Тесты

Разуваева Татьяна Александровна

Тесты по биологии и химии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс Насекомые,

особенности строения и жизнедеятельности.

  1. Решение биологических задач.

а) Самый известный рисунок паутины — у паука-крестовика. Паутина у крестовика в виде вертикально натянутой сети, образованной многочисленными оборотами спиральной нити на основах, расходящихся радиально из центра.

Сделайте предположения о технологии натягивания горизонтальных основ. Как бы вы поступили на месте паука:

  1. стали бы раскачиваться на нити, пока не зацепились за другую опору;
  2. спустились бы по нити на землю, перебрались на другую опору, достигнув нужной высоты, подтянули нить и закрепили ее;

3. выпустили бы тонкую нить, которую ветром отнесет к противоположной опоре. По этой тонкой нити переберетесь на противоположную сторону, протягивая за собой более крепкую опорную нить.

Обоснуйте свой выбор.

б)        Как паук может помочь в  определении отравляющего вещества? (Подсказка. Как определить по траектории движения автомобиля водителя, находящегося в состоянии алкогольного опьянения?)

в)        Что делает паук-крестовик с разорванной паутиной:

  1. отрывает точках прикрепления и создает новую;
  2. съедает остатки паутины для производства новой;
  3. «ремонтирует» разорванную нить.

Обоснуйте свой выбор.

  1. Группа членистоногих, представители которой успешно адаптировались к жизни на суше, — это насекомые. Из примерно миллиона разных видов насекомых почти все ведут исключительно наземный образ жизни. Что вам известно о приспособленности насекомых к жизни в раз личных условиях обитания?
  2. Чем обусловлен успех насекомых?
  3. Выделяют два основных жизненных цикла насекомых непрямое развитие (с метаморфозом) и прямое развитие (без метаморфоза). В чем отличие?

Класс Насекомые,

особенности строения и жизнедеятельности.

  1. Решение биологических задач.

а) Самый известный рисунок паутины — у паука-крестовика. Паутина у крестовика в виде вертикально натянутой сети, образованной многочисленными оборотами спиральной нити на основах, расходящихся радиально из центра.

Сделайте предположения о технологии натягивания горизонтальных основ. Как бы вы поступили на месте паука:

  1. стали бы раскачиваться на нити, пока не зацепились за другую опору;
  2. спустились бы по нити на землю, перебрались на другую опору, достигнув нужной высоты, подтянули нить и закрепили ее;
  3. выпустили бы тонкую нить, которую ветром отнесет к противоположной опоре. По этой тонкой нити переберетесь на противоположную сторону, протягивая за собой более крепкую опорную нить.

Обоснуйте свой выбор.

б)        Как паук может помочь в  определении отравляющего вещества? (Подсказка. Как определить по траектории движения автомобиля водителя, находящегося в состоянии алкогольного опьянения?)

в)        Что делает паук-крестовик с разорванной паутиной:

  1. отрывает точках прикрепления и создает новую;
  2. съедает остатки паутины для производства новой;
  3. «ремонтирует» разорванную нить.

Обоснуйте свой выбор.

  1. Группа членистоногих, представители которой успешно адаптировались к жизни на суше, — это насекомые. Из примерно миллиона разных видов насекомых почти все ведут исключительно наземный образ жизни. Что вам известно о приспособленности насекомых к жизни в раз личных условиях обитания?
  2. Чем обусловлен успех насекомых?
  3. Выделяют два основных жизненных цикла насекомых непрямое развитие (с метаморфозом) и прямое развитие (без метаморфоза). В чем отличие?



Предварительный просмотр:

Тест. Высшие, или плацентарные, звери: ластоногие и китообразные, парнокопытные и непарнокопытные, хоботные.

Вариант 1

А1. Представители какого отряда млекопитающих имеют видоизмененные конечности?

1) ластоногие

2) китообразные

3) непарнокопытные

4) хоботные

А2. Кто не относится к отряду парнокопытные?

1)олень

2) зубр

3) бегемот

4)зебра

A3. Представители какого отряда являются самыми крупными наземными млекопитающими?

1) непарнокопытные

2) хоботные

3) парнокопытные

4) ластоногие

А4. На какие группы делится отряд парнокопытные?

1) бычьи и оленьи

2) полорогие и жирафы

3) жвачные и нежвачные

4) кошачьи и куньи

В1. Назовите самого мелкого представителя отряда ластоногие.

В2. Где у хоботных расположены ноздри?

С1. Где размножаются ластоногие?

Тест. Высшие, или плацентарные, звери: ластоногие и китообразные, парнокопытные и непарнокопытные, хоботные.

Вариант 2

А1. Какой отряд млекопитающих самый малочисленный и находится под угрозой вымирания?

1) ластоногие

2) китообразные

3) непарнокопытные

4) хоботные

А2. Кто не относится к отряду непарнокопытные?

1) осел

2) носорог

3) сайгак

4) лошадь

A3. Представители какого отряда млекопитающих вторично не пережевывают пищу?

1) ластоногие

2) китообразные

3) непарнокопытные

4) хоботные

А4. Представители какого отряда являются самыми крупными современными животными?

1) китообразные

2) хоботные

3) парнокопытные

4) ластоногие

В1. Назовите самого крупного представителя отряда ластоногие.

В2. У представителей какого отряда хорошо развит третий палец?

С1. Зачем слону нужен хобот?



Предварительный просмотр:

Тестирование за курс биологии 6 класс.

  1. Биология, в переводе с греческого, означает:

А. учение о жизни;

 Б. учение о растениях;

 В.Учение о грибах;

 Г. учение о водорослях.

  1. Какая группа живых организмов не выделяется в отдельное царство:

А. растений

 Б.грибов

В.лишайников

Г.животных.

  1. К        вегетативным органам растения не относятся:

А.листья

  Б. стебли

 В.цветки

 Г. корни.

  1. К        генеративным органам растения не относится:

А.листья

Б.семена

В.цветки

Г. плоды.

  1. Какая жизненная форма характеризуется как, растение с мощным стволом, несущим на верху крону из ветвей:

А. деревья

  Б. кустарники

  В. Кустарнички

  Г.травы.

  1. Какая жизненная форма характеризуется как, растение, имеющее зеленые стебли, отмирающие на зиму:

А. деревья

  Б. кустарники

  В.кустарнички

  Г.травы.

  1. Растения разделяют на:

А.многолетние

Б.двулетние

  В. Однолетние

  Г.Столетние.

8.Хлоропласты в растительной клетке выполняют функцию:

 А.дыхания

  Б.фотосинтеза

  В. роста

  Г. питания.

9.Хлоропласты - это пластиды:

А.красного цвета

  Б.желтого цвета

  В.зеленого цвета

  Г.бесцветные.

10. Семенная кожура выполняет функцию:

 А. запасающую

 Б. защитную

 В.опорную

11. Эндосперм-это:

А.запасающая ткань

Б.проводящая ткань

В.образовательная ткань

Г.покровная ткань.

12.К зародышу растения не относится :

А.семядоли

Б.зародышевый корешок

В.зародышевый стебелек

 Г.зародышевый листок.

13.Растения бывают:

 А.однодольными

Б.двудольными

В. многодольными.

14.Для того, чтобы семя благополучно проросло необходимы следующие   условия:

А.вода

Б.тепло

В. воздух

Г.свет.

15.У растения не могут быть:

А.главный корень

Б. при даточные корни

 В. боковые корни

 Г. запасные корни.

16.Корневая система может быть:

А.стержневая

Б. стеблевая

В.скученная

Г.кучковатая.

17.Корни не выполняют...функцию:

А.проводящую

Б.запасающую

В.фотосинтезирующую

Г.опорную.

18.В строение корня не входит зона:

А.проведения

Б. роста

В.всасывания

 Г.растяжения.

19.Корневые        волоски находятся в зоне:

А. проведения

Б. роста

В. Всасывания

20.Видоизменениями корня не является:

А. Корнеплоды         

Б.Корнеклубни

В. Клубеньки на корнях растений

 Г. Корневища

  1. Вегетативный побег не содержит:

А.листьев

Б.цветко

 В. Почек

 Г.стебля.

  1. Вегетативная почка не содержит:

А.зачаточный стебелек

Б.зачаточные листья

В. зачатки цветков

Г. зачаточные пазушные почки.

  1. Подземными побегом является:

А Корнеклубень

Б. Корнеплод

В. Клубень

Г. Клубеньки на корнях растений.

  1. Простой лист- это:

А. лист с одной листовой пластинкой

Б. лист с несколькими листовыми пластинками.

  1. Вегетативное        размножение растений - это:

А. размножение корневищами

Б.размножение луковицами

В.Размножение листьями

Г. опыление.

  1. В состав цветка не входят:

А прилистники

Б.лепестки

В. чашелистики

Г.Тычинки.

27.  Пестик состоит из:

А.рыльца

Б. столбика

В. Пыльника

 Г.завязи.

  1. Цветки могут быть:

А. сидячими

Б. однополыми

В.обоеполыми

Г. все ответы верны.

  1. Простыми соцветиями являются:

А колос

Б. кисть

В.головка

Г. все ответы верны.

30. Цветки могут опыляться путем:

    А. самоопыления

Б.перекрестного опыления

В.Искусственного опыления.

Г. все ответы верны.

31. Отличительной особенностью ветроопыляемых растений является:

А. наличие нектарников

Б. Крупные яркие цветы

В.мелкие        цветы, собранные в соцветия

Г. пыльца крупная.

32.Односемянные плоды у:

 А. гороха

 Б.вишни

 В.огурца

 Г.винограда.

33. Сочными плодами не являются:

     А. ореха

Б.вишни

В.огурца

Г.винограда.

34. Плод вишни-...:

А.орех

Б.семянка

В. костянка

Г.зерновка.

35. Многосемянным плодом является:

А.желудь

Б.зерновка

В.яблоко

 Г.семянка.

36. Распространение        плодов и семян может происходить:

А. ветром.

Б. животными

В. саморазбрасыванием

Г. все ответы верны.

37. Первыми растениями, которые первыми появились на Земле были:

А.мхи

Б.водоросли

В. Лишайники

 Г.папоротники.

38. Водоросли могут быть:

А.зеленые

Б.бурые

В. красные

Г. все ответы верны.

39. Хламидомонада является:

А.одноклеточной водорослью         

Б.многоклеточной водорослью.        

40. Отдел Мохообразные включает:

А.Печеночные мхи

Б.листостебельные мхи

В.все ответы верны.

41. Тело мхов включает следующие отделы:

А.стебель

Б.листья

В. корни

Г.ризоиды.

42. Зеленый мох - кукушкин лен, является:

А.однодомным

Б.двудомным.

43. Отдел Папоротникообразные включает:

 А.папоротники

Б.хвощи

В.плауны

Г.лишайники.

44. Заросток — это стадия развития:

А. папоротника

Б.хвоща

В.плауна

Г.водоросли.

45. К голосеменным растениям относится:

А. осина

Б.сосна

В.кукушкин лен

 Г.орляк.

46. Голосеменные - так называют из-за того,что:

А. «голое» семя

Б. семя открыто лежит в шишке

В. Семя лишено семенной кожуры

Г. Все ответы верны

47. К голосеменным не относится:

А. лиственница

Б. пихта

В. можжевельник

Г.верба.

48. Главным признаком отдела Цветковые является: А.стебель

Б.листья

В.корни

Г. цветки.

49.        Отдел Покрытосеменные не включает класс:

А. однодольные

Б. двудольные

В.многодольные.

50. К классу Двудольные относится:

А. семейство Розоцветные

Б.семейство Пасленовые

В.семейство Бобовые

Г. все ответы верны.

51. У представителей семейства Розоцветные формула цветка:

А.Ч5 Л5 Тмного П1

Б. Ч4 Л4 Т4+2 П1

В. Ч.(5) Л1+2+(2) Т(9)+1 П1

Г.Ч(5) Л(5) Т5 П1.

 

52. Представителями семейства Розоцветные являются:

А.клевер луговой

Б. земляника

В. дурман

Г. астра.

53. Для        представителей семейства Розоцветные не характерен плод:

А.яблоко

Б. многоорешек

В. многосемянка

Г.коробочка.

54.У представителей семейства Бобовые формула цветка:

 А. Ч5 Л5 Тмного П1

 Б. Ч4 Л4 Т4+2 П1

 В. Ч(5) Л1+2+(2) Т(9)+1 П1

 Г.4(5) Л(5) Т5П1.

55. У представителей семейства Пасленовые формула цветка:

А. Ч5 Л5 Тмного П1

Б. 44 Л4 Т4+2 П1

В. Ч(5) Л1+2+(2) Т(9)+1 П1

Г. Ч (5) Л(5) Т5П1.

56.Представителями семейства Бобовые являются:

А.горох

Б. чина

В. фасоль

Г.лук.

57.Для представителей семейства Пасленовые не характерен плод:

А. тыквина

Б. многоорешек

В. ягода

Г. коробочка.

58. Представителями семейства Сложноцветные являются:

А.астра

Б.чина

В.фасоль

 Г.лук.

59. К классу Однодольные относятся:

А.тюльпан

Б. ландыш

В. Лук

Г. Все ответы верны

 

60. Представителями семейства Злаки являются:

А.кукуруза

Б.пшеница

В.рис

Г.все ответы верны.

61. Для представителей семейства Злаки характерен плод:

А. тыквина

Б. многоорешек

В. Зерновка

 Г.коробочка.

62. Главным признаком семейства Злаки является:

А. стебель соломина

Б. листья с дуговым жилкованием

В. корневая система- мочковатая

Г. цветки, собранные в соцветие колос

Д. все ответы верны.

          63. Назовите растения, которые занесены в Красную книгу Республики Татарстан?

          64. Предложите свод правил поведения в лесу и на вод      



Предварительный просмотр:

Млекопитающие 7 класс

1. Млекопитающие населяют сушу, моря, пресные водоёмы и дышат при помощи:

  1. кожи или лёгких
  2. лёгких или жабр
  3. лёгких

2. Конечности у млекопитающих в отличие от рептилий расположены:

  1. по бокам тела
  2. под туловищем
  3. у одних – по бокам, у других – под туловищем

3. Для млекопитающих характерны зубы:

  1. все конической формы
  2. только коренные
  3. резцы, клыки и коренные

4. К особенностям размножения млекопитающих относят:

  1. наружное оплодотворение, гермафродитизм
  2. наличие половых клеток, внутреннее оплодотворение
  3. развитие плода в матке, вскармливание детёныша молоком

5. Образование условных рефлексов связано с развитием:

  1. мозжечка
  2. коры больших полушарий
  3. продолговатого мозга

6. К насекомоядным млекопитающим относят:

  1. китов
  2. тюленей
  3. бурозубок

7. Морские звери приспособлены к жизни в воде:

  1. дышат при помощи жабр
  2. рыбообразная форма тела
  3. конечности превратились в ласты

8. К отряду парнокопытных относят:

  1. зебру
  2. антилопу
  3. кенгуру

9. Приматы – наиболее организованные животные, так как:

  1. живут стадами
  2. могут быстро передвигаться
  3. имеют высокоразвитый головной мозг

10. К экологической группе наземных млекопитающих относят:

  1. рукокрылых
  2. ластоногих
  3. грызунов

11. Эхолокация развита у:

  1. ушастых тюленей, зубатых китов
  2. зубатых китов, летучих мышей
  3. мышевидных грызунов, летучих мышей

12. Млекопитающие произошли от:

  1. археоптерикса
  2. древних амфибий
  3. древних рептилий

13. Кожа млекопитающих:

  1. однослойная
  2. двухслойная
  3. трёхслойная

14. Производные собственно кожи:

  1. жировой слой, когти
  2. волосы, рога, копыта
  3. сальные железы, эпидермис

15. Никакого волосяного покрова не имеют:

  1. киты
  2. дельфины
  3. тюлени



Предварительный просмотр:

Задание 1. Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы.

  1. Какие органы и системы органов обо
    значены на рисунке цифрами
    1-10?
  2. К какому типу и классу относится пла
    нария?
  3. Каковы размеры тела планарии?
  4. Где находится ротовое отверстие пла
    нарии
    ?
  1. Какая симметрия характерна для тела
    планарии?

6.        Какие разновидности тканей составля
ют тело планарии

7. Как называются организмы, у которых

одновременно имеются и мужские и женские

 органы размножения?

Рис.. Строение ресничного червя

 

Задание 2. Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы.

       1. Что обозначено на рисунке цифрами 1-8?

  1. Чем образован кожно-мускульный мешок?
  2. Чем заполнено пространство между внутренними органами и кожно-мускульным мешком?
  3. Какие четыре вида тканей различают у плоских червей?

Рис. Схема поперечного разреза ресничного червя

Задание 3. Выполните тест Тип Плоские черви, класс Ресничные черви

Для плоских червей характерны следующие признаки:

  1. Имеют радиальную симметрию.
  2. Имеют двустороннюю симметрию.
  3. Есть первичная полость тела.
  4. Полость тела отсутствует.
  5. Двухслойные животные.
  6. Трехслойные животные.
  7. Тело одето кожно-мускулъным мешком.
  8. Кожно-мускульный мешок состоит из эктодермы и энтодермы.
  9. Имеют однослойный эпителий.
  10. В пищеварительной системе имеется только одно, ротовое отверстие.
  11. В пищеварительной системе появляется анальное отверстие.
  12. Кровеносная и дыхательная системы отсутствуют.
  13. Кровеносная система незамкнутая.
  14. Нервная система лестничного типа.
  15. Нервная система диффузного типа.
  16. Выделительная система отсутствует.
  17. Выделительная система протонефридиалъного типа.
  18. Большинство - гермафродиты.

Тест 2. Для планарии характерные следующие признаки:

  1. Свободноживущие, хищные организмы.
  2. Ведут паразитический образ жизни.
  3. Однослойный эпителий покрыт ресничками.
  4. Эпителий ресничек не имеет.
  5. Органы фиксации-присоски.
  6. Отсутствует пищеварительная система.
  7. Чрезвычайно высокая плодовитость.
  8. Усложнение цикла развития, состоящее в чередовании способов размножения и смене хозяев.
  9. Дыхание с помощью кожного эпителия.
  10. Органы чувств представлены примитивными глазками и осязательными клетками.
  11. Гермафродиты.
  12. Раздельнополые организмы.
  13. Бесполое размножение планарии возможно за счет поперечного деления червя пополам.
  14. Бесполое размножение планарии происходит путем почкования.

Задание 4. Вставьте пропущенные слова.

  1. Для плоских червей характерна симметрия тела.
  2. Полость тела у плоских червей….
  3. Внутри кожно-мускульного мешка находится…, выполняющая опорную, запасающую, транспортную функции.
  4. Для пищеварительной системы характерно отсутствии….
  5. Выделительная система плоских червей представлена…, наружу открываются выделительными порами.
  6. Нервная система плоских червей представлена и ….
  7. Половая система у планарии образована …

Задание 5. Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы

  1. Что обозначено на рисунке цифрами 1-4?
  2. Для чего нужна брюшная присоска?
  3. Чем обусловлена сильная ветвистость кишечника у сосальщиков?
  4. Каковы размеры печеночного сосальщика?
  5. Чем представлены органы дыхания?

Рис. Схема строения печеночного сосальщика

К какому типу и классу относится печеночный сосальщик?



Предварительный просмотр:

Кишечнополостные.

ТЕСТ № 1.

Выберите из предложенных правильные.

  1. Гидры передвигаются при помощи подошвы и щупалец.
  2. Кишечнополостные питаются как животной, так и растительной пищей.
  3. Все кишечнополостные животные имеют стрекательные клетки.
  4. Непереваренные остатки пищи удаляются у кишечнополостных через рот.
  5. Пищеварение у кишечнополостных внутриполостное и внутриклеточное.
  6. Среди пресноводных гидр имеются как однополые, так и раздельнополые животные.
  7. Медузы — раздельнополые животные.
  8. Гидры зимуют на дне водоемов.

9.        Большинство кишечнополостных обитает в реках и озерах.
10. Морские кишечнополостные ведут малоподвижный, сидячий образ жизни.

ТЕСТ № 2.

Установите соответствие.

А — Гидры. Б — Медузы. В — Кораллы. Г — Актинии. Д — Наружный слой клеток. Е — Внутренний слой клеток. Ж — Дыхание и выделение. 3 — Регенерация. И — Размножение. К — Классификация.

  1. Конечные продукты диссимиляции выводятся через эктодерму.
  2. Животные обоеполые, в эктодерме развиваются яйцеклетки и сперматозоиды.
  3. Эктодерма,  состоящая  из покровных,  стрекательных, кожно-мышечных и нервных клеток.
  4.  Восстановление организмом утраченных или поврежденных органов (тканей).
  5. Отряд   пресноводных    одиночных    кишечнополостных животных класса гидроидных.
  6. Особи полового поколения полипов, ведущие чаще всего свободноплавающий образ жизни.
  7.  Морские анемоны, отряды шести лучевых кораллов.
  8.  Класс морских колониальных кишечноплостных.
  9. Эвглена зеленая относится к жгутиковым. У
  10.  амебы обыкновенной наиболее просто организована цитоплазма.

ТЕСТ № 3.

Подберите к следующим вопросам правильные ответы.

  1. Тип кишечнополостных насчитывает: А — 1 тыс. видов. Б — Около 9 тыс. видов. В — Более 15 тыс. видов.
  2. Дыхание у кишечнополостных происходит через: А — Всю поверхность тела.  Б — Ротовое отверстие и клетки внутреннего слоя. В — Наружный и внутренние слои клеток.
  3. Стрекательные клетки характерны: А — Для всех кишечнополостных. Б — Для актиний. В — Для гидр.
  4. Процесс почкования у гидры — это: А — Форма полового размножения. Б — Форма бесполого размножения. В — Регенерация.
  5. Пресноводные гидры питаются в основном: А — Мальками рыб.  Б — Пресноводными рачками — дафниями и циклопами. В — Одноклеточными водорослями.
  6. Оплодотворение — это процесс:А — Почкования.   Б — Слияния  мужской  и  женской гамет. В — Развития половых клеток.
  7. К колониальным коралловым полипам относятся: А — Актиния. Б — Красный коралл. В — Крестовичок.
  8. Актинии передвигаются благодаря А — Согласованному сокращению и расслаблению щупалец.  Б — Медленному сокращению и расслаблению участков подошвы. В — Изгибанию тела, прикрепленного щупальцами, и подтягиванию подошвы.

9.  Наибольшее число видов кишечнополостных обитает в: А — В морях.  Б — В прудах и озерах.  В — Реках и ручьях.

10. О древнем происхождении кишечнополостных свидетельствует:А — Наличие на теле щупалец. Б — Стадия полипа в их развитии. В — Малое разнообразие клеток, образующих их тело.

ТЕСТ № 4.

Ответьте на следующие вопросы.

  1. Сколько щупалец венчает тело гидры?
  1. Из чего образуются новые нервные клетки при регенерации тела гидры?
  2. У кого из кишечнополостных наблюдается чередование поколения?
  3. Какие клетки служат гидре оружием защиты и нападения?
  4. Как называется часть тела, которой гидры и актинии прикрепляются к поверхности субстрата?
  5. Как  называются кольцеобразные острова,  сложенные кораллами?
  6. Какая симметрия характерна для гидр, медуз, актиний?
  7. Где обитают почти все основные группы свободнодвижущихся простейших?
  8. В какое время года происходит половое размножение гидры?

10. Назовите морское кишечнополостное, которое свое научное название получило за яркую окраску и за «парус» — вырост в виде гребня.

ТЕСТ № 5.

Закончите недописанные фразы.

  1. У кишечнополостных встречаются сидячие формы, которые называются ...
  2. Хищные    кишечнополостные,    питающиеся    мелкими рачками, мальками рыб, водными насекомыми называются ...
  3. Непереваренные остатки  кишечнополостные  выбрасывают через ...
  4. Личинка медуз и кораллов называется ...
  5. Органы чувств у кишечнополостных не развиты, осязание происходит ...
  6. Кишечнополостных,    ведущих   прикрепленный   образ жизни, называют ...
  7. Гидра легко восстанавливает поврежденные части тела. Это явление называется ...
  8. Мягкие бесскелетные полипы актинии имеют яркую окраску и похожи на цветы, за что их также называют ...
  9. Драгоценный материал, получаемый из некоторых сцифоидных медуз, называется

10. Значительную роль в биологии южных морей играют коралловые полипы, образующие ...



Предварительный просмотр:

Тест «Экосистемы»

Вариант 1

1. Организмы продуценты, консумепты, редуценты - основные структурные компоненты

      А) биогеоценоза            Б) вида             В) популяции           Г) биосферы

2. Как называют тип отношений между грибом-трутовиком и берёзой, на которой он обитает?

    А)  хищничеством    Б)  конкуренцией    В)  паразитизмом            Г)  симбиозом

3. Грибы в экосистеме леса относят к редуцентам, так как они

    А)  разлагают органические вещества до минеральных

    Б)  потребляют готовые органические вещества

    В)  синтезируют органические вещества из минеральных

    Г)  осуществляют круговорот веществ

4. Определите правильно составленную пищевую цепь.

    А)  семена ели → ёж → лисица

    Б)  лисица → ёж → семена ели

    В)  семена ели → мышь → лисица

    Г) мышь → семена ели → ёж

5. Какой организм в цепях питания экосистемы елового леса относят к производителям?

    А)  гриб опёнок    Б)  белку    В)  ель    Г)  землеройку

6. Видовая структура биогеоценоза леса характеризуется

    А)  ярусным размещением организмов

    Б)  преобладанием организмов-продуцентов

    В)  преобладанием организмов консументов

    Г)  многообразием обитающих в нем организмов

7. Примером смены экосистемы служит

    А)  отмирание надземных частей растений зимой на лугу

    Б)  сокращение численности хищников в лесу

    В)  изменение внешнего облика лесного сообщества зимой

    Г)  зарастание водоема

8. Прогрессивное уменьшение биомассы и энергии от продуцентов к консументам, а от них к редуцентам называют

      А) круговоротом веществ                      Б) правилом экологической пирамиды

      В) развитием экосистемы                      Г) законом превращения энергии

9. Биосфера представляет собой

     А) комплекс видов, обитающих на определённой территории

     Б) оболочку Земли, заселённую живыми организмами

     В) гидросферу, заселенную живыми организмами

     Г) совокупность наземных биогеоценозов

10. На конкретной территории в течение 20 лет произошла смена видового состава птиц, характерных для определенных экосистем. Вначале на территории гнездились одни виды птиц (серая славка, зяблик, иволга), затем другие (коростель, чибис, трясогузка желтая). Это связано:

      А) С короткой продолжительностью сукцессионного процесса;

      Б) С изменением почвенных условий, которые оказывают большое влияние на ход смены лесных экосистем

      В) С регрессией первичной экосистемы (антропогенным воздействием на первичную экосистему);

      Г) В процессе развития экосистемы виды второй группы птиц вытеснили в результате конкуренции виды первой группы, у которых пределы выносливости вида и адаптация к среде обитания оказались ниже.

11. Разнообразие видов, переплетение цепей питания в экосистеме служит показателем:

     А) ее изменения                                           Б) ее устойчивости        

     В) ее закономерного развития                    Г) конкуренции видов

12. Благодаря растениям и некоторым бактериям в атмосфере появился:

     А) водород             Б) азот               В) углекислый газ            Г) кислород

13. Биомасса консументов поверхности суши, как и биомасса консументов почвы, от полюсов к экватору:

    А) не изменяется       Б) увеличивается       В) уменьшается         Г) колеблется

14. Учение о ведущей роли живого вещества в существовании биосферы создал русский ученый:

    А) Н.И.Вавилов     Б) И.П.Павлов            В) И.И.Мечников           Г) В.И.Вернадский

15. В масштабе геологического времени большая роль в преобразовании вещества и энергии принадлежит:

     А) атмосфере     Б) живому веществу          В) воде           Г) почве

16. В скверах вблизи  крупных магистралей городов листовой опад осенью сгребают и вывозят, так как опавшие листья:

        А) не подвергаются гниению                      В) накапливают свинец

        Б) ухудшают освещенность почвы             Г) препятствуют доступу воздуха к корням

17. Какова роль бактерий и грибов в экосистеме? (выберите три правильных ответа)

    А)  превращают органические вещества организмов в минеральные

    Б)  обеспечивают замкнутость круговорота веществ и превращения энергии

    В)  образуют первичную продукцию в экосистеме

    Г)  служат первым звеном в цепи питания

    Д)  образуют доступные растениям неорганические вещества

    Е)  являются консументами II порядка

18. Саморегуляция в экосистеме тайги проявляется в том, что (выберите три правильных ответа):

     А) Численность деревьев сокращается в результате лесного пожара.

     Б) Волки ограничивают рост кабанов.

     В) Массовое размножение короедов приводит к гибели деревьев.

     Г) Численность белок зависит от урожая семян ели.

     Д) Популяция кабанов полностью уничтожается волками.

     Е) Совы и лисицы ограничивают рост численности мышей

19. В экосистеме смешанного леса симбиотические отношения устанавливаются между (выберите три правильных ответа):

    А)  березами и елями

    Б)  березами и грибами-трутовиками

    В)  тлями и муравьями

    Г)  ежами и насекомоядными птицами

    Д)  березами и подберезовиками

    Е)  черемухой и опыляющими ее мухами

20. Установите последовательность процессов, происходящих при смене биогеоценозов (сукцессии).        

1) заселение кустарниками

2) заселение лишайниками голых скал

3) формирование устойчивого сообщества

4) прорастание семян  травянистых растений

5) заселение территории мхами

Тест «Экосистемы»

Вариант 2

1. Совокупность связанных между собой и со средой обитания видов, длительное время обитающих па определенной территории с однородными природными условиями, представляет собой:

     А) биогеоценоз         Б) биосферу         В) биоценоз         Г) агроценоз

2. Какая из перечисленных экосистем характеризуется наименьшим разнообразием видов?

    А)  дубрава    Б)  хвойный лес    В)  плодовый сад            Г)  пойменный луг

3. Отношения каких организмов служат примером симбиоза? 

  А)  растения росянки и насекомого            Б) сосны и маслёнка

  В) клеща и собаки                                         Г) щуки и карася

4. Почему водоросли в экосистеме пруда относят к организмам-производителям?

    А)  потребляют готовые органические вещества

    Б)  участвуют в круговороте вещества

    В)  разлагают органические вещества

    Г)  создают органические вещества из неорганических

5. Какая цепь питания правильно отражает передачу в ней энергии?

    А) лисица → дождевой червь → ёж → листовой опад

    Б)  листовой опад → дождевой червь → ёж → лисица

    В)  ёж → дождевой червь → листовой опад → лисица

    Г)  ёж → лисица → дождевой червь → листовой опад

6. Наземные цепи питания, в основе которых лежат пищевые связи, начинаются с растений, так как

      А) они обеспечивают все живые организмы пищей и энергией

      Б) на Земле существует огромное разнообразие растений

      В) растения расселились во все среды обитания

      Г) численность растений каждого вида очень высокая

7. Стабильность и целостность биогеоценоза зависит от:   

    А)  геологических изменений в коре Земли          Б) сезонных изменений климата

    В)  разнообразия видового состава                        Г) потока энергии и вещества

8. Основу стабильного существования биосферы обеспечивает

    А)  наличие в ней хищников

    Б)  применение на полях высокой агротехники

    В)  создание заповедных территорий

    Г)  биологический круговорот веществ

9. В обширных лесных массивах Севера часто проводятся так называемые концентрированные рубки с использованием тяжелой техники, которые приводят:

      А) к смене лесных экосистем болотными;

      Б) к опустыниванию или полному разрушению экосистем;

      В) к увеличению доли более ценных точки зрения хозяйства пород деревьев;

      Г) к процессу превращения в почве органических остатков в перегной

10. Прогрессивное уменьшение биомассы и энергии от продуцентов к консументам, а от них к редуцентам называют

      А) круговоротом веществ                      Б) правилом экологической пирамиды

      В) развитием экосистемы                      Г) законом превращения энергии

11. Учение о ведущей роли живого вещества в существовании биосферы создал русский ученый:

    А) Н.И.Вавилов     Б) И.П.Павлов            В) И.И.Мечников           Г) В.И.Вернадский

12. Живое вещество биосферы – это совокупность всех:

     А) компонентов литосферы                  В) живых организмов гидросферы

     Б) живых организмов планеты             Г) компонентов биогеоценоза

13. Биологический круговорот веществ биосферы, обеспечивающий ее устойчивость и целостность, обусловлен:

      А) жизнедеятельностью всех организмов         В) климатическими условиями

      Б) сезонными изменениями в природе              Г) вулканической деятельностью

14. Биосфера – глобальная экосистема, структурными компонентами которой являются:

      А) классы и отделы растений   Б) популяции    В) биогеоценозы  Г) классы и типы животных

15. Границы биосферы определяются:

      А) условиями, непригодными для жизни         В) количеством выпадающих осадков

      Б) колебаниями положительных температур   Г) облачностью атмосферы

16. Космическая роль растений на Земле состоит в том, что они:

       А) выделяют кислород

       Б) поглощают из окружающей среды минеральные вещества

       В) поглощают из окружающей среды углекислый газ

       Г) аккумулируют солнечную энергию

17. Что характеризует биоценоз заливного луга? (выберите три правильных ответа)

      А) верхний ярус продуцентов образуют древесные растения

      Б) солнечная энергия потребляется травянистыми растениями

      В) консументы I порядка – насекомые и грызуны

      Г) недостаток света является ограничивающим фактором

      Д) звеньями пищевой цепи обеспечивается круговорот веществ

      Е) отсутствуют редуценты

18. В водной экосистеме, по сравнению с наземной (выберите три правильных ответа):

      А) стабильный тепловой режим

      Б) низкая плотность среды

      В) пониженное содержание кислорода

      Г) высокое содержание кислорода

      Д) резкие колебания теплового режима

      Е) низкая прозрачность среды

19. Смешанный лес – более устойчивая экосистема, чем березовая роща, так как в смешанном лесу (выберите три правильных ответа):

       А) Более плодородная почва.

       Б) Больше видов.

       В) Более длинные и разветвленные цепи питания.

       Г) Есть продуценты, консументы и редуценты.

       Д) Замкнутый круговорот веществ.

       Е) Сложная пищевая цепь.

20. Установите последовательность этапов круговорота углерода в биосфере, начиная с усвоения неорганического углерода          

      А) образование в клетках растений глюкозы

      Б) поглощение углекислого газа растениями в процессе  фотосинтеза

      В) образование углекислого газа в процессе дыхания

      Г) использование органических веществ в процессе питания

      Д) образование крахмала в клетках растений