Муниципальный этап Всероссийского конкурса "Учитель года - 2023"

Дряева Дарья Александровна

Мои разработки 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

урока русского языка в 6 классе

Тема: Разряды имен прилагательных

Тип урока: комбинированный; урок комплексного применения знаний учащихся, призванный  привить   навыки самостоятельно применять знания и умения,   осуществлять перенос их в новые условия.  

Цель урока: закрепить знание  о разрядах прилагательных по значению; дать понятие о переходе прилагательных в другие разряды, знать морфологические признаки разрядов прилагательных.

Задачи:

образовательные: продолжить изучение имени прилагательного как самостоятельной части речи;  закрепить знания о разрядах прилагательных;   дать понятие об употреблении прилагательных в значении других разрядов, показать, как подобные прилагательные употребляются в художественных текстах  виде эпитетов;

развивающие: развивать логическое умение анализировать, сравнивать с опорой на познавательный интерес и творческий подход при изучении темы; развить навык умения работать с текстом;

  воспитательные:    воспитание патриотизма и любви к Родине; воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной и групповой работе.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: осознавать ценности русского языка и возможности, предоставляемые средствами русского языка – прилагательными, для самовыражения и развития творческих способностей личности.

Метапредметные: анализировать, сравнивать, делать обобщения, строить рассуждения.

Предметные: находить прилагательные в предложении, определять их разряд, использовать в речи, разграничивать степени сравнения качественных прилагательных, наблюдать за использованием разрядов прилагательных  в художественной речи, определять их роль в текстах разных типов речи.

Методы: исследовательский, частично-поисковый, здоровьесбережение, ИКТ.

Приёмы: анализ, сравнение, наблюдение.

Формы деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: доска, экран, компьютер, мультимедийный проектор, УПК по русскому языку для 6 класса под ред. В.В. Бабайцевой, 2019 г., раздаточный материал, портреты шахматистов, плакат, шахматная доска.

Образовательная технология: технология проблемно-диалогического обучения.

Этап урока организации учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия

  1. Оргмомент.

Цель:                              - мотивировать обучающихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

Учитель настраивает обучающихся на работу через положительные эмоции.

- Доброе утро, ребята! Когда мы говорим слово «добрый», невольно хочется улыбнуться. Давайте все улыбнёмся самыми добрыми улыбками!

- Какие вы красивые, когда улыбаетесь! Подарите улыбки друг другу! Улыбнитесь нашим гостям! А теперь прошу садиться.  

Слушают учителя, выполняют его просьбы, настраиваются на положительные эмоции.

Личностные УУД: осознанное положительной отношение к учению;

Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и сверстниками.

  1. Этап мотивации к учебной деятельности.

- осознанное вхождение обучающегося в пространство учебной деятельности;

- создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.

- Ребята, вы знаете, что у меня в руках? Да, это шахматы. Как вы думаете, почему я принесла вам именно шахматы? (Дети высказывают предположения.)

- Шахматы – это не просто игра, это спорт и искусство, это торжество разума, логического мышления, это бесконечные возможности человека.

- Посмотрите на сайд. СЛАЙД Давайте прочитаем высказывания великих шахматистов.

Эмануэль Ласкер:

Без ошибок не может быть блестящих побед.

Анатолий Евгеньевич Карпов:

Шахматы учат правильно оценивать свои силы, анализировать, логически мыслить, не говоря уже о том, что шахматы развивают память.

Главное — борьба, воспитание своего характера, а успехи обязательно придут, если постоянно работать над шахматами и по-настоящему их любить.

- И это не просто мудрые слова – это руководство к действию. Ведь эти советы применимы к любой области человеческой жизни.

- Сейчас на основании этих афоризмов мы создадим правила, которыми будем руководствоваться на нашем уроке.

Собираем предложения.

1.        Надо не бояться ошибок, а учиться на них.

2.        Нужно правильно оценивать свои силы, анализировать, логически мыслить.

3.        Необходимо упорно работать над собой, чтобы добиться успеха.

Таблицу с правилами повесить на магнитной доске, чтобы оставалась на глазах.  

Высказывают предположения, отвечают на вопросы.

Составляют предложения из данных на слайде слов.

  1. Стадия вызова

Цель:

- актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;

- актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение.

- Ребята, отгадайте загадку!

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

-О какой части речи идёт речь? (о прилагательных)

-Для чего мы используем в речи имена прилагательные?

Отгадывают загадку, отвечают на вопросы.

Предметные УУД: знание теоретического материала по теме Регулятивные УУД: определять цель деятельности.

Познавательные: воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи.

  1. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Постановка учебной задачи.

Слово учителя:

Я предлагаю вашему вниманию прослушать рассказ Ю. Яковлева «Всё о ней», но в этом рассказе будет пропущено одно слово, которое я не буду называть, но вы должны догадаться…

«В большой стране у каждого человека есть свой уголок — деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая _______  А из множества маленьких разных уголков и состоит наша общая, великая _______ Она начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. Всегда с тобой, где бы ты ни жил. И у каждого она одна. Как мама._________ — мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них; приходит на помощь, придаёт силы».

Это слово – Родина, правильно, молодцы, ребята!

Подберите имена прилагательные к слову Родина (большая, малая, великая, отцовская, бескрайняя, любимая, родная).

А из текста какие прилагательные вы можете назвать? (большой, маленькая, разных, общая, великая, огромна и прекрасна)

-Теперь скажите, что обозначают имена прилагательные, какие имеют морфологические признаки? (Обозначают признак предмета, изменяются по родам, числам, падежам) Работа в тетрадях.

- Откройте тетради, запишите число.

- А теперь мы еще раз вернемся к тексту. Посмотрите и ещё раз прочитайте первое предложение. Что такое свой уголок? (деревня, улица, дом, где он родился)

Обучающиеся слушают текст, вставляют недостающее слово.

Подбирают имена прилагательные к слову «родина», находят прилагательные в тексте.

Вспоминают, какие морфологические признаки имеет имя прилагательное.

Ребята делают записи в тетрадях. Анализируют текст, отвечают на вопросы учителя.

Познавательные УУД:

извлечение информации из источников, установление причинно-следственной связи между действиями и явлениями.

Регулятивные УУД:

 самостоятельное формулирование темы урока. Концентрируют свое внимание на задании. Размышляют и анализируют. Делают вывод по этому виду работы.

  1. Построение проекта выхода из затруднений.

Цель: мотивировать обучающихся к деятельности;

-  координировать деятельность обучающихся;

- контролировать выполнение задания.

Напишите слово «дом» в середине строки.

- Ваша задача: распределить имена прилагательные в три столбика, а как вы их будете распределять, это ваша задача.

 (большой, зимний, белый, папин, мамин, теплый, кирпичный, городской, дедушкин)

Дом  

Большой

Белый

Тёплый  

Городской

Зимний

Кирпичный  

Папин

Мамин

Дедушкин  

Проверка. Оценивание себя.

- По какому признаку вы распределили прилагательные в 3 группы?

- Что обозначают слова в первом столбике? (цвет, размер, свойство, качество) К какому разряду они относятся?

- Что обозначают прилагательные во втором столбике?   (место, время, материал) К какому разряду они относятся?

- В третьем? (принадлежность предмета кому-либо) К какому разряду они относятся?

- Попробуйте теперь сформулировать тему нашего урока. Что мы будем сегодня изучать? (Разряды прилагательных)  

Ребята  выполняют задание в тетради индивидуально. Осуществляют взаимопроверку, выставляют оценки друг другу, затем осуществляют проверку с эталона.

Самостоятельная работа.

Распределяют слова по определённому критерию, стараются понять, что лежит в основе классификации.

Проверяют себя, обосновывают свою точку зрения.

Регулятивные УУД: самостоятельная работа, планирование своих действий. Формулирование высказывания, установление причинно-следственной связи между явлениями.

Личностные УУД: выражение осознанного отношения к учебной деятельности.

  1. Дидактическая игра.

Цель: закрепить изученное, сменить вид деятельности. Снять эмоциональное и физическое напряжение обучающихся.

Игра «Убери лишнее». Кто быстрей выберет и покажет прилагательные нужного разряда.

На столе у каждой группы карточки со словами. Надо выбрать и поднять те, которые соответствуют заданию.

Круглый, хрустальный, рыбий, красный, утренний, волчий, осенний, собачий, добрый.  

1 гр. – качественные (круглый, красный, добрый)

2 гр. – относительные (хрустальный, утренний, осенний)

3 гр. – притяжательные (рыбий, волчий, собачий)  

Работа в группах. Ребята самостоятельно в группе выбирают «свои» прилагательные.

Ребята чувствуют ситуацию успеха, мотивирующую их к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

  1. Физминутка

Цель: здоровьесбережение, смена деятельности, восстановление сил.

- Ребята, вы молодцы! А теперь давайте немного разомнёмся!  

Ребята выполняют физические упражнения под музыку.

  1. Дидактическая игра.

 Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками

Игра «Волшебная указка»  

На слайде 3 ряда прилагательных. Одно из них лишнее. Надо указкой дотронуться до лишнего прилагательного. Если это правильный ответ, оно исчезнет. Если вы ошиблись, то останется на месте. Ответ надо будет обосновать.

Группы работают по очереди. Совещаются.

  1. Быстрый, молочный, храбрый.
  2.  Волчий, деревянный, серебряный.
  3. Стройный, шерстяной, сильный.  

Обучающиеся выполняют упражнение занимательного характера. Они закрепляют знания в устной, игровой форме,

Познавательные УУД:

уметь строить рассуждение, приводить примеры в качестве доказательства, уметь давать определения понятиям. Коммуникативные УУД: выступление перед аудиторией

  1. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Цель: установить степень усвоения обучающимися изученного материала

Буквенный диктант

Определить разряд прилагательных и записать одной буквой (К, О, П).

 1)        Милое детство.

2)        Кавказские горы.

3)        Мамины руки.

4)        Голубое озеро Байкал.

5)        Честный поступок.

6)        Медвежья берлога

7)        Сельский пейзаж

8)        Сладкий сюрприз

Проверим себя.

 к о п к к п о к

Сверяем со слайдом. Оцениваем.

Ребята записывают в тетради буквы – ответы и проверяют полученный результат. Оценивают  свою работу.

Регулятивные УУД:

 корректировка действий на основе ошибок, планирование своих действий;

Личностные УУД: выражение осознанного отношения к учебной деятельности.

  1. Открытие нового.

Цель: представить в игровой форме новые сведения по изучаемой теме.

- А теперь давайте вернёмся к шахматам. Они раскрыли нам не все свои тайны.

- Как вы думаете, как связаны шахматы с прилагательными, с нашей темой? (У шахматистов тоже есть разряды, и их тоже 3.)

- Совершенно верно. Но это ещё не всё. Внимательно посмотрите небольшой видеофрагмент.

Смотрим видеофрагмент о переходе пешек в другие фигуры.

- О чём данный видеоролик? Действительно, если пешка дошла до последней противоположной линии, то она удостаивается особой чести: простая пешка может стать любой фигурой по выбору игрока. Вот такое интересное правило существует в шахматах. И это правило тоже сближает шахматы и прилагательные. Сейчас мы увидим, как это происходит.

Отвечают на вопросы учителя, сравнивают шахматы с прилагательными. Смотрят видео, стараются найти связь между прилагательными и шахматами.

Познавательные УУД:

уметь строить рассуждения;

Коммуникативные УУД: выступление перед аудиторией

Регулятивные УУД: умение логически связывать предметы и явления.

  1.  Закрепление.

Цель: закрепление изученного

Релаксация. Творческая деятельность.

Творческая деятельность.

Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками; учить видеть предмет как часть целого.

  1. Объясните значение словосочетаний со словом. Определите их разряд.

ЗОЛОТОЙ  

К какому прилагательному относится это слово? (ОТНОСИТ.)

Золотые руки, золотые часы, золотые волосы

- Какое значение имеет данное прилагательное в этих словосочетаниях? (Золотые руки - умелые, золотые часы – сделанные из золота, золотые волосы – жёлтого цвета.)

- В  каких словосочетаниях слово ЗОЛОТОЙ не является относительным? А каким?

- Получается, в словосочетаниях золотые руки и золотые волосы прилагательные из относительных превратились в качественные.  

  1. Работа с выразительно-изобразительным средством.

- Когда мы говорим «золотые руки» вместо «умелые», «лисья хитрость» вместо «большая», то речь наша становится выразительнее. Вы  согласны?

На доске зашифрованное слово ТИПТЕЭ - ЭПИТЕТ

Это слово обозначает: «Художественное, образное определение, раскрывающее какой-то наиболее яркий признак предмета».

- Правильно! Это слово «эпитет». Эпитеты часто используют писатели и поэты в своих произведениях. И нередко в роли эпитета выступают прилагательные, сменившие свой разряд. Один из таких поэтов – Сергей Александрович Есенин, воспевший красоту родной русской природы.

Учитель под музыку выразительно читает стихотворение.

- Ребята, выполните задание: найдите в стихотворении…

Задание. Найти в тексте эпитеты, отметить их и выделить среди них те прилагательные, которые перешли в другой разряд.

Задремали звёзды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шёлковые косы.

Шелестят зелёные сережки,

И горят серебряные росы.                                               (С.А. Есенин)

Дети делают вывод:

Прилагательные ЗОЛОТЫЕ, ШЁЛКОВЫЕ, СЕРЕБРЯНЫЕ в этом стихотворении качественные, а не относительные, так как не обозначают материал, из которого сделаны предметы: звёзды, ветви берёз и росы.  

  1. Творческая работа.

- Ребята, вы помните, с чего мы начали наш разговор? (Родина) Мы снова обратимся к этой важной теме, только поговорим о малой родине. Что такое малая родина? Ребята, как называется наше село? Где мы живём?

-Вы любите свое село?

-Заполните карточки: подберите качественные прилагательные, чтобы получился небольшой текст о нашей маленькой родине.

Новоселицкое -_____________,_________________ село. Улицы здесь __________,  __________. Дома _____________, _____________. Наша школа находится на улице Школьная 27. Она_____________,  __________.Я люблю свое ___________ село.

Проверка (3-4 человека).  

Ребята определяют разряд данного слова вне контекста, а потом в контексте и делают вывод о переходе его в другие разряды.

Ребята вспоминают, что такое эпитет и находят его в прослушанном поэтическом тексте.

Дети отвечают на вопросы учителя, выполняют индивидуальную работу: вставляют в текст качественные прилагательные.

Предметные УУД: знание теоретического материала по теме

Регулятивные УУД: умение рассуждать, анализировать.

Познавательные: воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи.

Регулятивные УУД: установление причинно-следственных связей между действиями и явлениями.

Личностные УУД: творческое восприятие текста, слова.

Познавательные УУД: построение рассуждения, умение давать определение понятиям.

Познавательные УУД: извлечение информации из источников, умение строить рассуждение, приводить примеры в качестве доказательства своей точки зрения. Регулятивные УУД: составление плана действий, выдвижение версии решения проблемы.

Коммуникативные УУД: формулирование собственного мнения.

Регулятивные УУД: планирование своей деятельности в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:  выдвижение аргументов в защиту собственного мнения, выступление перед аудиторией.

Предметные УУД: различать прилагательные по значению.

  1.  Рефлексия учебной деятельности

 Цель: подвести итоги двух уроков

В течение урока мы с вами обращались к шахматам. И сейчас я предлагаю вам подумать над тем, как вы поработали на уроке, и оценить себя с помощью шахматных фигур.

Если вы оцениваете свою работу на «5», то выберите фигурку ферзя. Если на «4» - ладью. Если же вы не совсем довольны своей работой и хотели бы ещё поработать над данной темой, то выберите пешку.

Дети выбирают фигуру и прикрепляют её на шахматную магнитную доску.

- Ребята, наше занятие закончено. Спасибо за активную работу!

Обучающиеся отвечают на вопросы. Соотнося цель и результаты уроков, степень их соответствия, осуществляют оценку урока.

Личностные УУД: оценивание собственной деятельности.

Регулятивные УУД: анализирование собственной деятельности, оценивание уровня владения учебным действием.

  1.  Домашнее задание творческое

Написать сочинение-миниатюру о малой родине, используя различные прилагательные.



Предварительный просмотр:

 Тема воспитательного   события  

«Человек идет к цели дорогою добра!»

      Школьники   на  занятии  познакомятся с таким понятиями как «Цель», «Достижение успеха», «Индивидуальность» через обсуждение видеоцитат

Цель: 

  • Способствовать формированию нравственных качеств: доброта, отзывчивость, целеустремленность;
  • Способствовать развитию у детей чувства товарищества, взаимопомощи, умения говорить, рассуждать, проявлять творческую активность;
  • Воспитывать уважение к людям, стремление совершать добрые дела.

Задачи:

  • развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
  • способствовать развитию у воспитанников мотивации к совершению добрых поступков;
  • развивать коммуникативные навыки, речь;
  • воспитывать у детей чувство дружбы, умения находить выход из трудных ситуаций;
  • воспитывать стремление совершать добрые дела, воспитывать у учащихся нравственные качества;
  • ориентация в системе моральных норм и ценностей и в особенностях социальных отношений и взаимодействий;

Оборудование: Компьютер, проектор с экраном или интерактивная доска, колонки, мяч, микрофон - по желанию

Звучит фоновая музыка, дети входят в кабинет. Парты убраны. Полукругом стоят стулья. Помощник раздает школьникам по листу бумаги.

Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости, жюри. Я  рада Васприветствовать на нашей сегодняшней встрече, которая посвящена однойизважных и актуальных тем . А какая тема, вы, ребята,  мне скажете сами.

Я предлагаю вам взять листок бумаги. Ваша задача- поместить этот листок в ладошке. Вы можете его сминать, рвать, сгибать, складывать. Итак, приступим! А теперь откройте свою ладошку и посмотрите на свой листок внимательно. Давайте попробуем сравнить результат с листочком ваших друзей. Есть ли у  кого – то точно такой же?

У каждого получилось что – то своё. Вы складывали по-разному, вы разрывали по-разному, вы, даже, сминали листочек по-разному. Так и в жизни: каждый человек неповторимая личность, и на всей земле больше такой не существует. Послушайте, что об этом говорит артист театра и кино Николай Фоменко (6.45-6,53) «Я хотел бы, что бы вы думали о себе, как об индивидууме. Каждый -это единица, которой больше нет и не будет. Которая больше не повторится  никогда».(Видео)

Ребята, вы индивидуальны и уникальны каждый по – своему,  поэтому и планы на будущее у каждого свои.

А сейчас поиграем и узнаем о ваших планах и мечтах, я вам  будут бросать мяч, а вы его возвращайте мне  и одним предложением отвечайте «Я мечтаю  о…».

(Учитель берет мяч и бросает учащимся. Участник возвращает мяч с фразой о своей мечте. Далее учитель  снова бросает мяч другому ученику и т. д. Рекомендации: Начать лучше игру с тех, кто проявил активность, постараться охватить большинство детей.)

Какие же у вас разнообразные мечты! А чего вы уже доблись?

Учитель: Молодцы! А, теперь еще вопрос: «Что человек должен пред собой поставить, чтобы приблизиться к своей мечте?»

Дети высказывают различные предположения.

Учитель: Итак, тема нашейвстречи–« Человек идет к цели дорогою добра»

Учитель: Цель жизни человека – это его планы на будущее. Цель придаёт жизни смысл, помогает осознанно относиться к учению, развитию своего интеллекта и  своего таланта.

Посмотрите добрый мультфильм про щенка, который хотел стать собакой-поводырем и помогать людям, которые не могут видеть мир, как мы с вами.

Мультфильм «Пип» (2 мин)

Учитель: Ребята, понравился вам мультфильм?

Как вы думаете, что помогло Пипу достичь свою мечту и стать собакой-поводырём? Знал ли Пип, что так произойдет и ему нужно будет спасти человека?

(Дети высказывают различные предположения и среди них будет:«Пипу  помог  случай!».

Правильно! Жизнь, вообще – это цепь случайностей. Случай дается каждому! Весь вопрос в том, насколько вы готовы к этому случаю! Готовы или не готовы! Случай дается каждому и не один раз!

Как вы думаете, если бы Пип не прилагал усилий в учебе, не придумывал выходы из различных ситуаций, не преодолевал трудности, он был бы готов проявить себя в тот момент, когда ему представился такой случай-спасти человека от опасности?

(идет обсуждение  про доброту  и старания, которые Пип проявлял при обучении).

Друзья, а как вы думаете, каким нужно быть человеку, что бы он мог преодолевать трудности? Вам нужно назвать его черты и качества. (Учитель дает мяч участникам). Например: добрый …… 10 человек опросить!!!!!

Молодцы! Отлично! Как много физических качеств и чёрт личности вы назвали!  

А теперь мы с вами встанем полукругом и поиграем:

Хлопают только те, кто любит игру в шахматы;

Топают только те, кто любит бегать наперегонки;

Хлопают только те, кто любит петь;

Топают только те, кто любит танцевать;

Хлопают только те, кто любит готовить

Топают только те, кто любит вышивать;

Хлопают только те, кому нравится играть в футбол;

Топают только те, у кого прекрасное настроение.

Отлично! Сколько здесь талантливых детей!

Учитель: «Ребята, не надо быть первым! Надо быть лучшим! Потому что первый-это случай! Но, когда – нибудь придут не к первому, а к лучшему и выберут, все равно, лучшего! Потому что первый-это было и ушло, а лучший -это навсегда!»

Наш классный час подходит к концу! Что вы сегодня интересного узнали? Давайте вспомним! Появляются слайды, и дети ДОПОЛНЯЮТ ФРАЗЫ:

  • Каждый человек………-индивидуальность!
  • Каждый человек……….личность!
  • Чтобы добиться успеха, нужно …………быть готовым к случайности!
  • Чтобы чему-то научиться, нужно………. не бояться делать ошибок!
  • Нельзя научить! А Можно……… научиться!
  • Под лежачий камень…………… вода не течет!
  • Не надо быть первым! А  Надо…………..быть лучшим!

Заключение

Учитель: Ребята, достигнуть цели совсем не трудно: надо просто каждый день делать к ней, хотя бы, один шаг. Выбирая цель, помните, человек идёт дорогою добра.

           Я очень  рада сегодняшней встречи с вами. Спасибо, что поделились со мной своими мечтами.

          А сейчас я приглашаю вас выйти ко мне, давайте встанем полукругом.

Наша встреча прошла в теплой дружеской атмосфере. Я получила от вас много добрых эмоций и хочу ими с вами поделиться. Для этого нужно собрать нашу энергию и поделиться ею друг с другом. Повторяйте за мной.

А теперь передайте друг другу. Сомкните круг и поделитесь друг с другом.

Я почувствовала ваше тепло и положительную энергию. А что вы почувствовали?

Я благодарю вас за прекрасную встречу. У нас получилось всё, что мы задумали. Давайте поаплодируем друг другу. Всего вам доброго!!

Пожалуйста, займите свои места.



Предварительный просмотр:

Тема мастер- класса  «Всем в мире правит красота.

 Приемы работы  на уроках  изучения лексикологии»

Оборудование : На столе: роза в вазочке, репродукция картины «Портрет неизвестной» И. Крамского, жемчужные бусы, презентация

  1. Вопрос к  присутствующим: Что, по-вашему, объединяет эти предметы? Если вопрос вызывает затруднение или даются разнообразные ответы, то задать ещё один вопрос: Вам нравятся эти предметы? Чем? Надо постараться, чтобы ответ сводился к красоте данных предметов. (Они красивые.) Если же слушатели сразу дадут ответ «красота» на первый вопрос, то всё-таки надо спросить, нравятся ли они. Вывод: эти предметы объединяет красота, которая привлекает в них.
  2. «Да, красота – это великая сила. Она привлекает, притягивает. Оноре де Бальзак писал: «Всегда следует стремиться к прекрасному». А Фёдор Михайлович Достоевский верил, что именно «красота спасёт мир». Даже простой народ был убеждён в силе красоты.  Туркмены создали пословицу: «Видеть прекрасное – это кусочек рая». А персидская пословица гласит: «Красивое лицо отрывает двери и исцеляет сердца». К красивому подчас относимся несколько снисходительно: «Красивому яблоку червоточинка не укор», - так утверждает русская пословица.
  3. Задание залу (группам): сложить пословицу и объяснить её смысл.
  • Красота сердца дороже красоты лица. (русская пословица)
  • Красота не нуждается в украшениях. (индийская пословица)
  • Красота лица – в красоте характера. (арабская  пословица)

Проверка групп.

  1. «Красота человека проявляется во всём – в одежде, лице, речах. Этот ряд можно продолжать. Но главное, как показали нам пословицы, - это красота души. Нередко красивое внешне оказывается безобразным внутренне, а неприглядное снаружи – прекрасным изнутри. Об этом написал Николай Михайлович Заболоцкий. Посмотрите, пожалуйста, на экран. (Демонстрация видеоролика)
  2. «Красивой должна быть и речь. «Красота – от  глаз  и уст» - это туркменская пословица. Понимать её можно по-разному. Но разве красота, идущая из уст, это не красота языка?

А что такое для нас красота речи? Это её стройность, правильность, грамотность, соответствие нормам».

  1. «На уроках мы часто говорим о красоте и богатстве русского языка. И нередко, иллюстрируя это утверждение, обращаемся к … Впрочем, я предлагаю вам самим назвать этот термин».

На доске:

СНОИМИНЫ

  1. Слова, близкие или одинаковые по значению
  2. Слова, противоположные по значению
  3. Разные слова, одинаковые по звучанию

- Какое слово зашифровано? Что оно обозначает? (Синонимы - слова, близкие или одинаковые по значению.)

  1. Я предлагаю вам подобрать синонимы к слову «красивый». А поможет нам в этом головоломка. В ней зашифровано 9 синонимов к слову «красивый» (само слово отсутствует в табличке). Посмотрим, какая группа за 1 минуту найдёт больше нужных нам слов.

Двигаться можно не только слева-направо и сверху-вниз, но и наоборот. Нельзя – только наискосок.

Группы приступают к работе.

о

ч

а

р

о

с

к

о

у

л

у

р

п

в

ф

е

ш

р

х

д

е

р

а

л

ч

н

ы

д

е

к

е

т

в

у

ч

й

и

с

р

м

е

и

д

н

ы

в

н

а

и

л

ь

н

ы

й

н

ы

с

б

ы

о

ы

ц

ь

ы

й

н

л

й

т

й

к

й

ж

й

ы

е

с

т

я

щ

и

Зашифрованные слова.

  • Очаровательный
  • Роскошный
  • Прекрасный
  • Чудесный
  • Чудный
  • Дивны        й
  • Премилый
  • Блестящий
  • Видный

Проверка работы групп. Поблагодарить за работу. Высветить слайд, проверить, все ли синонимы найдены.

  1. «Нередко речь наша становится некрасивой, если мы часто повторяем одно и то же слово. Этот речевой недочёт мы называем повтором.

Я предлагаю вам изменить текст, заменив повторяющееся слово синонимом».

Работа совместная.

Читаем текст. Какое слово повторяется? Давайте постараемся его заменить синонимами. Участники говорят, а учитель записывает, потом читаем получившийся текст.

Исходный текст.

Передо мной развернулась красивая картина. Красивое поле расстилалось  на несколько километров. Цветы, уже немного поблекшие, но всё ещё красивые, расцвечивали его поверхность. Яркие лучи солнца золотили луг, и от этого он казался ещё красивее. А над всем этим великолепием в высоком небе стройными рядами летели красивые лебеди.

Вариант изменённого текста.

Передо мной развернулась чудная картина. Красивое поле расстилалось  на несколько километров. Цветы, уже немного поблекшие, но всё ещё очаровательные, расцвечивали его поверхность. Яркие лучи солнца золотили луг, и от этого он казался ещё прелестнее. А над всем этим великолепием в высоком небе стройными рядами летели прекрасныелебеди.

  1. «Мы начали наш разговор с красоты. Вы совершили чудо: сделали текст  красивым. На уроках мы с детьми тоже стремимся создавать красоту.

И при этом никогда не следует забывать – и обязательно убеждаем в этом наших воспитанников – красота везде и всегда с нами – в нас самих или рядом – в других людях, в мире вещей, в природе». Учитель читает стихотворение.

Живёт повсюду красота,

Живёт ни где-нибудь, а рядом.

Всегда открыта нашим взглядам,

Всегда доступна и чиста.

Живёт повсюду красота:

В любом цветке, в любой травинке,

И даже в маленькой росинке,

Что дремлет в складочке листа.

Живёт повсюду красота,

Живёт в закатах и рассветах,

В лугах, туманами одетых,

В звезде, манящей как мечта.

Живёт повсюду красота,

Сердца нам радуя и грея,

И всех нас делает добрее

Она, наверно, неспроста.

(Михаи́л Спарта́кович Пляцко́вский)

Всем в мире правит красота! Этими словами я хочу закончить наш мастер-класс. Спасибо за внимание!