Всероссийский образовательный проект "Безопасная дорога"

Петрова Олеся Васильевна

В конце 2017 года компания «Хендэ Мотор СНГ» запустила уникальный социально-образовательный проект для всей семьи «Безопасная дорога» для реализации в дошкольных образовательных организациях. Цель проекта – способствовать формированию культуры безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста и их родителей и снижению количества дорожно-транспортных происшествий с участием детей. 

В рамках реализации проекта мы  получим обширный методический набор, включая образовательные материалы и пособия, дидактические карточки, электронный архив с наглядными материалами и видео, игры и семейные задания для проведения занятий и обучающих экспериментов по дорожной безопасности.

В рамках проекта  Петрова Олеся Васильевна, пройдя методическую подготовку, в своем ДУ проводят специально разработанные интерактивные занятия для детей по формированию культуры безопасного поведения на дороге

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СОЦИАЛЬНО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ по культуре безопасного поведения на дорогах для всей семьи « БЕЗОПАСНАЯ ДОРОГА »

Слайд 2

1 О проекте «Безопасная дорога» Проект направлен на формирование и популяризацию культуры безопасного поведения детей и взрослых на дорогах. Цели проекта: Поддержать федеральную целевую программу «Повышение безопасности дорожного движения в 2013—2020 гг.» с целью снижения количества дорожно-транспортных происшествий с участием детей. Способствовать формированию культуры безопасного участия дошкольников и их родителей в дорожном движении и распространению лучших инновационных образовательных практик в области профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

Слайд 3

Кто реализует проект «Безопасная дорога» Организатор проекта: Компания «Хендэ Мотор СНГ» Образовательный оператор проекта: Некоммерческое образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования «Психолого-педагогический институт воспитания» («Искусство тренинга») При поддержке: Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации Научного центра безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации 3



Предварительный просмотр:

Время

Содержание

Примечания/ Материалы

10 минут

 Вводная часть. Повторение опросника для детей

Педагог рассказывает детям о том, что сегодня начинается необычное и увле- кательное приключение, благодаря которому они узнают много нового о пра- вилах дорожного движения, безопасного поведения на дорогах и т. п. Также педагог акцентирует внимание детей на том, что они должны были пройти с ро- дителями опросник. Ссылку на электронную тетрадь, где находится опросник, родители получили после первого установочного занятия.

— Совсем недавно мы решили проверить, насколько вы готовы к этому при- ключению, и попросили ваших родителей задать вам несколько вопросов о до- рожном движении и его правилах.

Вы отвечали на эти вопросы? У вас получилось? Давайте еще раз проверим!

Педагог повторяет опросник с детьми:

  1. Сколько колес у автомобиля? (Четыре)
  2. Что ездит быстрее — мотоцикл или автобус? (Мотоцикл)
  3. Кто ходит по тротуару? (Пешеход)
  4. Кто управляет автомобилем? (Водитель)
  5. Как называется место пересечения двух дорог/проезжих частей? (Перекре- сток)
  6. Для чего нужна проезжая часть? (Чтобы по ней ездили машины)
  7. По какой стороне дороги ездит транспорт? (По правой)

Время

Содержание

Примечания/ Материалы

  1. Что может произойти, если водитель или пешеход нарушили правила до- рожного движения и создали опасную ситуацию? (Авария, или дорожное про- исшествие)
  2. Сколько сигналов у пешеходного светофора? (Два)
  3. Сколько сигналов у транспортного светофора? (Три)
  4. Какой сигнал пешеходного светофора говорит нам, что переход дороги за- прещен? (Красный)
  5. На что похож пешеходный переход и как по-другому его называют? (На зеб- ру/зебра)
  6. Что нужно сделать сразу после того, как для пешеходов загорелся зеленый сигнал светофора? (Посмотреть по сторонам и убедиться, что все машины оста- новились и на дороге безопасно)
  7. Как пешеход может попасть в подземный переход? (Пойти по лестнице вниз)
  8. Если нет тротуара, где можно двигаться пешеходу? (По обочине слева, на- встречу транспорту)
  9. Какие машины оборудованы специальными звуковыми и световыми сигна- лами? (Пожарная, полицейская и скорая помощь)
  10. Какой сигнал подает автомобиль, когда предупреждает об опасности? (Звуко- вой, он сигналит)
  11. Где нужно играть, чтобы не было опасности попасть под автомобиль? (На дет- ской площадке)
  12. Что нужно делать всегда, когда приближаешься к дороге? (Остановиться, посмотреть по сторонам и убедиться, что на дороге безопасно)
  13. Как нужно поступить, если тебе не видно дорогу из-за какой-то преграды (кустов, большого припаркованного грузовика)? (Выбрать место, где хорошо видно дорогу и можно спокойно осмотреться. Или остановиться, выглянуть от- туда, где есть хороший обзор дороги, не выходя при этом на дорогу. Если это невозможно, постараться найти другое безопасное место для перехода)
  14. Можно ли переходить дорогу одному, если ты еще не школьник? (Нет, нель- зя. Нужно переходить дорогу всегда со взрослым, держа его за руку)

В зависимости от ответов детей педагог подводит итоги: либо хвалит и гово- рит, что ребята хорошо знают правила и в предстоящем приключении проде- монстрируют это и узнают еще много нового;

либо, если дети отвечают не всегда верно, педагог говорит, что в этом нет ни- чего страшного, скоро они узнают все это и даже больше.

 Введение главного персонажа образовательного курса.

 Получение письма и постановка игровой цели

— В это увлекательное путешествие мы отправимся не одни. С нами рядом, по- сылая нам письма и наблюдая за нами, будет полицейский автомобиль Робо- кар Поли. Мы уже с вами говорили о том, что ждем от него письма! Сегодня наконец-то мы получили его и сейчас прочитаем вместе!

Дети усаживаются вокруг педагога, он показывает им конверт и слайд № 1, и тут дети узнают, что письмо зашифровано и открыть его можно только с помощью секретного кода. Чтобы узнать код, необходимо найти спрятанные в помеще- нии подсказки. Это цифры или буквы, соответствующие номеру или названию детского сада. Карточки с цифрами или буквами могут быть спрятаны под сту- льями, под ковром или в другом месте, где их смогут найти дети.

Проектор, экран, слайд №1

(Поли

с конвертом), бумажный

конверт зелено- голубого цвета

с распечатанным письмом (воспитатель готовит самостоятельно,

Время

Содержание

Примечания/ Материалы

Инструкция: воспитатель готовит карточки с цифрами или буквами, из кото- рых состоит номер или название детского сада (одна цифра/буква на одной карточке), и до занятия раскладывает их в тайных местах. Количество спря- танных карточек воспитатель сообщает детям.

Как только дети находят цифры или буквы, образующие пароль, и произносят код, педагог открывает слайд № 2, и на экране появляется Робокар Поли и ко- манда спасателей. Дети открывают конверт с письмом. Педагог начинает его читать.

Текст письма:

«Здравствуйте, ребята. Меня зовут Робокар Поли, я — полицейский автомобиль. Я смелый, быстрый и ловкий, я слежу за порядком на дорогах во всех городах мира. У меня есть своя команда. Рой — пожарная машина. Эмбер — машина скорой медицинской помощи. Хелли — спасательный вертолет. Все мы живем в городе Брумсе.

По всему миру становится все больше и больше автомобилей и пешеходов, нам все труднее самим следить за порядком и все успевать. Поэтому нам нуж- ны ребята, которые могли бы стать нашими помощниками и следить за соблю- дением правил в своем городе/поселке так же, как и мы. Без вас нам не спра- виться, и мы очень надеемся, что вы согласитесь нам помочь!»

Педагог спрашивает ребят, согласны ли они помочь команде спасателей. Де- ти отвечают: «Конечно, да!»

Текст письма (продолжение):

«Мы приглашаем вас пройти подготовку и стать нашими юными помощника- ми. Для этого вам нужно будет пройти несколько испытаний и в конце полу- чить настоящее удостоверение юного помощника Робокара Поли.

Перед каждым испытанием я буду передавать для вас запечатанный конверт с письмом, который будет находиться у вашего воспитателя в секретном чемо- данчике. Каждое письмо будет началом нового и интересного приключения. Вы научитесь правильно вести себя на дороге, узнаете важные правила. И ко- нечно, мы будем с вами очень много играть! Если вы согласны нам помогать, тогда для начала постарайтесь запомнить наш девиз «Безопасность превыше всего!».

Педагог несколько раз повторяет с детьми девиз. Можно делать это разными способами: тихо, громко, быстро, медленно, веселым голосом, строгим голо- сом и т. п.

текст письма

на электронном ресурсе), карточки

с цифрами или буквами (воспитатель готовит

самостоятельно), слайд №2 (команда спасателей)

3 минуты

Игровое упражнение на запоминание имен персонажей спасательной

 команды

Педагог демонстрирует карточки с изображением участников команды спаса- телей, называет их имена. Он обращает внимание детей на различия между персонажами. Предлагает сыграть в игру «Запомни имена спасательной ко- манды». Для этого он в разной последовательности показывает карточки, а де- ти называют имена героев. Второй вариант: педагог называет имена участни- ков спасательной команды, дети по очереди выбирают соответствующую карточку.

Карточки

с изображением героев,

песня о Поли и команде

на электронном ресурсе

4 минуты

 Актуализация темы «Правила безопасности в нашей жизни»

— Главный девиз команды спасателей — «Безопасность превыше всего!». Это означает, что мы с вами всегда должны соблюдать правила, особенно когда пу тешествуем. Робокар Поли и его команда внимательно следят за соблюдени- ем правил безопасности, особенно на дорогах. Они предлагают и вам изучить правила безопасного поведения на дорогах, чтобы вы всегда знали, как поступить в сложной ситуации, и могли подсказывать младшим и иногда даже старшим, если они вдруг что-нибудь забудут.

Время

Содержание

Примечания/ Материалы

Ребята, скажите, а какие правила вам уже известны?

Дети называют известные им правила безопасности на дорогах. Например, пе- реходить дорогу в положенном месте, играть далеко от дороги и т. д. Ответы детей, скорее всего, будут иметь общий характер. Этого вполне достаточно для начала.

Педагог подчеркивает значимость правил в повседневной жизни, их разно- образие и необходимость их обязательного соблюдения. Независимо от того, сколько правил дети смогут назвать, педагог одобряет их усилия, поддержи- вает похвалой и НЕ пытается вывести их к какому-либо определенному жела- емому уровню знаний.

2 минуты

 Геймификация образовательного курса. Вручение звезд

Педагог продолжает читать письмо.

Текст письма (продолжение):

«Ребята, действительно, вы отлично знаете самые разные правила. Для того чтобы начать нашу подготовку на звание юных помощников, вспомните, каким образом люди путешествуют?»

Дети отвечают, что путешествовать можно на самолете, на поезде, на велоси- педе, на машине, на корабле и т. д.

Педагог предлагает изобразить в движении каждый из названных способов перемещения. Путешествие на автомобиле — дети крутят руль, на поезде — издают звук гудка и имитируют круговые движения колес, на корабле — изо- бражают движения пловца, на самолете — изображают полет и т. д.

«Ребята, вы — молодцы! И назвали почти все возможные варианты. Но знаете, как чаще всего люди путешествуют? Пешком! Да-да, именно пешком! Потому что даже поход в детский сад или магазин, в театр или парк — это тоже малень- кое, но самое настоящее путешествие. А это значит, что мы должны с вами со- блюдать правила. Ведь «Безопасность — …».

Педагог просит детей повторить окончание фразы «превыше всего!» хором.

«Правильно: безопасность превыше всего!».

«Отлично! Я вижу, что вы быстро запомнили наш девиз! Во время нашей с ва- ми подготовки вы будете получать от меня и моих друзей разные за- дания. За все выполненные задания и правильные ответы мы будем давать вам по одной звезде, а также будут дополнительные звезды за ваши особые заслу- ги. При каждой нашей встрече эти звезды будут разного цвета. Их вы будете наклеивать на специальный плакат. Если к концу испытания все звезды одно- го цвета будут наклеены, вы получите еще одну большую наклейку. Ее вам вос- питатель покажет чуть позже».

Педагог показывает детям плакат и продолжает читать письмо. Плакат пред- ставляет собой изображение города Брумса с девятью незакрашенными точ- ками маршрута (по количеству модулей образовательного курса) и пустыми местами для звезд возле каждой точки. Пустые места будут полностью за- полнены к концу курса, и на этом основании дети получат удостоверения юных помощников Робокара Поли. Каждому модулю соответствует определенный цвет и количество звезд.

В сценарии указано максимальное рекомендуемое число звезд за то или иное задание. Если педагог решает, что дети недостаточно хорошо себя вели или не справились с заданием совсем, то он может дать им меньшее число звезд.

Плакат достижений,

1 зелено-голубая звезда-наклейка

Время

Содержание

Примечания/ Материалы

ВАЖНО! Потом, может быть, в другой день, все же доделать задание или по- вторить его снова, или поощрить детей за что-то иное, чтобы в конце концов все пустые места были заполнены.

Когда все пустые места для звезд одного цвета заполнены по итогам модуля, педагог вручает детям большую наклейку как символ прохождения первого этапа испытаний, которая клеится в круг или овал; карта становится цветной, с каждым этапом все более яркой.

Рекомендуется поместить плакат в таком месте, где его смогут видеть другие дети и родители. Это придаст бóльшую значимость достижениям детей на за- нятиях и позволит добавить контролируемый соревновательный компонент, если в проекте участвуют одновременно несколько групп.

«К концу всех испытаний вы должны собрать как можно больше этих звезд, чтобы закрыть все пустые места на плакате.

И сейчас за то, что вы запомнили наш главный девиз, я вручаю вам вашу пер- вую звезду. Сегодня наши звезды зелено-голубого цвета».

Педагог показывает детям их первую наклейку в виде зелено-голубой звез- дочки и говорит, что на плакат они наклеят все собранные звездочки в конце занятия.

6 минут

 Обучающий блок. Введение понятия наземного пешеходного перехода

 («зебра») как наиболее безопасного способа перехода дороги

  • Ребята, помните, Робокар Поли в своем письме говорил нам, что будет да- вать задания в специальном секретном месте?... Вот оно!
  • Давайте посмотрим, какое же первое задание он нам приготовил.

Педагог достает карту города и демонстрирует ее детям. Карта дублируется на слайде № 3.

  • Посмотрите, здесь изображена карта волшебного города Брумса, в котором Робокар живет со своей командой. Также в этом городе живут друзья Поли — мальчик Кевин и его замечательная семья: сестра Сьюзи, мама и папа!

Вы видите: Кевин и папа изображены на этой карте. Они были в магазине, и сей- час им нужно добраться до мамы и Сьюзи (это около озера). Робокар Поли пред- лагает нам найти для них самый безопасный маршрут, чтобы из указанной точ- ки добраться до озера. Для этого мы возьмем карту и попробуем нарисовать маршрут все вместе.

Дети вместе с педагогом изучают предложенную схему. Особенность схемы за- ключается в том, что она построена по принципу лабиринта. На ней изображе- ны тупиковые маршруты, заканчивающиеся реками, и есть только один марш- рут, по которому можно добраться до дома, используя непременно наземный пешеходный переход зебру. Дети с помощью педагога находят этот маршрут и объясняют, почему иначе выйти к озеру невозможно. Например, почему нель- зя просто пойти наискосок, пересекая дороги где угодно и минуя реки.

  • Ребята, вы выполнили задание. Давайте проверим, правильно ли вы это сде- лали. Смотрите: верный маршрут обозначен зеленым цветом.

Педагог демонстрирует слайд № 4 с верным ответом.

  • Как вы думаете, почему именно по этой дороге Кевину с папой можно до- браться до озера? Правильно, потому что там есть переход! Он называется «на-

Слайд №3 (карта города), карта города (аналогичная слайду)

формата А3 (2 шт.), слайд №4

(карта города с правильным маршрутом)

1 зелено-голубая звезда-наклейка, большая круглая наклейка №1

Время

Содержание

Примечания/ Материалы

земный пешеходный переход». А в просторечии мы называем его зеброй. По- чему? Да, он полосатый. На проезжей части чаще всего он обозначается широ- кими белыми и желтыми линиями на черном асфальте, именно поэтому его и прозвали зеброй.

Вы совершенно верно заметили, что опасно переходить там, где идет ремонт, через речки. А где еще может оказаться небезопасно переходить дорогу, поми- мо того, что изображено на нашей карте?

Там, где есть специальные разделительные ограждения на дороге. Не добрать- ся нам и по тому маршруту, который заканчивается тупиком. И вообще там, где нет специального перехода, а есть просто дорога. Только в одном месте доро- га до озера безопасна — там, где есть наземный пешеходный переход «зебра», хотя этот путь может быть длиннее других.

Педагог продолжает читать письмо:

«Ребята, вы прекрасно справились с заданием. Вы обнаружили все опасные места и нашли единственный способ для моего друга Кевина и его папы по- пасть к маме и Сьюзи — перейти по наземному пешеходному переходу «зебра». Из-за спешки люди могут выбрать короткий путь и перейти в неположенном месте, но, как видите, на карте самый короткий путь не является самым безо- пасным, а наш главный девиз какой?»

Дети хором повторяют: «Безопасность превыше всего!»

«Значит, самый короткий путь нам не подходит, если он небезопасен! И я го- тов вручить вам еще одну звезду!»

Педагог вручает детям звезды и просит посчитать, сколько их теперь.

  • Две!

За какие-то еще успехи и активность педагог вручает детям еще три звезды.

  • Сколько их теперь?
  • Пять!

И это именно то число, что нужно для получения большой наклейки — симво- ла успешно пройденного испытания. Педагог вручает детям первую большую круглую наклейку.

6 минут

 Закрепление материала. Выполнение задания

Как известно, наземный пешеходный переход чаще всего обозначается белы- ми и желтыми полосами на черном асфальте. Педагог раздает детям схемы го- рода Брумса и предлагает нарисовать на них с помощью карандашей или фло- мастеров еще несколько наземных пешеходных переходов так, чтобы дорога до мамы и Сьюзи была короче.

— Ребята! Можно пофантазировать и нарисовать эти зебры любыми цветами. Это же карта волшебного города! А в настоящем городе, мы помним, зебра желто-белая.

Пока дети рисуют пешеходные переходы, воспитатель сообщает им о том, что все эти рисунки они смогут забрать домой и показать родителям. Но это еще не все!

Ксерокопии карты города для рисования на каждого

ребенка, цветные карандаши

и фломастеры

8 минут

Задание на закрепление материала. Просмотр мультфильма «Робокар Поли. Правила дорожного движения», серии № 1 «Перебегать дорогу —

 опасно!»

— Робокар Поли и его команда приготовили нам еще один сюрприз: на неко- торых занятиях мы будем смотреть короткие мультфильмы о том, как Робокар

Проектор, экран,

ноутбук, звуковая аппаратура,

Время

Содержание

Примечания/ Материалы

Поли и команда спасателей следят за порядком в своем городе. Сегодня как раз такое занятие. Давайте вместе устроимся около экрана и узнаем, о чем бу- дет сегодняшний мультфильм.

Просмотр проходит с остановками мультфильма и комментариями педагога. Педагог должен задавать вопросы:

«Правильно ли поступает тот или иной герой? Как бы вы поступили на его ме- сте? Как вам кажется, что случится дальше?» и т. д.

Возможные вопросы:

1 минута 50 с Что хотели сделать эти мальчики?

  1. минуты 39 с Чем обеспокоен автомобиль такси?
  2. минуты 13 с Правильно ли поступил взрослый, переходивший дорогу?

4 минуты 34 с Правильно ли поступил Кевин и что может случиться дальше?

Педагог выборочно комментирует показ, таким образом привнося образова- тельное содержание в просмотр мультфильма.

Просмотр мультфильма поддерживает желание детей продолжать путешествие с Робокаром Поли и его командой, позволяет выходить на обсуждение особен- ностей поведения персонажей, наглядно демонстрирует причинно-следствен- ные связи между поступком и его последствием. В данной серии раскрываются важные моменты безопасного поведения на дороге, а именно:

 Запрещается перебегать дорогу. Переходить дорогу нужно только по спе- циальному переходу.

 При переходе по наземному переходу «зебра» взрослый должен держать ребенка за запястье руки.

 Необходимо демонстрировать пример правильного перехода дороги всем окружающим.

Просмотр мультфильма завершается обсуждением того, что запомнилось каж- дому из детей.

Педагог должен убедиться, что каждый ребенок понял и запомнил ключевые моменты безопасного поведения, показанные в мультфильме.

Слайд №5

с названием мультфильма, мультфильм

«Робокар Поли. Правила дорожного движения», серия №1

«Перебегать

дорогу — опасно!») (мультфильм

на электронном ресурсе)

2 минуты

 Завершение занятия

— Ребята, наше первое занятие подходит к концу, давайте вспомним все то, что мы сегодня узнали. С чего началось наше занятие?

Правильно. Вы нашли все подсказки, и мы смогли открыть первое письмо от Ро- бокара Поли.

Дальше мы с вами познакомились с Робокаром и командой спасателей и со- гласились помочь им следить за безопасностью на дорогах.

Мы учили их имена и главный девиз. Давайте повторим его еще раз: «Безопас- ность превыше всего!»

Мы искали безопасный маршрут для Кевина и его папы до озера и узнали о на- земном пешеходном переходе «зебра». Мы рисовали на карте новые перехо- ды, чтобы дорога до озера стала короче. Вы заработали свои первые звезды и символ прохождения первого испытания, а также получили плакат, на кото- рый совсем скоро их наклеите.

Мы смотрели мультфильм и узнали, что:

Время

Содержание

Примечания/ Материалы

 При переходе по наземному переходу «зебра» взрослый должен держать ребенка за запястье руки.

 Необходимо демонстрировать пример правильного перехода дороги всем окружающим.

 Перебегать дорогу запрещено, переходить дорогу нужно только по специ- альному переходу.

2 минуты

 Домашнее задание

  • Ребята, у меня есть еще один замечательный сюрприз. Это секретный чемо- данчик, который каждому из вас дарят Робокар Поли и его команда. Давайте откроем его и посмотрим, что в нем.

Педагог показывает лист с домашним заданием и дает к нему короткие пояснения.

  • Ребята, в ваших шкафчиках уже лежат такие чемоданчики. Их получит каж- дый. В конце занятия мы положим их в/на шкафчики, и они будут лежать там все время, пока мы будем проходить испытания с Робокаром Поли. Из них вы каждый раз вместе с родителями будете забирать домашние задания и скла- дывать выполненные снова в чемоданчик.

Подложка —

песня про ПДД, образец чемоданчика для детей,

лист с домашним заданием, индивидуальные звезды-наклейки

В конце нашего увлекательного приключения вы заберете эти чемоданчики се- бе домой. Они ваши!

Домашнее задание

1. Построй на карте города безопасный маршрут.

 Старшая группа

В шаблоне дети выполняют задание по нанесению пешеходных переходов на карту. Задание похоже на то, что они выполняли на занятии, но на схеме нет ни одного перехода. Кевину с папой нужно попасть к маме с сестрой, отдыхающим в парке на берегу озера, а потом всем вместе дойти до дома. Дети должны нанести на карту переходы и проложить через них маршрут до дома.

2. Подбери рифму к словам:

 старшая группа: пешеход, дорога, переход, машина, правило.

3. По дороге домой сосчитай количество пройденных наземных пешеходных переходов «зебра».

4. Изобрази всех членов семьи, участников проекта «Безопасная дорога», под- пиши имена и собери подписи.

ВАЖНО! Педагогу обязательно следует проверить домашнее задание на сле- дующий день или максимум через день после занятия.

Проверка происходит не на следующем занятии, потому что график занятий предполагает промежуток между ними в неделю и более. За этот период за- дание может забыться и потерять актуальность для детей.

Время

Содержание

Примечания/ Материалы

Отсутствие проверки домашнего задания влечет за собой потерю мотива- ции детей на их выполнение и понижает эффективность воспитательного и обучающего процесса.

 Запуск индивидуальной геймификации

Педагог показывает, что на чемоданчике у каждого тоже есть место для звезд. Дети смогут их заработать, если хорошо выполнят домашнее задание и про- явят активность во время испытаний. Возможно, педагог уже наклеивает первые звезды самым активным ребятам на занятии.

Индивидуальные чемоданчики, индивидуальные звезды-наклейки

 Оформление плаката

Дети под контролем педагога клеят все полученные наклейки (пять звезд и большую круглую). Затем они вместе решают, куда повесят плакат, и веша- ют его на выбранное место.



Предварительный просмотр:

Время

Содержание

Примечания/ Материалы

7 минут

 Вводная часть. Повторение пройденного материала

Проектор, экран, слайд №1 (Робокар Поли с конвертом красного цвета), конверт

красного цвета

с распечатанным письмом (конверт педагог готовит самостоятельно, текст письма — на электронном

ресурсе), музыкальная подложка про Поли

и его друзей, индивидуальные звезды-наклейки, карточки

с изображениями героев,

слайд №2 (карта города с правильным маршрутом),

слайд №3 (фото в слайд педагог вставляет самостоятельно)

Педагог приветствует детей, выводит на экран слайд № 1, где изображен Ро- бокар Поли с конвертом красного цвета, и сообщает, что сегодня он получил новое письмо от Робокара Поли и очень ждет момента, когда его можно бу- дет открыть вместе с ребятами.

Воспитатель достает письмо из своего чемоданчика. Конверт должен быть красного цвета с нарисованной цифрой 2.

— Ребята, здравствуйте. Сегодня нам предстоит открыть второй конверт и про- читать письмо от Робокара Поли и команды спасателей. Но прежде необходи- мо вспомнить о том, что было на прошлом занятии. Начнем с того, что за вы- полнение домашнего задания каждый получает по одной звезде. Еще одной звездой я хочу отметить…

(педагог отмечает второй звездой тех, кто особенно хорошо выполнил до- машнее задание).

Всего на чемоданчиках 30 мест для звезд. Это значит, что на одном занятии можно наклеивать по 3–4 звезды.

— Ну что же! Вспомним прошлое занятие. Назовите всех участников команды спасателей.

Дети вспоминают участников команды спасателей с опорой на карточки с их изображениями: Рой — пожарная машина, Эмбер — машина скорой меди- цинской помощи, Хелли — спасательный вертолет.

— Отлично, ребята! И конечно, вы помните наш главный девиз «Безопасность превыше всего!». Давайте повторим его хором.

Проговаривание девиза — этап командообразования, ему стоит уделить при- стальное внимание. Воспитатель предлагает сначала всем мальчикам хором произнести слово «безопасность», а девочкам хором вторую часть «превы- ше всего». После этого дети меняются фразами, произносят их с разной гром- костью, скоростью и т. д.

— Ребята, а еще вы помогли нанести на карту города наземные пешеходные переходы «зебра». Благодаря этому переходить улицы стало безопаснее.

На экране появляется слайд № 2 с картой города (из шаблона домашнего за- дания) с нанесенными переходами и безопасным маршрутом, а также слайд

№ 3 с фотографиями распечаток, на которых дети рисовали свои собствен- ные переходы.

— И конечно, вы запомнили, что самый безопасный маршрут — это маршрут с пешеходными переходами.

Время

Содержание

Примечания/ Материалы

 Знакомство с содержанием письма от Робокара Поли

После этой игры педагог сообщает ребятам, что теперь пришло время про- читать письмо. Дети усаживаются вокруг педагога, он открывает конверт и начинает читать.

1 красная

звезда-наклейка, плакат достижений уже висит в холле на видном месте

Текст письма:

«Здравствуйте, друзья! Я очень рад, что вы так хорошо запомнили всех участ- ников нашей команды спасателей. И тому, что вы прекрасно помните наш де- виз «Безопасность превыше всего!». И за выполнение этого задания вы получа- ете одну наклейку в виде настоящей полицейской звезды.

(Воспитатель достает из конверта одну звезду и показывает ее детям.)

Сегодня они красные, как и мой конверт! Когда вы получите от меня заключи- тельное письмо, на вашем плакате не должно остаться пустых мест, все они должны быть закрыты звездами, помните?»

— А сегодня мы познакомимся с правилами перехода дороги по пешеходному переходу. Давайте их вспомним из мультфильма, который вы смотрели на про- шлом испытании.

(Педагог вместе с детьми вспоминает правила.)

— Молодцы, ребята! Давайте еще раз перечислим все эти правила:

1.  Перебегать проезжую часть нельзя! Дорогу нужно переходить спокойно и только по пешеходному переходу.

2. При переходе дороги взрослый должен держать ребенка за запястье.

3.  Перед переходом нужно всегда остановиться за 1–2 шага от проезжей ча- сти.

4. Перед переходом дороги нужно посмотреть сначала налево, потом напра- во, убедиться, что машин нет или они остановились, и только тогда переходить проезжую часть.

10 минут

 Практический блок. Правила перехода дороги (закрепление)

Напольный макет пешеходного перехода,

малярный скотч (педагог готовит самостоятельно), большая игрушечная машина

(педагог готовит самостоятельно)

— Ребята, Робокар Поли хочет убедиться, что мы не только знаем правила, но и умеем их выполнять. Для этого я предлагаю сыграть в одну игру.

Игра «Переходим правильно»

На полу в помещении группы (зала) или на улице с использованием наполь- ного макета пешеходного перехода, дополненного (дорисованного) с помо- щью малярного скотча, обозначается условная дорога. Она представляет со- бой три параллельные линии, каждая из которых состоит из девяти палок. В начале дороги обозначается зебра из лент или малярного скотча (чтобы можно было наступать). Примерно так:

Таким образом, получается тротуар (более узкая часть шириной около 1 м), проезжая часть (более широкая часть шириной около 2 м) и наземный пеше- ходный переход. На проезжую часть воспитатель ставит большую игрушеч- ную машину. Эта конструкция понадобится в течение занятия для трех игр. В первой игре мы сосредоточимся на переходе.

Время

Содержание

Примечания/ Материалы

Педагог делит всех детей на две команды: команду «взрослых» и команду

«детей». Команда «взрослых» выстраивается в колонну возле перехода (см. картинку ниже).

Команда «детей» встает в другом конце комнаты в такую же колонну. Педа- гог предлагает «детям» по очереди по одному быстрым шагом (но не бегом) дойти до перехода, суметь остановиться за два шага (1 м) перед ним, подать руку «взрослому», которого изображает другой ребенок. «Взрослый» дол- жен взять «ребенка» за запястье. Так образуется пара. Оба должны посмо- треть по сторонам: сначала налево, потом направо. И «взрослый» спокойно должен перевести «ребенка» через дорогу (пройти по пешеходному перехо- ду) и отойти в сторону, дав дорогу новой паре. Когда все участники окажут- ся на другой стороне дороги, команды меняются ролями. Если пара ошиба- ется (оба забывают посмотреть по сторонам, не берутся за руку или берутся неправильно), то пара возвращается назад и повторяет весь путь сначала.

Поначалу может показаться, что задание сложное для детей, но алгоритм, ко- торый необходимо знать, чтобы выполнить задание, достаточно прост. Чтобы было нагляднее, воспитатель сначала демонстрирует с одним из детей, как все должно происходить, потом корректирует выполнение задания, и в конце кон- цов дети запомнят последовательность и справятся с заданием.

При выполнении данного упражнения необходимо осуществлять фотовидео- съемку.

Анализ игры:

— Ребята, мы с вами сейчас вспомнили, как переходить дорогу. Каким прави- лам мы следовали в этой игре? … Да, взрослый должен держать ребенка за ру- ку, и перед переходом дороги нужно посмотреть по сторонам: влево и потом вправо, чтобы убедиться, что нет машин или что они остановились.

6 минут

Образовательный блок. Введение понятия пешеходного светофора,

 знакомство с правилами перехода дороги

— Также важно знать, что есть переходы, где нам помогает специальный по- мощник. Отгадайте загадку:

Примостился над дорогой И моргает очень много, Изменяя каждый раз

Цвет своих округлых глаз.

Что это? (светофор)

Слайд №4 (пешеходный светофор), карточки

с изображениями светофоров (2 шт.),

красный и зеленый флажки

или карточки

Время

Содержание

Примечания/ Материалы

Когда дети ответят, педагог выводит на экран слайд № 4 с пешеходным свето- фором.

Педагог демонстрирует две карточки, на которых изображены два светофо- ра — двухцветный и трехцветный. Педагог говорит:

  • Светофор из трех цветов помогает водителям. Светофор для пешеходов име- ет всего два цвета, часто на нем изображен человечек. Именно на этот свето- фор нам, пешеходам, и надо ориентироваться.

Педагог убирает карточку с транспортным светофором. Дальше в рассказе он ориентируется на карточку с пешеходным светофором и на слайд.

  • Красный человечек на пешеходном светофоре стоит и подсказывает нам, что дорогу переходить запрещено. Когда загорается зеленый человечек, сразу ид- ти тоже запрещено. Нужно убедиться, что машины остановились и пропуска- ют вас. Только после этого переходить дорогу можно.

*В старшей группе можно дополнить информацию о светофоре исторической справкой с демонстрацией слайда № 4.1.

  • Первый в истории человечества светофор был установлен достаточно давно. Произошло это в столице Великобритании — Лондоне. Внешний вид первого светофора существенно отличался от его сегодняшних собратьев. Он был боль- ше, на ручном управлении и представлял собой нехитрую конструкцию с набо- ром из двух семафорных стрелок. Стрелка, расположенная горизонтально, озна- чала остановку, а приподнятая кверху — перемещение с особой бдительностью. В ночное время стрелки заменялись газовым фонарем соответствующих цве- тов. Красный означал остановку, а зеленый разрешал дальнейшее движение.

Игра «Переходим правильно» повторяется, но уже со светофором, роль ко- торого берет на себя педагог, поднимая по очереди зеленый и красный флаж- ки или карточки. Правила те же, но переходить дорогу пара может только тог- да, когда педагог поднимет зеленый флажок (карточку). Оба ребенка в паре должны вслух сосчитать до трех, посмотреть по сторонам и только потом пойти. Счет в данном случае напоминает о том, что переходить дорогу нуж- но не сразу, как только загорелся зеленый свет.

*В старшей группе целесообразно передать роль педагога кому-то из детей, которые будут поднимать зеленый и красный флажки.

При выполнении данного упражнения необходимо осуществлять фотовидео- съемку.

5 минут

 Закрепление материала

— Ребята, Робокар Поли приготовил для нас стишок про переход дороги. Да- вайте выучим его, чтобы навсегда запомнить то, чему мы научились сейчас.

Дети сидят в кругу и разучивают два стихотворения. При выполнении дан- ного упражнения необходимо осуществлять фотовидеосъемку.

Маме с папой перед переходом всякий раз напоминай: За запястье ты меня возьми,

Крепко за руку держи,

Никуда не отпускай и бежать не разрешай! Дорога не тропинка,

Дорога не канава, Сперва смотри налево,

Время

Содержание

Примечания/ Материалы

Потом смотри направо. Налево гляди,

И направо гляди,

И если машин не увидишь — иди!

А. Усачев «Правила дорожного движения для будущих водителей и их родителей».

Разучивание стихотворений сопровождается имитирующими движениями: захват кисти руки (ребенок правой рукой обхватывает кисть своей левой ру- ки), поворот головы влево и вправо, шаг на месте.

3 минуты

 Образовательный блок. Из чего состоит дорога?

Педагог продолжает читать детям письмо.

Текст письма (продолжение):

«Ребята, а давайте проверим, хорошо ли вы знаете, что такое дорога? И вот для вас задание: решите, на каком из четырех пазлов-картинок изображена до- рога».

Педагог демонстрирует четыре карточки-пазла, изображающие: проезжую часть (два пазла), тротуар (один пазл) и обочину (один пазл), называя каждую часть и кратко объясняя, что это такое. Вместе с детьми он ищет ответ на во- прос: что из предложенного является частью дороги? Дети высказывают пред- положения. В итоге педагог подводит детей к выводу, что дорога включает в се- бя и проезжую часть, и обочину, и, конечно, тротуар. Такие же пазлы педагог раздает детям по рядам и просит собрать картинку. Картинка-пазл скла- дывается в единое целое.

— Конечно, мы всегда думаем, что дорога — это то место, где ездят машины, но на самом деле дорога — это и проезжая часть, и обочина, и даже тротуар для пешеходов. Поэтому только соединив все четыре части пазла, мы получим с вами полноценную дорогу. И значит, надо знать правила движения по всем этим частям дороги. Ведь вы же будущие юные помощники Робокара Поли!

Пазл «Дорога», состоящий

из четырех частей в трех экземплярах (приложение

к сценарию)

5 минут

 Образовательный блок. Безопасная сторона тротуара  Педагог возвращается к письму:

«Ребята, вы прекрасно справились с заданиями! И мне очень понравились сти- хи!

Готовы выполнить мое новое задание? Для этого вы должны запомнить очень простое правило: юный пешеход от дороги далеко идет. Это значит, что, когда вы идете по тротуару, между вами и проезжей частью должен быть взрослый».

Педагог хором повторяет с детьми правило: «Юный пешеход от дороги да- леко идет».

— А сейчас мы потренируемся следовать этому правилу. Для этого — следую- щая игра, и называется она «Дальняя сторона». Но сначала давайте посмотрим на дорогу, по которой мы ходили. Где здесь проезжая часть? А где тротуар? Пра- вильно!

Теперь начнем игру. Вы снова делитесь на пары, один в паре — «ребенок», вто- рой — «взрослый». Задача пары — правильно идти по тротуару. «Дети» всегда идут по тротуару только с дальней стороны от проезжей части. Пара должна дер- жаться за руки. Как только я скажу: «Идем обратно», «родители» должны развер- нуться и пойти по тротуару в обратную сторону, «дети» должны самостоятельно перейти на дальнюю от проезжей части сторону и взять «родителей» за другую руку. Сначала играть будут только один «взрослый» и один «ребенок». Постепен- но я буду приглашать пройтись по тротуару новых «взрослых» и «детей».

Атрибуты, костюмы для роли

«взрослых» (желательно)

Время

Содержание

Примечания/ Материалы

Сначала в игре участвуют двое ребят. Педагог назначает «взрослого», рядом с которым за руку идет «ребенок». По команде «взрослый» меняет направле- ние движения, не отпуская руки «ребенка». В этом случае «ребенок» оказы- вается рядом с проезжей частью. Задача «ребенка» — сориентироваться и пе- рейти на другую сторону так, чтобы между ним и дорогой оказался «взрослый».

Постепенно на тротуаре появляются новые пешеходы. Для того чтобы обо- значить роль «взрослого», воспитатель должен использовать некоторые атри- буты (шляпу, дамскую сумочку, накладные усы и т. д.). Главная задача «ре- бенка» — переходить на дальнюю от проезжей части сторону дороги при смене направления движения.

*Для детей из старшей группы дорога может иметь более сложную форму. Например, буквой П. И начинать движение пары могут с разных сторон.

При выполнении данного упражнения необходимо осуществлять фотовидео- съемку.

Анализ игры:

— Сейчас мы научились ходить по тротуару. А как именно мы ходили? ... Пра- вильно, что ребенок должен идти дальше от проезжей части. А почему, как вы думаете? ... Верно, чтобы не было опасности оступиться, споткнуться и упасть на проезжую часть дороги.

10 минут

 Образовательный блок. Безопасные места для игры на улице  Продолжение письма:

«Отлично, друзья! За правильное выполнение предыдущего задания вы полу- чаете одну красную звезду! А сейчас пришло время посмотреть мультфильм о том, что может случиться, если играть рядом с дорогой».

Дети усаживаются перед экраном и смотрят мультфильм «Робокар Поли. Пра- вила дорожного движения», серию № 8 «Как играть в мяч».

Во время просмотра делаются паузы и комментируются ключевые моменты мультфильма. Задача педагога — вместе с детьми определить, что именно герои делают неправильно, и максимально ярко выделить правильные фор- мы поведения (в момент, когда Поли рассказывает о нескольких правилах). Опорные вопросы при обсуждении мультфильма:

  1. Нужно ли, находясь у дороги, периодически смотреть на проезжающие ма- шины? Зачем? Если мяч уже выкатился на дорогу, то нужно ли его догонять? Или необходимо дождаться его остановки? Нужно попросить взрослого при- нести мяч или сходить самому? На чем были сконцентрированы ребята в мульт- фильме, когда мяч выкатился на дорогу в первый раз?
  2. Как нужно было себя повести, когда мяч выкатился на дорогу во второй раз?
  3. Где можно играть с мячом в нашем городе/поселке, приведите конкретные примеры? А в бадминтон? Кататься на самокате?

*Для детей старшей группы можно добавить еще один вопрос: что имел в виду Поли, ког- да сказал, что «можно купить новый мяч, но жизнь уже не вернешь»?

1 красная

звезда-наклейка, слайд №5

с названием мультфильма, мультфильм

«Робокар Поли. Правила дорожного движения», серия №8

«Как играть в мяч» (мультфильм

на электронном ресурсе)

5 минут

 Подведение итогов занятия

Педагог возвращается к письму Робокара Поли.

Текст письма:

«Ребята, вы отлично отвечали на вопросы и внимательно смотрели мультфильм. За это вы получаете одну красную звезду. Помните, что правила безопасного поведения на дороге требуют быть внимательными не только при переходе

Время

Содержание

Примечания/ Материалы

проезжей части, но и на тротуаре и на обочине, которая чаще всего прилегает к проезжей части за городом, и даже играя с друзьями на улице. Какие же пра- вила необходимо соблюдать на дороге? Сейчас я вам их еще раз повторю, и вы их обязательно запомните!

 Ходить по тротуару следует с дальней от дороги стороны.

 Прежде чем перейти дорогу, надо напомнить взрослому (папе/маме) взять вас за запястье, убедиться, посмотрев налево и направо, что транспорта нет, а затем можно перейти дорогу.

 Переходить дорогу нужно только шагом.

 Необходимо внимательно следить за сигналом светофора, переходить на зе- леный свет, но тоже не сразу, а убедившись, что машины вас пропускают.

 Играть можно в специальных зонах в парках, на детских игровых площад- ках, в специально отведенных местах, где нет машин и есть ограждения.

Сегодня было большое и сложное занятие, но вы справились. Я горжусь вами! До новых встреч!»

Педагог подводит итоги и предлагает ребятам сосчитать, сколько они зара- ботали звезд. И если ребята вели себя хорошо, выполняли все задания и пе- дагог не наказал их уменьшением числа звезд, а напротив, поощрял допол- нительным звездами, то им вручается также большая круглая наклейка

№ 2 — символ прохождения второго испытания.

— Я тоже горжусь вами, ребята! Вы так усердно работали, все запоминали и вы- полняли, что получили от Поли очень много звезд. Сколько же их? Считаем вме- сте … Шесть! Здорово!

И это ровно столько звезд, сколько нужно для получения главного символа — наклейки пешеходного перехода!

После занятия все эти наклейки мы закрепим на плакате нашей группы, кото- рый висит в холле.

А сейчас давайте еще раз вспомним, про что мы сегодня говорили.

Мы запомнили, как правильно переходить дорогу по наземному пешеходному переходу.

А еще мы познакомились с нашим помощником — двухцветным пешеходным светофором.

Узнали, из чего состоит дорога. Научились ходить по тротуару.

И поняли, в каких местах можно играть на улице, а в каких нельзя.

Вручение индивидуальных звезд-наклеек

Педагог отмечает 1–2 звездами особо активных на занятии.

1 красная

звезда-наклейка, большая круглая наклейка №2

«пешеходный переход»,

индивидуальные звезды-наклейки, 3 красные

звезды-наклейки (дополнительные)

3 минуты

 Домашнее задание

Педагог показывает детям листы с домашним заданием, комментирует то, что они должны сделать, и напоминает, что все задания надо складывать в се- кретный чемоданчик, который Поли подарил им в прошлый раз. Потому что на последнем занятии Поли проверит все задания.

Вечером воспитатель отдает листы с заданиями родителям, поясняя, если это потребуется, что нужно сделать.

Листы с домашним заданием

на каждого ребенка (приложение к сценарию)

Время

Содержание

Примечания/ Материалы

Старшая группа

старшая группа выполняет следующее задание: наклей детей с нужной стороны от изображенных на картинке родителей.

ВАЖНО! Педагог проверяет степень готовности домашнего задания каждый день, потому что дети могут выполнять их в разном темпе. При этом важно предупредить детей и родителей, что домашнее задание должно быть выпол- нено не позднее, чем в течение недели после занятия.



Предварительный просмотр:

Время

Содержание

Примечания/ Материалы

5 минут

 Вводный блок. Повторение материала предыдущего занятия

Слайд №1 (Рой с голубым

конвертом), слайд №2

с фотографиями с прошлого занятия, индивидуальные звезды-наклейки

— Ребята, сегодня нам предстоит открыть новое письмо от Робокара Поли и его команды. И мне, как и вам, уже не терпится его прочитать.

Педагог открывает слайд № 1.

— Вот это сюрприз! К нам вместо Поли пришел Рой — пожарная машина!!! Мы обязательно должны ему рассказать, что мы делали на прошлой встрече, он же не знает!

— Кажется, мы изучали правила?

Время

Содержание

Примечания/ Материалы

Верно, мы с вами знакомились с основными правилами поведения на дороге. Из каких частей состоит дорога?

Мы собирали пазлы и узнали, что дорога состоит из проезжей части, тротуара и обочины. Где ходит пешеход? По тротуару, верно.

Нужно ли напоминать взрослому взять вас за запястье перед тем, как перехо- дить дорогу?

Мы с вами помним, что перед переходом необходимо остановиться и напом- нить взрослому взять вас за запястье. Помните, мы даже играли в такую игру? Давайте посмотрим на фото и вспомним еще раз.

Педагог демонстрирует фото с прошлого занятия.

  • Что мы еще вспоминаем, глядя на фотографии?

Какой сигнал светофора нам подскажет, что дорогу переходить можно?

Если на переходе есть светофор, дождитесь зеленого сигнала, убедитесь, что машины вас пропускают.

С какой стороны нужно идти по тротуару вместе со взрослым?

По тротуару мы всегда идем с дальней стороны от проезжей части. Скажите, где можно играть детям?

Правильно, мы никогда не играем рядом с дорогой.

Мы всегда внимательны. Но если мяч или какая-то другая игрушка оказались на дороге, мы просим взрослых нам помочь.

Отлично! И конечно, наш девиз звучит…

Дети хором произносят девиз: «Безопасность превыше всего!»

  • А еще нам удалось получить шесть красных звезд, которые мы наклеили на плакат при входе в группу, и большую наклейку пешеходного перехода.

А кто же получит наклейки на свой чемоданчик?

Педагог вручает звезды за домашнее задание.

12 минут

 Образовательный блок. Дорожные знаки для пешеходов

Педагог вскрывает конверт и начинает читать письмо.

Текст письма:

«Здравствуйте, друзья! Поли пригласил меня к вам в гости и сказал, что вы очень хорошо знаете правила безопасного поведения на дорогах! Да, я убедил- ся: вы отлично помните правила перехода дороги и за это получаете одну го- лубую звезду. Совсем скоро на вашем плакате не останется пустых мест, но для этого еще надо постараться.

1 голубая звезда- наклейка, слайд

№3 (пример знака

«Выход»), 9 карточек

с дорожными знаками,

1 голубая звезда

Темой нашего сегодняшнего испытания станут ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ...».

Педагог проводит развивающую беседу с целью объяснить детям роль и смысл знаков, которые использует человек.

— Ребята, вокруг нас много знаков, которые люди придумали, чтобы все луч- ше могли понимать друг друга. Есть жестовые знаки. Например, когда мы ма- шем рукой при прощании, это «До свидания», а когда кого-то обнимаем — «Я те- бя люблю».

Есть знаки в виде рисунков. Если мы видим у лифта знак со стрелкой, указыва- ющей вверх, значит, лифт едет вверх, а если стрелочка показывает вниз,

Время

Содержание

Примечания/ Материалы

то на лифте кто-то спускается. Часто в магазине можно увидеть знак «Скольз- кий пол», а на бульваре перечеркнутую собачку — «Выгул собак запрещен».

Педагог для примера демонстрирует один такой знак — «Выход» — на слай- де № 3 и предлагает вспомнить другие известные детям знаки. С высокой до- лей вероятности дети назовут некоторые дорожные знаки.

  • Ребята, верно, еще существуют дорожные знаки, в том числе для нас, для пешеходов. Девять таких знаков спрятаны в этой группе/зале, попробуй- те их найти.

В группе/зале спрятаны карточки с изображением дорожных знаков. Дети на- ходят все девять знаков и приносят их воспитателю. Воспитатель продолжа- ет читать письмо.

Текст письма:

«Отлично, ребята, вы нашли все знаки и получаете еще одну голубую звезду. Поздравляю! Все эти дорожные знаки очень важны для пешеходов. О прави- лах дорожного движения нам напоминают наши верные друзья — дорожные знаки. Сегодня мы узнаем, для чего нужны эти знаки и запомним их».

  • Отлично, ребята, как видите, знаки бывают разные, но все они нам что-то со- общают. Те знаки, которые вы нашли, тоже содержат короткое послание, как будто с нами говорят.

Найдите знак, который обозначает МЕСТО ОСТАНОВКИ АВТОБУСА И (ИЛИ) ТРОЛ- ЛЕЙБУСА. Отлично!

Найдите знак, который обозначает НАЗЕМНЫЙ ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД «ЗЕ- БРА». Отлично!

Найдите знак, который обозначает НАДЗЕМНЫЙ ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД. От- лично!

Найдите знак, который обозначает ПОДЗЕМНЫЙ ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД. От- лично!

Найдите знак, которым обозначается ВЕЛОСИПЕДНАЯ ДОРОЖКА. Отлично! Найдите знак, которым обозначается ПЕШЕХОДНАЯ ДОРОЖКА. Отлично!

Найдите знак, который обозначает, что ДВИЖЕНИЕ ПЕШЕХОДОВ ЗАПРЕЩЕНО. Отлично!

Найдите знак, который обозначает, что ДВИЖЕНИЕ НА ВЕЛОСИПЕДЕ ЗАПРЕЩЕ- НО. Отлично!

Найдите знак, который обозначает, что на дороге могут появиться ДЕТИ. От- лично!

Педагог обсуждает с детьми различия знаков, цвет, форму, наличие перечер- кивающей линии или ее отсутствие.

Для лучшего запоминания педагог предлагает некоторые манипуляции со знаками:

  • Разложите знаки по форме: круглые, квадратные, треугольные. Повторим, какие знаки в каждой группе получились?

Теперь разделите знаки по цвету — красные и синие. Какие знаки оказались в этих группах?

А теперь в одну стопку сложите знаки, где есть человечки, а в другую — где их нет. Какие знаки тут получились?

Таким образом дети повторят названия знаков несколько раз.

Время

Содержание

Примечания/ Материалы

19 минут

 Практический блок. Значение дорожных знаков

— Ребята, давайте сыграем в игру, которая нам поможет запомнить все эти знаки.

Педагог предлагает детям придумать для каждого знака передающее его смысл движение.

МЕСТО ОСТАНОВКИ АВТОБУСА (И/ИЛИ ТРОЛЛЕЙБУСА). (Жмем, как на сигнал,

рукой и говорим: «Бип-бип».)

НАЗЕМНЫЙ ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД «ЗЕБРА». (Поворачиваем голову налево- направо и шагаем на месте.)

НАДЗЕМНЫЙ ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД. (Рисуем в воздухе мост дугой.)

ПОДЗЕМНЫЙ ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД. (Рисуем такую же дугу в воздухе, как мост, но перевернутую вниз.)

ВЕЛОСИПЕДНАЯ ДОРОЖКА. (Изображаем вращение колес.) ПЕШЕХОДНАЯ ДОРОЖКА. (Весело шагаем на месте.)

ДВИЖЕНИЕ ПЕШЕХОДОВ ЗАПРЕЩЕНО. (Шагаем на месте и грозим пальчиком.)

ДВИЖЕНИЕ НА ВЕЛОСИПЕДАХ ЗАПРЕЩЕНО. (Изображаем, что крутим колеса и грозим пальчиком.)

ДЕТИ. (Поднимаем указательный палец вверх и говорим: «Дети!»)

Затем педагог вразнобой показывает знаки, а дети выполняют движения.

При выполнении данного упражнения необходимо осуществлять фотовидео- съемку.

*Для детей старшей группы педагог раскладывает знаки на пять групп, предлагая детям запомнить их по следующим признакам:

  1. предупреждающие знаки: «Дети»;
  2. запрещающие знаки: «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»;
  3. предписывающие знаки: «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»;
  4. знаки особых предписаний: «Место остановки автобуса и (или) троллей- буса», «Пешеходный переход»;
  5. информационные знаки: «Подземный пешеходный переход», «Надзем- ный пешеходный переход».

Педагог продолжает читать письмо.

Текст письма:

«Ребята, вы отлично справились с этим заданием и получаете еще одну голу- бую звезду! Поздравляю! Теперь, когда вы разбираетесь в знаках, важных для пешеходов, давайте выполним настоящую работу и правильно расставим знаки на этой улице».

На экране демонстрируется слайд № 4 с изображением улицы, где есть ве- лосипедная и пешеходная дорожка, разные переходы, остановки и т. д., но нет ни одного знака. Дети совместно с педагогом разбирают картинку и обсуж- дают, где нужно поставить тот или иной знак.

*Для детей старшей группы на слайде № 4.1 может быть представлена вторая картинка, где знаки перепутаны и находятся не на своих местах. Задача детей — увидеть ошибку и назвать тот знак, который должен быть на этом месте. Цель данного упражнения — при-

1 голубая

звезда-наклейка, слайд №4, 6

(улица без знаков), слайд №4.1, 6.1

для старшей группы

(перепутанные знаки), слайд

№5, 7 (верное расположение знаков), карточки

со знаками

Время

Содержание

Примечания/ Материалы

влечь внимание к знакам, поэтому количество правильных ответов (замеченных ошибок) НЕ является главным, главное — это процесс поиска ошибок как самоценная деятельность.

В конце упражнения педагог показывает слайд № 5 с верным расположени- ем знаков.

При выполнении данного упражнения необходимо осуществлять фотовидео- съемку.

Следующее упражнение называется «Побегушки».

В группе/зале необходимо разместить изображения знаков, с которыми де- ти уже работали. Педагог сначала повторяет название всех знаков, потом движения, соответствующие каждому знаку, потом дает задание.

— Как только я назову ЗНАК, вы должны подбежать к нему и выполнить соот- ветствующее ему движение.

Приготовились! Первый знак — «Дети» и т. д.

*Для детей старшей группы педагог может давать дифференцированную инструкцию: мальчики бегут к знаку «Дети», девочки — к знаку «Пешеходная дорожка» и т. д. Это же задание может быть усложнено. Педагог не называет знак, а показывает соответствую- щее его значению движение, после чего дети должны подбежать к показанному знаку.

При выполнении данного упражнения необходимо осуществлять фотови- деосъемку.

5 минут

 Завершение занятия

По итогам занятия педагог еще раз обсуждает с детьми исходный вопрос для закрепления материала.

  • Какая главная задача всех знаков?

Педагог дочитывает письмо.

Текст письма:

«Отлично, ребята! Теперь вы прекрасно знаете, как обозначаются пешеходные переходы и другие части дороги и как полезны знаки в нашей жизни. К сожа- лению, мы еще не успели придумать мультик про дорожные знаки, поэтому се- годня мы предлагаем вам самим придумать одну серию для нас. Она должна быть посвящена дорожным знакам».

На этом занятии педагог может совместно с детьми придумать сценарий ли- бо предложить детям дополнить историю, которую он придумал самостоя- тельно. Впоследствии этот сценарий может реализоваться в спектакле, пла- стилиновом мультфильме, иллюстрированной истории.

Пример:

  • Ребята, конечно, мы с вами можем придумать интересную историю о том, как в городе Брумсе пропали знаки. Нужно решить, как это обнаружили жите- ли (первая творческая задача), например, проснулись утром, а на улице нет ни одного знака для пешеходов. Почему это их обеспокоило (вторая творческая задача)? Например, потому что пропали знаки «Остановка автобуса», и люди не знают, где теперь ждать общественный транспорт. Нам с вами нужно приду- мать, как случилось, что знаки пропали (третья творческая задача). Например, вечером их забрали на ремонт, но за ночь не успели поставить новые. И как По- ли и команда спасателей смогли помочь жителям города (четвертая творческая задача)? Например, дети акриловыми красками нарисовали пропавшие знаки и разместили их в положенных местах, пока не вернутся настоящие отремон- тированные знаки.

Время

Содержание

Примечания/ Материалы

Более детальная работа над сценарием возможна вне рамок данного заня- тия.

5 минут

 Подведение итогов

Педагог вручает детям дополнительные три звезды за особые заслуги, и они получают главную наклейку — дорожные знаки. Индивидуальные звезды за активность.

Большая

наклейка №3

(дорожные знаки), индивидуальные звезды-наклейки

 Домашнее задание

 Старшая группа

  1. Нарисуй знаки по образцу. Назови их.
  2. В городе решили установить новые дорожные знаки, но, похоже, в этой ча- сти города их еще не успели повесить.

Помоги рабочим разместить дорожные знаки, чтобы на улице снова был поря- док и все могли ходить и ездить по правилам (набор наклеек с девятью знака- ми).

  1. Угадай знак дорожного движения и раскрась его.

Для того чтобы правильно раскрасить дорожные знаки, тебе необходимо ре- шить пример возле каждого рисунка. Как только ты узнаешь, какое число по- лучилось, ты сможешь выбрать нужный цвет и раскрасить каждый знак дорож- ного движения.

Но вначале вспомни, что означает каждый знак.

Листы с домашним заданием

на каждого ребенка