Отчет о работе по теме " Коммуникативные игры с детьми раннего и младшего дошкольного возраста"

Отчет о работе с малышами в период адаптации: коммуникативные игры, которые помогают малышам войти в новую для них среду, обогатить опыт общения с незнакомыми детьми и взрослыми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчет о работе по теме

«Коммуникативные игры с детьми раннего

и младшего дошкольного возраста»

Подготовила: Никищенкова Т.Г.

                                                       воспитатель МДОБУ д/с № 4

                            р.п. Чунский

     

          Наблюдая за вновь поступившими детьми в период их адаптации к условиям группы, я отметила, что многие из них испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками.

Для того, чтобы исправить ситуацию, мне необходимо было найти такое средство, которое бы помогло детям войти в новую для них среду, обогатить опыт общения с незнакомыми детьми и взрослыми. Таким средством я выбрала игровую деятельность, в частности коммуникативные игры.

Первые положительные отношения со сверстниками складываются в процессе игры. С ней связанно возникновение интереса к играм других детей, желание включиться в игру, первые совместные игры, умение считаться с интересами окружающих. Чем разнообразнее, интереснее игры малышей, тем богаче и шире для них становится окружающий мир, светлее и радостнее жизнь.

Когда малышам одиноко в новой непривычной обстановке, именно игры со сверстниками под умелым руководством взрослого могут скрасить первое время пребывания в детском саду.

Для эффективного формирования навыков общения подходят такие игры, которые:

- соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей раннего возраста;

- событийны (связаны с каким-либо событием, понятным ребенку);

- ритмичны (чередуются коммуникативная, двигательная и умственная деятельность);

- процессуальны (в процессе ознакомления и разучивания игр формируется умение общаться).

Основная часть игр дает детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками.

        Коммуникативные игры мы проводим по желанию детей в любую свободную минуту: мы играем утром, как только соберёмся вместе, перед НОД, во время НОД, используем игры как физкультминутки, на прогулке, и, конечно, в вечернее  время.   Успешнее игра проходит в кругу, где все дети видят друг друга. Я слежу за тем, чтобы каждый ребёнок имел возможность проявить себя, никто не был обделён вниманием. После такой совместной деятельности у детей повышается настроение, что стимулирует их на самостоятельную организацию последующих действий «вместе».

     Я предлагаю вашему вниманию некоторые коммуникативные игры, которые я использую в своей группе.  Свою работу с малышами я начала  с различных  игр на знакомство детей друг с другом:  «Кто пришел?», «Игра с собачкой». «Колокольчик», «Эхо», «Привет фотографии», «Ау!», «Клубочек ласковых имен», «Путаница имен» и др.

   Игра «Кто пришел?»

Встреча детей перчаточной куклой (надетой на руку педагога)

Кто пришёл? Женечка пришла!

Здравствуй, Женечка!

«Игра с собачкой»
Гав-гав! Кто там?
Это песик в гости к нам,
Я собачку ставлю на пол.
Дай, собачка, Пете лапу!
Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять ее за лапу.

 Игра «В нашей группе»
Воспитатель предлагает детям сесть в круг, хлопать в ладоши, приговаривая:
В нашей группе, в нашей группе,
Много маленьких ребят,
Много маленьких ребят,
Вместе рядышком сидят.
Называем по очереди всех детей:
А у нас есть … Настя
А у нас есть … Петя и т.д.
Много маленьких ребят,
Много маленьких ребят
Вместе рядышком сидят.
Игра повторяется несколько раз, чтобы дети запомнили друг друга.

  Игра «Колокольчик»

«Давайте поприветствуем друг друга с помощью колокольчика». Дети, называя имя соседа в ласковой форме, передают друг другу колокольчик. Например: Здравствуй, Настенька! Дин-дон-дон!, Здравствуй, Сашенька! Дин-дон-дон! (и так далее, пока колокольчик не обойдет весь круг).

Игра « Эхо»

Игра «Шел по крыше воробей»

Шел по крыше воробей.

Собирал своих друзей,

Много, много, много нас,

Встанут Танечки (Ванечки и т.п.) сейчас…

      Для  установления дружеского контакта между детьми, а также для того, чтобы

настроить детей на совместную работу в группе я использую   игры - приветствия или эмоциональные минутки. Это такие игры, как «С добрым утром глазки», «Здравствуй, солнце золотое!», «Хей! Хей! Привет тебе!» и др.

Утром рано мы проснулись (потягиваемся).

Солнышко, солнышко! (фонарики вверху).

Выпиваем чашку чая (одна ладошка-блюдце, другая - чашка,

подносим ко рту, как будто пьем)

До донышка, до донышка (стучим кулачком по ладошке)

Едим на завтрак бутерброд (кладем одну ладошку на другую)

С маслицем, с маслицем (гладим одну ладошку другой)

Ну-ка вместе, ну-ка дружно:

- Здравствуйте, здравствуйте!

(беремся за руки)

     На следующем этапе я знакомлю детей с играми с общей ролью. Это игры, в которых дети действуют одновременно и одинаково. Общность движений и игровых интересов усиливает радостные переживания и эмоциональный подъем, способствует сплочению детского коллектива, повышению самооценки,  уверенности в себе.  Кроме того, дети учатся согласовывать свои действия друг с другом. Это игры  «Гном и дом», «Веселые ладошки», «Большие ноги»,  «Карусели», «Катаем мяч»», «Пузырь», «Мы капусту рубим», «Зайка»,      «Музыкальные  обнималки», «Доброе животное» и др.

Игра «Ниточка»

Воспитатель говорит детям: «Я – иголочка, а вы – ниточка». Дети встают за педагогом, берутся за руки, идут со словами:

«Ниточка, ниточка за иголкой тянется,

Никогда без ниточки иголка не останется».

Останавливается и говорит:

«Я за ниточку взялась -

Тонкая нитка порвалась!»

 (дети поднимают сцепленные руки вверх и резко опускают их на последний слог, расцепляя).

 Игра «Магнит»

Дети стоят в кругу и держатся за руки. Пока звучит музыка, они двигаются по кругу. Когда музыка останавливается, взрослый называет чьё-нибудь имя (Даша). Тогда все дети, отпустив руки, бегут к Даше и встают вокруг нее в тесный кружок, так как Даша – магнит. Затем игра возобновляется. Магнитом должен побывать каждый ребенок.  

Игра «Зверята»

Дети стоят в кругу и выполняют движения, соответствующие тексту стихотворения.

Мы сегодня не ребята,

А веселые котята (поочередно плавно выставляют руки — «лапки» вперед.

Всем покажем коготки,

Очень острые они (сжимают и разжимают пальцы).

Мы сегодня не ребята,

А веселые утята (переступают с ноги на ногу, опустив руки вдоль туловища, развернув ладони перпендикулярно корпусу).

Вслед за уточкой идем,

От нее не отстаем (идут по кругу на прямых ногах, слегка переваливаясь с боку на бок).

Мы сегодня не ребята,

А веселые щенята (прижав согнутые руки к груди, опустив кисти свободно вниз.

Можем хвостиком вилять (виляют)

И тихонько порычать (рычат, показывая верхние зубы).

Мы сегодня не ребята,

В веселые козлята (прикладывают указательные пальцы к голове, показывая рожки).

Любим рожками бодаться,

Бегать, прыгать и толкаться (наклоняют голову, слегка толкают соседей).

Мы сегодня не козлята (берутся за руки),

Не утята, а ребята.

Мы друзей себе найдем,

Хоровод свой заведем (заводят хоровод).

  После того, как дети освоили игры с общей ролью я начала знакомить детей с играми, в которых нужно действовать по очереди, небольшими группами или действовать в соответствии с ролью – ведущий, участники. Это такие игры. как «Я по горенке иду», «Завивайся, капустка», «Змейка», «Передача мячей», «Паровоз», «Огуречик - огуречик», «Я – змея», «Липучки», «Дрозд»
Эти игры кладут начало самостоятельности и дружеским контактам детей.  

  Игра «Липучки»

Все дети под веселую музыку бегают по комнате. Двое детей, держась за руки, пытаются поймать сверстников. При этом они  приговаривают: «Я - липучка – приставучка, я хочу тебя поймать».

Каждого пойманного ребенка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей «липучей» компании. Затем они все вместе ловят других детей. Когда все дети в группе станут «липучками», они начинают все вместе танцевать и напевать: «Мы липучки - приставучки. Будем вместе мы плясать».

  Игра «Мои руки хороши, а у соседа лучше»  

 Дети стоят в парах и дотрагиваются до названой части тела сначала своей, а потом - товарища со словами: «Мои руки (показ) хороши, а у соседа лучше (взять товарища за руки).

 Игра «Я по горенке иду»

Я по горенке иду (дети идут спокойным шагом по разным дорожкам)

Друга милого найду (находят, останавливаются напротив него)

Вот ты (хлопают свои ладошки о ладошки друга 2 раза).

Вот я (показывают на себя и хлопают 2 раза в ладошки).

Вот компания моя (берут друг друга под правые руки и кружатся)

  Игра «Бабушка Маланья»

Дети берутся за руки и встают в круг. Воспитатель,  изображающий Маланью, встает в центр круга. Ребята идут по кругу и поют веселую песенку:

У Маланьи, у старушки,

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей,

Все без бровей. (Закрыть брови руками)

Вот с такими ушами,

Вот с такими носами,

Вот с такими усами,

С такой головой,

С такой бородой. (всё это показывают)  

Ничего не ели,

Целый день сидели, (присаживаются на корточки)

На неё глядели и делали вот так…

Затем дети повторяют за Маланьей любое смешное движение, которое покажет ребенок. (Рожки, длинный нос, прыжки, танцевальные движения, приседания, погрозить пальцем, в шутку заплакать и пр.)

Работа в данном направлении помогла детям адаптироваться в группе, найти себе друзей, раскрепоститься, лучше узнать друг друга. В свою очередь  коммуникативные игры помогли мне установить положительный контакт с детьми.