Методическая деятельность

Дербак Надежда Васильевна

     Методическая работа очень важна для современного педагога.

    Методическая деятельность сводится не только к методической работе, связанной с самообразованием педагога, работой с дидактическими средствами, повышением квалификации в предметной области, но и включает в себя деятельность, связанную с обучением конкретному предмету, разработкой методических материалов, написанием статей, рабочих программ, распространением педагогического опыта (проведением открытых уроков, мастер-классов, педагогических советов, конференций). По значимости методическая деятельность занимает единую ступень с преподаванием предмета и воспитанием.

   На данной странице можно увидеть часть моих работ направленных на развитие методической деятельности (написание статей, разработка рабочих программ, ФОСов, разработка ОПОП, преподавание курсов дополнительного образования), а также отзывы о проведенных занятий и рецензии на методические разработки.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

«Облако слов» как один из способов визуализации информации в процессе обучения математике

Облако слов или облако тегов – это метод визуализации данных, используемый для представления текстовых данных, в котором размер слова указывает на его важность и частоту его появления.

Данный способ визуализации данных можно успешно использовать на различных этапах урока.

В процессе обучения математике «облако слов» можно использовать как на уроках, так и в проектной деятельности.

Например, учитель может использовать данную методику в качестве дидактического материала в электронном (вывести на электронной доске или проекторе) и распечатанном виде. Ученики могут разрабатывать с помощью облака слов информационно-рекламные буклеты, бюллетени, презентации, а также представлять информацию о себе или каком-либо человеке.

Приведем несколько примеров использования облака слов на уроках математики в качестве дидактического материала. Приведенные ниже материалы разработаны с помощью сервисов wordcloud.pro и answergarden.

Для создания следующего облака использовался сервис wordcloud.pro.

Разработанное облако можно использовать на уроке алгебры в 9 классе. При изучении темы «Свойства функции». УМК Мордковича.

Предполагается разместить свой план урока в облако слов. Наиболее заметными в облаке будут слова – пункты плана, но в тоже самое время ученики могут увидеть и другие ключевые слова темы.

При необходимости можно сделать гиперссылки на основные термины (слова), нажав на которые, можно увидеть информацию, определения.

Здесь видно, что главными (ключевыми) словами являются: функция, исследование, область определения, множество, наибольшее и наименьшее значения, убывание, возрастание, график, выпуклость.

В сервисе AnswerGarden создано облако слов для использования на этапе проверки усвоения знаний с помощью терминологического диктанта в 8 классе. УМК Муравина Г.К.

Ссылка на разработку: https://www.answergarden.ch/view/1099886

Облако слов выведено на доску с помощью мультимедийного проектора. Тем временем учитель читает вопросы диктанта, а учащиеся должны выбрать ответы на вопросы из данного облака слов и записать на листок или в тетради.

Некоторым образом данное облако слов служит как подсказка, подобные методы можно использовать в инклюзивном классе, так как дети в подобных классах работают по алгоритму, либо с опорой на конспект.

Вопросы, которые задает учитель:

1. Равенство, содержащее неизвестное, обозначенное буквой. (уравнение)

2. Функция вида y = kx+l, где k,l – заданные числа. (линейная)

3. Значение неизвестного, при котором уравнение обращается в верное равенство. (корень уравнения)

4. Числовой множитель одночлена, записанного в стандартном виде. (коэффициент)

5. Результат от деления. (частное)

6. Числа, которые используют при счете предметов. (натуральные)

7. Выражение a/b. (алгебраическая дробь)

8. Числа, отличающиеся знаками. (противоположные)

9. График функции вида y= k/x. (парабола)

10. График линейной функции. (прямая)

11. В выражении an, a – это. (основание)

12. Числа вида m/n, где m – целое, n – натуральное. (рациональные)

13. Числа, которые нельзя представить в виде  m/n, где m – целое, n – натуральное. (иррациональные)

14. График квадратичной функции. (парабола)

15. График обратной пропорциональности. (гипербола)

Для улучшения качества обучения учитель всегда должен искать новые формы и методы работы с текстом на уроках. Основными аспектами работы с текстом (конспектированием, пересказом, ответами на вопросы, извлечению полезной и необходимой информации из текста) являются работа с ключевыми словами и выделение основных мыслей, чему и может способствовать использование техники «облако слов».



Предварительный просмотр:

Дербак Н.В. – преподаватель математики и информационных дисциплин Камчатского кооперативного техникума (Петропавловск-Камчатский, Россия)

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НА ПРИМЕРЕ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

В современном мире информация является одной из главных движущих сил общества, поэтому любой специалист, в том числе и специалист среднего звена, должен уметь обрабатывать информацию, используя при этом различные информационные технологии. Использование информационных технологий в процессе обучения позволяет достигать следующих целей: формирование информационной и алгоритмической культуры; развитие навыков работы с компьютером, а также компьютерной грамотности; развитие мышления и эстетического воспитания, умений экспериментально-исследовательской деятельности [2].

В связи с этим традиционные методы обучения изменяются, появляются новые формы обучения, а также новые технологии, применяемые преподавателями во время учебного процесса. К одной из таких современных образовательных технологий можно отнести облачные технологии.  Под облачными технологиями понимают методы, средства и формы обработки цифровых данных, с помощью которых ресурсы предоставляются пользователю, как онлайн-сервис» [3]. 

Исходя из решаемых задач, образовательные облачные сервисы можно разделить на несколько групп:

  1. Интеллектуальные и обучающие системы в различных предметных областях.
  2. Онлайн-обучающие программы: тестовые системы, тренажеры, тьюторы, электронные учебники.
  3. Электронные библиотеки, издательские системы.

Говоря об облачных технологиях, стоит выделить то, что их можно использовать на разных этапах обучения, в том числе, на этапе проверки домашнего задания, этапе предъявления учебной информации обучающимся, этапе усвоения учебного материала, этапе повторения и закрепления знаний и умений, этапе промежуточного контроля и самоконтроля. Фактически с помощью облачных технологий можно обрабатывать, хранить и использовать любую информацию.

На основании проведенного нами исследования выделим преимущества и недостатки использования облачных технологий в процессе обучения:

  • неограниченные возможности сбора, передачи, обработки, преобразования и применения разнообразной по своей природе информации;
  • удобная работа с файлами: редактирование, обработка без переноса с одного устройства на другого;
  • решение ограниченного объема памяти съемных носителей и жестких дисков компьютера;
  • возможность работы над одним файлом или документом несколькими людьми одновременно;
  • обеспечение непрерывности получения образования;
  • значительное расширение и совершенствование организационного обеспечения образовательного процесса;
  • независимость образовательного процесса от места и времени обучения;
  • повышение мотивационной составляющей обучения.

Как и у любой другой технологии у облачных технологий помимо достоинств есть и недостатки. К ряду серьезных недостатков можно отнести:

  • соединение в сети. Для доступа в «облако» необходимо постоянное интернет–соединение;
  • конфиденциальность. В настоящее время нет технологий, которые гарантировали бы полную конфиденциальность данных;
  • надежность. Потеря информации в облаке означает невозможность полного ее восстановления. При проникновении в «облако» злоумышленник получает полный доступ к огромному количеству информации.

Рассмотрев преимущества и недостатки использования облачных технологий, можно предложить следующие возможности их применения в образовательном процессе:

  • Обмен информацией и документами, необходимыми для учебного процесса, учащихся друг с другом и с преподавателями: проверка домашней работы, консультирование по проектам и рефератам.  
  • Выполнение совместных проектов в группах: подготовка текстовых файлов и презентаций, организация обсуждения правок в документах в режиме реального времени с другими соавторами, публикация результатов работы в Интернете в виде общедоступных веб–страниц, выполнение практических заданий на обработку информационных объектов различных видов: форматирование и редактирование текста, создание таблиц и схем в текстовом редакторе. Подобная работа позволяет обсуждать в группах возникающие идеи, осуществлять совместное редактирование, рецензировать работы и публиковать свои произведения. Организация сетевого сбора информации от множества участников образовательного процесса. Учитель получает возможность отслеживать этапы совершенствования каждого задания по мере того, как учащиеся его выполняют.
  •  Создание сводных таблиц и диаграмм с целью анализа данных. Возможно проведение и индивидуальных, и совместных практических работ по таким разделам различных школьных дисциплин, как моделирование, обработка числовых данных в таблицах, построение диаграмм. Они могут работать персонально или в малых группах: искать информацию в сети Интернет и заполнять таблицу.
  •  Создание расписаний теоретических и практических занятий, консультаций; информирование учащихся о домашнем задании, о переносе занятий, напоминание о контрольных и самостоятельных работах, сроках сдачи рефератов, проектов.
  •  Возможность организации совместной работы большого коллектива преподавателей и учащихся, а также родителей.
  • Возможность как для учителей, так и для учеников совместно использовать и публиковать документы различных видов и назначения.
  • Быстрое включение создаваемых продуктов в образовательный процесс из–за отсутствия территориальной привязки пользователя сервиса к месту его предоставления.
  • Организация интерактивных занятий и коллективного преподавания.
  • Выполнение учащимися самостоятельных работ, в том числе коллективных проектов, в условиях отсутствия ограничений на «размер аудитории» и «время проведения занятий».
  • Взаимодействие и проведение совместной работы в кругу сверстников (и не только) независимо от их местонахождения.
  • Создание web–ориентированных лабораторий в конкретных предметных областях (механизмы добавления новых ресурсов; интерактивный доступ к инструментам моделирования; информационные ресурсы; поддержка пользователей ).
  • Организация разных форм контроля;
  • Перемещение в облако используемых учреждениями систем управления обучением (например, Moodle) [1].

В образовательный процесс использование облачных технологий приходит с задержкой и еще не нашло широкого применения. Несмотря на ряд очевидных достоинств, их распространению препятствует ряд объективных факторов. Традиционно большинство отечественных образовательных учреждений с недоверием относятся к аренде виртуальных мощностей, предпочитая работать с конкретным, желательно собственным, оборудованием, программным обеспечением и данными, которые хранятся локально и доступны в любой момент времени. Облачные технологии дают возможность обучающимся взаимодействовать и вести совместную работу с непрерывно расширяющимся кругом сверстников независимо от их местоположения. Данные технологии доставляют учебные материалы наиболее экономичным и надежным способом, отличаясь простотой распространения и обновления. Именно облачные технологии позволят знанию преодолеть существующие барьеры: географические, технологические, социальные. Облачные технологии предлагают альтернативу традиционным формам организации учебного процесса, создавая возможности для персонального обучения, интерактивных занятий и коллективного преподавания. Внедрение облачных технологий не только снизит затраты на приобретение необходимого программного обеспечения, повысит качество и эффективность образовательного процесса, но и подготовит школьника к жизни в современном информационном обществе [4].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что применение облачных технологий на сегодняшний  момент имеет огромные перспективы. Реализация потенциала облачных технологий может способствовать эффективному развитию информационно - образовательной среды и позволит достигнуть качественно нового уровня организации учебного процесса.

 

Список использованной литературы

 

1.    Дербак, Н. В. Методические рекомендации по визуализации учебной информации / Н. В. Дербак // Информатика в школе.  – 2019.  –  №10.  –  С. 31 – 35.

2.  Кошева Д.П. Формирование профессиональной компетентности учителя [Электронный ресурс] //Педагогическое образование на Алтае. -Барнаул, 2013. - №1. - C. 8-13. – Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_21516395_29051339.pdf (дата обращения: 6.10.2022).

3. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие/ Роберт И.В., Панюкова С.В., Кузнецов А.А., Кравцова А.Ю. // Под ред. Роберт И.В. – М.: Дрофа, 2008. – 312 с.

4. Перепелица Л.И., Кошева Д.П. Программа информатизации как средство построения единого информационного пространства школы [Электронный ресурс] //Педагогическое образование на Алтае. - Барнаул, 2016. - №1. - C. 56-58. – Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_26185075_ 76813027.pdf (дата обращения: 6.10.2022)

    



Предварительный просмотр:

Хозяин дома решил сделать ремонт на кухне. Схема кухни и предполагаемого расположения предметов изображены на плане.

 

При входе на кухню слева от входа расположится холодильник, далее вдоль стены — мойка, кухонный гарнитур, справа от гарнитура - электрическая печь, а посередине комнаты — обеденный стол круглой формы, в правом дальнем углу расположится цветочный горшок с комнатным растением. Справа от горшка будет располагаться окно, на схеме оно обозначено цифрой 7. Размеры кухни: ширина 3 м, длина 4 метров, высота 3 метра. Для напольного покрытия можно выбрать несколько вариантов. Три варианта представлены в таблице ниже:

Наименование

Стоимость за 1 кв.м.

Ламинат

620 рублей

Линолеум

510 рублей

Плитка

600 рублей

Стоимость укладки 1 кв.м. ламината составляет 600 рублей, линолеума – 650 рублей, плитки - 600 рублей.

  1. Для объектов, указанных в таблице, определите, какими цифрами они обозначены на плане (кухонный гарнитур, холодильник, обеденный стол, электрическая печь)

Кухонный гарнитур

Холодильник

Электрическая печь

Цветочный горшок

  1. Найдите расстояние между противоположными углами комнаты.
  2. Вычислите площадь, занимаемую столом, округлив результат вычислений до сотых.
  3. Рассчитайте самый дорогой вариант покупки напольного покрытия, учитывая стоимость его укладки.
  4. В одном рулоне 10 метров обоев. Ширина рулона 50 см. Сколько понадобится купить рулонов для оклейки всей комнаты?

Решение

  1. Для объектов, указанных в таблице, определите, какими цифрами они обозначены на плане (кухонный гарнитур, холодильник, обеденный стол, электрическая печь)

Кухонный гарнитур

Холодильник

Электрическая печь

Цветочный горшок

3

1

5

6

2. Ширина комнаты равна 3 метрам, а ширина – 4 метрам. Расстояние от одного угла комнаты до другого можно рассчитать по теореме Пифагора: Расстояние =  = 5.

3. В условии задачи сказано, что стол имеет круглую форму, а на плане видно, что стол имеет радиус 0,5 метра. Зная формулу нахождения площади круга, находим площадь, занимаемую столом S = π * .

Округлив до сотых, получим 0,79 кв.м.

4. Зная длину и ширину, рассчитаем площадь необходимого покрытия: 3 * 4 = 12 кв.м.

620 *12 + 600 * 12 = 7440 + 7200 = 14640 рублей – потребуется на покрытие ламинатом

510 * 12 + 650 * 12 = 6120 + 7800 = 13920 рублей – потребуется на покрытие линолеумом

600 * 12 + 600 * 12 = 14400 рублей – потребуется на покрытие плиткой.

Ответ: 14640.

5. Площадь стен с учетом входа: 2 * ( 3 * 3 + 4 * 3)  - 0,5 * 3 = 42 – 1, 5 = 40,5 кв. м.

0,5 * 10 = 5 кв. м. – обоев в одном рулоне.

40,5 : 5 = 8,1 рулонов понадобится.

Так как количество рулонов не может быть нецелым, округляем ответ в большую сторону.

Ответ: 9.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: