Наставничество в ДОУ

Наставничество в ДОУ — это форма работы, при которой опытный педагог (наставник) помогает молодому специалисту (наставляемому) в профессиональном становлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reversivnoe_nastavnichestvo.docx18.48 КБ

Предварительный просмотр:

«Реверсивное наставничество как средство обеспечение профессионального роста педагогических работников в образовательных организациях»

Реверсивное наставничество является современной формой обучения и способом развития профессиональных отношений между субъектами образовательного процесса разного возраста.

Название практики: Реверсивное наставничество «Ступеньки к успеху».

Форма наставничества педагогических работников, используемая в практике: «Педагог – педагог». Взаимодействие «опытный педагог – молодой специалист», которое является классическим вариантом поддержки со стороны опытного педагога (педагога-профессионала) для приобретения молодым педагогом необходимых профессиональных навыков (организационных, предметных, коммуникационных и др.). Молодой педагог в свою очередь  помогает освоить новые современные средства представления образовательной информации своим более взрослым коллегам.

Вид наставничества педагогических работников, используемый в практике: реверсивное наставничество.

Цель:реализация комплекса мер по созданию эффективной среды наставничества  в образовательной организации, способствующей непрерывному профессиональному росту и самоопределению, личностному и  социальному развитию педагогических работников, самореализации и закреплению молодых/начинающих специалистов в педагогической профессии

Новизна практики: комплексный подход к преодолению возможных трудностей молодого воспитателя к трудовой деятельности, взаимная передача практического опыта через организацию работы с позиции «мы вместе», «мы рядом». Открытый диалог с наставляемым по всем профессиональным вопросам.

Формируемые компетенции  (психолого – педагогические, коммуникативные, предметные, методические).

  • Психолого-педагогические компетенции включают:
  • повысить стрессоустойчивость наставников и наставляемых;
  • нивелировать монотонность и однообразие в деятельности педагогов старших возрастов;
  • предотвратить профессионально-личностное выгорание;
  • успешно адаптировать молодых/начинающих педагогов в коллективе.
  • Педагогические компетенции при решении педагогических задач в образовательных организациях. Методы, используемые в работе: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме; анализ федеральных государственных образовательных стандартов и профессиональных стандартов; моделирование процессов.
  • Предметные компетенции – создание предметно-развивающей среды для развития детей совместно с педагогом – наставником и молодым специалистом.
  • Методические компетенции - повышение профессиональной компетентности работника в вопросах педагогики и психологии, как самих педагогов – наставников, так и молодых педагогов.

Суть практики. Реверсивная модель наставничества позволяет  решить проблему недостаточной компетентности сотрудников в области информационно-коммуникационных  технологий. 

Необходимые ресурсы для реализации практики:

  • Кадровые условия и ресурсы предполагают наличие в образовательной организации:
  • руководителя, разделяющего ценности отечественной системы образования; 
  • куратора реализации персонализированных программ наставничества;
  • наставников – педагогов, которые имеют подтвержденные результаты педагогической деятельности; демонстрируют образцы лучших практик, профессионального взаимодействия с коллегами;
  • педагога-психолога, в фокусе которого находятся личности наставника и наставляемого, организация и психологическое сопровождение их взаимодействия.
  • Организационно-методические и организационно-педагогические условия и ресурсы:
  • подготовка локальных нормативных актов, программ, сопровождающих процесс наставничества педагогических работников;
  • разработка персонализированных программ наставнической деятельности;
  • оказание консультационной и методической помощи наставникам и наставляемым в разработке перечня мероприятий дорожной карты по реализации персонализированных программ наставничества;
  • цифровая информационно-коммуникационная среда наставничества; 
  •  изучение, обобщение и распространение положительного опыта работы наставников;
  • обмен инновационным опытом в сфере наставничества педагогических работников;
  • осуществление мониторинга результатов наставнической деятельности.
  • Материально-технические условия и ресурсы образовательной организации включают:
  • зимнийсад  для проведения индивидуальных и групповых (малых групп) встреч наставников и наставляемых;
  • доску объявлений для размещения открытой информации по наставничеству педагогических работников (в т.ч. электронный ресурс, чаты/группы наставников-наставляемых в социальных сетях);
  • Психолого-педагогические условия включают меры по созданию атмосферы психологического комфорта и доверия, взаимопомощи и уважения в педагогическом коллективе. Психологическая поддержка формируемым парам наставников и наставляемых посредством проведения психологических тренингов, психолог также участвует в определении совместимости наставнических пар/групп;

Ожидаемые эффекты и результаты от реализации практики: 

Реверсивное наставничество помогает установить, взаимопонимание между разными поколениями сотрудников; обе стороны этой формы наставничества вынуждены выйти из зоны комфорта и научиться думать, работать и обучаться по-новому, толерантно воспринимая социальные, возрастные и коммуникативные особенности друг друга.