.