Предметно - развивающая среда

Акулич Наталья Сергеевна

ПРС на логопункте ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prs.docx17.03 КБ

Предварительный просмотр:

Предметно – развивающая среда на логопункте ДОУ

Коррекционно-развивающая среда в отличие от предметно - развивающей решает основную задачу коррекционной помощи и организацию условий для исправления и преодоления нарушений, адаптации детей с отклонениями в развитии. Результаты логопедической работы зависят от многих факторов, но немаловажным моментом успешной коррекции речевых нарушений является создание оптимальной коррекционно-развивающей среды в логопедическом кабинете дошкольного учреждения. Преодоление различных видов речевых нарушений – процесс долгий, трудоёмкий, требующий от ребёнка длительного и устойчивого внимания, сосредоточенности, напряжения и волевых усилий. Детям с нарушениями речи это даётся очень нелегко, поэтому логопеды вынуждены искать новые формы, подходы, методы и приёмы взаимодействия с воспитанниками. Одна из таких форм - создание максимально комфортной, эстетичной, соответствующей современным требованиям образовательной среды для индивидуальной, фронтальной и подгрупповой логопедической работы. Таким образом, одним из основных условий успешного преодоления речевых дефектов у детей является правильно организованная предметно-развивающая среда логопедическом кабинете. В начале своего профессионального пути и по сегодняшний день я особое внимание уделяю постоянному насыщению, организации развивающая среды в кабинете.

В соответствии с ФГОС пункт 3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда и групповом помещении в соответствии с Программой должны обеспечивать:

— игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, экспериментирование с доступными детям материалами.

— двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

— эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением;

— возможность самовыражения детей.

При организации предметно-развивающей среды в кабинете руководствуюсь следующими принципами:

безопасности: полки, зеркала прикручены к стенам;

доступности: материал для свободной самостоятельной деятельности дошкольников на нижних открытых полках;

системности: весь материал систематизирован по зонам; составлен паспорт логопедического кабинета;

интеграции: материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей;

учёт возрастных особенностей детей: размеры мебели, наглядно – дидактический материал и игры подобраны в соответствии с возрастом детей группы;

мобильности: настенные пособия легко снимаются со стен и переносятся; детские столы могут раздвигаться, сдвигаться или выносится из кабинета во время разнообразных видов деятельности;

вариативности: наглядно – методический материал, дидактические пособия и настольно – печатные пособия многовариантны (в зависимости от возраста детей, задач обучения) ;

эстетичности: мебель, наглядно – методические пособия и игры выполнены из современных, ярких, легко обрабатывающихся материалов, эстетически оформлены; 

принцип свободы достижения ребенком своего права: предметно-пространственная среда должна ориентироваться на зону «ближайшего развития» ребёнка.

Речевое развитие – важнейшее условие полноценного развития детей. Для коррекции речевых недостатков, обогащения и совершенствования речи в логопедическом кабинете создана благоприятная речевая среда, которая служит интересам, потребностям и развитию детей, соответствует возрасту детей. Зоны расположены удобно и для педагога, и для детей. Дети самостоятельно могут пользоваться наглядным материалом.

С января 2022 логопедический кабинет разделён на две части.

В учебном кабинете расположены:

- зона индивидуальных занятий.  Оборудование: настенное зеркало, стол, два стула дополнительное освещение рабочего места, необходимое пособие для индивидуальной работы.

- зона для организации подгрупповых занятий. Оборудование: столы, стулья, доска, полки для учебно -  демонстрационного и игрового оборудования

В логопедическом кабинете расположена консультативно-методическая зона. Оборудование: стол, стулья, методическое обеспечение.

Весь перечень материально-технического и методического оснащения представлен в паспорте логопедического кабинета. Учебные игровые материалы размещают в соответствии с направлением логопедической работы: развитие артикуляционной моторики, развитие мелкой моторики пальцев рук, развитие дыхания, формирование правильных звукопроизношения, развитие фонематических процессов, развитие лексико-грамматического строя речи, развитие психических процессов.

Для развития артикуляционной моторики систематизировала различные картотеки для проведения артикуляционной гимнастики в картинках, стихотворной форме, сказки для создания положительного эмоционального настроя при развитии органов и артикуляции, использую дидактические игрушки: «бегемот», ротовую полость, а также карточки, а так же использую интерактивную артикуляционную гимнастику «Логомер 2».

Учёными доказан тот факт, что развитие мелкой моторики пальцев рук теснейшим образом стимулируют речевое развитие. Поэтому в логопедической работе я использую различные игры и оборудование для развития мелкой моторики: игры со шнуровками, шарики Су-Джок, песочный стол, сухие бассейны с крупами, игры с прищепками и другие. Для того чтобы пальчиковый тренинг с детьми проходил разнообразно, эмоционально-приятно, не утомительно и динамично, активно применяю в работе нетрадиционный материал: шестигранные карандаши, орехи, шишки, прищепки, массажёры.

Для развития речевого дыхания использую различные поддувалочки, перья, дудочки, а также изготавливаю пособия для формирования сильной продолжительной воздушной струи, подобрана картотека с основными комплексами дыхательных упражнений.

Процесс коррекции звуков всегда очень длительный, поэтому необходимо постоянно заниматься поиском интересных игр, пособий по автоматизации звуков в активной речи детей. Один и тот же материал быстро надоедает ребёнку и, следовательно, чтобы заинтересовать, привлечь внимание детей, активно применяю в работе яркие картинки, разнообразные пазлы, дидактические игры для введения звуков речь. Для последовательной коррекции звуков систематизировала дидактический материал по этапам логопедической работы: на этапе постановки помогает картотека профиля артикуляции для зрительного контроля положений артикуляционных органов; на этапе автоматизации использую предметные картинки на каждый звук, который отрабатывается в разных позициях слова; использую в работе различные дидактические пособия.

Для развития фонематических процессов (умение слышать отрабатываемый звук и находить его место в слове), формирование звуко-буквенного анализа, обучения элементам грамоты, активно использую в работе звуковые линейки, образы-символы гласных и согласных звуков, демонстрационные плакаты (город звуков и букв). Все эти пособия помогают познакомить дошкольников с абстрактными понятиями: звук, слог, слово, гласный -согласный звук, твёрдый – мягкий, звонкий - глухой.

Для развития и коррекции лексико-грамматического строя и связанной речи использую демонстрационный материал к лексическим темам, настольные игры, различные мнемотаблицы, позволяющие с помощью наглядных моделей развивать умственные способности дошкольников.

Так как речь является психической функцией и тесно связана с развитием других психических процессов, то логопедическом кабинете создан уголок для развития зрительного внимания, памяти, мышления - пирамидки, пазлы, игры - вкладыши.

Организация предметно-развивающей среды приобретает особую значимость в работе по профилактике речевых нарушений.

Правильно организованная предметная среда развивает интеллектуальную, нравственно-волевую и эмоциональную сферы личности дошкольника. 

В красивом, уютном, привлекательном помещении ребенок качественно изменяется. Среда стимулирует развитие у него самостоятельности, общительности, доброжелательности. Обстановка кабинета успокаивает, уравновешивает эмоциональный фон, положительно влияет на нервную систему ребенка. 

Созданная среда выполняет коррекционную, образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции.

Развивающая предметно-пространственная среда, организованная в кабинете, помогает эффективно решать коррекционные задачи в психологически комфортных условиях. Это является оптимальным условием для коррекционной работы в целом.