Педагогические находки и идеи

 Кадралинова Надежда Дамировна

Конспект НОД «Театр-великий художник времени»

для детей старшей группы

Образовательные области: познавательное, речевое, социально-коммуникативное.

Тип: интегрированное.

Цель: Цель: формирование знаний детей о театре.

Задачи:

1. Познавательные:

1.1. Познакомить детей с историей возникновения театра.

1.2. Развивать любознательность.

1.3. Воспитывать у детей познавательный интерес.

2. Развивающие:

2.1. Активизация речи детей через развитие диалогической речи (беседа).

2.2.   Развивать интонационно-речевую выразительность, координацию, мимику.

2.3. Развивать внимание, память, мышление.

3. Воспитательные:

3.1. Создание атмосферы доброжелательности, положительного эмоционального комфорта у детей.

3.2. Воспитывать эмоциональный отклик в процессе совместного творчества, дружественные отношения.

Оборудование: ИКТ (мультимедийная презентация «Театр»), глобус, костюмы греческие «хитоны», столы, стаканы, чайные ложки, стульчики 8 штук, мольберт, маски с эмоциями грусть и радость.

Количество детей: 8 человек

 

Ход:

Воспитатель. Здравствуйте ребята. Посмотрите, как много гостей в зале. Давайте мы поприветствуем друг друга и гостей. (дети здороваются)

Воспитатель. Ребята, а как можно еще поприветствовать наших гостей.

Ответы детей

Воспитатель.  Посмотрите на меня, как можно передать «приветствие». (Молча показываю: кивнуть головой, пожать руку, помахать рукой).

Воспитатель.  Вы выберите каждый для себя, как вы хотите передать «приветствие»,

Слайд 1, «Здание античного театра»

Воспитатель.  Ребята, как вы думаете, что изображено на слайде?

(воспитатель обращает внимание детей на экран)

Ответы детей

Это здание одного из первых театров, театр возник в Древней Греции. Здание театра имело форму огромной полукруглой чаши. Эта форма помогала усиливать звук, чтобы выступающих было слышно всем. Как вы думаете, кто выступал в театре?

Ответы детей (предположительно). Артисты, актеры.

Воспитатель. Правильно.

Слайд 2, « Актеры в масках»

Воспитатель. Актеры исполняли разные роли. Все роли, даже женские, исполняли мужчины. Актеры выступали в масках. Если их роли были грустные, то они надевали хмурые маски. Если роли были веселые, актеры надевали радостные, улыбающиеся маски.

Слайд 3, лавровый венок.

Воспитатель. Лучшим актерам театра вручались лавровые венки.

Ребята, а вы знаете, что это? (Глобус)

Воспитатель. Правильно, это глобус- модель земли.

Ребята, а вы любите путешествовать?

Ответы детей

Воспитатель. Хотите отправится со мной в большое путешествие?

Ответы детей

Сегодня мы отправимся в путешествие в страну где появился первый театр Греция.  Запоминайте волшебные слова, повторяйте за мной, «Волшебный глобус я кручу, попасть в Грецию хочу» (Дети поворачиваются вокруг себя под музыку)

Слайд 4, «Афины»

Воспитатель. Вот мы и в Греции. Греция — это земля тёмных скал, голубых морей, побеленных домов, древних руин, развалин старинных церквей. Самый главный город Греции – Афины.

Слайд 5, «Флаг»

Воспитатель. Как и в каждой стране, в Греции есть свой флаг

 Слайд 5, «Хитоны»

Воспитатель. В Древней Греции и мужчины и женщины носили хитоны. Эта одежда состоит из двух квадратных кусков ткани, которые скреплялись застежками на плечах, а на талии подвязывались поясом. Давайте и мы с вами примерим хитоны.

 (дети и воспитатель одеваю хитоны)

Слайд 6, Афины

Воспитатель. Греция — гостеприимная страна. Каждый год её посещают миллионы туристов. Туристам нравится красивая природа, залитые солнцем пляжи и богатая история Греции.

Как же приветствуют греки гостей и друг друга?

«Ясас» - здравствуйте (в полном смысле этого слова), давайте поприветствуем друг друга еще раз, только на греческом языке «Ясас».

По греческой традиции гостю сначала подают немного варенья на блюдце и стакан холодной воды. И только затем угощают кофе и пирожными.

Сделай напиток из варенья

Воспитатель. А вы хотите попробовать этот напиток?

Ответы детей

Воспитатель. Предлагаю вам ребята добавить в воду варенье, размешать и попробовать.

 (Дети изготавливают напиток)

Слайд 6, «Сиртаки»

Воспитатель. В этой гостеприимной стране много праздников.

Кроме вкусной еды, на праздниках много танцев. По традиции греки танцуют, встав в круг и взявшись за руки. Давайте мы с вами с танцуем национальный греческий танец «Сиртаки»

Танец «Сиртаки»

(Дети танцуют в кругу, взявшись за руки по показу воспитателя)

Воспитатель. Предлагаю нам отправится в театр. Ребята, а вы хотите стать артистами?

Ответы детей

Воспитатель. Нам поможет волшебная маска, которая знает все секреты театра

Слайд 7, «Маска»

(воспитатель указывает на слайде).

Она готова поделиться с самыми важными из них. Хотите узнать ее секреты?

Ответы детей

Воспитатель. Тогда вам нужно произнести вежливое слово на греческом языке «паракало» в переводе на русский это значит «пожалуйста», а маска откроет вам секреты.

Дети (предположительно). «паракало».

Маска. Ясас, ребята! Вот первый секрет: это правильное речевое дыхание. Оно нужно актеру, чтобы говорить легко и выразительно.

Слайд 8, «Дыхание»

Воспитатель. Чтобы тренировать свое дыхание, волшебная маска приглашает нас в театральную мастерскую.

Проходят в центр группы.

1. Встанем в круг. Выпрямим спины.

2. Нужно закрыть рот и сделать короткий вдох через нос, затем, немного приоткрыв рот, медленно, спокойно выдыхать. Помогаем себе руками, показывая направление воздуха (при вдохе –  быстрое движение руками вперед к носу, при выдохе – медленное от себя в стороны).

Дыхательная гимнастика 2-3 раза.

Слайд 9, «Маска»

Маска. Вижу, вы все овладели секретом правильного дыхания.

 Раскрываю второй секрет: чтобы говорить внятно, четко, актерам нужно работать над речью и голосом.

 Воспитатель: садитесь, пожалуйста, ребята.

Слайд 10, «Речь и голос»

Воспитатель: Сейчас послушайте, пожалуйста, стихотворение, и скажите грустно или весело я прочитала это стихотворение. (Читаю стихотворение с выражением).

Плачет киска в коридоре

У нее большое горе

Не дают сыграть ей роль,

А для киски это боль.

Воспитатель: Вам понравилось стихотворение?

Ответы детей

Воспитатель: Как я прочитала стихотворение: грустно или весело?

Ответы детей

Воспитатель: Хотели бы вы выучить это стихотворение?

Ответы детей

Воспитатель: Я еще раз прочитаю это стихотворение, а вы смотрите на таблицу и повторяйте про себя.

Воспитатель: Кто главный герой?

Ответы детей

Воспитатель: Какая кошка в этом стихотворение?

 Ответы детей

Воспитатель: Кошка плакала, какое горе у киски? Что с ней случилось?

Ответы детей

Воспитатель: Кто сможет самостоятельно рассказать мне стихотворение?

Ответы детей

Воспитатель: (Имя ребенка), прочти, пожалуйста, стихотворение весело.

Воспитатель: (Имя ребенка), прочти, пожалуйста, стихотворение грустно.

Теперь потренируем голос: произнесем стихотворение и громко, тише, шепотом.

Воспитатель: Молодцы, ребята.

Слайд 11, «Маска»

Маска: отлично! Вы хорошо потрудились над речью и голосом.

Третий важный секрет актер должен уметь выражать эмоции героев, которых он играет. Какие эмоции вы знаете?

Слайд 12, «Эмоции»

Дети. Радость, грусть, восторг, удовольствие, умиление, удивление, злость, обида и др.

Воспитатель. Сейчас мы с вами будем учиться передавать выражением лица и движениями тела, то, что мы чувствуем. Ведь эти умения помогают артисту лучше передавать образы героев. Будьте внимательны и четко выполняйте мои задания. Сначала я вам объясню правила этой игры. Мы передаем друг другу все молча, выражаем глазами, лицом, губами, плечами, руками в целом это всё называется мимикой и жестами. Сядьте удобно и правильно, начнем с (Имя ребенка), а заканчиваем мной.

1.     Передай «улыбку соседу»;

2.     Передай «сердилку»;

3.     Передай «удивление»;

4.     Передай «страшилку».

5.     Передай «Печальку»

Воспитатель: А сейчас, ребята, давайте попробуем поиграть в кошку. Представьте себе, что вы кошка, которая злится, ее не выпускают на сцену, Представьте себе, что вы кошка, которая выходит на сцену. Встаньте, как кошка на лапки. Кошка идет ступает тихонько на лапки, движения ее плавные.

(Я говорю и имитирую все движения, детей вместе со мной).

Воспитатель: Молодцы! Садитесь на стульчики. Когда показывали все движения, имитировали кошку, мне очень понравилось, как выполнял (Имя ребенка). У (Имя ребенка) получилось хорошо. (Имя ребенка), покажи ребятам. (Я повторяю слова, ребенок выполняет движения)

Воспитатель:  Ребята, скажите, пожалуйста, как мы можем выразить свои эмоции, чувства?

Ответы детей

Воспитатель. А какое у вас настроение?

Ответы детей (предположительно) Отличное, веселое, прекрасное.

Воспитатель. Ребята, какие самые важные секреты раскрыла Волшебная маска?

Ответы детей Секрет правильного дыхания, тренировка речи и голоса, умение выражать эмоции героев.

Маска. Умницы! А теперь предлагаю вам стать актерами и сыграть сценку. Как думаете, справитесь?

Ответы детей (предположительно). Справимся.

Воспитатель. Тогда давайте попробуем передать наше настроение голосом: весело и грустно. Ребята предлагаю вам маски (раздаю грустные маски). А сейчас, в греческом театре настоящее представление! Сценка «Кискино Горе» Трагедия!

Обыгрывают дети с грустными масками, остальные дети зрители. Артисты после представления выходят на поклон.

(раздаю веселые маски).

Воспитатель. А теперь в нашем театре Сценка «Кискино Горе» Комедия!

Обыгрывают дети с веселыми масками, остальные дети зрители. Артисты после представления выходят на поклон.

Воспитатель: Восхитительно! Спасибо вам! Улыбнитесь друг другу и похлопайте. В каждом из вас я увидела юного эмоционального, талантливого актера. А что в древней Греции вручали актерам?

Ответы детей

Воспитатель: За свое мастерство вы награждаетесь лавровыми венками.

Звучит торжественная музыка, далее – негромкий фон.

Воспитатель одевает детям веночки, параллельно подводя итоги.

Вопросы для рефлексии.

Воспитатель.

- Ребята, кому вы покажете эту сценку?

Ответы детей

- Что вам особенно запомнилось в нашем путешествии?

Ответы детей

(При третьем вопросе воспитатель встает между детьми, любуется их веночками)

Воспитатель. Как вас украсили эти веночки! Вы напоминаете настоящих древнегреческих актеров.

Воспитатель. Замечательно! Дорогие мои актеры! Пришла пора прощаться: с волшебной маской, древним театром, с прошлым, нам нужно возвращаться в детский сад.

(Дети и воспитатель снимают с себя хитоны)

 Запоминайте волшебные слова, повторяйте за мной, «Волшебный глобус я кручу, попасть в детский сад хочу» (Дети поворачиваются вокруг себя под музыку)

- Понравилось вам путешествие?

Ответы детей

- Молодцы! Вы мне очень понравились все, вы очень старались, умнички. Всем спасибо. До свидания!