Обобщение опыта педагогической деятельности

Татьяна Орестовна Козуб

На странице представлены материалы выступлений с обобщением педагогического опыта на методических мероприятиях различного уровня: педагогических советах, заседаниях методических объединений педагогов дополнительного образования, в рамках деятельности Школы молодого специалиста и Школы педагогического мастерства, педагогических форумах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Козуб Татьяна Орестовна,

педагог дополнительного образования,

МБУДО «Центр дополнительного образования «Радуга» г. Тайшета

 

Опыт работы по дополнительной общеразвивающей программе «Школа будущего педагога» в рамках реализации инновационного проекта  МБУДО ЦДО «Радуга» г. Тайшета «Комплекс программ дополнительного образования «Успех каждого – наш общий успех»

В 2021-2022 учебном году на базе МБУДО «Центр дополнительного  образования «Радуга» г. Тайшета была апробирована дополнительная общеразвивающая программа «Школа будущего педагога» для обучающихся 9-11 классов.

Реализация программы стала частью инновационного проекта учреждения «Комплекс программ дополнительного образования «Успех каждого – наш общий успех» и была направлена на  решение ряда актуальных образовательных задач,  соответствующих основным положениям Концепции  дополнительного образования детей до 2030 года, а именно: вовлечение обучающихся в программы и мероприятия ранней профориентации, обеспечивающие поддержку профессионального самоопределения, формирование навыков планирования карьеры, включающие инструменты профессиональных проб.  

Кроме того, реализация программы органично вливается в процесс подготовки и проведения мероприятий, направленных на исполнение Указа президента Российской Федерации  об объявлении 2023 года Годом педагога и наставника.

Цель программы «Школа будущего педагога»: введение учащихся в мир педагогической профессии посредством  специальной организации их деятельности; оказание помощи в осознании ими соответствия профессионального выбора их личностным  особенностям.

Актуальность программы обусловлена следующими факторами:

1. Востребованность педагогической профессии: современные образовательные организации остро нуждаются в молодых педагогах, способных адекватно реагировать на изменение образовательной ситуации, специфику педагогических систем, новые условия профессиональной деятельности. По данным ЦЗН на 08.09.2022г. в городской и сельской местности Тайшетского района насчитывается 242 вакансии педагогических работников.

2.  Широта спектра педагогической деятельности: сегодня это и не только школьный учитель, но и руководитель организации учреждения, психолог, организатор детского объединения, преподаватель техникума или вуза и управленец-менеджер и т.д.

3. Популяризация профессии педагога:  в ходе обучения по данной программе старшеклассники ознакомились с основами педагогики и психологии, где наряду с теоретическим материалом обязательно проводится работа, направленная на самопознание, повышение уровня педагогической компетентности, а использование тестов, опросных методик, тренинговых занятий, участие в различных видах практики позволило старшеклассникам соотнести самонаблюдение с данными исследований и наметить пути развития необходимых качеств для будущей профессии.

4. Реализация инновационного проекта учреждения, цель которого: создание организационных и методических условий для помощи учащимся в определении их личностных качеств, выявления склонностей и предрасположенности к тому или иному виду профессиональной деятельности.

5. Возможность сотрудничества с образовательными учреждениями города и района в рамках сетевого взаимодействия: 1 обучающаяся проходила практику «Профессиональные пробы» на базе своей школы (МКОУ СОШ № 17 рп Юрты), 1 обучающаяся – на базе МКУДО «Детский сад «Рябинка» (сопровождение осуществлял методист учреждения Герасимова Нина Анатольевна).

6. Кадровое обеспечение.  Для реализации программы в прошедшем учебном году  были привлечены 11 членов  педагогического коллектива МБУДО «Центр дополнительного  образования «Радуга» г. Тайшета:

Андреева А.В., педагог дополнительного образования, участник ознакомительной практики,

Гречишкина Е.В., педагог-организатор, наставник практики «Профессиональные пробы»,

Еськина Е.П., педагог дополнительного образования, участник ознакомительной практики,

Иванова Т.И., педагог дополнительного образования, участник ознакомительной практики,

Исак М.П., педагог дополнительного образования, наставник практики «Профессиональные пробы»,

Кирсанова О.И., педагог дополнительного образования, участник ознакомительной практики,

Козуб Т.О., педагог дополнительного образования, учебная дисциплина «Педагогика»; участник ознакомительной практики,

Масленникова О.В., педагог дополнительного образования, участник ознакомительной практики,

Сурменок И.У., педагог-психолог, учебная дисциплина «Психология»,

Сычева Е.А., педагог дополнительного образования, участник ознакомительной практики,

Чекашева Ю.А., педагог дополнительного образования, участник ознакомительной практики.

Отличительными особенностями программы «Школа будущего педагога» являются следующие:

1. Не повторяет общеобразовательную или профессиональную программу;

2. При реализации содержания программы предусмотрено использование интеграции возможностей учреждения дополнительного образования и других организаций, учреждений города и района;

3. Комплексный подход при организации обучения: функции обучения, воспитания и развития представляют единый процесс;  

4. Программа разработана  на основе системы личностно-ориентированного обучения детей, заинтересованных в выборе педагогической профессии; призвана актуализировать представления старшеклассников о профессии педагога, сформировать первоначальные профессиональные знания, умения и представления о себе как субъекте педагогической деятельности, что, возможно, повлияют на их дальнейший неизменный выбор;

5. Возможность использования гибкого графика занятий и очно-заочных форм обучения для детей с отдалённых территорий (предусмотрен вариант использования дистанционных технологий и/или видеозаписи лекций). Режим занятий определяется в начале учебного процесса с учетом занятости обучающихся в общеобразовательной школе или ином образовательном учреждении. Оптимальным представляется следующий вариант: 1 раз  в неделю (суббота) по 4 академических часа (2 часа психологии и 2 часа педагогики) с 10-минутным перерывом; продолжительность академического часа 40 минут.

        Следует заметить, что именно организация дистанционного обучения вызвала определенные затруднения:

- видеозапись лекций, проводимых непосредственно в Центре, имеет достаточно большой объем, и не всегда является эффективной формой подачи учебного материала из-за отсутствия непосредственного контакта. Этот факт способствовал возникновению необходимости формировать банк лекционного материала с использованием ЭОР, размещенных в сети Интернет. Тренинговые занятия по психологии вообще невозможно провести в удаленном режиме;

- у обучающихся отдаленных территорий технические возможности оргтехники и скорость Интернета не позволило  работать с видеозаписями. Часто приходилось теоретический материал рассылать на адрес электронной почты, что снижало эффективность образовательного процесса и заинтересованность обучающихся.

6. При осуществлении образовательного процесса используются формы организации взаимодействия, методы обучения и воспитания, позволяющие познакомиться со спецификой образовательного процесса в ВУЗе (лекции, самостоятельная работа) и активизировать познавательную деятельность (творческие работы, тренинги, практикумы, экспресс-опросы, работа с Интернет-источниками, специальные психологические игры, техники, приемы, разработка оценочных материалов, приемы визуализация)

7. Значительное место занимает педагогическая практика. В рамках данной программы предусмотрено два вида практики:

ознакомительная (проходит в форме наблюдения за работой педагогов во время занятий и последующего анализа) и

«Профессиональные пробы» (носит исполнительно-творческий характер и представляет собой практическую деятельность, связанную с сопровождением детей и проведением воспитательных мероприятий, например, в рамках деятельности летних оздоровительных площадок; объем и вид деятельности фиксируются в Дневнике практики).

На сегодняшний день сформирована основная база методического обеспечения программы, которая будет пополняться. По каждой учебной дисциплине имеется курс лекций, раздаточный материал, диагностический материал, оценочные материалы и практическая часть.

Мониторинг качества освоения программы осуществляется в ходе текущего контроля и итоговой аттестации. Текущий контроль осуществляется по результату освоения раздела в форме тестовых заданий, опросников, проверочных практических работ. Итоговая аттестация проводится в форме публичного выступления с представлением эссе.

В прошедшем учебном году программу освоили 8 старшеклассниц общеобразовательных школ Тайшета и Тайшетского района: МКОУ СОШ № 10 г. Бирюсинска, МКОУ Зареченская СОШ, МКОУ Квитокская СОШ, МКОУ СОШ № 17 рп Юрты, МКОУ СОШ № 2, МКОУ СОШ № 23.  По окончании курса обучения выпускники получают свидетельство установленного образца. Двое из 8 обучающихся были выпускницами школы; Кирьянова Александра, МКОУ СОШ № 17 рп Юрты)  поступила в Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова по направлению 45.03.01 Филология, наименование образовательной программы «Преподавание филологических дисциплин, русский язык и литература», Черткова Елизавета (МКОУ СОШ № 10 г. Бирюсинска) поступила в ОГБПОУ Тайшетский Медицинский Техникум.

Обобщая все вышеизложенное, можно констатировать следующее:

- на базе МБУДО «Центр дополнительного  образования «Радуга» г. Тайшета в основном созданы организационно-методические и материально-технические условия для реализации программы «Школа будущего педагога»; требуют доработки вопросы организации дистанционного обучения и сетевого взаимодействия;

- в ходе учебного процесса по программе «Школа будущего педагога» обучающиеся получили основные теоретические знания в области педагогики и психологии, использовали возможность освоить два вида практики: ознакомительная и «Профессиональные пробы», получили значительный опыт публичных выступлений.    


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Управление образования администрации Тайшетского района Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования «Радуга» г. Тайшета Опыт работы по дополнительной общеразвивающей программе «Школа будущего педагога» в рамках реализации инновационного проекта МБУДО ЦДО «Радуга» г. Тайшета «Комплекс программ дополнительного образования «Успех каждого – наш общий успех» Козуб Татьяна Орестовна , педагог дополнительного образования МБУДО «ЦДО «Радуга» г. Тайшета Тайшет , 2022

Слайд 3

Цель программы «Школа будущего педагога»: введение учащихся в мир педагогической профессии посредством специальной организации их деятельности; оказание помощи в осознании ими соответствия профессионального выбора их личностным особенностям . Актуальность программы : Востребованность педагогической профессии Широта спектра педагогической деятельности Популяризация профессии педагога

Слайд 4

Актуальность программы : Реализация инновационного проекта учреждения Возможность сотрудничества с образовательными учреждениями города и района Кадровое обеспечение: Андреева А.В., педагог дополнительного образования, участник ознакомительной практики, Гречишкина Е.В., педагог-организатор, наставник практики « Профессиональные пробы » , Еськина Е.П., педагог дополнительного образования, участник ознакомительной практики, Иванова Т.И., педагог дополнительного образования, участник ознакомительной практики, Исак М.П., педагог дополнительного образования, наставник практики « Профессиональные пробы » , Кирсанова О.И., педагог дополнительного образования, участник ознакомительной практики, Козуб Т.О., педагог дополнительного образования, учебная дисциплина « Педагогика » ; участник ознакомительной практики, Масленникова О.В., педагог дополнительного образования, участник ознакомительной практики, Сурменок И.У., педагог-психолог, учебная дисциплина « Психология » , Сычева Е.А., педагог дополнительного образования, участник ознакомительной практики, Чекашева Ю.А., педагог дополнительного образования, участник ознакомительной практики.

Слайд 5

Отличительные особенности программы 1. Не повторяет общеобразовательную или профессиональную программу; 2. При реализации содержания программы предусмотрено использование интеграции возможностей учреждения дополнительного образования и других организаций, учреждений города и района; 3. Комплексный подход при организации обучения: функции обучения, воспитания и развития представляют единый процесс; 4. Программа разработана на основе системы личностно-ориентированного обучения детей, 5. Возможность использования гибкого графика занятий и очно-заочных форм обучения

Слайд 6

6. При осуществлении образовательного процесса используются формы организации взаимодействия, методы обучения и воспитания, позволяющие познакомиться со спецификой образовательного процесса в ВУЗе и активизировать познавательную деятельность Отличительные особенности программы

Слайд 7

Отличительные особенности программы 7. Значительное место Ознакомительная занимает педагогическая практика «Профессиональные пробы»

Слайд 8

Отличительные особенности программы Значительное место занимает педагогическая практика

Слайд 9

Результат освоения программы Освоили программу 8 старшеклассниц общеобразовательных школ: МКОУ СОШ № 10 г. Бирюсинска, МКОУ Зареченская СОШ, МКОУ Квитокская СОШ, МКОУ СОШ № 17 рп Юрты, МКОУ СОШ № 2, МКОУ СОШ № 23.

Слайд 10

на базе МБУДО «Центр дополнительного образования «Радуга» г. Тайшета в основном созданы организационно-методические и материально-технические условия для реализации программы «Школа будущего педагога»; требуют доработки вопросы организации дистанционного обучения и сетевого взаимодействия; в ходе учебного процесса по программе «Школа будущего педагога» обучающиеся получили основные теоретические знания в области педагогики и психологии, использовали возможность освоить два вида практики



Предварительный просмотр:

Козуб Татьяна Орестовна, педагог дополнительного образования, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования «Радуга» г. Тайшета

(МБУДО «ЦДО «Радуга» г. Тайшета)

ШКОЛА РАННЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «ТЕРЕМОК» - ТЕРРИТОРИЯ ТВОРЧЕСТВА

Проект Школа раннего эстетического развития «Теремок» был запущен в 2008 году с целью решения вопросов развития детей дошкольного возраста, не посещающих детский сад.

Детское творческое объединение органично вписалось в образовательное пространство ЦДО «Радуга» и в настоящий момент его деятельность способствует реализации социального заказа

  • на развитие творческих способностей обучающихся; предоставления возможности продемонстрировать творческие достижения;
  • удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, физическом, художественно-эстетическом развитии;
  • выявление, развитие и поддержку одаренных обучающихся;
  • организацию полезного досуга;

       По форме организации – это группы кратковременного пребывания; занятия проводятся 2 раза в неделю по 4 учебных часа в один день. Учебный план ШРЭР представлен дисциплинами художественной (музыка, ритмика, изобразительная деятельность) и социально-гуманитарной направленности (культура общения, иностранный язык[1]).

Воспитанники Школы раннего эстетического развития – дети 4-5 лет, потенциал ученического коллектива МБУДО «ЦДО «Радуга», музыкальной и художественной школ города.

С начала своей деятельности ШРЭР выпустила примерно 500 ребят. Из них 193 (38,6 %) продолжили обучение в детских творческих объединениях Центра, 16 чел (3,2 %)  - в музыкальных и художественных школах.

Учащиеся ШРЭР «Теремок» получают  первый опыт участия в конкурсах и выступлениях перед зрителями: за 12 лет воспитанники ШРЭР приняли участие в 26 конкурсах разного уровня, из них в 23 конкурсах были отмечены   дипломами за призовые места. Следует отметить, что все выпускники ШРЭР, которые продолжают обучение в творческих объединениях Центра, успешно участвуют в конкурсах различного уровня.

В работе по выявлению и развитию творческого потенциала воспитанников ШРЭР, педагоги придерживаются следующих позиций:

- характер  развития  творчества  в  дошкольные  годы  —  это  всегда  результат сложного  взаимодействия  наследственности  (природных  задатков)  и социокультурной  среды,  опосредованного  деятельностью  ребенка  (игровой, художественной,  трудовой),  а  также   активностью  самого  ребенка, его  способностью  к  преобразованию имеющегося опыта;

- творчество  дошкольника  как  деятельностное  состояние личности,  характеризуется  стремлением  к  познанию  культурных ценностей,  творческому  созиданию,  созданию  творческого  продукта;

- дошкольное  детство  находится во взаимосвязи с другими возрастными группами, что позволяет обеспечить  преемственность  развития  личности  на  всех  возрастных  этапах;

Эти позиции позволили определить основные подходы: средовой, системный и деятельностный, которые легли в основу создания территории творчества дошкольников и для дошкольников в образовательном пространстве МБУДО «ЦДО «Радуга» г. Тайшета.

Создание творческой образовательной среды является важнейшим фактором развития креативности как условия творческой самореализации детей. Образовательная среда в ШРЭР «Теремок» - это специально созданные  условия развития творческого потенциала дошкольников, содержащиеся в социальном и пространственно-предметном окружении.

Социальное окружение составляют  все участники образовательного процесса: творчески работающие педагоги и педагоги-организаторы;  инициативные родители, старшие кружковцы и их педагоги. Сотрудничество участников образовательного процесса строится на основе интеграционного взаимодействия, для дошкольников является  позитивным образцом творческого поведения, создает условия для подражания творческому поведению.    

Пространственно-предметное окружение – это и помещение, оборудованное для занятий организованной и непосредственно самостоятельной творческой деятельностью, и здание Центра, где дети имеют возможность познакомиться с творчеством старших кружковцев, приобщиться к жизни учреждения, продемонстрировать собственные творческие достижения.  

При реализации деятельностного подхода в ходе организации образовательного процесса педагоги ШРЭР «Теремок» руководствуются выводами В.В. Давыдова: «…дети усваивают знания и умения чаще всего непреднамеренно, непроизвольно. Эти знания и умения, имеющие утилитарно-эмпирический характер, позволяют детям ориентироваться и действовать в простых формах искусства, в различных практических ситуациях общения со взрослыми и сверстниками. Вместе с тем эти знания и умения – важные составляющие многих способностей ребенка дошкольника, в частности, его воображения и образного мышления» [2]. Освещая вопросы деятельностного подхода при работе с дошкольниками, необходимо описать технологический аспект организации образовательного процесса.  

При выборе педагогической технологии, педагоги учитывают:

- ведущий вид деятельности учащихся (для дошкольников это игра);

- доступность пониманию учащимися, выполнимость заданий и упражнений;

- возможность развития потенциальных способностей ребенка;

Бесспорно, самой гармоничной формой организации учебного занятия с дошкольниками является игровая, которая создается при помощи игровых приемов и ситуаций.

Так, на занятиях ритмикой активно применяются игровые методы обучения, т.к. они позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели - творческо-исполнительской деятельности.

На занятиях музыкой используются игровые приемы и методы, в основе которых – методика Железнова С.С. и Железновой Е.С. (в процессе музыкальных игр наряду со специальными умениями и навыками развивается фантазия,  воображение, эмоциональность). Результатом внедрения методики можно считать достижение высокого уровня усвоения учебного материала и исполнительского мастерства: ежегодно воспитанники ШРЭР занимают призовые места в конкурсах муниципального уровня.

Использование социоигровых технологий на занятиях по дисциплинам культура общения и иностранный язык способствует достижению целей организации собственной деятельности детей в атмосфере взаимопонимания при проведении занятия как игры-жизни между микрогруппами детей и одновременно внутри каждой из них.

Инновационным направлением в работе ШРЭР «Теремок» стало применение технологии проектирования на занятиях изобразительной деятельностью. В условиях ШРЭР наиболее эффективным является реализация творческих проектов. Результат совместной деятельности детей и педагога был отмечен призовыми дипломами регионального конкурса профессионального мастерства кружковцев-прикладников и техников «Рукотворное чудо».

Системный подход позволяет решать организационно-управленческие задачи, не вступая в противоречие с гуманистическими тенденциями современного образования.

Так, учебный план ШРЭР «Теремок» имеет гибкое содержание, основанное на анализе социального заказа; в настоящее время педагогический коллектив работает над обновлением программы на основе модульного подхода.

Обобщая опыт работы Школы раннего эстетического развития «Теремок», можно сказать, что в МБУДО «ЦДО «Радуга» созданы необходимые условия  развития творческого потенциала, приобщения к творческому поведению, демонстрации творческих достижений детей дошкольного возраста и осуществления преемственности для всех возрастных категорий обучающихся.


[1]Учебная дисциплина введена  по запросу родителей в 2016  году для второго года обучения в ШРЭР.

[2]  Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М.: ИНТОР, 1996. – 544 с.