Конспект занятия по лепке (предметной) на тему: «Наши любимые игрушки

 Гахраманова Севиндж Салим кызы

Цель: Учить детей лепить игрушки, передавая характерные особенности их внешнего вида (форму, цвет и соотношение частей).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepka.docx30.2 КБ

Предварительный просмотр:

                   КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ  

Конспект занятия по лепке (предметной) на тему:

«Наши любимые игрушки»

Возрастная группа: старшая

Тема: Наши любимые игрушки

Цель: Учить детей лепить игрушки, передавая характерные особенности их внешнего вида (форму, цвет и соотношение частей).

Задачи:

Образовательные: Учить планировать работу подбирать нужное количество материала, определять способ лепки. Инициировать свободные высказывания детей на темы из личного опыта (описывать игрушки).

Воспитательные: Воспитывать интерес к игрушкам и отображению своих впечатлений в изодеятельности. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Развивающие: Развивать глазомер, мелкую моторику, связную речь, мышление.

Форма организации: групповая

Материалы, инструменты, оборудование: Мягкие игрушки, изображающие животных (собака, мишка, заяц, обезьяна, жираф и др.), пластилин, клеёнки, салфетки. Незавершённая модель (туловище в форме овала или яйца и голова в форме шара) и отдельные детали (уши, лапки, хобот) для показа способа лепки на основе обобщённой формы.

Предварительная работа: Беседа о любимых игрушках. Составление описательных загадок с целью уточнения представлений о внешнем виде игрушек.

Ход занятия:

Введение

Перед занятием воспитатель размещает на столе мягкие игрушки так, чтобы дети могли их рассмотреть.

Воспитатель: У нас в детском саду много игрушек. Расскажите, какие игрушки вы любите? С кем из друзей любите играть? (Высказывания детей.)

Воспитатель: Кто хочет рассказать про мишку, - какой он, чем он нравится, как с ним можно поиграть? А кто хочет рассказать про зайку? (Высказывания детей.)

Воспитатель: Игрушки скучают без вас, а теперь обрадовались и приглашают поиграть – угадать их по описанию. Для этого тот, кто будет водить, должен задавать всем нам вопросы, чтобы мы отвечали да или нет, - например, такие:

Это игрушка? Эта игрушка сидит на столе? У нее большие уши? У нее есть хобот? и т.д. А теперь выберем считалкой того, кто будет водить.

Раз, два, три, четыре, пять. Мы собрались поиграть. К нам сорока прилетела. И тебе водить велела.

Водящий выходит за дверь, оставшиеся дети выбирают одну из игрушек для составления загадки. Вернувшийся водящий пытается отгадать, какую игрушку загадали. Игра повторяется 2-3 раза.

Воспитатель читает детям отрывок из стихотворения С. Михалкова Магазин игрушек:

Лежали на полке,

Стояли на полке слоны и собаки,

Верблюды и волки,

Пушистые кошки,

Губные гармошки,

И утки, и дудки,

И куклы-матрёшки...

Продуктивная деятельности

Воспитатель: Рассмотрите свои игрушки и подготовьте те цвета пластилина, которые вам понадобятся. Можете взять такой же цвет, как у вашей игрушки, а можете использовать другой цвет пластилина или сочетать несколько цветов сразу. Дети продумывают и высказывают свои пожелания педагогу.

Педагог поощряет выбор детей и напоминает алгоритм лепки. Педагог помогает каждому ребенку определиться, с чего начать работу. Помогает в течение лепки.

Физкультминутка «Мои любимые игрушки»

Неваляшка, посмотри,

Хоть куда её нагни. (Наклоняясь сделать выдох, выпрямляясь- вдох.)

Встанет снова прямо,

Так она упряма. (Наклоны в стороны по 3раза, вперед-назад по 3раза.)

Закружилась юла, завертелась,

Слишком быстро не крутись, (Круговые вращения туловищем 3раза в одну сторону, 3 в другую.)

Хватит, все остановись.

Наш веселый звонкий мяч,

Снова он помчался вскачь. (Подпрыгнуть 8 раз.)

Кукла Катя вдруг пошла,

Тянет руки к нам она.

Говорит пора играть,

Я устала вас тут ждать. (Поднять правую ногу и левую руку, затем наоборот.)

Чтобы с шариком играть,

Надо шарик надувать. (Ладошки рук на животе. При вдохе надуть живот, при выдохе втянуть живот в себя. 6 раз.)

Воспитатель: Ребята, чтобы игрушка получилась «как живая», не забудьте про дополнительные детали: глаза, нос, ротик.

Самостоятельная работа детей.

Рефлексия

Воспитатель: Вот и готовы наши игрушки. Какие они у вас получились? (Яркие, веселые, красивые).

Как нужно относиться к игрушкам?

Игрушка – ваш друг и товарищ, берегите и любите их.

Отправим наши игрушки в магазин (на выставку).

Дети рассматривают лепные фигурки игрушек. Воспитатель предлагает оживить их - передать движение (будто игрушки танцуют, играют, разговаривают) и читает стихи о разных игрушках.


Конспект занятия по лепке (сюжетной) на тему: «Собака со щенком»

Возрастная группа: старшая

Тема: Собака со щенком

Цель: Учить составлять несложную сюжетную композицию из однородных объектов, различающихся по величине (собака и щенок).

Задачи:

Образовательные: Показать новый способ лепки в стилистике народной игрушки – из цилиндра (валика), согнутого дугой и надрезанного с двух концов. Учить анализировать особенности строения животных, соотносить части по величине и пропорциям.

Воспитательные: Воспитывать интерес к изодеятельности. Воспитывать бережное отношение к животным.

Развивающие: Развивать глазомер, синхронизировать работу обеих рук.

Форма организации: групповая

Материалы, инструменты, оборудование: На столах: пластилин, стеки, подставки для работ, доски для лепки, матерчатые и бумажные салфетки.

У воспитателя: поворотный диск, коробка с пластилином, два куска пластилина разного размера для показа способа лепки, стека.

Предварительная работа: Знакомство с внешним видом разных пород собак (открытки, календари, альбомы, иллюстрации и пр.). Беседа о собаках с опорой на опыт детей, в семьях которых живут эти животные. Обсуждение вопроса о том, почему опасно подходить к собаке со щенком. Рассматривание дидактической картины «Собака со щенком» из серии Домашние животные.

Ход занятия:

Введение

Дети стоят полукругом на ковре, лицом к мольберту.

Воспитатель: Внимательно послушайте загадку и отгадайте о ком в ней говориться.

Я верный человека друг.

Имею множество заслуг.

На цепь привязан во дворе.

Зимою сплю я в конуре.

Охочусь с другом на волков.

Пасу на пастбище коров.

Бегу по тундре вековой

в упряжке, снежною зимой. 

Я в мире лучшая служака.

Кто я? Ты угадал -

(Собака)

Воспитатель: Как догадался?

Воспитатель показывает детям дидактическую картину «Собака со щенком».

Воспитатель: Как можно назвать эту картину?

Высказывания детей.  Собака со щенком.

Воспитатель: Вы верно заметили, что это собака со своим щенком. Что делают собаки на картинке?

Воспитатель: Правильно, играют.

Высказывания детей. Собака и щенок играют (делают что-то ещё).

Воспитатель: Почему вы думаете, что они играют?

Высказывания детей. Потому что, они смотрят друг на друга (бегут в одну сторону и пр.).

Воспитатель: Скажите, можно ли слепить животных с этой картины из пластилина?

Высказывания детей. Можно. А хотите попробовать их сделать?

Воспитатель: Хорошо, тогда тихонечко присаживайтесь за столы на свои места.

Продуктивная деятельность

Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам слепить композицию, состоящую из собаки и щенка, будто они вместе весело играют. Я покажу новый способ лепки в стиле народной игрушки, который поможет нам слепить животных, похожих друг на друга, и показать, как они двигаются. Посмотрите внимательно. Здесь у меня два куска пластилина. Как вы думаете, почему два, и почему они разного размера?

Высказывания детей. Большой кусок пластилина для собаки, а маленький – для щенка.

Воспитатель: Правильно. Из большого мы будем лепить собаку, а из маленького – щенка. Я беру большой кусок пластилина и отделяю от него кусочек для головы. Откладываю его в сторону. Оставшийся кусок разминаю и раскатываю в валик (цилиндр). Собака бегает на четырёх лапах, поэтому валик нужно согнуть дугой, надрезать с двух концов стекой, сформировать лапы, и поставить на доску. Осталось слепить голову и хвостик. Подскажите мне, как это лучше сделать?

Высказывания детей. Голову лепим овальную, а хвостик – маленький тоненький жгутик.

Воспитатель: Правильно. Даша (или другой ребенок), какими движениями мы будем скатывать овальную голову? Покажи, пожалуйста.

Высказывания ребенка. Круговыми движениями скатываем шарик и прокатываем его слегка между ладошками вперед-назад (показывает).

Воспитатель: Правильно. А как мы будем лепить хвостик Кирилл?

Высказывания ребенка. Раскатывать маленький валик для хвоста (показывает).

Воспитатель: Правильно. Осталось приклеить голову и хвостик к телу (приклеивает).

Воспитатель: Ребята, я смотрю вы устали. Давайте немного разомнемся. Встаем, задвигаем стульчики и встаем на их место.

Физминутка.

Два щенка щека к щеке Руки сложить ладонями друг к другу: к правой, а затем левой щеке.

Щиплют щетку в уголке. Потрясти головой из стороны в сторону

А у щетки половой Руки поднимаем вверх и соединяем над головой.

Палка есть над головой. Покачаться из стороны в сторону

Палка — щелк щенков с плеча, Хлопок по плечам.

Два щенка ушли пища. Бег на месте.

Воспитатель: Молодцы. Присаживайтесь. Ребята, чего еще не хватает у нашей собаки?

Высказывания детей. Ушек, носика, глазок.

Воспитатель: Правильно. Для ушек берем из коробки пластилин черного цвета и отщипываем немного, раскатываем из него небольшой валик. Затем стекой разрезаем его пополам. Половинки сплющиваем и приклеиваем к голове собаки по бокам. Для носика отщипываем маленький кусочек черного пластилина и скатываем маленький шарик. Приклеиваем на кончик мордочки собаки. Для глазок берем из коробки белый и черный пластилин и отщипываем от брусков по 2 крошечных кусочка, скатываем из них шарики, сплющиваем белые шарики и приклеиваем каждый из них к голове собаки. Затем по черному шарику сверху на белые - это зрачки. Вот какая собака у нас получилась.

Щенка можно лепить точно так же, как собаку, только из маленького куска пластилина.

Воспитатель: Прежде чем вы начнете работать покажите мне ваши руки.

Пальчиковая гимнастика: «Волшебные пальчики»

Вот помощники мои,

Их, как хочешь, поверни,

Раз, два, три, четыре, пять –

Не сидится им опять.

Постучали, повертели

И работать захотели.

Воспитатель: Молодцы. Размяли пальчики, теперь выберите цвет пластилина для собак и приступайте к работе.

Самостоятельная работа детей.

Ближе к окончанию работы задать вопрос

Воспитатель: а как можно показать, что собака и щенок играют?

Высказывания детей. Слепить им мячик, поднять лапку, расставить лапы так, будто собака бежит.

Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, вы молодцы. Постарались сделать красивые композиции. Сложно или легко лепить собаку? Что было сложнее? Какие приемы лепки мы использовали? Как ты …(имя) назовешь свою композицию?


Конспект занятия по лепке (декоративной рельефной) на тему: «Листья танцуют и превращаются в деревья»

Возрастная группа: старшая

Тема: Листья танцуют и превращаются в деревья

Цель: Создать условия для возникновения у детей желания делать лепные картины.

Задачи:

Образовательные: Познакомить с техникой рельефной лепки. Предложить на выбор приемы декорирования лепного образа: рельефные налепы, прорезание или процарапывание стекой, кистевая роспись.

Воспитательные: Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе.

Развивающие: Развивать чувство формы и композиции.

Форма организации: групповая

Материалы, инструменты, оборудование: пластилин (глина, соленое тесто), картонные или керамические формы для будущих лепных композиций, стеки, салфетки. Демонстрационный материал: календари, художественные открытки с изображением осенних листьев и деревьев.

Предварительная работа: Подготовка пластины-основы для рельефных композиций (2 способа). Взять глину или размягченный пластилин, раскатать скалкой (бутылкой) в пласт толщиной 0,5-1 см и нарезать на квадраты желаемого размера, например, 10х10, 15х15, 20х20 см. для удобства рекомендуется вырезать квадрат из бумаги и пользоваться им как трафаретом – накладывать на раскатанный слой и обводить стекой (спичкой, зубочисткой). Подобрать какую-нибудь прочную основу в форме квадрата, прямоугольника, круга или овала: керамическую плитку, дощечку, картон или пластинку. Покрыть тонким слоем глины или пластилина – равномерно размазать по поверхности, разглаживая влажной салфеткой (эту работу можно делать в свободное время; такое упражнение хорошо развивает мелкую моторику обеих рук).

Ход занятия:

Введение

Воспитатель показывает детям иллюстрации, картины с изображениями листьев, осеннего леса. Раздает засушенные листья каждому ребенку для рассматривания. Задает детям вопросы о листьях: какой они формы, цвета, с каких деревьев, из каких частей состоят и пр. Вызывает эмоциональный отклик и предлагает такие красивые листья не нарисовать, а … слепить.

Воспитатель: Осенние листья такие разные! (Повторное рассматривание изображений).

Продуктивная деятельность

Воспитатель: Давайте попробуем слепить такие же или придумаем другие. Листок можно слепить вот так: скатать небольшой шарик, сплющить его в лепешку, заострить, по бокам прищепить, положить на фон и слегка прижать всей ладошкой. Посмотрите, получился листок. Сравним его с настоящим листочком. Похож, только немного отличается по цвету и пока без прожилок. Но это поправимо.

Воспитатель: Сначала добавим цветных пятнышек. Возьмем маленькие кусочки пластилина желтого, оранжевого, зеленого цвета и аккуратно примажем к листочку. А потом возьмем стеку и процарапаем прожилки – сначала самую толстую – сверху вниз, а потом потоньше в стороны. Полюбуйтесь! Красиво? А сейчас приготовьтесь: с этой картиной прямо у вас на глазах произойдут чудесные превращения. Вот картина стоит у вас перед глазами (воспитатель размещает пластину с листочком на мольберте или на доске).

Воспитатель: Я беру кусочек коричневого пластилина, раскатываю конус – длинную морковку – и прикладываю к листочку, плотно прижимаю. Как вы думаете, во что превратился листок? Да, он превратился в дерево! Вы заметили: форма листка напоминает крону дерева, а прожилки – его ствол и ветки? Веточки сейчас слеплю из жгутиков. Красиво! Посмотрите: ствол и веточки изогнулись, словно дерево танцует на ветру.

Воспитатель: а теперь давайте разомнем наши пальчики!

Пальчиковая гимнастика:

Пальчики, пальчики

Шевелим пальчиками

Прыг, прыг, прыг, прыг!

Пальчиками прыгаем по столу

Ручки взлетают, крылышки машут

Руки поднимаем вверх и машем ими, как крылышками

Ш ш ш ш ш ш ш ш ш ш.

Говорим звук «Ш»

Воспитатель: а теперь вы слепите свои листочки и превратите их в деревья! Дети выполняют задание.

Воспитатель: Мы трудились и устали. Нам нужно отдохнуть!

Физминутка:

Ножки бежали

Топаем ногами

По дорожке, устали.

Топаем ногами

Стоп!

По команде нужно остановиться

Буквой «ЭЛ» расставим ноги,

В прыжке ставим ноги широко

Руки в боки, словно в пляс.

Ставим руки на пояс

Вправо, влево,

Делаем наклоны вправо и влево

Молодцы!

В прыжке соединяем ноги вместе, хлопок руками над головой

По ходу занятия воспитатель предлагает детям, которые быстро справились с заданием, дополнить картину – слепить для дерева мелкие листочки, в уголках сделать узор из ягодок и листочков.

Воспитатель: Пусть наши глазки сейчас отдохнут!

Зрительная гимнастика «Хомка-хомячок»:

Хомка - хомка хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка рано встаёт,

Глазки свои хомка трёт.

Поморгает – раз, два, три,

Вдох и выдох. Посмотри

Далеко ручей бежит,

На носу комар пищит.

Смотрит хомка выше, ниже,

Вправо, влево, дальше, ближе…

Осмотрел он все кругом

Прыг! И в норку бегом!

Рефлексия

В конце занятия воспитатель предлагает всем детям полюбоваться лепными картинами друг друга.

Задает вопросы: а что вы сегодня делали? Какие работы вам нравятся больше всего и почему? А свои работы вам нравятся? Что бы вы добавили в свою работу?

Воспитатель выделяет успехи детей. Дает положительную оценку.


Конспект занятия по рисованию (декоративному) на тему: «Лето красное прошло (Краски лета)»

Возрастная группа: старшая

Тема: Лето красное прошло (Краски лета)

Цель: Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию, передавая впечатления о лете.

Задачи:

Образовательные: Познакомить с новым способом создания абстрактной композиции - свободное, безотрывное движение карандаша или фломастера по бумаге (упражнение «линия на прогулке»). Совершенствовать технику рисования акварельными красками (часто промывать и смачивать кисть, свободно двигать ею во всех направлениях).

Воспитательные: Воспитывать эстетические эмоции, интерес к изодеятельности.

Развивающие: Развивать мелкую моторику, речь, воображение, художественные способности.

Форма организации: групповая

Материалы, инструменты, оборудование: Белые листы бумаги разного формата и размера, акварельные краски, фломастеры или цветные карандаши, кисточки разных размеров, палитры, баночки с водой. Четыре абстрактные цветовые композиции: летняя (зелёно-салатово-красно-жёлто-голубая), осенняя (жёлто-оранжево-коричнево-серо-голубая), зимняя (бело-сине-фиолетово-голубая) и весенняя (нежно-зелено-бело-розово-голубая).

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, репродукций картин, художественных открыток, знакомящих с летними пейзажами известных художников.

Ход занятия:

Введение

Педагог собирает детей около себя и говорит, что к нам в гости пришел Незнайка и принес какие-то картины. Они ему нравятся, он хочет нарисовать такие же для своих друзей, но он не может понять, что здесь нарисовано и просит помочь ему разобраться и нарисовать картины.

Воспитатель: Хотите помочь Незнайке разобраться с изображением на картинах и нарисовать еще картины для его друзей? Сможете?

Воспитатель: А каким образом мы можем помочь Незнайке? (варианты детей – рассмотреть картины и понять, о чем они, спросить у педагога)

Воспитатель: Отличное предложение.

Продуктивная деятельность

Воспитатель показывает детям четыре абстрактные композиции, выполненные в летней, осенней, зимней и весенней цветовой гамме.

Поясняет детям, что это такие особые картины, на этих картинах мы не видим солнышка и туч, деревьев и цветов, животных и людей, домов и машин. Но они о многом могут нам рассказать с помощью простых цветовых пятен и линий. Так, если мы внимательно посмотрим на эти четыре картины, то сможем узнать, какое время года на них изображено, и почувствовать особое настроение. Воспитатель поочерёдно показывает детям цветовые композиции и спрашивает, какое время года напоминает им эта композиция, какое настроение она вызывает. Уточняет ответы детей, помогая подбирать для описания настроения соответствующие прилагательные: летняя картина вызывает радостное, бодрое, весёлое настроение; весенняя — тоже радостное, но более лёгкое и нежное, светлое, чистое; зимняя — холодное, спокойное, торжественное; осенняя — немножко грустное (как вы думаете, почему?).

Воспитатель: Незнайка, а какое время года тебе больше нравится?

Незнайка: Лето. Нарисуйте мне летние картины.

Воспитатель: У нас с вами сложная задача, поэтому мы должны работать как профессионалы. А настоящие художники умеют передавать множество разных оттенков цвета.

Можно приступать к работе.

Возникает затруднение.

Воспитатель: Смогли мы нарисовать такие картины? (Нет.)

Почему мы не смогли? (Потому что не знаем, как получить разные оттенки цвета.

Значит, что нужно сделать? (Узнать, как получить разные оттенки цвета).

Воспитатель: а что можно сделать, если что-то не знаешь? (Спросить, прочитать и т.д.)

Дети обращаются к педагогу с вопросом: «Как получить такие оттенки цвета как на картинах?»

Воспитатель показывает детям палитру: «Это палитра, специальная дощечка с красками, на которой художники их смешивают, чтобы получились новые цвета и оттенки. Вместо палитры можно использовать обыкновенное блюдце, керамическую плитку или белую бумагу. Давайте и мы с вами поработаем на палитрах, как настоящие художники».

Воспитатель: Приступаем к работе.

Дети открывают акварельные краски, смачивают их водой, сбрызгивая капельки с чистой кисточки. Берут палитры и полоски белой бумаги для рисования.

Воспитатель предлагает передать летнее настроение и сначала «поговорить» с зелёным цветом.

Дети набирают зелёную краску и наносят несколько цветовых пятен на белую полоску на расстоянии друг от друга (полоску можно предварительно сложить дважды пополам и развернуть, чтобы отделить «окошки» для пятен).

Воспитатель комментирует: «Это яркий зелёный цвет, он рассказывает о летней траве и листве». Затем педагог предлагает детям промыть кисточку, набрать жёлтую краску и добавить к одному из зелёных пятен, хорошо смешав.

Дети сравнивают цветовые пятна. Воспитатель спрашивает, о чём или о ком может рассказать этот цвет (о кузнечиках, лягушках, нежных травинках). Далее педагог предлагает детям снова промыть кисточку, набрать синей краски и смешать ещё с одним зелёным пятном. Дети сравнивают сине-зелёный цвет с густым дремучим лесом.

Воспитатель создаёт условия для свободного экспериментирования с акварельными красками в поисках «говорящих» цветов и оттенков. - Пока дети экспериментируют, педагог раскладывает на свободном столе белую бумагу разного формата и размера для летних картин. Привлекает внимание детей и показывает новый способ создания абстрактной картины.

Воспитатель: Мой фломастер отправился на прогулку. Вот он гуляет по белому листу, нигде не останавливаясь, будто бежит по дорожке или по лабиринту. Весь лист обошёл, нигде не останавливался, ни одного уголка свободного не оставил. Устал и кисточку на помощь позвал.

А кисточка тут как тут. Прибежала и за дело взялась. Все летние краски с собой взяла. Смотрите, какую картину «Краски лета» нарисовала моя кисточка.

А теперь вы нарисуйте свои летние картины.

В процессе занятия педагог читает стихотворение Я. Акима «Свети нам, солнышко!»

Свети нам, солнышко, свети!

Легко с тобой живётся.

И даже песенка в пути

Caмa coбoй пoется.

От нас за тучи-облака

Не уходи, не надо

И лес, и поле, и река

Теплу и солнцу рады.

По окончании работы картины остаются на столах до просыхания.

Рефлексия

Воспитатель собирает детей около себя.

Что мы с вами сегодня делали? Кому помогали?

Помогли понять Незнайке, что нарисовано на картинах?

Нарисовали для друзей Незнайки картины «Краски лета»

Почему вам удалось создать такие пейзажи? Что нового мы узнали?

Мы теперь знаем, как получать новые оттенки цвета.

Воспитатель хвалит детей и говорит, что теперь Незнайка многое узнал и сможет подарить эти картины своим друзьям.