Наставничество в ДОУ
Наставничество в ДОУ — это форма работы, при которой опытный педагог (наставник) помогает молодому специалисту (наставляемому) в профессиональном становлении.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.48 КБ |
Предварительный просмотр:
«Реверсивное наставничество как средство обеспечение профессионального роста педагогических работников в образовательных организациях»
Реверсивное наставничество является современной формой обучения и способом развития профессиональных отношений между субъектами образовательного процесса разного возраста.
Название практики: Реверсивное наставничество «Ступеньки к успеху».
Форма наставничества педагогических работников, используемая в практике: «Педагог – педагог». Взаимодействие «опытный педагог – молодой специалист», которое является классическим вариантом поддержки со стороны опытного педагога (педагога-профессионала) для приобретения молодым педагогом необходимых профессиональных навыков (организационных, предметных, коммуникационных и др.). Молодой педагог в свою очередь помогает освоить новые современные средства представления образовательной информации своим более взрослым коллегам.
Вид наставничества педагогических работников, используемый в практике: реверсивное наставничество.
Цель:реализация комплекса мер по созданию эффективной среды наставничества в образовательной организации, способствующей непрерывному профессиональному росту и самоопределению, личностному и социальному развитию педагогических работников, самореализации и закреплению молодых/начинающих специалистов в педагогической профессии
Новизна практики: комплексный подход к преодолению возможных трудностей молодого воспитателя к трудовой деятельности, взаимная передача практического опыта через организацию работы с позиции «мы вместе», «мы рядом». Открытый диалог с наставляемым по всем профессиональным вопросам.
Формируемые компетенции (психолого – педагогические, коммуникативные, предметные, методические).
- Психолого-педагогические компетенции включают:
- повысить стрессоустойчивость наставников и наставляемых;
- нивелировать монотонность и однообразие в деятельности педагогов старших возрастов;
- предотвратить профессионально-личностное выгорание;
- успешно адаптировать молодых/начинающих педагогов в коллективе.
- Педагогические компетенции при решении педагогических задач в образовательных организациях. Методы, используемые в работе: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме; анализ федеральных государственных образовательных стандартов и профессиональных стандартов; моделирование процессов.
- Предметные компетенции – создание предметно-развивающей среды для развития детей совместно с педагогом – наставником и молодым специалистом.
- Методические компетенции - повышение профессиональной компетентности работника в вопросах педагогики и психологии, как самих педагогов – наставников, так и молодых педагогов.
Суть практики. Реверсивная модель наставничества позволяет решить проблему недостаточной компетентности сотрудников в области информационно-коммуникационных технологий.
Необходимые ресурсы для реализации практики:
- Кадровые условия и ресурсы предполагают наличие в образовательной организации:
- руководителя, разделяющего ценности отечественной системы образования;
- куратора реализации персонализированных программ наставничества;
- наставников – педагогов, которые имеют подтвержденные результаты педагогической деятельности; демонстрируют образцы лучших практик, профессионального взаимодействия с коллегами;
- педагога-психолога, в фокусе которого находятся личности наставника и наставляемого, организация и психологическое сопровождение их взаимодействия.
- Организационно-методические и организационно-педагогические условия и ресурсы:
- подготовка локальных нормативных актов, программ, сопровождающих процесс наставничества педагогических работников;
- разработка персонализированных программ наставнической деятельности;
- оказание консультационной и методической помощи наставникам и наставляемым в разработке перечня мероприятий дорожной карты по реализации персонализированных программ наставничества;
- цифровая информационно-коммуникационная среда наставничества;
- изучение, обобщение и распространение положительного опыта работы наставников;
- обмен инновационным опытом в сфере наставничества педагогических работников;
- осуществление мониторинга результатов наставнической деятельности.
- Материально-технические условия и ресурсы образовательной организации включают:
- зимнийсад для проведения индивидуальных и групповых (малых групп) встреч наставников и наставляемых;
- доску объявлений для размещения открытой информации по наставничеству педагогических работников (в т.ч. электронный ресурс, чаты/группы наставников-наставляемых в социальных сетях);
- Психолого-педагогические условия включают меры по созданию атмосферы психологического комфорта и доверия, взаимопомощи и уважения в педагогическом коллективе. Психологическая поддержка формируемым парам наставников и наставляемых посредством проведения психологических тренингов, психолог также участвует в определении совместимости наставнических пар/групп;
Ожидаемые эффекты и результаты от реализации практики:
Реверсивное наставничество помогает установить, взаимопонимание между разными поколениями сотрудников; обе стороны этой формы наставничества вынуждены выйти из зоны комфорта и научиться думать, работать и обучаться по-новому, толерантно воспринимая социальные, возрастные и коммуникативные особенности друг друга.