Классное руководство

Зубарева Наталья Владимировна

Я - классный руководитель!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_prizvanie.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

                                               «Счастлив тот, кого судьба привела к тому,

                                 к чему предназначила его природа.

                                          Счастлив он сам и счастливо через него                     человечество.»

                                                                                                                А.Дистерверг

«Призвание – быть классным руководителем!»

Как это не банально звучит, я с детства мечтала быть учителем. Банально, потому что нет, наверное, девочки, которая в детстве не мечтает быть учителем. Ещё  дошкольницей я усаживала своих кукол и плюшевых мишек за импровизированные парты и вела уроки. Я рассказывала своим « ученикам» то, что знала сама. Став первоклассницей, и освоив азы чтения, письма, математики и других интересных предметов, моим «учеником» стал соседский мальчишка, годом младше меня, который ежедневно, как по настоящему расписанию, ходил ко мне на уроки. Он приносил с собой настоящий дневник, а я ставила ему настоящие отметки. Сейчас, когда прошло много-много времени с тех пор, он частенько с благодарностью вспоминает наши уроки: « А ведь это благодаря тебе я пошел в школу читающим…»

             Поэтому, когда обстоятельства жизни продиктовали свои условия, и мне пришлось уйти из школы после девятого класса, вопроса «куда пойти учиться?» у меня не возникло. Как по написанному сценарию, я поступила в педучилище. Потом педуниверситет, и вот…Я – учитель.

            К сожалению, по профессии я стала работать не сразу. Так получилось. Девять лет я отдала детям, оставшимся без попечения родителей, работая в интернате. Это были годы, которые многому меня научили, научили   общению с детьми. Не простыми детьми, а с трудными судьбами, сложными характерами. Это время бесценно в плане опыта.  Но, когда представилась  возможность работать по специальности, я не раздумывая, согласилась. В 2013 году  я переступила порог родной школы, которую окончила сама, где учились и учатся мои дети. Я хорошо помню 1 сентября 2013 года. Начался не только новый учебный год, а новая веха  моего учительства, потому что я  стала и классным руководителем седьмого  класса. Это значит, что нужно было начинать с чистого листа. И это прекрасно! Помню эти широко раскрытые и внимательные, скорее оценивающие глаза…Глаза, полные доверия. Как важно было оправдать его! Как построить отношения с новыми подопечными? Как стать не просто учителем, а человеком, которому поверят? В отношениях - только искренность, ложь и фальшь недопустимы. Дети видят учителя насквозь, перед ними не схитришь. Как приятно и ответственно, когда они советуются по многим вопросам, делятся своими сердечными переживаниями, восхищаются новой прической, копируют наряды и макияж, понимающе относятся к ошибкам. Им нравится, что их наставник – живой человек. В их глазах можно прочитать интерес, удивление, ожидание нового, неизведанного.

    Профессия учителя дает шанс еще раз пройти по пути взросления вместе с моими ребятами. В профессии классного руководителя нет прошедшего времени, мир детства продолжается, мы – его часть, его составляющая, его опора. Мы продолжаем жить в этой маленькой стране…Школьной стране…Удивительной стране, загадочной, волшебной. Стране, где живет детство. Это так здорово наблюдать, как из «гадких утят» вырастают прекрасные лебеди, как из маленьких  мальчиков – сильные, усатые и бородатые мужчины….

    Каждый день я познаю всю глубину учительского труда. Являясь не только учителем, но и классным руководителем, я занимаюсь различной творческой деятельностью: хор, театральные постановки, проекты, конкурсы… Все это мне интересно, и теперь я не могу представить свою жизнь без жизнерадостной школьной суеты, без трудных, увлекательных учебных будней! Главное в моей работе – не оставаться равнодушной к маленьким победам и поражениям воспитанников, уметь вовремя похвалить, подсказать, направить. Важно научиться видеть и ценить в ребенке ту неповторимую индивидуальность, которая отличает его от других, суметь обеспечить свободу самовыражения и понять, что ребенок – личность, имеющая собственное представление о мире, свой опыт и свои чувства. Для меня самый главный участник образовательного процесса (как принято говорить на языке Стандарта) и самый главный человек в школе – это Ребёнок. И у него тоже складывается свой образ учителя. Что важно и нужно ученику видеть и чувствовать во мне? Умение доступно объяснить учебный материал? Провести интересно урок? Увлечь полезным делом? Вооружить теми умениями, которые обозначены в требованиях ФГОС? Или важнее качественно подготовить к ЕГЭ, обеспечив высокие баллы? Наверное, всё нужно. Но это ли для него самое главное? А может, важнее другое? Помните фильм «Доживём до понедельника», в котором герой пишет: «Счастье – это когда тебя понимают»? Может, и для ребёнка важно, чтобы его понимали и принимали таким, какой он есть? Важно, чтобы он мог поделиться с кем-то своими переживаниями, идеями, мыслями. Ребенок – это человек растущий. А я выросший. Два человека способны понять друг друга. Это один из моих педагогических принципов. Иногда полезно возвращаться в свое детство и вспоминать свои чувства, мысли и переживания в том возрасте. Опираясь на эти воспоминания легче понять ребенка.

   Еще один принцип – входить в класс с улыбкой. Улыбкой ничего нельзя испортить, а вот исправить можно. Быть всегда выдержанной, терпеливой, уравновешенной, внимательной, не боятся извиниться, если не права, быть терпеливой к ошибкам детей. У замечательного педагога В.М. Лизинского есть такие слова: «Учитель, дети с удовольствием простят тебе твои ошибки, если ты будешь уважать и их заблуждения». Надо уметь уважать ребёнка. Надо видеть в нём Человека. Уметь видеть его в настырном, неусидчивом, непослушном,

порою назойливом, с наглым юношеским максимализмом подростке. Уметь увидеть его и в тихом, незаметном, молчаливом, старающемся отсидеться на последней парте ученике. Уметь видеть в каждом.

    Вовремя ободрить, поддержать, быть рядом в трудной ситуации -  не бывает плохих детей, бывают дети, нуждающиеся в помощи.. Ни в коем случае не унижать. Моя миссия – понять, дать дружеский совет, научить отличать добро от зла. Помочь подросткам найти себя в нашем непростом мире, закалить волю и характер, стать сильнее, благороднее – в этом я вижу главные задачи современного классного руководителя. Уметь прожить с ребятами добрую и запомнившуюся навсегда школьную жизнь – это талант. Этими качествами, пожалуй, и должен обладать настоящий классный руководитель.

       Да, изменились взгляды на педагогику, методы и приемы воспитания, обучения. Поменялись приоритеты. Поэтому наша профессия не позволяет нам стоять на месте. Нужно постоянно самосовершенствоваться, идти в ногу со временем, быть в тонусе, чтобы быть интересным для своих учеников. Не подорвать их доверие и доверие родителей, ведь они вручили нам самое дорогое. Быть учителем, быть классным руководителем – огромная ответственность.

         Несмотря ни на какие трудности, я не жалею о выборе профессии учителя, потому что именно она, как никакая другая, впитала в себя искренность и сердечность, которые так необходимы в работе с детьми. Каждая встреча с ребятами, каждое их обращение с просьбой о помощи, за советом делает меня сильнее, подталкивает на поиски нового, заставляет постоянно меняться.  Наверное, поэтому, учитель, несмотря на его возраст, всегда остается молодым. Заканчиваются уроки, а дети не спешат выходить из кабинета, толпятся, задают вопросы, что-то рассказывают. В такие минуты моя душа трепещет. Значит, день был прожит не напрасно, значит, ты сделал что-то важное, может быть, кому-то помог. Я вижу счастливые глаза ребят, заинтересованных, увлеченных, говорящих взахлёб о своих удачах и поражениях, перебивая друг друга и спрашивающих, когда мы пойдем в поход, на экскурсию, в кино… хотя бы ради таких моментов стоило стать учителем, классным руководителем.

     Меня часто спрашивают знакомые: «Как ты работаешь в школе??? Не трудно? Сейчас же такие дети!» И я не раздумывая, отвечаю: «Еще как…трудно!» А как может быть легко, когда ты работаешь с будущим? Ведь, по большому счету, миссия учителя – это воспитание будущего. Как может быть легко, если именно от тебя зависит, какое оно будет, это будущее?  Трудно, очень трудно , друзья мои… Легко тому, кто ничего не делает… Он же не ошибается. А я ошибаюсь! И мне не стыдно в этом признаваться. Но, ошибившись, я не нахожу покоя! Я ищу, где дала промах, что сделала не так? И , найдя ответ, аккуратно пытаюсь исправить ошибку. И вот оно, счастье, когда все получается! А по поводу того, что сейчас дети какие-то особенные – это не так… Дети – они всегда дети, для которых самым важным условием обучения является душевность общения и восприятие их как личностей.

   Классный руководитель… Кто это? Наставник, помощник, авторитет, руководитель? Проработав почти 12 лет в школе, я пришла к выводу, что это образ жизни. Это совесть и доверие, ответственность и доброта, честность и порядочность.

   Возвращаясь к эпиграфу, могу сказать: « Я счастливый человек, потому что выбрала своё дело и полюбила его на всю жизнь». И я очень надеюсь на то, что через меня и рядом со мной счастливы и мои дети!