Работа с воспитателями

Хаматова Зарина Рафаиловна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №7 «Звездочка» г. Дюртюли

Консультация для воспитателей

«Роль подвижной игры и спорта в развитии

физических качеств у дошкольников»

Подготовила :

Инструктор

по физической культуре

Хаматова З.Р

2023 год

Физическое воспитание является основой всестороннего развития ребенка. Ни в каком другом возрасте физическое воспитание так тесно не связано с общим воспитанием, как первые семь лет. В дошкольном детстве у ребенка закладываются основы здоровья, хорошего физического развития и двигательной подготовленности.

На сегодняшний день в современном мире одной из самых важных задач физического воспитания дошкольника выступает развитие у него физических качеств, так как уровень общей физической подготовленности детей определяется тем, как развиты у них основные виды движений и физические качества.

Физические качества — это различные стороны двигательных возможностей человека, степень овладения определенными двигательными способностями.

К физическим качествам относятся быстрота, сила, ловкость, выносливость и гибкость.

При выполнении любого вида упражнения осуществляется развитие всех без исключения физических качеств, но только одни развиваются преимущественно больше, чем остальные. Когда речь идет о развитии физических качеств у дошкольников, то мы в большей степени должны опираться на развитие ловкости, быстроты и гибкости, но при этом не забывать и о соразмерном развитии силы и выносливости.

Физические качества у детей дошкольного возраста развиваются в процессе овладения различными движениями, объем которых указывается в программе дошкольных образовательных учреждений. Для расширения диапазона двигательных возможностей детей необходима специальная целенаправленная работа по развитию физических качеств.

Одной из эффективных форм развития физических качеств у детей дошкольного возраста, по мнению многих специалистов по физическому воспитанию, являются – игры, а именно подвижные и игры с элементами спорта

Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой силой, являясь традиционным средством педагогики. Где, как не в игре, дети с удовольствием и с интересом принимают участие, познают что-то новое для себя, в игре развиваются двигательные способности, обогащается двигательный опыт и, конечно, же главное значение игр и игровых упражнений является развитие физических качеств ребёнка, это единственный не насильственный способ заинтересовать ребёнка в выполнении каких-либо действий, направленных на развитие быстроты, ловкости, силы, выносливости и гибкости.

Особое внимание для развития физических качеств у дошкольников нужно уделить спортивным играм (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей), так как они требуют большей, чем в подвижных играх, ловкости, силы, собранности, организованности, наблюдательности. В дошкольном возрасте используются элементы этих игр, и дети играют по упрощенным правилам. Обучение детей спортивным упражнениям и элементам спортивных игр в основном проводится воспитателем на физкультурных занятиях, организуемых на воздухе. Но для того чтобы дети овладели навыками спортивных упражнений и научились играть в спортивные игры, необходимо постоянно повторять и закреплять их во время прогулок. Подвижные и спортивные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитания физических качеств. В процессе игры ребенок направляет свое внимание на достижение цели, а не на способ выполнения движения. Он действует целеустремленно, приспосабливаясь к игровым условиям, проявляя ловкость и тем самым совершенствуя движения. Поэтому, например, такая игра, как «Волк во рву», проводится тогда, когда дети уже овладели прыжком в длину с разбега.

Игровые упражнения – упражнения с использованием методических приемов игры, которые сохраняют свою сущность, приобретают своеобразную игровую окраску. Игровые упражнения характеризуются конкретностью двигательных задач, в соответствии с возрастными особенностями и физической подготовкой детей. Если в играх (сюжетных, подвижных) основное внимание игроков направлено на создание образов, достижение определенной цели, точное выполнение правил, что часто приводит к игнорированию чёткости в выполнении движений, то во время выполнения игровых упражнений дошкольники должны безукоризненно выполнять основные движения.

Предлагаем вашему вниманию подвижные игры и игровые упражнения, которые применяются в педагогической практике для развития физических качеств дошкольников.

Игры, где основной вид движения бег, способствуют развитию быстроты. Быстрота — способность человека выполнять движения в наикратчайшее время. Развитию быстроты способствуют скоростно-силовые упражнения такие, как прыжки, метание (толчок при прыжке в длину и в высоту с разбега, бросок при метании совершается с большой скоростью). Быстрота развивается и в упражнениях, выполняемых с ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью, на скорость (добежать до финиша как можно быстрее, например, игровые упражнения: «Кто быстрее», «Чьё звено быстрее соберётся», «Догони свою пару»; в упражнениях с изменением темпа (медленный, средний, быстрый и очень быстрый, а также в подвижных играх, когда дети вынуждены выполнять упражнения с наивысшей скоростью (убегать от водящего). Например, «Зайцы и волк», «Караси и щука», «Ловишки», «Ловишки с лентами», «Мы весёлые ребята», «Мышеловка», «Хитрая лиса», «Пустое место», «Горелки», «День и ночь», «Два Мороза» и т. д. Это игры, построенные на необходимости мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время.

Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, быстрый переход участников от одних движений к другим способствуют развитию ловкости. Ловкость — это способность человека быстро осваивать новые движения, а также перестраивать их в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Ловкость развивается при выполнений упражнений, проводимых в усложненных условиях, требующих внезапного изменения техники движения (бег между предметами, например, «Пройди (пробеги) и не задень», с использованием различных предметов, физкультурного инвентаря, оборудования (обруч, шнур). Так, в подвижных играх детям приходится непрерывно переключаться от одних движений к другим быстро, без всякого промедления решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников. Различают два вида ловкости. Ручная ловкость – это умелые и точные движения руками при относительно малоподвижном туловище. Локомоторная ловкость – это двигательные действия, требующие перемещения в пространстве всего тела.

Для развития ручной ловкости используйте такие игровые упражнения, как «Школа мяча» (дети в колонне по одному передают мяч над головой, с правой стороны и т. д., с лентами, шнурами «Кто скорее намотает шнур», «Кто скорее дойдет до середины». Так, например, в игровом упражнении «Кто скорее намотает шнур», предложить двум детям ленты, закреплённые на палочках. По сигналу дети одновременно начинают наматывать ленту. Выигрывает тот, кто быстрее намотает ленту на палочку. Для развития локомоторной ловкости подойдут игровые упражнения «Не попадись», «С кочки на кочку», «Поймай комара» и др., а также игры «Медведи и пчелы», «Перелет птиц», «Выше ноги от земли», «Мыши в кладовой», «Мышеловка», эстафеты с предметами: «Пробеги, не задень», «Пронеси не урони» и др., - это игры, которые учат детей лазить, быстро ориентироваться в пространстве, подлезать, приседать, увертываться от ловящего, бегать врассыпную не наталкиваясь друг на друга и т. д.

Развитие одного из физических качеств определённым образом влияет на развитие другого. Поэтому одни и те же игры при изменении условий и правил одновременно могут развивать и быстроту, и ловкость. Например, игра «Ловишка с лентами»: в первый раз учим играть, разъясняя правила игры, во второй раз - используем как средство развития быстроты (ставим задачу перед детьми – как можно быстрее убежать от «ловишки», в третий раз выдвигаем новую задачу– развитие ловкости, для этого игру проводим на ограниченной площади, выбираем 2–3 «ловишек».

Для воспитания силы хорошо использовать игры, требующие проявления умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых напряжений. Сила – степень напряжения мышц при их сокращении. Развитие силы мышц может быть достигнуто, благодаря увеличению веса предметов, применяемых в упражнениях (набивной мяч, мешочки с песком, гантели и др.); использованию упражнений, включающих поднятие собственной массы (прыжки, преодоление сопротивления партнера (в парных упражнениях). Используются игры с элементами борьбы «Бой петухов», «На одной ноге», «Перетягивание каната», в игре «Вытолкни соперника» игроки стараются вытолкнуть соперника из круга сидя на корточках, вытягивая руки вперёд.

Игры с многократными повторениями напряженных движений, с постоянной двигательной активностью, что вызывает значительные затраты сил и энергии, способствуют развитию выносливости. Выносливость — способность человека выполнять физические упражнения допустимой интенсивности возможно более длительное время. Развитие выносливости требует большого количества повторений одного и того же упражнения. Однообразная же нагрузка приводит к утомлению, и дети теряют интерес к этому упражнению. Поэтому лучше всего предлагать детям подвижные игры, во время которых упражнения чередуются с отдыхом и которые вызывают положительные эмоции и снижают ощущение усталости. Например, в игровом упражнении «Волшебные скакалки» - кто продержится дольше других, или в игре «Найди пару» (играющие бегают по площадке, по сигналу «В пары!» находят пары и выполняют движения, по сигналу «Побежали!» снова разбегаются по одному). Во многих подвижных играх, не связанных с ловлей, не требуется быстрый темп, но увеличивается продолжительность бега, например, в играх «Совушка», «Лётчики» и др. Следует отметить, что в играх на развитие выносливости необходимо внимательно наблюдать за состоянием детей, чтобы не допустить переутомления.

Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с частым изменением направления движений и преодолением препятствий. Гибкость — способность достигать наибольшей величины размаха (амплитуды) движений отдельных частей тела в определенном направлении. Гибкость не зависит от особенности телосложения, она является природным свойством человека. Для развития гибкости используются игровые упражнения: «Мостики», «Передача мяча», «Змейка» и др. Игровое упражнение «Передай мяч», используемое для развития быстроты и ловкости, при изменённых условиях развивает уже гибкость. Для этого дети стоят друг за другом на расстоянии одного шага и, чтобы передать мяч над головой, ребёнку необходимо прогнуться назад. Игровое упражнение «Змейка» проводится по такому же принципу, но первый игрок передаёт мяч над головой, а второй игрок, наклоняясь вперёд, передаёт мяч между ног.

Развитие физических качеств можно осуществлять и в играх-эстафетах. Например, «Ловкие белки», «Мяч за спиной», «Кто быстрее к финишу» и т. п.

Доказано, что игры-эстафеты эффективно влияют на развитие ловкости, согласованности (координация) движений, точности, быстроты, находчивости, способствуют развитию функции равновесия, воспитывают соревновательный спортивный дух, а также стремление к победе и взаимовыручку в команде.

Особое внимание следует уделять проведению игровых упражнений, игр, игр-эстафет во время прогулки, а также в процессе НОД на свежем воздухе. Проведение игр на открытом воздухе обеспечивает выполнение одной из важных задач физического воспитания – совершенствование функциональных систем и закаливание организма ребенка, дети получают возможность проявить большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях.

Высоких показателей в развитии физических качеств у дошкольников, можно достичь только при умелой, правильной организации процесса обучения. Чаще всего воспитатели осуществляют планирование игр по развитию основных видов движений или по интенсивности. Это связано с представленной классификацией подвижных игр в Программе ДОУ. Но следует учитывать, что развитие основных видов движений и физических качеств тесно переплетены между собой. Развитие физических качеств ведёт развитие основных видов движений и наоборот. Поэтому при планировании игр и игровых упражнений следует опираться на имеющуюся классификацию игр, но подборку их осуществлять по преимущественному развитию физических качеств.

Следует отметить, что при планировании игр и игровых упражнений необходимо учитывать: возраст детей, место их проведения (помещение, улица, обеспечение необходимым материалом и оборудованием, соблюдение правил безопасности.

Одним из важных условий успешности обучения в ходе игр, считается заинтересованность в них самих детей. Поэтому все игры и игровые упражнения следует проводить эмоционально, живо и непринужденно, не допускать однотипные игры, т. к. это в скором времени приведёт к отсутствию желания играть. Для закрепления и развития физических качеств необходимо повторять игры в течение всего года в определенной последовательности, варьируя в соответствии с поставленными задачами, усложнять движения и правила игр.

При организации образовательного процесса в современном дошкольном учреждении необходимо осуществить разграничение организованных форм обучения и совместной партнерской деятельности взрослого с детьми. В организованных формах обучения по физическому развитию планомерную работу с детьми осуществляет инструктор, а воспитатели выступают активными помощниками. В рамках же партнерской деятельности вне организованных форм обучения планомерную работу по развитию физических качеств дошкольников в процессе игр и игровых упражнений ведут воспитатели, а специалист выступает активным помощником и консультантом.

Таким образом, решая общую годовую задачу – совершенствование условий для физического развития детей, мы должны общими усилиями направить нашу работу на достижение цели – развитие физических качеств дошкольников в процессе игр и игровых упражнений.



Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

Тема: «Оптимизация двигательного режима, как средство укрепления и сохранение физического и психического здоровья детей»

         

                                                                                         

                                                                                                                                         

Выполнила:

Инструктор по

физической культуре

Хаматова З.Р.

                     

Дюртюли 2019

Двигательная активность - это любой вид деятельности, направленный на улучшение или сохранении физической формы и здоровья в целом.

        Двигательная деятельность — это естественная потребность детей в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием  гармоничного развития ребёнка, состояние его здоровья.

Наверное, никто не сомневается в том, что движение имеет огромное значение в жизни ребенка. Действительно, когда он движется - ходит, бегает, прыгает, бросает мяч, катается на велосипеде и т.д., дыхание его ускоряется, сердце бьется чаще, а это значит, что и организм лучше работает, активизируются процессы роста и развития.

Двигательная активность дошкольника должна соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма. Поэтому педагогам необходимо позаботиться об организации детской двигательной деятельности, ее разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию. Например Младшие дошкольники 3-4 лет имеют небольшой двигательный опыт. Их стремление характеризуется стремлением к самостоятельности действий с различными предметами и физкультурным оборудованием, например обручем, мячом, резиновым кольцом, кубиком и т. д. на четвёртом году жизни дети начинают упражняться в ходьбе, беге, прыжках, бросании и ловле предметов, ползании и лазании. Они уже способны выполнять несложные двигательные задания: восхождение на горку и сбегание с неё, проползание под разными предметами, в бросании мяча и бег за ним и т. д. умений и навыков, хорошей пространственной ориентировкой, стремлением действовать небольшими группами. В этом возрасте интересно выполнять более сложные движения, требующие скорости, ловкости и точности действий. И наконец, развитие двигательной активности детей от 5 до 7 лет является оптимальное развитие их двигательных способностей. Именно в этом возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируются двигательные умения и навыки, физические и волевые качества, наблюдательность. 

Задача педагогов - активизировать интерес к движению,  научить управлять движениями, обогащать состав движений и содержание двигательной деятельности в целом,  развивать двигательное творчество.

Двигательная активность способствует:

- повышению устойчивости организма к различным заболеваниям;

-  росту физической работоспособности;

- нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем;

- появлению положительных эмоций, способствующих укреплению психического здоровья.

Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности происходит: в ходе режимных моментов, в организованной детской деятельности, в самостоятельной детской деятельности, при взаимодействии с семьями.

На занятиях физической культурой используем разнообразные формы двигательной деятельности. А именно:

- физкультурные занятия - основная форма обучения двигательным навыкам и развития двигательной активности детей (дети выполняют физические упражнения позволяющие развивать, мышцы плечевого пояса, спины, живота, ног, координационные способности. Совершенствуют умения и навыки, развивают психо-физические качества: быстроту, ловкость, гибкость, силу, выносливость  )

-утренняя гимнастика - создает у детей хорошее настроение, поднимает эмоциональный и мышечный тонус, активизирует дальнейшую деятельность. Помогает закрепить двигательные навыки и умения.  

-физкультурные занятия на прогулках с  включением подвижных игр; (ежедневно)- Благодаря проведению подвижных игр и физических упражнений на прогулке у детей расширяется двигательный опыт, совершенствуются уже имеющиеся двигательные навыки, развиваются двигательные качества, воспитывается самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками

-пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов);

-дыхательная гимнастика;

-физкультминутка - снижают у детей утомления и снимают статическое напряжение. 

-эмоциональные разрядки, релаксация;

-ходьба по массажным дорожкам

-спортивные досуги, развлечения.

Способы повышения двигательной активности

Путями повышения двигательной активности являются - увеличение объема и интенсивности ДА в режиме дня и на занятии, которые способствуют совершенствованию основных физиологических систем организма (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной).

Выделяют следующие эффективные методы и приемы повышения двигательной активности детей на занятиях: 

 - использование упражнений динамического характера (бег, прыжки, пройти по скамейке, метание в цель);  Для эффективного повышения двигательной активности и воспитания выносливости  используем на занятиях пробежки с разной скоростью в чередовании с ходьбой; быстрая ходьба, постепенно переходящая в бег; используем бег с препятствиями, например, бег с перепрыгиванием через бруски, веревки.; бег из круга в круг;  

Используем  упражнения в разных видах прыжков, так как они являются также действенным средством для повышения двигательной активности детей и воспитания у них скоростно-силовых качеств и выносливости.  прыжки в длину с места и с разбега;- прыжки через короткую скакалку разными способами; используем упражнения в метании, бросании и ловле мяча.

- применение разных способов организации детей. Использую на занятиях поточный способ обучения (упражнения выполняют по очереди или метод круговой тренировки- дети выполняют друг за другом не одно, а серию упражнений в  основных видах движения, (используется этом метод  когда закрепляем двигательные навыки, а не для разучивания). Для общеразвивающих упражнений использую фронтальный способ т.е все дети выполняют одно  и тоже упражнение что сокращает  ожидание.  Групповой способ обучения (это когда с одной подгруппой проводиться обучение по запланированному движению, а остальным предлагается выполнение уже знакомых, не требующих страховки упражнений.

- рациональное использование оборудования и пособий и пространства – заблоговременно разместить оборудование ;

-  активизация мыслительной деятельности ребенка, самостоятельности и развитие творческих двигательных способностей; - создание условий для положительных эмоциональных и нравственно-волевых проявлений ребенка; - (то есть  должно быть четкое объяснение и четкий показ упражнений;)

- создание ситуации для проявления решительности, смелости, находчивости;

- использование музыкального сопровождения (это мы используем в подвижных играх или на упражнениях, она помогает установить нужный темп и ритм выполнения упражнения в вязи с ем увелиивает двигательную активность

Методы  физического воспитания

Под методами физического воспитания понимаются способы применения физических уражнений.

В физическом воспитании применяю  следующие методы:

строго регламентированные упражнения -  позволяют освоить двигательные умения и навыки, развитие психофизических качеств. (наличие твердо предписанной программы движений (по подбору упражнений, их связкам, комбинациям, очередности выполнения и т.д.);точное нормирование нагрузки, по объему и интенсивности, управление ее динамикой в зависимости от психофизического состояния занимающихся и решаемых задач; точное дозирование интервалов отдыха между частями нагрузки)

  • игровой (использование упражнений в игровой форме)
  • соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме, эстафеты)
  • словесные обьяснение. Дать название упражнению, смен исходных положений для каждого упражнения
  • наглядные  заключается в четком показе образца движения или его отдельных элементов; в подражании в использовании зрительных ориентиров для формирования пространственной ориентировки; использований фотографий, рисунков и т.д. Тактильно - мышечная наглядность выражается в непосредственной помощи воспитателя, уточняющего положение отдельных частей тела ребенка

Наглядно- слуховой прием - представляют собой звуковую регуляцию движений. Улучшает качество движений, «регулирует темп и ритм», но и вызывает у ребенка « эмоциональный подъем», желание выполнять движения.

  • Практические

Повышение интенсивности двигательной активности детей на занятии способствует лучшему физическому развитию, а последнее, в свою очередь, стимулирует двигательную активность и нервно-психическое развитие.

Таким образом, для повышения двигательной активности детей используются разные этапы занятий, а также эффективные методы и приемы.



Предварительный просмотр:

Виды здоровьесберегающих технологий и возможности их применения в ДОУ

Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка –вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам ДОУ. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Физическое здоровье неразрывно связано с их психологическим здоровьем и эмоциональным благополучием. Дошкольное образовательное учреждение имеет потенциальные возможности для формирования у детей здоровьесберегающей культуры, навыков ЗОЖ. Это связано с системностью дошкольного образования, возможностью поэтапной реализации поставленных задач с учетом возрастных и психологических возможностей детей-дошкольников. Здоровьесберегающие технологии одни из наиболее значимых среди известных технологий по степени влияния на здоровье детей.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

В связи с этим актуальной становится интегрированное включение здоровьесберегающих технологий в образовательное пространство ДОУ. Назначение таких технологий – объединить педагогов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья. Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога, ребенка и родителей, ребенка и медицинского работника.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи (самостоятельно заботиться о своем здоровье)

Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы. Использование таких технологий решает целый ряд задач:  

  • закладывание фундамента хорошего физического здоровья;
  • повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;
  • проведение профилактической оздоровительной работы;
  • ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни;
  • мотивация детей на здоровый образ жизни;
  • формирование полезных привычек;
  • формирование валеологических навыков;
  • формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой;
  • воспитание ценностного отношения к своему здоровью

Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:

медико-профилактические  - проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, организация специализированных коррекционных групп, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т.д.);

физкультурно-оздоровительные - – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.

Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами доу в разных формах организованного педагогического процесса: нод, режимные моменты, свободной деятельности детей.

технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка  технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника. Основная задача этих технологий- обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье.

здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования - (ознакомление воспитателей с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников);

Технологии валеологического просвещения родителей – мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры);

Здоровьесберегающее образование детей (формирование валеологических знаний и навыков).

В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей разработана система мероприятий, к которым относятся:

родительские собрания, консультации, конференции, беседы,

конкурсы, спортивные праздники, праздники здоровья,

дни открытых дверей

наглядная агитация

личный пример педагога

различные нетрадиционные формы работы с родителями (проекты, тематические акции, викторины и др.)

В ДОУ созданы Специфика сопровождения ребенка в ДОУ такова, что весь коллектив сотрудников (не только педагогический) участвует в создании условий для благоприятного развития воспитанников. Работая во взаимодействии, каждый специалист выполняет свои четко определенные цели и задачи в области своей предметной деятельности, а  так же создают условия для организации разных видов деятельности детей в игровой форме; оснащением в ДОУ оборудованием, игрушками, играми и пособиями.

Педагоги и специалисты используют в работе с детьми следующие технологии:

технологии сохранения и стимулирования здоровья  к ним относятся

Ритмопластика. Во время занятий у детей развивается музыкальный слух, чувство ритма, гибкость и пластичность, формируется правильная осанка. Обращается внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показаниям ребенка.

Динамические паузы  (Физкультминутки) проводятся во время непосредственно образовательной деятельности, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой и других в зависимости от вида деятельности.

Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, а также на прогулке, в групповой комнате — со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.

Релаксация. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело. С этой целью в своей работе педагоги используют упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются, этому непростому умению расслабляться и в этом им помогает спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов, звуки природы.

Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, но особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.

Гимнастика для глаз проводится в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время ее проведения используется наглядный материал, показ педагога.

Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

Бодрящая гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин. В ее комплекс входят упражнения на пробуждение, коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки, обширное умывание.

• технологии обучения здоровому образу жизни

Утренняя гимнастика проводится ежедневно 8-10 мин. с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.

Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю в соответствии с образовательной программой. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета.

Серия игровых познавательных занятий «Азбука здоровья».Как бы много воспитатели и родители ни делали для здоровья наших детей, результат будет недостаточен, если к этому процессу не подключить самого ребенка. Он может многое сделать для себя самого, нужно только научить его этому. Для этого в ДОУ проводятся познавательные занятия и индивидуальная работа по следующим темам: «Я и мое тело», «Мой организм», «Глаза — орган зрения», и т. д.

Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, способствует не только физическому укреплению здоровья, но и оздоровлению его психики. Самомассаж проводится в игровой форме. Веселые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке делают его для ребенка доступным и интересным.

Активный отдых. При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют задания, при этом дети ведут себя непосредственно и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях.

Коррекционные технологии:

Артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти, необходимые для правильного звукопроизношения, помогает быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения. С детьми, имеющие дефекты звукопроизношения, занимается логопед.

Сказкотерапия– используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. Сказки не только читаем, но и обсуждаем с детьми. Дети также сами сочиняют сказки, ведь придуманная сказка ребенком, открывающая суть проблемы — основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами не осознают или стесняются обсуждать их со взрослыми.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем, их применение в работе повысит результативность в образовательном процессе, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение здоровья и гармоничное развитие воспитанников. Помните, здоровье — это ДАР, который нужно не растрачивать попусту, а сохранять и приумножать начиная с самого раннего возраста.

Консультация для воспитателей

«Виды здоровьесберегающих технологий и возможности

их применения в ДОУ»

         

                                                                                         

                                                                                                                                         

Выполнила:

Инструктор по

физической культуре

Хаматова З.Р.

                     

               

2019 год

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/1084/000540a3-ac3a25b2/img8.jpg



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №7 «Звездочка» г.Дюртюли

Консультация для воспитателей

«Организация и проведение подвижных игр на прогулке

с детьми дошкольного возраста»

Подготовила :

Инструктор

по физической культуре

Хаматова З.Р

2024 год

«Организация и проведение подвижных игр на прогулке

с детьми дошкольного возраста»

(Консультация для воспитателей).

Игра занимает важнейшее место в жизни ребенка-дошкольника, и потому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания. В практике детского сада широко используются игры ролевые, дидактические, строительные, подвижные, игры с пением и др. Но среди всего многообразия игр следует выделить особо подвижные игры, в которых все играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные действия. Эти действия обусловлены сюжетом и правилами игры и направлены на достижение определенной условной цели, поставленной перед детьми.

Наряду с творческими играми, возникающими в самостоятельной двигательной деятельности детей ("Салки", "Прятки", "Казаки-разбойники" и др.), выделялись так называемые организованные, педагогически наиболее целесообразные подвижные игры с готовым зафиксированным содержанием и определенными правилами. Такие игры удобны для проведения их с группами детей на занятиях или в свободное время под руководством воспитателя.

Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Одни игры имеют сюжет, роли и правила, тесно связанные с сюжетом; игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданной ролью и правилами. В других играх сюжет и роли отсутствуют, предложены только двигательные задания, регулируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их выполнения. В - третьих сюжет, действия играющих обусловлены текстом, определяющим характер движений и их последовательность.

При отборе игр, способствующих физическому воспитанию детей дошкольного возраста, целесообразно ориентироваться на особенности их содержания, под которыми понимается, прежде всего, сюжет, тема игры, ее правила и двигательные действия. Именно содержание игры определяет ее образовательную и воспитательную значимость, игровые действия детей; от содержания зависит своеобразие организации и характер выполнения двигательных заданий.

Все игры для детей дошкольного возраста, построенные на движении, можно разделить надве большие группы: подвижные игры с правилами и спортивные игры. Первую группу составляют игры, разные по содержанию, по организации детей, сложности правил и своеобразию двигательных заданий. Среди них можно выделить сюжетные и бессюжетные игры, игры-забавы. Вторая группа - спортивные игры: городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис, футбол, хоккей. В работе с детьми дошкольного возраста их применяют с упрощенными правилами.

В младших группах детского сада наибольшее применение имеют сюжетные подвижные игры, а также простейшие игры без сюжета типа «ловишек» и игры-забавы. Бессюжетные игры с элементами соревнования, эстафеты, игры с предметами (кегли, кольцеброс, серсо и т.п.) еще не доступны малышам. Совсем не проводят в этом возрасте спортивные игры. Вместе с тем в работе с детьми младшего дошкольного возраста широко применяются игровые упражнения, занимающие как бы промежуточное место между гимнастическими упражнениями и подвижными играми. 

Методика проведения подвижных игр

Методические принципы (показано в презентации)

Выбор игр. Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью. Принимается во внимание также место игры в режиме дня, время года, метеоролого-климатические и другие условия. Нужно учитывать и степень организованности детей, их дисциплинированность: если они недостаточно организованы, то сначала надо подобрать игру небольшой подвижности и проводить ее в кругу.

Особенности проведения подвижных игр на прогулке.

Сбор детей на игру. Собрать детей на игру можно разными приемами. В младшей группе воспитатель начинает играть с 3—5 детьми, постепенно к ним присоединяются остальные. Иногда он звонит в колокольчик или берет в руки красивую игрушку (зайчика, мишку), привлекая внимание малышей и тут же вовлекая их в игру.

С детьми старших групп следует заранее, еще до выхода на участокдоговоритьсягде они соберутся, в какую игру будут играть и по какому сигналу ее начнут (слово, удар в бубен, колокольчик, взмах флажком и т. д.). В старшей группе воспитатель может поручить своим помощниками — наиболее активным детям собрать всех для игры. Есть и другой прием: распределив детей по звеньям, предложить по сигналу собраться в установленных местах как можно быстрее (отметить, какое звено скорее собралось).

Собирать детей надо быстро (1—2 мин), потому что всякая задержка снижает интерес к игре.

Планирование подвижных игр.Создание интереса к игре. Прежде всего, нужно создать у детей интерес к игре. Тогда они лучше усвоят ее правила, более четко будут выполнять движения, испытывать эмоциональный подъем. Можно, например, прочитать стихи, спеть песню на соответствующую тему, показать детям предметы, игрушки, которые встретятся в игре. Подвести к игре нередко удается и путем вопросов, загадывания загадок. В частности, можно спросить: «Что вы сегодня рисовали?» Дети, например, ответят: «Весну, прилет птиц». «Очень хорошо,— говорит воспитатель.— Сегодня мы будем играть в игру «Перелет птиц» Детям младшей группы можно показать флажок, зайчика, мишку и тут же спросить: «Хотите поиграть с ними?»

Хороший результат дает и короткий рассказ, прочитанный или рассказанный воспитателем непосредственно перед игрой.

Характеристика проведения подвижных игр у детей младшего дошкольного возраста

Организация играющих, объяснение игры. Объясняя игру важно правильно разместить детей. Детей младшей группы воспитатель чаще всего ставит так, как это нужно для игры(в круг). Старшую группу он может построить в шеренгу, полукругом или собрать около себя (стайкой) Воспитатель должен стоять так, чтобы его видели все (лицом к детям припостроении в шеренгу, полукругом; рядом с ними, если дети собраны в круг).

В младшей группе все объяснения делаются, как правило, в ходе самой игры. Не прерывая ее, воспитатель размещает и перемещает детей, рассказывает, как нужно действовать. В старших группах педагог сообщает название, раскрывает содержа ние и объясняет правила, еще до начала игры. Если игра очень сложная, то не рекомендуется сразу же давать подробное объяснение, а лучше поступить так: сначала разъяснить главное, а потом, в процессе игры, дополнить основной рассказ деталями. При повторном проведении игры правила уточняются. Если игра знакома детям, можно привлекать их самих к объяснению. Объяснение содержания и правил игры должно быть кратким, точным и эмоциональным. Большое значение при этом имеет интонация. Объясняя, особо нужно выделить правила игры. Движения можно показать до начала или в ходе игры. Это обычно делает сам воспитатель, а иногда кто-либо из детей по его выбору. Объяснение часто сопровождается показом: как выезжаетавтомобиль, как прыгает зайчик.

Успешное проведение игры во многом зависит от удачного распределения ролей, поэтому важно учитывать особенности детей: застенчивые, малоподвижные не всегда могут справиться с ответственной ролью, но подводить их постепенно к этому надо; с другой стороны, нельзя поручать ответственные роли всегда одним и тем же детям, желательно, чтобы все умели выполнять эти роли.

В играх с детьми младшего возраста воспитатель сначала берет на себя исполнение главной роли (например, кота в игре «Воробышки и кот»). И только потом, когда малыши освоятся с игрой, поручает эту роль самим детям. Еще во время объяснения он назначает водящего и ставит остальных играющих на свои места, но с этой целью могут быть использованы и считалки. Иногда выполнившие роль водящего сами выбирают себе заместителя. В старшей группе сначала объясняют игру, затем распределяют роли и размещают детей. Если игра проводится впервые, то это делает воспитатель, а потом уже сами играющие. При разделении на колонны, звенья, команды надо группировать сильных детей с более слабыми, особенно в таких играх, где есть элемент соревнования («Мяч водящему», «Эстафета по кругу»). 

Характеристика проведения подвижных игр у детей среднего дошкольного возраста

Разметить площадку для игры можно заранее либо во время объяснения и размещения играющих. Инвентарь, игрушки и атрибуты раздают обычно перед началом игры, иногда их кладут на обусловленные места, и дети берут их по ходу игры.

Проведение игры и руководство ею. Игровой деятельностью детей руководитвоспитатель. Роль его зависит от характера самой игры, от численного и возрастного состава группы, от поведения участников: чем меньше возраст детей, тем активнее проявляет себя педагог. Играя с младшими детьми, он действует наравне с ними, нередко выполняя главную роль, и в то же время руководит игрой. В средней и старшей группах воспитатель вначале тоже выполняет главную роль сам, а затем передает ее детям. Он участвует в игре и тогда, когда не хватает пары («Найди себе пару»). Непосредственное участие воспитателя в игре поднимает интерес к ней, делает ее эмоциональнее.

Воспитатель подает команды или звуковые и зрительные сигналы к началу игры: удар в бубен, барабан, погремушку, музыкальный аккорд, хлопки в ладоши, взмах цветным флажком, рукой. Звуковые сигналы не должны быть слишком громкими: сильные удары, резкие свистки возбуждают маленьких детей.

Воспитатель делает указания, как в ходе игры, так и перед ее повторением, оценивает действия и поведение детей. Однако не следует злоупотреблять указаниями на неправильность выполнения движений: замечания могут снизить положительные эмоции, которые возникают в процессе игры. Указания лучше делать в положительной форме, поддерживая радостное настроение, поощряя решительность, ловкость, находчивость, инициативу — все это вызывает у детей желание точно выполнять правила игры.Педагог подсказывает, как целесообразнее выполнять движение, ловить и увертываться (изменять направление, незаметно проскочить или пробежать мимо «ловишки», быстро остановиться), напоминает, что читать стихи надо выразительно и не слишком громко.

Воспитатель следит за действиями детей и не допускает длительных статических поз(сидение на корточках, стояние на одной ноге, поднятие рук вперед, вверх), вызывающих сужение грудной клетки и нарушение кровообращения, наблюдает за общим состоянием и самочувствием каждого ребенка.

Воспитатель регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно.Если, например, при первом проведении игры детям разрешают бегать 10 с, то при повторении ее несколько повышают нагрузку; на четвертом повторении она достигает предельной нормы, а на пятом-шестом — снижается. Нагрузку можно увеличить изменением темпа выполнения движений.

Игры большой подвижности повторяются 3—4 раза, более спокойные — 4—6 раз. Паузы между повторениями 0,3—0,5 мин. Во время паузы дети выполняют более легкие упражнения или произносят слова текста. Общая продолжительность подвижной игры постепенно увеличивается с 5 мин в младших группах до 15 мин в старших.

Характеристика проведения подвижных игр у детей старшего дошкольного возраста Окончание игры и подведение итогов. В младших группах воспитатель заканчивает игру предложением перейти к каким-либо другим видам деятельности более спокойного характера. В старших группах подводятся итоги игры: отмечаются те, кто правильно выполнял движения, проявлял ловкость, быстроту, смекалку, сообразительностьсоблюдал правила, выручал товарищей. Воспитатель называет и тех, кто нарушал правила и мешал товарищам. Он анализирует, как удалось достичь успеха в игре, почему «ловишка» быстро поймал одних, а другие ни разу не попались ему. Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме, чтобы вызвать желание в следующий раз добиться еще лучших результатов. К обсуждениюпроведенной игры надо привлекать всех детей. Это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры и движений.

Подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребёнком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств.



Предварительный просмотр:

«Развитие ручной ловкости у детей дошкольного возраста в процессе организации подвижных игр и игровых упражнений».

Для того чтобы добиться успеха в современном мире, и взрослым, и детям очень важно развивать умение быстро реагировать на меняющиеся ситуации и условия, переключаться с выполнения одной задачи на другую. Эти навыки нужны во всех сферах жизни, начиная с быта и заканчивая спортивными играми и соревнованиями, ведь победа более реальна для того, кто более ловок.

Ловкость - это способность быстро овладевать новыми движениями и быстро перестраивать двигательную деятельность  в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.

Ритм современной жизни предполагает наличие ловкости для достижения успеха в самых разнообразных сферах жизни. По этой причине родителям и педагогам необходимо проявлять инициативу и начинать работать над развитием ловкости у детей в то время, когда основные физические качества у них только начинают формироваться.

Ловкость неоднородна по своей уровневой структуре. Знаменитый физиолог Н. Бернштейн выделяет 2 разряда ловкости:

- телесная ловкость (ловкость, проявляемая в упражнениях и движениях, связанных со сменой позы);

- предметная или ручная ловкость (ловкость, проявляемая в упражнениях, играх с предметами).

Сегодня я хочу затронуть именно ручную ловкость. Движения пальцев и кистей рук имеет особое значение  для развития функций мозга, так же движения рук способствует развитию речи ребенка . Поэтому развитие ручной ловкости дошкольников является весьма актуальной задачей.

       Какой спортивный предмет может повысить ручную ловкость  дома, на прогулке, на занятии, в самостоятельной деятельность?

Ну, конечно же, мяч!

        Мяч – самая универсальная и многогранная, удобная и динамичная игрушка, занимающая особое место в развитие детей. Мяч воспринимается ребенком как нечто живое, он чутко реагирует и отзывается на движение, может быть послушным и озорным, он – яркий, круглый и очень милый.  Создатель системы общественного дошкольного воспитания и основатель первых садов Фридрих Фребель считал мяч -средство всестороннего развития ребенка -  дошкольника.

Развивая мышечную силу в процессе игр с мячом у детей, усиливается кровообращение, улучшается работа важнейших органов  растущего детского организма – легких, сердца, улучшают обмен веществ. Так же игры и упражнения с мячом, являются средством коррекции различных нарушений осанки и плоскостопия. Например,  подбрасывая мяч,  вызывается необходимость выпрямления, что благоприятно сказывается на осанке.  Упражнение на фитболах оказывают профилактическое действие по нарушению правильной осанки. По данным А. Лоуэна (психотерапевт), отбивание мяча повышает настроение, снимает усталость, снимает агрессию, помогает избавиться от мышечных напряжений, вызывает удовольствие.

        При подборе  игр и упражнений с мячом для развития ручной ловкости необходимо учитывать некоторые требования, к которым относятся следующие:
- движение должно быть освоено ребенком в медленном темпе;
-  продолжительность упражнений должна быть небольшой, чтобы к концу выполнения этого упражнения скорость не снижалась, и не наступало утомление; - должны быть интервалы отдыха;
- упражнения не должны носить однообразный характер. Повторять их надо в различных условиях, с разной интенсивностью, с усложнениями или, наоборот, снижением требований, облегчением заданий;
- важным условием для успешного выполнения ловких движений это  когда дети не утомлены предшествующей деятельностью. Следовательно, игры и упражнения, улучшающие быстроту, рационально проводить в начале физкультурного занятия или в начале прогулки.

 По моим наблюдениям владение мячом с каждым годом хромает.  Дети  медленно передают мяч, плохо отбивают и ловят. С целью  решения данных проблем была разработана программа кружка «Ловкие руки» для детей  средней группы. Цель программы кружка -  обогащение ручной ловкости за счет разнообразных действий с мячом.  На вводном  занятии  кружка  я показала презентацию об истории возникновения  мяча, познакомила детей с различными мячами,  рассказала в каких видах спорта он используется. Так же на  дополнительных занятиях учу технике :подбрасывать, перебрасывать, ловить, прокатывать, отбивать мяч.  Играем в подвижные  и малоподвижные игры .

В своей работе на физкультурных занятиях я включаю общеразвивающие упражнения с мячами различных величин, а также в самостоятельную двигательную деятельность детей. Это могут быть упражнения в перекладывании мяча из руки в руку,  подбрасывании и ловле, катании мяча из разнообразных исходных положений: бросках мяча двумя руками, правой и левой рукой на дальность и в горизонтальную и вертикальную цели.

Очень важно научить детей правильно держать мяч. Исходное положение — держать мяч на уровне груди двумя руками. При этом руки должны быть согнуты, локти опущены вниз, пальцы широко расставлены.

 При ловле мяча учу овладевать положением кистей рук, пальцев в момент соприкосновения с мячом. Учу встречать мяч руками как можно раньше, образовывая из пальцев как бы половину полого шара, в который должен поместиться мяч.

  При передаче мяча. Учу передавать мяч двумя руками разными способами с места, а в дальнейшем в движении. Техника передачи мяча осваивается детьми постепенно.

 При ведении мяча. Начальный этап обучения начинаю с пятилетнего возраста. При ведении мяча дети приучаются передвигаться на слегка согнутых ногах, наклоняя тело несколько вперед.  

При броске мяча прививаю навык броска мяча двумя руками от груди, из-за головы и одной рукой от плеча, кисти и пальцы при этом мягким толчком направляют мяч в корзину.

В подвижных играх, включающих эти действии. Соблюдаю постепенное усложнение обучения, на данном его этапе проводят игры, в которых игровое действие развертывается между несколькими группами (например, «Мяч водящему», «Займи свободный кружок»). В дальнейшем дети уже в состоянии играть в более сложные игры, в которых ведется счет между двумя командами («Мяч капитану», «Мяч ловцу»).

Упражнения и игры с мячами ввожу в занятия по физической культуре, начиная со 2 младшей группы.
Дети младшего возраста предлагаю упражнения простые по своей структуре и задачам. Это катание мяча в прямом направлении, катание друг другу, в воротца, бросание мяча воспитателю, бросание мяча вверх, об пол, бросание вдаль.

Катание мяча в прямом направлении или друг другу является наиболее простым упражнением, однако для его выполнения ребенок должен оттолкнуть мяч с определенной силой и в нужном направлении. («Кати ко мне», « Докати до меня»). Дети катают и прокатывают мяч между предметами с трудом, поэтому неоднократно повторяем эти упражнение с детьми, чтобы у детей закрепились мышечные ощущения.

Усилиями педагогов и родителей в холе спортивного зала я  оформила небольшую фотовыставку «С мячом сейчас играй и здоровье получай!  Цель фотовыставки привлечь внимание детей и родителей к физической культуре и спорту использовав мяч, стимулировать  интерес детей к играм. В течении года фотовыставка будет пополняться. Так же провела два  физкультурных развлечения где использовались  эстафеты, подвижны игры  с мячами.               Игры с элементами соревнования являются одним из основных методов развития ручной ловкости в старшем дошкольном возрасте. Они предполагают соблюдение ряда условий: каждый ребенок, участвующий в игре, должен хорошо владеть двигательными навыками в которых он соревнуется.

Игры с мячом - это любимое занятие детей. Такие игры благоприятно влияют на психическое и физическое здоровье. Играйте чаще со своими детьми и в подарок вы получите море удовольствия и позитива. Здоровья вам и вашим детям.

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение Детский сад №7 «Звездочка» г. Дюртюли

Выступление на педагогическом совете

Тема: «Развитие ручной ловкости у детей дошкольного возраста в процессе организации подвижных игр и игровых упражнений».

Подготовила:  инструктор по ФК

Хаматова З..Р

Дюртюли 2022 год




Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №7 «Звездочка» г. Дюртюли

Выступление на педагогическом совете

Тема: «Актуальные проблемы физического развития дошкольников»

         

                                                                                         

                                                                                                                                         

Выполнила:

Инструктор по

физической культуре

Хаматова З.Р.

                     

Дюртюли 2022

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников является актуальной проблемой физического воспитания дошкольников. В настоящее время проблема профилактики и оздоровления дошкольников приобрела особую актуальность для большинства дошкольных образовательных учреждений. Это неслучайно, так как социально – экологическая обстановка многих городов России является неблагоприятной для развития детского организма. В тоже время к ребенку предъявляются завышенные требования со стороны педагогов и родителей, что способствует его переутомлению, нервному перевозбуждению и формированию малоподвижного образа жизни.

      Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают "двигательный дефицит", то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что и в образовательном учреждении, и дома дети большую часть времени находятся в статичном положении (за столами, у компьютеров и телевизоров и т.д.). Это увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушения осанки, плоскостопие, задержку развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и т.д. Кроме того, в процессе роста организма по различным неблагоприятным причинам могут возникнуть деформации позвоночника, ног и стоп, что сегодня встречается довольно часто. Неумение ребенка правильно держать своё тело влияет не только на его внешний вид, но и на состояние внутренних органов, его здоровье. Дефекты осанки приводят к ухудшению работы органов и систем растущего организма, особенно это сказывается на функциях костно-мышечного аппарата, сердечно - сосудистой системы, дыхательного аппарата.

      Почему у современных детей часто наблюдается нарушение осанки? Очевидно, к числу важнейших причин следует отнести высокий процент рождаемости ослабленных детей, сокращение двигательной активности из-за приоритета "интеллектуальных" занятий и, как следствие, снижение мышечного тонуса, а также общая слабость мышц, неспособных удерживать осанку в правильном положении. Важно, как можно раньше начать профилактику дефектов осанки и коррекцию имеющегося вида ее нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникли повышенная утомляемость, головные боли и боли в мышцах туловища.

     Медицинская статистика говорит о том, что в последнее время увеличилось количество детей, имеющих различные нарушения опорно-двигательного аппарата (известно, что более 50% обучающихся начальной школы имеют нарушения осанки). В связи с этим возрастает значение организации работы профилактической и оздоровительной направленности непосредственно в условиях образовательного учреждения, в частности, детского сада, где ребенок находится ежедневно и где, следовательно, имеется возможность обеспечить своевременность и регулярность профилактических и оздоровительных воздействий.

       Каждый любящий родитель хочет видеть своего ребенка счастливым. При этом подразумевается, что счастливый ребенок - это человек физически здоровый и крепкий, умственно и эстетически развитый, обладающий разнообразными практическими умениями, которые помогут утвердиться в жизни, достичь успеха, быть любимым окружающими. Поэтому в дошкольном образовательном учреждении необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на профилактических и оздоровительных мероприятиях, создании определенных условий для систематического, профилактического влияния на растущий организм ребенка. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования направлен на решение многих задач, в том числена охрану и укрепление физического и психического здоровья детей.

      Такую работу в детском саду должны осуществлять инструктор по физической культуре и воспитатели. На базе детского сада для оздоровления детей можно организовать методическое объединение «Здоровьесберегающие технологии в ДОО», которое будет решать вопросы профилактики нарушений опорно – двигательного аппарата и оздоровление дошкольников средствами физического воспитания. Прежде, чем начать работу по профилактике нарушений ОДА и оздоровлению дошкольников, воспитателям методического объединения необходимо пополнить знания: что такое опорно-двигательный аппарат, причины его заболеваний, типы нарушений осанки (работа с интернетом, консультации медицинского персонала и инструктора по физическому воспитанию). В начале года, совместно с медицинским персоналом необходимо провести мониторинг здоровья, а затем определить план мероприятий на год. В каждой возрастной группе составить план – схему для проведения профилактических и оздоровительных мероприятий в режиме дня. На протяжении всего дня в группе необходимо поддерживать оптимальный двигательный режим: физкультурные занятия, физкультминутки, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, игры на свежем воздухе, здоровьесберегающие технологии в режиме дня. Для поставленной цели ставятся следующие задачи:

- формировать у детей навык правильной осанки;

- развивать гибкость и подвижность в суставах;

- укреплять мышечную систему ребенка;

- учить детей напрягать и расслаблять мышцы;

- формировать у детей привычку к здоровому образу жизни.

      Формировать у детей желание быть здоровыми надо начинать с бесед об осанке, какая она должна быть, для чего нужно сохранять осанку?

На первых занятиях учить детей правильно принимать основные исходные положения: стоя, лежа на спине и животе, сидя на гимнастической скамейке и другие. В каждом последующем занятии закреплять пройденный материал.

В игровой форме детей знакомить в доступной форме со строением своего тела, назначением органов и систем, с тем, что полезно и что вредно для организма. Учить элементарным навыкам ухода за собой. Эти занятия имеют огромное значение для воспитания потребности в здоровом образе жизни. Полученные навыки дети будут закреплять в самостоятельной деятельности.  

 Для занятий подбирать физические упражнения, направленные на формирование правильной осанки и свода стопы, укрепление скелетных мышц, совершенствование работы различных органов и систем. Такие упражнения действуют на организм всесторонне. Под влиянием физических упражнений происходят значительные изменения в мышцах. Если мышцы обречены на длительный покой, они начинают слабеть, становятся дряблыми, уменьшаются в объеме. Систематические же занятия физическими упражнениями способствуют их укреплению.

Какие же средства физического воспитания рекомендуется включать в работу для профилактики и оздоровления дошкольников.

1.Физические упражнения: с предметами, без предметов, из разных исходных положений, с использованием спортивного инвентаря, нестандартного оборудования.

2.Физические упражнения силового и расслабляющего характера.

3.Дыхательные упражнения по методике Стрельниковой А.Н.: «Ладошки», «Ушки», «Погончики», «Кошка». «Обними плечи».

4.Закаливающие процедуры, доступные в условиях дошкольного учреждения: промывание носа проточной водой, обширное умывание, точечный массаж в области носа, самомассаж; оздоровительные занятия проводить с открытой фрамугой, босиком, в облегченной одежде (шорты, майка, носки), сухое растирание махровой рукавичкой.

Необходимо установить единство в подходе к укреплению здоровья детей в детском саду и дома. С этой целью регулярно проводить родительские собрания, консультации специалистов, открытые просмотры занятий, совместные занятия, спортивные досуги, праздники и развлечения.Отношение родителей к физическому воспитанию, к увлечению детей подвижными играми и упражнениями влияет на формирование детских интересов и предпочтений, на развитие у них культуры и желания вести здоровый образ жизни. Родители объясняют детям, как важно утром спешить в детский сад на утреннюю гимнастику. К приобщению здорового образа жизни помогают совместные оздоровительные занятия, спортивные мероприятия.

Формы проведения утренней гимнастики: танцевальные движения, основные движения, подвижные игры, зарядка с одним спортивным предметом «Зарядка с мячом», «Зарядка с обручем», беговые задания, «Дорожка здоровья», силовая зарядка.

      Занятия физическими упражнениями необходимы в любом возрасте. С юношеских лет и до глубокой старости человек в состоянии выполнять упражнения, укрепляющие его организм, оказывающие самое разнообразное воздействие на все его системы. Они рождают чувство бодрости и особой радости, знакомое каждому, кто систематически занимается физкультурой или каким-либо видом спорта.

    Здоровье человека зависит от его образа жизни, воспитания с раннего детства здоровых привычек и навыков, двигательной активности.          

       Проблема оздоровления детей это целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива дошкольной образовательной организации и родителей. Именно такая форма совместной деятельности воспитывает у детей культуру ценностей и знаний, которые используются для развития физических и интеллектуальных способностей человека, для укрепления и сохранения здоровья.