Технология детского экспериментирования

Ковтуненко Данута Альбертовна

ТЕХНОЛОГИЯ  ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

 

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ:

 

  1. Пояснительная записка (введение в технологию, актуальность).
  2. Цель и задачи технологии.
  3. Примерный алгоритм построения занятий.
  4. Организация предметно - пространственной развивающей среды.
  5. Ожидаемые результаты.

 

  1. ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ:
  1. Комплексно - тематическое планирование экспериментов            (младшая и средняя группы) и занятий (старшая и подготовительная группы).
  2. Конспекты занятий, фотографии, проекты.
  3. Самые значимые результаты проекта.

 

  1. РАЗДЕЛ «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ»:
  1. Консультации.
  2. Совместные проекты.

 

  1. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

 

 

  1. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ:

 

  1. Картотека детского экспериментирования.

 

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.

 

 

 

  1. Пояснительная записка.

     Известно, что дошкольный детство — это уникальное время для развития способностей ребенка. Одна из наиболее важных способностей — способность к познанию. Развитие познавательной активности рассматривалась в различных трудах педагогов и психологов. Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Д. Локк, Жан Жак Руссо определяли познавательную активность как естественное стремление дошкольников к познанию. А. К. Маркова, В. П. Лозовая, Ж. Н Тельнова, Г. И Щукина и другие изучали особенности познавательной деятельности и способы ее активизации у дошкольников.

    Основными принципами ДО в соответствии ФГОС ДО является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему, программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.

     ФГОС ДО особого внимания уделяет познавательно-исследовательской деятельности (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними). Характерными видами деятельности для реализации данного направления работы являются:

– организация решения познавательных задач;

– применение экспериментирования в работе с детьми;

– использование проектирования.

    В основе познавательно – исследовательской деятельности дошкольника лежат любознательность, стремление к открытиям, жажда познания. Опытно - экспериментальная деятельность в ДОУ позволяет удовлетворить эти потребности и тем самым продвинуть развитие дошкольника вперед, развить его личностные, физические и интеллектуальные качества.

    В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия является экспериментально-исследовательская деятельность в ДОУ.

    Познавательно - исследовательская деятельность в детском саду – это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников.

 

    Педагогическая технология - это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенных на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве, и приводящая к намеченным результатам.

     Среди педагогических технологий, которые используются в работе с детьми дошкольного возраста, я выбрала технологию познавательно - исследовательской деятельности.

    Познавательно - исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально – творческой деятельности, порождённый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящейся на базе природной тяге детей у экспериментированию.

    Для познавательно - исследовательской деятельности я выбрала доступный и интересный детям старшего дошкольного возраста тип исследования – опыты (экспериментирование) – освоение причинно - следственных связей и отношений.

    Используемая мной технология включает конспекты занятий по познавательно - исследовательской деятельности, картотеку опытов во время режимных моментов.

    Для чего же нужна исследовательская деятельность в детском саду? Ответ очевиден: постепенно сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции - способность к исследовательскому и когнитивному типам  мышления, необходимые для будущих школьников.

    Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской

деятельности:

- эвристические беседы;

- постановка и решение вопросов проблемного характера;

- наблюдения;

- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

- опыты;

- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

- подражание голосам и звукам природы;

- использование художественного слова;

- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие

ситуации;

- трудовые поручения, действия.

   Содержание познавательно-исследовательской деятельности:

• Опыты (экспериментирование);

• Состояние и превращение вещества;

• Движение воздуха, воды;

• Свойства почвы и минералов;

• Условия жизни растений.

     Исследовательская деятельность ребенку помогает выявлять актуальную проблему, вызывает огромный интерес у детей, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? » и посредством ряда действий ее решить. При этом ребенок подобно ученому проводит исследования, ставит эксперименты.

     В соответствии ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность.

Актуальность.

      Исследовательская деятельность помогает детям познать мир, все узнать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в  неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самореализовываться.

      Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).

     В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы.

     Исследовательская деятельность тесно связана с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль, облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний, способствует развитию речи), трудом, изобразительной деятельностью, познавательным развитием.

   Цель и задачи технологии.

Цель: развивать познавательный и когнитивный типы мышления у детей посредством изучения окружающего мира  с помощью экспериментирования.

    Задачи:

  • образовательные:

познакомить  детей со свойствами различных материалов, предметов, веществ, их состояниями;

формировать умение делать открытия и выводы;

обучать направленному действию с объектом экспериментирования.

  • развивающие:

развивать сенсорные способности, мелкую моторику, тактильное восприятие;

развивать внимание, мышление, память;

развивать навык экспериментирования;

развивать речь.

  • воспитательные:

воспитывать самостоятельность, активность, аккуратность в работе;

воспитывать правила безопасного обращения с предметами и материалами экспериментирования;

воспитывать умение слушать друг друга, помогать, работать коллективно;

воспитывать умение высказывать предположения, строить гипотезы, высказывать свое мнение и прислушиваться к мнению товарищей.

 

  1. Примерный алгоритм построения занятий.

    Алгоритм построения занятия по познавательно - исследовательской деятельности включает:

  1. Предварительная работа (экскурсии, беседы, наблюдения, чтение, рассматривание, зарисовки)  по изучаемой теме.
  2. Определение типа, вида и тематики занятия.
  3. Выбор цели, задач (образовательные, развивающие, воспитательные) по работе с детьми.
  4. Подбор игровых способов тренировки внимания, восприятия, памяти, мышления и методов снятия физического и эмоционального напряжения.
  5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования группы, комнаты экспериментирования, учебных пособий, природных и других материалов.
  6. Выбор  и подготовка оборудования и пособий с учетом возрастных особенностей детей и изучаемой темы.
  7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах ( дневники, проекты, фотографии, рисунки, поделки) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам познавательно - исследовательской деятельности.

     В процессе занятий с детьми познавательно - исследовательской деятельностью, я всегда ставлю перед  собой следующие  задачи:

• Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.

• Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);

• Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.

• Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

• Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

     

      В условиях ДОУ я использовала только элементарные опыты и эксперименты.

Их элементарность заключается:

1) в характере решаемых задач: они неизвестны только детям;

2) в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;

3) они практически безопасны;

4) в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

Содержание опытно - экспериментальной деятельности построено из четырёх блоков педагогического процесса.

1. Непосредственно-организованная деятельность с детьми (плановые эксперименты). Для последовательного поэтапного развития у детей исследовательских способностей был разработан перспективный план опытов и экспериментов.

2. Совместная деятельность с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество). Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью двусторонняя. Дети делали зарисовки результатов природоведческого эксперимента, для этого нужно глубже изучить объект, в процессе ознакомления с природой, и точнее передать его детали во время изобразительной деятельности.

3. Самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории).

4. Совместная работа с родителями (участие в различных исследовательских проектах).

Структура детского экспериментирования:

- Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);

- Выдвижение гипотезы;

- Поиск и предложение возможных вариантов решения;

- Сбор материала;

- Экспериментирование ( фронтальное или демонстрационное);

- Анализ и обобщение полученных данных.

 

1.4. Организация предметно - пространственной развивающей среды.

      Большое внимание в своей работе я уделяла организации развивающей среды в группе. Создала условия для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности – мини-лабораторию (центр науки) , где дети размещают различные материалы (природные, бросовые) для проведения опытов, экспонаты, выращивают растения.

     Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

    Экспериментальная деятельность дает детям возможность тесного общения, проявления самостоятельности, самоорганизации, свободу действий и ответственность, позволяет осуществлять сотрудничество как со взрослыми, так и со сверстниками.

       Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая просьба или проблема.

      В обыденной жизни дети очень часто экспериментируют с различными веществами, пытаются узнать, что – то новое: разбирают предметы на части, наблюдают за листком бумаги (полетит или нет) и т.д. В домашнем экспериментировании существует всегда опасность, т.к. дошкольник еще не знаком с законами смещения веществ, элементарными правилами безопасности. Опыты и эксперименты, организуемые воспитателем в дошкольном учреждении, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизни. Сначала дети учатся экспериментировать в специально организованных воспитателем видах деятельности, затем вносятся необходимые материалы и оборудование для проведения опыта в групповую комнату, для самостоятельного выполнения ребенком работы, если нет угрозы для его здоровья. В дошкольном образовательном учреждении экспериментирование должно отвечать следующим условиям: максимальная простота приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и прогнозируемость получения результатов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.

     Усвоение системы в исследовательской деятельности: научных понятий, приобретение экспериментальных способов позволит дошкольнику стать субъектом учения, научиться учиться, что является одним из аспектов подготовки к школе.

Содержание исследований предполагает формирование следующих представлений.

  • О мире живой природы:  условия, необходимые для  роста и развития растений (свет, влага, тепло).

 

  • О природных явлениях: времена года, явления погоды, объекты живой и неживой природы – вода, лёд, снег и т.д.

                   20181026_163714.jpg

  • О материалах: глина, бумага, ткань, дерево, металл, пластмасса.
  • О человеке: наши помощники – глаза, нос, уши, рот.
  • О предметном мире: посуда, мебель, игрушки, обувь, транспорт.

 

 

20181029_072203.jpg

  • О геометрических эталонах: круг, прямоугольник, призма, ромб.

     В процессе экспериментирования идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчёт об увиденном, формировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

С какого возраста предполагается начинать экспериментирование в детском саду?

    В младшей группе (3–4 года) познавательно-исследовательская деятельность усложняется. Совместно с педагогом, дети учатся проводить эксперименты на примере сенсорных эталонов. Благодаря опытам им становятся понятны ранее скрытые свойства изучаемых объектов.

     Экспериментирование в средней группе (4–5 лет) имеет цель сформировать у детей умения самостоятельно получать сведения о новом объекте. Для опытов активно используются все органы чувств.

     Используя экспериментирование в старшей группе (5–6 лет) нужно стимулировать детей на самостоятельное проведение экспериментальных действий и выявление скрытых свойств явлений и предметов.

    В подготовительной к школе группе (6-7 лет) познавательно-исследовательская деятельность совершенствуется. Приветствуется не только самостоятельная работа, но и выбор оптимального способа ее осуществлении.

В центрее экспериментирования нашей группы размещаются:

  • коробочка (пластиковая, прозрачная с разделителями) с природным материалом: землей, глиной, песком, камнями, частями растений;
  • формы для воды и льда, краска для подкрашивания;
  • стол с емкостями под воду и песок;
  • подносы, клеенка, пластиковые колбы, сита,воронки;
  • мыльные пузыри;
  • крупные магниты ( исключающие возможность проглатывания);
  • фонарик;
  • резиновая груша или безопасная пипетка;
  • увеличительные стекла;
  • зеркальце безопасное;
  • пластиковые бутылки, стаканчики, трубочки;
  • фартуки, нарукавники, очки пластиковые защитные;

коллекция различных материалов ( дерево, резина, стекло (круглой формы, располагается отдельно в закрытом шкафу), железо, пластик, бумага различных видов, вата и др.)

Требования безопасности к центру экспериментирования:

  • располагается подальше от игровых зон, рядом с центром природы;
  • стеклянный материал хранится в закрытом шкафу;
  • центр хорошо освещен естественным светом;
  • рядом находится источник воды;
  • имеется клеенка и защитная одежда.

План развития (пополнения) уголка экспериментирования:                               

  • защитные пластиковые очки;                                                                            ( родители)
  • фонарик;                                                                                                            (родители)
  • пополнить коллекцию материалов.                                                                  ( воспитатели)

В центре природы ( рядом с центром экспериментирования) находятся:

           макеты природных климатических зон;

  • макет - панорама леса в разные времена года;
  • коллекции камней, ракушек, семян (проект воспитанника группы "Коллекция ракушек моллюсков");
  • природоведческая литература, энциклопедии для детей;
  • иллюстрации (карточки, картинки, символические изображения в календаре природы) с изображением признаков сезона, отражающие состояние живой, неживой природы, характерные погодные явления, типичные виды сезонного труда человека и х арактерные для данного сезона виды отдыха (например, зимние забавы- катание на санках, лыжах, коньках; летний отдых- походы в лес за ягодами, купание в реке,...);
  • комнатные растения, требующие разных способов ухода, из них некоторые должны быть цветущие (всего до 5-6 видов, из них цветущих 3-4 вида): узумбарская фиалка, фикус Бенджамина мелколистный, лесной (зигокактус) кактус "декабрист", кливия, аспидистра, традесканция;
  • муляжи овощей и фруктов ( находятся в игровом центре);
  • календарь погоды и природы с иллюстрациями с дневником наблюдений(проект воспитанницы группы "Календарь погоды и природы") ;
  • инвентарь для ухода за растениями (лейки, палочки для рыхления почвы, салфетки, щеточки, грабельки, совочек);
  • "Огород на окне" для проращивания лука, семян( в пластиковых ящичках);
  • модель сезона (например,  "ДЕРЕВО ОСЕНЬЮ", "ОСЕННЯЯ ГРЯДКА"(из окрашенного в черный цвет поролона и овощей из застывшей пластиковой массы, "ЗИМНИЙ ДЕРЕВЕНСКИЙ ПЕЙЗАЖ",...);
  • обобщающие наборы картинок (рыбы, животные, в т.ч. жарких стран и крайнего севера, птицы зимующие, перелетные и кочующие, деревья, овощи, фрукты,....);
  • гербарий растений Подмосковья ( проект воспитанника группы) с изображением частей растения, засушенными экспонатами трав, листьев деревьев и кустарников);
  • паспорт комнатных растений с правилами ухода ( проект воспитанницы группы);
  • спилы различных пород дерева;
  • коробочка с кормом для зимующих птиц;
  • дидактические игры о правилах поведения в экосистеме, обеспечивающих сохранение ее целостности;
  • иллюстрации о жизни животных и растений ( росте, питании, развитии) в журналах полной коллекции "7 гномов";
  • иллюстрации о взаимосвязи живых организмов в природе в журналах полной коллекции "7 гномов";
  • иллюстрации наземной, воздушной, водной, подземной среды обитания живых организмов в полной коллекции "7 гномов";
  • дидактические игры ( "Мама, папа, детеныш", "Животные разных экосистем", "Чей хвост?", "Было- стало",...).

 Требования к центру природы:

  • "Центр природы" расположен рядом с "Центром экспериментирования";
  • обеспечен свободный доступ детей;
  • подобраны безопасные растения, не требующие сложного ухода;
  • растения размещены по принципу тене- и солнцелюбия,не мешают проникновению естественного освещения;
  • пособия обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект, побуждают детей к активному познанию природы;
  • весь материал делится на сезонные комплекты и меняется с учетом тематики недели и сезона.

 

 План развития ( пополнения) центра природы:

  • спилы различных пород дерева;
  • макет сезонов "ДЕРЕВО".

Ожидаемые результаты:

  Повышение уровня  познавательной активности у воспитанников, усвоение основ целостного видения окружающего мира.

  Развитие навыков самостоятельного экспериментирования, изучения свойств веществ, в том числе их свойств, при нагревании и охлаждении.

  Формирование умения сверять результат  деятельности с целью и корректировать свои действия, делать выводы по результатам экспериментов.

  Расширение представлений детей об окружающем мире ( живой и неживой природе, явлениях природы, рукотворном и нерукотворном мире)

 Проявление познавательного интереса к занятиям, улучшение речевого развития, углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных основной образовательной программой ДОУ.

 Обогащение предметно – развивающей среды в группе.

 Пополнение научно-методической базы по эеспериментированию дошкольников.

 

 

  1. ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ.

 

 

Комплексно-тематическое планирование по детскому экспериментированию в старшей группе.

Тема занятия

Программное содержание

1.

Наоборот.

 

 

 

Большой и маленький.

Знакомство со словами «наоборот», «противоположно» и усвоение их значений, развитие умения находить к каждому слову (действию) противоположное слово.

Развивать умение находить и различать противоположности. Формировать действие «превращение». Веракса с. 9-14.

2.

«Превращение».

 

 

 

 

 

 

 

Схема превращения.

Знакомство со словом «превращается», поиск превращений. Развитие умения фиксировать действие превращения на основе употребления пар слов: «был - будет», «был- стал(станет)». Формирование представлений о понятии «действия превращения» на основе практических действий с пластилином, резиной. Веракса с. 14-17.

Освоение схемы «превращения». Формирование действия превращения. Веракса с. 17-18, Воронкевич О.А. «Дневник занимательных экспериментов для детей 5-6 лет» с. 3,4,5

3.

Свойства воздуха.

 

 

Воздух вокруг нас.

Формирование представлений о воздухе и его  свойствах. Развитие способности к преобразованию. Веракса с. 61-63.

Закрепление представлений о воздухе и его свойствах. Формирование представлений о значении воздуха для практических целей человека. Веракса с. 63- 64.

4.

Лед - вода.

 

 

 

Морозко.

 

 

 

Опыты дома: твердое - жидкое, жидкое - твердое (по схемам)

Развитие представлений о плавлении льда, о превращении льда в воду, о зиме, лете. Формирование действия превращения. Веракса

с. 18- 20

Формирование представлений об агрегатных превращениях воды и сезонных изменениях в природе. Формирование действий превращения.

Веракса с. 20- 22

См. приложение. Домашнее задание по схемам.

 

Тема занятия.

Программное содержание.  

5.

Испарение.

 

 

 

 

 

 

Опыты:

«Что растает первым?» (снег или лед);

«Опыты с солью».

Формирование представлений об испарении воды – превращении воды в пар при нагревании. Формирование целостного представления об агрегатных состояниях воды: лед – вода –пар. Развитие представлений об источниках тепла ( теплые руки, горячая плита, солнце). Развитие способностей к преобразованию. Веракса с.31- 33

 

 

 

Испарение воды, кристаллизация соли. Воронкевич с. 8.

6.

Опыты: «Свойства воды».

 

 Формирование представлений о свойствах воды (испарение, очищение, растворение). Воронкевич с. 11,12.

Кристаллизация, кипение, испарение (повторение). Формирование представлений о конденсации воды – превращении пара в воду при охлаждении пара . Развитие способностей к преобразованию. Веракса с. 41- 43.

7.

Лед - вода – пар.

 

 

Игра в школу

(работа со схемами)

Формирование представлений об агрегатных состояниях воды. Развитие представлений о сериационном изменении воды. Веракса с. 45- 47.

 

Формированиие представлений об агрегатных состояниях воды. Усвоение значений символов льда, воды и пара, нагревания и охлаждения. Построение сериационного ряда изменений агрегатных состояний воды. Веракса с. 48 – 51.

8.

Змей Горыныч о трех головах.

 

Игра  «Царство льда, воды и пара»

Закрепление и развитие представлений о единстве агрегатных состояниях воды: лед – вода – пар. Развитие способностей к преобразованию. Веракса с. 43 – 45.

 

Формирование представлений об агрегатных превращениях воды. Развитие представлений об условных знаках и символах. Работа со схемами.  Веракса с. 51 -52.

 

 

Тема занятия

Программное содержание

9.

Неживая природа.

Камни и минералы.

(Занятие с

презентацией)

Познакомить детей с различными видами камней и минералов. Формировать начальное представление о полезных ископаемых. См. приложение: конспект занятия с презентацией «У хозяйки медной горы» («Камни»).

10.

Свойства магнита (Занятие с наглядными картинками)

Дать начальное представление о магнетизме, свойствах магнита, использовании магнита. См. приложение: конспект занятия «Магнит».

11.

Великие изобретения.

Сила трения. Колесо.

Познакомить с понятием «сила трения». Дать представление о том, как человек использует силу трения, как научился ее преодолевать. Познакомить с изобретением колеса. Опытным путем выяснить, почему изобретение колеса облегчило труд людей. См. приложение: конспект занятия «Колесо».

12.

Великие изобретения.

Мыло.

 (Занятие с презентацией).

Познакомить с историей создания и свойствами мыла. Приготовление раствора для мыльных пузырей. Антисептические свойства мыла (мытье рук, стирка кукольной одежды и посуды). См. приложение: конспект занятия с презентацией «Мыло».

13.

Водолаз Декарта.

 

Дидактическая игра «Тонет – не тонет».

Плавание тел. Изготовление

Корабля.

Формирование представлений о плавании тел, о давлении воздуха и жидкостей. Веракса с 64 – 66.

Развитие практических действий в процессе экспериментирования и опытов. Развитие способностей к преобразованию. Веракса с.66 – 68.

14.

Великие изобретения. Ветер: друг или враг? Ветряная мельница.

(Занятие с презентацией).

 

Познакомить детей с одним из великих изобретений человечества: ветряным колесом. Познакомить с устройством данного изобретения (рассматривание иллюстраций к книге Р. Скарри «Город мастеров»). Показать на примере ветра и воды как человек научился облегчать свой труд, используя силу природы. Изготовление ветряка из картона (дуем, льем на него воду). Где еще можно встретить ветряк? Просмотр мультфильма из сериала «Фиксики»

«Вентилятор».

 

Тема занятия.

Программное содержание.

15.

 Живая природа.

Растения: рост и

развитие. Опыты

по Воронкевич.

Познакомить детей со свойствами живой природы. На практическом опыте показать, что необходимо растениям для полноценного роста и развития. Воронкевич с. 13 -18, с. 20 – 23.                    

16.

Живая природа.

 Растения. Подготовка и высадка семян (бархатцы, фасоль, лук, петрушка, укроп)

Уточнить знания о строении растений, об условиях, необходимых для их жизнедеятельности. (Рассматривание гербария, наглядных пособий, презентация « Весенние цветы»)

17.

Живая природа.

Наблюдение за пересадкой (пикированием)

рассады бархатцев

 

Презентация «Насекомые – друзья растений».

Наблюдение за ростом растений, Пересаживание (пикирование) рассады. Предложить детям понаблюдать за ходом работы по пересадке растений. Предложить рассмотреть строение растения (корень, стебель, листья, почка разрастания). Познакомить с процессом опыления растений. Рассмотреть строение цветка шиповника.

Рассказать о пользе насекомых в жизни растений.

18.

Великие изобретения. Простые механизмы (Занятие с презентацией).

Познакомить детей с великими изобретениями человечества рычагом и наклонная плоскость. Интегрированное занятие с изобразительной деятельностью (в конце занятия рисуем простые механизмы) см. приложение: конспект занятия «Простые механизмы».

19.

Занятие – викторина (итоговое)

Обобщить и актуализировать знания детей по познавательно - исследовательской деятельности за год по познавательно- исследовательской деятельности. Продолжать учить детей думать самостоятельно, логически рассуждать. Учить работать в команде, слушать собеседника, не перебивая.

20.

Открытое занятие для родителей, любое по выбору детей.

Коллективное оформление стенгазеты «Лучшие эксперименты года в старшей группе «Сказка».

 

 

Комплексно-тематическое планирование по детскому экспериментированию в подготовительной группе.

Тема занятия

Программное содержание

1.

Воздух вокруг нас.

Познакомить детей со свойствами воздуха с помощью экспериментальной деятельности. См. конспект занятия с презентацией.

2.

Свойства веществ.

Строение веществ.

Формирование представление о свойствах твердых и жидких веществ. Развитие экологического сознания. Развитие способности к преобразованию. Расширение представлений о строении знакомых веществ, в процессе изучения их с помощью лупы. Веракса с. 53-58

3.

Лед – вода - пар

  1. Игра в школу(работа со схемами).
  2. Игра «Царство льда, воды и пара» (развитие представлений о знаках и символах)

Формировать представление об агрегатных состояниях воды. Развитие представлений о сериационном изменении воды. Веракса с. 45-47,

с. 48-51,

с. 51- 53.

4.

Испарение и конденсация. Сказка об Илье Муромце и Василисе Прекрасной.

Закреплять представление об испарении и конденсации. Формирование представлений о воздухе. Развитие способностей к преобразованию. Веракса с. 58- 61

5.

Изготовление «Водолаза Декарта».

Плавание тел.

Формирование представлений о плавании тел, о давлении воздуха и жидкостей. Развитие практических действий в процессе экспериментирования и опытов. Развитие способностей к преобразованию. Веракса с. 64- 68.

6.

Термометр.

 

Знакомство с термометром. Формирование представлений о теплопередаче, нагревании и охлаждении. Развитие способностей к преобразованию. Веракса с. 68- 70. Мультфильм из сериала «Фиксики», серия «Термометр».

Познакомить с понятием «температура» (мера нагретости тел или вещества) и «градус» (единица измерения температуры). Познакомить с понятием «ноль градусов», «температура тела», «комфортная температура», «кипение и замерзание воды». Продолжать обучать проводить исследования: измерять температуру. «Наураша» Шутяева    с. 19-24.

 

7.

Теплопередача.

  1. Нагревание проволоки.
  2. Письмо к Дракону.

 

 

 

  1. Незнайка и мороженое.

Формирование представлений о теплопередаче, о способах изменения температурного состояния тела. Веракса с. 70- 72

Развитие способностей к преобразованию. Веракса с.74- 75.

 

 

 

Закрепление знаний детей о тепловых явлениях и теплопередаче. Закрепление знаний о сезонных изменениях. Веракса с. 75- 77.

8.

Микроскоп.

Формировать представление детей о микромире. Проведение опытно- экспериментальной и исследовательской деятельности с использованием электронного микроскопа со встроенной фотокамерой. Просмотр презентации по результатам исследования. В качестве образцов для исследования используются различные предметы, образцы тканей, камни, ракушки, листья растений, кусочки резины, металла, пластмассы, бумажные деньги, а также готовые стекла с фрагментом крыла бабочки…

9.

Магнитное поле.

Познакомить детей с понятиями «магнитное поле», «кольцевой и плоский магниты», «магнитные полюсы», «магнитное поле Земли», «магнитные и немагнитные материалы». Показать взаимодействие магнитов. Познакомить с использованием магнитов человеком. Способствовать интереса детей к экспериментам. Шутяева Е.А. «Наураша»с.41-46

10.

Электричество.

Познакомить с понятиями «электрический ток», «напряжение», «электроны», «электроды», познакомить с правилами безопасности при работе с электричеством. Учить измерять с напряжение в простейших цепях электрического тока. Способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам. Шутяева с. 31-35

11.

Свет.

Познакомить детей с понятиями «свет», «фотоны», «скорость света», «освещенность». Учить сравнивать освещенность различных объектов. Объяснить, как освещенность влияет на жизнь растений и других живых организмов. Способствовать развитию познавательного интереса. Шутяева с. 25-30

12.

Кислотность.

Познакомить с понятием «кислотность» (содержание кислоты в растворах). Предложить измерить кислотность разных продуктов. Познакомить с полезными и вредными свойствами продуктов, содержащих кислоты. Повышать познавательный интерес детей. Шутяева с. 36-40.

13.

Пульс.

Обогащать и уточнять представление детей об устройстве и функционировании человеческого организма. Дать представление об органах кровообращения. Учить измерять пульс человека. Формировать стремление вести и поддерживать здоровый образ жизни. Способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам. Шутяева         с. 47-50

14.

Сила.

Познакомить с понятием силы как физической величины. Познакомить с понятием «вес предмета». Учить измерять и сравнивать силу с помощью прибора. Способствовать  развитию интереса к практическим исследованиям. Шутяева с. 51-54.

15.

Звук.

Обогащать и уточнять представление детей об устройстве и функционировании человеческого организма. Познакомить детей с органом слуха. Дать первичные представления о звуке как о физическом явлении. Познакомить с понятиями «звук», «звуковая волна», «высокие, низкие, громкие и тихие звуки». Объяснить детям вред громких звуков, рассказать о плохом воздействии длительного шума на организм человека. Способствовать развитию познавательного интереса. Шутяева с. 55-62.

16.

Опыты. Свойства воздуха.

Свеча в банке. Имеет ли воздух вес? Может ли воздух двигаться? Может ли воздух сжиматься? Как воздух помогает плавать? Что такое конденсация? Воздух легче воды? Упругий ли воздух? Воронкевич О.А. «Дневник занимательных экспериментов для детей 6-7 лет» с.2-9

17.

Опыты. Свойства воды.

Превращение воды. Как образуется иней? Сила воды. Фонтан. Как фильтровать воду? Воронкевич с. 10-14.

18.

Опыты. Свойства материалов.

Свойства металла. Компас. Свойства пластмассы. Как пластмасса проводит тепло. Превращения пластмассы. Свойства ткани. Свойства древесины. Воронкевич с. 15-21.

19.

Опыты. Свойства живой природы.

Как растения выделяют кислород? Как листья растений испаряют воду. Сколько живет цветок? Какая вода нужна растениям? Какая почва нужна растениям? Воронкевич с. 22-24, с.28-29.

20.

Опыты. Свойства живой природы.

Измерь свою тень. (Воронкевич с. 27) Зачем человеку органы чувств? (с. 25) Что находится в наших легких? (с. 26) Как муравьи находят пищу? Почему тело птицы покрыто перьями? (с. 30-31)

21.

Открытое занятие для родителей, любое по выбору детей.

Коллективное оформление стенгазеты «Лучшие эксперименты года в подготовительной группе «Сказка».

 

 

 

 

 

 

         

 

Результативность технологии.

Воспитанники группы научились самостоятельно действовать в соответствии с заданием.

В результате занятий познавательно- исследовательской деятельностью у детей повысился интерес к познанию природы, улучшилось восприятие учебного материала по ознакомлению с миром природы.

Воспитанник группы занял 3 место в городском конкурсе познавательно - исследовательских проектов с проектом «Воздух вокруг нас», два воспитанника заняли 1 место в международном конкурсе коллекций «Гербарий растений средней полосы России», «Коллекция раковин моллюсков». Воспитатель стал призером международного конкурса с презентацией «Мир под микроскопом».

Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания. Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

В заключение хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

 

  1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

 

3.1. Консультации для родителей.

      Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.

    В исследовательскую деятельность я вовлекала, не только дошкольников, но и их родителей. С этой целью проводила родительские собрания, консультации, на которых объясняла родителям, что главное – дать ребёнку импульс к самостоятельному поиску новых знаний, что не надо делать за ребёнка его работу, пусть его первые итоги в экспериментировании будут примитивными и невыразительными, важны не они, а сам опыт самостоятельного поиска истины.

     Результатом послужили интересные рассказы детей и родителей о том, как они вместе изготавливали дома мыло, бумагу, выращивали кристаллы, окрашивали ткань, изготавливали цветные льдинки,

     Привлекала родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Родители помогали в оборудовании уголков экспериментирования, пополняли необходимыми материалами, способствовали удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.

     Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что правильно организованная исследовательская деятельность позволяет детям самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

    В заключение хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

Несколько важных советов:

1. Проводить опыты лучше утром, когда ребенок полон сил и энергии.

2. Нам важно не только научить, но и заинтересовать ребенка, вызвать у него желание получать знания и самому делать новые опыты.

3. Объясните ребенку, что нельзя пробовать на вкус неизвестные вещества, как бы красиво и аппетитно они не выглядели.

4. Не просто покажите ребенку интересный опыт, но и объясните доступным ему языком, почему это происходит.

5. Не оставляйте без внимания вопросы ребенка – ищите ответы на них в книгах, справочниках, интернете.

6. Там, где нет опасности, предоставляйте ребенку больше самостоятельности.

7. Предложите ребенку показать наиболее понравившиеся опыты друзьям.

8. И самое главное: радуйтесь успехам ребенка, хвалите его и поощряйте желание учиться. Только положительные эмоции могут привить любовь к новым знаниям.

3.2. Совместные проекты.

    Наиболее удачными совместными проектами можно назвать: «Воздух вокруг нас» (Курицын Ваня с родителями, воспитанник подготовительной группы, 3 место на городском конкурсе), «Коллекция раковин моллюсков» ( Егоров Гриша с родителями, воспитанник старшей группы, 1 место на всероссийском конкурсе),  гербарий «Растения Подмосковья» ( Вербицкий Ваня с родителями, воспитанник старшей группы, 1 место на всероссийском конкурсе).

    Также можно назвать удачные совместные групповые проекты «Твердое - жидкое», «Выпаривание соли», «Рост кристаллов».

 

 

  1. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

 

1. Веракса Н.Е., Галимова О.Р. Познавательно- исследовательская деятельность для дошкольников. Для занятий с детьми с 4-7 лет.- М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.-80с.

2. Воронкевич О.А.Добро пожаловать в экологию! Дневник занимательных экспериментов для детей 5-6 лет.- СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2014.-32с.

3.Крашенинников,  Е.Е.,Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.- 80 с.

4. Воронкевич О.А.Добро пожаловать в экологию! Дневник занимательных экспериментов для детей 5-6 и 6-7 лет.- СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2014.-32с.

5. Дыбина О.В. Неизвестное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ Текст/О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова,В.В.Щетинина.-М.:ТЦ «Сфера», 2005.

6. Нищева Н.В. Познавательно- исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры. Санкт- Петербург. ДЕТСТВО-ПРЕСС.2015.

 

 

 

  1. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

 

 

 

 

5.1. Картотека детского экспериментирования младшего и среднего дошкольного возраста.

1. «Исчезающий мелок»

Для зрелищного опыта нам пригодится небольшой кусочек мела. Опустите мел в стакан с уксусом и понаблюдайте, что получится. Мелок в стакане начнет шипеть, пузыриться, уменьшаться в размере и вскоре совсем исчезнет.

Мел это известняк, при соприкосновении с уксусной кислотой он превращается в другие вещества, одно из которых – углекислый газ, бурно выделяющийся в виде пузырьков.

2. «Волшебный магнит»

1. Взять стакан с водой.

2. Положить в него деревянный кубик и канцелярские скрепки.

3. Подставить магнит к стенке стакана: магнит притягивает только металлические предметы, даже через стекло и воду.

3. «Фокусы с магнитами»

Задача: выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.

Материалы: магниты, вырезанный из пенопласта гусь с вставленным в клюв металлическим стержнем; миска с водой, банка с вареньем, банка с горчицей; деревянная палочка, с одно го края которой прикреплен магнит и сверху покрыт ватой, а с другой — на конце только вата; фигурки животных на картонных подставках; коробка из-под обуви с отрезанной стенкой с одной стороны; канцелярские скрепки; магнит, прикрепленный с по мощью скотча к карандашу; стакан с водой, небольшие металлические стержни или иголка.

Фокусник показывает детям картинки животных и спрашивает: «Могут ли мои звери сами двигаться?» (Нет.) Фокусник заменяет этих животных на картинки с прикрепленными к их нижнему краю скрепками. Ставит фигурки на коробку и водит магнитом внутри коробки. Почему стали двигаться животные? Дети рассматривают фигурки и видят, что к подставкам прикреплены скрепки. Дети пробуют управлять животными. Фокусник «нечаянно» роняет иголку в стакан с водой. Как достать ее, не замочив руки? (Поднести магнит к стакану.) Дети с помощью магнита самостоятельно достают из воды различные предметы.

Рисование магнитами

Материалы для опыта: 2 одноразовые тарелки, краски разных цветов, магнитные шарики, магниты.

Детям предлагается налить в тарелку чуть краски и водя магнитом под тарелкой, двигать шарики.

4. Делаем мыльные пузыри. Задача: познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пленочку.

Материалы: жидкое мыло, кусочки мыла, петля с ручкой из проволоки, стаканчики, вода, ложки, подносы.

5. Таинственные картинки Задача: показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.

Материалы: цветные стекла, рабочие листы, цветные карандаши. Дети зарисовывают «таинственные картинки» на рабочем листе.

6. Волшебные стеклышки. Задачи: познакомить детей с приборами для наблюдения — микроскопом, лупой, подзорной трубой, телескопом, биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку.

Материалы: лупы, микроскопы, различные мелкие пред меты, мелкие семена фруктов, овощей, листья деревьев, растений, кора деревьев; бинокль, картинки с изображением подзорной трубы, телескопа.

7. Опыты с водой и солью

Заморозить воду -чуть подкрашенную краской, и внутри фигурки морских обитателей. Цель: разморозить и помочь обитателям освободиться ото льда. Сыпем соль и лед тает.

8. Опыты с песком. Почему песочные часы называют песочными?

Цель: выявить свойства песка и глины.

Материалы: емкости с сухим песком и глиной. Прозрачные стаканчики; дощечки; лупа; сито; песочные часы.

Проведение опыта:

- Возьмите стаканчики, наполните один стаканчик глиной, другой песком.

- Через лупу рассмотрите глину и песок, сравните, чем они отличаются? (Песок состоит из маленьких песчинок, глина – из комочков.)

- Возьмите в руки песок и разотрите его. Возьмите глину и разотрите ее. Объясняем, что происходит. (Песок из руки высыпается, глина разминается.)

- Насыпьте песок на одну сторону дощечки, глину- на другую сторону дощечки. Сравните глиняную и песочную горки. (Из песка горка ровная, из глины - неровная.) Почему (Песчинки ровные и твердые; комочки глины неровные и мягкие.)

- Возьмите песок, глину и поочередно просейте через сито. Сравните, как песчинки и глиняные комочки проходят через сито. (Песчинки проходят легко и быстро, глиняные комочки проходят плохо и медленно.)

Подводится итог:

Главное свойство песка – сыпучесть.

Главное свойство глины – рыхлость.

Почему? Песок состоит из маленьких песчинок. Они твердые, круглые, не прилипают друг к другу. Песок сыплется. Глина состоит из глиняных частичек. Они мягкие, неровные, прилипают друг к другу. Глина не сыплется

Вывод: для песочных часов подойдет только песок, поэтому эти часы называют песочными

Широкие возможности для познавательно-исследовательской деятельности имеет и метод проектов. Это особая технология интегрированного обучения, смысл которой заключается в самостоятельной деятельности детей – исследовательской, познавательной, продуктивной, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Дети очень любят делиться новостями, и поэтому возникает проблема: как удовлетворить желания всех детей. Тему проекта должны предлагать сами дети, исходя из своих интересов и потребностей. В младших и средних группах нужно подвести детей к выбору темы проекта. Выбор темы и интересов детей начинаются с «модели трёх вопросов»:

- Что вы знаете?

- Что вы хотите узнать?

- Что надо сделать для того, чтобы узнать?

Конкретным результатом работы могут быть рисунок, аппликация, сочинённая сказка, спектакль, концерт и др. В ходе реализации проекта у детей развиваются самостоятельность, активность, ответственность, чувство доверия друг к другу, а самое главное, интерес к познанию.

В рамках познавательно-исследовательской деятельности можно предложить проекты «Волшебница вода», «Продукты полезные и не очень», «Душистое мыло», «Огород на подоконнике».

Например, ходе проекта «Продукты полезные и не очень», дети исследуют вредное влияние “Кока-колы” и чипсов на организм человека. Ведь информация, добытая своими руками, запоминается ребенком прочно и надолго. В ходе занимательных экспериментов дети удовлетворяют свою природную любознательность и познавательную активность.

В процессе проекта «Душистое мыло» дети на основе экспериментов подтверждают гипотезу о том, что свойства мыла напрямую зависят от его состава. Дети совместно с родителями смогут изготовить мыло с различным составом в домашних условиях.

Неотъемлемой частью работы по развитию познавательной активности детей считаю тесное взаимодействие с родителями, вовлечение их в совместную деятельность. Для этого консультации, праздники и развлечения, привлечение родителей к реализации совместных детско-родительских проектов и др. Родители и воспитанники должны привлекаться к созданию познавательно- развивающей среды в группе, пополнении необходимыми материалами.

В родительском уголке можно завести постоянно действующую рубрику в «Поэкспериментируем!», в которой воспитатели предлагают родителям различные формы проведения совместных с детьми опытов и экспериментов. Для родителей можно создать картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Например, «Цветные льдинки» (лед можно увидеть не только зимой, но и в любое другое время года, если воду заморозить в холодильнике). Результатом этой работы могут служить интересные рассказы детей и родителей о том, как они вместе изготавливали дома мыло, бумагу, выращивали кристаллы, окрашивали ткань, изготавливали цветные льдинки.

Необходимо разработать буклеты и памятки для родителей: «Что нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию», «Как помочь маленькому исследователю», «Занимательные опыты на кухне».

        

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Свойства воздуха

Цель: Формирование представлений о воздухе и его свойствах.

Задачи:

Образовательная: учить детей устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы, способствовать обогащению и закреплению знаний детей о воздухе и его свойствах, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений.

Развивающая: развивать познавательную активность, наблюдательность, мыслительную деятельность детей в процессе экспериментирования.

Воспитательная: воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.

Тип занятия: Занятия усвоения новых знаний и умений, и закрепление имеющихся знаний.

Форма занятия: нетрадиционное- эксперимент

Продолжительность: 30 минут

Участники: воспитатель, дети

Возраст обучающихся: подготовительная группа 6-7 лет.

Оборудование и материалы: на каждого ребёнка – фартук, емкость с водой и трубочка, полиэтиленовый пакет, зубочистка, веер, киндеры с разными запахами (духи, лимон, лук, апельсин, чеснок, воздушный шарик, 2свечки, спички, карточки- символы, картины «Город» и «Деревня в лесу», кружочки красного и зеленого цвета.

Методы работы с детьми: наглядные, словесные,  практические.

Приемы: эксперименты, опыты, дидактическая игра «Кому нужен воздух?», рассматривание картин, вопросы, пояснения, выводы, загадка, дыхательная гимнастика, физкультминутка.

Ход занятия:

Этап занятия

Содержание

Время

Организационный этап:

Загадка:

Основной этап:

Дидактическая игра:

Заключительный этап:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в экспериментальную лабораторию. А кто мне скажет, что такое лаборатория?

Дети: Место, где исследуют что-нибудь, ставят опыты, наблюдают.

Воспитатель: Правильно – это помещение, где проводят опыты и эксперименты. Так что такое эксперименты? 

Эксперименты — это опыты, которые проводят ученые, чтобы убедиться в правильности своих предположений. А, вы любите экспериментировать? (Дети отвечают).  Можно я  возьму на себя роль заведующей  лаборатории? А вы будете научными работниками лаборатории.  Какие правила нужно соблюдать при проведении опытов?

Дети говорят правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно. Внимательно следить за результатом опыта. Закончив наблюдение, сделать вывод.

Итак, с чем мы будем сегодня знакомиться, узнаете, отгадав загадку.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать,

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

- Что это? Дети: воздух.

Мы сегодня узнаем много интересного о воздухе и о его свойствах.

Давайте пройдем в нашу лабораторию и приступим к исследованиям.  Одеваем фартуки.

Дыхательная гимнастика: ребята, давайте надуем невидимый шарик, глубокий вдох и выдох.

Опыт №1 «Как поймать воздух?»

- Ребята, кто из вас видит воздух? Я тоже его не вижу, но я знаю, что он есть вокруг нас.

-Как можно его обнаружить? (ответы)

-А я предлагаю попробовать его поймать. Возьмем полиэтиленовый пакет, посмотрите, что в нем (Он пустой.)

А теперь, мы наберем в пакет воздух, и закрутим его. Что произошло с пакетом? (Он надулся)

Воспитатель: А почему. (В пакете воздух, он полон воздуха.)

-А давайте убедимся, что там находится именно воздух. Возьмите палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него. Что вы чувствуете (Шипение).

- Так выходит воздух, мы его не видим, но чувствуем. А что произошло с пакетом? (Пакет сдулся, стал пустой.)

- Какой можно сделать вывод, можем ли мы увидеть воздух?

Вывод: Воздух можно почувствовать, но нельзя увидеть, он прозрачный, бесцветный. (Карточки-символы)

Опыт №2 «Воздух не имеет формы»

- Ребята, а как вы думаете, а у воздуха есть своя форма?

-Давайте возьмем воздушные шарики и надуем их. (наполним воздухом). Какой формы у вас получились воздушные шарики) Круглой, овальной, вытянутой, в виде сердца.)

-А где же воздух (Внутри шариков.)

-А какой же формы стал воздух? (Он стал, как шарик (круглый, овальный, вытянутый, в виде сердца).

- А какой мы можем сделать вывод?

Вывод: Воздух не имеет своей формы, он приобретает лишь форму предмета, в котором он находится (в данном случае он находится в форме шарика).

Опыт №3 «Воздух можно услышать»

Воздух можно не только почувствовать, но и услышать. Как это возможно? Где мы можем услышать воздух? (Ветер, насос, фен, пылесос и т. д.)

-Чтобы услышать воздух, спустите наши шарики Что происходит?

Дети: воздух выходит из шарика и слышно шипение воздуха.

Вывод: Воздух можно услышать. (Карточки-символы)

Дидактическая игра «Кому нужен воздух?».

- Я называю слова, если ответ положительный, вы поднимаете зеленый кружок, если отрицательный – красный. (Человек, собака, камень, берёза, стол, медведь, воробей, дом, бабочка, щука, телефон, ромашка, сорока.)

- Кому нужен воздух? (Человеку, животным, растениям, птицам, рыбам - т. е. объектам живой природы).

Опыт №4 «Движение воздуха»

-Ребята, на прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта).

А в комнате мы можем почувствовать движение воздуха? Как? (вентилятор).

Воздух невидим, зато мы его можем ощутить.

Возьмите веера и помашите им в лицо.

Что вы почувствовали? (Ветер).

- А откуда взялся ветер? (мы заставили двигаться воздух)

Ветер – это движение воздуха.

(Чувствуем, как воздух движется).

Вывод: Воздух движется.

Физкультминутка: Воздух

Руки к солнцу поднимаю
И вдыхаю, и вдыхаю.
Ну, а руки опускаю,
Воздух тихо выдыхаю.
Это очень хорошо.
Что сегодня дождик шел!
(поднимаем ручки через стороны вверх, делая вдох через нос.)
Через стороны опускают руки и тихо
Произносят на выдохе: «Ф – Ф – Ф»)

Опыт №5 «Чем пахнет воздух?»

-А как вы думаете, воздух имеет запах? Понюхайте, пахнет чем-нибудь воздух? (Нет)

Значит, какой вывод? (Чистый воздух запаха не имеет).

- Чем может пахнуть воздух? (свежестью после дождя, едой, которая готовиться на кухне, дымом, если горит костер, духами и т. д.)

- Предлагаю в этом убедиться. В киндерах были вещества с разными запахами. Я их убрала. Попробуйте по запаху определить, что в них было.

(У меня чеснок, у меня лимон, у меня пахнет духами и т. д.)

- Какой мы можем сделать вывод?

Вывод: - Собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.

Опыт №6: «Воздух внутри нас»

 Возьмите стакан с водой и отпустите в него трубочку. Теперь вдохните носом, а затем выдохните в трубочку ртом.

Что вы увидели? (Я увидел пузырьки воздуха).

Откуда взялись пузырьки? (Это воздух, который мы выдыхали)

Вывод: Вывод: Мы с вами выяснили, что внутри каждого из нас тоже есть воздух.

Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду. При дыхании живые существа поглощают из воздуха кислород, а выделяют углекислый газ.

А попробуйте зажать нос двумя пальцами и закрыть рот. Не дышите! Легко? Почему вы убрали руку и открыли рот? Чего вам не хватило? Как вы себя чувствовали? А как правильно нужно дышать?

-При правильном дыхании через нос, воздух в носу согревается, очищается от загрязнений и поступает в легкие.

Опыт№6 «Если закончится чистый воздух»

А что будет, если чистый и полезный воздух на земле закончится? (ответы) Предлагаю вам посмотреть, что станет с пламенем свечи, если вдруг закончится чистый воздух. Зажигаю две свечи, одну из них закрываю банкой. Свеча потухла быстро, т. е. огонь гаснет без поступления свежего воздуха.

-Что происходит? Почему свеча в банке погасла? (В банке закончился чистый воздух. Пламя потухло, т. к. горело за счет чистого воздуха). Давайте понюхаем, что осталось в банке. Остался воздух, который неприятно даже не только вдыхать, но и тем более дышать им.

Здоровье человека зависит и от того, как мы дышим (Вдох через нос, и от того, чем мы дышим. Отличается ли воздух, которым мы дышим в городе от воздуха в лесу?

Предлагаю вам рассмотреть картинки. (Изображение мегаполиса и деревни в лесу). Как вы думаете, где воздух чище? Что в нашей жизни загрязняет воздух? (дым заводов, фабрик, пожары, выхлопные газы, пыль, дым сигарет)

-Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым? (на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы; проветривать помещения, протирать пыль)

Деревья работают как пылесосы. Они очищают воздух. Зеленые листья улавливают, всасывают пыль и грязь из воздуха. Чем больше растений вокруг, тем чище воздух, тем он полезней для человека и его здоровья.

-Конечно, в лесу хорошо, спокойно. Но что нам с вами необходимо делать, чтобы сохранить лес? (Ответы детей). Что категорически запрещено делать в лесу? Что может произойти, если не соблюдать правила поведения в лесу? (Ответы детей).

-Правильно, молодцы. Если погибнет лес, то может погибнуть и все живое на земле. Значит можно сделать вывод: чтобы воздух, который мы вдыхаем, был чистым, нужно беречь нашу природу.

Итоги занятия: А теперь ребята, давайте вспомним все, что мы узнали о воздухе. Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зеленый. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы со мной согласны - поднимите зеленый кружок, если не согласны - красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны. 

Воздух окружает нас со всех сторон. Да, зеленый.
Воздухом дышат люди и животные. Да, зеленый.
Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим. Да.
Человек может жить без воздуха. Нет, красный.
Воздух - это вещество, не имеющее цвета. Да.
Воздух тяжелее воды. Нет.
Воздух можно почувствовать. Да.
Воздух можно услышать. Да.
Воздух имеет свою форму. Нет.

3 минуты

25 минут

2 минуты



Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе по познавательно – исследовательской деятельности « Друзья природы»

Цели и задачи:

- Формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе; развивать социальные навыки; умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а так же отстаивать свое мнение.

- Развивать логическое мышление, воображение, активизация и обогащение словаря детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

- Систематизировать и уточнить представления о свойствах воды, показать детям некоторые опыты с водой, учить детей самостоятельно проводить опыты и на их основе делать логические умозаключения.

- Сформировать знания о значении воды в жизни человека; уточнить представления о том, что вода важна для всех живых существ.

Ход занятия;

Использование ИКТ, презентация «По экологии» Слайд 1

Воспитатель: Наша планета это общий дом. И много лет мы в нём живём. Но, как известно всем вокруг, должны беречь мы этот дом. А что такое планета Земля?

(ответы детей)

Воспитатель: Правильно дети. Это реки, леса, поля, небо, солнце, животные и растения. Все это нерукотворный мир (то есть все то, что не сделано руками человека). Человек тоже является частью природы.. Природа кормит человека, дает все необходимое для жизни. Ичтобы она не исчезла ее надо беречь и охранять! Чтобы правильно беречь природу, надо иметь знания о ней.

Игра – задание: «Заморочки из бочки»

Я буду задавать вопросы о природе, а вы отвечаете вместе и быстро.

Кто на себе дом носит? (Улитка, чкрепаха)

Не птица, а с крыльями, очень красивая? (Бабочка)

У какого зверя куст на голове? (Лось)

Кто шляпу носит, а здороваться не умеет? (Гриб)

Перечислите хвойные деревья. (Сосна, ель, кедр, лиственница, пихта)

Какие животные впадают в спячку? (Барсук, медведь, ёж, суслик, хомяк)

Какие животные меняют на зиму окраску? (Заяц, белка)

Какая птица не вьет гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка)

Какую птицу называют «лесным доктором»? (Дятел)

Какое дерево считают одним из символов России? (Береза)

Какое животное называют «кораблем пустыни»? (Верблюд)

Кто следит за лесом, чтобы никто не обижал зверей в лесу, не бросал мусор, не ломал деревья, не рвал цветы? (Лесник)

Воспитатель: Ребята , для того чтобы узнать о чём пойдет сегодня речь, предлагаю вам отгадать загадку (Слайд 2)

Она и в озере, она и в лужице

Она и в чайнике у нас кипит,

Она и в реченьке бежит, журчит

Что это? (Вода)

Воспитатель: Кому нужна вода? (Слайд 3)

Дети: Человеку, животным, насекомым, растениям.

Звучит аудиозапись «Капитошка»

(Капитошка заходит в группу)

Воспитатель: Ребята, посмотрите кто к нам в гости пришел, это же Капитошка. Капитошка, ты что потерялся?

Капитошка: Здравствуйте, меня пригласили в гости мои сестрички , которые живут у вас в детском саду. Помогите мне, ребята их разыскать.

Воспитатель: Ребята, где же у нас в детском саду могут жить капельки воды?

Дети: В комнатных растениях (цветы живые и без воды завянут, засохнут, погибнут).

На кухне надо много воды, чтобы приготовить обед всем детям. Надо много воды в раковине, чтобы умываться и мыть посуду.

Воспитатель: Ну вот Капитошка, сколько в нашей группе живёт твоих сестричек-капелек, которые приносят большую пользу.

Дети, а как можно сберечь воду, что необходимо делать?

Дети: Если помыли руки, не забыть закрыть кран. Не тратить её зря.

Воспитатель: А сейчас я вас приглашаю в лабораторию и поговорить о свойствах воды. Мы с вами проведем опыты, как настоящие ученые, а Капитошка нам будет помогать. Какие правила работы в лаборатории вы знаете?

Ответы детей.

Опыт 1. Вода- жидкая.

Воспитатель: Подойдите к столу, перед нами сосуд с водой.

У нас на столе стаканы разной формы. Перельём в них воду

Какой вывод можно сделать? Вода приняла форму той ёмкости, в которую ее налили. Вода это жидкость. Она течет и льётся. Её можно наливать в сосуд любой формы. Значит вода не имеет собственной формы, потому что это жидкость.

Как вы считаете, какого цвета вода?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте проверим.

Опыт 2. Вода –прозрачная

(стаканы с водой на каждого ребёнка)

В стаканах вода. Поднесите его к глазам и посмотрите сквозь воду на свои игрушки.. Хорошо ли вам видно? Вода немного искажает форму, но все равно сквозь воду хорошо видно.

Воспитатель: Ребята у вас на столах лежат мелкие игрушки. Положите их в стакан с водой. Игрушки видны в воде? (Ответы детей). А как вы думаете почему мы их видим? (Ответы детей). Верно, вода прозрачная.

Какой вывод можно сделать? Вода прозрачная.

Опыт 3. Вода бесцветная

(Стаканы на каждого ребёнка, вода, гуашь, кисточки)

Воспитатель: А теперь определим какая вода по цвету. Разливаем воду в прозрачные стаканы. Какая она по цвету? (Варианты ответов детей). Предлагаем детям подкрасить воду во всех стаканах, (кроме одного) гуашью, тщательно размешивая. Обязательно используем белую краску, чтобы исключить ответы детей. Что вода – белая.

Делаем вывод: Чистая вода не имеет цвета, она бесцветная.

Опыт 4. Вода может принимать любой вкус.

(трубочки на каждого ребенка, стаканчик с водой, сахар, лимон)

Воспитатель: А теперь предлагаю попробовать воду на вкус с помощью трубочки. Какя она? (Ответы детей)

Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная.

Положите в стакан с водой сахар. Размешайте, попробуйте на вкус. Что стало с водой? Поменяла она свой вкус? (Ответы детей) Почему вода стала сладкая? (Ответы детей)

А теперь в стаканы добавлю сок лимона и предлагаю детям попробовать воду через трубочку. Что стало с водой? Она стала кислой.

Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в него добавили.

Опыт 5. Вода не имеет запаха.

Воспитатель: Предлагаю, определить имеет ли вода запах, а для этого нужно понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь? Прежде чем нюхать воду вспомним правила. Как правильно это нужно делать.(нужно легких движение руки помахать рукой над стаканом с водой по направлению к себе) Чем пахнет вода?

Вывод: вода ни чем не пахнет, у нее нет запаха.

Опыт 6. Вода может быть твёрдой.

(Приготовить формы для льда)

Воспитатель: Посмотрите, я заранее налила в воду в специальные формочки и поставила их в холодильник. Вода замерзла и превратилась в лед. Давайте, понаблюдаем, что будет происходить со льдом, если подержать его в руке. (Опыт детей).

Вывод: Вода бывает твердая (лед, снег, иней)

Чем сегодня мы занимались на занятии? Понравилось ли вам проводить опыты с водой? Какой опыт был для вас самый интересный? Всем большое спасибо.

Капитошка: Спасибо ребята. Что вы помогли найти их! На память о себе я дарю вам волшебную капельку, которая будет поить вас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном отношении к ней (вешает каждому капельку).


Предварительный просмотр: