Конкурс "Учитель года 2023"

Зюзина Нина Дмитриевна

Конкурсные материалы

Визитка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Эссе24.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс «Учитель года- 2023» (муниципальный этап)

ЭССЕ

участника муниципального этапа Всероссийского конкурса

«Учитель года России – 2023» Зюзиной Нины Дмитриевны,

учителя истории и обществознания МБОУ Дубровской №2 СОШ Дубровского района

Профессия без границ

Учитель – не профессия, а звание,
Отсутствуют  в  котором рубежи.
Учитель – не работа, а призвание,
Учитель – это сущность всей души

О. Алейникова

 

Профессия учителя, как известно, одна из самых серьёзных и ответственных профессий на земле. Ведь от одного человека зависит будущее нескольких десятков людей. Зависит, какими они вырастут, насколько преуспеют в жизни, что будет их интересовать и какие ценности они понесут в мир. Каждый ребёнок – это факел, который нужно зажечь. А чтобы зажечь – нужно самому учителю постоянно гореть.

Эталоном добра и света, воплощением всех лучших нравственных качеств человека, фундаментом знаний и отправной точкой маршрута в дорогу под названием профессия Учитель стала для меня Давыдчинская средняя школа - советская школа. Самые добрые, самые умные, самые внимательные, все знающие и все понимающие учителя помогали нам –несмышленым мальчишкам и девчонкам - постигать основы наук. Учили, радовались нашим успехам и победам, любили нас. А мы, повзрослевшие, до сих пор стараемся быть чуточку похожими на своих учителей, не растерять в вихре житейских будней главные человеческие правила, которые усваивали на уроках в школе. Предметные районные олимпиады, всевозможные исторические, литературные конкурсы, военно - спортивная игра "Зарница", маршировка на аэродроме в поселке Сеща, турслеты - все это сочеталось с волнением, переживанием. Но данные мероприятия навсегда заложили во мне, тогда ещё совсем юной девочке, азы прилежности, порядочности, ответственности, стремление к знаниям.  Я всегда любила учиться и делилась знаниями с одноклассниками, младшими школьниками.

В 1984 году, в выпускном десятом классе, стала первой ученицей школы, да и всего Дубровского района, совмещающей учебу с работой заведующей сельской библиотекой. С той поры зародился девиз, впоследствии ставший жизненным кредо: "Я всё смогу!". Мир книг пробудил во мне еще больший интерес к чтению, развил любознательность, подтолкнул к выбору профессии учителя.

        Я получила огромный пласт новых знаний, мне захотелось поделиться этими знаниями с другими людьми, научить их мыслить и давать оценку происходящим событиям, приобщить к чтению книг, журналов, газет. Вскоре поняла, что все это могу реализовать лучше всего через профессию учителя. Оставалось только определить предметную область. Я задавала себе вопрос: учителем какого предмета хочу быть? Перед моими глазами вставали образы моих любимых учителей: Антонины Александровны Тимохиной - учителя истории и обществоведения, Надежды Ивановны Ильенковой - учителя русского языка и литературы, Светланы Павловны Тишуниной - моего   классного руководителя и учителя немецкого языка.  Но общественные науки, такие как юриспруденция, история, экономика, мне были ближе. И я решила поступать на исторический факультет Брянского государственного педагогического института, который был и остается сейчас престижным учебным заведением.

         Студенческая жизнь истфака навсегда осталась в моей памяти как самая счастливая пора. Сколько интересных событий, захватывающие дух лекций преподавателей, семинарских занятия, научно-практических конференций! А разве можно забыть археологические раскопки в Черкасской области, во время которых мы были в городе Каневе на могиле Аркадия Петровича Гайдара, или музейные практики, или занятия в кружках и секциях! А наши стройотряды, туристическая поездка по маршруту: Брянск- Львов - Винница- Киев с посещением во Львове могилы легендарного разведчика Николая Кузнецова!        Непередаваемая атмосфера истории, сопричастности к тому, что происходило в стране, в мире, просветительские лекции в общежитии, участие в жизни студенческого совета, заставляющие волноваться ежегодные практики в школах города Брянска, педагогическая практика в пионерских лагерях - все это стало основой для моей работы в школе.

        Готовясь к урокам истории, я сама переживаю те эпохальные события, о которых мне предстоит рассказывать детям, я как бы сама проживаю жизнь исторических героев, которые в разное время проявляли героизм и мужество на полях сражений за свободу Родины, представляю себя на месте великих реформаторов в истории государства Российского.  

        Когда вижу заинтересованные, пытливые глаза детей, их желание узнавать ответы на интересующие вопросы, я испытываю волнение и радость от того, что могу их чему- то научить, заинтересовать, увлечь своим предметом. Стараюсь свои занятия организовывать таким образом, чтобы у ребенка возникло желание прийти ко мне на следующий урок.

        В своей работе стараюсь сочетать такие принципы педагогического процесса, как единство знаний и поведения (считаю, только при хорошей дисциплине можно достичь качественного усвоения учебного материала), единство требовательности и уважения к детям, доступности в обучении и воспитании (урок должен быть понятным для ребенка, а это - путь к успеху), единство деловой активности учителя и учащихся, принцип сотрудничества.  

Как учитель и классный руководитель использую на уроках и во внеклассной работе приемы педагогической техники Анатолия Гина, основателя и научного руководителя Международной Лаборатории образовательных технологий «Образование для новой эры".

        На уроках стараюсь использовать все формы учебной работы: фронтальную, индивидуальную, работу в микрогруппах, коллективную. Создаю проблемные, поисковые, исследовательские ситуации на уроках, чтобы моделировать ситуации успеха с учётом индивидуальных способностей учащихся с целью включения их в творческий поиск решения учебных задач. Даю разноуровневые домашние задания.

Очень помогает в работе методическая литература. Журнал "Преподавание истории в школе" выписываю всегда. К примеру, при подготовке к ЕГЭ вопросы культуры 9-20 веков в теории и в иллюстрациях беру из копилки 2013 года, добавляя современный материал.  

Не исключаю интернет-ресурсы, но в каждом классе при подготовке к уроку до сих пор использую поурочные методические разработки, технологические карты.  Учителю истории всегда нужна дополнительная литература, особенно в старших классах при проведении уроков- диспутов, уроков- семинаров, уроков- практикумов.  

Я благодарна судьбе за то, что в школе есть талантливые, одаренные ребята.

Они - участники олимпиад, конкурсов, творческих проектов.          Вместе с ними мы организовывали встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, с ветеранами труда. Результатами этих встреч стали такие   исследовательские работы, как «Поле судьбы Николая Игнатьевича Маркина", "Льняное кружево судьбы» - о знаменитом льноводе Дубровской земли и Брянщины Михаиле Никитиче Лазареве, "Война в воспоминаниях моего деда" -  о ветеране войны и труда Алексее Ивановиче Пахомове, "Человек слова и дела " -о Евгении Дмитриевиче Кузавлеве, "Человек труда" - об Алексее Васильевиче Гусарове.  Последние пять лет участвуем с ребятами в районном проекте «Исчезнувшая деревня".  

18 лет являюсь руководителем школьного краеведческого музея. Музееведы школы МБОУ Дубровской №2 СОШ поселка Дубровка не раз становились дипломантами и победителями районных и областных конкурсов юных экскурсоводов, "Ратные страницы истории Отечества" и других конкурсных мероприятий.

Я горжусь тем, что работаю в таком дружном, творческом коллективе, где каждый учитель - незаурядная личность, где царит атмосфера взаимовыручки и поддержки, где ученики и родители чувствуют комфорт и радость.  Но для этого в современном мире учителю нужно всегда находиться в творческом поиске, постоянно заниматься самообразованием и самовоспитанием, быть примером во всем для своих учеников, составить свой кодекс учителя и следовать ему.

Учитель- это не просто профессия, а образ жизни.

Жить средь детей – так значит быть такой:

Уметь понять, помочь найти решенье,

И жизнь любить, и не желать другой,

Благословлять свое предназначенье.

Из лучших книг живую мудрость пить.

Жить не во лжи, смотреть светло и ясно.

Друзей ценить и всех детей любить.

Профессия Учитель, ты прекрасна!