Авторская идея в моей педагогической практике

Богутская Анжелика Владимировна

Авторская идея в моей педагогической практике:

Игра - как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста

 

Богутская А. В., старший воспитатель

Маслянского детского сада «Аленушка»,

                                             Филиала МАОУ Маслянская СОШ

 

 

«Природа есть один из могущественных агентов в воспитании человека,

и самое тщательное воспитание без участия этого агента всегда будет отзываться сухостью, односторонностью неприятной искусственностью»

 

К.Д. Ушинский.

 

 

                                                                              

 

            Сегодня экологическое образование в мире считается приоритетным направлением обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.

           Экология в наше время, одна из важнейших тем нашей жизни, тема о взаимоотношениях человека и природы. Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет, дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека. В это время закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.

Самые маленькие жители Земли - дети дошкольного возраста. Они объединяют вокруг себя очень многих взрослых (родителей, родственников, воспитателей), экологическая культура которых может развиваться и совершенствоваться в рамках практической реализации экологического воспитания детей - нового направления дошкольной педагогики. Именно в раннем возрасте у детей формируются первые представления

и ориентиры в мире природы. И если в этой системе образования и воспитания нет регулярности и системности, то не будет возможности решать экологические проблемы. Ребенок должен понимать, что животным и растениям нужна вода, еда, забота, что это живые существа, которые тоже чувствуют боль.

            Рыжова Н. А. давала следующее определение экологическому воспитанию детей дошкольного возраста: «непрерывный процесс образования и развития ребенка, направленный на формирование системы экологических представлений и знаний, экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, в ответственном отношении к состоянию окружающей среды».

Маханева М. Д. обозначает, что «экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природе, гуманным природоохранным отношением».

  Главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.           

Экологическая культура же является неотъемлемой частью общей культуры человека и включает различные виды деятельности, а также сложившееся в результате этой деятельности экологическое сознание человека, в котором следует различать внутреннюю экологическую культуру (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы, привычки) и внешнюю (поведение, поступки, взаимодействие).

Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается в детской душе только в том случае, если дошкольник ежедневно видит примеры внимательного, заботливого отношения к природе со стороны взрослых, воспитателей и родителей.

Усвоение ребенком дошкольного возраста нравственно-экологических норм и правил поведения в природе способствует установлению экологически правильных и безопасных взаимоотношений ребенка с окружающей природной средой, средой города, села, деревни, где он проживает. Поэтому «при воспитании экологической культуры дошкольников особенно важна эмоциональная насыщенность средств и методов, эффективно влияющих на нравственную и мотивационную сферы личности ребенка».

        Данная проблема определила цель и актуальность углубленной работы по теме: «Игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста».

Почему именно игра?

Игра — ведущий вид детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально — волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Игра, повторюсь, – это ведущий вид деятельности дошкольника. Через неё ребёнок познаёт мир, она способствует готовности к взрослой жизни.

Уже в игре ребёнок учится подчиняться правилам, что ориентирует его соблюдать определённые правила уже и во взрослой жизни. Никакая другая деятельность не привлекает дошкольника как игра. Она способствует развитию эмоциональной сферы, напрямую связанной с отношениями. Следовательно, полученный эмоциальный опыт ребенок обретает через пережитое в игре, что оказывает развивающее воздействие на него. Также отметим, что игра учит детей сотрудничать, выстраивать коммуникацию,

взаимодействие, подчиняться правилам, выстраивать некую форму поведения. Когда дошкольник в свою игру включает животное или растение, он учится видеть их настроение, его особенности, упражняться в правилах обращения, общения и поведения с ними. Именно через такие игры ребенок учится, но он этого даже не замечает, так как перед ним стоит игровая задача, а не учебная. Возможности игры позволяют детям получать и успешно осваивать учебный материал. В игре дети учатся сочувствовать, заботиться о природе, растениях и животных, оказывать помощь нуждающимся,

любоваться и наблюдать за природой и её процессами, понимать, что каждый из них – это часть природы, поэтому её нужно беречь и любить. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».  Руководя игрою, оказывая влияние на ее содержание, организуя жизнь детей в игре, их взаимоотношения, воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка: на сознание, на чувства, волю, отношения, поступки и поведение в целом. Используя игру как средство ознакомления с окружающим миром, с природой воспитатель имеет возможность направить внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений. И вместе с тем он питает интерес детей, развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний для обогащения содержания игры, а через игру, в процессе игры формирует умение распоряжаться знаниями в различных условиях. Игры придают деятельности эмоциональную окраску, наполняют ее яркими красками, делают ее живой, а следовательно, и более интересной для детей. Игры и игровые элементы позволяют развивать у ребят самые разнообразные положительные качества и облегчают восприятие излагаемых проблем и знаний. Своеобразие игры заключается в:

1. Самостоятельность и свобода ребёнка в игре (сами выбирают игру,

определяют роли, обговаривают правила (могут их даже изменить при общем

решении), содержание, выбирают с кем играть, свободно как включаются в

процесс игры, так и выходят из неё.

2. Игра носит творческий характер.

3. Игра эмоционально насыщенная.  Таким образом, именно через игровую деятельность детям лучше всего получать и осваивать различные знания.

 

 Объект: процесс формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности.

Предмет: экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством игры.

Цель: формирование у детей дошкольного возраста начала экологической культуры посредством игр.

Анализ научной литературы и изучение педагогической действительности позволили выдвинуть следующую гипотезу: процесс экологического воспитания детей средствами игр будет эффективным, если будут следующие педагогические условия:

- использование воспитательного потенциала детских экологических игр в качестве средства экологического воспитания дошкольников;

- сотрудничество семьи, детского сада в экологическом воспитании детей с использованием воспитательных возможностей детских экологических игр;

- разработка и внедрение модели процесса экологического воспитания дошкольников средствами детских экологических игр.

            В круге решаемых задач:

- выявить и охарактеризовать воспитательный потенциал детских экологических игр как важнейшего средства воспитания детей дошкольного возраста;

- проанализировать использование внутреннего потенциала экологической игры в практике;

- выявить и обосновать педагогические условия эффективности процесса формирования экологической личности дошкольника средствами игр.

  Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. В последние годы значительно возросло внимание ученых к исследованию данной проблемы. Особый интерес представляют работы Н. М. Верзилина, А. Н. Захлебного,

И. Д. Зверева, Б. Г. Иоганзена, В. С. Липицкого, И. С. Матрусова, А. П. Мамонтовой, Л. П. Печко, В. А. Сухомлинского и др., которые рассматривают различные аспекты экологического воспитания и образования детей в учебно-воспитательном процессе и при организации общественно-полезной работы по охране природы. Сегодня идеи современной комплексной экологии активно внедряются в практику обучения и воспитания дошкольников. Эльконин Д.Б. подчеркивал, что игра - это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. По утверждению Ушинского КД, в игре ребенок "живет" и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе.

С ребятами мы играем в различные экологические игры, к примеру, когда мы строили город, мы  обустраивали  его новыми объектами, например зоопарком, который есть в его памяти у детей. Дети начали завозить разных животных, строить вольеры, клетки, аквариумы для них, воспитанники старались обеспечить их правильным питанием и регулярным питьем и всем необходимым в их новом доме. Озеленять и облагораживать

местность зоопарка и всего города в целом. Строили скамейки (из пластилина) для парка, делали клумбы. Каждый из нас отвечал за определенный объект или функцию. Если ребёнок отвечает за своевременное и регулярное животных, то он должен знать как, сколько раз и чем можно кормить того или иного животного, а это всё это и является экологическим воспитанием. Тем самым, у детей также и формируется чувство ответственности за свои обязанности. Он понимает свою значимость, что приводит к осознанию своей ценности, уважительному отношению к природе, окружающим и командном духу. Когда мы знакомим детей, допустим, с животными, которые живут рядом, даём им возможность принять активное участие в уходе и заботе за ними (дать попить, накормить, убрать за ними, поиграть, поласкать, выгулять, не беспокоить во время сна). Чтобы дошкольникам было интересно, необходимо использовать различные игровые приёмы и обыгрывать различные ситуации, например, «щенок заблудился». Ребята находят маленького щенка, который плачет и просит помощи, так как он потерялся. Дети выясняют причину. Помогают найти его маму или оставляют пока у себя, создавая условия для того. В процессе игры поют песенки, потешки или стихотворения. Так же, используем имитационные экологические игры. В основу данной категории игр лежит моделировании экологической деятельности. Так, игра «Экосистема леса» дает возможность проследить роль каждого компонента этой системы, смоделировать последствия антропогенного воздействия на биоценозы, а игра «Экологическая пирамида» формирует у детей представления о взаимосвязи в природе между живым – неживым, учит видеть связь звеньев пищевой цепи, и если в ней происходит нарушение хоть одного звена, то это ведёт к гибели всех остальных в этой цепочке. Например, нет сов. На полях будет много грызунов, будет мало урожая, у человека резко упадет запас продуктов. Станет больше насекомых, будет больше вреда, как человеку, так и природе. Ведь, все должно быть в балансе. Еще один вид, это - соревновательные экологические игры. Такие игры ориентированы на получение экологических и биологических знаний, умений и навыков, которые стимулируют участников игры на активность, такие игры, как аукционы, КВН, викторины, конкурс – марафоны, выставки, «Кто хочет стать знатоком экологии?» и другие. Данные игры способствуют быстрому принятию решения, демонстрации своих знаний в данной области, логическому и речевому развитию. В современной реальности, мы с ребятами даже играем в  игры – путешествия и экологические уроки «Эколята-юные защитники Природы». Возможности технических средств обучения позволяют детям, не выходя из сада, оказаться хоть на Антарктиде, хоть на дне океана и вообще на другой планете. Такие игры расширяют кругозор детей о мире, окружающей действительности, правильном отношению к природе, тем самым, мотивируя на дальнейшее изучение. Способствуют экологическому воспитанию, то есть не загрязнять воздух, реки и озера, создавать природные условия места обитания для животных и беречь их. Используются настольно – печатные игры, они позволяют наглядно знакомиться с местом обитания, особенностями проживания и питания разных животных и растений, что учит их беречь и правильно с ними обращаться. Еще, играем с природным материалом. Дети с большим удовольствием принимают участие в играх связанных с природой. Они сами проявляют инициативу в изготовлении материала,

стараясь не причинить вреда природе, учатся применить его на практике. Особенно дети любят играть с природным материалом, например, песок, глина, вода. Тут они изучают её свойства, качества, проводят опыты. На сегодняшний день существует даже различные формы терапии с использованием данных природных материалов.

  Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования в содержании основной общеобразовательной программы дошкольного образования выделяется образовательная область - познавательное развитие, где рассматривается ознакомление дошкольников с окружающим миром природы и предусматривает решение таких задач:

- формирование первичных представлений о живой и неживой природе;

- воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.

             Для решения данной проблемы была выбрана именно игра, как инструмент экологического воспитания, так как игра - это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра - есть, своего рода, средством познания ребенком действительности.

Основная общеобразовательная программа детского сада «Аленушка» с приоритетным направлением интеллектуального развития составлена на основе региональной программы «Мозаика», где место экологическому воспитанию детально представлено во всех направлениях в соответствии с ФГОС.

  Экологическая игра проходит через все виды деятельности (во всех образовательных областях).Во время НОД и совместной деятельности мы используем всё многообразие средств экологического воспитания (подвижные, творческие, сюжетно-ролевые, дидактические  и т.п. игры; проводим с детьми целевые наблюдения, эвристические беседы, создаём поисковые ситуации, проводим с ними экспериментальные опыты, исследования с элементами проблемной ситуации; решаем занимательные и творческие задания и др., в группе созданы все необходимые условия, в том числе, уголок природы - все это стимулирует активность детей, создает положительный эмоциональный настрой и дает хорошие результаты в усвоении программных задач по экологическому воспитанию детей), но все-таки, наиболее эффективным средством формирования экологической культуры детей, считаю, именно игру.

             Одна из форм экологического воспитания – это праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Для активизации и закрепления полученных на занятиях экологических знаний, проводим музыкальные развлечения и праздники. («На лесной опушке», «В гостях у осени», «Спор овощей»; К. В. Н. «Знай, люби и открывай природу», кукольные театры для малышей на экологические темы («Домик пчёлки», «В гости к солнышку»).  Очень весело проходят летние праздники: "День Земли", "День Нептуна", "Праздник Березки", "Здравствуй, Лето красное" и другие.

             Поиск в данном направлении привел к созданию собственного банка экологических игр по различным темам реализуемых направлений.

            Образовательное пространство для дошкольника теперь не сводится к проведению конкретного занятия, обучает и воспитывает «всё и все», а, следовательно, место экологическому воспитанию может быть отведено и в ходе режимных моментов – одевания, приема пищи, организации сна, прогулки, где есть место экологическим играм. («Чистый город», «Путешествие капелек», «Как скворец себе дом выбирал»…).

             Экскурсия — один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания - это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе.

            Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. На прогулках ищем объекты, с помощью которых можно смоделировать игровую ситуацию, применив полученные знания.  

             Элементы экологической игры просматриваются и в уголке природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития.

             В детском саду проводятся конкурсы детских рисунков «Времена года», «Мир глазами детей», «Как я провёл лето», «Листопад», «Зимушка - зима», «Тает снежок, ожил лужок». Осенью проводим выставки на тему: «Конкурс букетов», «Поделки из овощей», «Необычный урожай года», где дети приносят самую необычную картошку, помидор, тыкву или самый длинный огурец или самый большой подсолнух. Детей это очень радует и забавляет. Или такой конкурс «Лучшая поделка из природного материала». Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братьев   в изготовлении поделок.

            Невозможно переоценить роль игры в формировании экологической личности дошкольника. Потому при организации работы с родителями даются рекомендации как шире использовать игры в экологическом воспитании, показываются способы и приемы работы, совместно готовятся праздники, детские постановки, костюмы и различные атрибуты. Все эти мероприятия позволяют пополнить образовательную среду группы и эмоционально обогатить внутренний мир ребенка, создать основу для отношений сотрудничества, преодолеть барьеры и навести мосты между детским садом и семьей.

            Дошкольное детство должно обеспечивать преемственность в образовании, развивая способности ребенка к получению новых знаний.

            При возникновении усталости от занятий статичными видами деятельности проводятся динамические паузы в виде игр, которые обыгрываются детьми с помощью приемов игровой состязательности в моторике в номинациях: «Кто точнее», «Кто быстрее», «Кто выразительнее» и другие.

            Для лучшей организации учебного процесса мы используем не только программу, по которой работает детский сад, но и журналы из детсадовской библиотеки: «Ребенок в детском саду», «Дошкольная педагогика», «Дошкольное воспитание», «Современное дошкольное воспитание», а также методические пособия и программы: О. Воронкевич  «Добро пожаловать в экологию», Н. В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью», И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», Н.А.Рыжова «Экологическое воспитание дошкольников», что позволяет мне делать процесс обучения детей насыщенней и интересней.

             В группе создан уголок природы, в котором есть место и для экспериментирования. Ребята высаживали в специальные баночки лук, и каждый ребенок следил за своей луковицей. Весной дети принимают активное участие в выращивание цветочной рассады, работе на клумбе.

            Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологические игры, могут быть заложены начальные формы осознанно правильного отношения к природе:

- интерес к ее познанию;

- сочувствие ко всему живому;

- умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях;

- умение выражать свое эмоциональное отношение к ней;

- углубленные знания о природном мире, взаимосвязях в природе.

               Кроме того, в результате исследовательской деятельности у детей улучшается внимание, развивается зрительная, слуховая чувствительность, расширяется словарный запас, обогащается речевое общение на основе культурных норм.

            Оптимальными педагогическими условиями экологического воспитания дошкольников являются: использование воспитательного потенциала игр, сотрудничество семьи, детского сада; разработка и внедрение механизма использования игр в личной педагогической практике. Для выявления общего уровня экологического воспитания детей использовалась диагностика, предложенная Гончаровой Е.В. и Моисеевой Л.В.

С помощью, которой  предполагалось выяснить следующие критерии:

1) Выявление представлений детей о животных;

2) Выявление представлений детей о жизни растений;

3) Выявление представлений детей об объектах и явлениях неживой природы;

4) Выявление отношений детей к объектам природы.      

 

100%

90%

80%

70%

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

70%

     55%                                                 

40%

20%

          

5%

10%

низкий                                 средний                                              высокий

начальный этап                               20%                                        70%                                                          10%

заключительный этап                     5%                                         55%                                                           40%

уровень знаний о характерных особенностей животных

Первые промежуточные итоги показали, что играя в  экологические игры повышается эмоциональная активность детей и уровень знаний по экологическому воспитанию, развивается самовыражение, что подтверждается диагностическими данными.

            

 

 

 

 

 

Некоторые промежуточные результаты становятся новой отправной точкой педагогического поиска, а представленные выше показатели экологического развития детей отражают исходное состояние вопроса, с которым впоследствии будут сравниваться результаты работы по заявленной теме. Результатом плодотворной работы в данном направлении стали наши награды, такие как: 2 место на муниципальном уровне конкурса  на лучшую поделку «Наши друзья-Эколята»; 2 и 3 место на региональном уровне экологических проектов  «В судьбе природы - наша судьба»;2 место на всероссийском уровне в конкурсе детского рисунка АО "Росагролизинг";1 место на муниципальном и региональном этапе конкурса «Эколята - друзья и защитники Природы» конкурс на создание природоохранных экологических игр с Эколятами и 2 место на всероссийском уровне.  

Из всего вышесказанного следует, что рационально организованное и систематическое экологическое воспитание в ДОО развивает у ребят устойчивый познавательный интерес к проблемам экологии, помогает освоить нормы экологической культуры, что в конечном итоге формирует экологическое воспитание, в основе которого лежит принцип единства природы и человека. Кроме того, экологическое воспитание ребят дошкольного возраста является основой для других направлений в воспитательном процессе, таких как нравственное воспитание, патриотическое, эстетическое и трудовое.

Пройдет время, вырастут наши дети, научатся беречь и любить природу, чтобы сохранить её для последующих поколений! В этом будет и частица нашей заслуги…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               

                                  Список использованной литературы:

1. Альманах экологического образования и просвещения. Т. II: Материалы Всероссийского Форума с международным участием «Экологическое образование - на пути к инновациям и энергосбережению». - Ярославль: Издательство, 2011. - 195 с.

2.         Андриенко, А.С. Взаимодействие ДОО с родителями в рамках работы по формированию основ экологической культуры старших дошкольников [Текст] А.С. Андриенко // Научные исследования современных ученых Сборник материалов XV Международной научно- практической конференции. - 2016. - С. 384-386.

3.         Андросова,    Т.М.    Формирование         экологической          культуры дошкольника [Электронный ресурс] / Т.М. Андросова // Инфоурок. – URL: https://infourok.ru/formirovanie-ekologicheskoy-ku...

4.         Антонова, М.Ю. Формирование элементов экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / М.Ю. Антонова // Актуальные проблемы дошкольного и начального образования. Материалы научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов («Дни науки МГПУ-2015»). Ответственные редакторы Н.П. Ходакова;

5.         Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) [Текст] / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. – 240 с.

6. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. - М.: Академия, 2009. - 357 с.

7. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников. - Педагогика. 2007. - № 5. - 27 с.

8. Основная общеобразовательная программа составлена на основе региональной программы «Мозаика», / авт.-сост. В.Ю. Белькович, Н. В, Гребёнкина, И. А. Кильдышева. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014. – 464с.

9.Николаева С. Н.. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию.

10.       Каличенко А.В. Развитие игровой деятельности дошкольников[Текст]: Методическое пособие / А. В. Калинченко, Ю. В. Микляева – 2015. – С. 193-196.

11.       Кокуева, Л.В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе [Текст]: метод. Пособие / Л.В. Кокуева. - М.: Изд-во АРКТИ, 2014. (Домодедово: ФГУП ДПК Роспатента). - 246 с.

 

 

12. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду.

13.       Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 [Текст]. – М.: Просвещение, 2015. – 34 с.

14.       Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий [Текст]: / авт.-сост. Л.Г. Киреева, С.В. Бережнова. - Изд. 2-е, перераб. - Волгоград: Учитель, 2016. - 283 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Критерии и показатели сформированности экологического воспитания

детей старшего дошкольного возраста

 (Мамедова Н.М., Моисеевой Л.В., Миронов А.В)

Структурные критерии

сформированности экологического воспитания

Показатели сформированности экологического воспитания

Научно-познавательный

- знания о животном и растительном мире.

Ценностный

  • экологическое отношение к миру природы;
  • представления ребенка о нормах отношения к живому.

Практически-

деятельностный

-   умение   осуществлять  уход  за   обитателями

уголка природы.

 

Педагогический инструментарий :

1.         Оценка           научно-познавательного     критерия        сформированности экологического воспитания:

Диагностическое задание №1. Определение уровня знания детей о характерных особенностях животных (Миронов А.В.)

Проводится индивидуально с каждым ребенком.

 Цель задания: определение уровня знаний, характерных особенностей представителей мира животных.

Оборудование: три большие карты: первая разделена на три части (усадьба, лес, рисунок жарких стран); на второй карте изображены голубое небо, палки деревьев и земли; на третьей карте изображены небо и луга. Фигурки животных: лошадь, корова, свинья, коза, баран, собака, волк, лиса, медведь, заяц, олень, тигр, слон, жираф, зебра, антилопа. Фигурки птиц: голубь, синица, воробей, дятел, сорока, ворона, снегирь, сова. Фигурки насекомых: бабочка, пчела, божья коровка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха, комар.

Инструкция к проведению:

Педагог просить взять карту, из всех предложенных фигурок выбрать животного и разместить фигурку на том месте, где данное животное может проживать.

Затем ребенку предлагается вторая карта и аналогично проделывается работа, но только уже с фигурками птиц.

Тогда педагог продолжает работу с ребенком, из оставшихся фигурок он предлагает взять насекомых и расположить их на карте.

В случае, если на столе остались какие-либо фигуры, то ребенку предлагается подумать и разместить оставшихся на карту по вышеупомянутому принципу. Обязательно уточнить каким признаком размещения ребенок пользуется при размещении фигур на карте.

После того как дитё справился с заданием, воспитатель предлагает ему выбрать два изображения животных, три изображения птиц и три изображения насекомых, затем ответить на вопросы в соответствии с выбранными картинками:

-Какое это животное?

-Почему это животное?

-Что тебе известно о нем?

-Как ты относишься к ним?

 

Диагностическое задание №2. Определение характерных особенностей растительного мира (Миронов А.В.)

Задания проводятся индивидуально с каждым ребёнком.

Цель задания: определение уровня знания характерных особенностей растительного мира.

Оборудование: комнатные растения: герань, традесканция, бегония, бальзамин; лейка для полива; опрыскиватель; лопаточка для рыхления; тряпочка и поддон.

Инструкция к проведению:

Педагог просит показать картинки комнатных растений, и тут же называет их их. Затем задает вопросы о растениях:

-           Что необходимо для жизни комнатных растений? Какие важные условия?

-           Как верно ухаживать за ними?

-           На примере одного из растений покажи, как правильно это нужно делать?

-           Для чего комнатные растения необходимы для людей?

-           Какие из представленных комнатных растений тебе нравятся и почему?

После этого   педагог          предлагает     произвести    классификацию растительного мира по признакам:

-           сначала деревья, потом кустарники (осина, сирень, береза);

-           лиственные и хвойные деревья (ель, дуб, сосна, тополь);

-           ягоды и грибы (земляника, волнушка, подберезовик, черника);

-           цветы сада и цветы леса (роза, подcнежник, ландыш, нарциcc).

2.         Оценка           ценностного  критерия        сформированности  экологического воспитания:

Диагностическое      задание          №3.     Экологическое         отношение     к          миру природы.

Задания проводятся индивидуально с каждым ребёнком.

Цель   задания:         определение  уровня            экологичеcки            правильного отношения к миру природы.

Инструкция   к проведению: Воcпитатель           предлагает     ответить на вопросы:

-           Какую помощь ты oказываешь взрocлым в ухаживании за дoмашними животными (еcли они есть)? Ели у ребенка oтсутствуют дoмашние животные, спрашивайте: "Если бы у тебя дoма была кoшка или сoбака, как бы ты стал ухаживать за ними?"

-Как ты помогаешь воспитателю ухаживать за обитателями Уголка природы в детском саду?

-Что ты совместно со взрослыми можешь делать, чтобы на участке детского сада всегда росли растения?

-Какую помощь мы можем оказать зимующим птицам?

Диагностическое      задание          №4.     Представления         ребенка          о          нормах отношения к живому.

Цель задания: выявить представления ребенка о нормах отношения к живому.

Оборудование. Картинки с изображениями примеров правильного и неправильного поведения детей в природе.

Инструкция   к          проведению: задания          проводятся    индивидуально         с каждым ребёнком.

-           Как поступил мальчик (девочка)? Почему?

-           Как бы ты поступил на его (ее) месте?

-           Какие добрые дела ты делал для растений, животных, людей?

 

3.         Оценка практически - деятельностного критерия сформированности экологического воспитания:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     Приложение 3

 

Банк экологических игр для дошкольников

   

«ЧТО ГДЕ РАСТЁТ?»

Цель. Учить детей понимать происходящие в природе процессы; показывать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова.

Ход игры. Воспитатель называет разные растения и кустарники, а дети выбирают только те, что растут в данной местности. Если растут – дети хлопают в ладоши или прыгают на одном месте (движение можно выбрать любое), если нет – дети молчат.

Растения: вишня, яблоня, пальма, шиповник, смородина, абрикос, малина, апельсин, лимон, груша, ананас и т.д.

 «ЧТО ЛИШНЕЕ?»

Цель. Закреплять знание признаков разных времён года, умение чётко излагать свои мысли; развивать слуховое внимание.

Ход игры. Воспитатель называет время года: «Осень». Затем перечисляет признаки разных времён года (птицы улетают на юг; расцвели подснежники; желтеют листья на деревьях; падает пушистый белый снег). Дети называют лишний признак и объясняют свой выбор.

 «МОЁ ОБЛАКО».

Цель. Развивать воображение, образное восприятие природы.

Ход игры. Дети садятся на одеяла или на корточки, рассматривают небо и плывущие облака. Воспитатель предлагает пофантазировать и рассказать, на что похожи облака, куда они могут плыть.

 «НАСЕКОМЫЕ».

Цель. Закреплять умение классифицировать и называть насекомых.

Ход игры. Дети становятся в круг, ведущий называет насекомое (муха), и передаёт мяч соседу, тот называет другое насекомое (комар) и т.д. Кто не сможет ответить, выходит из круга.  Ведущий говорит «Летающее насекомое – бабочка» и передаёт мяч, следующий отвечает: «Комар» и т.д. По окончании круга ведущий называет «Прыгающее насекомое» и игра продолжается.

 «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ».

Цель. Закреплять знания о многообразии птиц.

Ход игры. Воспитатель называет птиц вперемешку, кто заметит ошибку, должен хлопнуть в ладоши (воробей, ворона, муха, снегирь и т.д.).

«ДА ИЛИ НЕТ».

Цель. Закреплять знания детей о приметах осени.

Ход игры. Воспитатель читает стихотворение, а дети должны внимательно слушать и отвечать «да» или «нет».

Осенью цветут цветы?                                       Урожай весь собирают?

Осенью растут грибы?                                       Птичьи стаи улетают?

Тучки солнце закрывают?                                 Часто-часто льют дожди?

Колючий ветер прилетает?                                Достаём ли сапоги?

Туманы осенью плывут?                                   Солнце светит очень жарко,

Ну а птицы гнёзда вьют?                                   Можно детям загорать?

А букашки прилетают?                                      Ну а что же надо делать -

Звери норки закрывают?                                    Куртки, шапки надевать?

 «ЦВЕТЫ».

Цель. Закреплять умение детей классифицировать и называть комнатные и садовые растения.

Ход игры. Дети становятся в круг. Ребёнок называет комнатное растение (фиалка) и передаёт мяч соседу, тот называет другое растение (бегония) и т.д. Кто не сможет ответить, выходит из круга. Во втором круге водящий называет садовые растения, и игра продолжается.

 «РАССКАЖИ БЕЗ СЛОВ».

Цель. Закреплять представления об осенних изменениях в природе; развивать творческое воображение, наблюдательность.

Ход игры. Дети образуют круг. Воспитатель предлагает изобразить осеннюю погоду мимикой лица, жестами рук, движениями: стало холодно (дети ёжатся, греют руки, жестами надевают на себя шапки и шарфы); идёт холодный дождь (открывают зонтики, поднимают воротники).

 «ПОХОЖ – НЕ ПОХОЖ».

Цель. Учить детей сравнивать предметы, узнавать предметы по описанию.

Ход игры. Один ребёнок загадывает животных, а другие должны отгадать их по описанию.

 «ОХОТНИК».

Цель. Упражнять в умении классифицировать и называть животных.

Ход игры. Дети становятся перед чертой, в конце участка – стульчик. Это  «лес» («озеро», «пруд»).  В «лес» отправляется «охотник» - один из играющих. Стоя на месте, он произносит такие слова: «Я иду в лес на охоту. Буду охотиться за …». Здесь ребёнок делает шаг вперёд и говорит: «Зайцем», делает второй шаг и называет ещё одно животное и т.д. Нельзя два раза называть одно и то же животное. Победителем считается тот, кто дошёл до «леса» («озера», «пруда») или прошёл дальше.

 

 «ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА».

Цель. Систематизировать знания детей о живой и неживой природе.

Ход игры. «Живая» (неживая) природа», говорит воспитатель и передаёт одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч). Дети называют предметы природы (той, которую указал воспитатель).

 «ОТГАДАЙТЕ, ЧТО ЗА РАСТЕНИЕ».

Цель. Обучать детей описывать предмет и узнавать его по описанию.

Ход игры. Воспитатель предлагает игроку описать растение или загадать загадку о нём. Другие дети должны отгадать, что это за растение.

«ЧТО ЭТО ЗА ПТИЦА?»

Цель. Учить детей описывать птиц по их характерным признакам.

Ход игры. Дети делятся на две группы: одна группа описывает птицу (или загадывает загадки), а другая должна угадать, что это за птица. Затем группы меняются местами.

 «УЗНАЙ, ЧЕЙ ЛИСТ».

Цель. Учить детей узнавать и называть растение по листу, находить его в природе.

Ход игры. Сбор листьев, опавших с деревьев и кустарников. Педагог предлагает узнать, с какого дерева или кустарника лист и найти доказательство (сходство) с неопавшими листьями, имеющими разнообразную форму.

 «БЫВАЕТ – НЕ БЫВАЕТ» (с мячом).

Цель. Развивать память, мышление, быстроту реакции.

Ход игры. Воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а ребёнок должен быстро ответить: иней летом (не бывает); снег зимой (бывает); мороз летом (не бывает); капель летом (не бывает).

«НАЙДИ ПАРУ».

Цель. Развивать у детей мышление, сообразительность.

Ход игры. Воспитатель раздаёт детям по одному листу и говорит: «Подул ветер. Все листочки разлетелись». Услышав эти слова, ребята кружатся с листочками в руках. Педагог  даёт команду: «Раз, два, три – пару найди!» Каждый должен встать рядом с тем деревом, лист которого держит в руках.

 «ЛЕСНИК».

Цель. Закреплять знания детей о внешнем виде некоторых деревьев и кустарников (ствол, листья, плоды и семена).

Ход игры. Выбирается «лесник», остальные дети – его помощники. Они пришли помочь ему собрать семена для новых посадок. «Лесник» говорит: «На моём участке растёт много берёз (тополей, клёнов), давайте наберём семян». «Лесник» может только описать дерево, не называя его. Дети ищут семена, собирают их и показывают «леснику». Выигрывает тот, кто больше набрал семян и не ошибся.

«ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК» I 

Цель. Закреплять и систематизировать знания детей о том, что сделано человеком, а что дёт человеку природа.

Ход игры. «Что сделано человеком?» - спрашивает воспитатель и бросает ребёнку мяч. Тот отвечает: «Машина». После нескольких ответов детей педагог задаёт новый вопрос: «Что создано природой?» Дети называют объекты природы.

 «ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК»

Цель. Закреплять и систематизировать знания детей о том, что сделано человеком, а что дёт человеку природа.

Ход игры. Воспитатель становится в круг, в руках у него – мяч. Он заранее договаривается с детьми: педагог называет предметы, а дети отвечают одним словом: «Человек!» или «Природа!» Например, воспитатель бросает мяч ребёнку и говорит: «Машина!», ребёнок отвечает: «Человек!» Тот, кто ошибся, выходит из круга на один кон.

«ПРИДУМАЙ САМ» (вариант 1)

Цель. Учить детей составлять предложения с заданным количеством слов.

Ход игры. Предложить детям опорные слова: осень, листопад, снег, снежинки. Попросить детей придумать предложения из 4, 5 слов. Ребёнок, первым составивший предложение, получает фишку.

(вариант 2)

Ход игры. Воспитатель назначает ведущего и задаёт тему: «Времена года», «Одежда», «Цветы», «Лес». Ребёнок придумывает слова и говорит  их всем остальным, например: «Цветы, насекомые, раскрылись». Дети должны придумать как можно больше предложений, чтобы в них звучали эти слова.

 «КТО ГДЕ ЖИВЁТ».

Цель. Развивать умение группировать растения по их строению (деревья, кустарники).

Ход игры. Дети будут «белочками» и «зайчиками», а один ребёнок – «лисой». «Белочки» и «зайчики» бегают по поляне. По сигналу: «Опасность – лиса!» - «белочки» бегут к дереву, «Зайцы» - к кустам. «Лиса» ловит тех, кто неправильно выполняет задание.

«ПТИЦЫ».

Цель. Закреплять умение классифицировать и называть животных, птиц, рыб.

Ход игры. Дети становятся в круг. Ведущий называет птицу (рыбу, животное, дерево…), например, «воробей» и передаёт мяч соседу, тот называет «ворона» и т.д.  Кто не сможет ответить, тот выходит из круга.

«НЕ ЗЕВАЙ!» (птицы зимующие, перелётные).

Цель. Развивать слуховое внимание, быстроту реакции.

 

Ход игры. Воспитатель даёт всем детям названия птиц и просит внимательно следить: как только прозвучит их название, они должны встать и хлопнуть в ладоши; кто прозевает своё название, выходит из игры.

Во втором варианте игры рекомендуется использовать названия животных.

«НАЗОВИ ТРИ ПРЕДМЕТА» (вариант 1).

Цель. Упражнять в классификации предметов.

Ход игры. Дети должны назвать предметы, соответствующие данному понятию. Педагог говорит: «Цветы!» и бросает мяч ребёнку. Он отвечает: «Ромашка, василёк, мак».

(вариант 2)

Воспитатель делит детей на две команды. Первый ребёнок называет цветок и передаёт мяч другой команде. Та должна назвать три названия цветов и передать мяч первой команде, которая, в свою очередь, называет тоже три цветка. Побеждает та команда, которая последней назвала цветы.

«ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК».

Цель. Закреплять и систематизировать знания детей о том, что сделано руками человека, а что – природой.

Ход игры. «Что сделано человеком? – спрашивает воспитатель и бросает мяч игроку. После нескольких ответов детей он задаёт новый вопрос: «Что создано природой?» Дети отвечают.

«ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».

Цель.  Учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном выборе слов.

Ход игры. Воспитатель (или ребёнок) начинает предложение: «Я надела тёплую шубу, потому что…». Ребёнок, который заканчивает это предложение,  составляет начало нового.

«КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?»

Цель.  Уточнить и углубить знания детей о временах года.

Ход игры. Воспитатель называет время  года и отдаёт фишку ребёнку. Ребёнок называет, что бывает в это время года и передаёт фишку следующему игроку. Тот добавляет новое определение и передаёт фишку и т.д.

«ЭТО ПРАВДА ИЛИ НЕТ?»

Цель. Учить детей находить неточности в тексте.

Ход игры. Воспитатель говорит: «Послушайте внимательно стихотворение. Кто больше заметит небылиц, того, чего не бывает на самом деле?»

Тёплая весна сейчас.                       Любит в речке посидеть.

Виноград созрел у нас.                    А зимой среди ветвей

 

Конь рогатый на лугу                     «Га0га-га, пел соловей.

Летом прыгает в снегу.                    Быстро дайте мне ответ –

Поздней осенью медведь                 Это правда или нет?

Дети находят неточности и заменяют слова и предложения, чтобы получилось правильно.

 «КАКОЕ ВРЕМЯ ГОДА?»

Цель. Учить воспринимать поэтический текст; воспитывать эстетические эмоции и переживания; закреплять знания о месяцах каждого времени года и основных признаках времён года.

Ход игры. Писатели и поэты в стихотворениях воспевают красоту природы в разное время года. Воспитатель читает стихотворение, а дети должны выделить признаки времени года.

 «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ» (растения)

Цель. Закреплять знания о многообразии растений.

Ход игры. Воспитатель говорит детям: «Вы уже знаете, что растения могут быть культурными и дикорастущими. Я сейчас буду называть растения вперемешку: дикорастущие и культурные. Кто услышит ошибку, должен хлопнуть в ладоши.  Например: берёза, тополь, яблоня; яблоня, слива, дуб и т.д.

«ОТГАДАЙТЕ, ЧТО ЗА РАСТЕНИЕ».

Цель. Учить описывать предмет и узнавать его по описанию; формировать умение выбирать самый яркий признак растения.

Ход игры. Воспитатель предлагает ребёнку назвать один самый характерный признак растения, остальные дети должны угадать само растение. Например, белый ствол (берёза); красная с белыми точками шляпка (мухомор) и т.д.

«ХОРОШО – ПЛОХО».

Цель. Закреплять знания о правилах поведения в природе.

Ход игры. Воспитатель показывает детям схематические правила поведения в природе. Дети должны как можно больше рассказать о том, что изображено на картинках, что можно и что нельзя делать и почему.

«ДОБРЫЕ СЛОВА».

Цель. Воспитывать любовь к природе, желание заботиться о ней.

Ход игры. Педагог говорит: «Есть много разных добрых слов, их надо чаще говорить всем. Добрые слова всегда помогают в жизни, а злые слова – вредят. Вспомните добрые слова, когда и как их говорят. Придумайте разные добрые слова, с которыми можно обратиться к …кошке, цветку, кукле. товарищу и т.д.

«ОТГАДАЙТЕ, ЧТО ЗА ПТИЦА».

 

Цель. Учить описывать птицу и узнавать по описанию.

Ход игры. Воспитатель предлагает одному ребёнку описать птицу или загадать загадку о ней. Другие дети должны отгадать, что это за птица.

«ЗАГАДАЙ, МЫ ОТГАДАЕМ».

Цель. Систематизировать знания детей о растениях сада и огорода.

Ход игры. Водящий описывает любое растение в следующем порядке: форма, окраска, использование. Дети должны по описанию узнать растение.

«ЧТО САЖАЮТ В ОГОРОДЕ?»

Цель. Учить классифицировать предметы по определённым признакам (по месту произрастания, по способу их применения); развивать быстроту мышления, слуховое внимание, речевые навыки.

Ход игры. Воспитатель спрашивает о том, что сажают в огороде и просит детей отвечать «да», если то, что он назовёт, растёт в огороде и «нет», если это в огороде не растёт. Кто ошибётся, тот проиграет.

«ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ …»

Цель. Учить замечать последствия своих действий по отношению к природе.

Ход игры. Воспитатель задаёт ситуацию для обсуждения с детьми, в результате чего дети приходят к выводу о необходимости соблюдать меру и беречь природу. Например: «Что будет, если сорвать все цветы?...уничтожить бабочек?»

«ЧТО РАСТЁТ В ЛЕСУ?»

Цель. Закреплять знания о лесных (садовых) растениях.

Ход игры. Воспитатель выбирает троих детей и просит их назвать, что растёт в лесу. Воспитатель говорит: «Грибы!» Дети должны назвать по очереди виды грибов. Другим детям педагог говорит: «Деревья!» Дети называют деревья. Побеждает ребёнок, больше назвавший растений.

«МАГАЗИН «ЦВЕТЫ»

Цель. Учить детей группировать растения по месту произрастания; описывать их внешний вид.

Ход игры. Дети исполняют роли продавцов и покупателей. Чтобы сделать покупку, надо описать растение, которое выбрал, но не называть его, а только сказать, где оно растёт. Продавец должен догадаться, что это за цветок, назвать его, затем выдать покупку.

«ЧТО ЗА ЧЕМ?»

Цель. Учить называть времена года и соответствующие месяцы.

Ход игры. Воспитатель называет время года и передаёт фишку ребёнку, тот должен назвать первый месяц этого времени года и отдать фишку другому ребёнку, который называет следующий месяц и т.д. Затем воспитатель называет месяц, а дети – время года.

 

«НАКОРМИ ЖИВОТНОЕ».Цель. Учить делить слова на части, произносить каждую часть слова отдельно.

 

Ход игры. Дети делятся на две команды. Первая команда называет животное, а вторая перечисляет, чем оно питается, стараясь выделять двусложные слова, а затем трёхсложные.

   «ОТГАДАЙ НАСЕКОМОЕ».

Цель. Закреплять знания детей о насекомых.

Ход игры. Воспитатель загадывает слово, но говорит только первый слог. Например:  начало слова ко… Дети подбирают слова (комар). Кто первым угадал, тот получает фишку. Выигрывает ребёнок, набравший больше фишек.