Крупицкая Юлия Юрьевна

Учитель-логопед

«Делайте то, во что верите, и верьте в то, что делаете. Все остальное – пустая трата энергии и времени» Нисаргадатта Махарадж

Крупицкая Юлия Юрьевна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №5 «РУЧЕЁК

Проект

«Взаимосвязь моторного праксиса и речевого развития»

2022 – 2023 учебный год

Разработчик:
учитель-логопед Крупицкая Ю. Ю.

п. Васильково
2022 г.
Пояснительная записка

Актуальность проекта
В последнее время растет количество детей с нарушениями речи. Нормально развивающийся ребенок уже к 3 годам должен разговаривать, как маленький взрослый, пользуясь всеми кодами языка.
- Лексический код (лексика) – словарь детей, который тесно связан с мышлением.
- Морфологический код (грамматика) – сложная система грамматических закономерностей, основанная на анализе речи окружающих.
- Синтаксический код (синтаксис) – связь отдельных слов во фразе.
- Фонетический код (фонетики) – система звуков речи, слогов, звукосочетаний.
Причины речевых нарушений имеют полиморфный характер. В основе лежат, как правило, неврологические основы и сложности в развитии всех видов праксиса.
На 2018 - 2019 учебный год - дети нарушениями речи составляли от общего количества воспитанников ДОУ 67%, и 33% составляли дети, имеющие речевое развитие в норме (не учитывается младший дошкольный возраст)
На 2019 - 2020 учебный год дети с нарушениями речи 75%, 25% - дети с нормативным речевым развитием.
На 2020 – 2021 учебный год дети с нарушениями речи 89%, 11% - дети с нормативным речевым развитием.
На 2021 - 2022 учебный год дети с нарушениями речи 90%, 10% - дети с нормативным речевым развитием.
Таким образом, с каждым годом прослеживается тенденция увеличения количества детей с речевыми нарушениями.
При индивидуальной логопедической диагностики выявляется большое количество детей с нарушением слоговой структуры слова, со сложностью переключения артикуляционных поз. Это говорит о сбое в моторном программировании, т.е. о диспраксии.
Диспраксия - это синдром расстройства целенаправленных действий. Любое движение обусловлено планированием. Мышцы отвечают лишь за техническую сторону процесса, но любое наше движение имеет цель, направленность, согласованность с нашим телом и окружающей средой. За все это отвечает моторное планирование (праксис). Оно играет немаловажную роль и в речевом развитии. Например, способность переключиться с одного звука на другой задействует артикуляционный праксис. Трудности в этой сфере проявляются как нарушение слоговой структуры. При дизартрии и артикуляционной «диспраксии» развитие праксиса – неотъемлемая часть коррекционной работы.
Симптоматика «артикуляционной «диспраксии»
Профессор РГПУ им. А. И. Герцена Лопатина Л.В. отмечала, что проявления общей моторной недостаточности – то есть «диспраксии», у детей с речевыми нарушениями без неврологической симптоматики, и у детей, со стертой дизартрией- качественно неоднородны и вариативны. Для таких детей характерна двигательная неловкость, малоподвижность, скованность, замедленность всех движений, ограничение объёма движений, или явления двигательной гиперактивности, быстрый темп движений, большое количество лишних движений при выполнении произвольных и непроизвольных актов.
Поэтому любой специалист должен начинать свою работу с выявления причин речевого нарушения и развития предпосылок формирования речи, потому что поэтапное и осмысленное развитие общей моторики, пальцевого и орального праксиса у ребенка, является основой речевого развития в норме.
Более детально рассмотрим симптоматику «артикуляционной диспраксии»
1. При артикуляционной «диспраксии» хорошая мелкая моторика не возможна
2. Легкая «диспраксия» всегда выявляется на длительной дистанции (тест: предлагается прыгать, скрещивая ноги- нужно делать много раз).
При проверке артикуляционного праксиса нужно выполнить всего два упражнения «Улыбка» - «Трубочка» сделать нужно 20 раз. И мы увидим сбивание программы, появление лишних движений, вспоминание «ребенком» «а что же там дальше?», то есть ребенок забудет.
3. Отсутствие моторной стабильности: может выполнять упражнение четко, правильно, и тут же смазано.
4. Отсутствие стабильности голосовых модуляций (неустойчивость силы голоса), не может ребенок постепенно увеличивать силу голоса при пении.
5. Нарушение слоговой структуры.
Проект основывается на следующих принципах:
- Принцип индивидуализации в коррекционном подходе
- Принцип учета физиологических особенностей и возможностей ребенка
- Принцип взаимодействия (сотрудничество со специалистами ДОУ, медицинским персоналом ДОУ, воспитателями ДОУ)
- Принцип вариативности в выборе средств коррекции

Цель проекта:
повышение результативности логопедической коррекции у воспитанников с нарушением звукопроизношения и слоговой структуры слова благодаря внедрению в коррекционную работу специальных упражнений на формирование моторного праксиса.

Задачи проекта:
1. Диагностика у воспитанников сформированности уровней движения по Бернштейну
2. Консультирование педагогов, узких специалистов ДОУ, родителей по развитию моторного праксиса, профилактике речевых нарушений.
3. Коррекция звукопроизношения, формирование слоговой структуры слова с помощью использования специальной системы упражнений по развитию моторных навыков.

Методы и приёмы реализации проекта: словесные, игровые, наглядные

Ожидаемый результат:
В результате реализации проекта у дошкольников, находящихся на логопедическом сопровождении,
- улучшится качество всех видов праксиса
- разовьется целенаправленность всех видов праксиса
- разовьется планирование каждого действия
- улучшится качество речевого развития
- разовьется память, внимание, мышление
- разовьются предпосылки для развития речи

Продолжительность проекта: 15.09.2022 по 15.05.2023 г.

Участники проекта: воспитанники старшего возраста (5-7 лет), зачисленные на логопедические занятия, исключая воспитанников с ОВЗ; специалисты; воспитатель; родители воспитанников.

Проект состоит из 3 этапов:
1.Подготовительный – диагностический: 15.09.2022г. по 30.09.2022г.
2.Основной этап 03.10.2022г. по 31.04.2023г.
3.Заключительный этап – диагностический 01.05.2023г.- 15.05.2023г.

План мероприятий

1 этап – Подготовительный (15.09.2022 – 30.09.2022)
- изучение коррекционной, методической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта
- информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Взаимосвязь моторного праксиса и речевого развития»
- подбор методических приемов, дидактических игр, пособий, оборудования для реализации целей и задач проекта
- совершенствование пространственно-развивающей среды
2 этап – Основной (01.10.2022 – 01.05.2023)
- совершенствование всех видов праксиса в рамках индивидуальных логопедических занятий
3 этап – Заключительный (01.05.2023 – 15.05.2023)
- диагностика; итоговые мероприятия

Дата Работа с воспитанниками Работа со специалистами, педагогами, с семьей Совершенствование пространственно-развивающей среды
Сентябрь
15.09.-30.09
Подготови- тельный этап - диагностика уровней развития движения по Бернштейну;
-заполнение диагностических таблиц;
- результаты диагностики в виде отчета;
- кинезиологическое упражнение «Нейросентябрь» - ознакомление с результатами диагностики; индивидуальное консультирование родителей;
-повышение педагогической компетентности «Движение и речь;
-уровни формирования различных видов праксиса и их коррекция» (консультация для воспитателей) -формирование картотеки моторных программ (2 моторные программы в месяц);
-электронная картотека кинезиологических упражнений «Времена года»
Октябрь
Основной этап -внедрение моторных программ с использованием массажных ковриков и «умного звоночка» и артикуляционной гимнастики;
-отработка диагностических моторных упражнений (индивидуально);
- кинезиологическое упражнение «Нейрооктябрь» - «Артикуляционная гимнастика – профилактика нарушений звукопроизношения» (мастер – класс для родителей по проведению артикуляционной гимнастики с элементами логоритмики видеоформат)
-формирование картотеки моторных программ с элементами артикуляционной гимнастики (2 моторные программы в месяц);
- использование игры «Умные звоночки»;

Ноябрь - внедрение моторных программ с использованием массажных ковриков и «умного звоночка», артикуляционной гимнастики и дыхательной гимнастики;
-отработка диагностических моторных упражнений (индивидуально);
- кинезиологическое упражнение «Нейроноябрь» - картотека для родителей «Речь и движение» (стихотворения + моторика);
- посещение занятий по музыкальному и физическому развитию; консультирование педагогов по физическому и музыкальному развитию на вопрос моторного развития детей; сложности выполнения танцевальных движений совместно с песнями -формирование картотеки моторных программ с элементами артикуляцонной гимнастики (2 моторные программы в месяц);
- использование дыхательной гимнастики в моторной программе
-электронная картотека кинезиологических упражнений «Времена года»
Декабрь - внедрение моторных программ с использованием массажных ковриков и «умного звоночка», артикуляционной гимнастики и дыхательной гимнастики;
-отработка диагностических моторных упражнений (индивидуально);
- кинезиологическое упражнение «Нейродекабрь»
- Игра «Рыбка» - промежуточная диагностика речевого и моторного развития;
- индивидуальные беседы с педагогами и родителями -формирование картотеки моторных программ с элементами артикуляционной гимнастики (2 моторные программы в месяц);
- использование дыхательной гимнастики в моторной программе
-электронная картотека кинезиологических упражнений «Времена года»
Январь - внедрение моторных программ с использованием массажных ковриков и «умного звоночка», артикуляционной гимнастики и дыхательной гимнастики;
-отработка диагностических моторных упражнений (индивидуально);
- кинезиологическое упражнение «Нейроянварь»
- Игра «Рыбка» - индивидуальные беседы с педагогами и родителями
- «Профилактика зеркального письма у старших дошкольников» (индивидуальные беседы с родителями, раздаточный материал)
-формирование картотеки моторных программ с элементами артикуляционной гимнастики (2 моторные программы в месяц);
- использование дыхательной гимнастики в моторной программе
-электронная картотека кинезиологических упражнений «Времена года»
Февраль - внедрение моторных программ с использованием массажных ковриков и «умного звоночка», артикуляционной гимнастики и дыхательной гимнастики;
-отработка диагностических моторных упражнений (индивидуально);
- кинезиологическое упражнение «Нейрофевраль»
- Игра «Рыбка»
- корректурные пробы для автоматизации звуков - индивидуальные беседы-консультации с педагогами и родителями
- «Формирование предложно-падежных конструкций – залог успешного овладения речью» (индивидуальные беседы для родителей, раздаточный материал – образцы моторных программ)

-формирование картотеки моторных программ с элементами артикуляционной гимнастики (2 моторные программы в месяц);
- использование дыхательной гимнастики в моторной программе
-электронная картотека кинезиологических упражнений «Времена года»
- формирование картотеки корректурных проб на автоматизацию звуков
Март - внедрение моторных программ с использованием массажных ковриков и «умного звоночка», артикуляционной гимнастики и дыхательной гимнастики;
-отработка диагностических моторных упражнений (индивидуально);
- кинезиологическое упражнение «Нейромарт»
- Игра «Рыбка»
- корректурные пробы для автоматизации звуков - индивидуальные беседы с педагогами и родителями -формирование картотеки моторных программ с элементами артикуляционной гимнастики(2 моторные программы в месяц);
- использование дыхательной гимнастики в моторной программе
-электронная картотека кинезиологических упражнений «Времена года»
- формирование картотеки корректурных проб для автоматизации звуков
Апрель - внедрение моторных программ с использованием массажных ковриков и «умного звоночка», артикуляционной гимнастики и дыхательной гимнастики;
-отработка диагностических моторных упражнений (индивидуально);
- Игра «Рыбка»
- корректурные пробы для автоматизации звуков
- кинезиологическое упражнение «Нейроапрель» - «Праздник красивой речи» - рассказываем стихотворения руками – открытое мероприятие для родителей
- «Праздник красивой речи» - рассказываем стихотворения руками – открытое мероприятие для педагогов -формирование картотеки моторных программ с элементами артикуляционной гимнастики (2 моторные программы в месяц);
- использование дыхательной гимнастики в моторной программе
-электронная картотека кинезиологических упражнений «Времена года»
- картотека корректурных проб для автоматизации звуков
Май
Заключи-
тельный этап - кинезиологическое упражнение «Нейромай»;
- диагностика сформированности уровней движения по Бернштейну;
- заполнение диагностических таблиц;
- диагностика речевого развития/ сравнительный анализ мониторингов за 2022-2023 уч.г., 2021-2022
- подведение результатов проекта в виде отчета
- индивидуальные открытые занятия для родителей;
- ознакомление педагогов с результатами проекта;
- индивидуальные беседы для родителей -формирование картотеки моторных программ с элементами артикуляционной гимнастики (2 моторные программы в месяц);
-электронная картотека кинезиологических упражнений «Времена года»

Моторные программы могут видоизменяться в связи с индивидуальными особенностями воспитанников.
По итогам проекта в развивающей среде логопедического кабинета
сформируются 3 картотеки:
- Картотека моторных программ;
- Картотека кинезиологических упражнений в видеоформате «Времена года»
- Картотека корректурных проб для автоматизации звуков
произойдет пополнение оборудования для моторных программ

Список литературы

Крупенчук О. Движение и речь. Кинезиология в коррекции детской речи
Крупенчук О. Биоэнергопластика и интерактивная артикуляционная гимнастика
Розова Ю. Е., Коробченко Т. В. Стань буквой! Динамические паузы при обучении грамоте дошкольников и младших школьников
Тарасова О. Речевая слуховая агнозия: теория и практика
Юсов И. Дизартрия. Апраксия. Дисфагия. 250 упражнений

Добавить запись

Защита от спам-роботов