МОИ ВЫСТУПЛЕНИЯ

Калмыкова Татьяна Леонидовна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

«Трудовое воспитание и ранняя профориентация дошкольников в свете ФГОС»

Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, что способствует ранней профессиональной ориентации.

Задача педагога готовить детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Важно, чтобы дети:

  • понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни
  • уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда
  • познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате
  • были готовы трудиться сами — по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо
  • учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования.

Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.

Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.

Чтобы у дошкольников возник интерес к работе взрослых и труду вообще, используем разнообразные методы:

наглядные (наблюдения, демонстрация картин, иллюстраций, схем);

словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы);

практические (упражнения, экспериментирование, моделирование, инсценировки);

игровые (сюжетно-ролевые, дидактические игры).

Но предпочтение отдаем, конечно же, практическим методам и игре как ведущему виду деятельности дошкольников.

…Самое главное правило для взрослых: ребёнку мало знать о профессии, в неё нужно поиграть!

Игра – в свете ФГОС выступает как форма социализации ребёнка.

Игра — не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.

Игра – это школа социальных отношений, в которой моделируются формы поведения ребёнка. И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.

Игра даёт детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.

В результате профориентационных сюжетно-ролевых игр, детьми усваиваются знания о профессиональной деятельности взрослых. А о том, что эти знания достаточно сформированы, говорит то, что дети охотно берут на себя ведущую роль, правильно выполняют ролевые действия, могут самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты.

Экскурсии – один из эффективных методов профориентации, который даёт свои положительные результаты. Посещение организаций позволяет детям получить конкретные знания, представления, основанные на эмоциональных впечатлениях, о современных и традиционных профессиях.

Совместными усилиями родителей и педагогов были организованы для детей д/с экскурсии в организации города Северска, в рамках Недели ранней профориентации:

  • Пожарная часть
  • Музей города Северск
  • Центральная городская библиотека
  • Войсковая часть 3478
  • Северский музыкальный театр и др.

В процессе экскурсий дети получили возможность наблюдать различные профессиональные действия человека и познакомиться с профессиями: пожарный, спасатель МЧС, водитель, экскурсовод, смотритель, научный сотрудник, библиотекарь, военнослужащий, артист балета, вокалист хора, артист кукольник.

Также родители предложили посетить библиотеку, т.к. посчитали, что в последнее время у детей нет интереса к чтению книг.

В ДОУ воспитанники имеют возможность наблюдать за трудом сотрудников детского сада: воспитателей, помощников воспитателей, медсестры, заведующего, повара, дворника. При этом мы стараемся обращать внимание детей на то, что весь коллектив ДОУ работает дружно, слаженно, все взрослые заботятся о том, чтобы им здесь было тепло, уютно и интересно.

Полноценная работа по ранней профориентации невозможна без встреч с людьми разных профессий. Как правило, на такие встречи приглашаем родителей воспитанников. Свою профессию они представляют виде мастер-классов.

Если есть возможность, то они приносят свою спецодежду, в доступной форме преподносят детям информацию о своей профессии.

Таким образом, дети расширили свои знания о профессии повар, повар-суши, пекарь, пекарь-кондитер, флорист, спасатель МЧС и др.

В свою очередь, дети имеют возможность задать и получить от взрослых ответы на интересующие их вопросы.

Интерактивные беседы и презентации о профессиях.

Интерактивный способ предоставления информации по принципу «Рассказываю и показываю», позволил сделать выступление родителей о своей профессии более привлекательным, эмоционально окрашенным и доступным для восприятия детей.

Успешное осуществление вышеперечисленных форм работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентационной предметно-развивающей среды:

  • подобрана библиотека книг о профессиях, пополнили картотеку пословиц, поговорок о труде, загадок, скороговорок, считалок, стихов о профессиях и орудиях труда; стихов для пальчиковой и артикуляционной гимнастики, физкультминуток; картотека сюжетно – ролевых игр
  • сделана подборка и самостоятельно изготовлены дидактические, настольно — печатные игры, игры с предметами, словесные игры, демонстрационный материал
  • сделана подборка мультфильмов, видеофильмов, презентаций, связанных с темой «Профессии»
  • силами детей и родителей смастерили книжки – малышки, распечатали раскраски, оформили альбомы «Профессии наших родителей»«Профессия-пожарный»«Профессия — врач» и другие.
  • центр ряжения пополнили костюмами для сюжетно – ролевых игр: «Доктор»«Медицинская сестра»«Продавец»«Парикмахер»«Полицейский»«Военные» и т.д.
  • оснастили коробку с предметами – заместителями.

Трудовое воспитание можно считать успешным, если у ребенка появилось желание отразить новую информацию в рисунках, рассказах, а у родителей – осознанное отношение к воспитательной деятельности, стремление понимать ребенка, анализировать свои достижения и ошибки.

Мы надеемся, что наши дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами своего дела.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад компенсирующего вида №23

Конспект

выступления с презентацией на педагогическом совете №2

«Условия для совершенствования познавательно – интеллектуальной деятельности и коммуникативных навыков детей дошкольного возраста путем развития креативного потенциала педагогических кадров»

на тему

«Воспитание бережного отношения к окружающему миру

в ходе реализации социально-значимого

проекта «Раздельный сбор мусора»

Подготовила и выступила

Воспитатель Калмыкова Т. И.

7 декабря 2022г.

г.о. Жуковский

1 слайд. Титульный лист.

2 слайд. «Вся природа стремится к самосохранению». Цицерон.                                                                                                                                                         

3 слайд. Положения законодательства о «Мусорной реформе», введенные 1 января 2019 года существенно изменили жизнь населения России.

Но, возникает необходимость сформировать поколение с новой культурой поведения, которое должно стать осознанным и мотивированным по отношению к окружающей среде. Использовать нетрадиционные игровые методы эколого-ориентированного характера для активизации обучения дошкольников, с целью развития у детей гуманного отношения к миру природы и заботливого отношения к своему здоровью.

В ходе реализации социально-значимого проекта «Раздельный сбор мусора» планируется воспитывать бережное отношение к окружающему миру. Создание пунктов раздельного сбора отходов в Московской области производится в рамках проекта Президента Российской Федерации «Экология».

4 слайд. Российская модель сортировки мусора является упрощенным вариантом европейской. Имеет 2 вариации: из 2 контейнеров (в большинстве случаев) и из 5 контейнеров.                                              

Законодательством РФ конкретные цвета мусорных баков не определены, некоторые цвета контейнеров в регионах могут отличаться.

В связи с отсутствием общепринятой модели сортировки, следует ориентироваться на надписи и рисунки на мусорных баках.

Упрощенная и популярная в нашей стране система разделения бытовых отходов выражается в цветах:

серый (для пищевых отходов),

-  синий  (сетчатые баки: для сухого мусора – упаковки, металла, стекла, пластика, макулатуры),

-  зеленый большой (для крупногабаритных отходов: строительного материала, сантехники, мебели и т.д.),

-  оранжевый контейнер (для бытовых отходов, требующих специальную утилизацию – батарейки, аккумуляторные батареи, градусники, лампы).

5 слайд. Картинка с изображением сортировки мусора.

6 слайд. Картинка с изображением контейнеров, требующих специальную утилизацию.

7 слайд. Город Жуковский вносит весомый вклад в решение проблем экологии. Программа Министерства жилищного хозяйства Московской области «Мегабак» направлена на популяризацию раздельного сбора мусора и снижение количества полигонов.

Пункт приема отходов есть в городе Жуковском на улице Праволинейная  (на специально огороженной территории представлена группа из 40 баков. Это проект «ЭККО»).

8 слайд. Все отходы подлежат сортировке по контейнерам. Однако, такие отходы как: пластиковые крышки, батарейки можно сдать и в специальные контейнеры в магазинах (Вкусвилл, Лента, М.Видео, Азбука Вкуса и т.д.).

9 слайд. В рамках проекта  «Раздельный сбор мусора»

Детям, в доступной для них форме, была обозначена экологическая проблема. В дошкольный период у детей можно формировать бережное отношение к окружающему миру и воспитывать экологическую культуру, охраняющую природу и по мере возможности восстанавливающую ее богатства.

На занятиях «Планета Земля в опасности!»,  «Что такое мусор?», «Откуда берется мусор?», «Что происходит с мусором, после того, как его выбросят?» дети получили знания о том, что планета Земля сейчас в опасности: во многих местах вода, земля, воздух стали грязными. Всем  трудно дышать, люди и животные болеют.

Чтобы спасти нашу планету, надо с детства любить природу, изучать ее, правильно с ней обращаться и не загрязнять мусором.

10 слайд. Дети уточнили знания, что такое мусор, каким он бывает, поняли зачем нужно осуществлять раздельный сбор мусора, куда он попадает после сортировки по бакам, и о том, что его можно использовать для изготовления других нужных предметов.  

11 слайд. Детям был предложен просмотр мультфильма о раздельном сборе мусора, с дальнейшим обсуждением восстановления экологии.

12 слайд. На занятии дети закрепили знания, о том, что мусор можно разделить на несколько групп и поместить его в нужный контейнер.

13 слайд.  Фотография занятия по рисованию.

14 слайд. Занятие по изобразительной деятельности

На занятии детям было предложено из втулки от туалетной бумаги сделать цыпленка.

15 слайд. Мы стараемся.

16 слайд. Если нужно, помогаем.

17 слайд. Когда получается – всегда радостно!

18 слайд. Все постарались.

19 слайд. Наши работы.

20 слайд. В сюжетно-ролевой игре «Вывозим мусор из города» дети активно применяли свои знания и умения о сборе и вывозе мусора.

21 слайд. Фотография сюжетно-ролевой игры.

22 слайд.  Ну, очень интересно!

23 слайд.  Работа с родителями

Родителям было предложено познакомить детей с практическими действиями семьи по раздельному сбору мусора.  Вместе – мы сила!

24 слайд. Разделяем мусор правильно!

25 слайд. Просто разделяй!

26 слайд.  Участие  в конкурсе рисунков «ЖКХ ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ»

В номинации «Раздельный сбор мусора – перспектива будущего» участвовали  3 ребенка, 2 рисунка.

27 слайд. Рисунок 1.

28 слайд. Рисунок 2.

29 слайд.  План проекта «Раздельный сбор мусора»:

 - Продолжать совершенствовать разделение мусора;

 - Выполнять поделки из бросового материала;

- Читать рассказы, сказки и стихи на заданную тему;

- Изготовлять дидактические пособия и полезные вещи из ненужных предметов;

- Организовывать выставки совместных работ детей и родителей из бросового материала;

- Проводить познавательные занятия;

- Принять участие в проекте «Добрые крышечки» (российский эколого-благотворительный волонтерский проект);

- Организовать сбор макулатуры в группе;

- Провести конкурс на самого активного участника сбора макулатуры;

- Составить карту пунктов приема и проинформировать родителей.

30 слайд. Заключение

В результате выполненной работы, приходим к следующим выводам:

  • проект «Раздельный сбор мусора» очень важен и необходим для воспитания у детей бережного отношения к окружающему миру;
  • дети активно используют полученные знания и умения в игровой и практической деятельности;
  • мы часть природы, поэтому будем беречь ее.

31 слайд. Спасибо!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад компенсирующего вида №23

ВЫСТУПЛЕНИЕ

на педагогическом совете №2

«Организация комплексного психолого – педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ

в условиях дошкольного учреждения»

на тему:

«Формирование, коммуникативных навыков дошкольников в процессе игровой деятельности»

Ответственный:

Воспитатель группы №5 ЗПР

Калмыкова Т.Л.

г.о. Жуковский

26.12.2019г.

     Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать бесконфликтное общение. Поэтому вопрос формирования коммуникативных способностей дошкольников актуален в настоящее время.

     Значение формирования коммуникативных способностей у дошкольников определяет известный детский психолог М.И. Лисина. «Если у ребенка не сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутри личностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить, произвести их коррекцию очень сложно, а иногда и не возможно».

    Наиболее благоприятным периодом для социального – коммуникативного развития ребенка является дошкольное детство, ведь отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте.

Первый этап отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. Многие дети испытают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. От того, как сложатся отношения ребенка в первом его жизни коллективе – группе детского сада и во многом последующий путь его личностного и социального развития, а значит его дальнейшая судьба.

    Игра – ведущий вид деятельности детей, она возникает без принуждения взрослых. Это значит, что самые важные изменения в психике ребенка, в развитии его социальных чувств в поведении происходит в игре.

   Общение является важным элементом игры, которая даёт детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой взрослой жизни. В игре проявляются первые ростки дружбы, начинаются общие переживания, открываются большие возможности воспитания таких качеств как доброжелательность, вежливость, заботливость, любовь к ближнему. И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.

Условия, выполнение которых при организации игровой деятельности обусловит эффективность формирования коммуникативных умений:

- реализация комплекса коммуникативных игр, обладающего вариативностью, обеспечивающего поэтапные формирования коммуникативных умений;

- рефлексивный характер игровой деятельности (оценка педагогом состоявшегося взаимодействия участников игрового процесса);

- коллективный характер игр на основе добровольного участия детей.

Особое место занимают игры, которые создают сами дети, это творческие или сюжетно – ролевые игры. В них дети воспроизводят всё то, что видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых, в сюжетно - ролевых играх закладывается социальный мотив, и она становится эффективным средством социализациями детей дошкольного возраста и позволяет ребенку занять своё место в обществе.

    В сюжетно - ролевой игре  заложены большие возможности и для развития навыков общения. В первую очередь, развитие рефлексии как человеческой способности осмыслить свои собственные действия, потребности и переживания других людей. В игре, как и во всякой творческой деятельности, происходит столкновение умов, характеров, замыслов. Именно в этом столкновении складывается личность каждого ребенка, формируется детский коллектив.

    Обучая ребенка игре, воспитатель делает доступным для него сложный мир взрослых и отношений. Роль воспитателя здесь огромна. Воспитатель должен играть вместе с детьми, для того, чтобы они овладели игровыми умениями. То показ простых и понятных ситуаций, демонстрация игровых действий, постановка игровых задач, отражающих знакомые ребёнку жизненные ситуации.

    Обучая детей, воспитателю важно донести до ребенка смысл игровой ситуации и  усложняя по необходимости сюжет, развивать их игровые умения.

    Следует отметить, что игра не требует авторитарности. «Управление» игрой возможно лишь как бы изнутри, когда воспитатель сам входит в воображаемый мир игры и ненавязчиво предлагает ребёнку (игровыми же средствами) новые повороты в развитии сюжета. Взяв на себя исполнение какой – либо роли, взрослый направляет игру с помощью прямых и косвенных подсказок, вопросов и предложений.

   Особое внимание эмоциональному воспитанию, навыкам общения уделяется в процессе театрализованной деятельности. Театрализованная игра направлена на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относится к любому делу, и уметь общаться со сверстниками в различных жизненных ситуациях. Участвуя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений.

   Одной из форм игры, распространённой в дошкольном возрасте являются игры с правилами. Отношения в этих играх определяется уже не ролями, а правилами и нормами. Именно в них развивается способность детей принимать правила и нормы и подчиняться им.

   Коммуникативные музыкальные игры – это синтез музыки с речью, движением, с тактильными и зрительными ощущениями ребёнка.

                                                          ИТОГ

Все эти игры способствуют сплочению детского коллектива, развивают положительное, доверительное отношение к сверстнику, помогают корректировать некоторые отрицательные проявления в поведении



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад компенсирующего вида №23

ВЫСТУПЛЕНИЕ

на педагогическом совете № 3

«Развитие речи детей

в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

на тему:

«Дидактические игры по развитию речи детей с ЗПР»

(из опыта работы)

Ответственный:

Воспитатель группы №5 ЗПР

Калмыкова Т.Л.

г.о. Жуковский

23.03.2022г.

Дидактические игры по развитию речи для детей с ЗПР

(из опыта работы)

В нашей группе ЗПР - 10 детей, у которых разный речевой уровень развития. Есть дети, у которых не сформированы такие предпосылки развития, как предметная деятельность, интерес к окружающему, недостаточно проявляются эмоции, плохо развит артикуляционный аппарат, фонематический слух, недостаточный словарный запас, нарушено звукопроизношение, нет опыта функции общения, не достаточно развито словесно-логическое мышление и есть дети, у которых нет речи.

Перед педагогическим коллективом дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида, для детей дошкольного возраста, стоит задача подготовить

своих воспитанников к обучению в школе, а в будущем и к самостоятельной жизни.

Содержание занятий определяется программой.

Наша группа работает по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей ЗПР. Дети получают обучение по разным образовательным областям.

Каждая неделя, в учебном году, начинается с изучения новой лексико-грамматической темы, которая изучается детьми и закрепляется всю неделю.

Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребёнок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на 3 основных вида:

- игры с предметами (игрушками, природным материалом);

- настольно-печатные игры;

- словесные игры.

       В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов, дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством, материалом из которого они сделаны. Учатся отбирать все игрушки, сделанные из дерева (металла, пластмассы, керамики). В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач.

      Дидактические игры с природным материалом можно проводить в группе и на прогулке. Например: "От какого дерева лист?", "Кто скорее выложит узор из разных листочков", "Кто скорее сделает узор из камушков?", "Собери букет из осенних листьев", "Разложи листья по убывающей величине".

        Настольно-печатные игры - интересные занятия для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото. домино.

        Набор картинок по парам, подбор картинок по общему признаку, (классификация). Например, в игре: "Что растёт в саду?" (в лесу, в огороде) дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют картинки. Или игра: "А что было, потом?" дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учётом последовательности развития сюжетных действий.

      Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Они направлены, в основном, на развитие речи. Воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря. Словесные игры используют для формирования мыслительной деятельности. Они развивают умение внимательно слушать педагога, находить нужный ответ на поставленный вопрос. Формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.

      Структура дидактической игры.

Независимо от вида дидактическая игра имеет определённую структуру:

  • Дидактическая задача
  • Игровые правила
  • Игровые действия
  • Итог

Роль взрослого в дидактической игре двойственна с одной стороны: он руководит познавательным процессом, организует обучение детей, а с другой - выполняет роль участника игры, партнёра, направляет каждого ребёнка на выполнение игровых действий, а при необходимости даёт образец поведения в игре. Участвуя в игре, взрослый одновременно следит за выполнением правил.

В группе ЗПР на развитие речи очень благотворно влияют игры и упражнения по развитию движений с речевым сопровождением.

На начальных этапах важно научить детей выполнять действия по подражанию педагогу, который вместе с детьми двигается и произносит речевое сопровождение. Потом дети начинают не только двигаться, но и произносить стихи вместе со взрослым. В последующем, дети играют в подвижные игры с речевым сопровождением самостоятельно. Например: "Карусель", "У медведя во бору", "Море", "Лиса и гуси".

Объективная, но обязательно доброжелательная оценка является необходимым условием эффективности дидактических игр.

Подводя итоги, чтобы не обидеть никого из детей, воспитатель оценивает игру так: "Сегодня все играли хорошо, дружно, молодцы!"