Работа с педагогами

Филиппенкова Мария Сергеевна

Консультация для педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Особенности патриотического воспитания дошкольников»

Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою землю, свое село и город, свою страну и ее народ, а также своих соседей, другие народы и весь земной шар – и нашу большую Родину

Д. С. Лихачев

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка.

Для детского сада особое значение приобретает педагогическая деятельность, направленная на развитие интереса и любви к родному краю и умение отражать все это в продуктивной деятельности, формирование эстетического отношения к окружающей действительности. Обучение основам труда и формирование представлений о социальных проблемах поселка, воспитание духовно-нравственных чувств ребенка, воспитание уважения и любви к своему дому, знакомым и друзьям.

Главной целью детского сада в патриотическом воспитании дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией, и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Задачами нравственно – патриотического воспитания дошкольников являются:

•        воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

•        формирование бережного отношения к природе и всему живому;

•        воспитание уважения к труду;

•        развитие интереса к русским традициям и промыслам;

•        формирование элементарных знаний о правах человека;

•        расширение представлений о городах России;

•        знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

•        развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

•        формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью».

В связи с этим проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного определения и становления личности. Именно в дошкольном возрасте формируются основные нравственные качества ребёнка. В связи с этим перед педагогами современного дошкольного образовательного учреждения стоят задачи формирования у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину через построение оптимальной педагогической системы, направленной на формирование гражданско-патриотических качеств дошкольников.

В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина. В связи с этим начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых важное значение имеет патриотизм.

Понятие патриотизм многогранно. Это и чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Быть патриотом – это значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру.

Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он напрямую связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Основными задачами патриотического воспитания дошкольников являются:

  1. Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране;
  2. К природе родного края;
  3. К культурному наследию своего народа;
  4. Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка, как представителя своего народа; толерантного отношения к представителям других национальностей.

В процессе работы по патриотическому воспитанию дошкольников решаются следующие задачи:

1. Задачи эстетического и нравственного воспитания: самое существенное в воспитании нравственных чувств – это непосредственное проявление их в реальных практических поступках. Действенное отношение к окружающему миру проявляется в игре, труде, творческой и изобразительной деятельности, общении, повседневной жизни.

2. Задачи физического воспитания: развитие смелости, ловкости (особенно в спортивных играх с военно-патриотическим содержанием).

3. Задачи трудового воспитания: поощрение трудовой деятельность детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для других. Труд с общественной мотивацией следует организовывать и в детском саду, и дома систематически, а не от случая к случаю. Труд дошкольника невелик и несложен, однако он необходим для формирования его личности.

Взрослые должны приучать детей добросовестно относиться к любой работе, добиваться поставленной цели, воспитывать бережное отношение к общественному добру, к природе родного края. Чтобы дошкольник понял значение результатов человеческого труда, ему нужно рассказывать и показывать, например, как выращивают хлеб, но еще в большей степени он осознает необходимость бережного отношения к хлебу, если вырастит его сам. На огороде дети могут засеять небольшой участок озимой пшеницей, вырастить ее, собрать урожай, испечь хлеб, конечно, с помощью взрослых.

4. Формирование бережного отношения к природе. Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе (уход за животными, работа в огороде, подкормка птиц, выращивание цветов, овощей и т. д. сочеталось с воспитанием любви к родному городу (селу, с желанием работать вместе с взрослыми по его благоустройству (озеленение, субботники, уборка улиц).

Рекомендуемые методы работы:

  • Целевые прогулки и экскурсии.
  • Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь людей, изменения в облике города и т. д.).
  • Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.
  • Беседы о родном городе.
  • Использование иллюстраций, диафильмов, детских произведений.
  • Разучивание песен и стихов о Родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.
  • Ознакомление с произведениями народного творчества.
  • Обогащение и стимулирование детского творчества.
  • Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду.

Поощрение инициативы и стремления детей самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, бережно относиться к общественному имуществу, добросовестно выполнять поручения, хорошо вести себя в общественных местах.

Воспитание уважения к ветеранам войны и труда. Необходимо рассказывать дошкольникам о подвигах воинов; устраивать тематические праздники, утренники с приглашением ветеранов войны, труда.



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

 «Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с Великой Отечественной войной».

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач дошкольного образования, т.к. дошкольный возраст – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Задача патриотического воспитания имеет место во многих документах по дошкольному образованию, в частности:

– в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ст. 3)

– в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (в разделе «Общие положения» п.1.6.)

Дошкольники воспринимают окружающую их действительность эмоционально, и патриотические чувства у них проявляются в чувстве гордости за свой народ, за историю своей страны. Именно эти чувства и должен воспитывать педагог у детей с самого раннего возраста. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Историческое прошлое без темы войны будет не полным представлением истории нашего государства. Великая Отечественная война, несомненно, является самым ярким примером проявления героизма и патриотизма русских людей.

К сожалению, чаще всего герои современных детей – это Человек из стали и Бэтмен. Современные дети знают о звездных войнах, суперменах и космических рейнджерах из мультфильмов, кинобоевиков и компьютерных игр. Война для них забавное шоу, приключение, игра. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Нужно ли говорить с дошкольниками о Великой Отечественной войне? Может быть, не стоит травмировать детскую психику? О войне нужно говорить – серьезно, с позиций гуманистических ценностей. Ребенок по своей природе обладает чуткостью, чтобы понять и разделить страдания другого, его восприятие эмоционально, непосредственно и образно. А тема Великой Отечественной войны может стать понятной детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра.

Основная цель нашей работы по патриотическому воспитанию – формирование у детей первоначальных представлений о героическом прошлом нашей Родины, воспитание чувства гордости за свою страну, уважения к памяти погибших героев, к ветеранам войны, развитие осознанного отношения к празднику Победы как результату героического подвига русского народа в Великой Отечественной войне.

Нами поставлены следующие задачи:

  • создать информационно–методическую базу по формированию у дошкольников системных представлений о ВОВ;
  • создать в группах РППС, позволяющую детям окунуться в героическое прошлое своего народа;
  • убедить родителей в важности решения проблемы патриотического воспитания и установить сотрудничество по созданию условий, способствующих формированию у детей системных представлений о событиях ВОВ;
  • обеспечить взаимодействие ДОУ с социальными институтами города для качественного решения поставленных задач.

Таким образом, нами были определены пять направлений деятельности по патриотическому воспитанию детей в процессе ознакомления с ВОВ:

  • Создать информационно–методическую базу.
  • Создание развивающей предметно – пространственной среды
  • Образовательная деятельность в процессе НОД и режимных моментов.
  • Взаимодействие с семьями воспитанников.
  • Взаимодействие с социумом.

Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Не будучи патриотом сам, педагог не сможет пробудить чувство любви к Родине у ребёнка. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит, прежде всего, самоопределение. Педагог должен знать, что целесообразно показать и рассказать детям о ВОВ, а самое главное, материал должен быть исторически верным и адаптирован для детского восприятия.

Конечно, патриотические чувства не могут возникнуть у детей после нескольких, даже очень удачных, занятий. Это результат длительного, систематичного и целенаправленного воздействия на ребенка через разные формы работы, а именно: НОД, культурно-досуговые мероприятия, тематическая неделя, проектная деятельность, музейная деятельность, поисковая деятельность, чтение художественной и познавательной литературы, просмотр видеороликов, рассказы, беседы, конкурсы и т.д.

Занятия, посвященные событиям ВОВ, представляют собой не единичные мероприятия, а продуманный цикл, ненавязчиво погружающий детей в далекие для них времена. Например, в ходе занятий на тему «Моя семья» мы непременно говорим о ветеранах, об их трудном детстве и проявленном героизме в годы войны. В преддверии праздника 8 Марта проводим беседу «Женщина на войне». Бабушки воспитанников рассказывают детям о своих мамах, вспоминают их рассказы о том, как жилось в военное время, приносят с собой пожелтевшие фотографии, старые альбомы. Прочувствовать, какими качествами обладали воины–освободители, дети-герои, помогает музыка. Иоганн Себастьян Бах говорил: «Музыка выдувает из души пыль повседневной жизни». Через музыку можно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями.

Но самый неизгладимый след в пытливых душах дошколят, их памяти, оставляет живое общение с ветеранами ВОВ, но в настоящее время, такие встречи уже маловероятны, поэтому их можно заменить записями, в которых представлены воспоминания ветеранов. Такие «онлайн встречи» побуждают мальчишек и девчонок с трепетом относиться к боевым наградам ветеранов, затаив дыхание слушать рассказы ветеранов о событиях далёкой войны.

Дети не всё умеют выразить словами, и тогда на помощь приходит воображение. Информация и впечатления, полученные детьми в процессе экскурсий, чтения и бесед, находят свое отражение в различных видах детской деятельности – игре, изобразительном и художественном творчестве, в создании коллекций, мини-музеев, выставок и экспозиций при активном участии педагогов ДОУ и родителей. В результате музейной и проектной деятельности в группах появились «уголки боевой славы», содержащие фотографии, письма, документы из семейных архивов, иллюстрации о войне. Появились мини-музеи «Военная техника», ««Мини музей хлеба». Значимость мини-музея достаточно высока, так как здесь дошкольники имеют возможность не только рассмотреть книги и репродукции, но и познакомиться с подлинными предметами и вещами, поразмышлять.

Залог успеха всей нашей работы – хорошо налаженный контакт с родителями, их заинтересованность и активное участие в реализации поставленных задач. Взаимодействие с родителями требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, порой не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Работа с родителями строится по 2 направлениям: повышение уровня педагогической компетентности и вовлечение родителей в образовательную деятельность с детьми по формированию системных представление о Вов.

Огромный вклад внесли родители в создание рукописной книги памяти «Мы помним героев!», содержащей рассказы детей и их родителей о членах семей – участниках войны, их героических судьбах, и фотоальбома «Дедушкина медаль».

Повышению качества образовательной деятельности с детьми по формированию системных представлений о ВОВ способствует взаимодействие с такими социальными институтами как библиотека «Зелёный мир», краеведческий музей, где дети знакомятся с военной техникой и оружием, с бытовыми условиями военнослужащих, особенностями службы в мирное время.

Время неумолимо бежит вперед, очень мало осталось ветеранов войны, непосредственных участников событий. Возраст и здоровье не позволяют им часто встречаться с детьми, самим рассказать о войне. Поэтому мы, старшее поколение, обязаны это сделать. Пока жива память о жертвенном подвиге нашего народа, о несгибаемой воле старших поколений, о мужестве и героизме защитников родной земли, мы будем единой семьей наследников Победы. Пусть для нас и наших детей истинная любовь к своей Родине будет самым главным ориентиром, а Великая Победа навсегда останется символом ратной доблести и духовного величия!

Рекомендации педагогам и родителям по формированию

основ патриотизма у детей 6-7 лет в процессе ознакомления

с событиями Великой Отечественно войны

(на основе изучения теоретического материала)

Великая Отечественная война для наших детей – далекая история. Если мы, внуки и правнуки воевавших, не передадим своим детям то, что хранится в нашей памяти как свидетельство того, что пережили наши дедушки и бабушки, связь времен, семейная нить порвется. Необходимо попытаться восстановить эту связь, чтобы и наши дети ощущали: они имеют пусть и опосредованное, отношение к тем далеким военным событиям. Начинать знакомство детей с историей как можно раньше, пока в малыше еще не иссяк пылкий естественный интерес ко всему происходящему в мире [27, с. 80].

Важным для воспитания патриотических чувств являются исторические знания. Победа в Великой Отечественной войне – это огромный подвиг наших отцов, дедов, прадедов. Но пройдет еще двадцать или тридцать лет, и война с ее победами и поражениями, подвиги солдат и офицеров станут для детей совсем давней историей. Поэтому необходимо рассказывать детям о войне, устраивать встречи с ветеранами [27, с. 25].

Формирование патриотических чувств дошкольников происходит в процессе совместной деятельности ребенка со взрослыми, которая предоставляет им возможность получить новые знания, представления и применить их (О. Мошининой, Л. Гасец, С. Елизарьевой). Важно:

« – вовлечение детей в разнообразные виды деятельности: познавательную, исследовательскую, трудовую, изобразительную, музыкальную при сохранении приоритета игровой (сюжетно-ролевые игры, специально организованное общение, подвижные и дидактические игры);

– интеграцию различных видов деятельности;

– насыщение педагогического процесса формами активного приобщения к истории Великой Отечественной войны (экскурсии в музеи и к монументам, целевые прогулки, праздники и развлечения, игротека);

– использование союза «воспитатель – ребенок – семья» как одного из основных институтов первоначальной социализации детей;

 – организацию содержательного, непринужденного общения детей, родителей, педагогов;

 – обеспечение активности ребенка на всех этапах формирования исторических представлений и воспитания патриотических чувств» [27, с.80].

При формировании основ патриотизма важно учитывать следующие разделы:

Я и моя семья. Мир ребенка начинается с самого близкого его окружения – его семьи. В данном разделе дошкольники получают знания о своих родных, тем самым, у них воспитывается гуманное отношение к близким. Так же они уточняют представления о занятиях своих родителей, семейных историях, традициях.

Детский сад. Используя игры, экскурсии, прогулки, занятия дошкольников учат ориентироваться в помещениях детского сада, здороваться с педагогами и детьми, бережно относиться к игрушкам и книгам, поддерживать порядок в группе. Далее дети учатся свободно ориентироваться на территории и в помещении детского сада, соблюдать правила уличного движения и технику безопасности, знакомятся с телефонными номерами экстренной помощи. Так же дошкольники учатся быть внимательными к сверстникам и заботиться о младших детях.

Родная природа. Любовь к природе одно из проявлений патриотизма. Очень важно научить ребенка эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе эмоционально, бережно, с любовью. Педагогу важно не забывать поощрять желание детей ближе узнавать о природе родного края.

Родной город. Родная страна. Дети получают краеведческие знания и сведения о родном городе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, учреждениях, предприятиях, знаменитых земляках.

Из этого раздела дети получают географические сведения о территории нашей страны (глобус, карта). Так же дошкольники знакомятся с государственными символами России: герб, флаг, гимн. Расширяются представление о значении государственных символов России, воспитывается уважительное отношение к ним. Неотъемлемой частью является знакомство детей со столицей нашего государства, другими городами страны, знаменитыми россиянами. Параллельно идет представление о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами. Тем самым формируется чувство любви, уважения и гордости к своей стране.

Родная культура. Немаловажно прививать детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. При помощи занятий этого раздела педагог знакомит детей с устным народным творчеством: сказками, праздниками, народным декоративно-прикладным искусством. Устраивая экскурсии в мини-музеи, где детям представляются предметы русского быта, формируется общее понятие о народной культуре, ее богатстве и красоте. Материалы экспозиций музея, систематизируются и преподносятся детям в доступной форме, тем самым, дают дошкольникам реальную возможность соприкоснуться с историей своего народа, своего Отечества.

Добиться успеха в патриотическом воспитании можно только тогда, когда сам воспитатель будет знать и любить историю своей страны, своего города. Он должен уметь отобрать те знания, которые будут действительно доступны детям дошкольного возраста, так, чтобы они смогли вызвать у детей чувство восторга и гордости.

Воспитывая будущее поколение, нужно помнить, что обществу нужен правильный, полный сил и энергии созидатель нашего государства. От того как будут решаться задачи патриотического воспитания, во многом зависит будущее нашей страны.



Предварительный просмотр:

Педагогический тренинг-игра для педагогов

«По страницам истории Великой Отечественной войны»

Цель: закрепление знаний о Великой Отечественной войне.

Задачи:

1. Закреплять и систематизировать знания об основных событиях Великой Отечественной войны и ее героях.

2. Развивать чувство уважения, восхищения героизмом участников Великой Отечественной войны.

3. Побуждать педагогов расширять доступные детям представления о Великой Отечественной войне.

Форма взаимодействия участников игры: индивидуальная, подгрупповая, групповая деятельность.

1 задание. Предложить педагогам встать в круг.

Ведущий: каждый человек – это уникальное существо. И верить в свою исключительность нужно каждому из нас. Подумайте, в чём состоит ваша исключительность, уникальность. Подумайте над тем, что вы действительно являетесь подарком для нашей страны. Аргументируйте своё утверждение, например«Я – подарок для своей страны, потому что я…» ( потому что люблю любоваться природой нашей страны, мне интересно жить и познавать новое, люблю улыбаться, люблю жизнь, радуюсь тому что у меня есть, излучаю любовь и доброту, умею отдавать и не жду ничего взамен, воспитала хороших детей, люблю своих родителей, каждый день лучший в моей жизни, ценю и уважаю труд других людей…

Ведущий: а я, являюсь подарком, потому что люблю людей нашей многонациональной страны, ценю историю нашей родины, чту память героев ВОВ и передаю свои знания подрастающему поколению.

Ведущий: наша деловая игра посвящена страницам Великой Победы. Мы пополним и закрепим свои знания о событиях Великой Отечественной войны, чтобы в полной мере делиться ими с нашими воспитанниками.

22 июня 1941 года в 4 часа утра немецкие войска перешли границы Советского Союза. И все: и стар, и млад, встали на защиту Отечества. Вчерашние школьники надевали на себя гимнастерки, сапоги и тоже уходили на фронт. Четыре долгих года, 1418 дней и ночей шла на нашей земле самая страшная кровопролитная война.

2 задание. «Мозговой штурм»

Первый наш этап посвящен важнейшим датам и именам. За каждый правильный ответ вы будете получать жетон.

 – В честь какого полководца немецкие захватчики назвали один из своих захватнических планов?

(План «Барбаросса» был разработан в 1940 году. Предусматривал молниеносный разгром основных сил Красной Армии западнее рек Днепр и Зап. Двина, а затем выход на линию Архангельск – Волга – Астрахань. Войну предполагалось выиграть в течение 2-3 месяцев. Осуществление плана «Барбаросса» было сорвано героической борьбой народов СССР.)

 – По плану Гитлера на месте столицы советского народа Москвы должно было возникнуть это. Что? (Море)

 – Назовите 5 главных сражений ВОВ: Московская битва(1941- 1942 г) , Сталинградская битва (1942- 1942 г.), Курская битва (1943 г.), Белорусская операция (1944 г.), Берлинская операция (1945 г.)

 – Этот город был крупнейшим металлургическим альянсом СССР. Сюда во время ВОВ перевезли до сотни предприятий, которые перепрофилировали под военную технику. Изготавливали самоходные установки, башни на танки, зенитные комплексы, реактивные минометы «Катюши» и много важной для победы техники и оборудования ( Город Екатеринбург (Свердловск)

 – Какой орден стал первой советской наградой, учреждённой в годы Великой Отечественной войны? (Орден Отечественной войны.)

 – Город, за который мужественно сражались моряки Черноморского флота в годы ВОВ? (Севастополь)

 – Сколько дней продолжалась решающая битва за Сталинград? (200 дней).

 – Сколько дней продолжалась блокада Ленинграда? (872 дня)

 – Чей голос звучал по Всесоюзному радио, оповещая о начале Великой Отечественной войны? (Диктор Всесоюзного радио. Левитана Ю.Б.)

 – Какой из этих отечественных танков стал легендой Второй Мировой войны? (Т-34).

 – Что из перечисленного во время Великой Отечественной Войны называли «катюшами»? (Ракетные установки.) 

 – Кем во время Великой Отечественной войны был Михаил Калашников, знаменитый конструктор автоматического стрелкового оружия? (Командир танка) 

 – По льду, какого озера проходила «Дорога жизни», проложенная для снабжения блокадного Ленинграда? (Ладожское)

 – Кто написал самое популярное в годы Великой Отечественной войны стихотворение «Жди меня»? (Константин Симонов)

 – Когда было водружено Знамя Победы над Рейхстагом в Берлине?(30 апреля)

 – Песня «День Победы» принесла этому композитору заслуженную славу и признание. Назовите его. (Тухманов).

 – Кто стал первым кавалером ордена Суворова 1-й степени, учреждённого в 1942 году? (Маршал Г.К. Жуков.)

Ведущий: Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю поселка, области, страны и даже Земли. О них пишут книги, слагают песни, и сочиняют стихи. В этом году вся страна торжественно отмечает 76-летие Великой Победе. Главное, что о них помнят! И эта память передается из поколения в поколение и не даёт померкнуть далеким дням и событиям.

3 задание «Мы помним Ваши имена».

Педагогам читаются вопросы, необходимо определить имя героя. За каждый правильный ответ участники получают жетон.

 – Выдающийся полководец Великой Отечественной войны, маршал, принимавший парад Победы на Красной площади в 1945 г. Четырежды герой Советского Союза. Народ присвоил звание «Маршал Победы» (Георгий Константинович Жуков)

 – Летчик, Герой Советского Союза, один из первых совершивший первый воздушный ночной таран немецкого самолёта - бомбардировщика. (Виктор Талалихин)

 – Летчик, освоивший протезы после ампутации голеней обеих ног и добившийся возвращения в полк. (Алексей Петрович Маресьев)

 – Герой Советского Союза, гвардии рядовой, закрывший своим телом амбразуру вражеского дзота и тем самым обеспечивший успешное наступление своего батальона. (Александр Матвеевич Матросов)

 – 17-летняя героиня Великой Отечественной войны, партизанка Таня; первая из женщин удостоенная звания Героя Советского Союза (посмертно). (Зоя Космодемьянская)

 – Маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза. Командовал парадом Победы на Красной площади 24 июня 1945 года (Константин Константинович Рокоссовский)

 – Генерал, под командованием которого 28 солдат – красноармейцев остановили танки под Москвой. (Иван Васильевич Панфилов)

 – Летчик, направивший свой горящий самолёт на колонну немецких войск (Николай Францевич Гастелло).

 – Самый старший герой Советского Союза (83 года), который водил всю ночь немцев по лесу. Перед тем как выйти в путь, Матвей Кузмин отправил внука к советским солдатам с запиской где встретить немецких захватчиков. В итоге Кузмин всё – таки вывел фашистов из леса, но перед глазами оказался 2- й батальон 31 –й стрелковой бригады. Было убито около 250 солдат. Матвея Кузьмина застрелил командир немецкого батальона.

Ведущий: Эти люди и многие другие стали символами храбрости и готовности погибнуть за свою Родину.

Ведущий: От самых первых залпов и выстрелов и до победного салюта через всю войну прошагали военные песни в боевом солдатском строю. Для тех, кто прошел и пережил войну, песни эти сродни позывным из той далекой поры.

4 задание «Ордена и медали Великой Отечественной войны»

Ведущий: Защищая свою Родину в годы войны, солдаты и командиры сражались смело, решительно, не жалея жизни. За патриотизм людей, их массовый героизм на фронте и в тылу врага правительство наградило почти всех участников боев.

Педагогам предлагаются иллюстрации орденов и медалей Великой Отечественной войны. Нужно назвать их.

Ордена: Красного Знамени, Красной Звезды, Победы, Славы, Отечественной войны, Суворова, Кутузова, Александра Невского, Нахимова.

Медали: «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За оборону Ленинграда», «За оборону Севастополя».

5 задание «Дети – герои войны».

Ведущий: На защиту Родины в годы войны стали все – от мала до велика. Немало было совершено тогда героических подвигов. Давайте сегодня вспомним подвиги, которые совершили дети.

(Домашнее задание). Педагоги рассказывают о подвигах, совершенных ребятами: Леня Голиков. Валя Котик, Зоя Космодемьянская, Зина Портнова, Марат Казей, Александр Матросов.

За боевые заслуги в годы Великой Отечественной войны десятки тысяч детей были награждены орденами и медалями. Четверо пионеров-героев были удостоены звания Героя Советского Союза: Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова. О подвигах юных героев написаны стихи и рассказы, сняты фильмы, их имена носят улицы, корабли. Ими гордится наша страна.

5 задание.

Тренинг (минутка психологической разгрузки): педагогам предлагается продолжить фразу «Я горжусь героическим прошлым своей Родины и ее защитниками, потому что …» (Примерные ответы: у нас мирное небо над головой; мои дети не знают, что такое война; наша армия освободила Европу от фашизма…). Педагогам необходимо подобрать по одной фразе.

Подводится подсчёт жетонов и проходит награждение.

Ведущий: закончилось ваше путешествие ! Для нашего поколения – это история, но история близкая, сопереживаемая. В наших силах сделать так, чтобы героические страницы истории Отечества не предавались забвению. Мы обязаны знать, чтобы помнить и передать свои знания подрастающему поколению для того чтобы вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину.

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война,

Ведь эта память – наша совесть!

Она, как сила, нам нужна!!!