Аттестация

Базаркина Наталья Николаевна

портфолио, представленные презентации

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПОРТФОЛИО Базаркиной Натальи Николаевны, учителя обществознания и истории МБОУ «Гуменская средняя общеобразовательная школа» Краснослободского муниципального района РМ с. Гумны 2021

Слайд 2

Дата рождения: 21.02.1970 г. Профессиональное образование: Историк. Преподаватель по специальности «История», МГУ им. Н.П.Огарева, историко-социологический институт, № диплома ДВС 0686026 , дата выдачи 26.06.2001г . Стаж педагогической работы (по специальности): 23 года Общий трудовой стаж: 33 года Наличие квалификационной категории: высшая Дата последней аттестации: 23.12.2016 г.

Слайд 3

Учебный год Предметы Качество знаний % 2017-2018 Обществознание 65,6 2018-2019 Обществознание 66,4 2019-2020 Обществознание 68, 8 2020-2021 Обществознание 72,4 1. Стабильные положительные результаты (положительная динамика) освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией

Слайд 5

Предмет класс Уровень Качество знаний % Успеваемость % год обществознание 7 республиканский 44 78 2020-2021 2. Положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам внешнего мониторинга системы образования (результаты ГИА не учитываются)

Слайд 7

3.Реализация: - программ углубленного изучения предмета; профильного обучения . 2020 -2021 уч.год : 10 класс-100 % 2021 -2022 уч.год : 10 класс-85% 11 класс-100%

Слайд 9

5. Результаты участия обучающихся во Всероссийской предметной олимпиаде Год Предмет Уровень Победы и призовые места 2017-2018 Обществознание муниципальный Победитель -1 Призёр-2 Право Призёр-1 Экономика Победитель -2 История Призёр-1 Экономика республиканский Призёр-1 2018-2019 Обществознание муниципальный Призёры-7 Право Призеры-2 Экономика Призеры-1

Слайд 10

Год Предмет Уровень Победы и призовые места 2019-2020 Обществознание муниципальный Победитель -1 Призёр-7 Право Призёр-2 Экономика Победитель -2 Призёр-1 2020-2021 Обществознание муниципальный Победитель-2 Призёры-5 Право Призеры-2 Экономика Призеры-6

Слайд 20

6. Позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебным предметам: олимпиады; конкурсы; конференции; выставки; турниры; соревнования Муниципальный уровень- 8 Окружной уровень-2 Региональный уровень-2 Межрегиональный уровень-1 Международный уровень-

Слайд 25

7. Наличие публикаций

Слайд 27

9. Выступления на заседаниях методических советов, научно-практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах, секциях, форумах, радиопередачах (очно) и т.д.

Слайд 28

10. Проведение открытых уроков, мастер-классов, мероприятий (очно)

Слайд 30

12. Экспертная деятельность

Слайд 31

13. Общественно-педагогическая активность педагога: участие в работе педагогических сообществ, комиссий, жюри конкурсов

Слайд 32

14. Участие педагога в профессиональных конкурсах

Слайд 33

15. Награды и поощрения



Предварительный просмотр:

Публичное представление педагогического опыта

учителя  обществознания и истории МБОУ «Гуменская СОШ»

 Базаркиной Натальи Николаевны

Педагогическая проблема, над которой работа ведется в течение  последних трех  лет  «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках  обществознания через активные приемы и формы обучения».

Актуальность и перспективность опыта обусловлена значительными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению. 
Таким образом, главной целью педагогической деятельности является ориентация на развитие познавательных способностей школьников, мотивация на разных этапах обучения, формирование и развитие активной творческой личности будущих граждан России. Российское современное общество претерпевает период становления новой образовательной системы, которая характеризуется глобальными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Стратегия развития современного образования в России подразумевает формирование  высоконравственной, образованной, успешно социализирующейся личности. В рамках ФГОС предлагается проводить уроки, с использованием методик и приёмов по использованию ФГОС. Часто преподаватели используют старые приемы и технологии. Но важно здесь усвоить одно: ФГОС предлагает отойти от привычной схемы постижения знаний «Услышал — запомнил — пересказал» к принципиально новому алгоритму, в котором главную роль отводят ученикам. То есть теперь систематизация знаний должна проводиться по схеме: «самостоятельно (или вместе с учителем, одноклассниками) нашел — осмыслил — запомнил — оформил свою мысль — применил знание на практике». 

     А также актуальной является ориентация на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий), обеспечение преемственности начального общего, основного и среднего (полного) общего образования. Речь идёт о разнообразии организационных форм и учёте индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов школьников.

В этой связи на первый план выходят следующие задачи:

  • вооружение учащихся не только прочными знаниями, но и эффективными приёмами, способами, средствами их получения;
  • формирование мировоззрения учащихся;
  • переход от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития.

      Содержание, перемены, наметившиеся в российской образовательной системе во многом определяются социальными законами. В свете этих тенденций современное российское общество делает ставку, на личность, которая сможет занять твердую и активную позицию в социуме.
      Работая в школе и используя свой опыт я поняла, что без использования современных педагогических технологий и методов обучения, нельзя развить познавательные способности учащихся, активизировать их мыслительную деятельность на уроках истории и обществознания. Активное изучение и применение современных образовательный технологий, я как учитель смог повысить эффективность  и результат  занятий добиться положительных результатов в своей работе.

На своих уроках я применяю такие технологии как:      

Технология проблемного обучения      

   Групповые технологии и коллективное творческое дело      

   Технология использования игровых методов и приёмов обучения        

   Информационно-коммуникационные технологии

   Проектная и исследовательская деятельность 

   Интерактивное обучение 

   Из них я беру для себя только то, что считаю приемлемым, исходя из уровня подготовленности класса и своего опыта работы.

Новизна опыта

      Новизна опыта заключается в том, что предпринята попытка создания системы использования современных технологий в процессе преподавания истории и обществознания. Я  стараюсь  стимулировать интересы учащихся,  развивать  у них  желание практически использовать знания, а так же учиться, делая тем самым реальным достижение успеха в овладении предметом. Процесс обучения я строю с учётом достигнутого. В каждом классе есть свои приёмы работы и  формы её организации. При подготовке к уроку тщательно продумываю, чем сегодняшнее занятие будет отличаться от вчерашнего, меняю в зависимости от психологических особенностей учащихся, приёмы и виды работ, направленные на развитие интереса и потребности в знаниях. Анализируя полученные результаты, я  намечаю необходимые способы оказания помощи отдельным детям.

Теоретическая база и технология опыта

Технология проблемного обучения.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и

развитие мыслительной деятельности. Проблемное обучение основано на создании проблемной ситуации.

Эффективность использования технологии проблемного обучения во многом зависит от соблюдения этапов её реализации:

1) Постановка проблемы

2) Выдвижение гипотез

3) Подтверждение гипотез фактами, документами, примерами

4) Выводы по решению проблемы

      Технологию проблемного обучения на уроках обществознания использую как правило при изучении таких разделов как "Закон и право", "Политическая жизнь общества".

           Так, при изучении темы"Частное право", вопроса Трудовые права российских граждан, предлагаю следующую проблемную ситуацию, которая могла произойти и в реальной жизни: Кузнецов Н. заключил контракт с директором фирмы "N" сроком на 1 год. Но через месяц нашёл себе новое место работы . Подав заявление об уходе за 2 недели , он был удивлён тем, что директор не отпускает его. Разгорелся конфликт.

           Сначала я выслушиваю мнения учащихся. Затем работая с материалом учебника и выдержками из ТК РФ мы приходим к решению данной проблемы.

           Опыт показал, что данная технология довольно интересна для учащихся. Ведь они получают не только готовые знания, но и развивают определённые умения.

Групповые технологии и коллективное творческое дело.

       Групповые технологии требуют временного разделения класса на несколько групп для совместного решения определённой задачи. Учащимся предлагается обсудить задачу , наметить пути её решения и представить найденный совместный результат. Эта форма работы лучше обеспечивает учёт индивидуальных особенностей и открывает больше возможностей для коллективной познавательной деятельности.

Технологический процесс групповой работы может состоять из следующих элементов:

1. Подготовка к выполнению группового задания

  • Постановка познавательной задачи (проблемная ситуация).
  • Инструктаж о последовательности работы.
  • Раздача дидактического материала по группам.

2.Групповая работа.

-Индивидуальное выполнение заданий.

-Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.

-Обсуждение общего задания группы(замечания, дополнение. обобщение).

-Подведение итогов группового задания.

2. Заключительная часть.

-Сообщение о результатах работы в группах.

-Анализ познавательной задачи, рефлексия.

-Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.

Составляющие технологического процесса варьируются в зависимости от типа, целей и задач урока.

       В своей работе я использую групповые технологии на уроках обществознания по следующим темам:

Познание окружающего мира

Цивилизация и общество

Происхождение права, его формы и структура

Частное право

Нравственные категории и добродетели

      Например, на уроке "Познание окружающего мира" учащиеся разделяются на несколько групп, каждой из которых сообщается определённое задание.

1 группа - исследовать роль шпаргалок в учебном процессе.

2 группа - исследовать роль оценок в учебной деятельности.

3 группа - исследовать проблему того как люди выбирают профессию.

4 группа - изучить тему "Взрослые и дети". Почему возникает конфликт поколений?

Представители каждой группы докладывают о результатах своей работы, объясняя её этапы. Выполненное задание анализируется.

      Например, тема "Нравственные категории и добродетели". При рассмотрении видов нравственных категорий учащиеся делятся на группы.

1 группа - разъясняет сущность понятий добро и зло . Приводят конкретные примеры .

2 группа - разъясняет сущность добродетели и порока.        

3 группа - сущность стыда и совести.        

4 группа- сущность милосердия. 

На подготовку ответов группам отводится 10 минут. Затем представители групп выступают, докладывают о результатах своей работы. Выступающему могут быть заданы вопросы. Затем подводятся итоги.

           Плюс данной технологии в том, что открываются больше возможностей для коллективной познавательной деятельности. У учащихся развивается логическое мышление , творческая активность, речевые способности.

Технология использования игровых методов и приёмов обучения.

         Игра  наряду с трудом и учением - один из основных видов деятельности человека. Игру как метод обучения люди использовали в древности. Широкое применение игра находит и в педагогике.  А.М. Горький писал: "Игра-путь к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить". В своей работе я использую игровую деятельность в следующих случаях:

  1. В качестве части урока (при работе с хронологией и терминами).
  2. Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого урока.

Например, "Предпринимательство и бизнес", "Выборы в Государственную Думу".

Информационно-коммуникационные технологии

     Опыт показывает, что применение информационных технологий на уроках гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности, расширяет возможности творчества, как учителя, так и учеников, повышает интерес к предметам, стимулирует освоение учениками новейших достижений в области компьютерных технологий, что ведет к интенсификации процесса обучения. Но нельзя забывать и о живом слове учителя. Поэтому использование ИКТ должно быть грамотно организовано и стать помощником в процессе обучения и воспитания

     Школа будущего – это школа «информационного века».  Главным в ней становится освоение каждым учеником самостоятельного, собственного знания, овладение способностями творческого самовыражения. Новые информационные технологии, мультимедийные продукты – это шаг к повышению качества обучения школьников и в конечном итоге к воспитанию новой личности – ответственной, знающей, способной решать новые задачи, быстро осваивать и эффективно использовать необходимые для этого знания.

      Использование информационных технологий на уроке является наиболее сложным и ответственным делом, так как это  связано с уже существующей, оформившейся технологией проведения урока, высокими требованиями к эффективному использованию учебного времени на уроке, к надежности работы компьютерного  оборудования и программного обеспечения.

В современном информационном обществе целью образования является не передача опыта, накопленного предыдущими поколениями, а подготовка человека, способного Использование видео и компьютерной наглядности. Внедрение современных информационных технологий позволяет активизировать учебно-познавательную деятельность школьников, предоставляет доступ к качественной информации, тем самым, уменьшая объем фронтальных форм организации деятельности школьников, а также доминирования речи учителя.

Использование информационных технологий в процесс обучения школьников позволяет решать следующие задачи:

  • обеспечить доступ к большому объему информации,
  • использовать образно - наглядную форму представления изучаемого материала,
  • осуществить поддержку активных форм обучения,
  • моделировать процессы и явления и т.д.,
  • развивать личность школьника, способную адаптироваться к новым достижениям научно-технического прогресса.

   Школьники учатся собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем.

В своей работе использую компьютер при изучении нового материала, организации самостоятельной работы, контроле знаний учащихся. Практикуется проведение уроков – презентаций, уроков-лекций, просмотр документальных и художественных фильмов.

Проектная и исследовательская деятельность

      Проектная деятельность - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. «Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить». Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.

      Результативность опыта.

       Учитель является инициатором интересных начинаний, но при этом не лишает учащихся самостоятельности в осуществлении проектной деятельности, чтобы каждый участник проекта с гордостью мог сказать: «Я сделал это сам!». Учитель берет на себя тьютерские функции: является консультантом на всех этапах, инициирует рождение и развитие проекта, помогает ученику осуществлять самостоятельное исследование, является экспертом. Наши проекты мы представляем на научно-практических конференциях, различных исследовательских конкурсах, краеведческих олимпиадах, внеклассных мероприятиях и, конечно на уроках истории и обществознания.

Высокий результат применения проектной и исследовательской деятельности  прослеживается при работе с одаренными детьми:

Год

Название конкурсов, конференций

Уровень

Ф. И.О учащегося

Результат

2019

I отборочный тур Московского Международного Форума «Одарённые дети», номинация «клуб экономистов «Адам Смит»

Муниципальный

/очно/

Федорова Валерия

Победитель

Открытый Республиканский Отборочный тур Московского Международного Форума «Одарённые дети», номинация «клуб экономистов «Адам Смит

Республиканский

/очно/

Федорова Валерия

Лауреат II степени

Всероссийский исторический квест «Битва за Москву»

Муниципальный

/очно/

Команда учащихся 11 класса

2 место

Всероссийский исторический квест «ПЕРВЫЙ. КОСМИЧЕСКИЙ»

Муниципальный /очно/

Команда учащихся 10-11 класса

1 место

2020

Квест «Дорогами Победы»

Муниципальный /очно/

Команда учащихся 10-11 класса

3 место

X I-я Межрегиональная научно-исследовательская конференция по практическому краеведению «Историко-культурное и природное наследие родного края», номинация «Модель панорамы событий»

Межрегиональный /очно/

Рябоненко Илья

Победитель

I отборочный тур Московского Международного Форума «Одарённые дети», номинация «клуб юных дипломатов «Александр Горчаков»

Муниципальный /очно/

Федорова Валерия

Гран-при

I отборочный тур Московского Международного Форума «Одарённые дети», номинация «клуб экономистов «Адам Смит»

Муниципальный /очно/

Ярочкина Анна

Гран-при

Интеллектуально-познавательная игра «Квест», посвященный 75-летию победы СССР в ВОВ

Всероссийский /очно/

Федорова Валерия

Победитель

  Интерактивное обучение

    Все перечисленные технологии относятся к интерактивному обучению и  применяются в соответствии с основными положениями педагогического сотрудничества, психологии детского и подросткового возраста и методики преподавания предмета.

       При планировании своей работы я использую основную способность интерактивного обучения - диалоговое обучение, при котором диалог строится на линиях «ученик – ученик» (работа в парах), «ученик – группа» (работа в группах), «ученик – аудитория» или «группа учащихся – аудитория» (презентация работы в группах), «ученик – компьютер» и т. д.

      Интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта. В ходе урока организуется индивидуальная, парная и групповая работа, с использованием проектной работы, ролевые игры, осуществляется работа с документами.

    Именно интерактивные методы позволяют учащимся почувствовать свои силы и свои способности. У ребят повышается самооценка, уверенность в себе. Очень важно воспитание взаимоуважения, терпимости к мнениям и поступкам окружающих людей. Высоко ценятся в обществе такие качества, как коммуникабельность, умение общаться с людьми, договариваться, находить компромиссы, работать в команде.

Рассмотрим конкретные примеры интерактивного обучения:

1. Работа в парах – идеальная форма для сотрудничества и взаимопомощи. В паре ученики могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить пройденное на уроке;

2. Самостоятельный поиск новой информации, изучения нового материла;

3. Синквейна. Этот вид работы целесообразно использовать при подготовке домашнего задания;

4. Дебаты: одна команда высказывает свое мнение о путях решения проблемы, другая команда приводит доводы в противовес сказанному ранее;

5. Мозговой штурм.

6. «Кейс - метод» ид р..

      Рассмотрим более подробно «метод кейсов» («кейс-метод»). Обучающимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию и актуализировать определенный комплекс знаний, для того чтобы разрешить сложившуюся проблему. Но при этом сама проблема не имеет однозначных решений. Интерактивное обучение определяет следующие задачи: практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. В классе должна быть атмосфера доброжелательности и взаимной поддержки. Все это позволяет получать новое знание и развивает саму познавательную деятельность.

    Таким образом, применение в практике преподавания обществознания интерактивных методов обучения способствуют повышению интеллектуальной активности обучающихся, следовательно, и эффективности урока. Пассивные обучающиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам. Кроме того, формируется все ключевые компетенции:

  • умение брать на себя ответственность при принятии решений,
  • толерантность, уважение людей других национальностей, умение жить с людьми других культур, религий, языков,
  • умение работать с различными видами информации,
  • способность постоянно повышать свое образование и т.д.

      Я считаю, что с использованием в своей работе технологии интерактивного обучения,  у меня появилась возможность усилить прежде всего мотивацию обучения у учащихся, появилась возможность формировать ключевые компетентности на своих уроках. В этом для меня заключается успешность преподавания обществознания. За этим будущее. Сегодня это востребовано обществом и даёт позитивные результаты:

2017-2018

2018-2019

2019-2020

2020-2021

6

60%

6

64%

6

60%

6

70%

7

65%

7

62%

7

65%

7

62%

8

67%

8

67%

8

62%

8

67%

9

66%

9

66%

9

75%

9

63%

10

70%

10

73%

10

82%

10

100%

65,6%

66,4%

68,8%

72,4 %

Мои ученики активно принимают участие в школьном и муниципальном турах Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, экономике и праву

Результаты учащихся, показавших свои знания  на  муниципальном и респуиканском этапах Всероссийской олимпиады школьников:

Год

Всероссийская предметная олимпиада

Уровень

Ф. И.О учащегося

Результат

2017-2018

Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию

Республиканский

Копейкин Антон

Призер

Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию

Муниципальный

Ныхрикова Юлия

Копейкин Антон

Савина Кристина

Победитель

Призер

Призер

Всероссийская олимпиада школьников по истории

Муниципальный

Копейкин Антон

Призер

Всероссийская олимпиада школьников по праву

Муниципальный

Копейкин Антон

Призер

Всероссийская олимпиада школьников по экономике

Муниципальный

Савина Кристина

Копейкин Антон

Победитель

Призер

2018-2019

Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию

Муниципальный

Савина Кристина

Федорова Анастасия

Федорова Валерия

Ныхрикова Юлия

Саулин Артём

Ярочкина Анна

Симбаева Дарья

Призер

Призер

Призер

Призер

Призер

Призер

Призер

Всероссийская олимпиада школьников по праву

Муниципальный

Савина Кристина

Аряшева Диана

Призер

Призер

Всероссийская олимпиада школьников по экономике

Муниципальный

Саулин Артём

Призер

2019-2020

Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию

Муниципальный

Хворова Анна

Савина Кристина

Федорова Анастасия

Федорова Валерия

Ныхрикова Юлия

Саулин Артём

Ярочкина Анна

Симбаева Дарья

Победитель

Призер

Призер

Призер

Призер

Призер

Призер

Призер

Всероссийская олимпиада школьников по праву

Муниципальный

Ныхрикова Юлия

Савина Кристина

Призер

Призер

Всероссийская олимпиада школьников по экономике

Муниципальный

Савина Кристина

Федорова Валерия

Саулин Артём

Победитель

Победитель

Призер

2020-2021

Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию

Муниципальный

Ярочкина Анна

Горшкова Анастасия

Еремеева Полина

Цыганова Анастасия

Хворова Анна

Чиченин Владислав

Шипелкина Мария

Победитель

Победитель

Призер

Призер

Призер

Призер

Призер

Всероссийская олимпиада школьников по праву

Муниципальный

Еремеева Полина

Симбаева Дарья

Призер

Призер

Всероссийская олимпиада школьников по экономике

Муниципальный

Синицын Анрей

Федорова Валерия

Ярочкина Анна

Симбаева Дарья

Горшкова Анастасия

Чиченин Владислав

Призер

Призер

Призер

Призер

Призер

Призер

2021-2022

Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию

Муниципальный

Ярочкина Анна

Горшкова Анастасия

Еремеева Полина

Хворова Анна

Чиченин Владислав

Шипелкина Мария

Победитель

Победитель

Призер

Призер

Призер

Призер

Призер

Всероссийская олимпиада школьников по праву

Муниципальный

Еремеева Полина

Симбаева Дарья

Призер

Призер

Всероссийская олимпиада школьников по экономике

Муниципальный

Ярочкина Анна

Симбаева Дарья

Горшкова Анастасия

Чиченин Владислав

Аряшева Елена

Жаркова Вероника

Призер

Призер

Призер

Призер

Призер

Призер

Результативность практической педагогической деятельности проявляется в накоплении, обобщении и конкретизации педагогического опыта, дидактических материалов, более свободном владении элементами современных технологий обучения.

Предмет обществознания является наиболее избираемым предметом для сдачи экзамена по выбору учащихся в рамках государственной итоговой аттестации учащихся. Мои ученики показывают хорошие результаты при сдаче ОГЭ и ЕГЭ.

Заключение

      В результате проб и ошибок в своей работе,  несмотря на все то обилие технологий, что есть в современной педагогике, всегда нужно подходить разумно и взвешенно к использованию тех или иных методов и приемов. Но всегда надо помнить, что оптимальное сочетание традиционных и нетрадиционных методик способствует более успешному процессу овладению ключевыми компетентностями учащимися. Мастерство учителя укреплять и развивать познавательные интересы учащихся в процессе обучения состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихся разнообразными, творческими, продуктивными.

     Обобщение опыта моей работы позволяет подчеркнуть, что познавательная деятельность не обособлена в своем развитии от общего развития личности. Поэтому проблема активности познавательной деятельности учащихся приобретает большое значение в связи с требованиями времени. Здесь уместно привести китайскую пословицу: “Скажи мне, я забываю. Покажи мне, я могу запомнить. Позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда”.