Вопросы и ответы

Васильченко Алина Маратовна

ОТВЕТЫ НА ПОПУЛЯРНЫЕ ВОПРОСЫ

Распространение гаджетов, дефицит живого общения и другие проблемы современного общества приводят к тому, что все больше детей страдают речевыми нарушениями. Кто-то не говорит совсем, кто-то не выговаривает звуки, кто-то не понимает обращенную речь, у кого-то проблемы с чтением и письмом. Всё это – веские причины обратиться к логопеду. Но многие родители долго не решаются на этот шаг – боятся, не признают проблему или не понимают ее серьезности, надеются, что она решится сама собой. Чтобы развеять опасения мам и пап, мы ответим на самые популярные вопросы, которые задают логопедам.

 

Почему растет число речевых нарушений?

Большое количество речевых проблем у современных детей связано, в первую очередь, с социально-культурными условиями их жизни. Часто ребенок с рождения приучается к телевизору, планшету, телефону. Мультфильмы и игры заменяют ему мамину колыбельную, бабушкину сказку, разговоры с отцом. А речь с экрана воспринимается мозгом лишь как шумовой фон и не оказывает никакого влияния на развитие малыша.

Если ребенок при этом еще и не ходит в детский сад, то у него наблюдается постоянный дефицит общения. Ему просто неоткуда брать пример речевого поведения и не с кем отрабатывать навыки вербального общения. Многие современные родители предугадывают желания ребенка, не побуждая сына или дочь словами попросить игрушку или бутылочку с водой. Ведь именно стимулы, поступающие от родителя в повседневной жизни ребенка, являются главным катализатором нормального развития речи.

 

В каком возрасте пора показать ребенка логопеду?

В настоящее время мамы и папы задаются вопросом: требуется ли их ребенку консультация логопеда, но немногие знают – наиболее благоприятный период в плане развития речи у малыша – 2-3 года. Именно в это время необходимо проконсультироваться у детского логопеда – соответствует ли речь ребенка его возрасту.

Необходимо посетить логопедический кабинет раньше, если есть отклонения от нормы. ·После трёх лет и до школы рекомендуется посещать логопеда ежегодно (даже если кажется, что поводов для обращения нет) – так можно своевременно выявить патологию и принять меры к её устранению.

Если же у мамы были проблемы во время беременности или родов, ребенок наблюдался у невропатолога, то в этом случае надо особенно внимательно следить за становлением речи.

Может ли мама сама определить, нужен ли ребенку логопед?

Родителям следует записаться на прием к специалисту, если их ребенок:

  • не гулит в 2-3 месяца;
  • не лепечет в 6-7 месяцев;
  • не пытается произносить слова в 1 год;
  • не говорит словами и фразами в 2 года;
  • не говорит или говорит на «своем» языке (практически без понятных окружающим слов) в 3 года;
  • с трудом строит фразы, не может пересказать небольшую сказку или сочинить свою историю в 4-5 лет;
  • не произносит звуки правильно, не может ответить на вопрос, запомнить и пересказать рассказ или стихотворение в 6 лет;
  • говорит с запинками, переставляет и пропускает слоги;
  • испытывает проблемы с письмом и чтением в школе.

Если речь вашего ребенка значительно отличается от этих норм, следует обратиться к логопеду. Однако очень часто родители привыкают к речи своего ребенка и не замечают многих проблем в его развитии, особенно если этот ребенок единственный в семье. Если лепет у вашего ребенка угас, а первые слова не появились и к 2 годам, то обратиться за помощью следует раньше.

 

Могут ли родители сами исправить речь своего ребенка?

Несомненно, трудно переоценить роль матери или других близких людей в развитии речи ребенка. В настоящее время появилась масса книг, помогающих родителям развивать речь ребенка. Иногда бывает достаточно привлечь внимание ребенка к правильному произнесению звука, чтобы получить положительный эффект. В других случаях предварительно необходимо развить артикуляционную мускулатуру с помощью артикуляционной гимнастики.

Однако, если у ребенка сильные проблемы с речью – по одним книгам речь не исправить. Нужны знания и специальное оборудование.

Если, несмотря на ваши усилия, ребенок в течение месяца занятий так и не научился правильно произносить звуки, лучше всего обратиться к профессионалу. Дальнейшие попытки исправить произношение могут усугубить проблему, например, закрепить у ребенка неправильное произношение или вовсе отбить охоту заниматься.

 

Как влияет речь окружающих на развитие речи ребенка:

Особое внимание  следует уделять собственной речи, т.к. для детей в возрасте от 1 года до 6-ти лет речь родителей является образцом для подражания и служит основой последующего речевого развития.

Следует соблюдать следующие правила:

  • Нельзя «сюсюкать» с ребенком, т.е. говорить лепетным языком или искажать звукопроизношение, подражая речи ребенка; 
  • Желательно, чтобы ваша речь была всегда четкой, умеренной по темпу; 
  • Общаясь с ребенком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми для детей словами, непонятными выражениями, оборотами. Фразы должны быть достаточно простыми. Перед чтением книжки, сказки новые, незнакомые слова, встречающиеся в тексте, нужно не только объяснить ребенку в доступной его пониманию форме, но и проиллюстрировать: рассмотрите яркую картинку, сходите на экскурсию и т.п.
  • Ребенка нельзя наказывать за ошибки в речи, передразнивать его или раздраженно поправлять.
  • Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту.  

 

Как попасть на занятия к логопеду?

Если вы решили обратиться к логопеду, сначала надо направиться в поликлинику. Логопед поликлиники консультирует родителей по вопросам развития речи, проводит диспансеризацию детей в детских садах и школах и занимается коррекцией несложных нарушений речи у детей самого разного возраста. Он же направляет ребенка при более выраженных нарушениях на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПКдля уточнения диагноза и, при необходимости, определении ребенка в специализированную группу детского сада. В детском саду логопед занимается только с детьми, зачисленными в его группу.

 

Чем занимается логопед?

Вопреки распространенному мнению логопед не только «ставит» звуки. Работа логопеда в коррекционной группе начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения), памяти и мышления. Без этого невозможно наладить полноценный образовательный процесс. В задачи логопеда входит расширение и обогащение словарного запаса детей, исправление грамматических ошибок и обучение грамоте.

Как правильно учить ребенка читать и писать?

Лучше, если читать и писать малыша учит педагог. Но многие родители хотят сделать это сами. Чтобы не навредить ребенку, нужно придерживаться ряда правил:

  • Показывать важность, пользу и увлекательность чтения собственным примером. Если ребенок с детства засыпает под любимую книгу сказок, видит, что взрослые проводят вечера за чтением, а не у телевизора или с телефоном, он сам захочет научиться читать и его не придется заставлять заниматься.
  • Начинать обучение только тогда, когда малыш готов к этому. Если он проявляет интерес к книгам в 3-4 года, можно начинать показывать ему буквы, учить складывать их в слова. Но большинство детей проявляют интерес к чтению не раньше 4,5-6 лет.
  • Правильно стоить процесс обучения. Начинать нужно с узнавания букв и звуков, которые они обозначают. Лучше всего делать это в процессе игры. Используйте кубики и карточки с буквами, лепите их из пластилина, складывайте из веточек, рисуйте разными красками. Когда ребенок изучит 2-5 букв, научите его складывать слоги. Для обучения слоговому чтению развесьте по дому карточки со словами. После знакомства со слогами переходите к чтению целых слов и пониманию смысла прочитанного. Спрашивать ребенка, что же он прочитал, стоит тогда, когда он читает хоть и медленно, по слогам, но правильно.
  • Не стоит пытаться параллельно учить ребенка и читать, и писать. Лучше всего начинать обучение письму уже после того, как ребенок хорошо выучил все буквы и освоил чтение. Чтобы ребенок быстро научился писать, с самого раннего возраста развивайте у него мелкую моторику – рисуйте вместе с ним, лепите, складывайте мозаики, играйте с конструктором.

 

Что делать, если ребенок выучил все буквы, но у него не получается читать?

Чаще всего такая проблема возникает из-за неправильного обучения. Чтобы ребенку было легко научиться читать, важно учить его не названиям букв, а тем звукам, которые они означают. То есть «Б» – это [б], а не [бэ], «Н» – [н], а не [эн], «К» – [к], а не [ка] и т. д.

 

Может ли со временем у ребенка проявиться заикание?

В возрасте старше 5-6 лет дети начинают заикаться из-за внешних факторов. Например, проблема может возникнуть, если ребенок пережил психологическую травму (сильный испуг, развод родителей, конфликты в детском саду или школе), перенес болезнь. Если кто-то из близких родственников заикается, малыш может просто копировать такую манеру речи, хотя у него самого патологии нет. Это псевдозаикание. Правильно установить причину заикания и скорректировать речь могут только специалисты. Поэтому важно показать ребенка логопеду, неврологу, психологу, а в отдельных случаях и психотерапевту.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vopros_otvet.docx26.01 КБ

Предварительный просмотр:

ОТВЕТЫ НА ПОПУЛЯРНЫЕ ВОПРОСЫ

Распространение гаджетов, дефицит живого общения и другие проблемы современного общества приводят к тому, что все больше детей страдают речевыми нарушениями. Кто-то не говорит совсем, кто-то не выговаривает звуки, кто-то не понимает обращенную речь, у кого-то проблемы с чтением и письмом. Всё это – веские причины обратиться к логопеду. Но многие родители долго не решаются на этот шаг – боятся, не признают проблему или не понимают ее серьезности, надеются, что она решится сама собой. Чтобы развеять опасения мам и пап, мы ответим на самые популярные вопросы, которые задают логопедам.

Почему растет число речевых нарушений?

Большое количество речевых проблем у современных детей связано, в первую очередь, с социально-культурными условиями их жизни. Часто ребенок с рождения приучается к телевизору, планшету, телефону. Мультфильмы и игры заменяют ему мамину колыбельную, бабушкину сказку, разговоры с отцом. А речь с экрана воспринимается мозгом лишь как шумовой фон и не оказывает никакого влияния на развитие малыша.

Если ребенок при этом еще и не ходит в детский сад, то у него наблюдается постоянный дефицит общения. Ему просто неоткуда брать пример речевого поведения и не с кем отрабатывать навыки вербального общения. Многие современные родители предугадывают желания ребенка, не побуждая сына или дочь словами попросить игрушку или бутылочку с водой. Ведь именно стимулы, поступающие от родителя в повседневной жизни ребенка, являются главным катализатором нормального развития речи.

В каком возрасте пора показать ребенка логопеду?

В настоящее время мамы и папы задаются вопросом: требуется ли их ребенку консультация логопеда, но немногие знают – наиболее благоприятный период в плане развития речи у малыша – 2-3 года. Именно в это время необходимо проконсультироваться у детского логопеда – соответствует ли речь ребенка его возрасту.

Необходимо посетить логопедический кабинет раньше, если есть отклонения от нормы. ·После трёх лет и до школы рекомендуется посещать логопеда ежегодно (даже если кажется, что поводов для обращения нет) – так можно своевременно выявить патологию и принять меры к её устранению.

Если же у мамы были проблемы во время беременности или родов, ребенок наблюдался у невропатолога, то в этом случае надо особенно внимательно следить за становлением речи.

Может ли мама сама определить, нужен ли ребенку логопед?

Родителям следует записаться на прием к специалисту, если их ребенок:

  • не гулит в 2-3 месяца;
  • не лепечет в 6-7 месяцев;
  • не пытается произносить слова в 1 год;
  • не говорит словами и фразами в 2 года;
  • не говорит или говорит на «своем» языке (практически без понятных окружающим слов) в 3 года;
  • с трудом строит фразы, не может пересказать небольшую сказку или сочинить свою историю в 4-5 лет;
  • не произносит звуки правильно, не может ответить на вопрос, запомнить и пересказать рассказ или стихотворение в 6 лет;
  • говорит с запинками, переставляет и пропускает слоги;
  • испытывает проблемы с письмом и чтением в школе.

Если речь вашего ребенка значительно отличается от этих норм, следует обратиться к логопеду. Однако очень часто родители привыкают к речи своего ребенка и не замечают многих проблем в его развитии, особенно если этот ребенок единственный в семье. Если лепет у вашего ребенка угас, а первые слова не появились и к 2 годам, то обратиться за помощью следует раньше.

Могут ли родители сами исправить речь своего ребенка?

Несомненно, трудно переоценить роль матери или других близких людей в развитии речи ребенка. В настоящее время появилась масса книг, помогающих родителям развивать речь ребенка. Иногда бывает достаточно привлечь внимание ребенка к правильному произнесению звука, чтобы получить положительный эффект. В других случаях предварительно необходимо развить артикуляционную мускулатуру с помощью артикуляционной гимнастики. 

Однако, если у ребенка сильные проблемы с речью – по одним книгам речь не исправить. Нужны знания и специальное оборудование.

Если, несмотря на ваши усилия, ребенок в течение месяца занятий так и не научился правильно произносить звуки, лучше всего обратиться к профессионалу. Дальнейшие попытки исправить произношение могут усугубить проблему, например, закрепить у ребенка неправильное произношение или вовсе отбить охоту заниматься.

Как влияет речь окружающих на развитие речи ребенка:

Особое внимание  следует уделять собственной речи, т.к. для детей в возрасте от 1 года до 6-ти лет речь родителей является образцом для подражания и служит основой последующего речевого развития.

Следует соблюдать следующие правила:

  • Нельзя «сюсюкать» с ребенком, т.е. говорить лепетным языком или искажать звукопроизношение, подражая речи ребенка; 
  • Желательно, чтобы ваша речь была всегда четкой, умеренной по темпу; 
  • Общаясь с ребенком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми для детей словами, непонятными выражениями, оборотами. Фразы должны быть достаточно простыми. Перед чтением книжки, сказки новые, незнакомые слова, встречающиеся в тексте, нужно не только объяснить ребенку в доступной его пониманию форме, но и проиллюстрировать: рассмотрите яркую картинку, сходите на экскурсию и т.п.
  • Ребенка нельзя наказывать за ошибки в речи, передразнивать его или раздраженно поправлять.
  • Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту.  

Как попасть на занятия к логопеду?

Если вы решили обратиться к логопеду, сначала надо направиться в поликлинику. Логопед поликлиники консультирует родителей по вопросам развития речи, проводит диспансеризацию детей в детских садах и школах и занимается коррекцией несложных нарушений речи у детей самого разного возраста. Он же направляет ребенка при более выраженных нарушениях на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПКдля уточнения диагноза и, при необходимости, определении ребенка в специализированную группу детского сада. В детском саду логопед занимается только с детьми, зачисленными в его группу.

Чем занимается логопед?

Вопреки распространенному мнению логопед не только «ставит» звуки. Работа логопеда в коррекционной группе начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения), памяти и мышления. Без этого невозможно наладить полноценный образовательный процесс. В задачи логопеда входит расширение и обогащение словарного запаса детей, исправление грамматических ошибок и обучение грамоте.

Как правильно учить ребенка читать и писать?

Лучше, если читать и писать малыша учит педагог. Но многие родители хотят сделать это сами. Чтобы не навредить ребенку, нужно придерживаться ряда правил:

  • Показывать важность, пользу и увлекательность чтения собственным примером. Если ребенок с детства засыпает под любимую книгу сказок, видит, что взрослые проводят вечера за чтением, а не у телевизора или с телефоном, он сам захочет научиться читать и его не придется заставлять заниматься.
  • Начинать обучение только тогда, когда малыш готов к этому. Если он проявляет интерес к книгам в 3-4 года, можно начинать показывать ему буквы, учить складывать их в слова. Но большинство детей проявляют интерес к чтению не раньше 4,5-6 лет.
  • Правильно стоить процесс обучения. Начинать нужно с узнавания букв и звуков, которые они обозначают. Лучше всего делать это в процессе игры. Используйте кубики и карточки с буквами, лепите их из пластилина, складывайте из веточек, рисуйте разными красками. Когда ребенок изучит 2-5 букв, научите его складывать слоги. Для обучения слоговому чтению развесьте по дому карточки со словами. После знакомства со слогами переходите к чтению целых слов и пониманию смысла прочитанного. Спрашивать ребенка, что же он прочитал, стоит тогда, когда он читает хоть и медленно, по слогам, но правильно.
  • Не стоит пытаться параллельно учить ребенка и читать, и писать. Лучше всего начинать обучение письму уже после того, как ребенок хорошо выучил все буквы и освоил чтение. Чтобы ребенок быстро научился писать, с самого раннего возраста развивайте у него мелкую моторику – рисуйте вместе с ним, лепите, складывайте мозаики, играйте с конструктором.

Что делать, если ребенок выучил все буквы, но у него не получается читать?

Чаще всего такая проблема возникает из-за неправильного обучения. Чтобы ребенку было легко научиться читать, важно учить его не названиям букв, а тем звукам, которые они означают. То есть «Б» – это [б], а не [бэ], «Н» – [н], а не [эн], «К» – [к], а не [ка] и т. д.

Может ли со временем у ребенка проявиться заикание?

В возрасте старше 5-6 лет дети начинают заикаться из-за внешних факторов. Например, проблема может возникнуть, если ребенок пережил психологическую травму (сильный испуг, развод родителей, конфликты в детском саду или школе), перенес болезнь. Если кто-то из близких родственников заикается, малыш может просто копировать такую манеру речи, хотя у него самого патологии нет. Это псевдозаикание. Правильно установить причину заикания и скорректировать речь могут только специалисты. Поэтому важно показать ребенка логопеду, неврологу, психологу, а в отдельных случаях и психотерапевту.