Коллегам

Матреничева Мария Алексеевна

image

Список литературы, в которой представлены книги о воспитании детей в семье.

Шнейдер, Л. Б. Семья: оглядываясь вперед / Л. Б. Шнейдер. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2013 - 424 с. - (Мастера психологии). – Текст : непосредственный.

Эта книга посвящена семье, ее месту в жизни человека и общества, какой она была в прошлом и какой мы хотим ее видеть в будущем. Может ли современная семья помочь человеку выдержать напор общества или семья сама переживает жестокий кризис?
Известнейший исследователь семьи Лидия Бернгардовна Шнейдер открывает нам семью в разных «ликах», показывая ее психологические изменения, рост и смысл, который играет семья в жизни человека сегодня, освещает путь, который она прошла в человеческом обществе от самых истоков до современного состояния.
 
Имж, А. Воспитание - это не только контроль. Книга о любви детей и родителей / Адриана Имж. - Санкт-Петербург : Питер, 2019 - 240 с. : ил. - (Родителям о детях). - Текст : непосредственный.
 
Вы готовы разрешать ребенку все, считая, что именно так он лучше всего почувствует вашу любовь? Или, наоборот, вы считаете, что должны контролировать и ограничивать каждый его шаг? Как найти золотую середину в вопросах контроля и разрешений, рассказывает в новой книге известный психолог Адриана Имж. 
 
Корчак, Я. Любовь к ребёнку / Я. Корчак.
- Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2019 - 416 с. -
(Психология. The Best) (#экопокет). - Текст :
непосредственный.
 
Книги Януша Корчака давно стали классикой воспитания. О них не хочется много говорить, их хочется читать – читать перечитывать тонкие и остроумные замечания, детали, внимательно подсмотренные мудрым взглядом великого мастера. Эти книги несут ту меру доброты и любви к детям, которая, медленно впитываясь, меняет каждого. В издание включен полный текст книги «Как любить ребенка».
 
Кляйн, Т. Семена успеха : как родителям вырастить преуспевающих детей / Т. Кляйн ; [пер. с англ. О. Чекчуриной]. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2018 - 304 с. - (Родителям о детях). - Текст : непосредственный.
 
Почему из некоторых детей вырастают успешные уверенные в себе взрослые, а из других закомплексованные неудачники? Куда направить детское любопытство, чтобы оно привело ребенка в счастливую жизнь? Как правильно использовать бьющую через край энергию малыша? Известный психолог Това Кляйн рассказывает, как общаться маленьким ребенком, чтобы заложить фундамент успеха на всю жизнь. Она утверждает, что формирование устойчивости, самодостаточности, саморегуляции, эмпатии более важны для будущего успеха, чем просто развитие интеллекта. Из книги вы узнаете, что можете сделать сегодня, чтобы привить эти ключевые качества вашему ребенку. Вы будете точно знать, что делать, чтобы помочь вашему малышу вырасти в полноценного взрослого, и поможете ему быть счастливым каждый день.
 
Про родительство. Мама, не кричи! -
Москва : АСТ, 2020 - 240 с. - (Секреты умных
родителей). - Текст : непосредственный.
 
Самая сложная в мире работа – это работа мамы. Это труд без выходных, без больничных и
без отпусков. И нередко случается так, что бесконечный день сурка, практически каждая мама, неизбежной и пугающей мысли: «Я – плохая мать», а детские слова «Мама, не кричи!» оставляют глубокую рану на сердце. Почему мы кричим на детей, даже если знаем, что делать это очень вредно и опасно? Как обнаружить истинные причины своего крика и устранить их? Как снизить свою тревожность и справиться со страхами за ребенка? Как при этом не воспитывать ребенка во вседозволенности и не избаловать его? Как найти баланс в воспитании ребенка? Узнать ответы на эти и многие другие вопросы вы можете в книге проекта @pro_roditelstvo!
 
Райхерт, М. Мальчики есть мальчики. Как
помочь сыну стать настоящим мужчиной / Майкл
Райхерт ; [пер. с англ. А. Д. Сайфуллиной]. -
Москва : ЭКСМО, 2019 - 384 с. 
 
Что скрывается под подростка, почему мальчики вызывающе? Как миф о «настоящем мужчине» приводит к проблемам и каков «настоящий мужчина» на самом деле? Пора избавиться от вековых стереотипов! десятилетия нейробиология и психология заметно расширили наши знания о том, как мальчики думают и чувствуют. Это издание является путеводителем по воспитанию целеустремленных и великодушных мужчин в новом сложном мире.
 
Микер, М. Мама и сын: как вырастить из
мальчика мужчину / Мэг Микер ; [пер. с англ. Е.
Фатеевой]. - Москва : ЭКСМО, 2020 - 352 с. -
Текст : непосредственный.
Мама – главная женщина в жизни мальчика. Именно она должна помочь сыну найти цель и предназначение в жизни, научиться понимать и прощать, стать самостоятельным и нести ответственность за свои поступки. И мамам, конечно, нелегко. Как найти правильные слова и поддержать в сложной ситуации? Как стать
хорошим примером? Как научиться выражать свою любовь и поддержку, а в нужный момент с легким сердцем отпустить сына во взрослую жизнь? Каждая мама мальчика ежедневно решает множество задач, связанных с воспитанием мужчины. Данная книга призвана помочь им в этом непростом, но важном деле.
 
 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

sm_full

Методические рекомендации для педагогов и  родителей

«Роль семьи в воспитании ребенка»

                                                                                         Разработала: педагог

Матреничева Мария

ЦЕЛЬ:

Показать доминирующую роль домашнего воспитания в процессе развития личности ребенка

ЗАДАЧИ:

  1. Содействовать формированию у родителей представлений о необходимости домашнего воспитания
  2. Обратить внимание родителей на необходимость контроля  и взаимодействия с учреждениями дополнительного образования.

                                                                  Ребенок учится тому,
                                                                     Что видит у себя в дому.
                                                                     Родители – пример ему.
                                                                           Кто при жене и детях груб,
                                                                           Кому язык распутства люб,
                                                                                            Пусть помнит, что с лихвой получит
                                                                             От них все то, чему их учит.  

(Себастьян Брандт)

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

 Семья — это основа чувства защищенности. Оно развивается на основе тех привязанностей, у ребенка создается или не создается чувство тревоги, уверенности, защищенности, т. к. семья обеспечивает безопасность ребенка при взаимодействии его с внешним миром. Это чувство защищенности необходимо ребенку при исследовании окружающего мира, и на основе этого ребенок научается адекватно реагировать на те или иные ситуации. Родные и близкие являются утешителями в минуты горя или болезни.

Семья — как модель поведения и межличностных отношений. Ребенок копирует поведение взрослых. Это бывает как неосознанно в младшем возрасте, так и осознанно в старшем. Это является одним из необходимых элементов — идентификации. Пример родительского поведения очень важен как модель реагирования в стрессовой ситуации. родители часто говорят одно, а делают другое. Это может привести к неприятию, развитию отрицательного поведения, к отрицательному формированию характера

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.)

Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них.

Конфликтная ситуация между родителями – различные подходы к воспитанию детей.

Первая задача родителей – найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.

Вторая задача - сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него.

Дети быстро “схватывают” сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т.д.).

Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.

В общении у взрослых и детей вырабатываются принципы общения:

1) Принятие ребенка, т.е. ребенок принимается таким, какой он есть.

2) Эмпатия (сопереживание) – взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию.

3) Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему.

Родители могут любить ребенка не за что-то, несмотря на то, что он некрасив, не умен, на него жалуются соседи. Ребенок принимается таким, какой он есть. (Безусловная любовь)

Возможно, родители любят его, когда ребенок соответствует их ожиданиям. когда хорошо учится и ведет себя. но если ребенок не удовлетворяет тем потребностям, то ребенок как бы отвергается,

отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества.(обусловленная любовь)

Ребенок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и может даже отвергаться ими (например, семья алкоголиков). Но может быть и в благополучной семье (например, он не долгожданный, были тяжелые проблемы и т. д.) необязательно родители это осознают. Но бывают чисто подсознательные моменты (например, мама красива, а девочка некрасива и замкнута. Ребенок раздражает ее.

Существуют определенные типы семейных взаимоотношений :

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, “невмешательство” и сотрудничество.

Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.

Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.

Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических наблюдений именно эта категория именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.

Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой “невмешательства”. При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредствованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.

Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

Три стиля семейного воспитания:

- демократический

- авторитарный

- попустический

При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль “согласия”. 

При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль “подавления”.

При попустическом стиле ребенок предоставляется сам себе. 

Ребенок  видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными. 

М.И. Лисина проследила развитие самосознания ребенка в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда – при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.

От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка.

Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. (Не говорите ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потом невозможно избавиться.)

Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.

Адекватное представление – здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания.

В семьях, где растут дети с высокой , но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказания и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, - бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу.

Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят его родителей – поддержание престижа (дома задаются вопросы: “А кто еще получил пятерку?”), послушание (“Тебя сегодня не ругали?”) и т.д.  В самосознании  школьника смещаются акценты, когда родителей волнуют не учебные, а бытовые моменты в его школьной жизни (“В классе из окон не дует?” , “Что вам давали на завтрак?”), или вообще мало что волнует – школьная жизнь не обсуждается или обсуждается формально. Достаточно равнодушный вопрос: “Что было сегодня в школе?” рано или поздно приведет к соответствующему ответу: “Ничего особенного”, “Все нормально”.

Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка – то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь же оптимистичны.

Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения.

Личностной особенностью в этом возрасте может стать тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебой со стороны родителей. Допустим, ребенок заболел, отстал от одноклассников и ему трудно включиться в процесс обучения. Если переживаемые им временные трудности раздражают взрослых, возникает тревожность, страх сделать что-то плохо, неправильно. Тот же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится достаточно успешно, но родители ожидают большего и предъявляют завышенные, нереальные требования.

Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей – желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий.

Взрослые, недовольные падающей продуктивностью учебной работы ребенка, все больше и больше сосредотачиваются на этих вопросах в общении с ним, что усиливает эмоциональный дискомфорт. Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а эта отрицательная реакция в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребенка особенности. Разорвать этот круг можно, изменив установки и оценки родителей. Близкие взрослые, концентрируя внимание на малейших достижениях ребенка. Не порицая его за отдельные недочеты, снижают уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных заданий.

Второй вариант –демонстративность – особенность личности, связанной с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Источником демонстративности обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, “недолюбленными”. Но бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а наоборот, наиболее избалованными детьми. Такой ребенок будет добиваться внимания, даже нарушая правила поведения. (“Лучше пусть ругают, чем не замечают”). Задача взрослых – обходиться без нотаций и назиданий, как можно менее эмоционально делать замечания, не обращать внимание на легкие проступки и наказывать за крупные (скажем, отказом от запланированного похода в цирк). Это значительно труднее для взрослого, чем бережное отношение к тревожному ребенку.

Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема – постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка – недостаток похвалы.

Третий вариант – “уход от реальности”. Наблюдается в тех случаях, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее не могут благодаря своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. При поощрении взрослыми активности детей, проявлении внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития.

 Четыре способа поддержки конфликтных ситуаций:

1. Уход от проблемы (чисто деловое общение)

2. Мир любой ценой (для взрослого отношения с ребенком дороже всего). Закрывая глаза на отрицательные поступки, взрослый не помогает подростку, а наоборот – поощряет отрицательные формы поведения ребенка.

3. Победа любой ценой  (взрослый стремиться выиграть, пытаясь подавить ненужные формы поведения ребенка.  Если он проигрывает в одном, то будет стремиться выиграть в другом.  Эта ситуация бесконечна.)

4. Продуктивный (компромиссный вариант). Этот вариант предполагает частичную победу и в одном и в другом лагере. К этому обязательно нужно идти вместе, т.е. это должно стать результатом совместного решения.

Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

* Принимать активное участие в жизни семьи;

* Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;

* Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

* Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

*Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;

* Уважать право ребенка на собственное мнение;

* Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;

* С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

Заключение:

        Именно поэтому первой и основной задачей родителей является  создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей - это относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно. Главное требование к семейному воспитанию - это требование любви.  Но здесь важно понимать, что необходимо не только любить ребенка и руководствоваться любовью в своих повседневных заботах по уходу за ним, в своих условиях по его воспитанию, необходимо чтобы ребенок ощущал, чувствовал, понимал, был уверен, что его любят, был наполнен этим ощущением любви, какие бы сложности, столкновения и конфликты не возникали в его отношениях с родителями или в отношении супругов друг с другом. У многих наверно бывали такие случаи, когда после ссоры с супругом, нам становится не до детей или еще хуже мы начинаем вымещать на них свое зло, плохое настроение. Ребенок страдает от этих скандалов и ему тоже очень плохо. Дети стараются именно в эти минуты быть ближе к маме, рассказать ей что-нибудь. а в ответ от мамы можно услышать такие обидные слова «отстань от меня, ты видишь мне не до тебя, уйди в свою комнату и не лезь ко мне. Как вы мне все надоели. Как я устала от вас, от этой жизни и т.п.». Ребенок начинает чувствовать себя ненужным, замыкается в себе, и потом уже навряд ли захочется ему подойти и рассказать что то маме, отцу.

       Многие родители считают, что ни в коем случае нельзя показывать детям любовь к ним, что это мол приводит к избалованности, эгоизму, себялюбию. Нужно категорически отвергнуть это утверждение. Все эти неблагоприятные личностные черты как раз возникают при недостатке любви, когда создается некий эмоциональный дефицит. Внушение ребенку чувства, что его любят и о нем заботятся, не зависит ни от времени, которое уделяют детям родители, ни от того воспитывается ребенок дома или с раннего возраста находится в яслях и детском саду. Не связано это и с обеспечением материальных условий, с количеством вложенных в воспитание материальных затрат.                                                                    

      Следующее требование семейного воспитания - это постоянный психологический контакт с ребенком. Контакт не может возникнуть сам с собой , его нужно строить даже с младенцем. Основа для сохранения контакта- искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным, проблемам, Когда говорится о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется ввиду некий диалог, который должен строиться на равенстве позиций ребенка и взрослого. Достичь этого трудно. Обычно возникает позиция взрослого - это позиция «над ребенком». Взрослый обладает силой, опытом, независимостью- ребенок физически слаб, неопытен, полностью зависим. Равенство позиций отнюдь не означает, что родителям, строя диалог , нужно снизойти до ребенка, нет, им предстоит подняться до понимания «тонких истин детства».  Равенство позиций в диалоге состоит в необходимости для родителей постоянно учиться видеть мир глазами своих детей. Контакт следует строить  основываясь на постоянном, неустанном желании познавать своеобразие его индивидуальности. Необходимо принимать ребенка таким какой он есть. Признать право ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе и непохожесть на родителей.                                                                    

  Недаром А.С.Макаренко писал: «Хотите, чтобы были хорошие дети - будьте счастливы».

Хотелось бы закончить свою методическую рекомендацию китайской притчей «Ладная семья»                

  Жила- была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что семья была особая. Мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор , ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

           Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи4 расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что- то писать. Писал долго. Видно, не очень силен был в грамоте.

          Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: сто раз ЛЮБОВЬ, сто раз ПРОЩЕНИЕ, сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится за ухом и спросил:

 -И все?

-Да,- ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

– И, подумав, добавил:

- И мира тоже».                

Список используемой литературы:

  1. Азаров Ю.П.Семейная педагогика. М.: Политиздат,1982
  2. Афанасьева Т.М. Семья. М.: Просвешение,1985
  3. Диалоги о воспитании: Книга для родителей/под ред. В.Н.Столетова; М.:Педагогика,1985
  4. Ковалев С.В.Психология современной семьи.М.:Просвещение,1988
  5. Культура семейных отношений: Сборник статей.М.,1985
  6. Селевко Г.К., Селевко А.Г. Найди себя. М.: Народное образование,2001

Приложение

Памятка для родителей.

“Золотые” правила воспитания, которые, надеюсь, помогут вам в воспитании вашего ребенка:

  1. Учитесь слушать и слышать своего ребенка.
  2. Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.
  3. Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
  4. Умейте принять и любить его таким, каков он есть.
  5. Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.
  6. К агрессивным проявлениям в поведении ребенка приводит агрессивность семьи.

Памятка для родителей.

Правило 1. признание личности ребенка и его неприкосновенности. Отсутствие произвола в действиях отца и матери.

Правило 2. формирование адекватной самооценки. Человек с низкой самооценкой постоянно зависит от чужого мнения, считает себя недостаточным. Формирование самооценки зависит от оценки его родителями, т.к. в раннем возрасте ребенок не может сам себя оценивать

Правило 3. приобщать к реальным делам семьи. Совместно планировать семейные дела.

Правило 4 развивать силу воли ребенка. Научить проявлять выносливость, смелость, мужественность, терпение. Учить прилагать усилия для достижения цели.

Правило 5. учить планировать. Составлять план действий.

Правило 6. с малых лет приобщать к труду. Требовать выполнение домашних обязанностей, поручений.

Правило 7. научить общаться с другими детьми, людьми.

Правило 8. формировать нравственные качества: доброту, порядочность, сочувствие, взаимопомощь, ответственность.



Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Международный день семьи».

        

Цели:

  1. Развитие семейного творчества и сотрудничества в семье.
  2. Воспитание у детей чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью, сплочение коллектива.
  3. Формирование у детей представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге.

Участники: Две команды, состоящие из мамы и папы. Дети и остальные родители - зрители. Из зрителей выбирают двух членов жюри.

Ход собрания.

Добрый день! Нам хорошо известны такие праздники, как 8 Марта, 23 февраля, когда мы поздравляем своих родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек по отдельности. 15 мая во всем мире отмечается Международный день семьи. Сегодня наше родительское собрание посвящено этому празднику. Сегодня нам предоставлена возможность: еще раз сказать добрые слова друг другу.

  1. Интеллектуальная разминка. 

А) «Закончи пословицу».

- Не красна изба углами, а                        (красна пирогами).

- В гостях хорошо, а                                (дома лучше).

- В своем доме и стены                        (помогают).

- Где родился                                        (там и пригодился)

- Не нужен и клад,                                (коли в семье лад)

- Яблоко от яблони                                (не далеко падает).

Б) «Угадай».

Как называется дом:

- в белорусской или украинской деревне?                 (хата)

- перевозное жилище у кочевых народов?                 (кибитка)

- дом кавказских горцев, сложенный из камня?                (сакля).

- постройка из жердей, покрытая ветками, соломой, травой, где рай с милым?        (шалаш).

- название отдельного жилого помещения с кухней, передней, комнатами?                (квартира).

В) Мини-викторина «Семейная»

  1. Сколько лет прожили в браке люди, которые отмечают «золотую свадьбу»? (50)
  2. Кем приходится мать девушки ее мужу? (тёща)
  3. Почему принято отмечать свадьбу осенью? (осенью убран весь урожай, работы закончены, освобождается время для гуляний).
  4. Кем приходится вам сын родной сестры матери? (двоюродный брат)
  5. Кем вам приходятся дети вашей родной сестры? (племянники)
  6. Кто такая золовка? (сестра мужа)
  7. Сколько братьев у мальчика, если у его мамы трое сыновей и две дочери? (2)

  1. Игра-тестирование «Я знаю, что ты любишь»

 

1.Любимый цвет.

2. Любимое дерево.

3. Любимое животное.

4. Любимое блюдо.

5. Любимый художественный фильм.

6. Любимая певец или певица.

7. Любимое время года.

8. Любимое место.

9. Любимый праздник.

10. Любимое занятие.

  1. Загадки.

Задам сейчас задачу я

Послушай, вот моя  семья:

Дедуля, бабушка и брат.

У нас порядок в доме, лад.

И чистота, а почему?

Две мамы есть у нас в дому

Два папы, два сыночка,

Сестра, невестка, дочка

А самый младший – я

Какая же у нас семья?

(Ответ: 6 человек – брат и сестра, их родители, бабушка и дедушка)

Мы — большущая семья,

Самый младший — это я!

Сразу нас не перечесть:

Маня есть и Ваня есть,

Юра, Шура, Клаша, Даша,

И Наташа тоже наша.

Мы по улице идем —

Говорят, что детский дом.

Посчитайте поскорей,

Сколько нас в семье детей?  (8)

  1. «Цвет любви».

Вед: Сейчас вы должны будете быстро вспомнить, что можно подарить такого замечательного своим половинкам (красное или мягкое). Каждый из вас, по очереди, называет свой предмет! Готовы? Тогда начали!

  1.  «Почемучка»

Команды родителей отвечают на вопросы. Оценивается скорость и оригинальность ответа.

• Почему люди не летают как птицы?

 • Почему когда кажется, крестятся?

 • Почему «любит - не любит» гадают на ромашке?

 • Почему нос чешется?

 • Почему воробьи прыгают, а голуби ходят?

 • Что за животное чебурашка?

 • Почему зебры полосатые?

 • Почему у слона хобот длинный?

 • Зачем рак на горе свистит?

 • Почему у сороконожек вовсе не 40 ножек?

 • Почему плюшевых мишек называют плюшевыми?

 • А зачем козе баян?

 • Зачем нужна Америка?

  1. «Сделал дело, гуляй смело».

Маме и папе связываются две руки вместе. Оставшимися свободными руками надо пришить пуговицу. Побеждает та команда, которая сделает дело быстро и качественно.

Жюри подсчитывает балы и награждает победителей.

Ведущий:

Если умная жена —
Будет крепкою семья,
Если муж всех обеспечит,
Будет жить семейка вечно!
Для семьи любовь важна,
Очень хрупкая она,
Можешь, словом зацепить,
И любовь свою разбить.
Пожелаем семьям всем,
Что не ссорились совсем!
Чтобы очень дружно жили,
И детей своих растили!

Пусть будет так:
В семье — любовь,
В работе — уваженье.
Успехов, радости, труда
И чуточку терпения!

Давайте беречь, уважать своих близких!



Предварительный просмотр:

Международный день семьи

Классный час "Моя семья — мое богатство"


Цель: формирование у учащихся представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге. 
Задачи: 

  1. Познакомить детей с понятиями “семья”, “генеалогия”, “генеалогическое древо”. Научить учащихся составлять родословную своей семьи. Показать основы для дальнейшего изучения истории поколений.
  2. Развивать потребность узнавать историю своей семьи. Развивать гражданственность и патриотизм.
  3.  Воспитывать уважение к отцу и матери, родным, чувство ответственности к своей семье.
  4. Способствовать развитию семейного творчества и сотрудничества семьи и школы.
  5. Воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью, сплочение классного коллектива.


Ход классного часа

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Чтобы узнать тему нашего классного часа, нужно отгадать кроссворд.

img6

1. Ребус “сон” о – ы 

img2

2. Для мамы он отец, а для вас кто?

3. Первое слово, которое говорит малыш?

4. Ребус “ночь” н – д. 

img3

5. Последняя буква в алфавите.

2. Основная часть.

Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры – наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь. Подчеркивая важность семьи, люди даже учредили Международный день семьи. Он отмечается ежегодно 15 мая. В семье все идет своим чередом: рождаются дети, которые, повзрослев, сами становятся сначала родителями, а потом стариками: дедушками, бабушками, прадедушками и прабабушками. Когда они были маленькими, то о них заботились их родители, а когда они сами стали родителями, то стали заботиться о своих детях и о своих пожилых родителях. И так повторяется из поколения в поколение на протяжении всей истории человечества

1-й ученик: Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

2-й ученик: 

В семейном кругу мы с вами растем,
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входил из семьи.

- Итак, сегодня поговорим о семье. Тема занятия “Моя семья – моё богатство”

Семья – это совокупность близких родственников, живущих вместе; родители с детьми;

- Перечислите членов вашей семьи (перечисление учащихся) 

  • Мама 
  • Папа 
  • Брат 
  • Сестра
  • Бабушка
  • Дедушка


- Все эти члены семьи связаны родственными отношениями, т.е. являются родственниками. И называются они близкие родственники. 

- Есть ещё понятие дальние родственники. Кто же относится к дальним родственникам? 

  • Дяди 
  • Тёти 
  • Двоюродные братья, сёстры. 
  • Прабабушки 
  • Прадедушки. 


- Хорошо, молодцы! А сейчас для того, чтобы узнать о ваших родственниках поближе поиграем в игру “Встаньте все те, …” 

  • У кого есть старший брат. 
  • У кого есть младшая сестра. 
  • У кого есть старшая сестра 
  • У кого есть младший брат. 
  • У кого бабушка и дедушка живут с вами в семье. 
  • У кого бабушка и дедушка живут здесь в посёлке. 


- Наука, занимающаяся родословием, называется генеалогия. Генеалогия (греч.) – наука о родословной, о родословии. 

- Чтобы более наглядно было видно, всю родословную семьи, т.е поколения данной семьи составляют генеалогическое древо семьи.

Каждая семья имеет свою, родословную. Родословная – это перечень поколений одного рода. Этот перечень обычно изображается в виде дерева, ствол которого делится на две условные ветви (материнскую и отцовскую), каждая из которых также делится на две меньшие ветви и т. д. Чтобы составить полную родословную, нужно очень хорошо знать своих предков. К сожалению, мало кто из нас может назвать хотя бы своих прабабушек или прадедушек. На досуге расспросите своих родственников и попробуйте вместе с ними составить свою родословную хотя бы в пределах нескольких поколений.

Кто хочет показать свою родословную. (Выступление ученика)

Почему дети похожи на своих родителей? 

Дело в том, что каждая клетка, из которых состоит человек, содержит в себе крошечные образования – хромосомы, состоящие из еще более мелких участков – генов. Гены несут в себе всю информацию о человеке – от его пола до цвета глаз. При этом ребенок несет в себе как отцовские гены, так и материнские. Чьи гены более ярко выражены – на того ребенок и будет больше похож. А сочетание этих генов иногда может дать человеку совершенно новые свойства. Это явление получило название “наследственность”, а изучает его отдельная наука – генетика. 

Кто хочет рассказать о своих родителях? (Рассказ ученика)

От своих родителей ребенок может наследовать и их особенности поведения, склонности, способности. Часто бывает так, что сын выбирает (наследует) ту же профессию, что и его отец (а иногда и более старшие родственники), потому что она ему нравится и подходит больше всего остального. Таким образом, складываются профессиональные династии – рабочих, инженеров, композиторов, врачей, писателей, бизнесменов, политиков, спортсменов, военных и так далее. Прекрасно, если человек живет в семье, в которой царят мир и согласие. Счастливы дети, если родители заботятся о них, любят, понимают и делают так, чтобы те не испытали всех трудностей жизни. Счастливы родители, если чувствуют взаимную любовь со стороны детей, их внимание и душевную теплоту.

3-й ученик Стихотворение Разговор с дочкой

Мне не хватает теплоты, -
Она сказала дочке. 
Дочь удивилась:
Мерзнешь ты
И в летние денечки?
Ты не поймешь, еще мала, -
Вздохнула мать устало. 
А дочь кричит:
Я поняла! -
И тащит одеяло.

Учитель. О какой теплоте говорила мама? (О душевной.) Каким образом можно проявить душевную теплоту по отношению к родственникам? 

В крепкой, дружной семье каждый берет на себя какие-то обязанности – зарабатывает деньги, ходит в магазин за покупками, готовит, стирает, убирает, организует отдых и т. д. Если есть необходимость, один член семьи приходит на помощь другому. Каждый стремится помочь в силу своих возможностей члену семьи, у которого возникли проблемы. Такой семье не страшны никакие неприятности. Можете ли вы привести примеры таких взаимоотношений в вашей семье? (Отклик детей.)

3. Конкурсная программа.

1 КОНКУРС. “НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ ГЛАСИТ”

Ведущий: О семье много пословиц и поговорок. Давайте вспомним их. Сейчас небольшая разминка. Вам надо поправить то, что будет неверно.

– Не родись красивой, а родись богатой (счастливой).
– Любовь – кольцо, а у кольца нет проблем (начала нет, и нет конца).
– У семи нянек дитя в догляде (без глаза).
– Милые бранятся только по пятницам (тешатся).

Ведущий: А теперь продолжите пословицу.

– Гость на пороге – счастье в … (доме).
– Яблоко от яблони … (не далеко падает).
– Чем богаты, … (тем и рады).
– В гостях хорошо, … (а дома лучше).

2 КОНКУРС. Урок русского языка.

Вам нужно разгадать несложный кроссворд на тему родственных отношений.

img1

1.  Сын моей матери.
2. Мой родитель.
3. Брат отца или матери.
4. Девочка, которая имеет родителей, как у меня.
5. Та, что дала нам жизнь.
6. “Святая кровь” – мать мужа.
7. Сестра мамы или папы.
8. Сын моего ребенка.
9. Мой наследник.
10. Сын моей сестры или брата.
11. Отец мужа.

3 КОНКУРС. Урок математики (вопросы на внимание).

1. Что случилось 31 февраля? (Его нет)
2. Что останется в коробке, если спички вынешь? (Дно)
3. Чем до неба докинешь? (Взглядом)
4. Почему собака бегает? (По земле)
5. За чем во рту язык? (За зубами)
6. Какой год продолжается всего 1 день? (Новый год)
7. Как написать “сухая трава” 4 буквами? (Сено) 
8. В каком числе столько же цифр сколько букв? (Сто)

4 КОНКУРС. БЛИЦ ТУРНИР 

1. Без чего хлеб не испечь? (Без корки)
2. В каком году люди едят более обыкновенного? (В високосном).
3. Какую воду можно принести в решете? (Замороженную)
4. На что больше походит половина апельсина? (На другую половину)
5. На какое дерево садится ворона после дождя? (На мокрое)
6. На каких полях не растет трава? (На полях школьной тетради)
7. Что делает сторож, если у него на шапке сидит воробей? (Спит)
8. Где вода стоит столбом? (В стакане)
9. Какой болезнью на суше никто не болеет? (Морской)
10. По чему ходят, но никогда не ездят? (По шахматной доске)
11. Название какой птицы состоит из буквы и названия реки? (Иволга)
12. Что находится между городом и деревней? (Союз “И”)
13. Что можно смотреть с закрытыми глазами? (Сон)
14. Сын моего отца, но мне не брат. Кто он? (Я сам)

4. Заключительная часть.

Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!

- Подведём итоги. 

  • Что же такое семья? 
  • Какие родственники бывают? 
  • Что же такое генеалогия? 
  • Чем ещё занимались на уроке? 
  • Что понравилось на уроке? 


- Спасибо за урок.



Предварительный просмотр:

Матреничева Мария

Направление воспитательной работы – эстетическое.

Целевой ориентир: проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре.

Тема проекта: «Путешествие в мир книг».

Цель проекта: создать условия для формирования уважительного отношения к художественной литературе участников образовательного процесса (обучающиеся, родители, учителя) в рамках сетевого взаимодействия, через знакомство с книгой.

Участники проекта, их функции:

Школа – управленческая (координация сетевого взаимодействия)

Обучающиеся – исполнительская (исполнение)

Родители – исполнительская (сотрудничество)

Книжный магазин – организаторская (партнерство)

Библиотека – организаторская (партнерство)

№ п/п

Мероприятия проекта

Участники

Ожидаемый результат

Показатели результата

Примечания

Подготовительный этап

1

Оформление договоров о сотрудничестве со всеми организаторами воспитательного проекта

Школа, книжный магазин, библиотека

Принятие соглашения о сотрудничестве для реализации воспитательного проекта. Подписание договора о сотрудничестве

Обновление формы сотрудничества

Форма организации - договор

2

Диагностика для обучающихся «Знаю ли я художественную литературу?»

Классный руководитель, обучающиеся

Выявлены знания обучающихся о художественной литературе

Осознание  необходимости знаний о художественной литературе

Анкетирование

3

Анкетирование родителей «Как воспитывать интерес к художественной литературе?»

Классный руководитель, родители

Выявить знания родителей о художественной литературе

Осознание необходимости воспитания у детей интереса и уважения к художественной литературе

Анкетирование

Основной этап

4

Классный час «Путешествие в мир книг»

Классный руководитель, обучающиеся

Обучающиеся проявляют интерес и уважение к художественной литературе

Активность и вовлечённость обучающихся в ходе мероприятий

Классный час

5

Квест «По страницам любимых книг»

Классный руководитель, обучающиеся

Квест

6

Экскурсия в библиотеку и книжный магазин

Классный руководитель, обучающиеся, библиотека

Экскурсия

Аналитический этап

7

Опрос обучающихся о художественной литературе «Я и чтение»

Классный руководитель, обучающиеся

Знания обучающихся о художественной литературе улучшены

Обучающиеся дают больше правильных ответов, чем раньше

Опрос

8

Анкетирование родителей «Чтение художественной литературы»

Классный руководитель, родители

Выяснить, читают ли родители художественную литературу сами и вместе с детьми

Осознание необходимости чтения художественной литературы самим и вместе с детьми

Анкетирование

9

Экскурсия в книжный магазин

Классный руководитель, обучающиеся, книжный магазин

Закрепить знания обучающихся о разнообразии книг; а также у обучающихся появляется интерес и уважение к книгам

Активность и вовлечённость обучающихся в ходе мероприятий

Экскурсия

Рефлексивный этап

10

Видео-конкурс «Книги, которые я читал (-а)»

Классный руководитель, обучающиеся

Выявлены книги, которые читают обучающиеся

Осознание необходимости чтения

Видео-конкурс

11

Конкурс рисунков «Моя любимая книга»

Классный руководитель, обучающиеся

Выявлены любимые книги обучающихся

Осознание необходимости чтения литературы разных жанров

Конкурс рисунков

12

Создание плаката «Береги книгу!»

Классный руководитель, обучающиеся

Обучающиеся проявляют бережное отношение к книгам

Осознание необходимости бережного отношения к книгам

Плакат



Предварительный просмотр:

Матреничева Мария

Тема: «Путешествие в мир книг».

Направление воспитания: эстетическое.

Целевой ориентир: проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре.

Цель: создать условия для развития у детей младшего школьного возраста интереса к художественной литературе, прививать любовь и уважение к книге.

Задачи:

  1. Воспитательные: воспитывать интерес и уважительное отношение к художественной литературе, культуре общения, способствующей созданию благоприятного климата в коллективе, уважительного отношения к собеседнику.
  2. Развивающие: развивать умение логически мыслить, применять полученные знания на практике.
  3. Образовательные: систематизировать знания учащихся о художественной литературе.

Ход занятия

Орг. Момент.

- Здравствуйте ребята, меня зовут Мария Алексеевна, и сегодня классный час у вас проведу я. Напоминаю вам о правильной посадке. - Сегодня мы обсудим с вами очень важную тему, а чтобы узнать какую, вам нужно отгадать ребус.

Вводная часть.

-Отгадали ребус?

книга.png

-А как вы думаете, что такое книга? Давайте посмотрим на определение. Книга – печатное издание в виде переплетённых листов бумаги с каким-нибудь текстом

Так какая же тема нашего сегодняшнего занятия? Верно! Тема нашего занятия: «Путешествие в мир книг».

Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить сегодня? Цель: Познакомиться с важностью и ценностью книг.

Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Давайте составим план нашего занятия (план перепутанный, нужно восстановить последовательность) Вспомнить пословицы о книгах; узнать историю книги; разработать памятку «Правила обращения с книгой»

Основная часть занятия

Задание «Собери пословицу»

-Сейчас вы поработаете в парах.(обозначение пар) Давайте повторим правила работы в парах.

-Хорошо. 1 пара на местах, 2 – пара будет работать у интерактивной доски, 3 – у флипчарта. Вам нужно будет собрать пословицу и объяснить её значение

-Давайте повторим правила работы с интерактивной доской, правила работы в парах

Проверка по эталону (через интерактивную доску (2 пара))

1. Немного читай, да много разумей.

2.Одна книга тысячу людей учит.

3.Книга мала, а ума придала.

-Сейчас я предлагаю вам посмотреть видео про историю книги. Смотрите внимательно, после просмотра я задам вопросы:

1) Когда началась история появления книги? С появления письменности

2) Какие материалы были предшественниками бумаги? Пергамент и папирус

3) Кто в древние времена мог читать книги? Знать

4) Что такое электронная книга? Электронная книга - это версия обычной книги в цифровом виде

Задание «Угадай героя»

-Сейчас вы поработаете самостоятельно на листочках.

Вам нужно угадать героя:

1.В шапочке я красной,

Пирожки в корзинке.

Вот шагаю к бабушке

По лесной тропинке.

Если встречу Волка,

Я не зареву,

Я тогда охотников

Громко позову.  (Красная Шапочка)

2. В детстве все над ним смеялись,

Оттолкнуть его старались:

Ведь никто не знал, что он

Белым лебедем рождён.  (Гадкий утенок)

3. Деревянным был мальчишка,

Не донес до школы книжку,

В приключения попал,

Чуть бедняга не пропал.  (Буратино)

-Давайте проверим, как вы справились с заданием. Проверка на документ-камере.

(как доп задание) Давайте теперь попробуем назвать произведение и автора. 1.Красная Шапочка (Шарль Перро) 2.Гадкий утёнок (Ганс Христиан Андерсен) 3. Золотой ключик, или Приключения Буратино ( Алексей Николаевич Толстой)

Памятка «Правила обращения с книгой»

-Ребята, как вы думаете, есть ли какие-нибудь правила обращения с книгой или мы можем обращаться с ней как хотим?

-А нужно ли их соблюдать и зачем?

-Сейчас вам нужно будет сделать памятку «Правила обращения с книгой». У вас на столе лежат различные правила. Вам нужно выбрать только те, которые подходят и приклеить их. Вы также можете дополнить памятку картинками и рисунками.

-Давайте повторим правила работы с клеем, правила работы в группе.

Подходящие правила:

Бери книгу чистыми руками

Не рисуй и не пиши в книге

Не вырывай листы

Не вырезай картинки

Не читай во время еды

Переворачивай страницы аккуратно

Неподходящие правила:

Загибай страницы

Клади в книгу карандаш

Читай книгу на солнце

-Давайте посмотрим на вашу памятку. « человека из группы выйдите и представьте памятку. Один рассказывает о том что с книгой можно делать, а второй человек рассказывает, что нельзя делать с книгой.

-Теперь давайте прикрепим её на флипчарт

Заключительная часть.

Наше занятие подходит к концу

-Давайте вспомним, какая у нас была тема. С чем познакомились?

-В чём же ценность и важность книг?

-Хорошо, оцените свою работу на занятии. Продолжите фразы:

Я узнал (-а) …

Я вспомнил (-а) …

Мне было интересно …

У меня хорошее настроение, потому что…

Спасибо за активную и плодотворную работу. Занятие окончено. До свидания!